Научная статья на тему 'Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода в образовании: идеологическая составляющая'

Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода в образовании: идеологическая составляющая Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
166
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода в образовании: идеологическая составляющая»

CD

Ш

О Ш

Дьяков О.Ю.

Ассистент кафедры «Социология и психология» Астраханского Государственного Технического Университета, г. Астрахань.

Дьякова В.В.

ассистент кафедры Социологии и психологии АГТУ, г. Астрахань

Куликова Ю.П.

ГБОУ ВПО «Королевский институт управления, экономики и социологии», Москва, Россия

Мари Н.С.

преподаватель кафедры философии и социально-политических наук Югорского государственного университета, г. Ханты-Мансийск

Салгириев А.Р.

ассистент кафедры теории и истории социальной работы ЧГУ, г. Грозный

Особенности преподавания гуманитарных дисциплин в контексте компетентностного подхода в образовании: идеологическая составляющая

Дьяков О.Ю.

На современном этапе развития общества в стране происходят важные социально-экономические преобразования, которые неразрывно связаны с созданием новой образовательной парадигмы, где в качестве основополагающих принципов выступают культурологические и гуманистические ценности. Поэтому в условиях современной действительности одной из наиболее актуальных социальных проблем является формирование культурологической компетентности личности.

Предельно упрощая, место гуманитарных дисциплин в системе не гуманитарного образования можно свести к трем функциям:

1. идеологическая — связанная с трансляцией системы ценностей и текстов, которые соответствующее общество или государство считает обязательными для усвоения и принятия; (см. Таблицу 1)

2. «развивающая» — ориентированная на формирование личности, обладающей широким кругом знаний и интересов, выходящих за пределы узкоспециальной подготовки;

3. практическая — нацеленная на выработку навыков, полезных для профессиональной работы.1

В настоящий момент можно смело констатировать, что ни одна политическая партия не обладает четкой идеологической базой, в том числе и «Единая Россия». За 10 лет своего практически монопольного пребывания у власти эта партия не смогла выработать четкую и, что самое главное, понятную идеологию. Какое-то время казалось, что роль идеологической платформы «ЕР» может играть концепция «суверенной демократии », которая, как известно, была сформулирована в качестве ответа внешнеполитическим вызовам. В частности В. Сурков определял суверенную демократию следующим образом: «образ политической жизни общества, при котором власти, их органы и действия выбираются, формируются и направляются исключительно российской нацией во всем ее многообразии и целостности ради достижения материального благосостояния, свободы и справедливости всеми гражданами, социальными группами и народами, ее образующими»2

Однако не все представители властной элиты разделяли подобный оптимизм, так например занимавший должность первого вице-премьера Д. Медведев заявил следующее: «Мне кажется, суверенная демократия — далеко не идеальный термин. Гораздо более правильно говорить о подлинной демократии или просто о демократии при наличии всеобъемлющего суверенитета. Если же к слову «демократия» приставляются какие-то определения, это создает странный привкус. Это наводит на мысль, что всетаки речь идет о какой-то иной, нетрадиционной демократии. Демократия и

государственный суверенитет должны быть вместе. Но одно не должно подавлять другое»3.

В дальнейшем за идеологию принималась «Стратегия 2020». Основные приоритеты той стратегии легли в ос-

1. Зорин, А. Л. Гуманитарные дисциплины в системе негуманитарного образования / А. Л. Зорин // Вопросы образования. - 2006. - № 4.

2. Сурков В. Национализация будущего / В. Сурков // PRO суверенную демократию. Сборник / сост. Поляков Л. В. - М., 2007. - С. 393-411.

3. Медведев Д. Для процветания всех надо учитывать интересы каждого

/ Д. Медведев // PRO суверенную демократию. Сборник / сост. Поляков Л.

В. -М., 2007. - С. 217-219.

Социологические науки

Таблица 1. Некоторые компетенции, в рамках которых можно способствовать формированию идеологии у студентов (согласно Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата)

Специальность Код компетенции Компетенция

Химия ОК-04 Понимает и соблюдает базовые ценности культуры, обладает гражданственностью и гуманизмом

Информационная безопасность ОК-01 Способностью осознавать необходимость соблюдения Конституции РФ, прав и обязанностей гражданина своей страны, гражданского долга и проявления патриотизма

Нефтегазовое дело ОК-19 Быть готовым к реализации прав и соблюдению обязанностей гражданина, к граждански взвешенному и ответственному поведению

Электроэнергетика и электротехника ОК-09 Способностью и готовностью к соблюдению прав и обязанностей гражданина; к свободному и ответственному поведению.

Холодильная,криогенная техника и системы жизнеобеспечения ОК-18 Использованием в личной жизни и профессиональной деятельности этических и правовых норм, регулирующих межличностные отношения и отношение к обществу, окружающей среде, основные закономерности и нормы социального поведения, права и свободы человека и гражданина

Технологические машины и оборудование ОК-3 Готов к использованию этических и правовых норм, регулирующих отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде, основные закономерности и формы регуляции социального поведения, права и свободы человека и гражданина при разработке социальных проектов, демонстрируя уважение к людям, толерантность к другой культуре, готовность к поддержанию партнерских отношений

ОК-04 Умеет руководствоваться в общении правами и свободами гражданина, стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии, умение руководить людьми и подчиняться

Конструкторско-технологиче-ское обеспечение машиностроительных производств ОК-14 Способностью использовать свои права и обязанности как гражданина своей страны, Гражданский кодекс РФ, другие правовые документы в своей деятельности, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии

нову новой идеологии «Единой России» — российского консерватизма. Как подчеркнул глава Высшего совета партии «Единая Россия» Борис Грызлов — «Это будет первый программный документ партии, в котором вместе с задачами повышения качества жизни и проектами экономического развития будет четко обозначена наша идеология», что это первая попытка партии обрести идеологическую оболочку. Даже КПРФ не обладает четкой идеологической базой, вся ее идеология заключается в ностальгии по советскому государству. При этом, значительная часть кампании КПРФ базируется не на идеологии и критике режима, а на абсолютно проектной идее — «КПРФ — главная оппозиционная партия». Сегодня трудно сказать, сколько людей голосует за КПРФ по идеологическим соображениям, но можно однозначно утверждать, что число тех, кто голосует за КПРФ только потому, что считает эту партию оппозиционной, растет достаточно быстрыми темпами.4

Не берусь утверждать, что идеологии в российской политике нет совсем, для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо определиться, что мы понимаем под идеологией. Если руководствоваться определением политической идеологии современного российского ученого А.И. Соловьева: «Это определённая доктрина, оправдывающая притязания той или иной группы лиц на власть (или её использование), добивающейся в соответствии с этими целями подчинения общественного мнения собственным идеям»5, то такая идеология в российской политике есть, но существует она в виде пропагандистских образов, лозунгов и штампов, призванных не задавать, а лишь обосновывать тот курс, который будет задан правящей верхушкой политической «элиты». В Российской политике существует даже несоответствие названий партий с их реальными принципами. Например, едва ли Либерально-демократическая партия

4. Киселев К.В.Партийное проектирование в современной России: роль идеологии // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2007. 2007 Вып. 7. С. 231-239.

5. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

России действительно является либеральной и демократической. Далеко не всегда российские коммунисты поступают, как коммунисты, а социалисты как социалисты6 В этой связи на много важнее ответить не на вопрос «На сколько идеологизирована российская политика», а на вопрос «На сколько идеологизировано общественное сознание». Ведь идеология создается, в первую, очередь для народа.

Да и сама идеология населению не нужна. Главная причина этого в персонификации власти. Персонификация власти предполагает восприятие власти не как политического института, а как конкретной личности, в которой эта власть воплощается. Личным качествам представителя власти придаётся большее значение, чем законотворчеству, устройству и функционированию госаппарата. На практике это проявляется в том, что люди голосуют не за конкретную политическую партию с ее программой, а за конкретного человека. Если обратиться к региональному аспекту данного феномена, то можно привести результаты социологического опроса проведенного в Воронеже» в феврале 2008 г., согласно которым люди считают, что от президента РФ (42%) их благополучие зависит больше, чем от правительства (21%), Государственной Думы (10%) или Совета Федерации (2%). Влияние губернатора Воронежской обл. (16%) также более значимо, чем областной Думы (8%).7 Весьма схожи на этом фоне выглядят результаты опросов проведенных в Астраханской области, согласно которым более половины населения считает, что ситуация как в стране в целом, так и в регионе зависит от конкретных лиц (президента и губернатора), а не от политических институтов (Государственная Дума ), которые население, кстати, само и выбирает. Отчасти из-за этого на выборах списки партии «Единая Россия» возглавляет В.В. Путин, обеспечивая популярность и необходимую поддержку партии. Именно пер-

6. Киселев К.В. Партийное проектирование в современной России: роль идеологии // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2007. 2007 Вып. 7. С. 231-239.

7. Романович Н.А. К вопросу о персонификации власти в России // Власть 2009, №9, стр. 13-16

Всероссийский журнал научных публикаций № 4(14) 2012

45

сонификацией власти можно объяснить политическую долговечность партии ЛДПР, которая держится на плаву только за счет харизматичности ее лидера В.В. Жириновского.

Таблица 3. От кого, прежде всего, зависит ситуация в нашей области?

Список литературы

1. Зорин, А. Л. Гуманитарные дисциплины в системе негуманитарного образования / А. Л. Зорин // Вопросы образования. - 2006. - № 4

2. Киселев К.В. Партийное проектирование в современной России: роль идеологии // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2007. 2007 Вып. 7. С. 231-239.

3. Киселев К.В. Партийное проектирование в современной России: роль идеологии // Научный ежегодник Института философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2007. 2007 Вып. 7. С. 231-239.

4. Медведев Д. Для процветания всех надо учитывать интересы каждого / Д. Медведев // PRO суверенную демократию. Сборник / сост. Поляков Л. В. -М., 2007. - С. 217-219.

5. Романович Н.А. К вопросу о персонификации власти в России // Власть 2009, №9, стр. 13-16.

6. Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для вузов. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

7. Сурков В. Национализация будущего / В. Сурков // PRO суверенную демократию. Сборник / сост. Поляков Л. В. - М., 2007. - С. 393-411.

От губернатора; 55,8

От чиновников администрации 12,4

От депутатов Государственной думы Астраханской области 4,0

От глав районных администраций; 10,0

От отношения Центра 4,0

От ее жителей; 13,7

Думаю иначе. 0

Таблица 2. От кого, прежде всего, зависит ситуация в стране?

От Президента; 50,2

От правительства; 21,7

От Государственной Думы РФ; 2,4

От региональных властей; 8,4

От самого населения; 15,3

Другое: 4

С другой стороны оппозиционные партии, не имея возможности позиционировать себя на фоне сильного лидера, вынуждены делать акцент на свою предвыборную программу. Таблица 4. Во время выборов вы внимательно изучаете предвыборную программу кандидата?

В целом 18-30 лет 31-45 лет 46-70 лет Более 70 лет

Да, я всегда внимательно слежу 11,7% 10% 10% 15% 15%

По мере возможности 38,9% 50% 35% 25% 30%

Нет, у меня не хватает на это времени 18,9% 48,9% 17,5% 28% 12,5% 20%

Нет, мне это не интересно 15% 13,8% 7,5 22,5% 20%

От меня ничего не зависит 15% 7,5 17,5 27,5% 15%

(В % от общего числа опрошенных в возрастной группе]

Но, как показывают исследования население не особо эти программы и читает, более того, часть населения, бессознательно голосует за того или иного кандидата, не веря в возможность своим голосом как-то повлиять на политический курс в своем государстве («от нас ничего не зависит»).

Таким образом, у политической оппозиции в России есть две возможности для развития, это создания идеологической платформы и ждать когда население ее поймет и оценит или появления сильного и популярного лидера. Идеология исключается. Ведь оппозиция в своем развитии должна постепенно протии три стадии — это оппозиционное поведения, оппозиционная идеология, на основе которой уже в свою очередь будет базироваться оппозиция как субъект политики. Россия в данном случае пытается пойти своим путем и как следствие на некоторые политические проекты приклеивают идеологические ярлыки.

В процессе преодоления идеологического нигилизма, подробно описанного выше, гуманитарные науки должны взять на себя одну из главных ролей — активного участника процесса социализации и воспитания поколения молодых людей, которые понимают и осознают себя как граждане России, граждан демократической страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.