УДК 658.5
ПРОБЛЕМЫ АККРЕДИТАЦИИ ОРГАНОВ ПО ОЦЕНКЕ СООТВЕТСТВИЯ
PROBLEMS OF ACCREDITATION OF CONFORMITY ASSESSMENT BODIES
©Демиденко Г. Н.
канд. хим. наук, Тверской государственный технический университет
г. Тверь, Россия, [email protected] ©Demidenko G. Ph.D., Tver State Technical University, Tver, Russia, [email protected] ©Медведев И. В.
Тверской государственный технический университет г. Тверь, Россия, [email protected]
©Medvedev I.
Tver State Technical University Tver, Russia, [email protected] ©Сульман М. Г.
д-р хим. наук, Тверской государственный технический университет
г. Тверь, Россия, [email protected]
©Sulman M.
Dr. habil., Tver State Technical University, Tver, Russia, [email protected]
Аннотация. В работе рассматривается ряд проблем, возникающих в процессе проведения аккредитации органов по оценке соответствия. Указываются несовершенства нормативно-правовой базы, отсутствие единства терминологии, а также особые требования к проверяемому органу по сертификации. Приводятся рекомендации по устранению противоречий в данной процедуре и даются конкретные практические советы. В заключении, авторы, приходят к выводу о необходимости существования аккредитации органов по оценке их соответствия.
Abstract. This paper shows a number of problems that arise in the course of accreditation of conformity assessment bodies. The paper addresses a number of problems arising in the process of accreditation of conformity assessment bodies. Include imperfection of the legal framework, the lack of unity of terminology, as well as specific requirements for the inspection body for certification. The recommendations on the elimination of contradictions in this procedure and provide specific practical advice. In conclusion, the authors come to the conclusion that the existence of the accreditation assessment of the associative bodies.
Ключевые слова: аккредитация, критерии аккредитации, орган по оценке соответствия.
Keywords: accreditation, accreditation criteria, body for conformity assessment.
Аккредитация как официальное признание компетентности юридического или физического лица в выполнении конкретной деятельности, начала развиваться только в 70-х годах ХХ века, постепенно приобретая современные черты. Наличие у юридического или физического лица аккредитации гарантирует выполнение им своих задач в соответствии с требованиями критериев аккредитации. Важной особенностью аккредитации является признание компетентности физических или юридических лиц именно со стороны третьих
лиц, которые являются независимыми и гарантированно компетентными. Также стоит отметить важность независимости этих третьих лиц.
Аккредитация является важнейшим средством, позволяющим существенно повысить качество товаров и услуг на определенном уровне. Ее главной целью является повышение уровня доверия всех участников рынка (государственных служб, производителей, потребителей, экспертов и пр.). По статусу она подразделяется на добровольную и обязательную. Аккредитация организации или физического лица свидетельствует о высоком уровне их компетентности, надежности и добросовестности. У любой аккредитации имеется конкретная цель, технические, документационные и организационные элементы, участники системы, работы и/или услуги, которые необходимо оценить.
Для признания участниками рынка сертификатов соответствия, выдаваемых органом по сертификации, протоколов анализа испытательной лаборатории и т. д. эти организации — органы по оценке соответствия — должны успешно пройти процедуру аккредитации. В рамках действующего законодательства термин «аккредитация» обозначает подтверждение технической компетентности органа по оценке соответствия установленным требованиям в области выполняемых им работ. Аккредитация таких органов может быть выполненная по различным схемам. Уровень доверия к документам, выданным аккредитованным органом по оценке соответствия, тем выше, чем выше уровень системы аккредитации. Таким образом, основная цель аккредитации — это повышение уровня доверия к работам, выполняемым органом по оценке соответствия установленным требованиям [1-5]. Уровень доверия к работе органа по оценке соответствия напрямую связан с компетентностью, беспристрастностью и независимостью всех сторон, участвующих в сертификации и аккредитации.
В последние годы структура оказания такой государственной услуги, как аккредитация, стала значительнее прозрачней, понятнее и систематизирование, поскольку указом Президента РФ №86 «О единой национальной системе аккредитации», опубликованном в январе 2011 г. [6], была создана Федеральная служба по аккредитации (Росаккретидация), на которую возложили функции по формированию единой национальной системы аккредитации, а государственные ведомства и министерства лишились права на совмещение полномочий по аккредитации и оценке соответствия, контролю за деятельностью аккредитованных лиц.
Однако до сих пор не решен и ряд проблем, связанных как с относительно небольшим штатом работников Росаккредитации, большой территорией нашей страны и сложной логистикой, а также несовершенством нормативно-правовой базы. В качестве примера можно привести два действующих документа: ГОСТ Р 51000.4-2011 «Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий» [7] и приказ Минэкономразвития от 30.05.2014 № 326 «Об утверждении Критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации» [4]. В этих документах имеются существенные различия в перечне необходимых для функционирования системы менеджмента качества (СМК) испытательных лабораторий документов, правилах их заполнения и т. п. Такое разночтение влечет за собой трудности документооборота и функционирования СМК, особенно при плохой логистике с учетом особенностей нашей страны (большие территории, удаленность ряда населенных пунктов друг от друга и т. п.). Также для СМК существует несоответствие в положениях приказа Минэкономразвития от 30.05.2014 №326 [4] и ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий» [8]. В результате, эксперты по аккредитации зачастую отмечают в аттестате о прохождении аккредитации, что орган по оценке соответствует требованиям ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 [8], а при непосредственном осуществлении самой процедуры руководствуются приказом Минэкономразвития от 30.05.2014 № 326 [4].
Особо остро стоит проблема единства терминологии, что является довольно серьезной проблемой для всех организаций, участвующих в процедуре аккредитации. Например, в положениях приказа Минэкономразвития от 30.05.2014 №326 [4] присутствует термин «работники», а в ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 [8] применяется понятие «персонал». В том же приказе Минэкономразвития № 326 [4] не прописаны требования к оформлению реестра поставщиков и их оценке, а в ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 [8] содержатся подробные инструкции, связанные этой темы, заключенные в обособленный раздел [9].
Стоит рассмотреть и другую важную проблему аккредитации: жесткие требования, предъявляемые к проверяемому органу по сертификации. Например, в приказе Минэкономразвития от 30.05.2014 № 326 [4] приведен ряд требований к сотрудникам: наличие высшего образования, либо среднего профессионального образования или дополнительного профессионального образования по профилю, соответствующему области аккредитации; опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет; наличие в штате по основному месту работы в органе по сертификации не менее трех работников органа по сертификации, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия и пр. В таких требованиях имеются положительные стороны: отсеивание недобросовестных и некомпетентных организаций, повышение качества оказания услуг в области сертификации и прочее. Но присутствует и ряд негативных моментов: высшее образование, полученное сотрудником, может не совпадать с профилем выполняемых им работ; для ряда специфичных должностей зачастую сложно найти сотрудника с необходимым стажем; при возникновении нового направления деятельности организации сложно найти или обучить персонал (предъявляемые требования делают процесс «формирования сотрудника» крайне долгим и «инертным»). Кроме того, в городе, где действует орган по оценке соответствия, попросту нет соответствующих образовательных учреждений, готовящих конкретных специалистов, особенно это касается специфичных направлений деятельности, а необходимость опыта работы и стажа работника только усугубляет ситуацию [10, 11].
Следовательно, организации и органы, которые заинтересованы в успешном прохождении аккредитации, должны быть морально и юридически готовы к преодолению подобных сложностей. Путем решения подобных проблем может служить активное сотрудничество с ВУЗами региона, целевая подготовка специалистов, повышение квалификации на базе ВУЗов и прочее. Необходима и хорошая кадровая политика в сфере заработной платы, которая будет привлекать специалистов с достаточным стажем и профильным образованием. Стоит задуматься и о жилищном вопросе, если речь идет о привлечении специалистов из других регионов. Необходимо привлекать сторонних наставников и кураторов. Такой способ повышения качества работы организации часто воспринимается довольно скептически, однако привлечение зарекомендовавшего себя опытного специалиста гарантирует «свежий» и критический взгляд «со стороны», что позволяет выявлять ряд проблем, которые стали из-за рутины незаметными. Кроме того, такой специалист зачастую не подвержен вредному влиянию местных «клановых» и «семейных» систем, он независим, не привязан к работе, более устойчив к коррупционному давлению.
Стоит отметить, что организации и органы по оценке соответствия, которым удается успешно решать вышеуказанные проблемы, могут в полной мере претендовать на высокий уровень доверия как среди своих потенциальных партнеров в сфере их деятельности, так и среди местных органов управления и у местного населения. Следовательно, аккредитация способствует повышению качественного уровня организаций и органов по обширному спектру вопросов, подстегивает их решать накопившиеся проблемы, кооперироваться с партнерами для совместной более эффективной работы, повышать уровень компетентности своих сотрудников и многое другое. Все это предотвращает застой на предприятиях и
в органах по оценке соответствия, способствует динамичному развитию рынка, увеличивает конкурентоспособность нашей экономики и улучшает уровень жизни населения.
Список литературы и источников:
1. ГОСТ ISO/IEC Guide 65-2012 «Общие требования к органам по сертификации продукции». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200102012 (дата обращения 12.12.2016).
2. ГОСТ Р 51000.6-2011 «Общие требования к аккредитации органов по сертификации продукции и услуг». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200094438 (дата обращения 12.12.2016).
3. ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200102883 (дата обращения 12.12.2016).
4. Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 30.05.2014 г. № 326 «Об утверждении критериев аккредитации, перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица, критериям аккредитации, и перечня документов в области стандартизации, соблюдение требований которых заявителями, аккредитованными лицами обеспечивает их соответствие критериям аккредитации». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/420203443 (дата обращения 12.12.2016).
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156522/ (дата обращения 12.12.2016).
6. Указ Президента РФ «О единой национальной системе аккредитации» № 86 от 24.01.2011. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109695/ (дата обращения 12.12.2016).
7. ГОСТ Р 51000.4-2011 Общие требования к аккредитации испытательных лабораторий. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200094437 (дата обращения 12.12.2016).
8. ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-mek-17025-2009 (дата обращения 12.12.2016).
9. Стрельникова Н. В., Парфеньева И. Е. Экспертная оценка значимости групп критериев аккредитации органов по сертификации продукции // Инновации в науке. 2016. №55-1. С. 120-129.
10. Химич О. В., Петрова Е. И., Попова Е. В. Проблемы соблюдения критериев аккредитации органов по сертификации // Вестник научных конференций. 2015. № 4-5 (4). С. 93-95.
11. Александрова О. В., Демиденко Г. Н., Сульман М. Г Особенности аккредитации органов по оценке соответствия в национальной системе аккредитации // Символ науки. 2015. №10-2. С. 83-85.
References and Sources:
1. GOST ISO/IEC Guide 65-2012 "Obshchie trebovaniya k organam po sertifikatsii produktsii". Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200102012 (data obrashcheniya 12.12.2016).
2. GOST R 51000.6-2011 "Obshchie trebovaniya k akkreditatsii organov po sertifikatsii produktsii i uslug". Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200094438 (data obrashcheniya 12.12.2016).
3. GOST R ISO/MEK 17065-2012 "Otsenka sootvetstviya. Trebovaniya k organam po sertifikatsii produktsii, protsessov i uslug". Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200102883 (data obrashcheniya 12.12.2016).
№2 2017 г.
4. Prikaz Minekonomrazvitiya Rossiiskoi Federatsii ot 30.05.2014 g. № 326 "Ob utverzhdenii kriteriev akkreditatsii, perechnya dokumentov, podtverzhdayushchikh sootvetstvie zayavitelya, akkreditovannogo litsa, kriteriyam akkreditatsii, i perechnya dokumentov v oblasti standartizatsii, soblyudenie trebovanii kotorykh zayavitelyami, akkreditovannymi litsami obespechivaet ikh sootvetstvie kriteriyam akkreditatsii". Available at: http://docs.cntd.ru/document/420203443, accessed 12.12.2016.
5. Federalnyi zakon ot 28.12.2013 No 412-FZ "Ob akkreditatsii v natsional'noi sisteme akkreditatsii". Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156522/, accessed
6. Ukaz Prezidenta RF "O edinoi natsional'noi sisteme akkreditatsii" No. 86 ot 24.01.2011. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_109695/, accessed 12.12.2016.
7. GOST R 51000.4-2011 Obshchie trebovaniya k akkreditatsii ispytatelnykh laboratorii. Available at: http://docs.cntd.ru/document/1200094437, accessed 12.12.2016.
8. GOST ISO/MEK 17025-2009 Obshchie trebovaniya k kompetentnosti ispytatelnykh i kalibrovochnykh laboratorii. Available at: http://docs.cntd.ru/document/gost-iso-mek-17025-2009, accessed 12.12.2016.
9. Strelnikova N. V., Parfeneva I. E. Ekspertnaya otsenka znachimosti grupp kriteriev akkreditatsii organov po sertifikatsii produktsii. Innovatsii v nauke, 2016, no. 55-1, pp. 120-129.
10. Khimich O. V., Petrova E. I., Popova E. V. Problemy soblyudeniya kriteriev akkreditatsii organov po sertifikatsii. Vestnik nauchnykh konferentsii, 2015, no. 4-5 (4), pp. 93-95.
11. Aleksandrova O. V., Demidenko G. N., Sulman M. G Osobennosti akkreditatsii organov po otsenke sootvetstviya v natsionalnoi sisteme akkreditatsii. Simvol nauki, 2015, no. 10-2, pp. 83-
Ссылка для цитирования:
Демиденко Г. Н., Медведев И. В., Сульман М. Г. Проблемы аккредитации органов по оценке соответствия // Бюллетень науки и практики. Электрон. журн. 2017. №2 (15). С. 299303. Режим доступа: http://www.bulletennauki.com/demidenko-medvedev-sulman (дата обращения 15.02.2017).
Cite as (APA):
Demidenko, G., Medvedev, I., & Sulman, M. (2017). Problems of accreditation of conformity assessment bodies. Bulletin of Science and Practice, (2), 299-303. Available at: http://www.bulletennauki.com/demidenko-medvedev-sulman, accessed 15.02.2017. (In Russian).
12.12.2016.
85.
Работа поступила в редакцию 12.01.2017 г.
Принята к публикации
16.01.2017 г.