Научная статья на тему 'Особенности приграничного взаимодействия Словении и Италии на рубеже 2010–2020-х годов'

Особенности приграничного взаимодействия Словении и Италии на рубеже 2010–2020-х годов Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
итальянско-словенские отношения / еврорегион / трансрегиональное сотрудничество / трансграничное сотрудничество / Адриатико-Ионический еврорегион / Гориция – Нова Горица / миграционный кризис / Italian-Slovenian relations / Euroregion / transregional cooperation / transboundary cooperation / Adriatic-Ionian Euroregion / Gorizia – Nova Gorica / migration crisis

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Верховский Иван Анатольевич

Статья посвящена исследованию ключевых особенностей приграничного взаимодействия Словении и Италии на рубеже 2010–2020-х годов Актуальность итальянско-словенского партнерства обусловлена не только текущими внешнеполитическими приоритетами двух государств, но и значением их сотрудничества в рамках трансрегиональных и наднациональных объединений. Словения рассматривает сотрудничество с Итальянской Республикой сквозь призму центральноевропейской самоидентификации и ориентации на евро-атлантические институты, в которых Италия играет важную роль. Для Итальянской республики, стремящейся расширить свое влияние на Балканах, принципиальное значение имеет позиция Словении как потенциального лидера постъюгославского пространства. Реализация взаимных приоритетов происходит в рамках объединений регионального сотрудничества, в том числе Адриатико-Ионической инициативы и Центральноевропейской инициативы, развитию которых уделяет внимание и руководство ЕС. В исследовании дается характеристика основных проблем, возникающих в итальянско-словенском приграничье, в числе которых – вопросы, связанные с положением национальных меньшинств, а также со спецификой агломерации Гориция – Нова Горица. Автор приходит к выводу, что указанные проблемы являются одновременно и связующими, и разделяющими факторами в рамках двусторонних отношений. В заключительной части исследования оцениваются перспективы решения проблем итальянско-словенского приграничья. С одной стороны, наглядным показателем успеха двустороннего взаимодействия, в дополнение к уже существующим инновационным инициативам, стало провозглашение агломерации Гориция – Нова Горица «культурной столицей Европы 2025» в рамках соответствующей программы ЕС. С другой стороны, последствия миграционного кризиса, вызванного эскалацией конфликта на Ближнем Востоке, по-прежнему остаются актуальной угрозой. 18 октября 2023 г. Италия заявила о приостановке действия Шенгенского соглашения со Словенией. Чтобы не допустить стагнации трансграничного сотрудничества, государствам необходимо принимать комплексные меры, основанные на тщательном изучении социальнополитических и историко-культурных вопросов взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of cross-border interaction between Slovenia and Italy at the turn of 2010–2020s

The article is devoted to the analysis of the key features of crossborder interaction between Slovenia and Italy at the turn of the 2010–2020s. The relevance of the Italian-Slovenian partnership is conditioned not only by the current foreign policy priorities of the two states, but also by the importance of their cooperation within the framework of transregional and supranational associations. Slovenia views the importance of cooperation with the Italian Republic through the prism of Central European self-identification and orientation towards Euro-Atlantic institutions, in which Italy plays an important role. For the Italian Republic, seeking to expand its influence in the Balkans, the position of Slovenia as a potential leader of the post-Yugoslav space is of fundamental importance. The implementation of mutual priorities occurs within the framework of regional cooperation associations, including the Adriatic-Ionian Initiative and the Central European Initiative, and the EU leadership pays significant attention to the development of these projects. The study characterizes the main problems of the Italian-Slovenian borderland, including the issues related to national minorities and the specifics of the Gorizia – Nova Gorica agglomeration. The author comes to the conclusion that these problems are both connecting and dividing factors in bilateral relations. The final part of the article evaluates the prospects for solving the problems of the Italian-Slovenian borderland. On the one hand, a clear indicator of the success of bilateral cooperation, in addition to already existing innovative initiatives, was the proclamation of the Gorizia – Nova Goriza agglomeration as «European Capital of Culture 2025» within the framework of the relevant EU program. On the other hand, the consequences of the migration crisis caused by the escalating conflict in the Middle East still remain a pressing threat. On October 18, 2023, Italy announced the suspension of the Schengen Agreement with Slovenia. In order to prevent stagnation of cross-border cooperation, both states need to take comprehensive measures based on a thorough study of the socio-political, historical and cultural issues of their interaction.

Текст научной работы на тему «Особенности приграничного взаимодействия Словении и Италии на рубеже 2010–2020-х годов»

йО!: 10.31249/аре/2024.02.15

© Верховский И.А.1

Особенности приграничного взаимодействия Словении и Италии на рубеже 2010-2020-х годов

Аннотация. Статья посвящена исследованию ключевых особенностей приграничного взаимодействия Словении и Италии на рубеже 2010-2020-х годов Актуальность итальянско-словенского партнерства обусловлена не только текущими внешнеполитическими приоритетами двух государств, но и значением их сотрудничества в рамках трансрегиональных и наднациональных объединений. Словения рассматривает сотрудничество с Итальянской Республикой сквозь призму центральноевропейской самоидентификации и ориентации на евро-атлантические институты, в которых Италия играет важную роль. Для Итальянской республики, стремящейся расширить свое влияние на Балканах, принципиальное значение имеет позиция Словении как потенциального лидера постъюгославского пространства. Реализация взаимных приоритетов происходит в рамках объединений регионального сотрудничества, в том числе Адриатико-Ионической инициативы и Центральноевропейской инициативы, развитию которых уделяет внимание и руководство ЕС.

В исследовании дается характеристика основных проблем, возникающих в итальянско-словенском приграничье, в числе которых -вопросы, связанные с положением национальных меньшинств, а также со спецификой агломерации Гориция - Нова Горица. Автор приходит к выводу, что указанные проблемы являются одновременно и

1 Верховский Иван Анатольевич - магистрант 2 курса Факультета международных отношений, политологии и зарубежного регионоведения Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ); semin.zr.europe2@gmail.com 282

связующими, и разделяющими факторами в рамках двусторонних отношений.

В заключительной части исследования оцениваются перспективы решения проблем итальянско-словенского приграничья. С одной стороны, наглядным показателем успеха двустороннего взаимодействия, в дополнение к уже существующим инновационным инициативам, стало провозглашение агломерации Гориция - Нова Горица «культурной столицей Европы 2025» в рамках соответствующей программы ЕС. С другой стороны, последствия миграционного кризиса, вызванного эскалацией конфликта на Ближнем Востоке, по-прежнему остаются актуальной угрозой. 18 октября 2023 г. Италия заявила о приостановке действия Шенгенско-го соглашения со Словенией. Чтобы не допустить стагнации трансграничного сотрудничества, государствам необходимо принимать комплексные меры, основанные на тщательном изучении социально-политических и историко-культурных вопросов взаимодействия.

Ключевые слова: итальянско-словенские отношения, еврорегион, трансрегиональное сотрудничество, трансграничное сотрудничество, Адриатико-Ионический еврорегион, Гориция - Нова Горица, миграционный кризис.

Понятийный аппарат исследования

Прежде чем приступить к анализу особенностей приграничного взаимодействия Италии и Словении, необходимо определить некоторые понятия, используемые в рамках данного исследования. Так как итальянско-словенское взаимодействие напрямую связано с региональными процессами, термин «регион» используется в работе достаточно часто, но при этом в зависимости от контекста имеет различные значения.

В современной науке имеется несколько подходов к дефиниции термина «регион», каждый из которых, вне зависимости от предлагаемых характеристик, определяет последний в качестве некоторой общности, выделенной по совокупности ряда факторов. К примеру, А.Д. Воскресенский определяет понятие «регион» с международно-политической точки зрения как «привязанную к территориально-экономическому и национально-культурному комплексу совокупность явлений международной жизни, объединенных общей структурой и логикой таким образом, что эта последняя и историко-географические координаты ее существования взаимообусловлены» [Воскресенский, 2004]. В связи с тем, что

283

термин «регион» является многозначным, каждый случай его употребления нуждается в подробном пояснении.

В рамках данного исследования особое место занимает понятие «еврорегион» (англ. Euroregion) - сообщество определенных европейских территорий, тесно взаимодействующих в экономической, культурной, социальной и других сферах. В связи с тем, что оформление еврорегионов происходило по мере становления Европейского сообщества сначала как экономического, а затем и политического объединения, термин «еврорегион» следует понимать, в частности, как описание формы межгосударственной интеграции. Правовую базу взаимодействия еврорегионов обеспечивает Совет Европы, а экономическую поддержку осуществляет непосредственно Европейский союз [AEBR ... , 2024]. В настоящей работе упоминается Адриатико-Ионический еврорегион, в рамках которого происходит сотрудничество Италии, Словении, Хорватии, Черногории, Боснии и Герцеговины, Албании [About EUSAIR ... , 2024]. Необходимо отметить, что понятие «еврорегион» является конкретным термином, а значит его использование применимо далеко не ко всем формам трансграничного сотрудничества на европейском пространстве. Например, деятельность Альпийско-Адриатической рабочей группы, в которую, помимо Италии и Словении, входят Австрия и Венгрия, не является сотрудничеством в рамках определенного еврорегиона [Alps-Adriatic ... , 2024].

Другой случай особого употребления термина «регион» -его использование по отношению к автономной области Фриули-Венеция-Джулия на территории Италии (ит. Friuli-Venezia Giulia, слов. Furlanija-Julijska krajina). В тексте работы используются такие вариации названия этой области как Фриули, Фриульская автономия, Фриульский регион, регион Фриули-Венеция-Джулия. В данном случае употребление термина «регион» обусловлено спецификой административно-территориального деления Итальянской республики, в рамках которого страна разделена на 20 областей-регионов (ит. Regione), одним из которых является Фриули-Венеция-Джулия.

В предварительном пояснении нуждается также использование в тексте понятия «территория (или агломерация) Гориция -Нова Горица». В данном случае объединение названий двух приграничных населенных пунктов - итальянского города Гориция 284

(ит. Gorizia) и словенского Нова Горица (слов. Nova Gorica) - обусловлено спецификой взаимодействия этих административно-территориальных единиц, выражающейся не только в тесном сотрудничестве, но и в сосуществовании в рамках фактически единой агломерации. Описанные в настоящем исследовании особенности данной территории позволяют выделить ее как один из наиболее характерных элементов приграничного сотрудничества Италии и Словении.

Региональный контекст итальянско-словенского взаимодействия

Большинство ученых сходятся во мнении, что к началу XXI в. европейские региональные конфигурации претерпели существенные изменения [Бовдунов, 2013]. К примеру, термин «Восточная Европа», ранее в значительной степени соотносившийся со странами социалистического блока времен холодной войны, в настоящее время постепенно «размывается». Сейчас многие из этих государств интегрированы в евро-атлантические институты, хотя при этом сохраняют свою региональную самоидентификацию, которая, в свою очередь, подвергается изменениям под влиянием множества факторов. В данном случае пример Словении, небольшого государства, расположенного на стыке Средиземноморья, Центральной и Юго-Восточной Европы, представляется особенно интересным. Несмотря на свое югославское прошлое, эта страна соотносит себя с регионом Центральной Европы, что находит отражение как в настроениях ее жителей, так и в официальных документах [Романенко, 2022]. Как указывается в Стратегии внешней политики Словении, принадлежность страны к Центрально-Европейскому региону определяется не только по географическому принципу с учетом того, что Словения граничит с Австрией и Венгрией, но и на основе того, что страна полностью разделяет центральноевропейские ценности и приоритеты. Согласно тексту документа, важные отличительные черты государств Центральной Европы - политическая стабильность, высокий уровень безопасности, значительный экономический потенциал [Slovenija : varna ... , 2021]. Но насколько Словения соответствует этим критериям?

Необходимо отметить, что Словения стала первым государством бывшей Югославии, вступившим в ЕС и НАТО, и рассмат-

ривает вопросы политической стабильности и безопасности с этой точки зрения. Приверженность принципам евро-атлантического единства - определяющий элемент политики страны на Западных Балканах: Словения выступает в качестве связующего элемента интеграции за-паднобалканских государств в европейские структуры. Политическая позиция страны подробно изложена в «Плане действий» Словении в отношении Балканского региона. В тексте этого документа отмечается: «Республика Словения продолжит оказывать поддержку Западным Балканам с целью преодоления разрыва между государствами - членами ЕС и странами региона... Словения поддерживает евро-атлантическую интеграцию региона во всех форматах и на всех уровнях. В рамках НАТО Республика Словения продолжит свои усилия по реализации положений, изложенных в стратегической концепции в отношении Западных Балкан» [Akcijski nacrt ... , 2020, s. 13].

Результаты парламентских выборов 25 сентября 2022 г. подтвердили, что большинство граждан Словении принимают основные ценности Европейского союза (в числе которых, согласно Лиссабонскому договору, - уважение человеческого достоинства, свобода, демократия, равенство, соблюдение прав человека) [Князева, 2021]. Победу на выборах одержала либеральная партия «Движение Свобода» во главе с Робертом Голобом (34,54% голосов), в программу которой входили вопросы, связанные с экологической повесткой, защитой прав сексуальных меньшинств, другими аспектами современного либерального дискурса [Партия «Движение Свобода» ... , 2022]. Центральноевропейскую ориентацию внешней политики Словении подтвердила министр иностранных дел Таня Фаджон, заявившая, что воссоединение с Центральной Европой является основой актуальной внешнеполитической стратегии страны [Roglic, Miklavcic, 2023].

Среди стран постъюгославского пространства Словения выделяется и своими экономическими показателями. По уровню благосостояния граждан она значительно превосходит не только соседние постъюгославские государства, но и некоторые страны Центральной Европы. В 2022 г. показатель ВВП на душу населения Словении составил 92% от среднего уровня по ЕС, что превышает, к примеру, показатели участников Вишеградской группы (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия), с которыми Словения активно сотрудничает в последнее время [GDP per capita ... , 2022]. 286

Один из основных элементов внешней политики Словении -ее приграничное взаимодействие с Италией - государством, которое не только является одним из основателей Европейского сообщества, но и оказывает значительное влияние на все страны постъюгославского пространства. Ключевую роль в данном случае играет трансграничное сотрудничество, необходимость укрепления которого привела к созданию нескольких региональных инициатив. В 2000 г. по приглашению итальянского правительства официальные лица Греции, Албании и государств бывшей Югославии, граничащих с Апеннинским полуостровом по Адриатическому и Ионическому морям, собрались в Анконе (Италия) для подписания декларации о трансрегиональном сотрудничестве. Главным итогом встречи стало создание Адриатико-Ионической инициативы (АИИ) - международной организации со штаб-квартирой в Анконе, целью которой является укрепление взаимодействия между странами-подписантами (которые в 2006 г. официально выдвинули «инициативу по созданию Адриатического еврорегиона» [Resolution 212 (2006) ... , 2006]). В настоящее время Европейское сообщество уделяет этой зоне особое внимание, о чем свидетельствует развитие проектов в рамках созданной в 2014 г. Стратегии Евросоюза для Адриатико-Ионического еврорегиона, одна из целей которой - интеграция постъюгославских стран в ЕС [About EUSAIR ... , 2024].

В региональном контексте также необходимо отметить, что Италия стала одной из стран-основательниц Центральноевропей-ской инициативы (ЦЕИ) - международного форума, утвержденного на базе Альпийско-Адриатической рабочей группы1. Сегодня ЦЕИ включает 18 государств-членов, в том числе бывшие республики СФРЮ. Учитывая лидерские амбиции Словении на постъюгославском пространстве и ее центральноевропейскую идентичность, для страны чрезвычайно важно углублять сотрудничество с Италией, играющей ключевую роль и в Адриатико-Ионической, и в Центральноевропейской инициативах.

1 Альпийско-Адриатическая рабочая группа, полноценно сформированная к 1974 г., оказывала содействие социально-экономическому сотрудничеству приграничных регионов Австрии, Италии и Югославии (Словении и Хорватии) [Alps-Adriatic ... , 2024].

Для Итальянской Республики сотрудничество со Словенией также имеет большое значение. Республика Словения - главный экономический партнер Италии на постъюгославском пространстве [Italy and Slovenia ... , 2021]. В то же время укрепление отношений со Словенией способствует реализации одной из приоритетных геополитических задач итальянской стороны - усилению ее влияния на Балканах.

Однако, несмотря на то что нынешнее экономическое и политическое взаимодействие двух стран характеризуется высоким уровнем сотрудничества, именно в итальянско-словенском приграничье сегодня возникают вызовы безопасности, сказывающиеся не только на двусторонних отношениях, но и на безопасности региона в целом, чем и определяется актуальность исследования данной темы в контексте изучения современной европейской политики.

Актуальные проблемы Фриульского региона: фактор национальных меньшинств в итальянско-словенском приграничном взаимодействии на примере ситуации в Триесте

Один из основных вопросов приграничного взаимодействия Италии и Словении связан с соблюдением прав национальных меньшинств, и в данном случае ярким примером служат ситуации, сложившиеся в Триесте (ныне - административный центр итальянского региона Фриули-Венеция-Джулия) и Гориции (город Фриульского региона, расположенный непосредственно на границе со Словенией).

В первую очередь мы рассмотрим Триест. На протяжении многих лет после окончания Второй мировой войны этот портовый город на полуострове Истрия, в 1918-1945 гг. входивший в состав Юлийской Крайны в восточной части Итальянского королевства, оставался предметом территориального спора между Италией и Югославией. Окончательное решение этого вопроса произошло с подписанием Озимского соглашения (1975), дополнившего Лондонский мирный договор (1954): по этим договоренностям, Триест и ряд других северных территорий Юлийской Крайны отошли итальянской стороне, а остальные, более южные области вошли в

состав Югославии (и, следовательно, оказались на территориях современных Словении и Хорватии) [Rossi, 2021].

Смещение границ, приведшее к обострению этнических противоречий, стало причиной дискуссий по этому вопросу как в общественно-политической, так и в научной сферах. В Италии появилось целое исследовательское направление, изучающее проблемы, связанные с исходом народов из Истрии (преимущественно - с насильственным выселением итальянцев с территории Югославии). В качестве примера можно привести коллективную монографию «Исходы: принудительные перемещения населения в двадцатом веке в Европе» (под редакцией М. Катаруццы, К. Дого и Р. Пупо) [Esodi ... , 2000]. В словенской историографии, напротив, основное внимание уделялось насильственной итальянизации словенцев, проживавших в приграничных районах. Наиболее значимыми работами по данному вопросу считаются публикации историка М. Качин Вохинц, печатавшиеся и на словенском, и на итальянском языках [Kacin Wohinz, Verginella, 2000 ; Kacin Wohinz, 2004]. Примечательно, что на рубеже XXI в. по согласованию правительств двух стран была учреждена совместная культурно-историческая комиссия, призванная «примирить» итальянскую и словенскую историографии, а также способствовать укреплению научно-исследовательского диалога. Ученые двух стран получили взаимные возможности для доступа в национальные архивы, в результате чего появились исследования качественно нового уровня [Sighele, 2008].

Для большинства этнических словенцев, проживающих в Триесте, вопрос о сохранении национальной идентичности, культуры и языка по-прежнему имеет первостепенное значение [Sloveni in provincia ... , 2023]. Политологи также обращают пристальное внимание на проблемы, связанные с участием жителей региона Фриули-Венеция-Джулия, имеющего особые права автономной области, в политической жизни итальянского государства1.

1 В современной политологии понятие «политическая жизнь» определяется как совокупность действий индивидов - представителей социальной группы, класса или иной общности, - направленная на преобразование политической системы общества с целью использования политической власти для реализации собственных интересов. Одним из критериев выделения различных форм политической жизни является наличие у ее участников определенной автономности, а

289

В числе основных акторов политической жизни, наряду с политическими партиями, обычно выделяют различные общественные объединения (подробнее см.: [Общая и прикладная ... , 1997]). В Триесте функционируют несколько организаций, основными задачами которых являются защита прав словенцев и противодействие любой форме их ассимиляции. Необходимость работы подобных объединений обусловлена тем, что, несмотря на наличие в законодательных документах Италии особых нормативно-правовых положений в отношении Фриульской автономии, представители словенской общины и по сей день сталкиваются с определенными проблемами политического и социального характера.

К примеру, в отчете Совета словенских организаций за 2020 г. отмечается, что итальянское правительство по-прежнему игнорирует некоторые пункты Акта о защите словенского национального меньшинства № 38/2001. Статья 26 этого закона гарантирует упрощение процесса избрания кандидатов от словенского меньшинства в парламентские учреждения, однако избирательные законы последних лет - «Италикум» (2015; ит. Italicum) и «Розателлум» (2017; ит. Rosatellum) - никак не конкретизируют данную норму, оставляя словенцев Фриули без гарантий получения собственного политического представительства [La questione ... , 2020, p. 4].

Слабость этнических партийных движений наглядно демонстрируют результаты региональных выборов. По итогам кампании 2023 г. партия «Словенский союз» (слов. Slovenska Skupnost) набрала чуть больше 1% голосов. Даже своим «выживанием» эта партия во многом обязана сотрудничеству с левоцентристскими силами, а также с формированием «Пакт за автономию», созданным в 2015 г. и выступающим в поддержку не только словенской, но и других общин региона [Regionali ... , 2023].

Примечательно, что Республика Словения выражает озабоченность проблемами этнических словенцев Фриули, в том числе - недостаточным участием их представителей в политической жизни Италии. На сайте правительства Словении в разделе «Словенцы в Италии» результаты итальянских региональных выборов названы «неопределенными», поскольку попытки добиться гарантированного

также специфических функций, связанных с властными отношениями (подробнее

см.: [Общая и прикладная ... , 1997]).

290

представительства словенского меньшинства «пока не увенчались успехом» [81оуепа V ЙаЦр ... , 2024]. Все это позволяет говорить о том, что вопрос об участии словенцев Триеста и приграничных районов в политической жизни Италии по-прежнему остается дискуссионным.

Среди актуальных социальных вызовов, с которыми сегодня сталкивается словенское меньшинство, следует упомянуть реформу, которую Министерство образования Италии проводит с сентября 2023 г., нацеленную на сокращение числа словеноязычных школ в Триесте. Указ Министерства образования, обосновывающий необходимость проведения данной реформы сокращением числа учащихся в словеноязычных школах, вызвал серьезную озабоченность у работников образовательной сферы и простых граждан Триеста. Сенатор от Демократической партии Италии от Фриульской автономии Татьяна Ройц заявила: «Решение нового правительства о сокращении числа словеноязычных школ в Триесте противоречит конституционному порядку» [Tagli а scuole ... , 2023]. Представители Фриульской автономии, недовольные проводящейся образовательной реформой, обратились в Конституционный суд Италии и потребовали дать этой реформе правовую оценку. По состоянию на конец ноября 2023 г. рассмотрение дела продолжается [Ьоса1еШ, 2023].

Проблемы, связанные с закрытием словеноязычных школ в Триесте, представляются особенно острыми в силу того, что они обусловлены, в числе прочего, опытом исторической травмы. Действительно, этот, на первый взгляд, бытовой инцидент имеет крайне негативный подтекст. Можно вспомнить, как в 1943 г. королевское правительство Югославии направило правительству Великобритании ноту, отмечая, что закрытие более 500 словенских и хорватских образовательных учреждений итальянским правительством - это «полное уничтожение всех культурных и экономических учреждений югославянского меньшинства» [Великая Победа ... , 2015, с. 97]. Все это лишний раз доказывает, что фактор национальных меньшинств во взаимоотношениях Италии и Словении требует особого внимания.

Важно отметить, что правительство Республики Словения не только признает наличие проблем, связанных с положением национальных меньшинств в приграничных итальянских районах, но и активно взаимодействует с представителями словенской общины

в Италии. Политические деятели Словении совместно с руководителями ассоциаций словенских меньшинств организуют регулярные встречи, посвященные проблемам Фриульского региона и его жителей. Лидеры национальных словенских объединений нередко получают государственные награды Словении. В 2019 г. президент Словенской культурно-экономической ассоциации в Италии Руди Павшич получил орден за многолетний вклад в защиту прав словенского меньшинства [Rudi Pavsic prejel ... , 2019]. Подобное внимание к проблемам жителей Триеста и всего Фриульского региона со стороны «малой родины» показывает, что вопросы, связанные с соблюдением прав национальных меньшинств, имеют чрезвычайную важность в рамках отношений Италии и Словении. Описанные выше социальные и политические проблемы словенской общины в Италии - далеко не единственные примеры неприятия местным населением любых форм ассимиляции и ограничения собственных прав. Сложившаяся ситуация по-прежнему требует принятия соответствующих мер по развитию региона и формированию более чуткого отношения к его жителям со стороны итальянского государства [Slovenian national ... , 2024].

Сотрудничество Словении с Италией в приграничной агломерации Гориция - Нова Горица

Ключевую роль в приграничном взаимодействии Италии и Словении играет агломерация Гориция - Нова Горица. По Озим-скому соглашению об итоговом распределении итальянских и югославских земель (1975) данная территория была разделена на две части: западная сторона, Гориция, отошла Италии, а восточная, Нова Горица, - Югославии [Rossi, 2021]. Граница, разделяющая административные субъекты двух стран, проходит прямо посреди городской площади, словенская часть которой называется Площадь Европы, а итальянская - Пьяцца Трансальпина, в честь одноименного железнодорожного вокзала. Сегодня Гориция и Нова Горица образуют единую социальную, историко-культурную и экономическую городскую агломерацию, которая воспринимается как единое целое и на уровне представлений местного населения, и на государственном и наднациональном уровнях.

Изучению проблем итальянско-словенского приграничья на примере приграничной территории Гориция - Нова Горица посвя-292

щено много работ как европейских, так и российских исследователей. В современной российской историографии эта тема обсуждается практически во всех исследованиях, посвященных итальянско-словенским отношениям. В частности, весьма интересен анализ так называемых «пограничных нарративов», проведенный М.В. Ясинской в работе «Образ границы и соседей в восприятии словенского меньшинства в Италии» [Ясинская, 2021]. Результаты опросов местного населения, проводившихся М. В. Ясинской в промежутке с 2017 по 2019 г., дают представление о некоторых особенностях жизни на итальянско-словенской границе. Проблемы, связанные с государственной принадлежностью собственного дома, выступающего в качестве фактора исторической памяти, один из информантов описывал так: «Мой отец родился в этом доме в Италии... Я родился в нем в Югославии... Мой сын, когда вошел в этот дом, был уже в Словении» [Ibid., с. 55]. Другой информант говорит о восприятии границы в рамках единого общего пространства: «Я всегда жил в Горице, прямо в Горице, там, где сейчас граница» [Ibid., с. 56]. Поскольку вплоть до присоединения Словении к Шенгенскому соглашению (2007) в агломерации Гориция - Нова Горица сохранялись контрольно-пропускные нормы, пограничный режим остался в памяти жителей региона как разделяющий фактор: «У нас были пропуска, и можно было четыре раза в месяц пройти [через границу], а наша семья... жила там недалеко, все родственники были через сто метров» [Ibid.]. В целом результаты опросов, представленные в работе М.В. Ясинской, позволяют говорить об итальянско-словенской границе не только как об административно-территориальном, но и как о социально-историческом феномене, а также о том, что среди жителей приграничья и поныне сохраняется не только историческая память, но и связанные с ней соответствующие настроения.

Возможность официально рассматривать зону Гориция - Нова Горица как трансрегиональную агломерацию появилась после присоединения Словении к ЕС (2004) и Шенгенскому договору (2007). С тех пор было разработано немало проектов по социально-экономическому и культурному развитию данной территории. Наиболее инновационный подход к расширению трансрегионального взаимодействия в приграничных районах был основан на предложениях Европейской группы территориального сотрудничества

(EGTC GO1), учрежденной на территории Гориция - Нова Горица по инициативе правительства Италии в 2011 г. Главные цели EGTC GO - привлечение в регион инвестиций, развитие проектов в социальной сфере, в том числе - в области здравоохранения. К примеру, согласно отчету по итогам пятилетней работы программы «Salute-Zdravstvo» (итальянский и словенский варианты перевода слова «здоровье»), к ноябрю 2022 г. в приграничных районах было открыто несколько объединенных медучреждений под руководством ведущих специалистов двух стран [Progetti ITI ... , 2022]. Уникальность подхода EGTC GO связана с возможностью реализации интегрированных инвестиций на основе общей стратегии для единого бенефициара. Эксперты отмечают, что EGTC GO - это фактически наднациональная организация, имеющая право действовать и в Италии, и в Словении и реализующая свои проекты без учета государственных и административных границ: первый случай в европейской практике.

Чрезвычайно значимым событием в области развития итальянско-словенского приграничного взаимодействия стало провозглашение агломерации Гориция - Нова Горица «культурной столицей Европы 2025» в рамках соответствующей программы Европейского союза. Впервые в истории этой программы соответствующее звание получат сразу два города. Программа подразумевает реализацию значительных мер поддержки территории со стороны ЕС, дополняя уже существующие социально-экономические инициативы сотрудничеством в сфере культуры. В любом случае, сама идея проекта представляется глубоко символичной. На официальном портале программы «GO 2025!»2 сказано: «Разделенные конфликтами в прошлом, но сегодня объединенные дружбой и интенсивным сотрудничеством, эти два города поставили перед собой амбициозную цель - стать трансграничной культурной столицей Европы» [Welcome to the borderless ... , 2024].

С учетом политической ориентации современной Словении на Центральную Европу и институты ЕС сотрудничество Словении с Италией в приграничном районе Гориция - Нова Горица

1 Англ. European grouping of territorial cooperation. GO - первые две буквы названий городов Гориция и [Нова] Горица.

2 Сокращенное название проекта «Культурная столица Европы 2025».

представляется весьма перспективным. Подобное взаимодействие соответствует и внешнеполитическим интересам Итальянской Республики, рассматривающей Словению в качестве основного партнера для реализации своего влияния на постъюгославском пространстве. Однако, несмотря на богатый опыт трансрегионального взаимодействия двух государств, приграничная территория Италии и Словении остается зоной, наиболее подверженной внешним угрозам, что особенно отчетливо проявилось по мере эскалации миграционного кризиса, ставшего причиной принятия ряда беспрецедентных политических решений.

Итальянско-словенское приграничье перед лицом глобальных угроз на рубеже третьего десятилетия XXI в.

Проблема миграции - одна из наиболее острых и актуальных угроз безопасности европейского пространства. Неконтролируемые потоки беженцев из «неблагополучных» стран Африки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока привели к «миграционному коллапсу» в Европе, пик которого пришелся на середину 2010-х годов. В этих условиях страны Евросоюза заговорили о необходимости ужесточить пограничный контроль, поскольку мигранты, стремившиеся попасть в наиболее благополучные страны ЕС, пересекали границы европейских государств, выбирая определенные «маршруты» или «коридоры». Данная проблема непосредственно касалась итальянско-словенского приграничья.

С одной стороны, Словения оказалась частью так называемого «Балканского коридора», по которому мигранты добирались в Европу, минуя менее привлекательные государства постъюгославского пространства. После закрытия сербско-венгерской границы в 2015 г. сухопутный поток мигрантов сместился в сторону Хорватии и Словении, откуда мигранты могли напрямую попасть в Италию.

С другой стороны, сама Итальянская Республика также оказалось транзитной зоной, поскольку морские «маршруты» мигрантов охватывали не только Средиземноморье, но и Адриатико-Ионический еврорегион. Проникновение нелегалов крайне отрицательно сказалось на ситуации в приграничных районах Италии и Словении. К примеру, в 2017 г. находящиеся в Гориции предста-

вители волонтерской организации «Altravoce» сообщали о бедственном положении в регионе: «Потоки людей прибывают во Фриули-Венецию-Джулию с разных сторон... мигрантам не хватает мест в общежитиях, в результате они спят на улицах и в скверах Гориции» [Zaccaria, 2017].

Однако, несмотря на то что неконтролируемая миграция актуализировала целый комплекс угроз, в том числе - террористического характера, вопрос о закрытии итальянско-словенской границы в период кризиса не стоял на повестке дня, посколько подобное решение могло не только парализовать трансрегиональное сотрудничество, но и негативно сказаться на жизни местного населения. Бывший министр иностранных дел Итальянской республики Паоло Джентилони отмечал: «Если из-за нескольких десятков террористов мы откажемся от свободы передвижения, мы им сделаем огромный подарок» (цит. по: [МИД Италии ... , 2015]).

Ситуация изменилась лишь в 2019 г., когда по итогам парламентских выборов в Италии министром иностранных дел и заместителем премьер-министра страны стал лидер националистической партии «Лига» Маттео Сальвини. Политик заявил: «Совместно со словенскими силовиками мы поставим патрули на границе... Если поток мигрантов не иссякнет, то не исключено, что мы возведем физические барьеры (заборы на границе)» [«Muro» al confine ... , 2019]. Принятые меры вызвали недовольство у населения приграничных районов, в особенности - в агломерации Гориция - Нова Горица, где прошли массовые демонстрации в защиту свободы передвижения граждан, «фактически живущих на два государства» [Ibid.].

Однако причиной, по которой итальянско-словенская граница все же оказалась полностью закрыта, стал не миграционный кризис, а другая глобальная угроза - пандемия COVID-19. В связи с введением карантинных мер в марте 2020 г. пограничный режим между Италией и Словений, упраздненный в 2007 г. после присоединения Словении к Шенгенскому договору, был восстановлен и сохранялся до 2022 г.

Следует отметить, что глобальные кризисные процессы, усугубившиеся в начале третьего десятилетия XXI в., были связаны не только с возникновением новых вызовов мировой безопасности, но и с активизаций прежних непроработанных социально-296

политических и исторических проблем. Наиболее актуальный пример - эскалация Палестино-израильского конфликта с октября 2023 г., последствия которой ощущаются далеко за пределами Ближнего Востока, в том числе - в европейских странах.

Несмотря на то, что проблемы, связанные с прибытием большого количества нелегальных мигрантов, - далеко не новая угроза для стран - участниц ЕС, события осени 2023 г. стали для них настоящим ударом. Многие официальные лица заговорили о том, что «Балканский коридор» могут заполнить новые потоки мигрантов. К примеру, депутат Европарламента от Хорватии Иван Синчич, указав, что у ЕС отсутствует конкретный план по противодействию новому миграционному кризису, отметил, что Хорватия остается основным «форпостом» «балканского маршрута»: «Нелегальная миграция будет осуществляться, как обычно, в основном через мою страну - Хорватию... Конечными пунктами станут Франция, Германия и Великобритания» (цит. по: [Бойков, 2023]). Крайне серьезным вызовом по-прежнему остается террористическая угроза, связанная с проживанием в европейских странах радикалов-исламистов и активизацией религиозного фактора в рамках Палестино-израильского конфликта. 16 октября 2023 г. в Брюсселе 45-летний тунисец убил двух мирных граждан, заявив, что таким способом «мстит за мусульман». Примечательно, что преступник нелегально прибыл в Европу по «средиземноморскому маршруту» и свободно пересек границы Италии, Швеции, Бельгии [Attentato a Bruxelles ... , 2023].

В настоящее время проблема пограничного контроля - особенно с учетом потенциальных последствий конфликта на Ближнем Востоке - является первоочередным вопросом актуальной повестки ЕС. 18 октября 2023 г. руководство Италии приостановило действие Шенгенского соглашения в отношении Республики Словения, мотивируя свое решение, в частности, тем, что участились случаи въезда нелегалов через регион Фриули-Венеция-Джулия [Il governo italiano ... , 2023].

Тем не менее премьер-министры двух стран в ходе встречи 14 ноября 2023 г. заявили, что необходимо сохранить все возможности для развития сотрудничества в итальянско-словенском приграничье. Председатель правительства Италии Джорджа Мелони отметила: «Мы осознаем трудности, возникающие из-за введения

пограничного контроля... обязуемся восстановить нормальный режим, как только условия позволят это сделать» [Meloni riceve Golob ... , 2023]. Премьер-министр Словении Роберт Голоб выразил солидарность с итальянским лидером и призвал проявить повышенное внимание к проблемам двустороннего приграничного взаимодействия и к его перспективам: «Мы говорили и о меньшинствах, которые в прошлом были источником конфликтов, а сегодня являют собой пример мирного сосуществования» [Ibid.]. Джорджа Мелони добавила, что «выбор территории Гориция -Нова Горица в качестве культурной столицы Европы 2025 г. свидетельствует об энергии и богатстве этой территории... с нашей точки зрения, проект предоставляет большие возможности для экономического и социального развития обеих стран» [Ibid.].

Тем не менее, несмотря на оптимистичный настрой премьер-министров Италии и Словении, пограничный контроль, первоначально введенный на десятидневный срок, продолжит действовать, по крайней мере, до июня 2024 г. [Temporary reintroduction ... , 2024]. Закрытие границ демонстрирует новую общеевропейскую тенденцию: в конце 2023 - начале 2024 г. аналогичные с Италией меры приняли еще несколько стран [Ibid.]. Сложившаяся ситуация свидетельствует о том, что странам Европы необходимо выработать единую миграционную и пограничную политику, способную эффективно противостоять актуальным вызовам. Промедление в данном вопросе может привести к параличу трансграничного взаимодействия, что будет иметь пагубные последствия как для внешнеполитических, так и для социальных процессов внутри регионов.

***

Трансрегиональное сотрудничество Италии и Словении имеет принципиальное значение на только для двустороннего взаимодействия государств-партнеров, но и для работы региональных и наднациональных объединений, участие в которых обусловлено интересами обеих стран. Словения, политика которой основана на центральноевропейской самоидентификации, считает Италию своим важнейшим партнером в Адриатико-Ионическом еврорегионе и авторитетным союзником в Евро-атлантическом сообществе. Для Итальянской Республики важность сотрудничества

со Словенией обусловлена лидирующей ролью этого государства на постъюгославском пространстве, что открывает большие возможности для реализации влияния Италии на Балканах.

Одним из ключевых вопросов приграничного взаимодействия Словении и Итальянской Республики остаются проблемы, касающиеся соблюдения прав национального словенского меньшинства, в том числе - связанные с его участием в политической жизни Италии. В данном случае любой прецедент, соотносящийся с ограничением социальных и политических прав словенской общины, может болезненно сказаться на отношениях двух стран, поскольку этнические проблемы итальянско-словенского приграничья обусловлены опытом исторической травмы. Однако этот же опыт является важным связующим элементом в развитии современного итальянско-словенского соседства. Специфика приграничного взаимодействия на территории единой агломерации Го-риция - Нова Горица свидетельствует о том, что сотрудничество двух стран в этой зоне является исторической необходимостью.

Несмотря на то, что современные глобальные вызовы безопасности, в том числе - миграционный кризис, напрямую затрагивают приграничные территории Италии и Словении, не исключено, что в будущем данное обстоятельство сыграет положительную роль в развитии региона, поскольку может вынудить правительства обеих стран модернизировать уже имеющиеся прогрессивные инструменты взаимодействия, адаптировав их к изменившимся условиям.

ЛИТЕРАТУРА /REFERENCES

Бовдунов А. Л. (2013) // Современная Восточная Европа : границы понятия и геополитическая организация (социокультурный аспект) // Вестник Моск. ун-та. Серия 18 : Социология и политология. - № 1. - С. 208-222 [Bovdunov A.L. (2013). Modern Eastern Europe : boundaries of the concept and geopolitical organization (so-ciocultural aspect) [Sovremennaya Vostochnaya Evropa : granitsy ponyatiya i geopoli-ticheskaya organizatsiya (sotsiokul'turnyi aspekt)] // Bulletin of Moscow univ. Series 18 : Sociology and political science. - N 1. - P. 208-222] (In Russian).

Бойков С. (2023). Миграционный кризис : в ЕС не готовы к приему беженцев из сектора Газа // Известия. - Москва. - 18.10. - URL: https://iz.ru/1591038/semen-boikov/migratcionnyi-kriz-v-es-ne-gotovy-k-priemu-bezhentcev-iz-sektora-gaza (дата обращения: 24.03.2024) [Boikov S. (2023). Migration crisis : the EU is not ready to accept refugees from the Gaza Strip [Migratsionnyi

krizis : v ES ne gotovy k priemu bezhentsev iz sektora Gaza] // Izvestiya. - Moscow. -18.10. - URL: https://iz.ru/1591038/semen-boikov/migratciormyi-kriz-v-es-ne-gotovy-k-priemu-bezhentcev-iz-sektora-gaza (date of access: 24.03.2024)] (In Russian).

Великая Победа : в 15 т. Т. 13. Военная дипломатия. (2015) / МГИМО (У) МИД РФ ; Под общ. ред. С.Е. Нарышкина, А.В. Торкунова. - Москва. - 344 с. [The Great Victory : in 15 vol. Vol. 13. Military diplomacy [Velikaya Pobeda : v 15 t. T. 13. Voennaya diplomatiya]. (2015) / MGIMO (U) ; S.E. Naryshkin, A.V. Torkunov (Eds.) -Moscow. - 344 p.] (In Russian).

Воскресенский А. Д. (2004). Теоретико-прикладные аспекты регионального измерения международных отношений // Современные международные отношения и мировая политика / МГИМО (У) МИД РФ ; Отв. ред. А.В. Торкунов. - Москва : Просвещение. - С. 494-500 [Voskresensky A.D. (2004) Theoretical and practical aspects of the regional dimension of international relations [Teoretiko-prikladnye aspekty regional 'nogo izmereniya mezhdunarodnykh otnoshenii] // Modern international relations and world politics [Sovremennye mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika] / MGIMO (U) ; A.V. Torkunov (Ed.). - Moscow : Prosveshchenie. - P. 494-500] (In Russian).

Князева С.Е. (2021). Проблема вступления в ЕС балканских стран и расширения ЕС в контексте ценностной модели Европейского союза // Актуальные проблемы Европы / ИНИОН РАН. - Москва. - № 2. - С. 176-193 [Knyazeva S.E. (2021). The problem of the accession to the EU of the Balkan countries and the expansion of the EU in the context of the value model of the European Union [Problema vstupleniya v ES Balkanskih stran i rasshireniya ES v kontekste tsennostnoi modeli Evropeiskogo soyuza] // Current problems of Europe / INION RAN. - Moscow. - N 2. - P. 176-193] (In Russian). DOI: 10.31249/ape/2021.02.08.

МИД Италии : приостановка Шенгенского соглашения из-за угрозы терроризма была бы ошибкой. (2015) // ТАСС. - Москва. - 11.01. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1690372 (дата обращения: 24.03.2024) [Italian Foreign Ministry : suspending the Schengen agreement due to the threat of terrorism would be a mistake [MID Italii: priostanovka Shengenskogo soglasheniya iz-za ugrozy terrorizma byla by oshibkoi]. (2015) // TASS. - Moscow. - 11.01. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/1690372 (date of access: 24.03.2024)] (In Russian).

Общая и прикладная политология : учебное пособие. (1997) / МГСУ ; Под ред. В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - Москва : Союз. - 992 с. [General and applied political science [Obshchaya i prikladnaya politologiya : uchebnoe posobie]. (1997) / MGSU ; V.I. Zhukov, B.I. Krasnov (Eds.). - Moscow : Souyz. - 992 p.] (In Russian).

Партия «Движение Свобода» с 34,54% голосов получила 41 из 90 мест в парламенте Словении. (2022) // ТАСС. - Москва. - 25.04. - URL: https://tass.ru/ mezhdunarodnaya-panorama/14461255/ (дата обращения: 24.03.2024) [The Svoboda Movement party won 41 out of 90 seats in the Slovenian Parliament with 34,54% of the votes [Partiya «Dvizhenie Svoboda» s 34,54% golosov poluchila 41 iz 90 mest v parlamente Slovenii]. (2022) // TASS. - Moscow. - 25.04. - URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/14461255/ (date of access: 24.03.2024)] (In Russian).

Романенко С.А. (2022). Доктринальные документы внешней политики государств постъюгославского пространства 2014-2021 гг. // Актуальные проблемы Европы / ИНИОН РАН. - Москва. - № 2. - С. 50-67 [Romanenko S.A. (2022). Doctrinal foreign policy documents of the post-Yugoslav states 2014-2021 [Doktri-nal'nye dokumenty vneshnei politiki gosudarstv post'yugoslavskogo prostranstva 2014-2021 gg.] // Current problems of Europe / INION RAN. - Moscow. - N 2. -P. 50-67] (In Russian). DOI: 10.31249/ape/2022.02.03.

Ясинская М.В. (2021). Образ границы и соседей в восприятии словенского этнического меньшинства в Италии (провинция Гориция) // Этнография / Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. - Санкт-Петербург. -№ 1. - С. 50-74 [Yasinskaya M.V. (2021). The image of the border and neighbors in the perception of the Slovenian ethnic minority in Italy (province of Gorizia) [Obraz granitsy i sosedei v vospriyatii slovenskogo etnicheskogo men 'shinstva v Italii (provintsiya Goritsiya)] // Ethnography / Museum of Anthropology and Ethnography named after Peter the Great (Kunstkamera) RAS. - St. Petersburg. - N 1. - P. 50-74] (In Russian).

About EUSAIR : strategy. (2024) / EU Strategy for the Adriatic and Ionian Region (EUSAIR). - Ljubljana. - URL: https://www.adriatic-ionian.eu/about-eusair/ (date of access: 24.03.2024).

AEBR : about us. (2024) / Association of European Border Regions (AEBR). -Gronau. - URL: https://www.aebr.eu/about-us/ (date of access: 24.03.2024).

Akcijski nacrt za delovanje Slovenije do Zahodnega Balkana v letu 2020. (2020) / Ministrstvo za zunanje zadeve. - Ljubljana. - 38 s. - URL: gov.si/assets/ ministrstva/MZZ/Dokumenti/skupna-zunanja-in-evropska-politika/siritev-in-JV-evropa/Akcijski-nacrt-za-delovanje-Slovenije-do-Zahodnega-Balkana-v-letu-2020.docx (date of access: 24.03.2024).

Alps-Adriatic Alliance : history. (2024) / Alps-Adriatic Alliance. - Klagenfurt am Worthersee. - URL: https://alps-adriatic-alliance.org/history/ (date of access: 24.03.2024).

Attentato a Bruxelles, l'Isis torna a colpire in Europa : uccisi due tifosi prima di Belgio-Svezia. La rivendicazione : «Vendetta per i musulmani». (2023) // Il Fatto Quotidiano. - Roma. - 16.10. - URL: https://www.ilfattoquotidiano.it/2023/10/16/ attentato-bruxelles-isis-uccisi-due-tifosi-belgio-svezia/7325037/ (date of access: 24.03.2024).

Esodi : trasferimenti forzati di popolazione nel Novecento europeo. (2000) / Cattaruzza M., Dogo M., Pupo R. (Cur.). - Napoli. - 288 p.

GDP per capita, consumption per capita and price level indices. (2022) / Eurostat. - Luxembourg. - URL: https://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/ index.php?title=GDP_per_capita,_consumption_per_capita_and_price_level_indices (date of access: 24.03.2024).

Il governo italiano ha deciso di ripristinare i controlli al confine con la Slovenia. (2023) // Fanpage. - Napoli. - 18.10. - URL: https://www.fanpage.it/politica/il-governo-italiano-ha-deciso-di-ripristinare-i-controlli-al-confine-con-la-slovenia/ (date of access: 24.03.2024).

Italy and Slovenia : a European success story? (2022) // Slovenia Business. -Ljubljana. - URL: https://www.sloveniabusiness.eu/hot-topics/italy-and-slovenia-a-european-success-story (date of access: 24.03.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kacin Wohinz M. (2004). Vivere al confine : sloveni e italiani negli anni 19181941. - Gorizia : Goriska Mohorjeva druzba. - 336 p.

Kacin Wohinz M., Verginella M. (2000). Primorski upor fasizmu : 1920-1941. -Ljubljana : Slovenska matica. - 430 p.

La questione del rappresentante sloveno al parlamento italiano. (2020) / Svet slovenskih organizacij. - Trieste. - 23.07. - 7 p. - URL: https://web.archive.org/ web/20210908224748/https://www.camera.it/application/xmanager/projects/leg18/attac hments/upload_file_doc_acquisiti/pdfs/000/003/835/Bandelj.pdf (date of access: 24.03.2024).

Locatelli P. (2023). Dimensionamento scolastico, anche in FVG il dibattito si accende // Trieste News. - Trieste. - 03.11. - URL: https://www.triesteallnews.it/ 2023/11/dimensionamento-scolastico-anche-in-fvg-il-dibattito-si-accende/ (date of access: 24.03.2024).

Meloni riceve Golob : «Stop ai controlli ai confini appena possibile». (2023) // Agenzia ANSA. - Roma. - 14.11. - URL: https://www.ansa.it/sito/ notizie/politica/2023/11/14/meloni-riceve-golob-stop-ai-controlli-ai-confini-appena-possibile.-gorizia-e-nova_6cff893a-1709-4ed7-aa80-3a5604b88cc7.html (date of access: 24.03.2024).

«Muro» al confine italo-sloveno : in campo quattro pattuglie miste. (2019) // La Voce. - Rijeka. - 01.06. - URL: https://lavoce.hr/politica/muro-al-confine-italo-sloveno-ritornano-i-fantasmi-del-passato (date of access: 24.03.2024).

Progetti ITI - Salute-Zdravstvo. (2022) / EGTC GO. - Gorizia. - URL: https://euro-go.eu/it/programmi-e-progetti/progetti-iti-salute-zdravstvo/ (date of access: 24.03.2024).

Regionali : Fvg; Terzo Polo lancia candidato presidente Maran. (2023) // Agenzia ANSA. - Roma. - 28.01. - URL: https://www.ansa.it/friuliveneziagiulia/ notizie/2023/01/28/regionali-fvg-terzo-polo-lancia-candidato-presidente-maran_76bb90b6-4e2a-4bcc-8004-1c13c40f254d.html (date of access: 24.03.2024).

Resolution 212 (2006) on the Adriatic Euroregion. (2006) / Council of Europe. Congress of Local and Regional Authorities. - Strasbourg. - 31.05. - 2 p. - URL: https://rm.coe.int/-on-the-adriatic-euroregion-rapporteur-g-di-stasi-italy-r-soc-/168071ae7f (date of access: 24.03.2024).

Roglic M., Miklavcic K. (2023). Nova zunanjepoliticna strategija : vrnitev k jedrni Evropi in vladavini prava // N1-SLO. - Ljubljana. - 25.01. - URL: https://n1info.si/novice/slovenija/nova-zunanj epoliticna-strategija-vrnitev-k-jedrni-evropi-in-vladavini-prava (date of access: 24.03.2024).

Rossi D. (2021). Il Trattato di Osimo, tra passato e presente // Globus Rivista. -Catanzaro. - 09.11. - URL: https://www.globusrivista.it/il-trattato-di-osimo-tra-passato-e-presente/ (date of access: 24.03.2024).

Rudi Pavsic prejel Red za zasluge Republike Slovenije. (2019) // Movi Matajur. -Udine. - 25.10. - URL: https://web.archive.org/web/20210928040616/https://novimatajur.it/ attualita/rudi-pavsic-prejel-red-za-zasluge-republike-slovenije.html (date of access: 24.03.2024).

Sighele Ch. (2008). Italian-Slovene Commission : toward shared history // Osservatorio Balcani e Caucaso Transeuropa. - Trento. - 22.04. - URL:

https://www.balcanicaucaso.org/eng/Dossiers/Dossier/Italian-Slovene-Commission-Toward-Shared-History-41189 (date of access: 24.03.2024).

Slovenci v Italiji : zastopanost v politiki. (2024) / Republica Slovenija. Sektor za Slovence v zamejstvu. - Ljubljana. - URL: https://www.gov.si/teme/slovenci-v-italiji/ (date of access: 24.03.2024).

Sloveni in provincia di TS. (2023) // Tuttitalia. - Trieste. - URL: https://www.tuttitalia.it/friuli-venezia-giulia/provincia-di-trieste/statistiche/cittadini-stranieri/slovenia/ (date of access: 24.03.2024).

Slovenian national minorities in the neighbouring countries. (2024) / Republic of Slovenia. Government office for Slovenians abroad. - Ljubljana. - URL: https://www.gov.si/en/policies/foreign-affairs/slovenians-outside-slovenia/slovenian-national-minorities-in-the-neighbouring-countries/ (date of access: 24.03.2024).

Slovenija : varna, uspesna in v svetu spostovana : zunanja politika Republike Slovenije. (2021) / Ministrstvo za zunanje zadeve. - Ljubljana. - 38 s. - URL: https://www.gov.si/assets/ministrstva/MZZ/Dokumenti/strateski-in-programski-dokumenti/strategija_ZP.pdf (date of access: 24.03.2024).

Tagli a scuole slovene, Rojc (Pd) «Contro norme vigenti». (2023) // Gorizia News. - Gorizia. - 21.09. - URL: https://goriziaoggi.news/2023/09/21/tagli-a-scuole-slovene-rojc-pd-contro-norme-vigenti/ (date of access: 24.03.2024).

Temporary reintroduction of border control. (2024) / European Commission. -Brussels. - URL: https://home-affairs.ec.europa.eu/policies/schengen-borders-and-visa/schengen-area/temporary-reintroduction-border-control_en (date of access: 24.03.2024).

Welcome to the borderless European Capital of Culture 2025. (2024) / GO 2025. - Gorizia - Nova Gorica. - URL: https://www.go2025.eu/ (date of access: 24.03.2024).

Zaccaria D. (2017). Gorizia, crisi umanitaria : migranti senza tetto ne legge. (2017) // Il dubbio. - Roma. - 06.06. - URL: https://www.ildubbio.news/gorizia-crisi-umanitaria-migranti-senza-tetto-ne-legge-otazz4ey (date of access: 24.03.2024).

DOI: 10.31249/ape/2024.02.15

© Verkhovsky I.A.1 Peculiarities of cross-border interaction between Slovenia and Italy at the turn of 2010-2020s

Abstract. The article is devoted to the analysis of the key features of cross-border interaction between Slovenia and Italy at the turn of the 2010-2020s. The

1 Verkhovsky Ivan Anatolievich - Master's student, Faculty of International Relations, Political Science and Foreign Regional Studies, Russian State University for the Humanities (RSUH); semin.zr.europe2@gmail.com

relevance of the Italian-Slovenian partnership is conditioned not only by the current foreign policy priorities of the two states, but also by the importance of their cooperation within the framework of transregional and supranational associations. Slovenia views the importance of cooperation with the Italian Republic through the prism of Central European self-identification and orientation towards Euro-Atlantic institutions, in which Italy plays an important role. For the Italian Republic, seeking to expand its influence in the Balkans, the position of Slovenia as a potential leader of the post-Yugoslav space is of fundamental importance. The implementation of mutual priorities occurs within the framework of regional cooperation associations, including the Adriatic-Ionian Initiative and the Central European Initiative, and the EU leadership pays significant attention to the development of these projects.

The study characterizes the main problems of the Italian-Slovenian borderland, including the issues related to national minorities and the specifics of the Gorizia - Nova Gorica agglomeration. The author comes to the conclusion that these problems are both connecting and dividing factors in bilateral relations.

The final part of the article evaluates the prospects for solving the problems of the Italian-Slovenian borderland. On the one hand, a clear indicator of the success of bilateral cooperation, in addition to already existing innovative initiatives, was the proclamation of the Gorizia - Nova Goriza agglomeration as «European Capital of Culture 2025» within the framework of the relevant EU program. On the other hand, the consequences of the migration crisis caused by the escalating conflict in the Middle East still remain a pressing threat. On October 18, 2023, Italy announced the suspension of the Schengen Agreement with Slovenia. In order to prevent stagnation of cross-border cooperation, both states need to take comprehensive measures based on a thorough study of the socio-political, historical and cultural issues of their interaction.

Keywords: Italian-Slovenian relations, Euroregion, transregional cooperation, transboundary cooperation, Adriatic-Ionian Euroregion, Gorizia -Nova Gorica, migration crisis.

Статья поступила в редакцию (Received) 17.12.2023 Доработана после рецензирования (Revised) 20.01.2024 Принята к публикации (Accepted) 20.02.2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.