Научная статья на тему 'Система непрерывного образования кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ во ВСГИК'

Система непрерывного образования кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ во ВСГИК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
50
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ / ВОСТОЧНО-СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ / СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО БИБЛИОТЕЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ДЛЯ БИБЛИОТЕКАРЕЙ / ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕКАРЕЙ / ВЫСШЕЕ БИБЛИОТЕЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / DEPARTMENT OF LIBRARY AND INFORMATION RESOURCES / EAST-SIBERIAN STATE INSTITUTE OF CULTURE / THE SYSTEM OF CONTINUING LIBRARY EDUCATION / REFRESHER COURSES FOR LIBRARIANS / TRAINING PROGRAMS FOR LIBRARIANS / GRADUATE LIBRARY EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кучмурукова Е.А., Шаньгинова Г.А.

В статье рассматриваются образовательные услуги, предлагаемые кафедрой БИР для специалистов библиотечной сферы, характеризуются элементы реализуемой системы непрерывного образования, приводятся примеры каждого из них.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The system of continuous education of the Department of library and information resources of East-Siberian state institute of culture

Тhe article discusses the educational services offered by the chair of LIR for specialists of the library sphere, characterizes the elements of the implemented system of continuing education, provides examples of each of them.

Текст научной работы на тему «Система непрерывного образования кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ во ВСГИК»

КУЧМУРУКОВА Е.А., ШАНЬГИНОВА Г.А. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ФГБОУ ВО ВСГИК

В статье рассматриваются образовательные услуги, предлагаемые кафедрой БИР для специалистов библиотечной сферы, характеризуются элементы реализуемой системы непрерывного образования, приводятся примеры каждого из них.

Ключевые слова: Кафедра библиотечно-информационных ресурсов, Восточно-Сибирский государственный институт культуры, система непрерывного библиотечного образования, курсы повышения квалификации для библиотекарей, программы переподготовки библиотекарей, высшее библиотечное образование.

E. А. Кuchmurukova, GA.Shanginova,

The system of continuous education of the Department of library and information resources of East-Siberian state institute of culture

The article discusses the educational services offered by the chair of LIR for specialists of the library sphere, characterizes the elements of the implemented system of continuing education, provides examples of each of them.

Keywords: the department of library and information resources, East-Siberian state institute of culture, the system of continuing library education, refresher courses for librarians, training programs for librarians, graduate library education.

КУЧМУРУКОВА Е.А., ШАНЬГИНОВА Г.А. СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАФЕДРЫ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ФГБОУ ВО ВСГИК

Подготовка квалифицированных кадров для библиотек Восточной Сибири, включая Республику Бурятия, началась в 1960 г., когда был создан третий в стране вуз - Восточно-Сибирский библиотечный институт. За более чем 58-летний период функционирования подготовлено свыше 20 тысяч специалистов для разных типов библиотек, которые успешно выполняют свою профессиональную деятельность в различных регионах: Республиках Бурятия, Саха (Якутия), Тыва, Иркутской, Читинской областях, Агинском и Усть-Ордынском национальном округе, Красноярском крае. Много выпускников работает за рубежом - Монголии и Лаосе. По заочной форме обучения ведется подготовка специалистов в филиале ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» (ВСГИК) - Республике Тыва.

В настоящее время кафедрой библиотечно-информационных ресурсов, образованной в результате слияния двух кафедр - библиотековедения и библиографии, регулярно организуется система непрерывного образования библиотекарей, начиная с выявления перспективных для профессии школьников и заканчивая сотрудниками библиотек разных типов.

На первом этапе важное внимание уделяется подбору абитуриентов, которые могут стать потенциальными студентами института и в перспективе пополнить ряды квалифицированных кадров библиотек и информационных центров. Одним из мероприятий, реализованных кафедрой в рамках этого направления, является республиканская Олимпиада по информационной культуре, которая проводится с 2010 года. Программа олимпиады систематически меняется с учётом современных условий. С 2017 года Олимпиада приобретает новый формат за счёт участия в ее организации Бурятского республиканского института образовательной политики (БРИОП) [1]. Тематика заданий, предлагаемых учащимся 10-х и 11 -х классов общеобразовательных школ, касается предметов: «Информационная культура», «Информатика», «Информационные технологии», «Литература», «Мировая художественная культура». Ежегодно в Олимпиаде принимает участие более 50 человек. По ее окончании каждый участник получает сертификаты, а победители - дипломы. Знакомство с институтом в ходе мероприятия, экскурсия по вузу и встречи с преподавателями кафедры дают возможность школьникам более осознанно приступить к выбору будущей профессии. Опыт, накопленный нами, свидетельствует, что участие в Олимпиаде стимулирует интерес абитуриентов к поступлению на направление подготовки 51.03.06 "Библиотечно-информационная деятельность", повышает интерес к профессии библиотекаря.

Сегодня в ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры» двухуровневая подготовка библиотечных специалистов включает направления программ бакалавриата 51.03.06 и магистратуры 51.04.06 «Библиотечно-информационная деятельность». Программа бакалавриата по ФГОС 3+ предусматривает реализацию следующих профилей - «Информационно-аналитическая деятельность» (очная форма обучения) и «Библиотечно-информационное обеспечение потребителей информации» (заочная форма обучения). Преимущество данных профилей обусловлено тем, что усиление информационно-аналитической составляющей в процессе подготовки студентов очной формы обучения даст возможность им наиболее широко реализовать себя на рынке труда. В отличие от очников, студенты заочной формы имеют опыт профессиональной деятельности в библиотеке, соответственно, для них предназначен профиль, позволяющий им посредством получения теоретических знаний углубить и закрепить свои практические навыки.

Внедрение ФГОС 3+ и впоследствии ФГОС 3++ продиктовало кафедре необходимость переориентировать учебные планы и внести в них изменения практико-ориентированного характера. С 2016 года для преподавания профессиональных дисциплин в рамках направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» стали привлекаться ведущие специалисты из крупнейших библиотек Республики Бурятия.

В рамках усиления практико-ориентированного подхода в обучении студентов предусмотрено введение дисциплины «Практико-ориентированные подходы в работе библиотек», которая преподаётся со 2-го по 4-й курс. Главный акцент кафедра ставит на том, что опытные сотрудники библиотек сформируют у студентов практические навыки в различных направлениях библиотечно-информационной деятельности: комплектования документных фондов, аналитико-синтетической переработки информации, обслуживания пользователей, культурно-досуговой, научно-исследовательской, инновационно-методической, краеведческой, проектной. Основной особенностью курса является возможность изменения его содержательного наполнения с учетом требований профессиональных стандартов практики. Считаем, что данная форма сочетания теоретических и практических аспектов в обучении усилит практический сегмент образовательного процесса.

Кроме указанного предмета, в учебный план введены и другие дисциплины практической направленности, в частности «Библиотерапия» и «Библиотечная статистика», преподаванием которых занимаются квалифицированные специалисты библиотек. Перечень предметов может изменяться и дополняться.

Важное место в подготовке бакалавров и магистров отводится организации разных видов практик. ФГОС 3++ предполагает увеличение сроков ее прохождения по сравнению с ФГОС 3+, что позитивно отразится на подготовке студентов к будущей практической деятельности и позволит сформировать их профессиональные компетенции. Однако сегодня остро ощущается недостаток времени, отведённого на нее. Если ранее практика для студентов очного отделения проводилась на каждом курсе, то сегодня полноценно поработать в библиотеке студенты могут лишь в 6 семестре. Поменялся и набор баз практик, предлагаемых студентам профиля подготовки «Информационно-аналитическая деятельность». Отсутствие достаточного времени на практику заставило временно отказаться от использования в качестве баз практик информационно-аналитических служб при организациях и предприятиях Республики Бурятия и сосредоточить внимание только на библиотеках.

Кафедра находится в постоянном поиске путей совершенствования организации разных видов практик. Так, студенты-заочники имеют возможность ее прохождения за пределами республики - в библиотеках Республики Тыва, Забайкальском, Красноярском крае, Иркутской области. Обучающиеся на очном отделении студенты большей частью проходят практику в республике, однако имеются случаи, когда студенты переезжают по месту своего постоянного пребывания, в частности в Республику Тыва, где имеют возможность ее пройти. Несомненным достоинством проведения практик является знакомство студентов с библиотечно-информационной деятельностью изнутри. Выполняя учебные задания, обучающиеся наравне с опытными практиками включаются в библиотечно-библиографические процессы, тем самым имея возможность зарекомендовать себя с лучшей стороны и получить в будущем гарантированное место работы. В целях наиболее полного информирования студентов о производственной (преддипломной) практике кафедрой была разработана «Программа производственной (преддипломной) практики: методические рекомендации

для студентов, обучающихся по направлению подготовки

51.03.06. «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата). - Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГИК, 2017. - 43 с. [2].

По окончании вуза многие выпускники трудоустраиваются в библиотеки, однако по разным причинам в отрасли наблюдается отсев молодых специалистов. Учитывая трансформацию роли библиотек в современном обществе, идя навстречу меняющимся потребностям общества, кафедра существенно меняет практико-ориентированные подходы в подготовке сотрудников библиотек с профильным образованием, и не имеющим его.

Для первой категории кафедрой разработаны курсы повышения квалификации. В частности, с 2018 года библиотекари имеют возможность повысить свою квалификацию в рамках курсов "Пространственная модернизация современной библиотеки" (руководитель: профессор Езова С.А.). К реализации курсов будут привлечены опытные сотрудники библиотек Республики Бурятия.

Выход на международный уровень предполагает деятельность кафедры БИР по разработке совместных научных образовательных проектов с зарубежными коллегами. Так, в декабре 2017 г. организованы и проведены для преподавателей кафедры библиотековедения Института Культуры Монгольского ГУКИ, директоров, сотрудников Национальной библиотеки Монголии, вузовских, детских, Центральной городской библиотеки курсы повышения квалификации «Библиотека как социокультурный институт». Слушатели проявили значительный интерес к насыщенному учебному плану, ознакомительным экскурсиям по крупным библиотекам Республики Бурятия. В результате совместной работы на лекциях и практических занятиях состоялись дискуссии по актуальным проблемам библиотечно-информационной деятельности, были намечены перспективы совместного сотрудничества.

Подобная программа будет предложена и для специалистов библиотечной сферы из Республики Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края. Тематика курсов максимально ориентирована на практическую деятельность и включает наиболее актуальные вопросы, с которыми сталкиваются практики в своей работе.

В условиях внедрения профессиональных стандартов кафедра БИР несколько лет реализует систему непрерывного образования для специалистов библиотек без высшего профильного образования, в частности им предназначена программа профессиональной переподготовки «Библиотековедение и библиографоведение», рассчитанная на 500 часов. Согласно учебному плану в процессе обучения слушатели формируют общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Дистанционные образовательные технологии, привлечение специалистов-практиков со значительным опытом работы позволяют на высоком теоретическом и практическом уровне проводить занятия. Выпускные аттестационные работы тесно связаны с практической деятельностью слушателя и представляют собой анализ определённых направлений библиотечно-информационной деятельности. На основе отзывов, полученных от слушателей, констатируем профессиональный рост, мотивацию трудовой деятельности.

В настоящее время осуществлён выпуск групп в городах Иркутск, Улан-Удэ. Преподаватели расширяют границы предоставляемых образовательных услуг. С апреля 2018 г. планируется организация подобной программы в городе Черемхово Иркутской области.

Таким образом, кафедра БИР расширяет спектр образовательных услуг, предлагаемый специалистам библиотечной сферы. Занимаясь подготовкой бакалавров и магистров, преподавателями осуществляется поиск новых форм сотрудничества с библиотеками региона в области обучения квалифицированных специалистов. Совместная работа с Национальной библиотекой РБ, Иркутской областной государственной универсальной научной библиотекой и другими позволяет кафедре играть важную роль в решении проблем недостатка молодых библиотечных кадров с профильным образованием.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Итоги олимпиады по информационной культуре среди старшеклассников [Электронный ресурс]. -URL:http://www.vsgaki.ru/news/detail-3238/ (дата обращения: 22.04.2017).

2. Кучмурукова Е.А. Программа производственной (преддипломной) практики : метод. рекомендации для студентов, обучающихся по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность» (уровень бакалавриата) / Е.А. Кучмурукова, Ю.С. Ринчинова, Г.А. Шаньгинова. - Улан-Удэ: Издат.-полиграф. комплекс ФГБОУ ВО ВСГИК, 2017. (1 п.л.).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Кучмурукова Екатерина Александровна - декан Гуманитарно-информационного факультета ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», кандидат исторических наук

kuchmurukova@mail.ru

Шаньгинова Галина Алексеевна - доцент кафедры библиотечно-информационных ресурсов ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный институт культуры», кандидат педагогических наук

gala shanginova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.