Научная статья на тему 'Опыт реализации инклюзивного образования в ФГБОУ во "Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова"'

Опыт реализации инклюзивного образования в ФГБОУ во "Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
93
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЫТ / ПРОБЛЕМЫ / РЕШЕНИЯ / ИНВАЛИДНОСТЬ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / СТУДЕНТЫ / МГТУ / INCLUSIVE EDUCATION / EXPERIENCE / PROBLEMS / SOLUTIONS / DISABILITY / LIMITED HEALTH / STUDENTS / NMSTU

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хабибулин Денис Асхатович, Вахитов Роман Ренатович, Антонова Дарья Борисовна

В статье обсуждается опыт внедрения инклюзивного образования в ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Освещены организация, формы и приёмы работы со студентами с ОВЗ. Авторы подчеркивают значимость комплексной работы по созданию модели инклюзивного образования в ВУЗе. Обозначен ряд проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в ВУЗе и рассмотрены пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хабибулин Денис Асхатович, Вахитов Роман Ренатович, Антонова Дарья Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERIENCE IN IMPLEMENTING INCLUSIVE EDUCATION IN THE "MAGNITOGORSK STATE TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER G.I. NOSOV"

The article discusses the experience of introducing inclusive education in the Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov ". The organization, forms and methods of working with students with disabilities are highlighted. The authors emphasize the importance of integrated work to create a model of inclusive education in the university. Identified a number of problems associated with the implementation of inclusive education in the university and considered ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Опыт реализации инклюзивного образования в ФГБОУ во "Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова"»

презентативность - обеспечение понимания и приятия профессиональным сообществом и заказчиком проектов. К этой области также относится участие в конкурсах.

Выводы. Практика показала, что освоение различных инструментов визуализации информации - это сложный процесс, развёрнутый во времени, требующий использования системы учебных заданий, соотносимых с разными составляющими понятийных структур. Такая работа может успешно осуществляться в рамках научно-исследовательской работы магистра, а также на учебных практиках.

Эффективность складывается из трех факторов:

1. освоение различных инструментов и техник;

2. приобретение опыта и развитие профессиональных качеств в области визуализации информации;

3. моделирование последствий воздействия информации.

При этом, компетенция специалиста в области коммуникативного дизайна начинает измеряться сложностью тех задач которые дизайнер может решать с точки уровня рефлексии и организационных способностей в области визуальной подачи информации.

Использование полученных знаний призвано помочь раскрытию творческого потенциала студентов в процессе обучения в магистратуре, а также в работе над дипломным проектом и в дальнейшей практике молодого специалиста.

На наш взгляд, систематическое использование различных инструментов визуализации информации в ходе обучения, помогает обучающимся грамотно и целостно осуществлять проектный поиск, а также значительно стимулирует создание оригинальных и творческих проектов. Данное направление представляет большой научно-методический интерес и в перспективе может стать основополагающим в методике преподавания коммуникативного дизайна.

Литература:

1. Глазычев В.Л. Дизайн как он есть. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство «Европа», 2006. — 320 с.

2. Жердев Е.В. Метафора в дизайне. - М.: Архитектура С, 2012. - 464 с.

3. Зинченко А.П. Технология системного мышления: Опыт применения и трансляции технологий системного мышления / А.П. Зинченко, В.Б. Христенко, А.Г. Реус, Д.С. Талянский, А.В. Макин, С.А. Малявина, С.Б. Крайчинская Н.Ф. Андрейченко С.А. Семин. - М.: Альпина Паблишер, 2016. -Т.9. - 280 с.

4. Кондратьева К.А. Проектная культура России. - М.: МГХПУ им. С.Г. Строганова, 2001. - 95 с.

5. Проблемы дизайна. / Под ред. В.Л. Глазычева. - М.: Союз дизайнеров России, 2003. - 256 с., илл

6. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. - 2-е изд. - СПб.: Питер Пресс, 2013. - 256 с.

7. Роэм Д. Визуальное мышление. - М: Манн, Иванов и Фербер, 2012. - 300 с.

8. Роэм Д. Рисуй, чтобы победить. Проверенный способ руководить, продавать, изобретать, обучать. -М: Манн, Иванов и Фербер, 2018. - 176 с.

Педагогика

УДК 316.65.0

кандидат педагогических наук, доцент Хабибулин Денис Асхатович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); кандидат педагогических наук, доцент Вахитов Роман Ренатович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск); студент Антонова Дарья Борисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова» (г. Магнитогорск)

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФГБОУ ВО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ Г.И. НОСОВА»

Аннотация. В статье обсуждается опыт внедрения инклюзивного образования в ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова». Освещены организация, формы и приёмы работы со студентами с ОВЗ. Авторы подчеркивают значимость комплексной работы по созданию модели инклюзивного образования в ВУЗе. Обозначен ряд проблем, связанных с внедрением инклюзивного образования в ВУЗе и рассмотрены пути их решения.

Ключевые слова: инклюзивное образование, опыт, проблемы, решения, инвалидность, ограниченные возможности здоровья, студенты, МГТУ.

Annotation. The article discusses the experience of introducing inclusive education in the Magnitogorsk State Technical University. G.I. Nosov ". The organization, forms and methods of working with students with disabilities are highlighted. The authors emphasize the importance of integrated work to create a model of inclusive education in the university. Identified a number of problems associated with the implementation of inclusive education in the university and considered ways to solve them.

Keywords: Inclusive education, experience, problems, solutions, disability, limited health, students, NMSTU.

Введение. В настоящее время государственная политика в сфере высшего образования имеет ряд ключевых направлений, одним из наиболее важных и первостепенных является повышение доступности качественного образования, соответствующего современным потребностям, как общества, так и каждого человека, и в частности людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [1, 2, 3, 5].

Проблема образования людей с ОВЗ приобрела особую актуальность для ВУЗов нашей страны после принятия Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) «Об образовании в Российской Федерации». В нем определено, что для организации инклюзивного образования в ВУЗах необходимо создать специальные условия, под которыми понимаются «использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических

материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставления услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья» (ст.79) [4, 6].

Изложение основного материала статьи. В соответствии с ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ, в ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» (МГТУ) обеспечивается доступность образовательной среды для студентов с ОВЗ [7, 8, 10, 11]. В учебных группах наравне со всеми студентами обучаются и студенты с ОВЗ различных нозологий (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, незрячие и слабовидящие, с нарушениями слуха), могут обучаться в установленные сроки, в отдельных случаях при необходимости могут быть разработаны индивидуальные учебные планы и образовательные программы, соответствующие состоянию здоровья студента с ОВЗ.

Для успешной реализации программы развития инклюзивного образования в МГТУ и оказания помощи инвалидам и лицам с ОВЗ в преодолении проблем и трудностей в процессе обучения был создан проектный офис «Мы вместе». В состав проектного офиса вошли директора институтов, заведующие кафедрами, социальные педагоги, психологи, определены тьюторы для персонального сопровождения студентов с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса. Работа проектного офиса курируется проректором по учебной работе. Для участников проектного офиса определен круг решаемых задач:

- организация инклюзивного образования для студентов с ОВЗ, требующих создания специальных условий;

- подготовка для рассмотрения ректоратом предложения по организации процесса обучения студентов с ОВЗ;

- оказание консультативной помощи научно-педагогическим работникам, участвующим в процессе обучения студентов с ОВЗ;

- осуществление мониторинга процесса обучения студентов с ОВЗ;

- оперативное решение проблем связанных с реализацией в ВУЗе инклюзивного образования.

Для организации «безбарьерного» образовательного процесса студентов с ОВЗ в подразделение университета введен отдел организации дистанционного и инклюзивного образования. В функциональные обязанности его сотрудников входит организация и курирование работы всех преподавателей и сотрудников, задействованных в процессе инклюзивного образования.

Для сопровождения и помощи в трудоустройстве выпускников с ОВЗ в МГТУ организована работа Центра содействия трудоустройству выпускников. Специалисты центра организуют регулярные встречи с потенциальными работодателями города и области, оказывают непосредственную помощь в поиске подходящего места работы и трудоустройстве, проводится мониторинг распределения выпускников с ОВЗ.

Университет имеет возможность предоставления услуг тьютора, который оказывает обучающимся с ОВЗ необходимую помощь: организует условия для развития активной социализации студента с ОВЗ в среде однокурсников; совместно с преподавателями, психологом, социальным работником разрабатывает образовательный маршрут студента с ОВЗ; содействует в организации для студента с ОВЗ доступной, комфортной образовательной среды; поддерживает регулярный контакт с родителями и родственниками студента с ОВЗ).

В штате университета состоят педагогические работники профильных кафедр, имеющие необходимое психолого-педагогическое образование, а также опыт работы со студентами с ОВЗ, осуществляющие психолого-педагогическую поддержку данной категории учащихся. На базе института дополнительного профессионального образования «Горизонт» МГТУ организованы курсы повышения квалификации «Инклюзивное образование в ВУЗе». Курсы организуются в начале каждого семестра, и все преподаватели, работающие со студентами с ОВЗ, регулярно их проходят.

Организация учебного процесса в МГТУ базируется на использовании современных адаптивных технологий, компьютерных технологий, обеспечивающих равный доступ студентов с ОВЗ ко всем информационным ресурсам. В университете обеспечивается индивидуальный подход к обучению каждого конкретного студента с ОВЗ.

Также в МГТУ реализуются технологии дистанционного обучения студентов с ОВЗ. В процессе данного вида обучения, студентам предоставляется уникальная возможность самостоятельно проектировать свой индивидуальный образовательный маршрут при поддержке ведущих преподавателей ВУЗа.

Сайт и образовательный портал университета имеют версию для слабовидящих, в них реализована возможность визуального и звукового воспроизведения имеющейся информации. Благодаря порталу, студенты имеют возможность беспрепятственно взаимодействовать как с преподавателями, так и с одногруппниками.

В распоряжении университета имеется необходимое специализированное оборудование для работы со студентами, имеющими ОВЗ всех нозологических групп, в частности:

- ElBraille-W14J G2;

- Роллер компьютерный Optima Trackball;

- Ручной видеоувеличитель Videomouse с речевым выходом;

- Клавиатура Clevi k-83;

- Портативный видеоувеличитель MARS HD;

- Принтер Брайля VP EmBraille;

- Принтер для печати тактильной графики PIAF;

- Тифлокомпьютер ElBraille-W14JG2;

- FM-приемник Roger My Link;

- FM-передатчик Roger inspiro PHONAK;

- Гарнитура с костной проводимостью SPORT;

- Индивидуальная индукционная система универсал v.1;

- Система свободного звукового поля Front Row To Go;

- Лупа Bigger B2-43TV.

В университете уделяется пристальное внимание решению проблем, связанных с социальной и психологической поддержкой студентов с ОВЗ, тем самым обеспечиваются условия для формирования благоприятного морально-психологического климата в студенческой среде.

Предусмотрено привлечение студентов-волонтеров в качестве ассистентов (помощников), оказывающих студентам необходимую помощь. Волонтерский центр МГТУ «По зову сердца», охватывает практически все существующие сферы добровольческой деятельности. Студенты-волонтеры помогают студентам с ОВЗ интегрироваться в университетскую среду, оказывают посильную помощь в организации и проведении мероприятий и благотворительных акций. Следует отметить, что в последние годы, благодаря условиям, созданным руководством ВУЗа, поменялось отношение к студентам с ОВЗ, многие учащиеся готовы предложить помощь при возникновении у них проблем.

Студенты с ОВЗ комфортно чувствуют себя в студенческой среде. Они принимают активное участие в научных, творческих и спортивных мероприятиях, участвуют в работе общественных организаций, в олимпиадах и конкурсах профессионального мастерства, в научно-практических конференциях.

Так, например, в октябре 2017 г. на Региональном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс Южный Урал-2017» проходивший на базе ЧелГУ, студент МГТУ занял II место в конкурсе по компетенции «Разработка программного обеспечения». В октябре 2018 г. на Региональном чемпионате профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс Южный Урал-2018» проходивший на базе ЧелГУ, студентка с МГТУ в компетенции «Психология» заняла 1 место, в Национальном чемпионате «Абилимпикс 2018» г. Москва студенты МГТУ вошли в пятерку лучших. В городском конкурсе социальных плакатов студентов и школьников, посвященном Всероссийскому дню библиотек с целью популяризации книги и чтения, команда студентов МГТУ получили диплом ГРАН - ПРИ, диплом за 1 место во внутривузовском конкурсе «Дерзайте! Вы умны и Талантливы» в номинации «Художественное творчество» жанр «Компьютерная графика», диплом победителя в номинации «Художественное чтение» и т.д.

Выводы. Реализация системы инклюзивного образования - относительно новое явление для МГТУ. Существуют и трудности внедрения инклюзивного образования в университете: недостаточно квалифицированных педагогических кадров, знающих специфику работы со студентами с ОВЗ, недостаточно практического опыта у преподавателей в разработке образовательных программ и учебно-методических комплексов; преподаватели испытывают трудности применения соответствующих методов и приёмов при работе со студентами с ОВЗ; а также у преподавателей имеются психологические сложности при непосредственном взаимодействии со студентами данной категории; имеются трудности в создании архитектурной безбарьерной среды, необходимой студентам с ОВЗ.

На основании опыта организации образовательного процесса в МГТУ и анализа опыта работы ведущих университетов РФ и стран Евросоюза можно предположить, что инклюзивное образование в ВУЗе будет успешным, если:

1. Организовать на конкурсной основе грантовую поддержку ВУЗов, развивающих инклюзивную форму образования лиц с ОВЗ.

2. Оснащать лекционные аудиторий современными высокопроизводительными мультимедийными станциями, включающих интерактивные доски, документ-камеры и другие современные средства поддержки лекционной работы, оборудование для видеоконференций, обеспечивающих возможность включения и прослушивания в режиме онлайн-лекций ведущих ученых.

3. Стимулировать применение в учебном процессе электронных средств обучения: электронных учебников, компьютерных систем педагогического тестирования.

4. Регулярно организовать курсы повышения квалификации преподавателей в сфере инклюзивного образования в ВУЗе.

5. Организовать ежегодные практические семинары, конференции по проблеме организации инклюзивного образования в ВУЗах.

6. Расширить круг вузов, получающих целевое финансирование на реабилитационную и коррекционную составляющие высшего образования инвалидов.

7. Включить показатели обучения инвалидов в систему рейтинговых оценок вузов.

8. Выработать единые национальные нормы практики обучения инвалидов в отношении программ подготовки персонала, включая квалификационные требования, этику, методы обучения и оценки работы студентов с ОВЗ.

9. Представлять адресную поддержку талантливых студентов с ОВЗ.

10. Необходимо по примеру ведущих университетов стран Евросоюза ввести в штатное расписание ВУЗов, работающих по инклюзивной системе образования, должность координатора (тьютора) по работе со студентами с ОВЗ. В функциональные обязанности координатора должны входить: организация поддержки учебного процесса в соответствии с особыми потребностями таких студентов, взаимодействие с преподавателями, деканатами, ректоратом и другими структурными подразделениями высших учебных заведений. Необходимо ввести также должность специалиста по сопровождению работы ресурсного центра для студентов с ОВЗ, ставку психолога и социального работника.

11. Необходимо ввести оплату работы персональных помощников (из числа студентов) студентам с ОВЗ. Это может быть дополнительная стипендия или ежемесячная премия за работу в социальной сфере.

Литература:

1. Бурилкина С.А., Каминский А.С. Студенческая молодежь и инклюзивное образование // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 24-29.

2. Голуб Е.В., Сапрыкин И.С. Инклюзивное образование в высших учебных заведениях России: проблемы и решения // Поволжский педагогический вестник. 2015. № 4 (9). С. 109-114.

3. Егоров П.Р., Андреев А.М. Инклюзивное образование в ВУЗе // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-9. С. 16-23.

4. Кац А.М. Инклюзивное образование: комментарии к закону об образовании // Народное образование. 2014. № 5. С. 59-64.

5. Курдова М.А. Инклюзивное образование в вузах России: вызовы современности // Конкурентоспособность в глобальном мире: экономика, наука, технологии. 2016. № 8-3 (22). С. 111-116.

6. Меженцева Г.Н. Новый Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" №273-ФЗ

(2012 Г.) Об инклюзивном образовании и организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья // Учитель и время. 2013. № 8. С. 124-127.

7. Пономарева Г.Т. Инклюзивное образование в России // Педагогика высшей школы. 2017. № 2 (8). С. 59-62.

8. Учащимся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]. - URL: http://www.magtu.ru/student-ovz.html. - Загл. с экрана.

9. Bayramov V.D., Raydugin D.S., Kirik V.A., Starygina A.M., Zagutin D.S. Inclusion and inclusive education: interpretation conflict // Indian Journal of Science and Technology. 2016. Т. 9. № 5.

10. Stepanova G. A., Tashcheva A. I., Stepanova O. P., Kassimova G.K., Menshikov P.V. The problem of management and implementation of innovative models of network interaction in inclusive education of persons with disabilities // International Journal of Education and Information. 2018. №11. Р. 156-162.

11. Stepanova G. A., Tashcheva A.I., Markova T. A., Shpakovskaya E.Yu., Bazhenova N. G. Value-notional Relations of People with Persons with Disabilities in Additional and Alternative Education and in Other Inclusive Social Practices // International journal of education and information technologies. 2019. № 13. Р. 41-48.

Педагогика

УДК 378.2

аспирант Хафизова Айгуль Айдаровна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань);

доктор педагогических наук, профессор Закирова Венера Гильмхановна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

"Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань);

доцент, кандидат педагогических наук Телегина Надежда Викторовна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

"Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Казань)

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЙСТВЕННО-ПРАКТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ТВОРЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ

СТУДЕНТОВ

Аннотация. Статья описывает результаты исследования эффективности действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий творческого саморазвития студентов. Выявлены компоненты творческого саморазвития студентов. Отслежена динамика показателей базовых компонентов творческого саморазвития. Проанализированы и интерпретированы результаты исследования.

Ключевые слова: творческое саморазвитие, действенно-практическая и творческая (эвристическая) педагогическая технология, компоненты творческого саморазвития, контрольная группа, экспериментальная группа.

Annotation. The article describes the results of the study of the effectiveness of effective practical and creative (heuristic) pedagogical technologies of creative self-development of students. The components of creative self-development of students are revealed. Dynamics of indicators of basic components of creative self-development is tracked. The results of the research are analyzed and interpreted.

Keywords: creative self-development, effective-practical and creative (heuristic) pedagogical technology, components of creative self-development, control group, experimental group.

Введение. Творческое саморазвитие студентов представляется одним из ведущих сторон личностного развития, которое выражается через собственную оригинальность и индивидуальность обучающегося. Свою индивидуальность студенты начинают раскрывать при определённых педагогических технологиях, позволяющих обеспечить творческое саморазвитие и, в которых проявление аспектов творческого развития возможно также и при индивидуальном маршруте обучения. Степень профессионализма и компетентность будущих выпускников зависят от их творческого потенциала, аспектов их развития и саморазвития, сформированных представлений о своей личности и о своих творческих возможностях, позволяющих стимулировать собственные ресурсы для преодоления нестандартных ситуаций на рабочем месте и в жизни. Соответственно, творческое формирование студентов как квалифицированных специалистов, их приспособленность к мобильному окружающему миру - предъявляют требования к их высокой творческой инициации, личностному развитию и саморазвитию [2, 8]. Следовательно, появляется необходимость в определенных средствах педагогических технологий для автозапуска процесса творческого саморазвития и развития личности студента.

Изложение основного материала статьи. Думать творчески - сегодня это необходимая часть обучения и воспитания. Развивать творческое мышление студента - означает дальнейшее развитие его конкурентоспособности в жизни, формирование творческого подхода к решению проблем, что дают нам возможности современной жизни. Образовательной организации следует учитывать активное использование современных педагогических технологий с целью творческого саморазвития студентов. В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что творческое саморазвитие студентов при изучении дисциплин экономического цикла повысится, если обучение будет реализовано с применением действенно-практических и творческих (эвристических) педагогических технологий. Исследование проходило на базе Казанского технологического колледжа федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Казанский национальный исследовательский технологический университет». Генеральная совокупность респондентов составила 456 обучающихся, выборка состоит из экспериментальной группы - 21 обучающийся и контрольной группы в количестве 24 обучающихся.

Нами был разработан письменный опросник «Выявление компонентов творческого саморазвития студентов» на русском языке с учетом актуальных ценностей для установления в наличии компонентов творческого саморазвития студентов, который позволил упорядочить набор логических закрытых вопросов, служащих достижению цели исследования, решению его задач, доказательству гипотезы исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.