12 ТЕХНИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ Компетентность / Competency (Russia) 8/2020
DOI: 10.2441 1/1993-8780-2020-10801
Национальная система аккредитации: госуслуги и разрешительная деятельность в 2020 году
Рассматриваются особенности оказания государственных услуг и разрешительной деятельности в 2020 году национальным органом по аккредитации, в том числе в сфере обеспечения единства измерений. Анализируются отдельные позиции положений нормативно-правовых актов, приводятся основные подходы к удаленной оценке соответствия критериям аккредитации в сложившихся условиях
В.Е. Ковлякова1, 2
ФГАОУ ДПО «Академия стандартизации, метрологии и сертификации (учебная)», Росаккредитация, канд. пед. наук, [email protected]
1 доцент кафедры «Оценка соответствия», Москва, Россия
2 советник Государственной гражданской службы РФ и Москвы, технический эксперт по аккредитации, Москва, Россия
Для цитирования: Ковлякова В.Е. Национальная система аккредитации: госуслуги и разрешительная деятельность в 2020 году // Компетентность / Competency (Russia). — 2020. — № 8. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10801
ключевые слова
требования, критерии аккредитации, законодательные нормы, изменения законодательства об аккредитации, оценка соответствия, обеспечение единства измерений
связи со сложной эпидемиологическом ситуацией в мире и России, вызванной распространением коронавирус-ной инфекции (Covid-19), Правительство Российской Федерации перенесло сроки прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности, предусмотренные в 2020 году в соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» (далее — ФЗ № 412).
Для снижения финансовой и административной нагрузки аккредитованных лиц Постановлением Правительства РФ от 3.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» (далее — постановление № 440) принято решение о переносе сроков прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности [1].
В отношении аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия (за исключением государственных и муниципальных учреждений), данные сроки перенесены на 6 месяцев, в отношении остальных аккредитованных лиц — на 12 месяцев.
Обращаем внимание, что заявление о проведении процедуры подтверждения компетентности должно быть подано не ранее, чем за месяц до наступления срока, определенного постановлением № 440. Рассмотрим, как правильно реализовать эту норму с точки зрения практической деятельности аккредитованных лиц, чтобы не нарушить сроки подтверждения
компетентности (далее ПК), установленные статьей 24 ФЗ № 412.
Так, например, аккредитованному лицу, выполняющему работы в области обеспечения единства измерений по поверке средств измерений, необходимо подать заявление о проведении процедуры ПК 15 сентября 2020 года, значит, на основании постановления № 440, заявление о подтверждении компетентности нужно будет подать не позднее 15 сентября 2021 года, но не ранее чем за месяц до наступления указанной даты, то есть не ранее 16 августа 2021 года.
При этом Минэкономразвития России установлены особенности рассмотрения заявлений, в том числе о прохождении процедуры подтверждения компетентности, поданных на дату вступления в силу постановления № 440. Приказом Минэкономразвития России от 15.04.2020 № 229 «Об особенностях рассмотрения заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности, включая основания для их возврата, заявлений об аккредитации и расширении области аккредитации, изменении места осуществления деятельности, в том числе об особенностях отбора экспертов по аккредитации, а также продлении действия свидетельств об аккредитации лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий» установлены особенности рассмотрения заявлений об аккредитации, расширении области аккредитации, изменении места осуществления деятельности и подтверждения компетентности, включая основания для их возврата, которые были направлены в Росаккре-
дитацию до вступления в силу вышеуказанного постановления (далее — приказ Минэкономразвития России № 229) [2].
Что это означает на практике? Рассмотрим еще один пример. Если метрологической службой было подано заявление о проведении процедуры ПК и по государственной услуге отобран эксперт по аккредитации, но не осуществлена выездная оценка соответствия критериям аккредитации, то в данной ситуации предоставление Росаккредитацией государственных услуг по подтверждению компетентности находящихся в работе ее структурных подразделений, будет приостановлено на срок от 6 до 12 месяцев, при этом срок приостановления исчисляется с 6 апреля 2020 года — даты вступления в силу постановления № 440, соответственно госуслуга будет приостановлена на 12 месяцев, а Росак-кредитация направит уведомление о возобновлении предоставления государственной услуги в установленный срок. Новое заявление на ПК подавать не требуется. Предоставление государственных услуг по подтверждению компетентности, совмещенных с расширением области аккредитации и изменением мест или места осуществления деятельности, будет приостановлено только в части проведения процедуры подтверждения компетентности.
Для органа по сертификации или испытательной лаборатории, выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия, когда в рамках госуслуги эксперт по аккредитации отобран, но не осуществлена выездная оценка соответствия критериям аккредитации, будет приостановка на срок 6 месяцев, таким образом, предоставление государственной услуги будет возобновлено 6 октября 2020 года. Заявления об аккредитации и расширении области аккредитации принимаются Росаккредитацией в установленном порядке и предоставляются с учетом особенностей, предусмотренных приказом Минэкономразвития России № 229.
Важно отметить, что аккредитованные испытательные лаборатории и органы инспекции, подведомственные органам исполнительной власти, органам местного самоуправления, в 2020 году вправе выполнять работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, оценке соответствия, связанные с мероприятиями по защите здоровья населения и предотвращением причинения вреда жизни, здоровью граждан в условиях угрозы распространения новой коронавирус-ной инфекции, в соответствии с документами, устанавливающими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, методы инспекции, не включенными в утвержденную область аккредитации, без прохождения процедуры расширения области аккредитации при условии соблюдения в ходе выполнения работ критериев аккредитации.
В случае необходимости выполнения таких работ следует внедрить в практическую деятельность документы, устанавливающие правила и методы исследований (испытаний) и измерений, методы инспекции, не включенные в область аккредитации, в соответствии с системой менеджмента качества аккредитованного лица. Испытательным лабораториям (центрам) и органам инспекции Росак-кредитация рекомендует в целях соблюдения требований критериев аккредитации разработать: декларацию о соблюдении критериев аккредитации, анкету самооценки соблюдения критериев аккредитации при внедрении новых правил и методов исследований (испытаний) и измерений, методов инспекций и провести полную оценку работы на соответствие установленным требованиям. Расширить область аккредитации на новые объекты в случае фактического проведения аккредитованным лицом работ по исследованиям (испытаниям) и измерениям при очередной процедуре подтверждения компетентности.
В соответствии с постановлением № 440 все действия и мероприятия в рамках процедур обязательной оцен-
Правительство Российской Федерации перенесло сроки прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности
ки соответствия заявителя, в том числе аккредитованного лица, критериям аккредитации, требующие непосредственного личного взаимодействия участников национальной системы аккредитации, а также других заинтересованных лиц, необходимо осуществлять преимущественно путем дистанционного взаимодействия с использованием электронных средств связи и коммуникации в информационно-телекоммуникационной сети интернет.
Заявления об аккредитации и расширении области аккредитации, поданные до вступления в силу указанного постановления, по которым осуществлен отбор эксперта по аккредитации, будут рассматриваться в соответствии с пунктом 2 приказа Минэкономразвития России № 229 в части проведения выездных оценок соответствия критериям аккредитации, которые будут осуществляться методом удаленной оценки.
В то же время заявления об аккредитации и расширении области аккредитации, по которым не осуществлен отбор эксперта по аккредитации, рассматриваются с учетом особенностей, предусмотренных положениями приказа Минэкономразвития России № 229, согласно которому отбор эксперта по аккредитации будет осуществляться технической комиссией, а выездная оценка соответствия критериям аккредитации будет проводиться методом удаленной оценки.
Выездная оценка может проводиться в форме удаленной оценки при наличии факторов, не позволяющих осуществить фактический выезд на место или
1 утверждена приказом места осуществления деятельности ак-
Росаккредитации кредитованного лица, в иных случаях,
предусмотренных законодательством Российской Федерации, обеспечивающей выполнение в полном объеме всех мероприятий, предусмотренных программой выездной оценки, утвержденной приказом национального органа по аккредитации с использованием электронных средств. При проведении удаленной оценки обеспечивается выполнение программы выездной оценки в полном объеме для возможности принятия Росаккредитацией обоснованного решения.
В этой связи Федеральная служба по аккредитации утвердила СМ № 03.1-1.0007 «Руководство по проведению удаленной оценки» (далее — СМ № 03.1-1.0007 или Руководство по удаленной оценке), которое принято 11.06.2020 в качестве документа системы менеджмента Росаккредитации [3]. Этот документ разработан в соответствии с положениями ГОСТ КО/1ЕС 17011-2018, информационных и обязательных документов Международного форума по аккредитации (IAF).
СМ № 03.1-1.0007 определяет порядок взаимодействия участников национальной системы аккредитации при проведении удаленной оценки, формат использования 1Т-технологий, риски и возможности применяемых программных решений, а также влияние, которое они могут оказать на достоверность и объективность представленной информации, обеспечивая выполнение программы выездной оценки в полном объеме.
В приложении 1 данного документа определен перечень работ по проведению удаленной оценки соответствия критериям аккредитации, выполняемых экспертной группой, а приложением 2 установлена форма плана проведения удаленной оценки, включая план мероприятий с указанием методов оценки и рассматриваемых документов.
Планирование проведения удаленной оценки осуществляется с целью обеспечения выполнения программы выездной оценки1, а также с целью установления фактов/доказательств устранения заявителем выявленных
несоответствий в результате проведения удаленной оценки в случае принятия Росаккредитацией решения о приостановлении осуществления аккредитации в соответствии с пунктом 3 части 28 статьи 17, частью 7.1 статьи 24. Учитывается, что продолжительность проведения удаленной оценки может отличаться от продолжительности выездной оценки.
Для наилучшей координации, последовательности и соблюдения сроков выполнения работ в рамках удаленной оценки и для наиболее эффективного достижения результата формируется план проведения удаленной оценки, при составлении которого учитываются все особенности, в том числе количество мест осуществления деятельности, длительность процедуры наблюдения за выполнением работ в соответствии с областью аккредитации, объем материально-технической базы, количество персонала и пр. При необходимости мероприятия в рамках удаленной оценки разбиваются на отдельные этапы, график видеоконференцсвязи (ВКС) отражается в плане проведения удаленной оценки, который должен быть согласован.
Кроме того, при планировании учитывается часовой пояс, сложность оценки, влияние факторов неопределенности на достижение целей выездной оценки в форме удаленной оценки. Возможный перечень материалов в электронном виде, предоставляемых заявителем, аккредитованным лицом зафиксирован в приложении 3, которое позволяет заранее подготовить необходимые документы в полном объеме, сгруппировать и структурировать их с учетом требований критериев аккредитации.
Важными вопросами практического применения руководства по удаленной оценке является формат использования информационно-коммуникационных технологий, в том числе программных решений для проведения видеоконференцсвязи, подписания отчетных документов электронной цифровой подписью. Порядок действий при установке программных
продуктов и работе с ними представлен в следующих видеоинструкциях: «Инструкция пользователя программного продукта ТгаеСоП для организации видеоконференцсвязи» и «Инструкция по подписанию документов электронной подписью».
Согласно подходам международных организаций по аккредитации, применяемым для процедуры удаленной оценки, а также особенностям основных мероприятий по подготовке к удаленной оценке, применяемым экспертной группой, Руководство по удаленной оценке содержит вопросы специфики организации и проведения удаленной оценки для выполнения мероприятий по оценке СМК; материально-технической базы; обеспеченности необходимой документацией; квалификации и опыта работников; наблюдения за выполнением работ в соответствии с областью аккредитации.
В целях подготовки к проведению удаленной оценки руководитель экспертной группы (эксперт по аккредитации) должен обеспечить информирование заявителя или аккредитованного лица о проведении выездной оценки в форме удаленной оценки. При этом перед началом проведения удаленной оценки руководитель экспертной группы обязан обеспечить проведение следующих мероприятий:
► определить работника (работников) со стороны аккредитованного лица или претендента на организацию, ответственного за организацию и обеспечение проведения удаленной оценки, включая техническое сопровождение;
► сформулировать перечень документов (сведений), необходимых для проведения удаленной оценки, и указать формат их представления;
► идентифицировать состав работников, участие которых необходимо для проведения удаленной оценки;
► согласовать сроки проведения удаленной оценки;
► составить и согласовать план проведения удаленной оценки;
► обсудить факторы, влияющие на результативность удаленной оценки, и способы их минимизации.
Например, проблемы в интернете, низкое качество звука или видеоизображения, нечеткость документов (сведений) в электронном виде.
В случае возникновения таких негативных факторов во время проведения удаленной оценки, должны быть предусмотрены сроки их устранения в рамках общего запланированного срока проведения удаленной оценки. Руководитель экспертной группы вправе прекратить оценку в случае невозможности устранения факторов, которые не позволят выполнить в полном объеме мероприятия, предусмотренные программой выездной оценки, о чем фиксируется в акте экспертизы или в заключении об оценке устранения заявителем выявленных несоответствий критериям аккредитации.
Кроме того, в компетенцию руководителя экспертной группы входит обсуждение вопросов, связанных с соблюдением требований к конфиденциальности информации, полученной в ходе проведения удаленной оценки. А также при необходимости в ходе подготовки к удаленной оценке осуществляется организация участия должностных лиц Росаккредитации в проведении мероприятий по оценке соответствия критериям аккредитации.
Отдельно стоит отметить методы, применяемые для выполнения каждого мероприятия программы удаленной оценки, позволяющие обеспечить результативность удаленной оценки, к которым относят следующие:
► проведение вступительного/заключительного совещания посредством ВКС;
► направление по электронной почте сведений, требующих внимания/действий со стороны заявителя или аккредитованного лица;
► анализ сведений, содержащихся в реестре аккредитованных лиц;
► запрос и анализ скан-копий документов и записей, предусмотренных системой менеджмента качества, а также других документов и записей, свидетельствующих о соблюдении требований критериев аккредитации при выполнении работ в области аккредитации;
► визуальная оценка свидетельств соблюдения СМК и критериев аккредитации, получаемых посредством прямой трансляции с места или мест осуществления деятельности, включая наблюдение за работниками при выполнении работ в области аккредитации посредством ВКС или анализа видеозаписей;
► собеседование с работниками посредством ВКС;
► запрос и получение фото, видео и иных свидетельств, подтверждающих фактический адрес места или мест осуществления деятельности в области аккредитации;
► запрос экспертной группой разъясняющих и уточняющих сведений по телефонной связи или с использованием ВКС.
При проведении удаленной оценки используются те же методы аудита, что и при проведении выездной оценки соответствия критериям аккредитации, в том числе анализ записей, собеседование (интервьюирование), наблюдение, тестирование. Как правило, по результатам проведения удаленной оценки составляется акт (выездной) экспертизы или заключение по форме и с указанием сведений, установленных приказом Минэкономразвития России от 23.05.2014 № 284.
Акт экспертизы в форме электронного документа утверждается экспертом по аккредитации, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью членами экспертной группы и уполномоченным представителем организации. В случае отказа уполномоченного представителя от ознакомления с актом экспертизы руководитель экспертной группы отражает данную информацию в акте экспертизы. Заключение в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью экспертом по аккредитации и при необходимости членами экспертной группы.
В соответствии со сроками, установленными в плане удаленной оценки, экспертной группе предоставляется в электронном виде проект области
аккредитации или проект расширяемой области аккредитации, или проект области аккредитации, с новым местом осуществления деятельности в зависимости от государственной услуги.
Экспертная группа проводит оценку представленной области аккредитации на предмет достоверности сведений, содержащихся в описании области аккредитации, и соответствия требований к оформлению области аккредитации согласно приказу Минэкономразвития от 23.05.2014 № 288, а также методических рекомендаций по описанию области аккредитации, утвержденных Росаккредитацией. В случае наличия замечаний руководитель экспертной группы направляет их заявителю для устранения, а после устранения всех замечаний область аккредитации считается согласованной и подлежит подписанию. Область аккредитации в форме электронного документа подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью экспертом по аккредитации, членами экспертной группы, а также заявителем, аккредитованным лицом или уполномоченным представителем.
По результатам завершения удаленной оценки руководитель экспертной группы загружает в сервис обмена комплект документов:
► акт (выездной) экспертизы, подписанный членами экспертной группы, заявителем, аккредитованным лицом или его уполномоченным представителем;
► проект области аккредитации;
► материалы выездной экспертизы в виде сформированной папки, содержащей материалы по результатам удаленной оценки в электронном виде;
► при необходимости заключение об оценке устранения выявленных несоответствий критериям аккредитации с приложением отчета аккредитованного лица.
Руководитель экспертной группы направляет в адрес Росаккредитации (через электронную приемную) сопроводительное письмо с приложением указанных документов, в котором указывается информация о месте нахож-
Международной организацией по аккредитации лабораторий (НАС) принято решение о продлении срока перехода на международный стандарт ^0/!ЕС 17025:2017
дения материалов по результатам удаленной оценки.
Стоит отметить, что согласно установленному регламенту удаленная оценка не проводится в следующих случаях:
► отсутствие технической возможности использования программных решений, обеспечивающих видеоконфе-ренцсвязь;
► наличие внутренних правил, предусматривающих запрет на видеосъемку и аудиозапись в случаях, установленных законодательством РФ о государственной тайне;
► если выездная оценка по месту осуществления деятельности аккредитованного лица не проводилась более трех лет;
► если в Росаккредитации имеются подтвержденные факты нарушений, допущенных аккредитованным лицом, в том числе выдачи сертификатов соответствия, протоколов исследований (испытаний), иных документов со ссылкой на аккредитацию в национальной системе аккредитации в случае приостановления действия аккредитации или ее отсутствия.
Важно подчеркнуть, что решение по государственным услугам по аккредитации, расширению области аккредитации будет приниматься Росаккреди-тацией в соответствии с требованиями положений статьи 18 Федерального закона № 412-ФЗ.
В завершение обзора отметим еще одно важное событие для аккредитованных лиц в национальной системе аккредитации, а именно то, что Международной организацией по аккредитации лабораторий (^АС) принято решение о продлении срока перехода
Статья поступила в редакцию 6.09.2020
на международный стандарт ISO/IEC 17025:2017 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» до 1 июня 2021 года.
В связи с тем, что национальный орган по аккредитации Росаккредита-ция является полноправным членом ILAC и подписантом Договоренности о взаимном признании ILAC MRA, установленный срок перехода на ISO/ IEC 17025:2017 также распространяется на испытательные и калибровочные лаборатории, аккредитованные в национальной системе аккредитации РФ.
Решение о продлении переходного периода принято в связи с распространением коронавирусной инфекции и мерами, направленными на минимизацию последствий пандемии. Это предоставляет возможность органам по аккредитации и аккредитованным ла-
Список литературы
бораториям эффективно осуществить все необходимые мероприятия для перехода на ГОСТ КО/1ЕС 17025-2019 (^0/1ЕС 17025:2017).
Как известно, 1 сентября 2019 года приказом Росстандарта от 15.07.2019 № 385-ст введен в действие в качестве национального стандарта межгосударственный стандарт ГОСТ КО/1ЕС 17025-2019 (идентичный КО/1ЕС 17025:2017), который приказом Минэкономразвития России от 19.08.2019 № 506 включен в перечень документов в области стандартизации, соблюдение требований которых обеспечивает соответствие критериям аккредитации. При этом в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ аккредитованные лица обязаны соблюдать критерии аккредитации при осуществлении своей деятельности. ■
1. Постановление Правительства РФ от 3.04.2020 № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях
в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» // КонсультантПлюс; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_349481/.
2. Приказ Минэкономразвития России от 15.04.2020 № 229 «Об особенностях рассмотрения заявлений о прохождении процедуры подтверждения компетентности, включая основания для их возврата, заявлений об аккредитации и расширении области аккредитации, изменении места осуществления деятельности, в том числе об особенностях отбора экспертов
по аккредитации, а также продлении действия свидетельств об аккредитации лиц, аккредитованных на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации и (или) негосударственной экспертизы результатов инженерных изысканий» // КонсультантПлюс; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_351749/.
3. СМ № 03.1-1.0007. Руководство по проведению удаленной оценки // Официальный сайт Федеральной службы по аккредитации; https://fsa.gov.ru/documents/10677/.
НОВАЯ КНИГА
Архипов А.В., Прохоров Н.И., Симаков П.Е., Суслова С.С.
Поверка и калибровка средств измерения массы
Учебное пособие. Часть 5. Весы неавтоматического действия: лабораторные весы и весы статического взвешивания. — М.: АСМС, 2019
В 5-й части пособия «Поверка и калибровка средств измерения массы» рассматриваются весы неавтоматического действия: лабораторные и статического взвешивания. Подробно описаны современная терминология, классификация, принципы действия, технические требования, метрологические характеристики, процедуры поверки и калибровки.
По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: [email protected]
National Accreditation System: Features оf Public Services and Licensing Activities in 2020
V.E. Kovlyakova1, 2, FSAEI FVT Academy for Standardization, Metrology and Certification (Training), Federal Accreditation Service, Dr., [email protected]
1 Associate Professor, Conformity Assessment Department, Moscow, Russia
2 Advisor of State Civil Service of the Russian Federation and Moscow, Technical Expert on Accreditation, Moscow, Russia
Citation: Kovlyakova V.E. National Accreditation System: Features of Public Services and Licensing Activities in 2020, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2020, no. 8, pp. 12-19. DOI: 10.24411/1993-8780-2020-10801
I have reviewed and gave the specifics of the national accreditation body provision of public services and licensing activities in 2020, including in the field of ensuring the uniformity of measurements. I have analyzed individual positions of the regulatory legal acts provisions, and have reflected the main approaches to remote assessment of compliance with accreditation criteria in the current environment. In connection with the complex epidemiological situation caused by the spread of coronavirus infection (Covid-19), the Federal Accreditation Committee adopted document CM N 03.1-1.0007, which defines the procedure for interaction between participants in the national accreditation system when conducting remote assessment, the format for using IT technologies, risks and opportunities of applied software solutions, and the impact they can have on the accuracy and objectivity of the information provided to ensure that the on-site assessment program is fully implemented.
References
1. RF Government Decree of 3/04/2020 N 440 On the extension of the validity of permits and other features in relation to licensing activities in 2020, ConsultantPlus; http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_349481/.
2. RF Ministry of Economic Development Order of 15/04/2020 N 229 On the specifics of considering applications for passing the competence confirmation procedure, including the grounds for their return, applications for accreditation and expanding the scope of accreditation, changing the place of business, including on the specifics of selecting experts for accreditation, as well as the extension of the validity of certificates of accreditation of persons accredited for the right to conduct a non-state examination of project documentation and (or) a non-state examination of the results of engineering surveys, ConsultantPlus; http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_351749/.
3. CM N 03.1-1.0007 Remote Assessment Guide, Federal Accreditation Service website; https://fsa.gov.ru/documents/10677/.
НОВАЯ КНИГА
Архипов А.В., Маркин А.А.
Поверка и калибровка средств измерений механических характеристик материалов. Часть 1
Учебное пособие — М.: АСМС, 2020
Техническое изделие основывается на разработке модели и на расчетах параметров изделия в соответствии с выбранной моделью. Моделирование невозможно без учета свойств материалов, из которых будет создано изделие. Рассмотрены установленные нормативно-технической документацией методы определения механических характеристик материалов, их физической основы, номенклатуры: терминология, классификация, область и особенности применения. Пособие предназначено для слушателей АСМС, повышающих квалификацию по специальности «Поверка и калибровка средств механических измерений».
По вопросам приобретения обращайтесь по адресу:
Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: [email protected]
key words
requirements, accreditation criteria, legislative norms, changes in accreditation legislation, conformity assessment, uniformity measurements ensuring
Под редакцией A.B. Архипа