водство стандартной массовой машинотехническои продукции, в т.ч. в аграрном и транспортном машиностроении целесообразно развивать на российских фирмах при широкой кооперации с партнёрами в наиболее развитых странах, а также в регионах и странах, имеющих соответствующие трудовые ресурсы и рынки. Наконец, в тяжёлом, энергетическом, электронном, оптическом
и других особо важных для экономической безопасности отраслях машиностроения и, разумеется, в ОПК необходимо восстановить утраченные позиции на внутреннем и внешнем рынке с помощью фирм с участием государства и институтов развития. Во всех случаях предстоит сформировать индустриальные сети и кластеры, состоящие из фирм нового типа.
' СНГ в 2009 году. Статсборник. — М.: Статкомитет СНГ, 2010. — С.31.
2 2008 г.
3 Включая чистые налоги на продукты.
4 В соответствии с национальными статистическими классификациями видов экономической деятельности.
5 СНГ в 2009 г. — М., 2010. — С. 48-49.
6 Вестник Совета Федерации. — 2010. — № 1-2. — С. 71-73.
7 Кудрин А. Последствия кризиса и перспективы социально-экономического развития России // Вопросы экономики. — 2011. — № 3.
8 Time for a model change: re-engineering the global automotive industry. Maxton C. (ed.). — Cambridge, 2004.
особенности преодоления экономического кризиса в химическом комплексе
В.И. Подвязный,
доцент кафедры экономики и управления Волгоградского государственного технического университета, кандидат экономических наук [email protected]
В статье представлен экономический анализ развития химического комплекса за последние годы. Указаны причины низких темпов технического, технологического и экономического развития. Обоснованы пути ускоренного развития химического производства в ближайшей перспективе.
Ключевые слова: экономический кризис, химический комплекс
УДК 338.45:66
Химический комплекс является базовым сегментом российской промышленности. Он включает в себя два укрупненных вида экономической деятельности: химическое производство и производство резиновых и пластмассовых изделий (рис. 1).
Решение о составе химического комплекса принято Министерством промышленности и энергетики в ноябре 2007 г. и утверждено приказом Минпромэнерго России №119 от 14 марта 2008 г.
В настоящее время предприятия комплекса производят 1,1% мирового объема химической продукции, занимая по объему производства 20-е место в мире [3].
Уже в 2008 году в химическом комплексе произошло снижение объема производства по сравнению с уровнем 2007 года. Дальнейшее снижение объема производства зафиксировано в 2009 г., когда объем производства химической продукции по сравнению с 2008 г. уменьшился на 5,4%.
Снижение объема производства продукции химического комплекса до начала экономического кризиса свидетельствует о наличии внутренних причин, отрицательно влияющих на развитие химических производств. В дальнейшем к внутренним причинам присоединились внешние, связанные с мировым экономическим кризисом. В результате объем химической продукции за последние два года снизился на 10%.
По данным Минпромторга России в 2006 г. доля вклада комплекса в ВВП — 1,7%. Сальдированный финансовый результат— 112,7 млрд руб. Рентабельность продаж — 14,7%. Экспорт — 13,2 млрд долл., импорт — 10,9 млрд долл. Инвестиции в основной капитал — 78,6 млрд руб.
При общем объеме производства более чем в триллион рублей, почти 70% приходится на продукцию низких и средних переделов.
Анализируя структуру экспорта химических товаров приходим к выводу о лидирующей роли минеральных удобрений и
синтетических каучуков. Подавляющая часть оставшейся части экспорта составляют полуфабрикаты, которые технологически перерабатываются за рубежом и в качестве товаров с высокой добавленной стоимостью возвращаются на российский рынок.
Основным направлением выхода из кризисного состояния химического комплекса является значительное увеличение высокотехнологичной, наукоемкой химической продукции с высокой добавленной стоимостью.
Развитие химического комплекса связано с решением двух главных проблем экономики страны: проблемы углубления переработки сырья и проблемы развития высокотехнологичного сектора.
Минпромэнерго России в марте 2008 г. Утвердило стратегию развития химического комплекса до 2015 г. [3].
Инновационное развитие химического комплекса исходит из необходимости увеличить производство химической продукции за период с 2007 по 2015 гг. не менее чем в 3 раза.
Доля продукции химического комплекса в ВВП РФ должна увеличиваться с 1,7% 2006 г. до 2,9% в 2015 г.
Для обеспечения потребности внутреннего и внешнего рынка объемы производства основных видов химической продукции должны составить в 2015 г.:
по минеральным удобрениям — 27, 3 млн т; по полиэтилену — 2,720 тыс. т; по полипропилену — 1028 тыс. т; по поливинилхлориду — 1350 тыс. т; по полистиролу — 705 тыс. т; по синтетическим каучукам — 2,025 млн т; по шинам для грузовых автомобилей — 19 млн т; по химическим волокнам и нитям — 502, 7 тыс. т; по каустической соде — 2250 тыс. т;
Для решения вопросов качественного и количественного увеличения производства химической продукции необходимо
Рис.1 Состав химического комплекса
определить направления развития комплекса и обосновать пути решения поставленных задач. К основным направлениям развития комплекса следует отнести:
— повышение эффективности НИОКР и рост инновационной активности предприятий комплекса;
— дальнейшее совершенствование организационно-правовой структуры;
— совершенствование технической базы;
— обеспечение высококвалифицированными кадрами химических предприятий.
Охарактеризуем каждое из направлений совершенствования работы химического комплекса.
Повышение эффективности НИОКР и инновационной активности предприятий химического комплекса.
Динамика потребления химической продукции на российском рынке до 2015 г. по комплексу, включающему 300 важнейших продуктов химического производства, резиновых и пластмассовых изделий, показывает благоприятные перспективы роста внутреннего спроса на продукцию со стороны населения,
промышленного производства, строительного комплекса, сельского хозяйства, транспорта и других отраслей — потребителей химической продукции. Емкость внутреннего рынка в 2015 г. должна составить 4,7 трлн руб. против 980 млрд руб. в 2006 г. (в ценах соответствующих лет).
Устойчивый рост объема спроса должен сопровождаться постоянным изменением в сторону новой, высокотехнологичной продукции.
Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность НИОКР в химическом комплексе.
По состоянию на 2006 г. научный потенциал химического комплекса состоял из 53 научно-исследовательских организаций, в том числе 24 ФГУПов и 29 акционерных обществ. Научными исследованиями и разработками в области химии и нефтехимии занимаются профильные институты РАН и кафедры ВУЗов, научные подразделения крупных вертикально интегрированных структур и ЦЗЛ отдельных предприятий.
Ряд научных коллективов способен в своей области предложить предприятиям инновационные разработки по актуальным
направлениям развития химического комплекса на уровне мировых достижений, реализация которых сможет коренным образом изменить положение в ряде направлений и приблизить их к уровню, достигнутому в промышленно развитых странах.
Вместе с тем, отечественные компании не проявляют должного интереса к российскому научно-инженерному потенциалу, предпочитая импорт технологий, как более быстрый способ модернизации производства.
В результате деятельность отечественных научных и проектно-конструкторских организаций не оказывает существенного влияния на состояние химического комплекса. Продолжает увеличиваться разрыв между объективными потребностями промышленных предприятий в современных научно-исследовательских разработках и проектно-конструкторских организаций.
Не случайно в России удельный вес отгружаемой инновационной продукции в общем объеме отгружаемой продукции менее 10%, а доля затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженной продукции — менее 3%. Эта величина на порядок ниже аналогичного показателя в химической промышленности Японии, Великобритании, Германии и других стран.
Правительство РФ приняло решение о поддержке НИОКР Имеется ввиду механизм поддержки важнейших инновационных проектов, когда государство берет на себя финансирование самой рискованной части проекта НИОКР, а бизнес принимает обязательства по массовому производству и обеспечению соответствующего объема продаж. Контракт заканчивается не тогда, когда заканчивается бюджетное финансирование, а когда выполнено задание по объему продаж.
Ожидаемый экономический эффект в этом случае может в 5-8 раз превысить затраты из бюджета.
Для повышения эффективности НИОКР в химическом комплексе необходимо:
— повышение уровня участия науки в развитии отрасли, усиление интеграции с предприятиями;
— обеспечение концентрации научно-технического потенциала отрасли, которая позволит направить усилия нескольких коллективов на решение перспективных задач развития промышленных предприятий;
— создание благоприятных правовых и экономических условий для формирования и развития малого инновационного предпринимательства;
— формирование единой стратегии продвижения инновационных продуктов на рынке;
— обеспечение оптимизации расходов предприятий на разработку проектов;
— создание благоприятных условий для привлечения молодых специалистов в научно-техническую сферу.
Механизмы реализации политики в научно-технической и инновационной сфере целесообразно развивать в следующих направлениях:
— концентрация бюджетных и внебюджетных средств для создания и реализации инновационных продуктов;
— создание научно-производственных центров с привлечением частного капитала для обеспечения непрерывности функционирования цикла «наука-производство»;
— формирование финансово-кредитной инфраструктуры с целью комплексной поддержки инновационной деятельности;
— сотрудничество с ведущими высшими учебными заведениями, создание технопарков.
Важное значение имеет готовность ряда крупных химических предприятий инвестировать собственные средства в модер-
Таблица 1
Объем продукции по заявленным и реализуемым инвестиционным продуктам в области производства полимерных материалов (тыс. т) [3]
Наименование полимеров предприятия производителя 2010 г. 20112015 гг.
Полиэтилен
ОАО «Астраханский ГПЗ» 300
Предприятие в Самарской области 200
Полипропилен
ОАО «Астраханский ГПЗ» 300
ОАО «НОВА ТЭК» 200
Поливинилхлорид
ЗАО «Каустик» г. Стерлитамак 40 500
ОАО «Саянскхимпласт» 350
ОАО «Сибур-Нефтехим» 330
ООО «Химпромусолье» 120
Полиэтилентерефталат
ОАО «Нижнекамскнефтехим» 250
низацию уже действующих производств, а также в строительство новых мощностей.
Представление о наличии такой готовности, например, в области производства полимерных материалов, иллюстрируют данные табл. 1.
Государство расширяет спектр форм своего участия в инвестиционном процессе. Наряду с налоговым стимулированием и совершенствованием механизма бюджетных целевых программ в 2005-2007 гг. были созданы Инвестиционный фонд и Банк развития, предназначенные инвестировать в рамках государственно-частного партнёрства существенные суммы и предоставлять государственные гарантии.
Химическая индустрия относится к наиболее капиталоемким отраслям промышленности. По размерам капиталовложений и основного капитала она занимает одно из ведущих мест среди отраслей обрабатывающей промышленности развитых стран мира: в нее направляется от 11 до 16% всех инвестиций и на ее долю приходится 11-14% основного капитала. Высокая капиталоемкость химической промышленности объясняется спецификой ее производства: быстрый физический и моральный износ оборудования по преимуществу сложного, высокотехнологичного; крупные затраты на автоматизацию и электронизацию производства и управления; непрерывное усложнение химических процессов; обеспечение надежности эксплуатации машин и оборудования; необходимость в дорогостоящих очистных сооружениях.
По данным Министерства промышленности и торговли для реализации намеченной программы по развитию химического комплекса необходимо финансирование в объеме 4040,7 млрд руб., в том числе в 2007-2010 гг. — 718,7 млрд руб., в 20112015 гг. — 3322,0 млрд руб.
Реализация финансирования будет осуществляться за счет собственных и привлеченных средств предприятий.
Структура инвестиций в основной капитал представлена в табл. 2
Анализируя показатели таблицы, следует отметить снижение удельного веса инвестиций за счет собственных средств хозяйствующих субъектов с 62% в 2005 г. до 40% в 2015 г. и со-
Таблица 2
Структура источников инвестиций в основной капитал химического комплекса в 2005-2009 гг. и прогноз до 2015 г. [3]
Источники инвестиций 2005 г., факт. 2006 г., факт 2007 г., факт 2008 г., факт 2009 г., факт 2010 г., факт 2015 г., прогноз
Собственные средства 62 56 64 55 50 45 40
Прибыль 30 33 35 30 25 20 15
Амортизация 32 23 29 25 25 25 25
Привлеченные средства 38 44 46 45 50 55 60
Кредиты 28 29 20 30 35 45 55
прочие 10 15 26 15 15 10 5
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
ответствующий рост инвестиций за счет привлеченных средств с 38% до 60%.
Особую актуальность для химического комплекса имеет формирование крупных интегрированных научно-производственных структур, которые позволяют наиболее полно реализовать преимущества законченных технологических цепочек, начиная от добычи и переработки углеводородного сырья до выпуска и реализации продукции высоких переделов.
За последние годы в отрасли образованы крупные корпоративные структуры, которые способны самостоятельно или при поддержке государства организовывать выпуск конкурентоспособной химической продукции. Хотя структура российского химического комплекса ещё далека от развитых стран, экономически оправданным является функционирование уже созданных корпоративных структур, к числу которых относятся:
— ОАО «Сибур Холдинг» (Группа «Сибур»);
— крупнейшая холдинговая компания ОАО «МКХ «ЕвроХим»;
— холдинг ЗАО «ФосАгро»;
— группа ЗАО «Лукойл-Нефтехим»
— вертикально интегрированный холдинг в составе группы ОАО «Лукойл»;
-ОАО»Татнефть»;
-ОАО»Татнефтехиминвест-холдинг»;
— ОАО «ТАИФ».
К числу крупных компаний следует также отнести ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Салаватнефтеоргсинтез», холдинговую компанию «Акрон», ОАО «Уралкалий», ОАО «Сильвинит», ООО «ХК Амтел», ОАО «Тольяттиазот», ОАО «Уфанефтехим», ЗАО «Куйбышевазот», ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Саянскхимпласт» и ряд других.
Неслучайно важные инвестиционные проекты осуществляются на условиях частно-государственного партнерства крупными горизонтально и вертикально интегрированными компаниями. К числу таких проектов, которые будут реализованы до 2015 г. следует отнести:
1. Создание Каспийского газохимического комплекса — организация производства этилена и его производных, и конверсии метана в крупнотоннажную химическую продукцию — 3,7 млрд долл. США (ЗАО «Лукойл-Нефтехим»).
2. Строительство производства пропилена и полипропилена мощностью около 500 тыс. тонн в год по полипропилену на площадке ООО «Тобольск-Полимер» — инвестиции составят около 24 млрд рублей (ОАО «СИБУР Холдинг»).
3. Реализация проекта по созданию нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплекса в г. Нижнекамске (Республика Татарстан) — переработка 7 млн т нефти с получением нефтепродуктов и нефтехимической продукции — 4,8 млрд долл. США (ОАО «Татнефть»).
4. Строительство в Нижегородской области комплекса по производству поливинилхлорида (ПВХ) мощностью 330 тыс. тонн в год (СП с бельгийской фирмой «Сольвей») и реконструкция ЭП-300 — по предварительным оценкам суммарные инвестиции составят около 23,5 млрд рублей (ОАО «СИБУР Холдинг»).
5. Развитие газоперерабатывающих и газофракционирующих мощностей в Западной Сибири с целью увеличения и углубления переработки попутного нефтяного газа, увеличения извлечения и транспортировки широкой фракции легких углеводородов — предполагаемый объем инвестиций 28 млрд рублей (ОАО «СИБУР Холдинг»).
Наряду с крупными химическими компаниями и предприятиями в химическом комплексе успешно функционирует и развивается малый бизнес. В 2006 г. в химическом производстве функционировало 4,9 тыс. малых предприятий, в производстве резиновых и пластмассовых изделий — 6,0 тыс. В них было занято соответственно 87,1 и 98,0 тыс. человек, объем реализованной продукции составил 65,3 и 80,8 млрд руб.
Расширение сети малого предпринимательства в период до 2015 г., благодаря своей мобильности и способности реализовывать новые идеи, позволит улучшить ассортимент товаров бытовой химии, лакокрасочных материалов, изделий из полимерных материалов и других продуктов, а также улучшить их качество и внешний вид.
Увеличение количества малых и средних предприятий способствует созданию новых рабочих мест.
Совершенствование технической базы химического производства является определяющим фактором ускоренного развития комплекса.
В настоящее время в России действуют около 30 предприятий (Уральский, Рузаевский, Моршанский, Пензенский заводы химического машиностроения, Московский и Казанский компрессорные заводы, Нефтехиммаш и др.) по производству химического и нефтехимического оборудования. Часть предприятий химического машиностроения перепрофилировала свою деятельность.
Основная часть производимого отечественного оборудования не отвечает современным требованиям качества, не имеет охранных документов, сертификатов безопасности, систем сервиса и эксплуатационного обслуживания. Без технического перевооружения предприятий химического комплекса на базе современного технологического оборудования невозможна переориентация отрасли в сторону глубокой переработки сырьевых ресурсов. Импортные технологии являются дорогостоящими и часто недоступными (особенно это касается новейшего, высокоэффективного оборудования).
Одним из наиболее сложных вопросов в обеспечении химического комплекса оборудованием является организация производства современного реакторного оборудования. Научно-технический прогресс в химической отрасли ставит перед заводами химического машиностроения задачу — создание технологических линий повышенной единичной мощности, обеспечивающих возможность комплексной переработки сырья и полной автоматизации управления производственными процессами.
Создание реакторов для крупнотоннажных производств может идти двумя путями: за счет увеличения геометрических размеров реакторов и за счет изыскания принципиально новых технических решений при конструировании реакторов.
Увеличение единичной мощности реакторов только за счет изменения их размеров имеет свои физические пределы, определяемые такими факторами, как:
— сложность технологии изготовления, монтажа и доставки;
— увеличение метало- и трудоёмкости;
— сложность эксплуатации (проблемы поддержания оптимальных параметров процесса по сечению и высоте аппарата, сложность перемешивания, увеличение энергоемкости и пр.);
— повышенные требования к надежности;
— необходимость наличия дублирующих мощностей на случай выхода больших агрегатов из строя.
Дальнейший рост единичных мощностей реакторного оборудования требует принципиально новых технических решений. Особое значение приобретает второй путь увеличения единичной мощности аппаратов — за счет использования новых достижений науки и техники. Эти новые решения должны обеспечить интенсификацию процессов путем повышения температуры и давления, применения более активных, стабильных и селективных катализаторов. Основным путем повышения надежности и долговечности реакторного оборудования является применение новых антикоррозионных и высокопрочных материалов для изготовления узлов и деталей аппаратов. При этом преследуются три цели:
— создание и применение новых материалов для изготовления оборудования с повышенной надежностью и долговечностью;
— снижение металлоемкости оборудования;
— сокращение расходов дорогостоящих высоколегированных сталей с сохранением прочностных характеристик оборудования.
Разработку новых видов материалов для изготовления реакторов целесообразно осуществлять в следующих направлениях:
1. Создание «двухслойных металлов». Примером может служить изготовление рулонированных многослойных материалов.
2. Применение сплавов на основе цветных металлов.
3. Применение синтетических материалов и полимерных покрытий. Созданы комбинированные материалы — бипластмассы, состоящие из полиэфирных стеклопластиков и химически стойких термопластов: полиэтилена, полипропилена, поливинилхлорида, винипласта и фторпласта. Испытания различных деталей, узлов и аппаратов из бипластмасс показали возмож-
ность их широкого использования в аппаратуре, работающей в условиях агрессивных сред, при повышенных температурах и давлении.
4. Применение новых футеровочных материалов.
5. Применение керамики и других материалов.
Нуждается в совершенствовании теплообменное оборудование.
Современные теплообменники должны отличать высокая эффективность, компактность, небольшая масса, технологичность конструкций. Исследования и их практическую реализацию целесообразно вести в следующих направлениях:
— усовершенствование конструкций теплообменников, направленное главным образом на увеличение скоростей теплоносителей и повышение степени турбулентности потоков;
— использование развитых поверхностей (оребрённых трубок, пластинчато-ребристых поверхностей);
— создание условий для сокращения срока ремонта теплообменников с минимальными затратами.
Нуждается в совершенствовании кадровое обеспечение предприятий. В комплексе занято 791 тыс. человек, в том числе в химическом производстве — 536 тыс. человек и в производстве резиновых и пластмассовых изделий — 255 тыс. человек.
В течение длительного времени использовался кадровый резерв квалифицированных рабочих и инженерно-технических работников, подготовленный в дореформенный период. Существовавшая ранее система подготовки и переподготовки кадров для химического комплекса, особенно среднего звена, была разрушена. Произошло сокращение количественного и качественного состава научных сотрудников в отраслевых научных и проектно-конструкторских организациях. Существует явный перекос в сторону людей старших возрастов, что вызвано отсутствием в большинстве научных организаций условий для привлечения и закрепления молодых специалистов.
Кадровое обеспечение предприятий целесообразно осуществлять по следующим направлениям:
— совершенствование социально-трудовых отношений на уровне предприятий на условиях социального партнерства при разработке норм, правил, условий и обязательств Гене-
рального тарифного и Отраслевого тарифного соглашений по определению минимальных уровней затрат на оплату труда, на подготовку кадров, на удовлетворение социальных потребностей работников;
— внедрение эффективных форм оплаты труда с учетом рыночных механизмов хозяйствования;
— осуществление мероприятий по созданию безопасных условий труда и снижению производственного травматизма, существенному повышению уровня медицинского обслуживания и профилактики профзаболеваний;
— качественное улучшение общественного питания на производстве;
— создание на крупных предприятиях непрофильных производств для использования высвобождаемых работников;
— разработка и внедрение системы выдачи ссуд молодым специалистам на социальное обустройство, включая приобретение жилья;
— укрепление на средних и крупных предприятиях материально-технической базы подготовки кадров на производстве на новой учебно-технологической и методической основах, развитие внутрифирменного обучения;
— повышение значимости периодической аттестации инженерно-технического персонала и руководителей предприятий от начального до высшего звена управления, воссоздание системы формирования кадрового резерва руководителей различного уровня управления;
— организация подготовки и переподготовки специалистов для работы в условиях присоединения России к ВТО.
Стратегия развития химического комплекса, исключающая кризисные явления, должна обеспечить:
— создание долговременных условий для устойчивого развития предприятий химического комплекса и повышение их конкурентоспособности на внешнем рынке;
— преодоление технологического отставания продукции химического комплекса России от ведущих стран мира;
значительное увеличение химизации отраслей отечественной экономики;
— создание условий для обеспечения экономической, оборонной и экологической безопасности России.
Литература
1. О состоянии промышленного производства в 2008 году и в декабре 2008 года / Минпромторг России. 27 января 2009 г.
2. О состоянии промышленного производства и розничной торговли в январе-декабре 2009 г. / Минпромторг России. 3 февраля 2010 г.
3. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года. Утв. приказом Мин-промэнерго России от 14 марта 2008 г. № 119.
4. Набиуллина Э. Макроэкономические итоги 2008 г. и задачи на 2009 г. // Экономист. — 2009. — № 5.
5. Рязанов В. Антикризисная политика в России: стратегические приоритеты и текущие задачи // Экономист. — 2009. — №12.
6. Годовые отчеты ведущих предприятий химического комплекса за 2008 и 2009 гг.
7. Петраков Н. Пути преодоления экономического кризиса // Вопр. экономики. — 2009. — №12.