Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА И МЕТОДА СКЕТЧНОУТИНГА В ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА И МЕТОДА СКЕТЧНОУТИНГА В ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
92
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / КОГНИТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ / ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ ТРЕНАЖЕР / СКЕТЧНОУТИНГ / VISUAL THINKING / COGNITIVE PROCESSES / TRAINING SESSIONS / INTERACTIVE SIMULATOR / SKETCHOUTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Султанова Ирина Викторовна

В статье изложен материал относительно применения тренинговых технологий при использовании «интерактивного тренажера» и технологии «скетчноутинга» в работе с обучающимися, для развития визуального мышления.The article provides material regarding the use of training technologies when using the "interactive simulator" and the technology of "sketching" in working with students to develop visual thinking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА И МЕТОДА СКЕТЧНОУТИНГА В ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ»

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Психология» Султанова Ирина Викторовна

«Севастопольский государственный университет» (г. Севастополь)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНТЕРАКТИВНОГО ТРЕНАЖЕРА И МЕТОДА СКЕТЧНОУТИНГА В ТРЕНИНГОВОЙ РАБОТЕ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ

Аннотация. В статье изложен материал относительно применения тренинговых технологий при использовании «интерактивного тренажера» и технологии «скетчноутинга» в работе с обучающимися, для развития визуального мышления.

Ключевые слова: визуальное мышление, когнитивные процессы, тренинговые занятия, интерактивный тренажер, скетчноутинг.

Annotation. The article provides material regarding the use of training technologies when using the "interactive simulator" and the technology of "sketching" in working with students to develop visual thinking.

Keywords: visual thinking, cognitive processes, training sessions, interactive simulator, sketchouting.

Введение. Современное общество, представляет собой информационную эру, а основным вызовом является, так именуемый, информационный бум, который проявляется в ежедневном, ежечасном и ежеминутном увеличении объёма информации и знаний. За два последних десятилетия, обществом было создано информации больше, чем за всю предыдущую историю. Таким образом, проблема оперативного структурирования информации и применения знаний представляется актуальной и обретает большую значимость в результате роста информационных потоков современного мира. Это определяет необходимость в обобщении и своевременном анализе накопленного опыта визуализации научной, учебной информации и знаний, а также научного обоснования данного метода с позиций технологического подхода к обучению. Кроме того, малоизученными, по-прежнему, остаются как педагогические, так и психологические аспекты визуализации информации и знаний, вопросы подготовки профессионального внедрения метода визуализации в образовательный процесс в учебном заведении.

Изложение основного материала статьи. Субъектами образовательного процесса выступают преподаватели и обучающиеся, которые являются наиболее заинтересованной и активной категорией в получении, хранении и использовании информации. При подготовке к экзаменационной сессии объем информации возрастает, а качественно ее воспринимать, усваивать и хранить становится все труднее. Таким образом, многообразие способов, техник и форм подачи учебного материала, вариативность его преобразования способствуют более эффективному усвоению и хранению полученной информации. Одной из наиболее эффективных способностей выступает визуальное мышление. Визуальное мышление позволяет работать с большими массивами информации и знаний, представлять их наглядно и доступно, легко проявлять связи между явлениями. Наиболее важным преимуществом метода визуализации выступает простота и возможность быстрого восприятия и переработки информации аудиторией [1]. «Быстрое развитие новых информационных... технологий ставят современного человека в условия, когда без развитого визуального мышления, высокого интеллектуального потенциала и эстетического чутья... освоение новых достижений невозможно» [4]. Визуальное мышление многогранно и несет разнообразную функциональную нагрузку. Также можно выделить процессуальную сторону визуализации анализируя процесс и результативную, фокусируясь на конечном результате - наглядно представленной информации. Результат может быть представлен в знаково-символическом образе, дополнен пояснительным текстом, цифровой или звуковой информацией.

Теоретической основой исследования являются труды по развитию мыслительных способностей личности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубенштейн, Б.М. Теплов, В.Д. Шадрикова), по основам психологической деятельности в усвоении визуальной информации (Б.Г. Ананьев, Т.В. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, Н.А. Менчинская, А.А. Пономарев, И.С. Якиманская), по вопросам освоения человеком визуальной действительности (С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, А.И. Миракян, В.А. Барабанщиков, В.И. Жуковский, Д.В. Пивоваров, В.И. Панов, Р. Арнхейм, Дж. Гибсон), практического применения метода визуализации в образовательном процессе (И.А. Герасимова, Е.А. Макаровой, Н.О. Неудахин), по технологии скетчноутинга (О.А. Ваткова, А. Пайвио, Д. Бруф).

Однако, наравне с изучением вопросов визуального мышления наблюдается небольшое количество исследовательских работ, в которых раскрываются методы и техники посвященные развитию визуального мышления обучающихся в процессе тренинговых занятий.

Недостаточность развития визуального мышления обучающихся потребовала поиска методических подходов повышения его уровня. Так, в рамках реализованного тренинга в качестве практической составляющей нами была выбрана технология обучения на «Интерактивном тренажере» и как закрепление полученных навыков техника «Скетчноутинг».

Использование интерактивного Тренажера, который предназначен для обучения студентов навыкам визуализации, формирования компетенций типа «soft skills». Тренажер может быть использован для создания заданий, для проверки решений кейсов и задач, введенных обучающимися. Интерактивный программный комплекс «Интерактивный тренажер», обеспечивает обучение навыкам визуализации и схематизации путем решения заданий, требующих использования знаково-символических средств представления информации. Целевая аудитория: обучающиеся и слушатели программ дополнительного образования. Приложение реализовано в виде веб сайта.

Примеры задач представлены ниже.

1. Соотношение понятий

Представьте на логико-графической схеме соотношение понятий: «Психология делится на фундаментальную и прикладную»

Решение:

Рисунок 1.1. Соотношение понятий

2.Необходимо построить логико-графическую схему понятий: «Ролевые конфликты являются одним из основных причин психических расстройств и психосоматических заболеваний» (Лейтц Г. Ролевые конфликты) Решение:

1 кихические рас с] ройства

Ролевые конфликты

г ч 1 кихосома тичеект; чиболспаЕшя

Рисунок 1.2. Логико-графическая схема

3. Логическая структура системы объектов.

На семейной фотографии изображен Афанасий Макарович со своими прямыми потомками. Нарисуйте семейное дерево, если на фото изображены:

1) Афанасий Макарович

2) Ольга Афанасьевна

3) Михаил Афанасьевич

4) Александр Афанасьевич

5) Иван Александрович

6) Петр Александрович

7) Иван Михайлович

8) Сергей Михайлович

9) Татьяна Сергеевна

10) и внук Афанасия Макаровича - Афанасий Петрович.

4.Создание логико-графической схемы действий (алгоритма) из текста

Переведите текст в логико-графическую схему: «Из полоски бархатной наждачной бумаги можно смастерить точилку для жала крючков. Полоску нужно смазать с нерабочей стороны клеем, согнуть по длине пополам, внутрь. Затем ближе к изгибу вложить небольшой кусочек фанеры (от спичечной коробки) длиной 45 мм и шириной 2-3 мм, после чего положить под пресс на 12 часов».

Решение:

Рисунок 1.4. Логико-графическая схема

5. Восстановление связей объектов по неполным данным.

Достоверно известно, что сведения от агента А дошли до агента D. А передал их В, а D - получил от С. Восстановите схему передачи сведений. Решение:

Рисунок 1.5. Восстановление связей

6. В студенческой группе есть компания близких друзей из 8 человек. У одного из них - Петра - день рождения. Друзья поручили Коле купить подарок, который стоит 1050 руб. Все сдали деньги поровну. Отобразите на схеме кто кому передавал деньги на подарок, если известно:

1) В компании две девушки - Ира и Оля.

2) Коля получил от друзей 3 суммы - 150, 300 и 450 руб.

3) Олег передал Коле деньги через Ивана.

4) Девушка передала Коле наименьшую сумму.

5) Оля передала деньги Коле через общего друга.

6) Сергей отдал Коле наибольшую сумму.

7) Игорь сдал деньги, как и все остальные. Решение:

Рисунок 1.6. Восстановление связей

7. Восстановление характеристик объектов по неполным сведениям о них и связям.

Альберт Эйнштейн составил эту задачу в начале 20-го века. Он утверждал, что 98% населения не сумеют её решить.

На одной улице стоят 5 домов, окрашенных в 5 разных цветов. В каждом доме живет гражданин другой страны. Каждый из них пьёт свой напиток, курит свои сигареты и содержит своё домашнее животное.

Определите, кто из них содержит рыб?

1. Британец живёт в красном доме.

2. У шведа есть собака.

3. Датчанин пьёт чай.

4. Зелёный дом стоит слева от белого и вплотную к нему.

5. Хозяин зелёного дома пьёт кофе.

6. У того, кто курит Pall-Mall, есть птицы.

7. Хозяин желтого дома курит Dunhills.

8. Хозяин среднего дома пьёт молоко.

9. Норвежец живёт в первом доме.

10. Человек, который курит Blends, живёт рядом с хозяином котов.

11. Тот, кто содержит лошадей, живёт рядом с тем, кто курит Dunhills.

12. Тот, кто курит BlueMaster, пьёт пиво.

13. Немец курит Prince.

14. Норвежец живёт рядом с синим домом.

15. У того, кто курит Blends, есть сосед, который пьёт воду.

©Альберт Эйнштейн

Ответ: Рыб содержит немец, который живет в зеленом доме, курит Prince и пьет кофе.

Для закрепления полученных знаний и умений, обучающиеся выполнили задания по визуализации информации при помощи метода «Скетчноутинг».

Майул Роуди характеризует как «Скетчноутинг - улавливание идей» [2]. Таким образом, использование этой техники позволяет фиксировать информацию в виде рисунков и символов, создавая визуальную карту любого материала. При обработке информации используется как вербальный так и невербальный канал, что в свою очередь позволяет создавать картину того, что человек видит, слышит, думает, в виде эскиза мысли.

Структура скетчноутинга включает пиктограмму и краткий текст.

По мнению исследователей в области психологии, создание конспектов посредством метода скетчноутинга в разы повышает уровень запоминаемости информации (Belova 2005; Gaponova 2003; Pimenov 2006; Rozin 2006).

Скетч дает возможность выделить саму суть, выделить более важные детали, а главное - потом позволяет при мимолетном взгляде на заметку быстро восстановить в памяти всю информацию, а также мысли и ощущения, сопровождающие выполнение задания.

Студенты были вовлечены в работу тренингов с целью выработки основных умений и навыков, позволяющих повысить уровень визуальной памяти, а именно:

- выделять в больших информационных потоках главное;

- перерабатывать значительное количество информации;

- ускорять процесс концентрации на информации, в сравнении с темпами обычной работы с текстовыми источниками;

- запоминать большие объемы информации.

На примере скетчноутинга простое тренинговое задание может выглядеть следующим образом. Студентам предлагается составить конспект фрагментов различных типов аудиторных занятий (лекция, семинар, практикум) в технике скетчноутинга. При этом рекомендуется использовать не менее трех видов визуальных изображений.

Примеры выполненных заданий.

Рисунок 1.7. Социально-психологические Рисунок 1.8 Факторы формирования аспекты формирования личности картины мира

Рисунок 1.3. Психология больших групп Рисунок 1.4. Психология малых групп

Тренинг «Развитие способности визуализации знания и информации» был успешно апробирован на базе «Севастопольского судостроительного колледжа», «Севастопольского государственного университета», «Крымского федерального университета» Гуманитарно-педагогической академии (филиал) с обучающимися.

Выводы. Практика показала, что тренинг может быть реализован в двух формах:

1. в форме мини-тренинга. Во время занятия по основному курсу, часть времени отводится на тренинговые упражнения, которые могут выступать как разминочно-мотивационные;

2. тренинг проводится в рамках курса по выбору. В этом случае можно проводить тематический тренинг, который будет выступать не только как мотивационный, но и направленный на совершенствование профессиональных навыков, одним из которых выступает овладение новыми способами визуализации.

Целевое назначение тренинга «Развитие способности визуализации знания и информации» состоит в формировании у обучающихся профессиональных навыков в применении когнитивно-визуальных технологий как инструмента визуализации, средства развития визуального мышления.

Литература:

1. Макарова Е.А. Визуализация как интроекция смыслообразов в ментальное пространство личности: Монография / Под. ред. И.В. Абакумовой. - М.: Изд-во «Спутник+», 2010. - 170 с.

2. Роуди М. Визуальные заметки. Иллюстрированное руководство по скетчноутингу. [Электронный ресурс]. / пер. К. Наумов. М.: Манн, Иванов и Фарбер, 2013. 224 с. URL: http://www.mann-ivanov-ferber.ru/books/paperbook/the-sketchnote-handbook/ (дата обращения: 2.06.2015).

3. Роэм Д. Визуальное мышление. Как продавать свои идеи при помощи визуальных образов. / пер. с англ. Медведь О., М.: Манн, Иванов, Фарбер, Эксмо. 2013. 300 с.

4. Серикова И.А. Развитие визуального мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства в общеобразовательной школе: Дисс. ... канд. пед. наук. Екатеринбург. 2005. 174 с. [Электронный ресурс]. / Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat [сайт]. URL: http://www.dissercat.com/content/ (дата обращения: 8.12.2019).

5. Cox J.R. Sketchnoting for Academic Success. [Электронный ресурс]. // URL: http://campus.murraystate.edu/faculty/jcox/sketch.html (дата обращения: 8.12.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.