Научная статья на тему 'Особенности преподавания специальных библиотековедческих дисциплин студентам с ОВЗ (на примере регионального вуза культуры)'

Особенности преподавания специальных библиотековедческих дисциплин студентам с ОВЗ (на примере регионального вуза культуры) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ С ОВЗ / ДИСЦИПЛИНА / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИ / INCLUSIVE EDUCATION / STUDENTS WITH DISABILITIES / DISCIPLINE / TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаньгинова Г.А.

В статье представлен опыт преподавания специальной библиотековедческой дисциплины обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шаньгинова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of special education library science disciplines students with disabilities (for example a regional institution of culture)

The article presents the experience of teaching special library discipline to students with disabilities (limited health).

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания специальных библиотековедческих дисциплин студентам с ОВЗ (на примере регионального вуза культуры)»

ШАНЬГИНОВА Г.А. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ С

ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА КУЛЬТУРЫ)

В статье представлен опыт преподавания специальной библиотековедческой дисциплины обучающимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Ключевые слова: инклюзивное образование, студенты с ОВЗ, дисциплина, учебные заняти G.Shanginova

Features of special education library science disciplines students with disabilities (for example a regional institution of culture)

The article presents the experience of teaching special library discipline to students with disabilities (limited health).

Keywords: inclusive education, students with disabilities, discipline, training.

ШАНЬГИНОВА Г.А. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ БИБЛИОТЕКОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН СТУДЕНТАМ С ОВЗ (НА ПРИМЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОГО ВУЗА КУЛЬТУРЫ)

Вопросы внедрения инклюзивного образования активно обсуждаются в образовательных учреждениях разного уровня. В статье 79 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 -ФЗ от 29.12.2012 г. раскрыты особенности обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В рамках этой статьи предусмотрено создание вузом специальных условий, которые предполагают наличие «... специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» [1]. К сожалению, во многих вузах выполнить вышеперечисленные требования по экономическим причинам невозможно.

Сегодня высшим образованием охвачена лишь малая часть лиц с ограниченными возможностями здоровья. Одной из проблем, тормозящих внедрение инклюзивного образования,

выступает материально-техническая база вузов, не подготовленная к условиям нормального физического перемещения инвалидов и лиц с ОВЗ. Соответственно, доступ во многие образовательные учреждения им ограничен. Другая, не менее важная проблема - отсутствие методического обеспечения учебного процесса, что накладывает отпечаток на степень усвоения учебных заданий студентами с ОВЗ. Кроме этого, высшая школа не готова к созданию инклюзивного образовательного пространства в связи с недостаточной подготовленностью преподавателей и общества в целом; недостаточным знанием образовательных потребностей лиц с ОВЗ.

Кафедра библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирского государственного института культуры» (ВСГИК) имеет многолетний опыт подготовки студентов, имеющих ОВЗ. Частично данный опыт отражён в публикации [2].

В подготовке специалистов библиотечно-информационной сферы ведущее место занимает дисциплина «Библиотечный фонд», которая в обязательном порядке изучается студентами, обучающимися по направлению 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата). Согласно учебным планам кафедры преподавание дисциплины осуществляется на втором и третьем курсе очной формы обучения.

В соответствии с локальными документами, регламентирующими образовательный процесс в ФГБОУ ВО ВСГИК, для студентов с ОВЗ предусмотрены различные адаптированные формы предоставления информации:

- печатный документ, набранный увеличенным шрифтом,

- электронный документ,

- аудиофайл,

- устная форма,

- привлечение ассистента/специалиста (при необходимости).

Все они активно используются в учебном процессе и дают возможность студентам с ОВЗ получать своевременный доступ к образовательным ресурсам.

Дисциплина «Библиотечный фонд» относится к базовой части ФГОС ВО. Программа дисциплины строится с учётом знаний, умений и навыков, полученных студентами в процессе изучения других дисциплин базовой и вариативной части.

Студенты с ОВЗ и здоровые студенты обучаются по одному ФГОС ВО. Учитывая особенности физического и психологического развития студентов с ограниченными возможностями здоровья, их нозологию, структура и содержание преподаваемой дисциплины были откорректированы в адаптированной образовательной программе. Иными словами, эта программа представляет индивидуальный подход к изучению студентом с ОВЗ основных теоретических положений дисциплины, посредством данной программы у преподавателя есть возможность создать специальные условия обучения, указанные в ФЗ № 273-Ф3 от 29.12.2012 г.

В рамках курса проводятся все виды учебных занятий: лекции, практические и семинарские. В фондоведческой подготовке студентов лекция по-прежнему остаётся главным видом учебной деятельности. Из всех типов лекций предпочтение отдаётся информационной. С учётом обучения лиц с особыми образовательными потребностями изменено содержание теоретического материала.

Обращение к конкретным примерам, ситуационным задачам по проблемам формирования фондов различных библиотек составляет основу деятельности с учебным материалом для студентов с особыми образовательными потребностями. Значительную поддержку оказывают ознакомительные экскурсии, которые студенты прошли на первом курсе.

В лекционных занятиях акцентируется внимание на понятийном аппарате темы, к которому часто возвращаемся, используя метод повтора пройденного материала. Для наилучшего освоения фондоведческой терминологии студентам с ОВЗ рекомендуется вести небольшой словарик, куда обучающиеся записывают новые термины. Таким образом, к завершению обучения студентам легче вспомнить изученный материал.

Для закрепления пройденного в конце лекций применяется небольшой опрос, где студенту предлагается поразмышлять о том, что наиболее всего запомнилось на занятии. В процессе подобной работы выяснилось, что обучающимся данная форма интересна, они с удовольствием ожидают, какой вопрос будет задан сегодня.

Положительное воздействие диалоговой формы на обучающихся в ходе лекционного занятия несомненно, а в нашем случае её эффективность возрастает вдвойне. Некоторые студенты проявляли повышенную заинтересованность к темам, где раскрывались вопросы снабжения библиотек с помощью книжных магазинов, социальным аспектам хранения документных фондов библиотек и т.п. Обучающиеся с оживлением рассказывали свои личные примеры из практической деятельности -покупка книг в домашнюю библиотеку, утеря и возмещение книги в общественной библиотеке.

Содержание практических работ тесно связано с лекционными занятиями. В процессе их выполнения студенты изучали различные документные фонды на основе web-сайта или библиотечных порталов. Преимущественно данное занятие носит ознакомительный характер, сложностей в выполнении не представляет. У студента формируется представление о многообразии документных фондов библиотек по составу, содержанию, структуре и другим критериям. Поиск информации на web-сайте, анализ библиотечных фондов способствует формированию у обучающихся умений, навыков работы с автоматизированной технологией.

Задания по теме «Первичный отбор» студенты с ОВЗ выполняли на основе изучения прайс-листов, темпланов, проспектов издательских организаций. Каждому обучающемуся предстояло наметить к приобретению определённые книги, дать им оценку и сравнить. Совместное обсуждение с преподавателем позволило уточнить данные о каждом издании, студенты достаточно активно включились в выполнение практической работы. В качестве библиотеки, для которой отбирались документы, была выбрана личная (домашняя). Изучая документопоток издательств, студенты пришли к выводу о сложности данного процесса. В целом на практических занятиях использовались методы коллективной и индивидуальной работы.

В процессе изучения дисциплины «Библиотечный фонд» значительное внимание придаётся самостоятельной работе студентов. СРС включает проработку учебного материала (по конспектам, учебной и научной литературе, словарям, справочникам), подготовку к зачётам и экзаменам. Отметим, что учебно-методическая обеспеченность находится на высоком уровне, вузовская библиотека в достаточном количестве снабжена всеми необходимыми изданиями.

Основательную поддержку обучающимся в освоении курса представляет Центр дистанционного обучения ВСГИК (http://cdo.vsgaki.ru/), который содержит все дисциплины по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», в том числе и «Библиотечный фонд». Это даёт возможность самостоятельно овладеть теоретическим материалом, детальнее изучить отдельные темы.

В целом большинству студентов с ОВЗ свойственны эмоциональность, непосредственность, высокая степень самовыражения, что, безусловно отражается на процессе обучения. Во время занятия многие требуют к себе внимания, ждут поощрения, поддержки у преподавателя.

Таким образом, в процессе обучения студентов с ОВЗ у них отмечаются положительные сдвиги в индивидуальном, личностном росте. Налицо плюсы социализации и адаптации обучающихся, включение их в общественную жизнь вуза, участие в разного рода мероприятиях. Многие наши студенты сегодня успешно занимаются волонтёрской деятельностью.

Одна из выпускниц нашей кафедры (в настоящее время обучается в очной магистратуре) возглавляет общественную организацию молодых инвалидов, что позволяет ей объединить лиц с ОВЗ, совместно решать различные проблемы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1.КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. -URL:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/708566b2fd52d51c70e2f0c8e02abb2d81a6 c22e/faaTa обращения: 22.02.2018).

2. Шаньгинова Г.А. Использование эссе в работе со студентами с ОВЗ (из опыта преподавания специальных дисциплин в ФГБОУ ВО ВСГИК) // Организация инклюзивного образовательного пространства : состояние и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф., 13-15 июня 2017 г., Республика Бурятия, г. Улан-Удэ - оз. Байкал / отв. ред. Е.Ю. Перова. - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2017. - С. 129-131.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Шаньгинова Галина Алексеевна - доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», кандидат педагогических наук

gala_shanginova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.