Научная статья на тему 'Особенности преподавания живописи в учебных заведениях традиционного прикладного искусства'

Особенности преподавания живописи в учебных заведениях традиционного прикладного искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
100
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИВОПИСЬ / ТРАДИЦИОННОЕ ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО / ДЕКОРАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов Н. Г.

Статья посвящена особенностям преподавания живописи в традиционном прикладном искусстве, а так же основным задачам по выявлению декоративной сути написанной с натуры постановки, натюрморта, портрета, фигуры человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания живописи в учебных заведениях традиционного прикладного искусства»

Кузнецов Н.Г.

Высшая школа народных искусств (институт) Особенности преподавания живописи в учебных заведениях традиционного прикладного искусства

Одной из основных особенностей подготовки художника традиционного прикладного искусства является включение в его профессиональное образование заданий по декоративной живописи, развивающих художественно-образное мышление.

В основе традиционного прикладного искусства всегда лежало мощное декоративное начало. Удивительной отличительной чертой русского народного искусства было соединение условности с большой реалистической достоверностью. Как бы ни был переработан в орнамент мотив, он всегда хранит в себе сходство со своим прототипом - растением, предметом, животным, человеком. Само слово «декоративность» происходит от латинского слова «décor» - прекрасный, выдающийся, достойный. Декоративность - это сумма художественных связей, получаемая художником при осмыслении культурной, исторической, предметной, пространственной среды, для которой предназначается произведение [1, с. 153].

Умение выявить декоративную суть написанной с натуры постановки, натюрморта, портрета, фигуры человека становится основной задачей студента, овладевающего декоративной живописью. Существует несколько подходов к решению декоративных заданий:

1) плоскостное решение, в котором отсутствует воздушная и линейная перспектива, нет падающих теней, форма моделируется при помощи изображения собственных теней;

2) конструктивное решение, главной задачей которого становится выявление и подчеркивание конструктивных особенностей предметов с использованием цветовых и тональных контрастов [2, с. 80].

Первый вариант предпочтительней в области подготовки студентов декоративно- прикладного искусства, он не разрушает плоскости листа и создает образное решение за счет локального цветового пятна, линии, силуэта, что характерно для большинства произведений декоративного прикладного искусства. Прекрасным примером декоративного решения в мировой культуре стали византийские и древнерусские иконы и мозаики, в западноевропейской художественной традиции - готические витражи [2, с. 80].

Одна из основных черт декоративности проявляется в четко выраженной стилистической ясности произведения - стиле, стилизации (от лат. stylus, стержень, палочка для письма по восковой доске). Произведения объединяются в одну стилистическую группу при условии, что они выполнены в сходной манере с использованием одинаковых приемов и техник рисования, живописи, композиции, близких по колористическому решению, носящих общие черты школы, мастерской. Стиль выражается не самими формами, а способами формообразования, определенными связями и ее частей между собой, выстраиваясь в систему внутренних связей между компонентами творческого процесса: содержанием и формой, темой, сюжетом, пространственным построением, колоритом, техникой выполнения, приемами, материалами.

Выбор студентом стилистического решения декоративной переработки может зависеть от изучаемой специализации, что позволяет студенту проследить взаимосвязь реалистической, натурной живописи с мастерством.

В результате развивается образное мышление, позволяющее будущему художнику - прикладнику более ярко, выразительно работать на занятиях по композиции, проектированию, мастерству.

Ведущую роль в народном искусстве всегда играет цвет. Цветовые композиции отличаются ясными и крупными цветовыми отношениями, стремящимися к противоположным цветам: красный - зеленый, оранжевый -синий, желтый - фиолетовый и т.д. [3, с. 144]. Умение выстроить колорит является

сложной профессиональной задачей для любого художника, поэтому с первых курсов перед студентами надо ставить задачи колористического решения живописных и особенно декоративных работ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существуют два основных варианта тонально-колористического решения в декоративной живописи:

1. колористическое строится на ярких контрастных цветовых и тональных отношениях, гармонизирующихся по принципу противоположных цветов цветового круга;

2. сближенное тонально-цветовое строится по принципу гаммы на основе сближенных цветов.

Тонально сближенное решение дает возможность достичь цельности работы за счет четкого определения среднего тона в декоративной живописи. Обычно сближенная гамма предполагает выбор теплого или холодного колорита. Однако возможны и смешанные варианты исполнения, когда работа ведется на сближенных цветах, но контрастна по своему тональному решению. Особое внимание нужно уделить материалам и технике выполнения декоративных заданий. Задание может быть выполнено гуашевыми, темперными, акриловыми красками, дающими укрывистый, плотный цвет, а также акварельными красками, которые позволяют вести работу многослойно, давая студенту возможность вносить изменения в колористический и тональный строй работы. Выбор материала зависит от задачи, поставленной перед студентом. Акварельная техника требует от студента более точного и выверенного исполнения. Выполнение декоративного решения акварелью подобно набору витража, где цвет должен быть звонким и спектральным.

Методически верно при выполнении декоративного решения пользоваться принципом расколеровки основных цветов. Предварительно, перед началом живописи, из полученных колеров составляется цветовая шкала, на которой студент наглядно видит, насколько верно ему удалось выстроить тональные и

цветовые отношения. В заключение хочется отметить, что изучение декоративной живописи занимает важное место в живописной подготовке студента, делая его более профессионально подготовленным для решения сложных художественных задач в области традиционного прикладного искусства.

Литература

1. Миронова Л.М. Цвет в изобразительном искусстве: Пособие для учителей. - 2е изд. - Мн.: Беларусь, 2003. - 151 с.:ил.

2. Мошков В.М., Кузнецов О.И. Пластическая основа композиции. (проблемы синтеза искусств). - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1994. - 80 с.

3. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. -144 с., 16 с. ил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.