Возможности современных средств 3-D моделирования крайне необходимо использовать при изучении геометрических объектов, так создаваемые с их помощью визуализации достаточно реалистичны, позволяют выполнять сопутствующие вычисления, варьирование параметров, вращение системы координат. Все это, в итоге, способствует развитию пространственных представлений у учащихся на различных ступенях образования [4]. Изучение возможностей сред 3-D конструирования и активное их использование в процессе обучения представляет собой одну из граней ИКТ-компетентности современного педагога [5], которая должна быть развита у студентов педагогических специальностей.
Библиографический список:
1. Баратова, Е. Д. Метод штрафов и необходимые условия оптимальности в дифференциальной иерархической игре при неопределенности / Е. Д. Баратова, А. Ф. Тараканов // Известия Российской академии наук. Теория и системы управления. - 2003. - № 3. - С. 30-36.
2. Насонова, Е. Д. Использование информационных технологий при изучении стереометрии в школе / Е. Д. Насонова // Инновационное профессиональное образование: проблемы, поиски и решения: сборник материалов XV Международной научно-методической конференции. - Саратов : Центр «Просвещение», 2019. - С. 51-54.
3. Насонова, Е. Д. Интерактивные геометрические построения в трехмерном пространстве / Е. Д. Насонова // Преподавание информационных технологий в Российской Федерации: сборник материалов Семнадцатой Всероссийской конференции. - Новосибирск : ННИГУ, 2019. - С. 261-263.
4. Насонова, Е. Д. Развитие пространственных представлений средствами 3-D моделирования / Е. Д. Насонова // Наука и инновации в современном мире: сборник научных статей. 4.IV. - Москва : Перо, 2019. - С. 69-72.
5. Насонова, Е. Д. Совершенствование ИКТ-компетенции педагога для обеспечения дистанционного обучения / Е. Д. Насонова // Ученые записки ИУО РАО: сборник материалов VIII Всероссийской научно-практической конференции. - Москва, 2020. - № 1(73). - С. 91-94. - URL: https://iuorao.com/templates/vipyski_izdanie_iuorao/vipyski/2020-1 (73)/UZ_1 (73)_2020.pdf (дата обращения: 20.05.2020). - Текст: электронный.
УДК 378.14
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ГРАФИЧЕСКИХ ПРИЛОЖЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ FEATURES OF USING DYNAMIC GRAPHICAL APPLICATIONS IN THE PROCESS OF MATHEMATICAL AND METHODOLOGICAL TRAINING BACHELOR OF PEDAGOGICAL EDUCATION
Шумакова Е. О., канд. физ.-мат. наук Севостьянова С. А., канд. пед. наук, доцент Вагина М. Ю., канд. физ.-мат. наук
ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет»
Россия, Челябинская область, г. Челябинск shumakovaeo@cspu. ru, sеvostyanovasa@cspu. ru
Аннотация. В статье подчеркнутароль динамических графических приложений для эффективного компьютерного сопровождения процесса обучения математике. Описан опыт создания интерактивных заданий на построение графиков функций и изучение их свойств с помощью графического калькулятора Desmos.
Ключевые слова: образование, обучение, методика обучения математике, графическое приложение.
Abstract. The article emphasizes the role of dynamic graphical applications for effective computer support of the process of teaching mathematics. The article describes the experience of creating interactive tasks for plotting functions and studying their properties using the Desmos graphical calculator.
^y words:education, training, methods of teaching mathematics, graphic application.
Актуальность применения электронных образовательных ресурсов в процессе обучения требует специальной методической подготовкибудущих учителей, основанной на компетентностном подходе, который является необходимым в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению «Педагогическое образование».
Этапы непрерывной методической подготовки будущего учителя информатики раскрыты в статье Федоровой Г. А. [1]. Автор выделяет 4 основных этапа:
1. Теоретический, на котором происходит изучение дисциплины «Методика обучения информатики».
2. Квазипрофессиональный происходит при прохождении учебно-технологической практики.
3. Практический связан с непосредственным прохождением педагогической практики.
4. Квалификационный состоит в выполнение выпускной квалификационной работы.
На всех этапах присутствуют ЭОР: от знакомства и лабораторных практикумов использования готовых ЭОР, к созданию собственных заданий в общей коллекции, составлению полноценных комплексов ЭОР, описанию технологий их применения, использованию результатов в ходе педагогической практики и выполнению квалификационного исследования с применением ЭОР. Для эффективного применения ЭОР в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы выделенные этапы должны быть реализованы в ходе методической и математической подготовки бакалавров, обучающихся по профилю «Математика. Информатика».В данной статье мы уделим внимание динамическим графическим приложениям и их применению в процессе подготовки будущего учителя математики.
В [2] авторы отмечают, что применение систем динамической геометриипри обучении алгебре в основном сводилось либо кгеометрической иллюстрации алгебраическихпроцессов, либо к алгебраическому обоснованию геометрических закономерностей. Несмотря на предметно-математическую универсальностьтаких систем, использование анимационных рисунков и чертежей при обучении математике все же преимущественно реализуетсяна уроках геометрии. В связи с этим возникаетлроб-лема: можно ли на базе систем динамической математики создать анимационные рисунки, которые способны обеспечить эффективноекомпьютерное сопровождение таких разделовшкольного курса математики, как арифметика,алгебра и начала математического анализа? Ответом служат примеры использования технологии GeoGebra для разложения заданного многочлена по степеням двучлена -л. - V и вычерчиванию графика производнойзаданной функции.
Возможности динамической математической среды GeoGebra для выполнения учебных проектов по профильным математическим дисциплинам рассматриваются в [3] на примере вычисления объема тела, ограниченного эллипсоидом и плоскостями. В работе [4] рассмотрено применение той же среды в исследовательской деятельности по геометрии.
Опишем положительный опыт создания интерактивных заданий, направленных на построение графиков функций и изучения их свойств в Desmos - графическом калькуляторе, реализованном как приложение для браузера и мобильное приложение на языке JavaScript. Задания были составлены командой студентов и преподавателей ЮУрГГПУдля наполнения образовательного сайта. Рассмотрим пример задачи: записать уравнение квадратичной функции и построить ее график, если известно, что он проходитчерез точку (0;2),афункция принимает наибольшее значение 6 на отрезке Jt É [0;2].
Для реализации интерактивного задания требуется продумать, что дано на чертеже, какие шаги требуется выполнить ученику и в каком виде дать ответ. На чертеже отмечена точка (0;2) и график квадратичной функции с переменными коэффициентами у = (Ut- + bх+ с. Указаны пояснения, что
можно изменять значение старшего коэффициента с помощью бегунка и перемещатьпарабо-лу,удерживаянажатой левую кнопку мыши. Таким образом, можно получить параболу с ветвями, направленными вверх или вниз, с вершиной в любой точке на графическом поле, как показано на рисунке 1.
о «
Изменяйте значение старшего коэффициента с помощью бегунка Перемещайте параболу удерживая нажатой певую кнопку мыши на вершине
Рисунок 1 - Начальное расположение
Подобрав подходящее положение, ученик видит, в какой точке находится вершина и каков старший коэффициент. По этим данным составляет уравнение, задающее квадратичную функцию,и записывает его на втором листе в специальном поле для ввода. Отметим, что визуальноеопределе-ние координат вершины параболы требует проверки.
При а = —1,8 и перемещении вершины в точку с абсциссой = 1,5 создается ложное предположение, что у0 = 6 и правильный ответ найден. Вычислив коэффициенты Ь = 5,4 и с = 2, убедимся, что 141,5,' = 6,05 и функция у(г) = — 1,8.V- + 5,41 + 2 не является правильным ответом.
Решение, похожее на правильное, показано на рисунке 2.
Рисунок 2 - Ошибочное решение
Одно из возможных верных решений \-(л:) = — х2 + 4х + 2.
Графические приложения все чаще используются в процессе математической и методической подготовки бакалавров, делают процесс закрепления материала более наглядным, динамичным, настраивают на поиск новых инструментов педагогической и научно-исследовательской деятельности.
Работа выполнена при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» по договору о выполнении НИР «Изучение групп центральных единиц целочисленных групповых колец» заявка №ШК-20-04-17/1 от 17.04.2020, ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» по договору о выполнении НИР «Модель реализации проектно-ориентированной системы практик будущих учителей математики с учетом требований ФГОС ВО (3++)» заявка № МК-20-04-17/8 от 17.04.2020.
Библиографический список:
1. Федорова, Г. А. Разработка и применение электронных образовательных ресурсов в структуре методической подготовкибакалавров в педагогическом вузе / Г. А. Федорова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. - 2014. - № 3. - С. 108-112.
2. Ларин, С. В. Особенности создания и использованиякомпьютерных анимационных рисунков в обучении математике / С. В. Ларин, В. Р. Майер, Т. О. Кочеткова, О. А. Карнаухова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. - 2020. - № 1. - С. 614. - URL: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-178 (дата обращения: 30.05.2020). - Текст: электронный.
3. Нигматулин, Р. М.Выполнение учебных проектов бакалаврами с использованием Geogebra 3d при изучении профильных математических дисциплин / Р. М. Нигматулин, М. Ю. Вагина, Е. О. Шумакова // Информатизация непрерывного образования: сборник материалов Международной научной конференции: в 2 томах ; под общей редакцией В. В. Гриншкуна, 2018. - С. 351-355.
4. Нигматулин, Р. М. Использование системы динамической геометрии Geogebra для организации исследовательской деятельности бакалавров педагогического образования в курсе геометрии / Р. М. Нигматулин, Е. В. Мартынова // Информационные технологии в математике и математическом образовании:. сборник материалов VIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича ; ответственный редактор В. Р. Майер; Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, 2019. - С. 193-197.
УДК 37.042.1
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ MS EXCEL
AUTOMATED METHOD OF EVALUATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT BASED ON ELECTRONIC TABLES MS EXCEL
Воронков Е. Г., канд. биол. наук, доцент Воронкова Е. Г., канд. биол. наук, доцент Беликова М. Ю., ст. преподаватель Неустроев С. А., студент Власов М. В., студент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск voronkove@ rambler.ru
Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки гармоничного физического развития. Предлагается один из подходов его автоматизированного решения.
Ключевые слова: физическое развитие, профиль физического развития, автоматизированная методика оценки физического развития.
Abstract: The article considers the problem of assessing harmonious physical development. One of the approaches to its automated solution is proposed.
Key words: physical development, profile of physical development, automated methodology for assessing physical development.
До настоящего времени все еще актуальным и одновременно приоритетным направлением здоровья детей и подростков является изучение уровня физического развития, который рассматривает форму, пропорциональность и размеры тела с учетом возраста, а также обеспечивает благополучное развитие ребенка [1]. Как известно, на физическое развитие влияют различные факторы как внутренней, так и окружающей среды. К ним можно отнести бытовые и материальные условия, национальность, уклад жизни, эколого-климатические особенности региона, питание и ряд других.
Авторы отмечают [2; 3, с. 26-27], что постоянно наблюдается непрерывное увеличение числа больных детей, имеющих хронические заболевания, ведущие к снижению параметров физического развития и биологической зрелости и как следствие к ослаблению уровня здоровья.
В связи с вышесказанным понятно, что для осуществления контроля, а впоследствии и коррекции необходимо усовершенствовать методики определения различных биометрических показателей, в том числе параметров физического развития.
Следует отметить, что оценка уровня физического развития не только медицинская, но в большей степени педагогическая задача, которая должна решаться в разрезе всех предметов, изучаемых в общеобразовательной школе. Первоочередная роль в данном контексте отводится предмету «Физическая культура». В рамках физической культуры осуществляется укрепление нервно-мышечного аппарата, становление морфологических и функциональных показателей, благоприятное влияние на