Научная статья на тему 'Особенности преподавания истории в классах коррекционно-развивающего обучения'

Особенности преподавания истории в классах коррекционно-развивающего обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
800
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КЛАСС / КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / УРОК / ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВОСПИТАНИЕ / ПАТРИОТИЗМ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стряпихина Анна Александровна

В статье содержатся методические рекомендации к проведению уроков истории в классах коррекционно-развивающего обучения. Формы построения уроков, виды опроса, средства обучения, рассмотренные автором, направлены на повышение учебной мотивации у слабоуспевающих учеников. Автор отмечает, что, помимо образовательной деятельности, на уроках истории осуществляется психолого-коррекционная работа (развитие памяти, внимания, речи, мышления). Уроки истории служат инструментом воспитательной работы, предотвращают влияние на подростка радикальных идеологических течений (фашизм, национализм), развивают чувство патриотизма, толерантности, приобщают к культурному наследию своей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания истории в классах коррекционно-развивающего обучения»

УДК 376.4

Стряпихина Анна Александровна

кандидат исторических наук anna-stryapikhina@rambler.ru

Особенности

ПРЕПОДАВАНИЯ ИСТОРИИ В КЛАССАХ КОРРЕКЦИОННОРАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Anna A. Stryapihina

candidate of the historical Sciences anna-stryapikhina@rambler.ru

Features of history

TEACHING IN REMEDIAL EDUCATION CLASSES

Аннотация. В статье содержатся методические рекомендации к проведению уроков истории в классах коррекционно-развивающего обучения. Формы построения уроков, виды опроса, средства обучения, рассмотренные автором, направлены на повышение учебной мотивации у слабоуспевающих учеников. Автор отмечает, что, помимо образовательной деятельности, на уроках истории осуществляется психолого-коррекционная работа (развитие памяти, внимания, речи, мышления). Уроки истории служат инструментом воспитательной работы, предотвращают влияние на подростка радикальных идеологических течений (фашизм, национализм), развивают чувство патриотизма, толерантности, приобщают к культурному наследию своей страны.

Ключевые слова: история, класс, коррекционно-развивающее обучение, урок, игровые технологии, воспитание, патриотизм, толерантность.

Annotation. The article contains methodical recommendations to carrying out the lessons of history in remedial education classes. Forms of lessons construction, types of survey, training aids, considered by the author, are aimed at improving the learning motivation of at-risk students. The author notes that in addition to educational activities, the lessons of history are carried out psychocorrectional work (development of memory, attention, language, and thinking). The lessons of history are the means of educational work; they prevent impact on teen of radical ideologies (fascism, nationalism), develop a sense of patriotism, tolerance and ascribe to the cultural heritage of the country.

Keywords: history, class, remedial education classes, lesson, game technologies, upbringing, patriotism, tolerance.

Методы и приемы преподавания истории как учебной дисциплины отличаются от методики преподавания других предметов. На уроках истории не надо работать с формулами, уметь решать трудные уравнения, зубрить и применять правила, однако необходимо уметь анализировать, сравнивать, выделять причинно-следственные связи, агрументированно и ясно строить устную и письменную речь, а самое главное - работать с большим количеством исторической информации, запоминать даты, имена, события, названия и др.

Задача учителя истории состоит в том, чтобы сформировать у каждого ученика базу знаний о всемирном историческом процессе; научить использовать и обновлять исторические знания; познакомить с исторической терминологией. Как решить эту задачу? Как построить свою работу так, чтобы донести информацию до всех, включая слабоуспевающих детей, обучающихся в классах коррекционно-развивающего обучения (далее - КРО)?

Учащиеся КРО - особая категория для учителя. Приводя психолого-педагогическую характеристику данной группы детей, следует отметить, что они обладают неустойчивым вниманием, им сложно сконцентрироваться на каком-то одном виде деятельности, у них нарушена речь, они

быстро утомляются и с трудом запоминают учебный материал.

Учителю, который начинает работать с данным контингентом детей, следует помнить следующее: во-первых, темп работы слабоуспевающих детей ниже, чем у других категорий обучающихся; во-вторых, словесный материал, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо воспринимается школьниками; в-третьих, детям «группы риска» необходима систематическая педагогическая помощь и поддержка.

Каковы практические рекомендации для учителя истории, работающего в классе КРО?

1. На вводном уроке важно познакомить учеников с основными разделами изучаемой дисциплины, с учебником, по которому предстоит заниматься школьникам, а также формами опроса, критериями оценок, видами заданий.

2. Учителю нужно контролировать ведение учениками поурочных конспектов. Материал конспекта должен быть лаконичным, четким, содержать основное содержание изучаемой темы. Слабоуспевающие ученики лучше запоминают материал, если он заключен в схему, таблицу или представлен в виде опорного сигнала. Важ-

289

но, чтобы школьники вели словарь исторических терминов, но не следует перегружать учеников терминологией, необходимо познакомить только с самыми основными понятиями.

3. Учитель должен быть готов к тому, что на занятиях ему необходимо будет активно работать с доской, выписывать отдельные имена, названия, речевые обороты и отдельные слова по просьбам учеников. Если преподаватель дает материал под диктовку, то сложные речевые конструкции лучше разбить на простые, редко употребляемые слова заменить на те, которые наиболее часто встречаются в русском языке.

4. Учитель должен следить за дикцией, произношением, темпом своей речи. Следует учитывать разный уровень языковой подготовки детей.

5. В классах КРО вряд ли будут эффективны такие формы проведения занятий, как урок-лекция, урок-диспут, круглый стол, которые требуют длительного сосредоточения, усидчивости, глубоких знаний того или иного исторического вопроса. Учебный материал будет лучше усвоен школьниками, если применять игровые технологии на уроке. Например, при изучении Гражданской войны в России класс делится на три группы («белые», «красные», «зеленые»); каждая группа выбирает лидеров («красные» - Фрунзе, Чапаев, Буденный; «белые» - Колчак, Врангель, Краснов, Деникин и др.; «зеленые» - Махно). Основываясь на материале учебника, участники каждой группы формулируют цели враждующих политических сил в Гражданской войне, определяют на карте территории, занятые «белыми», «красными», «зелеными», а также называют даты и итоги решающих сражений. По результатам обсуждения ученики под руководством учителя составляют конспект данной темы в тетрадях.

6. Формы опроса могут быть любыми. Удобно использовать тестовые задания, которые позволяют опросить всех учащихся на уроке, развивают память, логическое мышление, эрудицию. Однако не следует пренебрегать такими формами опроса, как устный опрос, фронтальная беседа, письменное задание, так как они способствуют развитию речи, обогащают словарный запас, развивают умение сопоставлять, сравнивать, анализировать историческую информацию.

7. В течение года каждый ученик может подготовить выступление с докладом или сообщением (на основе мультимедийной презентации) на историческую тему. Данный вид работы прививает навыки публичного выступления, способствует углубленному изучению темы.

8. Приветствуется использование аудиовизуальных средств обучения. При этом в современном медийном пространстве не так легко найти подходящий материал. Документальный видеофильм или презентация на историческую тему не должны быть перегружены информацией, голос за кадром должен быть четким, скорость озвучивания умеренной. Рекомендуется периодически делать паузы при просмотре фильма, опрашивать учеников, как они поняли материал или комментировать видеозапись.

9. Для формирования прочных, глубоких знаний следует вовлекать учеников в практическую деятельность. Например, можно предложить детям выполнить творческое задание (поделку, аппликацию, рисунок на историческую тему; составление договора, царского указа, княжеской грамоты по образцу, с использованием исторической терминологии; составление генеалогического древа своей семьи).

10. Уроки, посвященные изучению культуры того или иного исторического периода, целесообразно сопровождать демонстрацией репродукций картин, портретов, слайдами с изображением архитектурных памятников и др. Опрос по этой теме следует построить в виде зачета, на котором ученики будут отгадывать автора картины или ее название. Данное упражнение хорошо тренирует память, внимание, логическое мышление. Кроме того, выполнение этого задания способствует развитию здоровой конкуренции и состязательности на уроке.

11. Учитель истории может стать инициатором организации поездок по культурным и историческим местам родного города и области, а также Москвы или Санкт-Петербурга. Данные экскурсии способствуют актуализации знаний, приобщению к культурному наследию России, повышению интереса к изучаемой дисциплине.

В целом, на уроках истории, помимо образовательной деятельности (получение новых знаний), учитель осуществляет психолого-коррекционную работу, в частности коррекцию мышления (развитие умения выделять главное, делать словеснологические обобщения); коррекцию речи (обучение различным формам рассказа, обогащение словарного запаса, преодоление речевого негативизма или нежелания говорить); коррекцию памяти и внимания (увеличение объема памяти и внимания, воспитание устойчивого внимания) [1].

Кроме того, уроки истории обладают мощным воспитательным потенциалом. Цель духовнонравственного воспитания личности состоит в том, чтобы ученик осознал место и роль России во всемирном историческом процессе, почувствовал себя приобщенным к многовековой истории великой страны, испытал чувство гордости, уважения и ответственности за свою Родину. Через изучение великих побед русского народа, православных ценностей и культурного наследия происходит освобождение от стереотипов и мнимых идеалов, воспитание таких качеств, как милосердие, честность, смелость, мораль, этическая культура. Уроки истории способствуют защите неустойчивой подростковой психики от пагубного влияния улицы, негативного воздействия таких идеологических учений, как фашизм, национализм, а также формированию толерантного отношения к восприятию социальных и культурных различий отдельных стран, народов, групп людей.

Один из ключевых вопросов обучения - это оценивание знаний учеников. Оценивание в системе КРО требует особого подхода. Следует учитывать, что дети, обучающиеся в данных классах, как правило, не уверены в себе, обладают низкой самооценкой, болезненно воспринимают свои ошибки и

290

промахи, поэтому цель обучения - это лечебная, корректирующая деятельность, направленная на успешную социализацию ребенка в современном обществе. Учителя-практики и методисты сходятся во мнении, что основанием оценки в коррекционном классе должен стать критерий относительной успешности. Он состоит в том, что оценивается сегодняшнее достижение ребенка по сравнению с тем, что характеризовало его вчера. Оценочная деятельность становится глубоко индивидуализированной, учитывается степень самостоятельности и настойчивости, которые были вложены в достижение результата [2].

Эффективность обучения во многом зависит и от коммуникативного компонента урока. Учитель

Литература:

1. Амонашвили Ш. Коррекционная направленность урока. URL: http://gigabaza.ru/doc/44657.html

2. Антонова М.В. Коррекционное обучение как тип дифференцированного процесса URL: http://festival.1september.ru/articles/599002/

3. Мининков НА. Введение в теорию исторического познания. Ростов н/Д. : Изд-во ЮФУ, 2009. 160 с.

4. Смоленский Н.И. Теория и методология истории. М. : Академия, 2012. 272 с.

5. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. М. : Владос, 2000. 240 с.

должен быть готов к тому, что в силу психофизиологических особенностей ученики класса КРО будут часто переспрашивать, отвечать невпопад, отвлекаться на уроке, им трудно работать с большим количеством информации. Однако необходимо признать за учеником право на ошибку, школьники не должны бояться высказывать свою точку зрения, задавать вопросы на уроке. Учитель должен уметь профессионально взаимодействовать с участниками образовательной деятельности, изучать и принимать личностные особенности ученика, создавать на уроке атмосферу творчества, сотрудничества, равенства, взаимоуважения, налаживать диалог с классом в целом и с каждым учеником в отдельности.

Literature:

1. Amonashvili Sh. Correctional orientation of the URL: http://gigabaza.ru/doc/44657.html

2. Antonov M. V. Correctional education as a type of differentiated process URL: http://festival.1september.-ru/articles/599002/

3. Mininkov N.A. Introduction to the theory of historical cognition. Rostov-on-Don : SFU press, 2009.

160 p.

4. Smolensky N.I. Theory and Methodology of History. M. : Academy, 2012. 272 p.

5. Studenikin M.T. Methods of teaching history in school. M. : Vlados, 2000. 240 p.

291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.