Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / занятие / знания / проект / результат / стандарт / образование.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева А.А., Баскакова Н.В., Литовкина И.В.

Статья посвящена особенностям проведения внеурочного занятия, рассматривается содержательное и методическое обеспечение занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ»

ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА

УДК - 377

Зайцева А.А. учитель информатики Баскакова Н.В. учитель иностранных языков Литовкина И.В. учитель иностранных языков МБОУ «Гимназия №22» г. Белгорода

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена особенностям проведения внеурочного занятия, рассматривается содержательное и методическое обеспечение занятий.

Ключевые слова: ФГОС; занятие; знания; проект; результат; стандарт; образование.

Zayceva A.A. teacher of informatics Baskakova N. V. teacher of foreign language Litovkina I. V. teacher of foreign language Grammar school №22 Russia, Belgorod

PECULIARITIES OF TEACHING OUT-OF-LEARNING ACTIVITIES IN THE BASIC SCHOOL

Annotation. The article is devoted to the peculiarities of extracurricular activities, the content and methodological support of classes is considered.

Key words: Federal State Educational Standard; class; knowledge; project; result; standard; education.

Ключевое отличие нового образовательного стандарта от предшествующих разработок заключается в том, что суть его идеологии составляет переход от минимизационного подхода к конструированию образовательного пространства на основе принципа фундаментальности образования. Подобный переход принципиально изменяет не только организацию, но и суть образовательного процесса.

На наш взгляд, ключевое место в образовании занимает внеурочная деятельность. Она оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у ребенка готовность и привычку к творческой деятельности, повышает самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.

Раздел части «Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

В рамках реализации целей и задач федеральных государственных образовательных стандартов деятельность учащихся должна стать неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать деятельность, специально организованную для обучающихся, представляющую собой неотъемлемую часть образовательного процесса в общеобразовательном учреждении, отличной от урочной системы обучения.

Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной

деятельностью детей оформляется следующим образом (утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости).

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т.д.

В ходе реализации внеурочной деятельности мы планируем достижение следующих результатов:

развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;

формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

воспитание уважительного отношения к своему городу, гимназии; формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентностей школьников;

улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;

увеличение числа детей, охваченных организованным досугом; Творческими способностями обладает каждый ученик, только нужно вовремя их увидеть, а педагог обязан помочь ему их раскрыть и развить. Дети от природы тянутся к знаниям, способны и талантливы. Подростковый возраст даёт прекрасные возможности развить способность к творческой деятельности. И от того, насколько эффективно применены эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал личности. Он формируется во всех сферах действия ребенка с окружающей средой. Знание только тогда превращается в собственность ученика, когда оно

является последствием его личного понимания, осознания, или рефлексии. Применение творчески направленных заданий на внеурочных занятиях помогает решить многие актуальные вопросы, на которые нельзя дать ответ обычными формами и методами. Человек живет в обществе и должен уметь общаться, а творческий человек особо привлекателен в общении; творческая личность благополучна в профессиональной деятельности; творчество есть сильный фактор развития личности.

Рассмотренные методы внеурочной деятельности показали, что значимое место среди них занимает сегодня методу проектов. Он способен сформировать у ребенка опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческом поиске, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают. В основу проектной деятельности учащихся положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практически или теоретически значимой задачи. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат, приобретаемый с опытом во время проектной деятельности, становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

При выполнении проектно-исследовательских работ идет процесс саморазвития, характеризующийся самоактуализацией и мобилизацией творческих сил и способностей, рост познавательной активности учащихся.

В заключении можно сделать вывод о том, что, несомненно, дети обладают разными способностями. Многие дети, неуверенные в себе, но обладающие теми или иными способностями, со временем при помощи педагогов становятся активными участниками школьных дел. Можно сказать, что каждому находится дело по душе. На внеурочных мы делаем всё, что в наших силах, чтобы способности детей были востребованы, а сами

они чувствовали себя уверенно и комфортно. И это важный результат. Если ребёнок проводит внеурочное время в школе, занимаясь интересным и полезным делом, — значит, ему здесь нравится, он чувствует себя комфортно.

Использованные источники:

1. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010.

2. Казачкова, С.П. Сборник программ для организации внеурочной деятельности в начальной школе / С.П. Казачкова. - Волгоград, 2011.

3. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю Пахомова. -М.: АРКТИ, 2003.

6. Ястребова, Г.А. Организация внеурочной деятельности школьников в условиях образовательного учреждения / Г.А, Ястребова. - Волгоград, 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.