Научная статья на тему 'СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И АУДИТ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА: ОБУЧЕНИЕ АУДИТОРОВ В POSTCOVID'

СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И АУДИТ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА: ОБУЧЕНИЕ АУДИТОРОВ В POSTCOVID Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Компетентность
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АУДИТОРОВ / ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЙ АУДИТ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / peculiarities of auditor training / training program / distance learning / distance audit / digital transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Орлова Ю.А., Репина И.Б., Чуднова О.А.

Рассмотрены изменения в программах обучения аудиторов в части состояния производства и аудита систем менеджмента. Описаны методы дистанционного аудита с применением информационно-коммуникационных технологий, навыки, которыми должны владеть специалисты согласно требованиям ГОСТ Р 59424-2021 и в связи с эпидемиологической обстановкой в стране и мире

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Орлова Ю.А., Репина И.Б., Чуднова О.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRODUCTION STATUS AND MANAGEMENT SYSTEMS AUDIT: TRAINING OF AUDITORS IN POSTCOVID

The article is devoted to the changes that need to be made to the training and professional development program for auditors of the state of production and audit of management systems. Changes in the training of qualified professionals will occur not only in connection with the adoption and entry into force of the new GOST R59424-2021 Guidelines for the remote analysis of the state of production and audit of management systems, but also in connection with the ongoing pandemic of the new coronavirus infection Covid. It has a great impact on all types of activities, and also contributes to the increase in the importance of the development and implementation of digital technologies in the world. We had analyzes the requirements of the standard, which are worth paying attention to when training auditors. The authors describe new methods of remote auditing and the information and communication technologies used, identify changes that will make the training program for auditors on conducting remote audits better and more efficient. In addition, the article presents the skills that a specialist should possess as a result of training in conducting remote audits in accordance with GOST R 59424-2021 and the realities of the modern world.

Текст научной работы на тему «СОСТОЯНИЕ ПРОИЗВОДСТВА И АУДИТ СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА: ОБУЧЕНИЕ АУДИТОРОВ В POSTCOVID»

ОБУЧЕНИЕ 9

Состояние производства и аудит систем менеджмента: обучение аудиторов в PostCovid

Рассмотрены изменения в программах обучения аудиторов в части состояния производства и аудита систем менеджмента. Описаны методы дистанционного аудита с применением информационно-коммуникационных технологий, навыки, которыми должны владеть специалисты согласно требованиям ГОСТ Р 59424-2021 и в связи с эпидемиологической обстановкой в стране и мире

Ю.А. Орлова1

ФГАОУ ВО «Дальневосточный федеральный университет» (ФГАОУ ВО ДФУ), orlova.ial@students.dvfu.ru

И.Б. Репина2

ФГАОУ ВО ДФУ

О.А. Чуднова3

ФГАОУ ВО ДФУ,

канд. физ.-мат. наук, доцент

1 студент, г. Владивосток, Россия

2 доцент, ORCID: 0000-0002-3727-3868, г. Владивосток, Россия

3 профессор, ORCID: 0000-0002-8973-593X, г. Владивосток, Россия

Для цитирования: Орлова Ю.А., Репина И.Б., Чуднова О.А. Состояние производства и аудит систем менеджмента: обучение аудиторов в PostCovid // Компетентность / Competency (Russia). — 2021. — № 9-10.

DOI: 10.24412/1993-8780-2021-9-09-13

ключевые слова

особенности обучения аудиторов, программа обучения, дистанционное обучение, дистанционный аудит, цифровая трансформация

родолжающаяся пандемия коронави-руса вынудила значительную часть населения перейти на удаленную форму работы и обучения. Это ускорило и без того стремительное развитие цифровых технологий, их широкое внедрение не только в экономику, науку, медицину, образование и т.д., но и в повседневную жизнь людей. Цифровизация сегодня — одна из ключевых тенденций развития России.

Тема предлагаемой статьи — особенности обучения, повышения квалификации аудиторов в период постковидно-го синдрома (PostCovid). Как известно, результативность процедуры аудита зависит прежде всего от компетентности исполнителей, а также руководителей команды по аудиту, участвующих в его планировании и проведении. Квалификация специалиста, полученная в ходе обучения, накопленный производственный опыт определяются при оценке поведения аудитора, его способности применять знания и навыки, соответствующие действующим требованиям и правилам, поэтому актуализация информации играет в процессе обучения весьма значимую роль [1].

Сложившаяся эпидемиологическая обстановка потребовала реформировать деятельность в области оценки соответствия. В настоящее время единственным способом, позволяющим реализовать программы и схемы сертификации, обеспечивающие стабильные поставки на рынок продукции и услуг необходимого качества, оказались дистанционные аудиты с применением информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Актуальность проблемы подтверждает разработка и введение в действие нового национального стандарта — ГОСТ Р 59424-2021 «Руководящие указания

по дистанционному проведению анализа состояния производства и аудита систем менеджмента». Стандарт принят Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 9 апреля 2021 года как единый документ, регламентирующий порядок проведения оценки соответствия в дистанционном формате [2].

Прежде всего отметим, что новый национальный стандарт учитывает требования, изложенные в документах Международного аккредитационного форума (IAF), а также международные рекомендации по оценке схем сертификации и соответствия.

ГОСТ Р 59424-2021 основывается на принципах, которые сформулированы в международном стандарте ISO 19011:2011 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента», ссылается на ГОСТ Р ИСО 9000-2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь» и ГОСТ Р 54293-2020 «Анализ состояния производства при подтверждении соответствия».

В программу обучения аудиторов необходимо включить следующие разделы ГОСТ Р 59424-2021:

1. Область применения.

2. Нормативные ссылки.

3. Термины и определения. В этом разделе дано понятие «дистанционный аудит», вводятся новые термины и определения: «виртуальный аудит», «информационно-коммуникационные технологии», «комбинированный аудит», «площадка» и т.д.

4. Принципы проведения дистанционного анализа состояния производства и аудита систем менеджмента. Описаны четыре принципа проведения дистанционного аудита: риск-ориентированный подход, обеспечение

10 ОБУЧЕНИЕ

правка

Постковидный синдром Post-Covid (или Long Covid) — последствия заболевания Covid-19, при котором до 20 % людей, перенесших коронавирусную инфекцию, страдают от долгосрочных симптомов (до 12 недель и более). Внесен в Международный классификатор болезней (МКБ-10) как Post Covid-19 condition

компетентности, конфиденциальности и безопасности данных, непрерывности и целостности процесса аудита, а также представлена таблица основных методов проведения аудита и соответствующих информационно-коммуникационных технологий.

5. Управление программой аудита. Дана информация о целях программы аудита, ее разработке, о роли руководителя группы аудита и его обязанностях, определен объем ресурсов, содержатся рекомендации по выполнению программы аудита и ее мониторингу.

6. Проведение аудита. Описаны основные стадии аудита: подготовка к проведению, начало процесса, ход проведения, подготовка и рассылка отчета, завершение, выполнение последующих действий по результатам проверки.

7. Компетентность и оценка аудиторов. Сформулированы вопросы, которые следует включить в процесс оценки компетентности аудиторов [4].

Руководящие указания ГОСТ Р 59424-2021 могут быть полезны для организаций, которые занимаются обучением аудиторов или сертификацией персонала.

При обучении аудиторов необходимо рассмотреть следующие методы

аудита, проводимого в дистанционном формате, представленные в ГОСТ Р 59424-2021:

► наблюдение за процессами;

► интервью с персоналом проверяемой организации;

► выполнение анализа документированной информации.

В программу обучения аудиторов обязательно должны входить занятия по освоению цифровых технологий, поскольку без знаний информационно-коммуникационных технологий проводить дистанционный аудит невозможно. Для его реализации нужны такие ИКТ, как телефонная и видеосвязь, технические средства (сбора, накопления, передачи, обработки, хранения и защиты аудио-, визуальной и другой цифровой информации), облачные технологии, электронная почта, различные платформы для обмена текстовой информацией, фото-, видео-, аудиоинформацией и другой цифровой информацией, антивирусное и шифровальное программное обеспечение, удаленный доступ к электронным базам данных, телеметрия и т.д. Применение данных технологий позволяет повысить результативность оценки соответствия, снизить затраты, миними-

ГОСТ Р 59424-2021 Настоящий стандарт разработан в связи с необходимостью создания единого документа,

регламентирующего порядок проведения анализа состояния производства и аудита систем менеджмента дистанционно, посредством применения информационно-коммуникационных технологий с целью повышения результативности их оценки соответствия, снижения затрат и минимизации рисков в области охраны труда.

Настоящий стандарт применим к организациям любого рода, любой структуры, формы собственности и сектора экономики, проводящим анализ состояния производства и/или аудит (как внешний, так и внутренний) систем менеджмента.

3.1 Виртуальный аудит. Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита в виртуальной среде (совокупности программных

и аппаратных средств, содержащей объективные свидетельства, например программное обеспечение по управлению процессами, автоматизированные базы данных, облачные технологии и т.д.) и объективного их оценивания с целью установления степени выполнения критериев аудита.

3.2 Дистанционный аудит. Систематический, независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита для их объективной оценки и определения степени выполнения согласованных критериев аудита без посещения объекта аудита (проверяемой организации, ее площадки) с использованием информационно-коммуникационных технологий для обеспечения проведения аудита.

Примечание. Дистанционные аудиты могут включать в себя виртуальные.

3.3 Информационно-коммуникационные технологии. Совокупность технических средств (серверы, рабочие станции, ноутбуки, планшеты, мобильные телефоны, стационарные, мобильные и носимые видеокамеры и микрофоны, инфраструктура передачи цифровых данных, роботы, дроны и т.д.) и программных средств (операционные системы, программное

ОБУЧЕНИЕ 11

Таблица

Основные методы проведения дистанционного аудита при анализе состояния производства [Main methods of remote audit in the analysis of the state of production]

Объект проверки [Verification object] Метод проверки [Verification method]

► Входной контроль закупленной продукции, который влияет на показатели безопасности сертифицируемой продукции (сырья, материалов, комплектующих изделий) ► Приемочный контроль и периодические испытания готовой продукции, связанные с контролем характеристик из ТР ТС 1. Выполнение анализа документированной информации 2. Наблюдение за процессами 3. Интервью с персоналом проверяемой организации

► Инфраструктура производства (совокупность объектов, находящихся на территории изготовителя и необходимых для организации производства (производственные помещения, транспорт и т. п.)) 1. Выполнение анализа документированной информации 2. Наблюдение за процессами

► Управление контрольным, измерительным и испытательным оборудованием ► Средства измерений, обеспечивающие соответствие продукции требованиям, которые установлены ТР ТС 1. Выполнение анализа документированной информации 2. Интервью с персоналом проверяемой организации

* Технологические процессы, включая специальные (при наличии соответствующих требований в техническом регламенте) 1. Наблюдение за процессами

зировать риски в области охраны труда (см. таблицу).

Из анализа таблицы следует, что методы дистанционного аудита чаще всего используются совместно, в этом случае они дополняют друг друга и дают наиболее корректные, точные результаты проверки. Поэтому при обучении аудиторы должны не только освоить новые методы, предлагаемые Руководящими указаниями по дистанционному проведению анализа состояния производства и аудита систем менеджмента, но и хорошо в них ориенти-

роваться, выбирая самые подходящие для определенного объекта проверки. Сегодня наиболее часто используется метод «Наблюдение за процессами», поэтому, составляя программу обучения аудиторов, следует в первую очередь проработать именно его.

Чтобы обучение аудиторов стало результативным, оно должно быть системным и включать процесс обратной связи [1].

Особое внимание нужно уделять дистанционному обучению специалистов внутри предприятий, поскольку

обеспечение разного уровня для управления аппаратными средствами, облачные технологии, электронная почта, различные платформы для обмена и обработки текстовой информации, фото-, видео-, аудиоинформации и другой цифровой информации).

3.4 Комбинированный аудит. Аудит, проводимый как посредством посещения проверяемой площадки, также называемый аудитом на месте, так и дистанционными методами

с использованием информационно-коммуникационных технологий.

3.5 Площадка. Здания, помещения, участки земли и т.д., где осуществляются процессы и находится персонал проверяемой организации, относящиеся к области применения ее системы менеджмента.

Принципы проведения дистанционного аудита:

а) риск-ориентированный подход: понимание всеми сторонами, участвующими

в процессе, рисков и ограничений, возникающих при проведении дистанционных аудитов и использовании информационных технологий;

б) обеспечение компетентности: определение и обеспечение необходимых знаний и навыков (в области планирования, коммуникаций, применения информационно-коммуникационных технологий и т.д.);

в) обеспечение конфиденциальности и безопасности данных: определение и соблюдение всех применимых международных, национальных, региональных, отраслевых требований, этических норм и правил, в том числе в вопросах применения информационно-коммуникационных технологий, сбора, передачи, обработки и хранения данных;

г) обеспечение непрерывности и целостности процесса: определение и применение адекватных информационно-коммуникационных технологий, соответствующего аппаратного и программного обеспечения, резервирования и защиты каналов передачи информации

и т.д.

12 ОБУЧЕНИЕ Компетентность / Competency (Russia) 9-10/2021

DOI: 10.24412/1993-8780-2021-9-09-13

правка

Международный форум по аккредитации (International Accreditation Forum, IAF) — международная ассоциация, объединяющая органы по аккредитации, ассоциации органов по сертификации и другие организации, участвующие в деятельности по оценке соответствия в различных областях. Образован 28.01.1993 в Хьюстоне (США) представителями надзорных органов по аккредитации из ключевых промышленно развитых стран

Статья поступила в редакцию 1.11.2021

оно имеет преимущества перед аудиторными занятиями и изучением теории. Так аудитор получает практический опыт, знакомится с процессом разработки и внедрения элементов системы менеджмента качества, начинает понимать реальные проблемы организации, видит цели и задачи предстоящих аудитов и т.д.

Таким образом, в итоге обучения компетентный специалист согласно требованиям ГОСТ Р 59424-2021 должен:

► овладеть методами дистанционного аудита;

► освоить необходимые информационно-коммуникационные технологии;

► знать законодательные, нормативные и правовые требования, требования заинтересованных сторон и другие требования, касающиеся применения методов дистанционного аудита;

► учитывать риски и возможности, возникающие при применении методов дистанционного аудита и т.д. [4].

Освоение специалистами методов проведения дистанционного аудита согласно ГОСТ Р 59424-2021 выводит аудит на новый уровень качества. Стандарт разработан с учетом географического многообразия России, что создает преимущества при преобразовании методов проведения оценки состояния производства, аудита систем менеджмента продукции, услуг и иных объектов в условиях как существующих, так и потенциальных глобальных вызовов [3]. Указанный стандарт является первым шагом на пути применения современных техник аудита при проведении систематических проверок с целью снижения издержек и повышения экономической эффективности оценки предприятий со сложной структурой. Аудиторы, овладевшие ИКТ и методами дистанционного аудита, всегда более востребованы и конкурентоспособны в области оценки соответствия в разных областях. ■

Список литературы

1. Буянкина Р.Г., Соколовская М.В., Попова О.М., Таптыгина Е.В., Багинский А.Л. Опыт внедрения интернет-технологии дистанционного обучения в подготовке внутренних аудиторов // Технические науки. — 2015. — № 1. DOI: 378.147:004.771:657.6.

2. Росстандарт: новый стандарт системы менеджмента; https://www.rst.gov.rU//newsRST/redirect/news/1//7745.

3. Центр сертификации Росстандарт Москва. Цифровизация аудита систем менеджмента; https://rosstandart.msk.ru/ cifrovizaciya-audita-sistem-menedzhmenta/.

4. ГОСТ Р 59424-2021. Руководящие указания по дистанционному проведению анализа состояния производства и аудита систем менеджмента; https://docs.cntd.ru/document/ 565658216.

НОВАЯ КНИГА

Манометры

Учебное пособие. — М.: АСМС, 2020

Приведены основные сведения о методах измерения давления, механических (шкальных) приборах избыточного давления, методах и средствах их поверки и калибровки. Описаны принципы действия, основные схематические решения, технические и метрологические характеристики приборов. Подробно анализируются вопросы поверки манометров: правильный выбор эталонных средств, особенности методов поверки, представление конечных результатов. Рассмотрены типы грузопоршневых манометров и методика их поверки. Пособие может быть полезно специалистам в области эксплуатации, поверки и калибровки средств измерений давления, ремонта манометров, студентам, обучающимся по данному направлению.

По вопросам приобретения обращайтесь по адресу: Академия стандартизации, метрологии и сертификации (АСМС), 109443, Москва, Волгоградский пр-т, 90, корп. 1. Тел. / факс: 8 (499) 742 4643. Факс: 8 (499) 742 5241. E-mail: info@asms.ru

Серова Т.Б.

TRAINING 13

Production Status and Management Systems Audit: Training of Auditors in PostCovid

Yu.A. Orlova1, FSAEI HE Far Eastern Federal University (FSAEI HE FEFU), orlova.ial@students.dvfu.ru

I.B. Repina2, FSAEI HE FEFU

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

O.A. Chudnova3, FSAEI HE FEFU, Assoc. Prof. PhD

1 Student, Vladivostok, Russia

2 Associate Professor, ORCID: 0000-0002-3727-3868, Vladivostok, Russia

3 Professor, ORCID: 0000-0002-8973-593X, Vladivostok, Russia

Citation: Orlova Yu.A., Repina I.B., Chudnova O.A. Production Status and Management Systems Audit: Training of Auditors in PostCovid, Kompetentnost'/ Competency (Russia), 2021, no. 9-10, pp. 9-13. DOI: 10.24412/1993-8780-2021-9-09-13

key words

peculiarities of auditor training, training program, distance learning, distance audit, digital transformation

References

The article is devoted to the changes that need to be made to the training and professional development program for auditors of the state of production and audit of management systems. Changes in the training of qualified professionals will occur not only in connection with the adoption and entry into force of the new GOST R 59424-2021 Guidelines for the remote analysis of the state of production and audit of management systems, but also in connection with the ongoing pandemic of the new coronavirus infection Covid. It has a great impact on all types of activities, and also contributes to the increase in the importance of the development and implementation of digital technologies in the world. We had analyzes the requirements of the standard, which are worth paying attention to when training auditors. The authors describe new methods of remote auditing and the information and communication technologies used, identify changes that will make the training program for auditors on conducting remote audits better and more efficient. In addition, the article presents the skills that a specialist should possess as a result of training in conducting remote audits in accordance with GOST R 59424-2021 and the realities of the modern world.

1. Buyankina R.G., Sokolovskaya M.V., Popova O.M., Taptygina E.V., Baginskiy A.L. Opyt vnedreniya internet-tekhnologii distantsionnogo obucheniya v podgotovke vnutrennikh auditorov [Experience in implementing internet technology of distance learning in the training of internal auditors], Tekhnicheskie nauki, 2015, no. 1, pp. 641-643. DOI: 378.147:004.771:657.6.

2. Rosstandart: novyy standart sistemy menedzhmenta [Rosstandart: a new standard of the management system]; https://www.rst.gov.ru// newsRST/redirect/news/1//7745.

3. Tsentr sertifikatsii Rosstandart Moskva. Tsifrovizatsiya audita sistem menedzhmenta [Rosstandart Moscow certification center. Digitalization of management systems audit]; https://rosstandart.msk.ru/cifrovizaciya-audita-sistem-menedzhmenta/.

4. GOST R 59424-2021 Guidelines for remote analysis of the state of production and audit of management systems; https://docs.cntd.ru/ document/ 565658216.

СОБЫТИЯ

Цифровизация аудита систем менеджмента

В Российской Федерации утвержден ГОСТ Р 59424-2021 «Руководящие указания по дистанционному проведению анализа состояния производства и аудита систем менеджмента»

Разработка стандарта стала ответной реакцией на изменение режима работы предприятий в связи с пандемией. Дистанционные проверки с использованием информационно-коммуникационных технологий в процессе сертификации стали единственно возможным решением, которое помогло избежать проблем с поставками на рынок продукции и услуг. Для организации дистанционных аудитов важно применять стандартизованные методы. Разработанный стандарт полностью основывается на Руководящих указаниях по аудиту систем менеджмента и является дополнением к ним. Кроме того, ГОСТ Р 59424-2021 учитывает требования, изложенные

в документах Международного аккредитационного форума (А3).

Новый стандарт не только позволит обеспечить бесперебойную работу в пандемию, но и способствует применению инновационных методов, которые сокращают издержки предприятий и повышают эффективность оценки соответствия. Положения ГОСТ Р 59424-2021 распространяются как на проведение анализа состояния производства, так и на внешний и внутренний аудиты систем менеджмента.

Документ создан Ассоциацией по сертификации «Русский Регистр» на базе ТК по стандартизации № 076 «Системы менеджмента».

По материалам www.gost.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.