Научная статья на тему 'Особенности преподавания косметологии в процессе непрерывного последипломного образование врачей дерматовенерологов'

Особенности преподавания косметологии в процессе непрерывного последипломного образование врачей дерматовенерологов Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
162
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Дюдюн А. Д., Резниченко Н. Ю., Резниченко Ю. Г., Веретельник А. В., Головкин А. В.

Викладені основні принципи викладання косметології під час післядипломної освіти дерматовенерологів. Зроблено акценти на певні тематики, що мають практичне значення в роботі косметолога

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Дюдюн А. Д., Резниченко Н. Ю., Резниченко Ю. Г., Веретельник А. В., Головкин А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF TEACHING OF COSMETOLOGY IN THE PROCESS OF CONTINUOUS POSTGRADUATE EDUCATION OF DERMATOVENEROLOGISTS

The main principles of teaching of cosmetology in the course of postgraduate education of dermatovenerologists and main themes which are of importance in the cosmetological practice are presented.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания косметологии в процессе непрерывного последипломного образование врачей дерматовенерологов»

УДК: 378.016:613.495]:378.046-021.68

Особенности преподавания косметологии в процессе непрерывного последипломного образование врачей дерматовенерологов

Дюдюн А. Д.", Резниченко Н. Ю.*, Резниченко Ю. Г*,

Веретельник А. В.*, Головкин А. В.*, Красько Н. П.*

тГУ «Днепропетровская медицинская академия МОЗ Украины» * Запорожский государственный медицинский университет

ОСОБЛИВОСТ1 ВИКЛАДАННЯ КОСМЕТОЛОГИ У ПРОЦЕС1 НЕПЕРЕРИВНО1 П1СЛЯ-ДИПЛОМНО1' ОСВ1ТИ Л1КАР1В ДЕРМАТО-ВЕНЕРОЛОГ1В

Дюдюн А. Д., Резшченко Н. Ю., Резнiченко Ю. Г., Веретельник О. В., Головин А. В., Красько М. П.

Викпадеш ochobhî принципи викладання косметологи пщ час пiспядиппомноï освiти дерматовенеропопв. Зробпено акценти на neBHi тематики, що мають прак-тичне значення в робот косметолога.

THE FEATURES OF TEACHING OF COSMETOLOGY IN THE PROCESS OF CONTINUOUS POSTGRADUATE EDUCATION OF DERMATOVENEROLOGISTS Dyudyun A. D., Reznichenko N. Yu., Reznichenko Yu. G., Veretelnyk O. V., Go-lovkin A. V., Krasko M. P.

The main principles of teaching of cosmetology in the course of postgraduate education of dermatovenerolo-gists and main themes which are of importance in the cosmetological practice are presented.

На современном этапе косметология является неотъемлемой частью дерматовенерологической практики, что требует углубленного научного подхода в исследованиях различных патологических и возрастных изменений не только кожи, но и всего организма. В последнее время тяжело себе представить лечение больных с заболеванием кожи без правильного подхода к косметологическому уходу, а иногда и без применения специфических косметологиче-ских манипуляций. Так, например, применение химических пилингов (при отсутствии проти-вопокапзаний) дает положительный результат при, казалось бы, «некосметологических» заболеваниях - болезнях Дарье, Девержи, ихтиозах и других патологических состояниях с явлениями гипер-, пара- и дискератоза. Комплексное лечение больных угревой болезнью невозможно без косметологической механической экстракции комедонов, использования пилингов, лазерной коррекции рубцового постакне. В связи с этим, дерматовенеролог должен иметь глубокие познания в косметологии, которые врач получает в процессе последипломного образования.

При проведении занятий по изучению основ косметологии на тематических курсах в процессе последипломного образования особое внимание следует уделять следующим темам:

- строение и функции кожи;

- оценка состояния кожи и постановка дерматологического и косметического диагноза;

- особенности эстетического ухода за ногтевыми пластинами и кожей кистей рук и стоп;

- особенности эстетического ухода за волосами и кожей волосистой части головы;

- дерматологические проблемы «интимных» зон и возможности проведения косметологиче-ских процедур при наличии таких проблем;

- основные теоретические аспекты и клинические проявления естественного и фотостарения, методы косметологической коррекции;

- угревая болезнь и розовые угри, возможности дерматологического и косметологического лечения и профилактики;

- основные методы косметологической коррекции распространенных дерматозов и эстетических проблем кожи:

- пилинги;

- инъекционные методики в косметологии;

- аппаратные методики в косметологии;

- клиническая фармакология и косметология.

Одной из наиболее актуальных тем практических и лекционных занятий на курсе косметологии в процессе последипломного образования является тема «Строение и функции кожи», поскольку знание структуры кожи на разных уровнях - от молекулярного до органного, функционирования структурных образований кожи, нормальной и патологической анатомии и физиологии кожи дает глубокое понимание физиологических и патологических процессов, которые происходят во внешнем покрове

1-4 2012

Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология

Дюдюн А. Д. и соавт. ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ КОСМЕТОЛОГИИ.

организма. Это, в свою очередь, способствует выбору оптимальных, наиболее эффективных, безопасных, индивидуализированных косме-тологических процедур у пациентов с различными характеристиками кожи. Рассмотрение этой темы должно происходить в тесной связи с практической косметологией, например:

Патогистологические изменения эпидермиса в случае кератодермий ^ Гипертрофия рогового слоя эпидермиса при условии сохранения его нормальной структуры ^ Возможность косметологической коррекции путем проведения химических пилингов.

При рассмотрении темы «Диагностика состояния кожи» пристальное внимание следует уделять не только особенностям визуального осмотра, пальпации, но и современным инструментальным методам, таким как ультразвуковое исследование кожи, термография, использование лампы Вуда, трихосканирование, хроматография и др. Необходимо также делать акцент на особенностях постановки диагноза косме-тологическим пациентам. При этом следует учитывать не только наличие патологических образований в коже, но и ее тип, окраску, однородность или неоднородность, наличие признаков физиологического и фотостарения, тип старения. Все эти параметры будут способствовать формированию алгоритма выбора наиболее эффективного и безопасного плана косметологиче-ского ведения пациента. Так, например, наличие комедональной формы угревой болезни является прямым показанием для проведения курса химических пилингов, однако у пациентов с III-IV типом кожи по Фицпатрику использование этой методики может привести к дисколорации кожи. Соответственно, перед проведением химических пилингов в таких случаях необходимо тщательно оценивать критерии риска/пользы.

При рассмотрении тем «Пилинги», «Инъекционные методики в косметологии», «Аппаратные методики в косметологии» большое внимание должно уделяться не только алгоритмам проведения процедур, но и общим и индивидуальным показаниям к ним, абсолютным и относительным противопоказаниям, возможным побочным эффектам и осложнениям после их проведения и их профилактике.

Поскольку пилинги стали широко распространенной процедурой, которая проводится как с лечебной, так и с профилактической целью, во время лекционных и практических занятий по этой теме следует отдельно рассматривать:

- физические пилинги:

1) шлифовку микрокристаллами;

2) механическую дермабразию;

3) ультразвуковой и лазерный пилинги;

- химические пилинги:

1) фруктовыми кислотами;

2) трихлоруксусной кислотой;

3) фенолом;

- энзимные пилинги (ферментами животного и растительного происхождения).

1-4 2012 Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология

На практических занятиях по косметологии, посвященных химическим и энзимным пи-лингам, обязательно должны рассматриваться пилинговые смеси, критерии их выбора, алгоритмы проведения поверхностных и срединных химических пилингов, предпилинговая подготовка и послепилинговая реабилитация.

Тема «Инъекционные методы в косметологи-ческой практике» является очень большой по объему материала, поэтому отдельные практические занятия необходимо посвящать составляющим темы. Мы рекомендуем проводить отдельные занятия по следующим подразделам этой темы:

- мезотерапия;

- биоревитализация;

- редермализация;

- биорепарация, -

обращая внимание на актуальность, сложность выполнения, возможность тяжелых побочных эффектов и осложнений при проведении соответствующих инъекционных методик в косметологической практике. Предлагаем несколько лекционных и практических занятий проводить по следующим темам:

- контурное моделирование гиалуроновой кислотой;

- контурное моделирование гидроксиапати-том кальция;

- контурное моделирование полимолочной кислотой;

- плазмофилинг;

- инъекции аутофибробластов.

Лекционный материал по указанным подразделам должен включать показания и противопоказания для данных методик, их возможные побочные эффекты и осложнения, а практические занятия должны быть посвящены технике проведения процедур (начиная с беседы врача с пациентом и подписания информированного согласия и заканчивая реабилитацией пациента в постинъекционный период).

Отдельные 5 практических занятий должны иметь цель ознакомления врача с особенностями инъекций препаратов на основе ботуло-токсина. Это подразделы темы, посвященные общим принципам введения ботулотоксина в организм человека, устранению мимических морщин, коррекции асимметрии лица, формы лица, лечению гипергидроза.

Поскольку в практической деятельности косметолога часто встречаются клинические случаи, требующие одновременного использования различных инъекционных методик, которые необходимо правильно подобрать не только по химическому составу, но и по последовательности проведения процедур, перерывам между различными курсами, возможным комбинациями на протяжении определенного временного периода, во время последипломного образования дерматовенерологов необходимо выделить некоторые практические занятия, которые были бы посвящены коррекции верхней и нижней части лица, зоны шеи и «декольте». Во время этих занятий

необходимо уделять внимание как общим принципам и алгоритмам комбинаций различных процедур, так и разбору клинических случаев.

Тематика инъекционных методов в косметологии не должна ограничиваться только коррекцией кожи лица. Актуальными на сегодняшнее время являются склеротерапия и инъекционный липолиз, с которыми обязательно должны быть ознакомлены курсанты во время последипломного образования.

Практические занятия по теме «Аппаратные методики в косметологической практике» значительным образом зависят от инструментального оснащения помещений, приспособленных для обучения на курсах косметологии. Но учитывая развитие частной медицины, наличие большого количества клиник, которые оснащены современным косметологическим оборудованием, лекционный материал по данной теме должен содержать принципы, показания и противопоказания, основные алгоритмы и технологию выполнения наиболее распространённых аппаратных методик; в первую очередь должны быть рассмотрены:

- криотерапия и криодеструкция;

- дарсонвализация;

- электрофорез;

- электростимуляция и электролиполиз;

- лазерные технологии (лазерные шлифовка, липолиз, эпиляция, фотоомоложение);

- радиоволновая терапия.

На практических занятиях в условиях малого оснащения учебных помещений косметологиче-ским оборудованием важнейшую роль играют учебные фильмы по приведенным методикам.

Кроме этого, дерматовенерологи во время последипломного образования должны быть ознакомлены с клинической фармакологией и практическим использованием её в сфере косметологии. Целью этого обучающего курса, прежде всего, является формирование по-

ЛИТЕРАТУРА

1. Мавров И. И. Анализ частоты, характера, воз-

растных аспектов обращаемости в космето-логические клиники / И. И. Мавров, В. А. Цепколенко // Дерматология и венерология.

- 2003. - № 3 - С. 45-47.

2. Медведева И. И. Справочник врача-дерматокосметолога / И. И. Медведева. - К.: ООО «Доктор-Медиа»., 2011. - 152 с.

3. Перинатальн проблеми великого промисло-вого мюта Украши / О. М. Лук'янова, Ю. Г. Резшченко, Ю. Г. Антипкша та ш. - Запорiж-жя: Просвгта, 2006. - 356 с.

4. Проценко Т. В. Медицинская косметология в Украине: состояние проблемы / Т. В. Проценко // Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология. - 2007. - № 1-4 (10). - С. 246-248.

5. Резтченко Г. I. Основи охорони жшок та д> тей в Укра!ш / Г. I. Резшченко, Ю. Г. Резшченко, В. Ю. Потебня, Н. Ю. Резшченко. - За-порiжжя: Просвгта, 2008. - 132 с.

нимания основных составных косметических средств, механизмов их действия и взаимодействия между собой. При преподавании данного курса необходимо рассматривать классификацию косметических средств и их составных, механизм их действия, проникающую способность в различные слои кожи и факторы, воздействующие на этот процесс. Отдельно должны быть рассмотрены:

- гигиенические средства по уходу за кожей и телом:

1) средства для очищения кожи и снятия

макияжа;

2) шампуни;

3) средства для бритья;

4) дезодоранты;

5) средства по уходу за ротовой полостью;

- средства для эстетического ухода за кожей и её придатками:

1) кремы;

2) маски;

3) гомажи;

4) скрабы и др.;

- декоративная косметика:

1) пудры;

2) тональные средства;

3) губные помады;

4) декоративная косметика для глаз и др.

Всё вышеуказанное требует пересмотра

взглядов на методики и методы обучения курсантов. Во время преподавания косметологии в процессе последипломного образования дерматовенерологов большое внимание должно уделяться основным разделам косметологической теории и практики; обучение должно иметь практическую направленность и теоретическое обоснование для возможности дальнейшего использования полученных знаний врачами как в лечении дерматологической патологии, так и коррекции эстетических недостатков.

6. Резтченко Н. Ю. Державне управлшня про-цесами медичного забезпечення дтей та ж> нок. - Запорiжжя, Просвгта, 2009. - 108 с.

7. Резниченко Н. Ю. Законодательная база и особенности последипломного преподавания косметологии / Н. Ю. Резниченко, В. А. Бочаров, Ю. Г. Резниченко и др. // Актуальш питання фармацевтично! i медично! науки та практики. - 2010. - № 2. - С. 111-114.

8. Резтченко Н. Ю. Охорона здоров'я дгтей i ж>

нок в Украш: законодавство, стан здоров'я, шляхи вдосконалення / Н. Ю. Резшченко, Ю. Г. Резшченко, Г. I. Резшченко. - Запорiжжя: Просвгта, 2007. - 188 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Резтченко Ю.Г. Юридичш та етичш аспекти регулювання лшарсько! практики та прове-дення ктшчних випробувань / Ю. Г. Резшченко, Г. I. Резшченко, Н. Ю. Резшченко. -Запорiжжя: Просвгта, 2010. - 140 с.

Дерматовенерология. Косметология. Сексопатология 1-4 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.