Научная статья на тему 'Методы формирования визуального мышления у студентов с нарушениями зрения'

Методы формирования визуального мышления у студентов с нарушениями зрения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗУАЛЬНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ И ЗНАНИЯ / СТУДЕНТЫ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ / visual thinking / visualization of information and knowledge / students with visual impairments.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М В. Косцова, И Л. Пономаренко, А В. Гришина

В статье рассмотрены показатели сформированности визуального мышления у студентов с нарушениями зрения. Представлена диагностическая модель, отвечающая современным представлениям о способности к визуализации информации и знания. Сформулированы рекомендации по выбору методов и средств визуализации учебного материала с учетом особенностей восприятия, внимания и мышления студентов с нарушениями зрения. Статистически доказана эффективность использования интерактивного тренажера в системе психолого-педагогических методов формирования визуального мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS FOR FORMING VISUAL THINKING AT STUDENTS WITH VISUAL DISORDERS

The article considers indicators of the formation of visual thinking at students with visual impairments. A presented diagnostic model corresponds to modern ideas about the ability to visualize information and knowledge. Recommendations on the choice of methods and means of visualization of educational material are formulated, they rely on indicators of perception, attention and thinking of students with visual impairments. The effectiveness of using an interactive simulator in the system of psychological and pedagogical methods of forming visual thinking has been statistically proven.

Текст научной работы на тему «Методы формирования визуального мышления у студентов с нарушениями зрения»

УДК 159.955

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВИЗУАЛЬНОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

© 2020 М. В. Косцова1, И. Л. Пономаренко2, А. В. Гришина3

1канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: mashasev@mail.ru

2канд. психол. наук, доцент кафедры психологии e-mail: psychologist@bk.ru

Севастопольский государственный университет

канд. психол. наук, доцент кафедры общей психологии e-mail: nast_kostsova@mail.ru

Севастопольский экономико-гуманитарный институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»

В статье рассмотрены показатели сформированности визуального мышления у студентов с нарушениями зрения. Представлена диагностическая модель, отвечающая современным представлениям о способности к визуализации информации и знания. Сформулированы рекомендации по выбору методов и средств визуализации учебного материала с учетом особенностей восприятия, внимания и мышления студентов с нарушениями зрения. Статистически доказана эффективность использования интерактивного тренажера в системе психо лого-педагогических методов формирования визуального мышления.

Ключевые слова: визуальное мышление, визуализация информации и знания, студенты с нарушениями зрения.

Формирование информационной культуры личности, рассматриваемой как общепрофессиональная компетентность, в современных условиях становится одной из приоритетных задач системы высшего образования. На каждом этапе взаимодействия индивида с информацией (сбор, хранение, обработка, презентация, использование) выделяются условия повышения эффективности деятельности.

В учебном процессе особое место занимают методы визуализации информации, то есть условия эффективности презентации знания. Визуальное мышление потребителя информации напрямую зависит от способа структурирования и подачи учебного материала (способа обобщения и последовательности изложения, цветового решения, выбора шрифта и т.п). Графический символ здесь является дополнительным к символу вербальному. К сожалению, визуальное мышление у студентов не формируется спонтанно (само по себе) в информационной среде, и потому существует необходимость в определении средств диагностики уровня развития и методов его формирования.

Одним из аспектов решения этой прикладной задачи является учёт индивидуальных особенностей визуального восприятия, например, когнитивных стилей, ведущей модальности, межполушарной асимметрии. Однако все усилия психологов и педагогов, направленные на оптимизацию презентации информации с учетом этих когнитивных особенностей, не будут достаточно эффективными, если «картинка»,

скрупулезно созданная нами, не будет в полной мере отображаться из-за несовершенного мультимедийного оборудования или четко восприниматься студентом из-за нарушений зрения. Наиболее распространенными из них являются аномалии рефракции - миопия и гиперметропия (близорукость и дальнозоркость). Оба эти заболевания препятствуют тому, чтобы изображение проектировалось строго на сетчатке.

Мы полагаем, что студенты, имеющие слабую и среднюю миопию и гиперметропию, будут иметь специфические особенности визуального мышления, учет которых позволит правильно организовать окружающую их информационную среду и повысить тем самым продуктивность визуального мышления. В этом состоит цель написания статьи.

Независимо от того, какие нарушения зрительного восприятия имеют место, его анализ строится с учетом свойств, определенных в общей психологии [Немов 2020]. Наиболее интересными для нас в контексте обсуждаемой проблемы являются избирательность, осмысленность и обобщенность.

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении некоторых объектов/признаков и определяется как объективными, так и субъективными причинами, то есть и характеристиками самого раздражителя (сила, контрастность), и актуальными потребностями человека. В погоне за интересом, пытаясь сделать свою презентацию образной и привлекательной, преподаватели часто перегружают слайды элементами и вычурными шрифтами, что негативно сказывается на восприятии материала студентами с нарушениями зрения. Чтобы лаконичные презентации (циклическая матрица, пирамидальный список) не выглядели скучными, следует поменять дедуктивный способ изложения материала на индуктивный, при котором обращение к актуальным социальным потребностям студентов обеспечит необходимый уровень интереса. Не следует также публиковать второстепенную информацию меньшим шрифтом, трудным для восприятия: можно сохранить шрифт и его размер, но изменить цвет текста на разбелённый оттенок основного цвета.

Осмысленность восприятия вытекает из общественной природы человека и его сознания и осуществляется посредством языковых средств. Нет ничего в сознании, что не было бы представлено в языке. Язык фиксирует и практический, и познавательный опыт. Называя воспринимаемое определенным образом, мы соотносим его с конкретной категорией объектов и предполагаем, таким образом, наличие у него ряда признаков и межпредметных связей. Опыт преподавания дисциплин психологического цикла студентам с нарушениями зрения позволяет нам отдать предпочтение ментальным картам. Понятия, которые вводятся в учебный обиход, представляются на практических занятиях в виде карт, предполагающих свободный выбор визуальных ассоциаций и способа размещения их на ментальном поле.

Любой объект не может восприниматься как единичный случай. Обобщенность восприятия достигается при соотнесении предмета с другими, в результате происходит достройка разобщенных элементов до целостного образа. Обобщенность является высшим проявлением осознанного восприятия, однако нас это свойство интересует больше в его «техническом» понимании [Косцова, Гришина 2019; Криштопайтис 2008]. Беглое чтение текста, в том числе со слайда, облегчают антиквенные шрифты, основой для разработки которых послужил рукописный книжный почерк. Характерной особенностью антикв являются засечки на концах букв. Примерами такого шрифта являются Times New Romance, Book Antiqua. Именно засечки позволяют взгляду легко сочленять отдельные буквы в целостный образ слова. С психологической точки зрения антиквы создают ощущение профессионализма и авторитетности источника предоставляемой информации. Однако при подготовке варианта презентации для

Косцова М. В., Пономаренко И. Л., Гришина А. В. Методы формирования визуального мышления

у студентов с нарушениями зрения

студентов с нарушениями зрения следует отдать предпочтение упрощенным, свободным от мелких деталей шрифтам или хотя бы чередовать их с антиквенными. Рубленые шрифты позволяют создать пространство между буквами, отделить один знак от другого, благодаря чему тексты легко читаются с большого расстояния. Примерами таких шрифтов являются Arial, Candara, Tahoma, Verbana. Помимо облегчения зрительного восприятия, оформленный таким образом текст расценивается (ассоциативно) как свежий, современный, доступный.

С целью расширения представлений о методах визуализации информации при обучении студентов с нарушениями зрения было предпринято эмпирическое исследование. Выборку исследования составили 22 студента Института ядерной энергии и промышленности (г. Севастополь) с миопией и гиперметропией (слабой и средней степени).

Показателями сформированности визуального мышления являются [Демидова

2015]:

- способность к созданию новых визуальных образов в контексте личного опыта на основе ассоциативного мышления;

- вербализация художественных образов (оформление чувственного опыта в суждения и умозаключения);

- аналитико-синтетическая деятельность (выдвижение визуальных гипотез, целостное восприятие визуализации в системе уровневых и глубинных отношений между объектами);

- культура вербальной активности субъекта при восприятии презентации: включенность, оформление своей точки зрения в виде уважительного, легко декодируемого послания, уважение к мнениям других.

Представления о компонентах визуального мышления и особенностях отражения действительности при сужении сенсорной сферы позволили нам определить диагностическую модель эмпирического исследования визуального мышления у студентов с нарушениями зрения:

1) тест «Пиктограмма» по методу А.Р. Лурии [Зейгарник 2020], который позволяет выявить особенности запоминания через ассоциативные связи. Исследовательские возможности методики:

- выявление особенностей опосредованного запоминания (абстрактные, знаковые, конкретные, сюжетные и метафорические ассоциации);

- оценка продуктивности памяти (количество правильно воспроизведенных слов);

- определение характера мыслительной деятельности (мыслитель, художник, практик);

2) корректурная проба (тест Б. Бурдона), предназначенная для исследования концентрации и устойчивости внимания [Носс 2019];

3) методика Г. Мюнстерберга, изучающая избирательность внимания как помехоустойчивость в условиях монотонной работы [Носс 2019];

4) тест креативности Э. Торренса «Завершение картинок» [Дружинин 2020], который позволяет не только выявлять скрытые творческие способности испытуемых, но и разрабатывать на основе полученных результатов тренинги, коррекционные программы и программы индивидуального обучения. Исследовательские возможности методики:

- беглость (число завершённых заданий);

- гибкость (разнообразие категорий рисунков);

- оригинальность (доля статистически редких изображений);

- разработанность (степень детализации, включая детализацию названия изображения).

Рассмотрим результаты констатирующего эксперимента.

Нормальный уровень продуктивности памяти (80% воспроизведенных слов и более) был выявлен у большинства респондентов (82% выборки исследования). Этот показатель является позитивным с точки зрения сформированности визуального мышления, однако по характеру мыслительной деятельности выборка не является настолько же однородной. Более половины респондентов (55%) можно отнести к типу «практик», который диагностируется, если более половины пиктограмм относятся к категории предметных. Другими словами, у этой части испытуемых наглядно-действенное мышление преобладает над наглядно-образным и абстрактно-логическим.

С точки зрения критериев сформированности визуального мышления такие респонденты нуждаются в развитии способности к вербализации художественных образов и аналитико-синтетическому мышлению. Из всего многообразия методов активизации визуального мышления максимально соответствуют обозначенной задаче метод ментальных карт и логический квадрат.

При формулировке задания для ментальной карты можно дополнительно оговаривать наличие в них абстрактно-знаковых и сюжетно-метафорических изображений. Логический квадрат - способ визуализации вербальной информации, при котором отношения между суждениями изображаются схематически с помощью квадрата, так чтобы установить логические связи между ними и исключить использование взаимоисключающих суждений или неоправданных обобщений. Этот метод визуализации ориентирован на развитие абстрактно-логического мышления.

Два метода психологической диагностики (корректурная проба и тест Г. Мюнстерберга) были направлены на изучение свойств внимания респондентов с нарушениями зрения. Исследование показало, что большинство респондентов имеют приемлемый уровень концентрации внимания (68%), однако при этом устойчивость и избирательность внимания у испытуемых с нарушениями зрения (в среднем по группе) находятся на низком уровне, что говорит о недостаточной помехоустойчивости, отсутствии стабильной продуктивности учебной деятельности, если мотив интереса перманентно не актуализируется в течение занятия. С точки зрения этой особенности внимания свободное оперирование педагога средствами визуализации информации (таймлайн, интеллект-карта, скрайбинг, фишбоун, каузальная цепь и многие другие) позволяет преодолеть моменты рутинности и пассивное потребление знаний в учебном процессе.

Диагностика креативности осуществлялась с помощью теста Э. Торренса, который позволил выявить следующие компоненты дивергентного мышления респондентов. Беглость мышления составляет 100% (все изображения завершены) у подавляющего большинства испытуемых (94%), однако категориальное многообразие завершенных изображений и их индивидуальное своеобразие характерно для 34% испытуемых, из которых только у половины рисунки имеют высокую степень детализации. Таким образом, достаточно трудно выделять одну обобщенную стратегию развития визуального мышления у студентов с нарушениями зрения, опираясь только на распределение по показателям гибкости и оригинальности. Одним из таких средств может стать эстетическая среда, образовательное художественное пространство, формирование которого возможно в рамках дисциплин гуманитарного цикла [Носс 2019; Пономаренко и соавт. 2020].

Обобщив результаты входной диагностики, определим характер психолого-педагогического воздействия, направленного на формирование визуального мышления у студентов с нарушениями зрения. С точки зрения объекта воздействия все описанные

Косцова М. В., Пономаренко И. Л., Гришина А. В. Методы формирования визуального мышления

у студентов с нарушениями зрения

методы можно условно разделить на две группы: тренинг визуализации информации и знания для преподавателей и организация специфической коррекционной среды для студентов [Савенкова 2014]. Под коррекционной средой мы понимаем как акцент на разнообразные аспекты визуального мышления в рамках учебного процесса, так и специализированный тренинг с помощью «интерактивного тренажера», который был адаптирован на кафедре психологии Севастопольского государственного университета. Основная дидактическая направленность тренажера состоит в формировании способности к схематизации учебной информации в процессе решения типовых задач:

- соотношение понятий;

- логико-графическая схема понятий;

- логическая структура системы объектов;

- логико-графическая схема действий;

- восстановление связей объектов по неполным данным;

- восстановление характеристик объектов по неполным сведениям о них.

Эффективность системы методов, направленных на формирование визуального

мышления у студентов с нарушениями зрения, определялась на основе данных итоговой диагностики. Интервал между входной и итоговой диагностикой составил 4 месяца (первый семестр 2019/2020 уч. г.). Анализ сдвига осуществлялся с помощью непараметрического Т-критерия Вилкоксона. Для объема выборки п=22 критические значения составляют 75 и 55 для р<0,05 и р<0,01 соответственно. В таблице представлены результаты статистического анализа сдвига по каждому диагностированному признаку.

Анализ сдвига когнитивных компонентов визуального мышления

Критерий Тэмп Зона значимости/незначимости Результат

Продуктивность опосредованного запоминания 56 Эмпирическое значение находится в зоне относительной значимости Продуктивность запоминания достоверно повысилась

Наглядно-действенное мышление 63 Эмпирическое значение находится в зоне относительной значимости Доля конкретных пиктограмм достоверно снизилась

Наглядно-образное мышление 71,5 Эмпирическое значение находится в зоне относительной значимости Доля сюжетных и метафорических пиктограмм достоверно увеличилась

Абстрактно -логическое мышление 54 Эмпирическое значение находится в зоне абсолютной значимости Доля абстрактных и знаковых пиктограмм достоверно увеличилась

Концентрация внимания 77 Эмпирическое значение находится в зоне абсолютной незначимости Уровень концентрации внимания не изменился

Устойчивость внимания 61,5 Эмпирическое значение находится в зоне относительной значимости Уровень устойчивости внимания достоверно повысился

Избирательность внимания 63,5 Эмпирическое значение находится в зоне относительной значимости Уровень избирательности внимания достоверно повысился

Беглость 79 Эмпирическое значение находится в зоне абсолютной незначимости Уровень беглости мышления не изменился

Гибкость 57 Эмпирическое значение находится в зоне абсолютной значимости Уровень гибкости мышления достоверно повысился

Оригинальность 76,5 Эмпирическое значение находится в зоне абсолютной незначимости Уровень оригинальности мышления не изменился

Разработанность 55,5 Эмпирическое значение находится в зоне абсолютной значимости Уровень разработанности изображений достоверно повысился

Статистический анализ сдвига показал эффективность методов, направленных на формирование и активизацию различных компонентов визуального мышления. Наиболее заметные изменения (эмпирическое значение Т-критерия Вилкоксона находится в зоне абсолютной значимости) коснулись доли абстрактных и знаковых пиктограмм (тест опосредованного запоминания), разработанности изображений и гибкости мышления (тест Э. Торренса). Менее выраженные, но достоверные положительные сдвиги подтвердились для продуктивности запоминания, доли сюжетных и метафорических пиктограмм, устойчивости и избирательности внимания.

Выводы. Мы рассматривали показатели сюжетных и метафорических, абстрактных и знаковых пиктограмм в качестве маркеров наглядно-образного и абстрактно-логического мышления. Способность к созданию новых визуальных образов соотносится с позитивной динамикой компонентов творческого мышления (тест Э. Торренса). Ментальная продуктивность при запоминании и составлении визуализаций информации подтверждается ростом показателей внимания (корректурная проба, тест Мюнстерберга). Таким образом, можно утверждать, что наиболее значимые показатели сформированности визуального мышления повысились в результате применения комплекса разработанных методов.

Библиографический список

Демидова Л.А. Формула современного образования // Аккредитация в образовании. 2015. № 4 (80). С. 37.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей: учеб. пособие для вузов. 3-е изд. М.: Юрайт, 2020. 349 с.

Зейгарник Б.В. Патопсихология: учеб. для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 367 с.

Косцова М.В., Гришина А.В. Особенности визуального мышления у студентов технического профиля подготовки // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2019. № 4 (52). URL: https://api-mag.kursksu.ru/api/v1/get_pdf/3436/ (дата обращения: 12.02.2020).

Криштопайтис В.В. Шрифт как визуальное средство коммуникации // Вестник ХДАДМ. 2008. № 5. С. 72-77.

НемоеР.С. Общая психология: в 3 т. Т. 2: в 4 кн. Кн. 1. Ощущения и восприятие: учеб. и практикум для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2020. 302 с.

Носс И.Н. Психодиагностика: учеб. для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2019. 500 с.

Пономаренко И.Л., Моисеев В.Г., Шевченко А.А. Особенности визуального мышления у студентов с полезависимым-поленезависимым когнитивным стилем // Ученые записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия: Социология. Педагогика. Психология. Т. 6 (72). 2020. № 1. С. 85-92.

Савенкова Л.Г. Воспитание человека в пространстве мира и культуры: интеграция в педагогике искусства. М.: МАГМУ-РАНХиГС, 2014. 160 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.