Научная статья на тему 'Особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин в системе СПО города Москвы'

Особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин в системе СПО города Москвы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
734
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИ-ПЛИНЫ / ИК-ТЕХНОЛОГИИ / КАЧЕСТВО ОБУЧЕНИЯ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / SOCIAL AND HUMANITARIAN DISCIPLINES / INFRARED TECHNOLOGIES / QUALITY OF TEACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хурманенок Д.А.

Рассмотрены пути повышения эффективности преподавания социально-гуманитар-ных дисциплин для студентов, обучающихся в системе среднего профессионального об-разования. Дан анализ плюсов и минусов использования информационно-коммуникаци-онных технологий при преподавании истории, философии и других предметов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ways to increase the effectiveness of teaching social and humanitarian disciplines for students studying in the college system were considered in the article. Analysis of the pros and cons of using information and communication technologies in the teaching of history, philosophy and other subjects was given

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания социально-гуманитарных дисциплин в системе СПО города Москвы»

УДК 378.14

Д.А. ХУРМАНЕНОК

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН В СИСТЕМЕ СПО МОСКВЫ

В статье рассмотрены пути повышения эффективности преподавания социально-гуманитарных дисциплин для студентов, обучающихся в системе среднего профессионального образования. Дан анализ плюсов и минусов использования информационно-коммуникационных технологий при преподавании истории, философии и других предметов.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, социально-гуманитарные дисциплины, ИК технологии, качество обучения.

Ways to increase the effectiveness of teaching social and humanitarian disciplines for students studying in the college system were considered in the article. Analysis of the pros and cons of using information and communication technologies in the teaching of history, philosophy and other subjects was given.

Keywords: secondary vocational education, social and humanitarian disciplines, infrared technologies, quality of teaching.

Специфика преподавания социально-гуманитарных предметов в учебных заведениях среднего профессионального образования имеет ряд особенностей, который связаны с социально-психологическими характеристиками контингента обучаемых. В денной статье предпринята попытка анализа взаимодействия различных факторов, влияющих на как на эти особенности (их формирование), так и на процесс обучения в целом. Представляется, что такой анализ способствовал бы выработке рекомендаций, повышающих качество обучения, и создал бы основу для совершенствования практических методик обучения.

Говоря о социально-психологических характеристиках тех, кто обучается в колледжах Москвы следует исходить из той социальной реальности, которая сложилась в последние десятилетия и значительно отличается от тех условий, которые определяли работу с контингентом студентов московских колледжей до начала девяностых годов. Социальная база московских колледжей всегда была достаточно неоднородна, поскольку для значительной части выпускников московских школ поступление в среднее профессиональное учебное заведение занимало менее приоритетное положение, чем в высшее. Кроме того, большинство вузов Москвы всегда рассматривали техникумы, а позднее колледжи соответствующих направлений как свой резерв по привлечению

© Хурманенок Д. А., 2017

наиболее мотивированного контингента обучаемых. Это не могло не повлиять на массовое сознание молодых москвичей, которые постепенно привыкли, давая сравнительную оценку обучаемых в вузах и колледжах ставить их в социальном плане на более аутсайдерские позиции. С этим связано и определённая недооценка студентами важности гуманитарных предметов, изучаемых в колледже, включая историю и основы философии. Ведь многими студентами, рассматривавшими колледж как промежуточную ступень в своём образовании, наиболее важным казалось максимально хорошо успевать по предметам, которые будут в дальнейшем для них основными в вузе. Что же касается студентов колледжа с низкой мотивацией к обучению, то их стремление к изучению истории, основ философии и других гуманитарных наук (если только их будущая профессиональная деятельность не связана с гуманитарным знанием) изначально мало.

Если обратить внимание на историю развития среднего профессионального образования (СПО), то Москва всегда была и остаётся крупнейшим центром, в котором сосредоточено множество таких образовательных учреждений учебных заведений. В конце двадцатых-тридцатых годов Москва обогнала по этому показателю Ленинград. (В дореволюционное время первенство, хотя и не слишком значительное было за Санкт-Петербургом.) Естественно, что такое положение сделало Москву наиболее притягательным центром для абитуриентов со всех концов страны. Одновременно стала выявляться интересное в социальном плане обстоятельство, связанное с завоёванными в ходе революций семнадцатого года равными правами. Это явление заключалось в том, что поступление в жителя небольшого города или деревни в Московский (Ленинградский) техникум воспринималась им как успех, в то время как для жителя столичного города, то была очень часто социальная неудача: не смог поступить в «нормальный» институт. Отсюда и разная личностно-социальная самооценка, также влияющая на мотивацию к обучению.

Представляется, что помимо логики, диктуемой соответствующими образовательными стандартами и программами, именно с социально-психологических позиций надо подходить к вопросу о том, какие социально-гуманитарные предметы и в каком объёме можно и нужно изучать в колледже. История и философия как предметы, расширяющие кругозор и формирующий мировоззрение, безусловно востребованы. Вопрос лишь в том в каком объёме? Если рассмотреть имеющиеся публикации по методике преподавания гуманитарных дисциплин, то легко увидеть, что число подобных работ по тематике, связанной с колледжами более чем на порядок меньше, чем для вузов [1, 2].

В колледже программа социально-гуманитарных дисциплин достаточно упрощена по сравнению с вузовской и это вполне понятно и обосновано. С другой стороны, возникает вполне оправданный вопрос методологического плана о том, какова же должна быть степень такого упрощения. В начале девяностых годов, когда констатировалось, что социально-политические знания не могут быть даны в рамках существовавших до этого курсов истории и

философии не только в вузах, но и в техникумах и возникавших на их основе колледжах появились курсы социологии и политологии, а затем концепций современного естествознания. В отдельных коллежах и вузах - этнология и ряд других более специализированных предметов. К настоящему времени большинство из них за исключением истории и философии из учебных планов исчезли или же преобразовались для отдельных направлений и профилей обучения в дисциплины по выбору. Философия же и история сильно сократились [3, с. 3-24]. Можно предположить, что это не только чья-по злая воля, но и, в определённом смысл, логика развития образования как социального института, который изменяется в соответствии с процессами, происходящими в социуме в целом.

К настоящему времени студент колледжа, в котором профили обучения не связаны с социально-гуманитарными науками получает знания именно трём достаточно урезанным учебным курсам: история, философия (чаще основы философии) и социология и политология. Педагоги, которые ведут эти занятия как правило делают основной упор, сто вызвано помимо всего именно малым объёмом учебных часов, на использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и реферирование [4, с. 8-15].

Реферирование различных материалов, которые относятся к изучаемому предмету - давняя и, казалось бы, хорошо отработанная в методическом плане форма обучения. На протяжении нескольких столетий изменялись как как формы реферирования, так и процесс их написания. Но в настоящее время можно видеть как именно применение ИКТ «убило» традиционный реферат, не давая при этом по настоящему качественной замены. Иными словами, знание часто подменяется иллюзией знания при одновременных разговорах о применении современных форм и методов обучения [5, с. 79-82].

Проникновение ИКТ в нашу жизнь сделало весьма облегчённым поиск материала. Понятие реферата как самостоятельной работы оказалось выхолощено. Получается, что эта работа оказалась совершенно не влияющей на развитие обучаемого. Наличие в Интернете уже готовых или же похожих рефератов позволяет обучаемому просто «скачать» нужный материал [6, с. 8789]. У преподавателя же, занятого рутинной работой и в условии сокращения часов по предмету преподающего весьма большому количеству обучаемых нет возможности доводить все работы до изначально задуманного творческого состояния. Кроме того малое количество часов и большое количество студентов в колледжных группах, как правило, не даёт возможности проводить обсуждение рефератов в дискуссионной форме. В итоге как правило студент колледжа, пишущий реферат действует по следующему алгоритму: начинается с того, что выбирается первый попавшийся реферат по заданной тематике; далее используются ключевые слова; материал не осмысливается поскольку, как часто видно из проверки подобных, работ отдельные куски не «склеены. При этом непонятно что лучше прямое копирование или же формальное «нарезание кусков», ведь их «подгонка» в определённой мере способствует развитию логического мышления и усвоению отдельных положений изучаемого предмета.

Таким образом можно сделать вывод о необходимости изменения методологических подходов не только к процессу обучения гуманитарным дисциплинам в условиях применения ИКТ, но и активному созданию новых методик, которые позволили бы соотнести самостоятельную деятельность обучаемого с современными формами поиска, переработки и представления информации. При этом особое место должны занять качественно новые формы контроля усвоения материала за счёт субъект-субъектного взаимодействия педагога и обучаемого.

Литература и электронные ресурсы

1. Архипова Е.Ю. Применение инновационных технологий на уроках истории и обществознания. Инновационные технологии на уроках истории в техникуме. URL: https://infourok.ru/innovacionnie-tehnologii-na-urokah-istorii-v-tehnikume-874212.html (дата обращения: 15.02.2017).

2. Ломако О.М. Методика преподавания философии в вузе: учебное пособие. Саратов: издание Саратовского государственного университета, 2015. 24 с.

3. Махотин Д. А. Технологическая грамотность обучающихся как результат общего образования // Профильная школа. 2015. Т. 3. №. 2. C. 8-15.

4. Сартакова Н.Н. Инновационные технологии на уроках истории и обществознания. Материалы сайта «Открытый класс» Размещено: вс, 25/11/2012 - 11:13. Дата обращения 15.02.2017.

5. Твердынин Н.М., Гончаров Д.К. Социальность Интернета в контексте образовательного пространства // Образование. Наука. Научные кадры. 2012. № 2. С. 87-89.

6. Твердынин Н.М., Черемисин А.Г. Приоритеты московского студенчества в интернет-пространстве // Высшее образование в России. 2008. № 9. С. 79-82.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.