Научная статья на тему 'Особенности применения беспилотных летательных аппаратов в Военно-Морском Флоте'

Особенности применения беспилотных летательных аппаратов в Военно-Морском Флоте Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
107
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Беспилотный летательный аппарат / разведка / целеуказание / базирование / противокорабельная ракета / военный конфликт / Unmanned aerial vehicle / reconnaissance / target designation / bases / anti-ship missile / military confl ict

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Лось Андрей Павлович, Ткачёв Виктор Радиевич

Рассмотрены возможности и особенности применения современных беспилотных летательных аппаратов различного назначения и базирования для решения задач в интересах Военно-Морского Флота. Отдельно освещена проблема поражения морских целей противокорабельными крылатыми ракетами с беспилотных летательных аппаратов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Лось Андрей Павлович, Ткачёв Виктор Радиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the Use of Unmanned Aerial Vehicles in the Navy

The potential uses and unique features of advanced unmanned aerial vehicles with varied purposes and bases for fulfi lling naval objectives are explored. A separate examination is given to the challenge of attacking naval targets from unmanned aerial vehicles equipped with anti-ship cruise missiles.

Текст научной работы на тему «Особенности применения беспилотных летательных аппаратов в Военно-Морском Флоте»

Особенности применения беспилотных летательных аппаратов в Военно-Морском Флоте

A.П. ЛОСЬ, доктор технических наук

B.Р. ТКАЧЁВ, кандидат технических наук

АННОТАЦИЯ

ABSTRACT

Рассмотрены возможности и особенности применения современных беспилотных летательных аппаратов различного назначения и базирования для решения задач в интересах Военно-Морского Флота. Отдельно освещена проблема поражения морских целей противокорабельными крылатыми ракетами с беспилотных летательных аппаратов.

The potential uses and unique features of advanced unmanned aerial vehicles with varied purposes and bases for fulfilling naval objectives are explored. A separate examination is given to the challenge of attacking naval targets from unmanned aerial vehicles equipped with anti-ship cruise missiles.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

KEYWORDS

Беспилотный летательный аппарат, разведка, целеуказание, базирование, противокорабельная ракета, военный конфликт.

Unmanned aerial vehicle, reconnaissance, target designation, bases, anti-ship missile, military conflict.

РАСТУЩАЯ стоимость эксплуатации пилотируемых самолетов и вертолетов наряду с потребностью в систематическом наблюдении за обстановкой на театрах военных действий, в том числе океанских и морских, активизирует интерес к созданию и применению беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) аэродромного (наземного) и корабельного базирования. Опыт военных действий на Ближнем Востоке, миротворческих операций в Боснии и Герцеговине и ведущейся на территории Украины специальной военной операции убедительно показал, что БПЛА стали полноценной составляющей любого военного конфликта.

Ведущими странами в области разработки БПЛА являются США, КНР и Израиль. Несмотря на то что аппараты в основном проектируются для применения на сухопутных ТВД, многие разработчики рассматривают

возможность адаптации существующих платформ и создания специализированных БПЛА для выполнения задач в интересах военно-морских сил. В Российской Федерации также разработана обширная линейка

БПЛА, способных выполнять различные задачи1, среди которых можно выделить основные:

• ведение разведки;

• поражение наземных и морских объектов(целей);

• ведение радиоэлектронной борьбы;

• ретрансляция сигналов боевого управления.

Отметим, что современные БПЛА самолетного типа, особенно средних и больших высот, имеют большие дальность действия и продолжительность выполнения задачи, а также способны нести различные целевые нагрузки. С другой стороны, для применения на корабле по причинам, изложенным ниже, необходимы БПЛА вертикального взлета и посадки (вертолетного типа). Установка специализированных целевых нагрузок2 расширяет спектр их задач и позволяет получать данные целеуказания3 для эффективного применения средств поражения, в том числе и противокорабельных ракет (ПКР).

В настоящее время БПЛА создаются в составе комплекса, где предполагается наличие основных функциональных и обеспечивающих элементов. Собственно, летательный аппарат (ЛА) представляет собой одну из основных составных частей комплекса. Под комплексом с БПЛА понимается совокупность ЛА (группы ЛА), его бортового и корабельного (берегового, наземного) оборудования, а также средств пред- и послеполетного обслуживания, предназначенных для выполнения одной или нескольких задач4.

Функциональное взаимодействие элементов комплекса с БПЛА наземного (аэродромного) базирования, в том числе большой продолжительности полета, хорошо отработано (комплексы с БПЛА «Альтиус-М», «Иноходец» и др.) и не требует поиска оптимальных схем, учитывающих специфику их построения для выполнения задач ВМФ. Однако это

не означает, что они должны проектироваться без учета требований ВМФ, особенно в части возможностей целевой аппаратуры по поиску и обнаружению морских объектов и каналов трансляции информации на носители ПКР. При этом уменьшение стоимости и сроков создания БПЛА для ВМФ может достигаться за счет использования научно-технического задела, полученного при конструировании аналогичных средств в интересах Воздушно-космических сил и Сухопутных войск. Как правило, для построения комплекса с БПЛА большой продолжительности полета для ВМФ задача состоит в выборе ЛА аэродромного базирования из существующих испытанных платформ с оптимальными летно-тактическими характеристиками и установкой на ЛА специализированного бортового оборудования (радиоэлектронные и оптические средства поиска целей5 и др.), в том числе для целеуказания ПКР. Кроме того, на наземном информационно-управляющем пункте должно устанавливаться оборудование для обработки и визуализации поступающей с БПЛА информации.

Корабельный БПЛА должен иметь возможность не только взлетать с палубы корабля, но и осуществлять посадку на движущийся носитель после выполнения поставленной задачи6. Этот вариант в наибольшей степени отвечает требованию автономности корабля и позволяет многократно применять БПЛА7. Создание комплексов с корабельными БПЛА сопряжено с необходимостью решения ряда технических задач, которые не возникают при разработке образцов наземного (аэродромного) базирования. Это обусловлено спецификой размещения и эксплуатации БПЛА на корабле, и поэтому при построении комплекса вертолетного типа необходимо учитывать ряд особенностей8, к основным из которых можно отнести следующие.

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ

Функциональное взаимодействие элементов комплекса с БПЛА наземного (аэродромного) базирования, в том числе большой продолжительности полета, хорошо отработано (комплексы с БПЛА «Альтиус-М», «Иноходец» и др.) и не требует поиска оптимальных схем, учитывающих специфику их построения для выполнения задач ВМФ. Однако это не означает, что они должны проектироваться без учета требований ВМФ, особенно в части возможностей целевой аппаратуры по поиску и обнаружению морских объектов и каналов трансляции информации на носители ПКР.

В части организации боевого применения и управления:

• БПЛА будет вести разведку во время движения корабля, что обусловливает ряд требований к техническим параметрам системы управления комплекса в части решения навигационных и целевых задач9;

• разведка может вестись как в назначенных (стационарных) районах (на рубежах), так и в подвижных зонах (районах), границы которых относительно носителя или центра ордера корабельной группы определяются дальностью и пеленгом (курсовым углом относительно генерального курса корабля, корабельной группы)10;

• управлять БПЛА при взлете и посадке будет руководитель полетов со стартового командного пункта корабля;

• планировать боевое применение БПЛА и управлять им в зоне (районе) решения задачи будет офицер боевого управления с командного пункта корабля;

• информация, поступающая от БПЛА и от других корабельных (внешних и собственных) источников, должна обрабатываться совместно11.

В части размещения на корабле:

• размещение специализированной техники (антенных устройств, станции управления, средств обслуживания и т. д.) комплекса на сложном технически насыщенном объекте — корабле;

• обеспечение надежного функционирования комплекса при воз-

действии динамических нагрузок в условиях качки12, а также средств предстартовой подготовки БПЛА и взлетно-посадочного оборудования;

• обеспечение взрывопожаробезо-пасности на взлетно-посадочной площадке и в ангаре (площадке для хранения) БПЛА, а также его спасения и послеполетного обслуживания13;

• возможность применения корабельных БПЛА с наземных площадок (аэродромов);

• базирование и техническое обслуживание БПЛА (заправка, снаряжение, ремонт и т. д.) должны предусматривать использование авиа-ционно-технических средств пилотируемых корабельных ЛА14.

В части функционирования комплекса на корабле:

• обеспечение электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств комплекса и корабля;

• надежное функционирование радиолинии «БПЛА—корабль» и устойчивая передача данных в условиях помех;

• исполнение материальной части комплекса для длительной эксплуатации в условиях воздействия морской среды;

• обеспечение безопасности полетов БПЛА.

Отдельно предлагается рассмотреть применение ПКР с БПЛА как сложную и малоисследованную задачу. БПЛА активно применяются в современных военных конфликтах, но только не

Корабельный БПЛА должен иметь возможность не только взлетать с палубы корабля, но и осуществлять посадку на движущийся носитель после выполнения поставленной задачи. Этот вариант в наибольшей степени отвечает требованию автономности корабля и позволяет многократно применять БПЛА. Создание комплексов с корабельными БПЛА сопряжено с необходимостью решения ряда технических задач, которые не возникают при разработке образцов наземного (аэродромного) базирования. Это обусловлено спецификой размещения и эксплуатации БПЛА на корабле, и поэтому при построении комплекса вертолетного типа необходимо учитывать ряд особенностей.

как носители ПКР. Следует отметить, что противодействовать корабельным группам противника, которые имеют эффективную противовоздушную оборону, необходимо только с относительно больших дистанций, т. е., не входя в зону действия ее средств. БПЛА с ПКР могут существенно расширить возможности сил флота по поражению кораблей противника15.

Для определения возможности применения ПКР с БПЛА целесообразно рассмотреть систему «БПЛА— ПКР», в которую также могут входить средства ее информационного обеспечения. Тенденции развития БПЛА позволяют предположить, что в качестве носителя должны рассматриваться ЛА с массой полезной нагрузки 1—2 т, радиусом действия не менее 500—700 км. Современные тактические ПКР имеют массу 800—1000 кг и могут применяться на дальность до 300 км16'17'18. Таким образом, система «БПЛА—ПКР» может обеспечивать применение оружия на дальности до 1000 км (от места старта БПЛА). Важными условиями для эффективного применения ПКР являются постоянный контроль за обстановкой, безошибочное определение объекта удара и подготовка к его поражению в кратчайший срок19,20. Для выполнения этих условий необходима априорная информация, которая позволит вывести

БПЛА в район применения оружия. Такая информация может быть получена от внешних или собственных (т. е. находящихся на борту БПЛА) источников. На основании данных целеуказания формируется полетное задание (ПЗ) для БПЛА, которое должно содержать командно-программную информацию для полета по маршруту и вывода ЛА в район пуска, работы бортовых систем в заданных режимах, данные о цели и т. д.

Для получения данных о морской цели, как правило, применяются радиолокационные системы. Бортовой активно-пассивный радиолокатор ударного БПЛА, обеспечит целеуказание на большой высоте полета на дальности прямой радиовидимости цели (рис. 1). Малая высота ограничивает возможности БПЛА по обнаружению противника на загоризонт-ной дальности, поэтому в этом случае применение ПКР возможно по данным от внешних источников (рис. 2).

Особо необходимо рассмотреть вопрос формирования ПЗ для ПКР. Очевидно, что этот процесс должен проводиться под контролем оператора, находящегося на наземном пункте управления (НПУ) БПЛА. После формирования ПЗ передается на борт БПЛА по радиолинии, а в случае, когда аппарат находится на загоризонтной дальности от НПУ,

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В ВОЕННО-МОРСКОМ ФЛОТЕ

Рис. 1. Применение ПКР по данным от собственных средств поиска БПЛА

Рис. 2. Применение ПКР по данным от внешних источников целеуказания

оно доставляется через авиационный (космический) ретранслятор.

В заключение хотелось бы упомянуть о теоретическом варианте применения ПКР с больших высот, когда ее головка самонаведения до пуска непосредственно наблюдает цель.

Для этого данные (в виде «отметки от цели»), полученные средствами поиска БПЛА-носителя, вводятся непосредственно в аппаратуру управления ПКР для захвата и автосопровождения цели головкой самонаведения, после чего осуществляется пуск ракеты.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Малый А.Н., Лях С.С. Развитие и особенности применения беспилотной авиации военного назначения // Военная мысль. 2020. № 8. С. 37—46.

2 Ткачёв В.Р. и др. Подход к проблеме формирования полезной нагрузки разведывательных комплексов ВМФ с ДПЛА / В.Р. Ткачёв, Г.В. Анцев, А.Д. Барабанов,

A.Б. Землянов, Л.С. Турнецкий. Сб. мат. под ред. Анцева Г.В. СПб.: ОАО «НПП «Радар ммс», 2005.

3 Анцев Г.В. и др. Актуальные вопросы информационного обеспечения тактических противокорабельных крылатых ракет / Г.В. Анцев, А.Б. Землянов,

B.Р. Ткачёв, Л.С. Турнецкий // Морская радиоэлектроника. 2003. № 3.

4 Там же.

5 Ткачёв В.Р. и др. Подход к проблеме формирования полезной нагрузки...

6 Шаров С.Н. и др. Посадка беспилотных летательных аппаратов на суда: проблема и решение. СПб.: Судостроение, 2014.

7 Ткачёв В.Р. и др. Проблемы создания корабельных комплексов разведки и целеуказания с дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом / В.Р. Ткачёв, Г.В. Анцев, А.Б. Землянов, В.А. Сарычев, Л.С. Турнецкий, В.А. Тупиков. Тр. 7-й Всерос. научно-практ. конф. «Актуальные проблемы защиты и безопасности». СПб.: РА РАН, 2004. Т. 3.

8 Максимов И.Е., Куров В.И., Мозен-ков А.С. Особенности эксплуатации и применения комплексов с корабельными беспилотными летательными аппаратами / Сб. ст. и докл. по мат. ежегод. научно-практ. конф. «Перспективы развития и применения комплексов с беспилотными летатель-

ными аппаратами». Коломна: 924 Гос. центр бесп. авиации МО РФ, 2016.

9 Там же.

10 Там же.

11 Анцев Г.В. и др. Основные подходы к построению корабельной системы разведки и целеуказания с дистанционно-пилотируемыми летательными аппаратами / Г.В. Анцев, А.Б. Землянов, В.Р. Ткачёв, Л.С. Турнецкий // Морская радиоэлектроника. 2005. № 4.

12 Максимов И.Е., Куров В.И., Мозен-ков А.С. Особенности эксплуатации и применения комплексов.

13 Там же.

14 Там же.

15 Родионов Б.И., Новичков Н.Н. Крылатые ракеты в морском бою. М.: Воен-издат, 1987.

16 Авиационные системы радиоуправления. Радиоэлектронные системы самонаведения / под ред. А.И. Канащенкова и В.И. Меркулова. М.: Изд. «Радиотехника», 2003. Т. 2.

17 Авиационные системы радиоуправления. Системы командного радиоуправления. Автономные и комбинированные системы наведения / под ред. А.И. Кана-щенкова и В.И. Меркулова. М.: Изд. «Радиотехника», 2004. Т. 3.

18 Лось А.П., Свиридов Е.М. По кривой погони. Состояние и перспективы развития противокорабельных ракет стран НАТО // Армейский сборник. 2021. № 4. С. 175—183.

19 Анцев Г.В. и др. Актуальные вопросы информационного обеспечения.

20 Родионов Б.И., Новичков Н.Н. Крылатые ракеты в морском бою. М.: Воен-издат, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.