Научная статья на тему 'Особенности преподавания религиоведческих дисциплин в сельской школе'

Особенности преподавания религиоведческих дисциплин в сельской школе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1151
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К РЕЛИГИИ / TEACHING IN A RURAL SCHOOL / RELIGIOUS STUDIES / CULTURAL STUDIES / APHENOMENOLOGICAL APPROACH TO RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сазонова Н. И.

В статье рассматриваются вопросы преподавания религиоведения как культурологической дисциплины. Показаны возможности и преимущества феноменологического подхода к религии для преподавания религиоведения. Рассмотрены основные проблемы преподавания религиоведческих дисциплин в сельской школе в социальном и культурном аспектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Сазонова Н. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARTICULARITIES OF THE STUDY TO RELIGIONS IN RURAL SCHOOL

In article are considered questions of the teaching to religions with standpoint culturology approach. They Are Shown possibility and advantage the phenomenology for teaching the theories and histories to religions. They Are Considered also main problems of the study to religions in rural school in social and cultural aspect.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания религиоведческих дисциплин в сельской школе»

УДК 372.82

Н. И. Сазонова

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматриваются вопросы преподавания религиоведения как культурологической дисциплины. Показаны возможности и преимущества феноменологического подхода к религии для преподавания религиоведения. Рассмотрены основные проблемы преподавания религиоведческих дисциплин в сельской школе в социальном и культурном аспектах.

Ключевые слова: преподавание в сельской школе, религиоведение, культурология, феноменологический подход к религии.

В течение нескольких последних лет в обществе ведутся оживленные, порой острые дискуссии о преподавании в школе религиоведческих дисциплин -будь то в виде предмета «История мировых религий», или курса «Основы православной культуры». Спектр позиций участников дискуссий достаточно широк -от поддержки до полного неприятия самой возможности преподавания религии в школе. Обращает на себя внимание тот факт, что нередко позиция того или иного общественного деятеля или ученого обусловлена в основном его личной конфессиональной принадлежностью либо отсутствием таковой, чем и вызван высокий эмоциональный накал таких дискуссий. Существенно реже вопрос рассматривается не с точки зрения интересов той или иной конфессии либо направления общественной мысли, а по существу -с точки зрения, во-первых, необходимости изучения учащимися школ религии и, во-вторых, характера такого изучения и принципов преподавания религиоведческих дисциплин в школе.

Преподавание религии или религиоведение?

Необходимость изучения религии в рамках изучения культуры, с точки зрения современных научных подходов, мало у кого вызывает сомнения. Эта необходимость обусловлена, прежде всего, тем, что религия представляет собой, наряду с языком, семиотическое ядро любой культуры. Культура и религия находятся в неразрывном единстве с начала истории человечества: история не знает культур, в основе которых не лежала бы религия, будь то первобытный анимизм, политеизм или монотеизм. Многочисленные факты истории культуры свидетельствуют, что именно религиозные представления определяют менталитет представителей той или иной культуры, набор ее архетипов и другие особенности. Естественно, что и изучение культуры невозможно поэтому в отрыве от изучения определяющей ее религии. Даже самыми активными критиками изучения религии в школе не подвергается сомнению, например, необходимость изучения религий Древнего Египта, Месопотамии, Древней Греции, без понимания которых картина этих культур предстает либо неполной, либо существенно искаженной. Таким же образом обстоит дело не только с ушедшими, но и с действующими культурами:

вряд ли возможно понимание современной западной цивилизации без изучения протестантизма и католицизма, культуры арабского мира - в отрыве от ислама, а русской культуры - без изучения православия, тысячелетняя история которого на Руси и в России обусловила многие особенности русской культуры.

Преподавание религиоведческих дисциплин в современной российской школе наталкивается, однако, на ряд трудностей, связанных с идущими в обществе процессами, обычно определяемыми как духовное возрождение: это резкий рост интереса к религии в целом и к традиционным для России религиям в частности и, как следствие, обострение полемики религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Именно этим фактором, как представляется, обусловлен и эмоциональный накал современной полемики вокруг преподавания религии в школе. Нередко полемисты, говоря о том, что изучение той или иной религии (наибольшим нападкам обычно подвергается православие как титульная религия России) нарушит права представителей других конфессий, фактически ставят знак равенства между преподаванием основ религии и изучением религии как культурного феномена. Попробуем выяснить, равнозначны ли эти вещи.

Преподавание религии как изучение основ той или иной религии имело место в России до 1917 г. Заметим, что в этот период православие было государственной религией, и именно поэтому Закон Божий был обязательным предметом в школе. Вместе с тем это не означало навязывания православия представителям других конфессий: Закон Божий преподавался неправославным в соответствии с их религией. В часы Закона Божьего для иудеев, католиков, протестантов, мусульман вели уроки специальные учителя (обычно - священнослужители соответствующей конфессии) [1, с. 1658, 1679, 1689]. При этом законодательство не предусматривало внеконфессионального состояния, соответственно изучение религии сводилось к преподаванию ее основ в соответствии с убеждениями учащегося и преподавателя. Очевидной целью преподавания Закона Божия было религиозное воспитание в рамках избранной конфессии. В настоящее время этот же вариант изучения религии реализуется через занятия в школах разных конфессий (например, в разных

направлениях христианства - практика воскресных школ). Вместе с тем введение аналогичной практики в государственных школах неизбежно столкнется с определенными сложностями.

Согласно статистике, современная религиозная ситуация в России характеризуется крайней неоднозначностью. Данные опросов показывают, что количество верующих существенно больше 50 % населения. При этом православных, по разным данным, от 60 до 80 %, приверженцев ислама - от 2 до 8 %, нескольких процентов не превышает численность верующих других конфессий, от 2 до 8 % (по некоторым данным - до 22.5 % [2]) респондентов позиционируют себя как атеисты [2, 3], однако многие из них верят в сверхъ-есте-ственное - в приметы, в магию и др. [4]. При этом далеко не все респонденты, позиционирующие себя как верующие, соблюдают обряды своей религии, участвуют в богослужениях и даже совершают молитвы. Таким образом, культурно-религиозная самоидентификация, хотя и говорит о возможных тенденциях и даже перспективах развития духовной жизни в стране, но далеко не всегда совпадает с реальной религиозной принадлежностью. Понятно, что изучение религии в школе в условиях фактической внеконфесиональности большого количества учащихся, да и преподавателей, не может сводиться к преподаванию основ той или иной религии, как это было до 1917 г. Такой подход не соответствует и современному состоянию науки, в которой еще с начала XX в. получил развитие феноменологический подход к религии, суть которого сводится к изучению религии в системе ее собственной логики, содержания и смысла [5].

В рамках феноменологического подхода религия описывается вне связи с проблемами бытия или небытия Бога, истинности или ложности той или иной религии, изучение ее, соответственно, сориентировано не на доказательноство истинности или ложности, а на понимание черт сознания, характерного для данной религии и формируемой ею культуры. Знакомство учащихся с религией, осуществляемое в рамках такого подхода, представляет собой не воспитание на началах религии (как это было до 1917 г.), а только знакомство с основными моментами вероучения и культурными особенностями религии. При этом понятно, что «за скобками» остается вопрос конфессиональной принадлежности учащегося и педагога: феноменологический подход не запрещает иметь (или не иметь) собственные религиозные убеждения, он лишь предоставляет это свободному выбору человека, осуществляемому за рамками учебного процесса. В то же время в рамках феноменологического подхода, конечно, недопустимо (впрочем, и невозможно) навязывание той или иной религии. Представляется, что именно такой подход является оптимальным в условиях достаточно неоднозначной культурно-религиозной ситуации, которая фиксируется, в частности, приведенными выше данными статистики.

История религий или Основы православной культуры?

Еще один вопрос - вопрос о соотношении объема и глубины изучения разных религий в школе. Очевидно, что наибольшее внимание должно уделяться религиям (религии), оказывающим набольшее культурное влияние, опредляющим основные параметры культуры. Ясно также, что для России такой религией является православие, которое оказало и оказывает влияние на основы культуры, фактически формирует феномен русской культуры, ее ментальность и даже определенным образом влияет на сегменты культуры, прямо не связанные с православием. Поэтому подобно тому, как в школьном курсе литературы основное внимание уделяется русской литературе, а в курсе истории - истории России, в преподавании религиоведческих дисциплин особое место займет православное христианство. Не случайно и возникновение раздела курса «Основы православной культуры» (не Закона Божия!) в школе. Этот курс важен, конечно, не с точки зрения попыток ущемить права других конфессий, а именно с культурологической точки зрения, и важность его определяется исторически сложившимся доминированием православия в России (что подтверждается, как мы видели, и данными статистики - большая часть населения фактически не принадлежала к православной конфессии, тем не менее, идентифицируют себя с этой религией).

При условии, что культурологический и феноменологический подходы не будут подменяться религиозным воспитанием, такой культурологический курс мог бы стать обязательным для всех учащихся, независимо от их национальной и конфессиональной принадлежности, способствуя пониманию общих черт и основ культуры России. Однако формирование такого подхода у учителя требует решения целого ряда проблем, в том числе и применительно к сельской школе.

Каковы же основные проблемы преподавания религиоведения в сельской школе? Первой такой проблемой является кадровая ситуация в сельских школах: это общеизвестная текучесть учительских кадров, наличие учителей-многопредметников. Безусловно, это существенно затрудняет подготовку учителя к преподаванию религиоведческих дисциплин. Не прошли даром и годы, когда изучение любой религии было фактически табу, что привело к тому, что у учительства зачастую нет элементарной религиоведческой подготовки, а большая загруженность, как правило, не дает возможности эффективно повышать квалификацию. Поэтому любая подготовка высокого уровня, осуществленная вузом, не даст результата без целого комплекса мер финансовой и социальной поддержки сельского учительства на государственном уровне.

Помимо проблем социального и экономического характера, сложности создают и объективные обстоя-

тельства. Так, дополнительным осложняющим фактором является то, что в сельской среде сохраняются многие элементы традиционной, а значит, религиозноориентированной культуры. Поэтому на селе воспитание и обучение школьников тесно связано с народными традициями. Это означает, что учащимся и педагогам легче воспринять религиоведческий курс как курс религиозного воспитания, нежели как культурологическую дисциплину. Это обусловливает как положительные, так и отрицательные моменты преподавания религиоведческих дисциплин. С одной стороны, положительным моментом является, как правило, возможность глубокого погружения учащихся в изучаемую религию путем тесного общения с ее представителями. Обычно сельская школа имеет мононациональный (и зачастую моноконфессиональный) характер, а потому легче всего поддержать общение с представителями титульной конфессии. Поэтому именно в сельских школах преподавание религиоведения проходит в тесном общении с православными священнослужителями либо священнослужителями другой титульной конфессии (например, ислама, буддизма).

Однако обратной стороной глубокого погружения в изучаемую культуру является то, что часто преподавание религиоведческой дисциплины в сельской школе превращается в преподавание основ религии и именно в этом ключе решаются кадровые и иные проблемы. Вот лишь один из многих примеров такого подхода к преподаванию, в частности курса «Основы православной культуры», на селе: «... годы гонения на веру наложили свой отпечаток: очень много предрассудков, суеверий, языческих обычаев. Большая трудность - это недостаток православных педагогов. Есть четыре человека, которых благословили на преподавание основ православной культуры, но этих сил явно не хватает. Чтобы поправить положение, учителя церковной воскресной школы провели целый ряд занятий с преподавателями школы общеобразовательной. Лекции слушали с большим вниманием, было много вопросов, но люди пока еще не дерзают учить детей православию...» [6]. Как видим, в этом случае речь фактически идет не о культуроло-

гической дисциплине, а об аналоге дореволюционного предмета «Закон Божий», которым подменяется светское религиоведение. Характерно, что представленная теми же авторами программа курса «Основы православной культуры» имеет подзаголовок «Первые шаги в церкви» [6], что фактически подразумевает религиозное воспитание учащихся. Подобным же образом может быть затруднен рассказ о православии, например, в татарской или башкирской национальных школах, ориентированных на ислам. Вот почему применительно к сельской школе трудно реализуемыми на практике выглядят такие благопожела-ния, как вполне справедливое утверждение о том, что «светский статус предмета означает.., что уроки не могут превращаться в ярмарки конфессионального тщеславия», а рассказ о различиях религий должен быть «безоценочным», «спокойным сообщением о религиоведческом факте» [7].

Представляется, что быстрое решение указанных проблем в ближайшие годы вряд ли возможно. Оно должно быть тесно увязано с общегосударственными мерами по поддержке сельской школы социального, экономического, образовательного характера. Думается, что при педагогических вузах необходимы постоянно действующие курсы повышения квалификации по религиоведению для сельских учителей, необходимо предоставить учителям и возможность получения полноценного второго высшего образования по этой специальности. Именно таким образом могут быть постепенно преодолены трудности, связанные с преподаванием религиоведческих дисциплин в школах, в том числе и в сельских.

Статья выполнена при финансовой поддержке проекта № 3858 «Научно-методическое обеспечение совершенствования содержания и разработка образовательных программ дополнительного образования учителей малокомплектной сельской школы (МКШ) в условиях введения ФГОС нового поколения» аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)».

Список литературы

1. Настольная книга по народному образованию / сост. Г. Фальборком и В. Чарнолуским. Т. III. СПб.: Типо-литогр. Б. М. Вольфа, 1904. С.1539-2623.

2. Статистика российской религиозности [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.manwb.ru/articles/world_today/tolerance/StatReligio_FilLunk/

3. Статистика: сколько и какие верующие есть в России [Электронный ресурс]. 1^: http://newchristianity.ucoz.ru/news/2009-07-27-34

4. Религия в цифрах и фактах [Электронный ресурс]. 1^: http://statistika.ru/naselen/2007/12/05/naselen_9686.html

5. Элиаде М. Священное и мирское / пер. с фр., предисл. и коммент. Н. К. Гарбовского. М.: Изд-во МГУ, 1994. 144 с.

6. Ксенофонтова Г. и др. От душевного - к духовному [Электронный ресурс]. 1^: http://vos.1september.ru/1999/no39_2.htm

7. Кураев А. Как будут говорить о православии в школе. [Электронный ресурс]. 1^: http://www.foma.ru/article/index.php?news=3768

Сазонова Н. И., кандидат исторических наук, доцент.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 17.12.2009

N. I. Sazonova

PARTICULARITIES OF THE STUDY TO RELIGIONS IN RURAL SCHOOL

In article are considered questions of the teaching to religions with standpoint culturology approach. They Are Shown possibility and advantage the phenomenology for teaching the theories and histories to religions. They Are Considered also main problems of the study to religions in rural school in social and cultural aspect.

Key words: teaching in a rural school, religious studies, cultural studies, a phenomenological approach to religion.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Tomskaya oblast, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.