5. Alabdulkarim A.A., Ball P.D., Tiwari A. Assessing Asset Monitoring Levels for Maintenance Operations: A Simulation Approach / Alabdulkarim, A.A., Ball P.D., Tiwari A. // J: Journal of Manufacturing Technology Management. 2015. Vol. 26. P. 632-659.
6. Rolim G.A. Pitombeira-Neto A.R. Discrete-event Simulation for Performance Evaluation of Maintenance Operations in a Bus Garage / Rolim G.A., Pitombeira-Neto A.R. // XXXI Congresso de Pesquisa e Ensino em Transportes (XXXI ANPET). 2017.
7. Kulkarni A., Yadav D., Nikraz H. Aircraft Maintenance Checks Using Critical Chain Project Path / A. Kul-karni, D. Yadav, H. Nikraz // J: Aircraft Engineering and Aerospace Technology, 2017. №89 (6). P. 879-892.
8. Shargawi A.A. A Study of Boeing 747 «C» Check Maintenance Processes Using Simulation / A.A. Shargawi // Master Thesis Work, Wichita State University, 2014. P. 1-207.
9. Чекрыжев Н.В. Основы технического обслуживания воздушных судов: учеб. пособие. Самара: Изд-во СГАУ, 2015. 84 с.
Корчагин Александр Алексеевич, аспирант, [email protected], Россия, Москва, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет),
Денискин Юрий Иванович, д-р техн. наук, профессор, YuriDeniskin @gmail. com, Россия, Москва, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет,
Васин Григорий Александрович, студент-бакалавр, Россия, Москва, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет)
DECISION MAKING QUALITY MANAGEMENT ON SERVICE AND AFTER SALES PROCESSES AIRCRAFT
MAINTENANCE
A.A. Korchagin, Y.I. Deniskin, G.A. Vasin
Options for using simulation modeling of the aircraft after-sales service system at various stages of the implementation of aviation programs in the Stage-Gate methodology are considered. The results of the conducted modeling show that the use of simulation methods at various stages of the aviation program allows program managers to identify possible bottlenecks of the system and make appropriate management decisions on possible changes in the after-sales service system.
Key words: Stage-Gate program management methodology, service and after-sales service, aviation technology, simulation modeling.
Korchagin Aleksandr Alexievich, postgraduate, koralex55@gmail. com, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),
Deniskin Yury Ivanovich, doctor of technical sciences, professor, YuriDeniskin@gmail. com, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research University),
Vasin Grigory Alexandrovich, bachelor student, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute (National Research
University)
УДК 658.516
Б01: 10.24412/2071 -6168-2024-7-67-68
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО АУДИТА СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА
А.В. Болдырева, В.И. Буньковский, И.В. Зырянов, С.А. Одиноков
Рассмотрены подходы по проведению дистанционных аудитов систем менеджмента. Проанализированы современные стандарты реализации данной деятельности и их применение в международной и отечественной практике. Определены основные факторы, влияющие на качество информационно-коммуникационных технологий. Приведен пример перспективной платформы проведения видеоконференцсвязи для использования в дистанционных аудитах.
Ключевые слова: стандартизация, дистанционный аудит, система менеджмента, программное обеспечение, сертификация, информационно-коммуникационные технологии.
Главным фактором, влияющим на качество производимой продукции, является наличие на предприятии-изготовителе внедренной, функционирующей и сертифицированной системы менеджмента качества, основанной на требованиях международных стандартов. Сертификация системы в обязательном порядке включает в себя проверку как основного процесса, в том числе проектирование, производство и реализацию продукции, так и функционирование вспомогательных и управленческих процессов, а также в целом мероприятия по осуществлению деятельности предприятия. С развитием информационных технологий появилась возможность проведения аудитов с помощью средств видеосвязи. В международной практике проведение дистанционных аудитов уже давно является принятым законодательно возможным вариантом при сертификации систем менеджмента [1]. Так, Международный форум по аккредитации (ТЛЕ) и принятый им стандарт IAF ГО 3:2011 [2] определяет, что в условиях чрезвычайных ситуаций, таких как пандемии или конфликты, сертификационному органу рекомендуется проводить оценку рисков для поддержания сертификатов клиентов без личных визитов, предлагая альтернативные удаленные методы при необходимости.
Основным международным документом, регламентирующим сегодня проведение аудитов систем менеджмента в удаленном режиме, является IAF MD 4:2018 [3]. Этот документ обязателен для применения в случае, когда в ходе аудита используются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Согласно IAF MD 4:2018 удаленный аудит проводится частично или полностью удаленно с использованием ИКТ. Такой аудит должен включать в себя те же элементы, что и аудит с выездом на предприятие. Также в последнюю версию Руководства по аудиту систем менеджмента ISO 19011:2018 [4] на проведение аудитов систем менеджмента были включены инструкции по проведению дистанционных / удаленных аудитов, т.е. такая опция допускается как применительно к внешним, так и к внутренним аудитам.
В России до недавнего времени не было законодательной базы, разрешающей проведение анализа производства при сертификации продукции и аудитов систем менеджмента промышленных предприятий удаленно. Однако в связи с пандемией временно было разрешено переводить часть работ по сертификации в дистанционный режим, а при невозможности посещения группой по аудиту предприятия разрешалось проводить сертификационные аудиты и инспекционный контроль полностью удаленно. Такая практика сохранилась и на текущий момент.
Дополнительно 9 апреля 2021 года Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 194-ст был утвержден и введен в действие национальный стандарт ГОСТ Р 59424-2021 «Руководящие указания по дистанционному проведению анализа состояния производства и аудита систем менеджмента» [5]. Данный документ предназначен для внедрения стандартизированных подходов к анализу производственных процессов и проведению аудиторских проверок систем управления в условиях удаленной работы с использованием современных информационных технологий. Основная задача заключается в повышении эффективности оценивания соответствия, сокращении затрат и минимизации рисков в сфере качества, экологии и охраны труда. Важно отметить, что данный стандарт не отменяет действующих норм законодательства Российской Федерации и может применяться только при условии их выполнения.
Согласно стандарту ГОСТ Р 59424-2021, ИКТ представляют собой объединение аппаратных средств (таких как серверы, рабочие станции, ноутбуки, мобильные устройства и видеокамеры и т.д.) и программного обеспечения (операционных систем, систем управления оборудованием, облачных приложений, электронной почты и платформ для работы с данными).
Мы бы хотели в данной статье рассмотреть информационно-коммуникационные технологии в более широком смысле: ИКТ это совокупность методов, механизмов, алгоритмов, средств и устройств, используемых для сбора, обработки, хранения и передачи информации. Важнейшим компонентом ИКТ является непосредственно компьютер с нужным программным обеспечением для обработки информации и проведения видеоконференций, а также телекоммуникационное оборудование для обеспечения взаимодействия.
Согласно ГОСТ Р 59424-2021 дистанционные аудиты проводят в соответствии с принципами аудита, изложенными в ГОСТ Р ИСО 19011-2021, а также дополнительными принципами:
- риск-ориентированный подход при проведении дистанционных аудитов;
- обеспечение компетентности при проведении дистанционных аудитов;
- обеспечение конфиденциальности и безопасности данных при проведении дистанционных аудитов;
- обеспечение непрерывности и целостности проведения дистанционных аудитов [5].
Стандарт описывает основные методы и последовательные этапы для проведения дистанционного аудита, включая: старт аудиторской программы, установление контакта с проверяемой стороной, оценка возможности проведения аудита, изучение документации, формирование аудиторского плана, организацию вводной встречи, общение с сотрудниками проверяемой организации, наблюдение за выполняемыми процессами, непрерывный анализ документов в ходе аудита, обмен и обработка данных, подведение итогов аудита, составление отчетов, финальная встреча, подготовка и распределение аудиторского отчета, завершение аудитирования и выполнение последующих действий.
На наш взгляд, стандарт не выделяет как отдельный этап одно из важнейших действий при планировании и проведении дистанционных аудитов, а именно выбор, а в некоторых случаях и индивидуальный подбор конкретного программного обеспечения как для обмена документами, так и для проведения интервью и наблюдения за работой проверяемых сотрудников, в то время как данный этап является одним из наиболее сложных при планировании дистанционных аудитов систем менеджмента. При этом на текущий момент существует огромное количество платформ для видеоконференций, онлайн-встреч и совместной работы, доступных для предприятий любого вида деятельности и любого размера. При таком большом количестве вариантов сложно понять, какое программное обеспечение лучше всего подойдет именно для проведения дистанционных аудитов.
Следует также учитывать такой фактор, как политическая обстановка в России, в связи с которой, зарубежные сервисы (например, Zoom, Microsoft Teams, GoToMeeting и другие) сейчас ограничивают свое присутствие в РФ, в связи с чем, привычные для пользователей иностранные платформы для видеоконференцсвязи оказались недоступны. Но, уже сейчас на рынке существует множество альтернатив - можно рассмотреть, как отечественные решения для ВКС, а также и зарубежное ПО, функционал которого пока действует, но с учетом имеющихся рисков на данный момент.
При выборе подходящего приложения необходимо учитывать цену, качество, простоту использования, безопасность и функциональность ПО. Поскольку установка ПО, настройка и обучение работе достаточно трудоемкий и затратный процесс, к выбору программного обеспечения для дистанционных аудитов необходимо подойти ответственно и учесть множество факторов:
- Конфиденциальность и безопасность. Так как орган по сертификации как при проведении выездных, так и при дистанционных аудитах работает с персональными данными клиентов или конфиденциальными внутренними данными самой компании, то любая утечка информации является ударом по репутации органа по сертификации и проверяемой организации. Это может повлечь за собой потерю клиентов и, как следствие, приостановку бизнеса. Большая часть того, что предлагает сегодня рынок - облачные сервисы для видеоконференцсвязи. Следует помнить, что все видеозаписи встреч, детализация звонков, личные данные пользователей, включая логины и пароли, а также пароли для входа в конференцию, передаются приложениями во внешние облачные хранилища данных. Доступ к этим хранилищам может быть доступен широкому кругу лиц и организаций и более того, поставщик ВКС-решений не имеет контроля над тем, что происходит с этими данными. Для предотвращения подобной угрозы необходимо
серверные решения развернуть внутри сети предприятия. Таким образом, все коммуникации сотрудников компании друг с другом и с клиентами будут храниться на защищенных серверах, без каких-либо рисков взлома и утечки данных.
- Производительность ПО. Если вы проводите заседание, в том числе с партнерами, то имеет значение подсчет количества людей в них. В облачных сервисах лимит, в среднем, до 50 человек в одной конференции, продолжительность - максимум 60 минут. Кроме того, на популярных платформах масштабные мероприятия могут осуществляться с задержками видео и звука из-за загруженности сервиса. Чтобы обеспечить большую концентрацию без перебоев, решение должно быть надежным, стабильным и отказоустойчивым. Это также важный фактор и для проведения дистанционных аудитов, так как аудит одного подразделения может занять несколько часов.
- Компетентность персонала, в том числе технического посредника. Согласно ГОСТ Р 59424-2021 основной функцией технического посредника является сбор объективных свидетельств аудита с использованием информационно-коммуникационных технологий. Технический посредник это физическое лицо, проживающее вблизи проверяемой организации, и его участие позволяет избежать при проведении дистанционного аудита риска неполучения объективной и достоверной информации о состоянии объекта аудита. Технический посредник может не иметь компетенций аудитора, однако его компетентность напрямую связана с программным продуктом для дистанционного аудита и его умения работать с ней. Проверяемый персонал также должен быть компетентен в вопросах работы с программным обеспечением для ВКС, так как любая ошибка со стороны персонала приведет к задержке времени, что в свою очередь будет увеличивать продолжительность дистанционного аудита.
- Доступность. Ввиду недавних событий, российская бизнес-среда столкнулась со сложными процедурами по организации онлайн-совещаний из-за санкционных ограничений. По факту, все стали свидетелями того, как целые страны в один момент можно отключить от коммуникационных сервисов. Это делает внедрение решений отечественной разработки более приоритетным, так как стабильность работы такого ПО не зависит от внешнего фактора или колебания геополитических тенденций.
- Цена программного продукта. Бесплатные программы для видеозвонков подходят для внешнего аудита небольших предприятий со штатом сотрудников до 20 человек - в них, как правило, есть ограничения по количеству участников групповых звонков. Для проведения дистанционных аудитов крупных организаций с обширным числом сотрудников более оптимальными являются платные решения, поскольку они предлагают широкий спектр инструментов для совместной деятельности и способны обеспечить участие множества пользователей в видеоконференциях. К тому же, программы для видеосвязи такого уровня, как правило, лучше заботятся о безопасности общения своих пользователей.
При изучении доступных инструментов ИКТ мы проанализировали существующие на данный момент средства ВКС и выбрали для проведения дистанционных аудитов платформу TrueConf. Это крупнейший разработчик программных и аппаратных решений для видеоконференцсвязи и удаленной работы в России, который был неоднократно отмечен в исследованиях аналитических агентств Gartner, IDC и Frost & Sullivan. Технические решения компании отвечают высоким требованиям к качеству и безопасности видеосвязи, а также включены в Единый реестр программного обеспечения и Реестр радиоэлектронной продукции Министерства промышленности и торговли.
Платформа TrueConf эффективно соединяет переговорные зоны, рабочие места и мобильные устройства сотрудников посредством UltraHD видеосвязи. Она также предоставляет удобные средства для совместной работы, такие как корпоративный мессенджер, функции захвата контента, демонстрацию презентаций, управление дистанционным рабочим столом и возможность записи конференций.
Из преимуществ платформы для проведения дистанционных аудитов стоит отметить доступную инфраструктуру, защищенную связь, интеллектуальное шумоподавление, протоколирование встреч и совещаний, ассистента пользователя, балансировку нагрузки, отказоустойчивость.
Стоит отметить, что платформой TrueConf уже несколько лет успешно пользуется Федеральная служба по аккредитации при проведении процедур аккредитации и подтверждения компетентности органов по сертификации, испытательных лабораторий и т.п. в формате ВКС, что еще раз доказывает, что именно эта программа заслуживает использования при проведении дистанционных аудитов систем менеджмента.
Но, также следует обратить внимание и на то, что платформа TrueConf строится на отечественных разработках, поэтому в некоторых случаях (например, при проведении дистанционного аудита для предприятия, находящегося не на территории России) использование программы может быть недоступно, в связи с чем необходимо будет выбрать другое ПО, что опять же возвращает нас к необходимости выделения выбора конкретного программного обеспечения как отдельного этапа при планировании и проведении дистанционных аудитов.
Список литературы
1. Khan A. Auditing From a Distance // Internal Auditor. НП «Институт внутренних аудиторов», 2017.
2. Документы международных организаций в области аккредитации «Менеджмент чрезвычайных событий или обстоятельств, влияющих на органы по аккредитации, органы по оценке соответствия и сертифицированные организации» от 25 ноября 2011 г. № IAF ID 3:2011 // IAF. 2011.
3. Документы международных организаций в области аккредитации «Обязательный документ IAF по применению ИКТ в целях аудита/оценки» от 04 июля 2018 г. № IAF MD 4:2018 // IAF. 2018.
4. ГОСТ Р ИСО 19011-2021. Оценка соответствия. Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента. Введ. 2021-07-01. М.: Стандартинформ, 2021. 42 с.
5. ГОСТ Р 59424-2021. Руководящие указания по дистанционному проведению анализа состояния производства и аудита систем менеджмента. Введ. 2021-04-09. М.: Стандартинформ, 2021. 18 с.
Болдырева Анастасия Викторовна, аспирант, stasyabv@inbox. ru, Россия, Москва, Московский авиационный институт,
Буньковский Владимир Иосифович, д-р экон. наук, профессор, Член-корреспондент Российской академии естественных наук, bunker59@mail. ru, Россия, Иркутск, Иркутский национальный исследовательский технический университет,
Зырянов Игорь Владимирович, д-р техн. наук, заведующий кафедрой, zyryanoviv@inbox. ru, Россия, Мирный, Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова (филиал),
Одиноков Сергей Анатольевич, д-р техн. наук, профессор, odinokovs@mail. ru, Россия, Москва, Московский авиационный институт
FEATURES OF APPLICATION OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES FOR REMOTE AUDIT
OF MANAGEMENT SYSTEMS
A.V. Boldyrevа, V.I. Bunkovsky, I.V. Zyryanov, S.A. Odinokov,
Approaches to conducting remote audits of management systems are considered. Modern standards for the implementation of this activity and their application in international and domestic practice are analyzed. The main factors influencing the quality of information and communication technologies have been identified. An example of a promising videoconferencing platform for use in remote audits is given.
Key words: standardization, remote audit, management system, software, certification, information and communication technologies.
Boldyreva Anastasia Viktorovna, postgraduate, stasyabv@inbox. ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute,
Bunkovsky Vladimir Iosifovich, doctor of economics, professor, bunker59@mail. ru, Russia, Irkutsk, Irkutsk National Research Technical University,
Zyryanov Igor Vladimirovich, doctor of technical sciences, head of the department, [email protected], Russia, Polytechnic Institute, Northeastern Federal University named after M.K. Ammosov (branch),
Odinokov Sergey Anatolievich, doctor of technical sciences, professor, odinokovs@mail. ru, Russia, Moscow, Moscow Aviation Institute
УДК 528.088.22
DOI: 10.24412/2071-6168-2024-7-70-71
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОЦЕНКИ ПОЛОЖЕНИЯ БАЗОВОЙ ОСИ ВРАЩЕНИЯ ВАЛА И ЦЕНТРОВ СЕЧЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ШЕЕК ВАЛА МЕТОДАМИ МАШИННОГО ЗРЕНИЯ
В.В. Куц, А.С. Горшенина
В данной статье описывается метод моделирования и расчета оценок положения базовой оси вращения вала и центров сечений поверхности шеек валов, а также их абсолютных погрешностей на основе результатов видеосъёмки процесса вращения вала и выделения границ (координат точек) боковых сторон шеек вала на каждом кадре съемки при реализации процесса контроля методами машинного зрения. Приводятся результаты исследования влияния геометрических параметров контролируемых валов, режимов контроля и параметров отдельных элементов системы контроля на абсолютную погрешность расчета оценок.
Ключевые слова: машинное зрение, ось вращения вала, центр сечения поверхности шейки вала, математическое моделирование.
Анализ геометрических размеров и определение погрешностей форм и расположения поверхностей методами машинного зрения - перспективная и актуальная производственная задача, решение которой позволит снизить роль человеческого фактора в процессе производства и контроля качества, автоматизирует их, обеспечивает более точный и быстрый анализ объектов с возможностью выявления даже микроскопических дефектов, а также способствует уменьшению затрат. Реализация этого возможна путём фото- или видеосъёмки анализируемых поверхностей с последующей обработкой данных методами машинного зрения. Но, для использования методов машинного зрения на производстве, необходимо решение проблем, связанных с определением геометрических свойств контролируемых объектов с заданной точностью, что требует, помимо проработки программно-аппаратной составляющей, позволяющей формировать фото или видео отображение измеряемого объекта в надлежащем качестве, разработки советующих моделей и алгоритмов, с помощью которых могут быть проаннотированы отдельные геометрические свойства отображаемых поверхностей.
Анализ работ в области применения методов машинного зрения (Machine Vision) для контроля параметров геометрической точности деталей типа вал показал, что в основном они посвящены контролю линейных размеров валов (диаметров шеек). В частности, в работе [1] для решения данной задачи предлагался метод с использованием перспективных проекций цилиндрических валов с учётом радиальных и тангенциальных искажений, возникающих в цифровой камере, и для измерения точности предлагаемого метода и влияния положения камеры относительно вала, а также других факторов, были использованы эксперименты. Аналогичные вопросы рассматривались также в работах [2, 3]. В работах [4, 5] описаны методы измерения диаметра и прямолинейности бесшовных стальных труб, где для этого использовалась пара лазеров с линейной структурой, которые при проецировании на трубу формировали две эллиптические дуги, которые фиксировались камерами и на основе аппроксимации эллипса определялись диаметры поперечного сечения трубы и её прямолинейность. Также интерес представляет публикация [6], где для автоматического контроля состояния микроинструментов в процессе микрофрезерования предлагается метод измерения на станке, позволяющий измерять размер инструмента, радиальное биение шпинделя и получать микроскопическое изображение с полной глубиной фокусировки как в радиальном, так и в осевом направлении.
70