Р.А. Ромашов
Ромашов Роман Анатольевич — доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, начальник Самарского юридического института Федеральной службы исполнения наказаний
Особенности преподавания юридической техники в рамках университетского комплекса
1. Общие положения
Техника - совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле1.
Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos - учение - дословно «учение о мастерстве», либо, говоря современным языком - учение о научной организации труда) -совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства2.
Юридическая техника - совокупная связь определенных приемов, применяемых как при разработке содержания и структуры правовых предписаний государства, так и при их претворении в жизнь. Такими приемами являются: юридическая терминология, юридические конструкции; способы построения нормативно-правовых актов3.
Взятое нами из Большого юридического словаря определение юридической техники заслуживает критики как минимум по двум позициям. Во-первых, в самой дефиниции юридической техники отмечается, что она представляет собой совокупность приемов, применяемых как при разработке норм права, так и при их претворении в жизнь, однако затем, перечисляя приемы, в совокупности составляющие юридическую технику, о приемах ее практического воплощения ничего не говорится. Кроме того, вряд ли можно говорить о правовой терминологии как о техническом приеме. В данном случае налицо попытка переноса механистического понимания техники (техника как совокупность технических средств и техника как совокупность приемов, посредством которых осуществляется эксплуатация этих средств) на социально-правовую материю, что вряд ли допустимо.
Юридическая техника, в отличие от техники механической, относится не к субстанциональным (техника совокупность предметов обладающих определенными свойствами), а к процессуальным явлениям и не может существовать в отрыве от юридической деятельности, играющей роль среды приложения тех или иных приемов правового воздействия.
Юридическая деятельность - форма социально-активного поведения, направленного на разработку, принятие и внедрение в систему социально-правового регулирования правовых норм; оказание правовой помощи, связанной с юридическим обеспечением процессов реализации позитивных субъективных интересов; разрешение споров о праве; юридическую квалификацию составов правонарушений; осуществление правосудия; осуществление научно-преподавательской деятельности в сфере юриспруденции.
Юридическая технология - наука, система знаний о средствах, способах и методах наиболее эффективной и планомерной юридической практики. Главная задача юридической технологии - выявление экономических, политических, социальных, юридических и других закономерностей с целью определения и использования наиболее качественных и эффективных юридических действий и операций, требующих минимальных средств и методов, временных, людских и иных
4
ресурсов .
В прикладном аспекте юридическая технология представляет собой общность взаимосвязанных средств, приемов, методов, процессов, в совокупности образующих циклы правообразования и правореализации.
1 См.: Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1999. - С. 797.
2 См. там же.
3 См.: Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М., 1999. - С. 782.
4 См.: Карташов В.Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология (к вопросу о соотношении) // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород, 2000. - С. 22.
2. Соотношение понятий «техника» и «технология» в контексте содержания юридической деятельности
Представляется, что юридическая техника является составным элементом юридической технологии. Последнюю следует рассматривать как сложную систему, включающую наряду с техникой (приемами юридической деятельности), взаимообусловленные циклы правообразования и право-реализации1. В свою очередь правообразование целесообразно подразделять на исходное (нормо-образование) и производное (интерпретация правовой нормы, издание акта применения права), а правореализацию - на регулятивную и охранительную.
Соответственно, целесообразно говорить о четырех основных технологических конструкциях права: непосредственного и производного правообразования (иными словами, данные конструкции могут быть названы технологиями формально-юридического и социально-юридического правообразования); регулятивной и охранительной правореализации.
Говоря о технических конструкциях, следует выделить две: технику правообразования и технику правореализации.
Структура техники правообразования включает приемы подготовки правового текста, его принятия и внедрения в механизм правового регулирования.
Структура техники правореализации включает приемы сбора и анализа фактических материалов, выбора нормы, подлежащей применению в данном конкретном случае, принятии правоприменительного решения и обеспечения реализации данного решения теми, кому оно адресовано.
Естественно, что в рамках предлагаемых технологических и технических конструкций можно в свою очередь выделять производные составляющие. К примеру, техника принятия правоприменительного решения включает технику подготовки проекта, технику принятия проекта, технику оформления решения и т. п.
Кроме того, существенное влияние на содержание юридической технологии оказывает режим правообразования и правореализации. В частности, существенным образом отличаются соответствующие технологии в условиях стабильных и чрезвычайных режимов.
3. Понятие университетского комплекса
На сегодняшний день большинство специалистов полагает, что оптимальная организация образовательного процесса (в том числе в сфере подготовки профессиональных юристов) возможна на основе объединения разнопрофильных и разноуровневых учебных заведений в единые университетские комплексы. В частности, в Постановлении Правительства Российской Федерации «Об университетских комплексах» от 17 сентября 2001 года № 676, указано, что с целью повышения эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы на базе университета может создаваться университетский комплекс, объединяющий образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения.
Основными отличиями университетского комплекса от университета в его традиционном российском понимании, являются:
- возможность предоставления обучающимся многоуровневого образования (среднего, среднего специального, высшего);
- наличие условий для продвижения идеи на рынок (коммерческой реализации научно-технических разработок);
1 Иную точку зрения, высказывает В.Н. Карташов, по мнению которого в состав юридической технологии входят: а) система соответствующих средств (юридическая техника); б) система приемов, способов и методов оптимальной юридической деятельности (тактика); в) научно обоснованные принципы, долгосрочные планы, прогнозы и методы деятельности (юридическая стратегия); г) сами действия и операции по разработке, принятию и обнародованию (опубликованию) правовых решений (актов); д) процессуальные формы деятельности (юридические стадии, производства и режимы); е) показатели, характеризующие качество и эффективность юридической деятельности, а также временные, финансовые и иные затраты на эту деятельность; ж) соответствующие виды, формы, средства и методы контроля и надзора за законностью, качеством и эффективностью принимаемых юридических решений (актов). См.: Карташов В.Н. Юридическая техника, тактика, стратегия и технология (к вопросу о соотношении) // Проблемы юридической техники: Сборник статей / Под ред. В.М. Баранова. - Н. Новгород, 2000. - С. 22.
- реализация единых методологических подходов к разработке моделей специалиста и проведения работ по достижению параметров данных моделей;
- комплексный подход к развитию творческих способностей как обучающихся, так и преподавателей1.
4. Особенности преподавания юридической техники в рамках университетского комплекса
Прежде всего, следует ответить на вопрос о том, может ли юридическая техника рассматриваться в качестве самостоятельного предмета познания и как профильная учебная дисциплина.
Ранее уже говорилось о том, что понимание юридической техники предполагает ее неразрывную связь с юридической деятельностью. Следовательно, изучение юридической техники «в чистом виде» в рамках отдельной учебной дисциплины является нецелесообразным.
Восприятие университетского комплекса как сложной образовательной системы, в которой логически объединены «вертикальные» (основывающиеся на восхождении от более простых понятий и конструкций к более сложным) и «горизонтальные» (предполагающие расширение, уточнение, конкретизацию уже полученных знаний) отношения, позволяет говорить об определенной специфике преподавания вообще и юридической техники, в частности.
Если рассматривать университетский комплекс с точки зрения «вертикали познания», то можно выделить следующие уровни: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, курсы переподготовки и повышения квалификации. Важно то, что перечисленные курсы, с одной стороны, представляют собой циклические (завершенные) образовательные системы, а с другой стороны, являются структурно-функциональными элементами единой системы послешкольного образования, объединенными общей логикой образовательной деятельности.
Полагаю, что преподавание юридической техники возможно на всех выделенных уровнях образования, однако при этом следует по возможности избегать повторов и учитывать направленность и содержание образовательного процесса.
На уровне бакалавриата соответствующие разделы, посвященные как общей характеристике юридической техники, так и принципам ее применения, могут быть включены в темы «Теория правотворчества», «Реализация права», «Толкование права», «Механизм правового регулирования». Далее, в процессе изучения отраслевых дисциплин, появляется возможность конкретизировать представления о юридической технике и адаптировать их к задачам правового регулирования в рамках отдельной отрасли права. К примеру в конституционном праве можно говорить о юридической технике избирательного процесса, в муниципальном праве - о юридической технике муниципального нормотворчества, в административном праве - о юридической технике применения административно-правовых норм в процессе реализации административной ответственности и т. д.
На уровне магистратуры изучение юридической техники предполагается осуществлять в рамках междисциплинарных спецкурсов, посвященных особенностям правового регулирования в отдельных сферах правового регулирования. В качестве примеров таких спецкурсов, можно выделить:
«Юридическая техника регионального правотворчества»;
«Юридическая техника парламентской деятельности»;
«Юридическая техника кодификационной деятельности»;
«Юридическая техника нотариальной деятельности» и т. п.
На уровне аспирантуры юридическая техника изучается в рамках объекта самостоятельного диссертационного исследования, что придает процессу познания характер системности и научной новизны.
В рамках курсов повышения квалификации и переподготовки основное внимание следует уделять прикладным аспектам юридической техники совершения отдельных правовых операций в определенных условиях правовой реальности. Причем в качестве основных образовательных форм должны выступать практические занятия и тренинги, имеющие основной целью выработку у обучаемых конкретных знаний, практических умений и навыков, позволяющих адекватно реагировать на проблемы, возникающие в ходе их профессиональной деятельности. Примерами таких тренингов являются «Юридическая техника допроса лица, обвиняемого в совершении преступления коррупционной направленности»; «Юридическая техника формирования позиции стороны обвинения (защиты) в делах, рассматриваемых коллегией присяжных» и т. д.
1 Более подробно см.: Ковалевский В.П. Проблемы теории и методологии проектирования регионального университетского комплекса // Университетское управление: практика и анализ. - 2003. - № 2.
Общий вывод: формирование университетских комплексов обусловливает комплексность и многоуровневость образовательного процесса. Применительно к преподаванию юридической техники это, прежде всего, означает необходимость выстраивания целостной, логически непротиворечивой концепции, в рамках которой, с одной стороны, каждый образовательный уровень рассматривается в качестве образовательного цикла, что придает знаниям об изученном сегменте юридической техники завершенный характер, а с другой стороны, каждый предшествующий цикл выступает в качестве базы для последующего. Такой подход обеспечивает «восходящую» динамику изучения юридической техники и позволяет адаптировать теоретические знания о ней к проблемам, возникающим в практической юридической деятельности.