Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСЦИПЛИНА «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хорьков В.В., Шувалов А.М., Варегина И.Е.

профессиональная подготовка и развитие студента - сложный и многогранный процесс, одним из базовых элементов которого является физическое здоровье. В связи с этим, основной задачей учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем учебном заведении является внедрение в студенческую среду ценностей физического воспитания. Повышение эффективности внедрения новых практик при преподавании физической культуры в вузе возможно за счет использования современных информационных технологий. В статье предложены современные информационные технологии, которые могут существенно повысить эффективность внедрения в студенческую среду ценностей физического воспитания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хорьков В.В., Шувалов А.М., Варегина И.Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ,

ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И АДАПТИВНОЙ _ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ_

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ВУЗЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

12 3

Хорьков В.В. , Шувалов А.М. , Варегина И.Е.

'Хорьков Вадим Владимирович - доцент, руководитель спортивного клуба;

2Шувалов Александр Михайлович - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий

кафедрой, кафедра физической культуры;

3Варегина Ирина Евгеньевна - старший преподаватель, директор спортивного комплекса, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Всероссийская Академия внешней торговли министерства экономического развития

Российской Федерации, г. Москва

Аннотация: профессиональная подготовка и развитие студента - сложный и многогранный процесс, одним из базовых элементов которого является физическое здоровье. В связи с этим, основной задачей учебной дисциплины «Физическая культура» в высшем учебном заведении является внедрение в студенческую среду ценностей физического воспитания. Повышение эффективности внедрения новых практик при преподавании физической культуры в вузе возможно за счет использования современных информационных технологий. В статье предложены современные информационные технологии, которые могут существенно повысить эффективность внедрения в студенческую среду ценностей физического воспитания. Ключевые слова: дисциплина «Физическая культура», высшее учебное заведение, учебный процесс, информационные технологии, организация учебного процесса.

Одной из основных проблем современного общества является укрепление и сохранение здоровья молодежи. Состояние здоровья также учитывается работодателями и является важным фактором при приеме выпускников вузов на работу.

Современное студенчество сталкивается с рядом трудностей, связанных с низкой двигательной активностью, высокой интенсивностью учебной нагрузки, проблемами в социальном и межличностном общении, которые негативно влияют на состояние здоровья [1, 2].

В связи с этим одной из приоритетных задач дисциплины «Физическая культура» является внедрение в студенческую среду современных технологий с использованием информационно-технических средств в качестве дополнительного фактора физкультурного образования.

Для решения поставленной задачи, организация образовательного процесса дисциплины «Физическая культура» должна быть направлена на решение ряда подзадач [3]:

- организация в рамках учебных занятий оптимального уровня двигательной активности;

- формирование ценностного отношения к своему здоровью;

- формирование у студентов системы знаний о мерах профилактики различных заболеваний;

- развитие навыков, связанных с получением и обработкой информации для реализации профессионального самообразования и самостоятельного эффективного решения задач здорового образа жизни.

Для повышения эффективности организации и управления самостоятельной работой студентов целесообразно использовать в учебном процессе современные информационно -коммуникативные технологии.

Первое, что необходимо сделать в рамках цифровизации - перевести учебно-методические материалы в цифровую среду, что повысит доступность образовательных ресурсов и мотивацию студентов к расширению получаемых знаний в рамках дисциплины «Физическая культура» [4]. Доступность материалов, особенно в условиях дистанционного образования, позволит обучающемуся самостоятельно выработать ритм усвоения материала. Таким образом, у студента повышается самодисциплина, что позитивно сказывается на всем образовательном процессе.

Повысить доступность образовательной информации можно благодаря использованию интернет-ресурсов и интерактивных материалов: учебных пособий, видео- и аудиолекций, тренажеров виртуальной реальности.

Важным условием для успешного мониторинга психофизического состояния студента является внедрение системы комплексного самоконтроля функционального состояния и физической подготовленности, которая также может быть реализована на интерактивной интернет-платформе. Эта система обеспечит информационную поддержку и своевременное оказание помощи обучающимся [5].

Высокоэффективным средством пропаганды здорового образа жизни являются социальные сети. Принцип работы социальных сетей основан на взаимодействии и взаимосвязи пользователей и социальных групп. Такая структура обеспечивает в виртуальном пространстве равноправное и открытое взаимодействие, что положительно сказывается на взаимодействии преподавателя и студента.

К преимуществам использования социальных сетей можно отнести непрерывность предоставления обучающей информации, вариативность, открытый диалог, возможность выстраивания индивидуальной линии обучения. Социальные сети могут быть использованы не только для передачи информации, но и для ее обработки и хранения.

Онлайн обучение с использованием социальных сетей позволит преподавателю дисциплины «Физическая культура» контролировать выполнение студентами заданий, реализовывать механизм, направленный на повышение самоорганизации и мотивации к самообразованию. Так преподаватель может ограничивать время доступа к обучающим материалам, чередуя его с консультационной работой.

Удобным инструментом передачи емких обучающих материалов, особенно видеоуроков, прикладных программ и т.д., являются облачные сервисы, которые обеспечивают высокую скорость обработки баз данных и низкое использование дискового физического пространства.

Большие перспективы для контроля и анализа состояния здоровья студентов имеет применение технологии Big Data, которая позволит выявить невидимые закономерности и тенденции среди всех предоставленных данных.

Внедрение современных информационно-коммуникативных технологий в программу дисциплины «Физическая культура» сделает учебно-тренировочную работу на практических занятиях и при самостоятельной работе более эффективной.

Современные цифровые технологии обеспечат возможность каждому студенту самостоятельно контролировать индивидуальную образовательную траекторию и осуществлять тренировочную, соревновательную, учебную и социально-коммуникативную виды деятельности. Кроме того, такие принципы цифровых информационных технологий, как открытость, конкурентность, доступность,

61

ответственность и полезность цифровой среды позволят сформировать у студентов

важные профессиональные, коммуникативные и морально-психологические качества.

Список литературы

1. Кусякова Р.Ф. Особенности преподавания физкультуры в вузе / Р.Ф. Кусякова, А.Б. Лопатина // Успехи современной науки и образования, 2016. Т. 1. № 12. С. 3840.

2. Акишин Б.А. Особенности реализации учебного процесса по физической культуре как элективной дисциплины / Б.А. Акишин, Р.А. Юсупов, Э.В. Галимова // Актуальные проблемы физической культуры, спорта и туризма, 2018. С. 50-53.

3. Пащенко А.Ю. Особенности организации учебного процесса по физической культуре в вузе в условиях самостоятельного выбора студентами физкультурно-спортивной специализации / А.Ю. Пащенко, Н.А. Самоловов, Н.В. Самоловова // Мир науки. Педагогика и психология, 2016. Т. 4. №.1.

4. Васенков Н.В. Инновационные методы преподавания физической культуры в вузе / Н.В. Васенков, Э.Ш. Миннибаев // Современные тенденции развития науки и технологий, 2016. № 10-7. С. 72-75.

5. Кутепов М.М. Информационные технологии обучения физической культуре в вузе / М.М. Кутепов, Н.В. Ямбаева, К.А. Елыгина // Азимут научных исследований: педагогика и психология, 2016. Т. 5. № 2 (15).

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РОЛЬ ПРОГУЛКИ В ОЗДОРОВЛЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Лободина Ю.С.

Лободина Юлия Сергеевна - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида, станица Крыловская, Краснодарский край

Аннотация: прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Воспитанники нашего детского сада много играют, двигаются на прогулке. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус. В статье говорится о необходимости для детей прогулок на свежем воздухе в разные времена года.

Ключевые слова: здоровье, физическое развитие, двигательная активность.

Воспитание здорового ребенка - одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Что же такое здоровье? Здоровье - это многогранное, многоуровневое понятие. Согласно Уставу Всемирной Организации Здравоохранения, под здоровьем подразумевается - «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов». Таким образом, здоровье включает физический, психический и нравственный компоненты, то есть здоровье - это система нравственных ценностей и совокупность личных качеств человека, обеспечивающих ему полноценное существование и выполнение своих биологических и социальных функций. Согласно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.