Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА '

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
земельный участок / кадастровая стоимость / земля / налогообложение / рыночная стоимость / land plot / cadastral value / land / taxation / market value

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королев Роман Владимирович

В представленном исследовании рассматриваются особенности применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the application of information on the cadastral value of a land plot for taxation

In the presented study, the peculiarities of the application of information on the cadastral value of a land plot for taxation are considered.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_24 УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДЛЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СВЕДЕНИЙ О КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА Features of the application of information on the cadastral value of a land plot for taxation КОРОЛЕВ Роман Владимирович,

преподаватель кафедры теории и истории государства и права Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России. 196105, Россия, г. Санкт-Петербург, Московский пр-т., 149. E-mail: roman-korolev21@mail.ru;

KOROLEV Roman Vladimirovich,

Lecturer of the Department of Theory and History of State and Law St. Petersburg University of the Ministry of Emergency Situations of Russia. 196105, Russia, St. Petersburg, Moskovsky Ave., 149. E-mail: roman-korolev21@mail.ru

Краткая аннотация: В представленном исследовании рассматриваются особенности применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости земельного участка.

Abstract: In the presented study, the peculiarities of the application of information on the cadastral value of a land plot for taxation are considered.

Ключевые слова: земельный участок, кадастровая стоимость, земля, налогообложение, рыночная стоимость.

Keywords: land plot, cadastral value, land, taxation, market value.

Для цитирования: Королев Р.В. Особенности применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости земельного участка //Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 24-26. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_24.

For citation: Korolev R. V. Features of the application of information on the cadastral value of a land plot for taxation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 24-26. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_24.

Статья поступила в редакцию: 08.09.2023

Настоящее исследование автор считает необходимым начать с рассмотрения особенностей применения кадастровой стоимости земельного участка при установлении его рыночной стоимости. Так, согласно нормам налогового законодательства при изменении кадастровой стоимости земельного участка1 вследствие установления его рыночной стоимости сведения об обновленной кадастровой стоимости, внесенные в ЕГРН, учитываются при определении налоговой базы2 начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости (п. 1.1 ст. 391 Налогового кодекса)3.

При этом, как указывает налоговая служба в письме ФНС России от 31 мая 2023 г. № БС-4-21/6798@, указанные выше условия определения налоговой базы при установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости земельного участка не зависят от даты, по состоянию на которую определена рыночная стоимость, и в любом случае предусматривают определение налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости4.

Аналогичный порядок, как ранее указывала ФНС России, применяется и в случае изменения кадастровой стоимости земельного участка на основании установления его рыночной стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда5. Сведения, внесенные в ЕГРН, также учитываются для расчета земельного налога начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания (письмо ФНС России от 6 июля 2022 г. № БВ-4-7/8529@).

Посмотрим на Федеральный закон от 31.07.2023 № 397-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» которым уточнены основания и процедуры внесения сведений в ЕГРН. Так, принятым законом предусматривается возможность снятия с кадастрового учета и госрегистрации прекращения прав в случае уничтожения объекта недвижимости вследствие боевых действий или в связи с наступлением ЧС в упрощенном порядке на основании заявления органа государственной власти (органа местного самоуправления), акта осмотра и согласия собственников. Расширен круг лиц, в отношении которых должны проводиться мероприятия по выявлению правообладателей ранее учтенных объек-тов недвижимости (наследники, члены ЖСК, лица, имеющие право на паенакопления и др.). Устанавливается порядок постановки объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного, если в ходе проведенных мероприятий правообладатели не будут выявлены.

Следующий аспект, требующий освещения состоит в применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда. Так, в письме ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@ «О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019» разъяснено, что если решение об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости принято судом после 1 января 2019 года, применяется новый порядок пересчета налога.

Здесь требуются некоторые пояснения. С 1 января 2019 года вступил в силу новый порядок применения измененной в течение налогового периода по решению суда (комиссии по рассмотрению споров) кадастровой стоимости земельного участка (объекта недвижимости).

1 Шеншин, В. М. Обеспечение экологической безопасности Российской Федерации как элемент национальной безопасности / В. М. Шеншин, С. Ю. Коряго // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 2(51). - С. 33-37. - EDN OWQZGY

2 Шеншин, В. М. Отражение экологической преступности в статистике / В. М. Шеншин // Вопросы статистики. - 2017. - № 11. - С. 81-87. - EDN YMOYDN

3 Ишамятова, И. Х. Особенности формирования стоимости кадастровых работ по уточнению границ земельных участков / И. Х. Ишамятова, Н. А. Киселева, Е. Б. Колесникова // Организация работы с молодежью. - 2019. - № 4. - С. 4. - EDN BJKIWP.

4 Шеншин, В. М. Социальный запрос общества как неологизм уголовно-экологической политики / В. М. Шеншин // Актуальные проблемы российского права. - 2018. - № 10(95). - С. 236-244. - DOI 10.17803/1994-1471.2018.95.10.236-244. - EDN YOICCL

5 Цыпкин, Ю. А. Практические аспекты использования информации о сделках с объектами недвижимости в определении кадастровой стоимости земельных участков / Ю. А. Цыпкин, А. В. Пылаева, О. В. Кольченко // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2023. - № 7. - С. 417-423. - DOI 10.33920/^-04-2307-05. - EDN BFVGPK.

Теоретико-исторические правовые науки

На основании пункта 15 статьи 378.2, пункта 2 статьи 403 НК РФ сведения об измененной стоимости учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания1. Указанный порядок применяется, если решение суда (комиссии по рассмотрению споров) принято после 1 января 2019 года, в том числе по искам (заявлениям), поданным до 1 января 2019 года. При этом перерасчет сумм ранее исчисленных налогов для налогоплательщиков - физических лиц осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом.

Помимо прочего, в письме Минэкономразвития России от 24.07.2019 № ОГ-Д23-6853 «О рассмотрении обращения» разъяснены обязанности исполнителя комплексных кадастровых работ при выявлении несоответствия площади земельного участка сведениям, содержащимся в ЕГРН. Так, в соответствии с Федеральным законом от 17.06.2019 № 150-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О кадастровой деятельности» и Федеральный закон « государственной регистрации недвижимости» в случае, если в результате уточнения местоположения границ земельного участка, в отношении которого выполняются комплексные кадастровые работы, за исключением случая исправления реестровой ошибки в описании местоположения границ земельного участка, уточненная площадь земельного участка превышает допустимые пределы, установленные Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», исполнитель комплексных кадастровых работ: устанавливает местоположение границ земельного участка в соответствии с требованиями Закона № 221 -ФЗ2 и включает сведения о таком земельном участке в проект карты-плана территории и одновременно готовит информацию о возможности образования земельного участка в фактически существующих границах (в том числе о способах образования, кадастровых номерах исходных земельных участков, местоположении границ образуемого земельного участка, площади и виде (видах) его разрешенного использования), которая по завершении выполнения комплексных кадастровых работ вместе с картой-планом передается исполнителем комплексных кадастровых работ заказчику комплексных кадастровых работ (орган местного самоуправления, орган исполнительной власти субъекта РФ - города федерального значения Москва, Санкт-Петербург или Севастополь).

Указанные положения Закона № 221-ФЗ применяются исключительно при выполнении комплексных кадастровых работ, при выполнении кадастровых работ в индивидуальном порядке данные положения Закона № 221-ФЗ применению не подлежат3.

Заметим, что ранее Минэкономразвития России разъясняло, в каких случаях наличие проектных документов является обязательным условием при выполнении комплексных кадастровых работ4.

Наличие одного из проектных документов5, в том числе проекта межевания территории, является необходимым условием для выполнения комплексных кадастровых работ только в случае, если в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ предусмотрено образование соответствующих земельных участков в соответствии с одним из таких документов. В остальных случаях наличие проектных документов, в том числе проекта межевания территории, не является обязательным условием для выполнения комплексных кадастровых работ. При выполнении комплексных кадастровых работ уточнение местоположения границ земельных участков должно осуществляться по определенным правилам, предусмотренным Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в том числе с использованием документов, указанных в части 3 статьи 42.6 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности». При этом Федеральным законом от 17.06.2019 № 150-ФЗ исключена возможность применения проекта межевания территории для целей уточнения местоположения границ земельных участков6. Новациями в области осуществления кадастрового учета объектов ИЖС и садовых домов в связи с изменением законодательства, как это указал Росреестр, являются7.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс и отдельные законодательные акты Российской Федерации» и от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» отметим, что:

в техническом плане здания, расположенного на садовом или дачном земельном участке, необходимо указывать его назначение «жилое» или «жилой дом», а в раздел «Заключение кадастрового инженера» включать обоснование результата кадастровых работ, содержащие указание на назначение здания «жилое строение»8;

до 1 марта 2019 года правообладатели земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, дачного хозяйства, вправе по своему усмотрению в отношении возведенных жилых домов, строений, применять либо ранее действовавший порядок государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, либо уведомительный порядок, введенный ФЗ о садоводстве;

разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с Градостроительным кодексом РФ не требуется выдача разрешения на строительство и объект создается на земельных участках, предназначенных для ИЖС, или участках, находя-

1 Назранова, М. А. Проблемы правового регулирования определения кадастровой стоимости земельного участка / М. А. Назранова // Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД. - 2022. - № 1. - С. 30-38. - EDN LYIQOM.

2 Грицай, Д. В. Некоторые процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка / Д. В. Грицай, В. Г. Пуликов // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 92-7. - С. 70-72. - DOI 10.18411/tmio-12-2022-325. - EDN CYRTWB.

Литвинов, Н. П. Проблемы соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в области экономической деятельности в условиях чрезвычайной ситуации / Н. П. Литвинов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 4(57). - С. 19-25. - EDN UKQVCQ.

4 Письмо Минэкономразвития России от 21.08.2019 № Д23и-28336 «О рассмотрении обращения».

5 Трофимов, В. В. Функция антикоррупционной экспертизы законопроектов в деятельностной структуре законотворчества(постановка вопроса в контексте решения задачи усиления национальной безопасности) / В. В. Трофимов, Ю. В. Горюшина // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). - С. 29-39. - EDN CURBUE.

Колесник, А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности Союзного государства: состояние и пути совершенствования / А. А. Колесник // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 42-51. - EDN PEGZWE.

7 «Письмо» Росреестра от 07.11.2018 № 32363-ВА/Д23и «О применении положений Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ и Федерального закона от 3 августа 2018 г. № 340-Ф3 в части кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома».

8 Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. -2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

щихся в границах населенного пункта и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства.

И еще об особенностях кадастрового учета жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для садоводства. Интересным выглядит письмо Минэкономразвития России от 20.09.2019 N ОГ-Д23-8665 в соответствии с которым разъяснены особенности кадастрового учета жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для садоводства1.

Так, по мнению Министерства, государственный кадастровый учет жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости в результате реконструкции может быть осуществлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 02.08.2019 № 267-ФЗ (на основании технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок).

Обратим внимание также на то, что комплексные кадастровые работы могут выполняться только в отношении земельных участков, которые полностью расположены в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Так, в письме Минэкономразвития России от 27.09.2019 № Д23и-33124 «Относительно выполнения комплексных кадастровых работ в отношении земельных участков, частично расположенных за пределами территории выполнения комплексных кадастровых работ» сообщается, что в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» под комплексными кадастровыми работами в целях Закона № 221-ФЗ понимаются кадастровые работы, которые выполняются одновременно в отношении всех расположенных на территории одного кадастрового квартала или территориях нескольких смежных кадастровых кварталов: земельных участков, сведения ЕГРН о которых не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» требованиям к описанию местоположения границ земельных участков; земельных участков, образование которых предусмотрено документами, указанными в части 6 статьи 42.1 Закона № 221-ФЗ (проектами межевания); зданий, сооружений (за исключением линейных объектов), а также объектов незавершенного строительства, сведения о которых содержатся в ЕГРН.

Таким образом, территорией выполнения комплексных кадастровых работ является территория, расположенная в границах одного кадастрового квартала или в границах нескольких смежных кадастровых кварталов.

Исходя из изложенного, комплексные кадастровые работы выполняются только в отношении земельных участков, которые полностью расположены в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ.

Библиография:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. Грицай, Д.В. Некоторые процессуальные особенности рассмотрения и разрешения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка / Д.В. Грицай, В.Г. Пуликов // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - №92-7. - С. 70-72. - DOI 10.18411 /trnio-12-2022-325. - EDN CYRTWB.

3. Ишамятова, И. Х. Особенности формирования стоимости кадастровых работ по уточнению границ земельных участков / И. Х. Ишамятова, Н. А. Киселева, Е. Б. Колесникова // Организация работы с молодежью. - 2019. - № 4. - С. 4. - EDN BJKIWP.

4. Колесник, А. А. Концептуальные основы обеспечения безопасности Союзного государства: состояние и пути совершенствования / А. А. Колесник // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 2(55). - С. 42-51. - EDN PEGZWE.

5. Литвинов, Н. П. Проблемы соблюдения основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации в области экономической деятельности в условиях чрезвычайной ситуации / Н. П. Литвинов // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 4(57). - С. 19-25. - EDN UKQVCQ.

6. Назранова, М. А. Проблемы правового регулирования определения кадастровой стоимости земельного участка / М. А. Назранова // Правовое регулирование экономической деятельности. ПРЭД. - 2022. - № 1. - С. 30-38. - EDN LYIQOM.

7. Трофимов, В. В. Функция антикоррупционной экспертизы законопроектов в деятельностной структуре законотворчества(постановка вопроса в контексте решения задачи усиления национальной безопасности) / В. В. Трофимов, Ю. В. Горюшина // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2022. - № 1 (54). -С. 29-39. - EDN CURBUE.

8. Цыпкин, Ю.А. Практические аспекты использования информации о сделках с объектами недвижимости в определении кадастровой стоимости земельных участков / Ю.А. Цыпкин, А.В. Пылаева, О.В. Кольченко // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2023. - №7. - С.417-423. - DOI 10.33920/sel-04-2307-05. - EDN BFVGPK.

9. Шеншин, В. М. Обеспечение экологической безопасности Российской Федерации как элемент национальной безопасности / В. М. Шеншин, С. Ю. Коряго // Право. Безопасность. Чрезвычайные ситуации. - 2021. - № 2(51). - С. 33-37. - EDN OWQZGY

10. Шеншин, В. М. Отражение экологической преступности в статистике / В. М. Шеншин // Вопросы статистики. - 2017. - № 11. - С. 81-87. - EDN YMOYDN

11. Шеншин, В. М. Социальный запрос общества как неологизм уголовно-экологической политики / В. М. Шеншин // Актуальные проблемы российского права. -2018. - № 10(95). - С. 236-244. - DOI 10.17803/1994-1471.2018.95.10.236-244. - EDN YOICCL

References:

1. Vinokurov, V. Administrative Offense Proceedings and Pre-Trial Dispute Resolution in the BRICS Countries / V. Vinokurov, V. Gavrilenko, V. Shenshin // BRICS Law Journal. - 2022. - Vol. 9, No. 1. - P. 35-61. - DOI 10.21684/2412-2343-2022-9-1-35-61. - EDN LFJJYR.

2. Gritsai, D. V. Some procedural features of consideration and resolution of cases on challenging the results of determining the cadastral value of a land plot / D. V. Gritsai, V. G. Pulikov // Trends in the development of science and education. - 2022. - No. 92-7. - pp. 70-72. - DOI 10.18411/trnio-12-2022-325 . - EDN CYRTWB.

3. Ishamyatova, I. H. Features of the formation of the cost of cadastral works to clarify the boundaries of land plots / I. H. Ishamyatova, N. A. Kiseleva, E. B. Kolesnikova // Organization of work with youth. - 2019. - No. 4. - p. 4. - EDN BJKIWP.

4. Kolesnik, A. A. Conceptual foundations of the security of the Union State: state and ways of improvement / A. A. Kolesnik // Pravo. Safety. Emergency situations. -2022. - № 2(55). - Pp. 42-51. - EDN PEGZWE.

5. Litvinov, N. P. Problems of observance of fundamental human and civil rights and freedoms in the Russian Federation in the field of economic activity in an emergency situation / N. P. Litvinov // Law. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 4(57). - Pp. 19-25. - EDN UKQVCQ.

6. Nazranova, M. A. Problems of legal regulation of determining the cadastral value of a land plot / M. A. Nazranova // Legal regulation of economic activity. PRAED. -2022. - No. 1. - PP. 30-38. - EDN LYIQOM.

7. Trofimov, V. V. The function of anti-corruption expertise of draft laws in the activity structure of lawmaking (posing the question in the context of solving the problem of strengthening national security) / V. V. Trofimov, Yu. V. Goryushina // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2022. - № 1 (54). - PP. 29-39. - EDN CURBUE.

8. Tsypkin, Yu. A. Practical aspects of using information on transactions with real estate objects in determining the cadastral value of land plots / Yu. A. Tsypkin, A.V. Pylaeva, O. V. Kolchenko // Land management, cadastre and monitoring of land. - 2023. - No. 7. - pp. 417-423. - DOI 10.33920/sel-04-2307-05 . - EDN BFVGPK.

9. Shenshin, V. M. Ensuring environmental safety of the Russian Federation as an element of national security / V. M. Shenshin, S. Y. Koryago // Pravo. Safety. Emergency situations. - 2021. - № 2(51). - Pp. 33-37. - EDN OWQZGY

10. Shenshin, V. M. Reflection of environmental crime in statistics / V. M. Shenshin // Questions of statistics. - 2017. - No. 11. - pp. 81-87. - EDN YMOYDN

11. Shenshin, V. M. Social request of society as a neologism of criminal and environmental policy / V. M. Shenshin // Actual problems of Russian law. - 2018. - № 10(95). - Pp. 236-244. - DOI 10.17803/1994-1471.2018.95.10.236-244. - EDN YOICCL

1 Письмо Минэкономразвития России от 20.09.2019 N ОГ-Д23-8665 «По вопросу осуществления государственного кадастрового учета жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, в связи с изменением сведений ЕГРН об объекте недвижимости в результате реконструкции в порядке, предусмотренном частью 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», введенной Федеральным законом от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.