Научная статья на тему 'Методика подготовки учащихся к решению задач с параметрами с использованием среды GeoGebra'

Методика подготовки учащихся к решению задач с параметрами с использованием среды GeoGebra Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
532
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
UNIFIED STATE EXAM / PROBLEM / NUMERICAL VALUES / PARAMETER / VISUAL AND GRAPHICAL INTERPRETATION / DYNAMIC ENVIRONMENT / ЕГЭ / ЗАДАЧА / ЧИСЛОВЫЕ ЗНАЧЕНИЯ / ПАРАМЕТР / НАГЛЯДНАЯ И ГРАФИЧЕСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ / ДИНАМИЧЕСКАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Троякова Г. А., Монгуш А. С., Танзы М. В.

Статья посвящена решению двуединой задачи: обучению учащихся старших классов решению задач с параметрами и студентов педагогических специальностей направления «математика и информатика» методике обучения решению таких задач. Методика обучения решению задач с параметрами основана на наглядно-графическом методе. Данный метод не только позволяет преодолеть естественную неуверенность ученика перед параметром, но и дает учителю возможность параллельно, в качестве пропедевтики, приучать учеников при решении задач с параметрами использовать графические приемы доказательства, позволяющей обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении. Использование динамической среды GeoGebra к решению задач с параметрами поможет легко наглядно и графически интерпретировать полученные результаты, позволяет повысить эффективность изучаемого материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Троякова Г. А., Монгуш А. С., Танзы М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PREPARING STUDENTS FOR SOLVING PROBLEMS WITH PARAMETERS USING THE GEOGEBRA ENVIRONMENT

The article is dedicated to the solution of the two-pronged problem: teaching senior school students to solve problems with parameters and students of pedagogical specialties in the direction of “Mathematics and Computer Science”. The method of teaching problem-solving with parameters is based on a visual-graphical method. This method not only allows to overcome the natural uncertainty of the pupil before the parameter, but also gives the teacher an opportunity as a propaedeutic to help students to solve problems with parameters to use graphic methods of proof that allows providing a personal-oriented approach in teaching. Using the GeoGebra dynamic environment to solve problems with parameters will help easily visualize and graphically interpret the results obtained, allowing to increase the effectiveness of the studied material.

Текст научной работы на тему «Методика подготовки учащихся к решению задач с параметрами с использованием среды GeoGebra»

сто необходим для строения качественной мускулатуры. Людям, которые никогда не следили за дыханием во время физических упражнений, тяжело будет одновременно концентрироваться на технике выполнения и числе повторов; есть, однако, простое решение этой задачи. Перед началом любого упражнения делайте глубокий вдох, и тогда с дыханием всё пойдет так, как надо, а если вдруг у вас что-то пошло не так, то держитесь правила, чтобы на усилие всегда приходился продолжительный выдох;

- тренироваться с пустым желудком запрещается, так что за два часа до тренировки следует принять богатую углеводами пищу. Людям, желающим набрать мышечную массу, перед тренировкой рекомендуется съесть один банан или

Библиографический список

небольшой шоколадный батончик, а в конце тренировки, после непродолжительной кардионагрузки (5-7 минут), принять углеводно-белковую пищу или выпить протеиновый коктейль. Тем, кто желает избавиться от лишнего веса, рекомендуется ходить по дорожке не менее 20 минут, а лучше минут 45-50 и после проделанной работы ни в коем случае не пить и не есть час или полтора, для того чтобы всё это время продолжался процесс жиросжигания.

Опыт вышеописанных тренировок свидетельствует, что если следовать всем вышеперечисленным рекомендациям и указаниям, результат не заставит себя ждать, а общее состояние организма улучшится во много крат.

1. Актуальные проблемы развития фитнеса в России: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

2. Физическая культура, спорт и туризм. Интеграционные процессы науки и практики: сборник статей по материалам II международного научного симпозиума, г. Орел, 24 - 25 апреля 2014. Под ред. д-ра пед. наук, профессора В.С. Макеевой. Орел: ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК». 2014; Т. 1: 121 - 124.

3. Физическая культура и физическая подготовка: учебник. Под редакцией В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. Москва: ЮНИТИ, 2016.

4. Казакова Е.О., Куликов С.П., Новиков С.В. Молодежная политика вузов: проблемы целеполагания и оценки результатов. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017; 11: 35 - 39.

5. Коржуева Л.М., Новиков С.В. Совершенствование системы оценки эффективности инновационных целевых программ образовательного комплекса. Труды МАИ. 2010; 41: 25.

6. Тихонов А.И., Новиков С.В. Институциональные аспекты государственной кадровой политики в России. Менеджмент и бизнес-администрирование. 2017; 2: 25 - 32.

References

1. Aktual'nye problemy razvitiya fitnesa v Rossii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo RGPU im. A.I. Gercena, 2009.

2. Fizicheskaya kul'tura, sport i turizm. Integracionnye processy nauki i praktiki: sbornik statej po materialam II mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma, g. Orel, 24 - 25 aprelya 2014. Pod red. d-ra ped. nauk, professora V.S. Makeevoj. Orel: FGBOU VPO "Gosuniversitet - UNPK". 2014; T. 1: 121 - 124.

3. Fizicheskaya kul'tura i fizicheskaya podgotovka: uchebnik. Pod redakciej V.Ya. Kikotya, I.S. Barchukova. Moskva: YuNITI, 2016.

4. Kazakova E.O., Kulikov S.P., Novikov S.V. Molodezhnaya politika vuzov: problemy celepolaganiya i ocenki rezul'tatov. Gumanitarnye, social'no-'ekonomicheskie i obschestvennye nauki. 2017; 11: 35 - 39.

5. Korzhueva L.M., Novikov S.V. Sovershenstvovanie sistemy ocenki 'effektivnosti innovacionnyh celevyh programm obrazovatel'nogo kompleksa. Trudy MAI. 2010; 41: 25.

6. Tihonov A.I., Novikov S.V. Institucional'nye aspekty gosudarstvennoj kadrovoj politiki v Rossii. Menedzhment i biznes-administrirovanie. 2017; 2: 25 - 32.

Статья поступила в редакцию 06.09.18

УДК 372.851

Troyakova G.A., Cand. of Sciences (Physics, Mathematics), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia),

E-mail: [email protected]

Mongush A.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

Tanzy M.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Tuva State University (Kyzyl, Russia), E-mail: [email protected]

METHODS OF PREPARING STUDENTS FOR SOLVING PROBLEMS WITH PARAMETERS USING THE GEOGEBRA ENVIRONMENT. The article is dedicated to the solution of the two-pronged problem: teaching senior school students to solve problems with parameters and students of pedagogical specialties in the direction of "Mathematics and Computer Science". The method of teaching problem-solving with parameters is based on a visual-graphical method. This method not only allows to overcome the natural uncertainty of the pupil before the parameter, but also gives the teacher an opportunity as a propaedeutic to help students to solve problems with parameters to use graphic methods of proof that allows providing a personal-oriented approach in teaching. Using the GeoGebra dynamic environment to solve problems with parameters will help easily visualize and graphically interpret the results obtained, allowing to increase the effectiveness of the studied material.

Key words: Unified State Exam, problem, numerical values, parameter, visual and graphical interpretation, dynamic environment.

Г.А. Троякова, канд. физ.-мат. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

А.С. Монгуш, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

М.В. Танзы, канд. пед. наук, доц., Тувинский государственный университет, г. Кызыл, E-mail: [email protected]

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРАМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДЫ GEOGEBRA

Статья посвящена решению двуединой задачи: обучению учащихся старших классов решению задач с параметрами и студентов педагогических специальностей направления «математика и информатика» методике обучения решению таких задач. Методика обучения решению задач с параметрами основана на наглядно-графическом методе. Данный метод не только позволяет преодолеть естественную неуверенность ученика перед параметром, но и дает учителю возможность параллельно, в качестве пропедевтики, приучать учеников при решении задач с параметрами использовать графические приемы доказательства, позволяющей обеспечить личностно-ориентированный подход в обучении. Использование динамической среды GeoGebra к решению задач с параметрами поможет легко наглядно и графически интерпретировать полученные результаты, позволяет повысить эффективность изучаемого материала.

Ключевые слова: ЕГЭ, задача, числовые значения, параметр, наглядная и графическая интерпретация, динамическая среда.

При переходе к ФГОС нового поколения, основной принцип которых есть освоение методов решения задач творческого и поискового плана, несомненной находкой является использование динамической среды GeoGebra. Данная среда способствует возможности наглядно и в движении воспринимать материал, что влечет за собой активизацию процесса обучения, качественное восприятие рассматриваемого материала и запоминание нового материала. Реализуем эту идею при обучении решению задач с параметрами.

Не вызывает сомнений тот факт, что задачи с параметрами сложны в подавляющем случае для учащихся старших классов, но нередко им просто необходимо решать задачи такого плана. Обратимся к конкретным цифрам результатов ЕГЭ по математике с 2010 года по республике Тыва с акцентом на задачи с параметрами [1].

Как видно из таблицы, практически только каждый десятый участник экзамена приступает к решению сложной задачи с параметром, но, чаще всего, эта попытка неудачна. Не всем выпускникам дана способность решить сложные задачи с параметрами, но существует заинтересованная часть участников экзамена, которая желает этому научиться и имеет в этом потребность.

Вышесказанное показывает, что задачи с параметрами являются наиболее сложными задачами школьной математики, хотя с формальной точки зрения математическое содержание таких задач не выходит за пределы школьной программы.

В лицеях, в классах с углубленным изучением математики наиболее целесообразно использование различных методов обучения, таких как эвристический и исследовательский, которые вовлекают учащихся в процесс творческой деятельности. Научные исследования Г.И. Саранцева, М.И. Денисовой и других посвящены принципам построения систем задач по курсу математики средней школы; построению систем задач, обладающих свойством структурной полноты В.И. Крупича, О.Б. Епишевой, A.A. Папышева и других.Построение иприменение взаимосвя-занных и динамическихгидзиможно не°оим рсесисх рс^. Доря-феева, Е.С. Ксхита,Т.М.Юаоинкеиор, В.Р. Мзшииа,Г.В. Тоомазо-ва, П.М. Эрдниева и других.

Задачи, рраихтнии, серагриеова, иешенио хоторыхосрс-вано на использовании свойств функций, до сих пор считаются трудными. При этомприемыиомтодыимогшениг нгзоваются

нестандартными (А.Н. Агапитов, И.Ф. Шарыгин, В.И. Голубев, Г.В. Дорофеев, М.К. Потапов, Н.Х. Розов, С.Н. Олехник, В.Г. Чир-ский, Е.Г. Шавгулидзе). Можно отметить, что методические проблемы, связанные с ними, недостаточно разработаны.

Задачи с параметрами - это серия однотипных задач, соответствующих всевозможным числовым значениям параметра. Включение параметра в условие задачи значительно усложняет задачу, т.к. увеличивается ее размерность, появляется «глубина». При решении такой задачи необходимо использовать системный подход, целостное представление ситуации. Для решения уравнений (неравенств) с параметрами необходимо умение проводить разветвленные логические построения [2].

Успешность решения задачи с параметрами зависит от того, как понимается параметр. С одной стороны, параметр можно рассматривать как переменную, которая при решении уравнений

и неравенств считается постоянной величиной, с другой - параметр это величина, численное значение которой не задано, но должно считаться известным, причем параметр может принимать произвольные значения, т. е. параметр, будучи фиксированным, но неизвестным числом, имеет как бы двойственную природу [3].

В связи с этим на начальном пути знакомства с параметром очень полезно как можно чаще прибегать к наглядно-графической интерпретации полученных результатов. Это не только позволяет преодолеть естественную неуверенность ученика перед параметром, но и даёт учителю возможность параллельно, в качестве пропедевтики, приучать учеников при решении задач с параметрами использовать графические приемы доказательства [4].

Не следует также забывать, что использование хотя бы схематических графических иллюстраций в некоторых случаях помогает определить направления исследований а иногда и позволяет сразу подобрать ключ к решению задачи. Именно использование динамической среды GeoGebra к решению задач с параметрами поможет легко наглядно и графически интерпретировать полученныерезультаты [5].

Перед сами деуедолььотда5а:научлть шеоььников старших классеаувшатьзааачилтоеаеетрали иобучил е студентов педагогических специальностей направления «математика и инфор-матлка» методике обучения решению таких задач.

Определимся с понятием «решение уравнения или неравен-стеаопараметром».

Год 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017

Число участников ЕГЭ, решивших задачу с параметрами 4 из 4959 участников 7 из 5236 участников 14 из 5181 участников 60 из 5117 участников 10 из 4207 участников 8 из 1877 участников 2 из 1907 участников 19 из 1429 участников

% участников, представивших НЕВЕРНЫЕ решения от числа всех участников 15,5 15,7 11,2 8,2 9,06 9 9,5 10,8

Определение. Вомкиг иырсжгног иодс F (a, b, ...; x, y,z, ...) = 0 (F(a,b,...;x,y,z...) < 0, (F(a,b,...;x,y,z...) > 0) нсрывсгтсм урнвнгнигм (нгрсигнотитш) о кнрншгтрншю a,b,.... Ргшотя урнвнгниг (нгрсигнотии) о кнрншгтрншю, рнсдот, дым ксжитгт псрсмгтрс уксрстя, дтт готя ргшгног.

Знинди о кнрншгтртш стстнвитя итотсттднт приотт, ни ктыудсгшыг ибъгкты нг тск уж пртоты дым ргшгном. Пртигмтнстриругм данный тгроо нс кромгрг.

Пуотя .сны дис дисын 1 о 2. Оно миымютом ргшгногш урнингнюм (x -1)(x - 2) = 0, оыо x2 - 3x + 2 = 0(1). Знмгнив и иснниш урнингнюю рнск «=» нс «>» оыо «<е, шы ктыуднгш тро отснисртныг рниндю нс урнингнюг о нгрсигнотии.

Сыгиугм исыгг.

Зсмгнои свие^ный дыгн и урсингнюю (1) нс псрсмгтр а, пидудсгм рсисду «В рсвисимтсти ит рнсдгной псрсмгтрс а, ргшотя урсингнюг x2 - 3x + a = 0, оыо нгрсигнотии x2 - 3x + a > 0 (x2 - 3x + a < 0)». Мы птлудиыи тро итотсттднт приотыг рсисдо о ксрсшгтртш.

Иаад, нам уталаьв ьфармулоратлав 9 маташ ь параметром рамнай ьлажнаьао о мы убетолоьв, шаа б оу оьнове лежат ашенв чроьаые отео. Наушоавье науатоав эао отео чро решеноо маташ ь параметром (чарамеарамо) о еьав наша главнае цель.

Итео решеное маташ ь чарамеарамо, ошенв шаьао, лежат в члаьдоьао методов решеное лонейныу о дватрааныу уравненой (неравеньав) ь чарамеарамо. Слетрвааелвно, амбуда решеной уравненой о неравеньав (лонейныу: ох = Ь (ах > Ь,ах < Ь)(8), о дватрааныу: 18 + ох + 8 = 0 ( х8 + ох + 8 < 0 х8 + ох + 8 > 0) (3) - эао оьнова, дааорае рьваоваеаье ушащомоье ь ьетвмого длаььа.

Претьаавом омвлешеное, оформленные шерем гочерььылду тле човаореное решеной лонейныу (роь.1 - 8) о дватрааныу (роь. 3 - 4) уравненой о неравеньав.

Рис. 1 Рис. 2

На рисунках 1 и 2 представлена возможность в зависимости от значений параметров а и Ь в изменяемых ситуациях для параметров повторить данную тему оперативно и решить большое количество задач за несколько минут: ах = Ь (ах > Ь, ах < Ь).

Аналогично, демонстрация в среде GGB позволяет повторить решение квадратных уравнений и неравенств (рис.3 и 4), выявить необходимые и достаточные условия расположения корней квадратного трехчлена относительно заданных точек М и N .

Будем считать, что а Ф 0 и дискриминант О = ах2 + Ьх + с , О > 0. Рисунки 3 и 4 отражают ситуации с положительным и отрицательным старшим коэффициентом а. На рисунке 3 рассмотрим изображение графика функции у = ах2 + Ьх + с . Прямая d есть ось симметрии параболы, С - вершина параболы, точки А и В - пересечение параболы с осью абсцисс, т. е. изображение корней квадратного трехчлена.

Рис. 4

Рис. 3

Вариант формулировки задачи: Выявить и обосновать необходимые и достаточные условия существования корней уравнения ах2 + Ьх + с = 0 с условиями: х1 < М, х2 < М . Изменяя параметры а, Ь, и с мы должны эти условия выявить, например, в виде

Предложение 1. Дви тага, чтобы оба корня уравнения бывк меньше М, необходим- к

достаточно: а/(М) > 0,—— 7 М . Доказать предв-женке 1. 2а

Или

М <-Ь/2а < N;

Предложение 2. М < х1 < N и М < х2 < N «<! а ■ /(А) > 0 .

а ■ /(Ь) > 0

Доказать предложение 2.

И так далее, можно сформулировать много проблем и оформить их в виде предложений, которые необходимо обосновать.

Выше мы напомнили свойства линейной и квадратичной функций, которые очень часто лежат в основе решений задач с параметрами.

Вторая сторона проблемы - знакомство со свободно распространяемой динамической средой.

С данной программой можно познакомить школьников, что даст им большие возможности для усвоения методов решения задач и исследований.

Рассмотрим решение нескольких задач с применением GeoGebra.

Задача 1. Найдите все значения а , при каждом из которых система уравнений

Г| х2 - 1|+2х - х2 =| у2 -11 +2у - у2, [ х + у = а

имеет более двух решений.

Решение. Построим график первого уравнения, который строится разбором случаев по отношению к знаку подмодульных выражений.

1. Оба выражения под знаком модуля неотрицательны:

х2 -1 > 0, у2 -1 > 0 В этом случае после раскрытия модулей 1-ого уравнения получим:

у = х

2. Если х2 -1 > 0, у2 -1 < 0, получим: х = у2 - у, - парабола в ограниченной условиями (2) области.

3. Если х2 -1 < 0, у2 -1 > 0, получим: у = х2 -х, - парабола в ограниченной условиями (3) области.

4. Если х2 -1 < 0, у2 -1 < 0, получим пару прямых: у = х и у = 1 - х, - в ограниченной условиями (4) области.

Аккуратно в допускаемых областях для переменных изображаем график 1-ого

уравнения (рис. 5-6). Графиком второго уравнения является прямая зависящая от параметра а,

в зависимости от значения которого мы получаем ситуации на рисунках ниже.

Все рисунки выполнены в среде ОеоОеЪга, параметр а изменяется положением бегунка

и мы отслеживаем ответ на вопрос задачи: при каких значениях а система уравнений имеет

более двух решений. Этому вопросу отвечают рисунки 2 и 3.

Ответ: 0 < а < 1.

Задача 2. Найдите все значения параметра а, при каждом из которых система ху2 - 2 ху - 4 у + 8

уравнений

■ = 0

.^4 - у имеет ровно три различных решения.

у = ах

Рис. 5

Рис. 6

Ec;ih,.:e! - 1 > O.jr - 1 > (ho..у = ¡t Если .a:2 - 1 > О, !/г - 1 < 0, Т1Х..Г = уг - у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еслил; - 1 < 0. у - 1 > 0, ..тоу = яГ - я Ei.iü.r" — 1 < 0, ¡г I < (l.TOU är, у = 1 .г

Найти а для существования более двух решений системы

у = а - х

-ОЯ -06 -04

Рис.7

П

ху2 - 2ху - 4у + 8 л (ху - 4)(у - 2) п

Решение Во-первых,. —-. ' '-= 0 —. —- = 0

V4-у V4-У

И наша система распадается в совокупность двух систем, объединение решений которых буде ответом на поставленный вопрос. Учитывая, что 4- у >0,т .е. у<4, получим

Э = 2 у = ах

Легко понять, что есть решение, если все свести к графикам соответствующих линий: ху = 4 и у = 2 для первого уравнения и у = ае - прямая, проходящая через начало координат и зависящая от параметра а, для второго уравнения.

Рис. 8-9 удовлетворяют условию задачи, ситуации существования несовпадающих точек F,E и у

xy = 4

и

y = ax

у = о:с

Рис. 8

Ответ: (0; 1), (1; 4)

Задача 3. Найты усе значения параметра у, при которых уравнение

ах + V- 7 - 8х - х2 = 2а + 3

имеет единственное решение.

Решение. Построим два грифика: у = а(2 - х) + 3 и у = V- 7 - 8х - х2

Первый график - прямая, проходящая через точку А(2; 3), второй - полуокружность с

I-г Г у ^0 Г у ^0

центром (-4; 0) радиуса 3: у = \- 7 - 8х - х . . . . .

М к V , ^«.У ^ |у2 + х2 + 8х + 7 = 0 [у2 + (х + 4)2 = 9

Единственное решение, исходя из рисунков, получаем, если пря мая проходит через:

Найти все значения параметра а, при которых уравнение имеет единственный корень

я* + /(-7 - 8аг-л?2)=3й4-3

а = о

Найги ее» значений параметра а. при которых уравнение имеет единственный корень

ах -I- - &г - х2) - 2а + 3

-а -а -I

Рис. 11

Рис. 10

а) точку (-4; 3), а = 0;

е

а - -0.99

Рис. 12

б) точку Б (а = -1) и т.д. до точки С(-7; 0), не включая ее, а = -1/3.

Рис. 13

Ответ: [-1; -1/3), {0}

Задача 4. При каких значениях параметра а система имеет единственное решение Г(|х|-4)2+(у - и)2 а и |(х+ 1)2+у2 =а2

Решены е. Очевидно, что первое уравнение можно изобразить как две стабильные окружноста юа с центрами С1(-4;4) и со2 С°(4;4) радиуса 2. Второе уравнение представляет собой окружность ц с центром С(-1;0) переменного радиуса с> 0 . Условию задачи отвечают ситуации: касание со с <кв, о и ^/44° - 2(Рис.р4-);

Л* ф Kumji & iSWfflfii иг пс ц4ип

iY-UWOII К ÜKfV Pl/.'.WhTlL

j

а-1

-Ii --с -s

При кпккх асваяема имеет

■ .ЧгУммЬ рсШСННе

f.x -4}*2 'fy-l/'> 4

Рис. 15

Рис. 14

касание ю с ю2, a = V4T + 2 (Рис.16)

Рис. 16

Ответ: а = V41 +2 .

Выводы:

Использование динамической среды GeoGebra в препода-ванииматематики показало:

1. Данный инструмент активизирует учебный процесс и способствует пониманию решения задач с параметрами, исключает формализмв обучении.

2. Динамическая среда Geogebra повышает результативность обучения: из 37 учеников 9 с интересом, правильно и обоснованно решают такие задачи, остальные представляют лишь частичноерешение.

3. Наблюдается большая экономия времени при изучении темы: демонстрации одной задачи можно провести за 5 минут и решить много задач.

4. Динамическая среда Geogebra позволяет сформировать особую систему знаний, способствующую нахождению решения вразныхситуациях уженауровневоображения.

Замечание: Подготовка демонстраций занимает очень много времени, это дополнительная нагрузка для учителя. Естественно, далеко не все задачи с параметрами можно решать такими методами.

Библиографический список

1. Аналитический обзор результатов ЕГЭ - 2017. Available at: https://ioko.rtyva.ru/index.php/gia-11-ege-gve/statistika-i-analitika

2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б., Якир М.С. Задачи с параметрами. 3-е изд. Москва; Харьков: Илекса, Гимназия, 1998.

3. Шестаков С.А., Юрченко Е.В. Уравнения с параметрами. Москва: Слог, 1993.

4. Амелькин В.В., Рабцевич В.Л. Задачи с параметрами. Минск: «Асар», 1996.

5. Система динамической среды Geogebra. Available at: //http ru.wikipedia.org/wiki/GeoGebra

6. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов. Москва: Просвещение, 1997. References

1. Analiticheskijobzorrezul'tatovEG'E- 2017. Available at: https://ioko.rtyva.ru/index.php/gia-11-ege-gve/statistika-i-analitika

2. Gornshtejn P.I., Polonskij V.B., Yakir M.S. Zadachisparametrami. 3-e izd. Moskva; Har'kov: Ileksa, Gimnaziya, 1998.

3. Shestakov S.A., Yurchenko E.V. Uravneniya s parametrami. Moskva: Slog, 1993.

4. Amel'kin V.V., Rabcevich V.L. Zadachis parametrami. Minsk: «Asar», 1996.

5. Sistema dinamicheskoj sredy Geogebra. Available at: //http ru.wikipedia.org/wiki/GeoGebra

6. Galickij M.L., Gol'dman A.M., Zvavich L.I. Sbornik zadach po algebre dlya 8-9 klassov. Moskva: Prosveschenie, 1997.

Статья поступила в редакцию 14.08.18

УДК 783.8-057.875:378.1:008(571.150)

Scherbakova O.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia),

E-mail: [email protected]

Grankina Т.А., senior teacher, Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]

COMPLEX CHOIRMASTER'S TRAINING FOR THE WORK WITH A FOLK SINGING GROUP. The article deals with a problem of vocational training of choirmasters for the work with a folk singing group. The paper studies the idea of an integrated approach to a professional training system that is based on the intersubject connections of special academic disciplines. The authors are focusing on the description of the practical experience of the integrated work of the choirmaster in preparing a concert program of a state examination, during the preparation of which the interdisciplinary interaction aimed at solving of creative and performing tasks is most clearly manifested. The stages and methodological foundations of the choirmaster's work are revealed. In conclusion, it is emphasized that the complex preparation of choirmasters for the work with a folk singing group, based on interdisciplinary connections, contributes to the training of competent professionals who are ready for independent activity.

Key words: choirmaster, folk-singing group, academic discipline, comprehensive training, intersubject communications.

О.С. Щербакова, канд. пед. наук, доц., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул,

E-mail: [email protected]

Т.А. Гранкина, ст. преп., Алтайский государственный институт культуры, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

КОМПЛЕКСНАЯ ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ ХОРМЕЙСТЕРОВ К РАБОТЕ С НАРОДНО-ПЕВЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ

В данной статье рассматривается проблема профессиональной подготовки хормейстеров к работе с народно-певческим коллективом. Прослеживается идея комплексного подхода к профессиональной системе обучения на основе межпредметных связей специальных учебных дисциплин. Основное внимание авторы акцентируют на описание практического опыта комплексной работы хормейстера при подготовке концертной программы государственного экзамена, в ходе подготовки которой наиболее ярко проявляется межпредметное взаимодействие, направленное на решение творческих и исполнительских задач. Раскрываются этапы и методические основы работы хормейстера над партитурой. В заключение подчёркивается, что комплексная подготовка хормейстеров к работе с народно-певческим коллективом, основанная на межпредметных связях, способствует подготовке компетентных профессионалов, готовых к самостоятельной деятельности.

Ключевые слова: хормейстер, народно-певческий коллектив, учебная дисциплина, комплексная подготовка, межпредметные связи.

Профессиональная деятельность выпускников направления подготовки 53.03.04 «Искусство народного пения» профиля подготовки «Хоровое народное пение» определяется квалификацией «Хормейстер. Руководитель творческого коллектива. Преподаватель». Согласно ФГОС ВО, выпускник образовательной программы должен быть готов к решению таких важных профессиональных задач в области музыкально-исполнительской деятельности, как: «концертное исполнение музыкальных произведений, программ в различных модусах - соло, в составе ансамбля, хора, с оркестром, выступление в качестве руководителя (хормейстера); владение навыками репетиционной работы с партнерами по ансамблю, в творческих коллективах и с творческими коллективами; практическое освоение народно-песенного репертуара творческих коллективов, участие в формировании репертуара» [1]. Эффективная реализация выпускниками данных задач возможна только в результате их комплексной подготовки, благодаря которой знания, умения и навыки, полученные в процессе изучения музыкально-теоретических и специальных практических дисциплин, способствовали формированию профессиональных компетенций.

Идея комплексной подготовки специалистов не нова и успешно реализуется в учреждениях профессионального об-

разования, в том числе народно-хорового направления. К сожалению, в настоящее время научные и учебно-методические публикации, раскрывающие методические основы комплексной подготовки хормейстеров к работе с народно-певческим коллективом, отсутствуют, что подчёркивает актуальность заявленной темы. Цель настоящей работы - на основе опыта педагогической деятельности в Алтайском государственном институте культуре раскрыть особенности комплексной подготовки обучающихся хормейстеров к работе с народно-певческим коллективом.

Средством комплексного подхода к профессиональной системе обучения являются межпредметные связи, которые «позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами» [2]. Комплексность хормейстерской подготовки отражает межпредметное взаимодействие, прежде всего, специальных дисциплин, задачей которых является: научить обучающихся умению работать с нотным текстом самостоятельно и последовательно, комплексу вокально-технических, мануальных приемов, необходимых для решения творческих и исполнительских задач. Комплексный характер работы наиболее ярко проявляется при подготовке концертной программы государственного экзамена, в ходе которой обучающиеся под руководством преподавателя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.