Научная статья на тему 'АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ MS EXCEL'

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ MS EXCEL Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ПРОФИЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронков Е. Г., Воронкова Е. Г., Беликова М. Ю., Неустроев С. А., Власов М. В.

В статье рассматривается проблема оценки гармоничного физического развития. Предлагается один из подходов его автоматизированного решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AUTOMATED METHOD OF EVALUATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT BASED ON ELECTRONIC TABLES MS EXCEL

The article considers the problem of assessing harmonious physical development. One of the approaches to its automated solution is proposed.

Текст научной работы на тему «АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ MS EXCEL»

Библиографический список:

1. Федорова, Г. А. Разработка и применение электронных образовательных ресурсов в структуре методической подготовкибакалавров в педагогическом вузе / Г. А. Федорова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. - 2014. - № 3. - С. 108-112.

2. Ларин, С. В. Особенности создания и использованиякомпьютерных анимационных рисунков в обучении математике / С. В. Ларин, В. Р. Майер, Т. О. Кочеткова, О. А. Карнаухова // Вестник Красноярского государственного педагогического университета имени В. П. Астафьева. - 2020. - № 1. - С. 614. - URL: https://doi.org/10.25146/1995-0861-2020-51-1-178 (дата обращения: 30.05.2020). - Текст: электронный.

3. Нигматулин, Р. М.Выполнение учебных проектов бакалаврами с использованием Geogebra 3d при изучении профильных математических дисциплин / Р. М. Нигматулин, М. Ю. Вагина, Е. О. Шумакова // Информатизация непрерывного образования: сборник материалов Международной научной конференции: в 2 томах ; под общей редакцией В. В. Гриншкуна, 2018. - С. 351-355.

4. Нигматулин, Р. М. Использование системы динамической геометрии Geogebra для организации исследовательской деятельности бакалавров педагогического образования в курсе геометрии / Р. М. Нигматулин, Е. В. Мартынова // Информационные технологии в математике и математическом образовании:. сборник материалов VIII Всероссийской с международным участием научно-методической конференции, посвященной 80-летию профессора Ларина Сергея Васильевича ; ответственный редактор В. Р. Майер; Красноярский государственный педагогический университет имени В. П. Астафьева, 2019. - С. 193-197.

УДК 37.042.1

АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ОСНОВЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ТАБЛИЦ MS EXCEL

AUTOMATED METHOD OF EVALUATION OF PHYSICAL DEVELOPMENT BASED ON ELECTRONIC TABLES MS EXCEL

Воронков Е. Г., канд. биол. наук, доцент Воронкова Е. Г., канд. биол. наук, доцент Беликова М. Ю., ст. преподаватель Неустроев С. А., студент Власов М. В., студент ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Россия, Республика Алтай, г. Горно-Алтайск voronkove@ rambler.ru

Аннотация. В статье рассматривается проблема оценки гармоничного физического развития. Предлагается один из подходов его автоматизированного решения.

Ключевые слова: физическое развитие, профиль физического развития, автоматизированная методика оценки физического развития.

Abstract: The article considers the problem of assessing harmonious physical development. One of the approaches to its automated solution is proposed.

Key words: physical development, profile of physical development, automated methodology for assessing physical development.

До настоящего времени все еще актуальным и одновременно приоритетным направлением здоровья детей и подростков является изучение уровня физического развития, который рассматривает форму, пропорциональность и размеры тела с учетом возраста, а также обеспечивает благополучное развитие ребенка [1]. Как известно, на физическое развитие влияют различные факторы как внутренней, так и окружающей среды. К ним можно отнести бытовые и материальные условия, национальность, уклад жизни, эколого-климатические особенности региона, питание и ряд других.

Авторы отмечают [2; 3, с. 26-27], что постоянно наблюдается непрерывное увеличение числа больных детей, имеющих хронические заболевания, ведущие к снижению параметров физического развития и биологической зрелости и как следствие к ослаблению уровня здоровья.

В связи с вышесказанным понятно, что для осуществления контроля, а впоследствии и коррекции необходимо усовершенствовать методики определения различных биометрических показателей, в том числе параметров физического развития.

Следует отметить, что оценка уровня физического развития не только медицинская, но в большей степени педагогическая задача, которая должна решаться в разрезе всех предметов, изучаемых в общеобразовательной школе. Первоочередная роль в данном контексте отводится предмету «Физическая культура». В рамках физической культуры осуществляется укрепление нервно-мышечного аппарата, становление морфологических и функциональных показателей, благоприятное влияние на

эмоциональное состояние организма человека. При этом не достаточно систематический и последовательный подход в организации физического воспитания будет способствовать снижению физической активности детей и подростков.

Кроме того, существует еще один проблемный вопрос, имеющий непосредственно отношение к технологиям здоровьесбережения. Учитывая, что: «здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленной на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития», необходимо использование различных техник, в том числе, и для оценки показателей физического развития.

На наш взгляд на современном этапе подготовки учителя физической культуры не достаточно владеют данной технологией. Вместе с тем это первостепенная по степени важности задача, направленная на формирование гармоничного физического развития подрастающего поколения. Именно на учителя физической культуры в сотрудничестве с медицинским работником образовательного учреждения и учителями предметниками ложится ответственность в своевременной, правильной оценке физического развития детей. Это позволяет вовремя обратить внимание на гармоничный ход ростовых процессов, скорректировать дальнейшее индивидуальное развитие растущего организма, правильно подобрать физическую нагрузку. При этом возникают трудности в организации регулярных измерений морфологических и функциональных показателей учащихся и проблема хранения, анализа измеренных показателей.

Целью работы является описание подхода к оценке физического развития на основе средств хранения данных и автоматизации вычислений и расчетов, предоставляемых электронными таблицами MS Excel.

Объект исследования: физическое развитие.

Предмет исследования: автоматизированная методика оценки физического развития на основе электронных таблиц MS Excel.

В ходе исследования использовались такие методы как теоретический (анализ и обобщение научных сведений по проблеме), экспериментальный (сбор данных показателей физического развития), математический (непараметрический (центильный) метод).

Проблема оценки физического развития детей. В большинстве общеобразовательных школ Республики Алтай приоритетным направлением на уроках физической культуры является формирование двигательных умений и навыков (быстроты, ловкости, выносливости), достижение физкультурных нормативов. Тем самым на гармоничность физического развития в образовательном пространстве практически никто не обращает внимание. В качестве примера, можно проиллюстрировать (см. рисунок 1), индивидуальный профиль морфофункционального развития девочки 12 лет обучающейся в одной из школ Республики Алтай. Среди представленных на профиле тотальных размеров тела, отчетливо видна дисгармоничность по окружности грудной клетки в сторону ее увеличения. Если опустить все возможные (природно-климатические, экологические, этнические, социальные и пр.) причины, приведшие к такому развитию тела ребенка, то можно с высокой долей уверенности констатировать, что в данной школе вряд ли кому было дело до физического развития данного ребенка.

Рисунок 1 - Индивидуальный профиль морфофункционального развития девочки 12 лет

Таким образом, на основе индивидуального профиля можно достаточно хорошо проиллюстрировать все морфологические и функциональные изменения детей в период роста параметров тела. Нарушение соотношений тотальных размеров ведет к дисгармоничности морфологического и функционального развития, что не лучшим образом в конечном результате сказывается на состоянии здоровья детей и подростков. Если на ранних этапах онтогенеза запасов здоровья может еще хватать на какое-то время, то во взрослом состоянии компенсаторные возможности ослабевают.

Рассматривая положение морфофункциональных показателей на индивидуальном профиле, следует помнить правило, согласно которому любое резкое отклонение параметров развития может служить основанием для углубленного изучения состояния здоровья ребенка. Положение исследуемых показателей дает возможность уловить наметившиеся сдвиги в развитии ребенка. При этом если один из параметров переходит через границу двух центильных интервалов, то подростка следует отнести в группу для пристального наблюдения.

В этой связи, для облегчения работы педагогов и медицинских работников со своей стороны мы предлагаем включать в технологический процесс, направленный на здоровьесбережение и своевременное определение гармоничного уровня физического развития программу «Оценка индивидуального профиля физического развития». Программа разработана на языке программирования VBA MS Excel коллективом авторов из ФГБОУ ВО «Горно-Алтайский государственный университет» Е. Г. Воронков, М. Ю. Беликова, Е. Г. Воронкова, М. В. Власов, С. А. Неустроев, А. А. Загуменная, Д. Е. Рахманов, В. Ю. Сафонова (получено авторское свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2018661487).

Автоматизированная методика оценки физического развития. Для автоматизации расчетов профиля индивидуального физического развития необходимо программное выполнение следующих функций: внесение данных измерений; расчет и построение диаграммы индивидуального профиля физического развития на основе готовых региональных стандартов морфофункционального развития (центильных таблиц); сравнение диаграмм индивидуального профиля за разные периоды; сохранение индивидуальных данных, отражающих морфофизиологические параметры.

Для решения задачи построения профиля морфофункционального развития могут быть использованы средства автоматизации расчетов MS Excel. Так, данные измерений показателей мор-фофункционального развития не имеют сложной структуры и могут быть представлены в виде одной таблицы для каждого учащегося. Количество учащихся, наблюдаемых у одного учителя сравнительно небольшое (до 30 человек), и предполагается, что данные об учащихся одного класса могут быть сохранены в одной книге MS Excel. Кроме удобного и интуитивно понятного интерфейса хранения простых табличных данных, MS Excel имеет средства автоматизированного построения диаграмм с помощью языка VBA (VisualBasicforApplication).

Нами разработан макрос для MS Excel, реализующий описанные выше функции. В качестве элементов навигации выступают кнопки и формы на листе «Главная» (см. рисунки 2-5).

Меню Вставка Разметка страницы Ф

s Оценка индивидуального профиля физичеш 5го развития -

- Б Меню Вставка Р< „■™,„р,„„„Ь 1 Формулы Д.™« Вид Слр. - р ii

6Ï.-E

"'qj * Times New Roma - 111 -[ A" a" = |= = - # Общий

Вставить

Times New Roma ^J11 T A A

Вставить Ж К

Ж к ч -

Буфер обмена гй L26

Шрифт

=1 == *= ъ Выравнивание \

Ъ-А- I

профиль фияичкиого развития необходима

профиль фиымеского

1

2

3_

4

5

6

Т

а

9

10 1 п

Рисунок 2 - Главные элементы навигации

мюпку "Вюддмымк". Ввод данных Очистить

окруж. грудной кг

J с

Рисунок 3 - Форма ввода данных измерений

Рисунок 4 - Лист с данными индивидуальных измерений

Оценка индивидуального профиля физического развития - Ех« Меню Встэвкэ Разметка страницы Формулы Данные Рецензирование Вид Справка ft Поиск

>, ар,

Вставить ж к н

Буфер обмена 'й

Д* А* =

Щ = *■ -* Выравнивание

Общий

• т

т % ООО Число

н jfc

Условное Форматировать Стили форматирование-' как таблицу ■г ячеек т Стили

Построение диаграммы по датам

Ф.И.О. Дата проведения измерений: Возраст длина телам окруж. грудной клетей м

Иванов Иван Иванович 27.02.2020 20 180 110

Пол. Выше среднего Высокий

Мужчина 27.02.2021 ' 21 180 115

Выше среднего Высокий

27.02.2020

27.02.2021

Чтобы удалить дату из списка быстро нажмите на нее 2 раза,

140 3500

Выше

I

среднего

Средний Е

Рисунок 5 - Форма выбора измерений для сравнения

Вывод результатов построения индивидуального профиля морфофункционального развития производится на лист «Главная» в виде диаграммы (рисунок 6).

Программный продукт имеет широкий спектр применения, начиная с детских дошкольных образовательных учреждений и заканчивая областью, связанной со спортивной деятельностью, включая спорт высоких достижений.

Хранящиеся в памяти программы индивидуальные данные дают возможность организовывать мониторинг коррекционной или тренировочной деятельности, а также сравнивать данные предыдущих контрольных измерений. Таким образом, данная программа позволит существенно облегчить работу педагогов по ведению мониторинга за состоянием физического развития и сохранению здоровья детей, в его своевременной оценке и по возможности коррекции.

Рисунок 6 - Индивидуальный профиль физического развития

Библиографический список:

1. Зайцева, В. В. Физическое развитие / В. Зайцева // Здоровье детей. - 2005. - № 12. - URL: http://zdd.1september.ru/article.php?ID=200501205 (дата обращения: 29.01.2019). - Текст: электронный.

2. Антонов, О. В. Оценка и анализ физического развития детей и подростков / О. В. Антонов, Е. В. Богачева, И. В. Антонова [и др.] // СМЖ. - 2012. - № 4. - URL: http://cyberleninka.rU/article/n/otsenka-i-analiz-fizicheskogo-razvitiya-detey-i-podrostkov (дата обращения: 30.07.2014). -Текст: электронный.

3. Махонин, Е. В. Факторы окружающей среды и их влияние на физическое развитие, и здоровье человека / Е. В. Махонин // Инновационная наука и современное общество: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Ч.2. - Уфа : Аэтерна, 2014. - С. 26-27.

УДК 378.02

МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ METHODS AND FORMS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE DEVELOPMENT OF GENERAL EDUCATIONAL SKILLS OF SCHOOLCHILDREN

Гилядов С. Р., учитель ОЧУ СОШ «Классика», Россия, г. Москва [email protected]

Аннотация. В статье представлена внутришкольная система оценки эффективности развития общеучебных умений в исследовательской деятельности школьников.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: внутришкольная система, оценка, общеучебные умения, стандарт образования, универсальные учебные действия.

Abstract. The article presents an intra-school system for assessing the effectiveness of the development of general educational skills in the research activities of schoolchildren.

Key words: intra school system,assessment, all-educational abilities, standard of education, universal educational actions.

В рамках федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО) легитимно и концептуально умение учиться признано ключевой инновацией, определяющей стратегический курс на развитие отечественного образования.В этом, одном из ведущих документов, регулирующих взаимодействие участников образовательных отношений, отмечено особое значение и предусмотрено широкое применение в образовательном процессе исследовательского подхода, который не только способствует овладению универсальными учебными действиями (общеучебными умениями), но и создает возможности для самоактуализации и самосовершенствования обучающихся. В то же время процесс внедрения ФГОС ОО вызвал потребность в комплексе дидактических, методических и управленческих материалов, которые могут использоваться для эффективного развития общеучебных умений у школьников, проводящих учебные исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.