Научная статья на тему 'Особенности предупреждения тайного хищения автотранспорта в мегаполисах Российской Федерации'

Особенности предупреждения тайного хищения автотранспорта в мегаполисах Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
710
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙНОЕ ХИЩЕНИЕ / МЕГАПОЛИС / АВТОТРАНСПОРТ / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ПРЕСЕЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адамян Роберт Эдуардович

В статье освещаются актуальные вопросы предупреждения тайных хищений автомобильного транспорта в крупных городах, обращается внимание на уровень развития названных преступлений, определяются мероприятия по снижению показателей тайных хищений. Рассматриваются новые технологии по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию тайного хищения автотранспорта в мегаполисах РФ. Приводится статистика раскрытия тайного хищения автотранспорта в Москве. Рассматриваются меры противодействия тайному хищению автотранспорта с примерами изменения статей в Уголовном кодексе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности предупреждения тайного хищения автотранспорта в мегаполисах Российской Федерации»

УДК 340

Адамян Роберт Эдуардович

соискатель. Московский государственный лингвистический университет; начальник ОРЧ-2 УР ГУ МВД России по Московской области, подполковник полиции [email protected]

Особенности

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ТАЙНОГО ХИЩЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТА В МЕГАПОЛИСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Robert E. Adamyan

applicant. Moscow State Linguistic University;

Head of OIG-2 CP MD MIR in

Moscow region,

police lieutenant colonel

[email protected]

Features warning

THE SECRET THEFT OF VEHICLES IN THE METROPOLIS OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация. В статье освещаются актуальные вопросы предупреждения тайных хищений автомобильного транспорта в крупных городах, обращается внимание на уровень развития названных преступлений, определяются мероприятия по снижению показателей тайных хищений. Рассматриваются новые технологии по предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию тайного хищения автотранспорта в мегаполисах РФ. Приводится статистика раскрытия тайного хищения автотранспорта в Москве. Рассматриваются меры противодействия тайному хищению автотранспорта с примерами изменения статей в Уголовном кодексе Российской Федерации.

Ключевые слова: тайное хищение, мегаполис, автотранспорт, предупреждение, пресечение.

Annotation. The article highlights the urgent issues warning the secret theft of motor transport in major cities draws attention to the level of development of these crimes and defines measures for the decrease of the secret theft ratio. The author explores new technologies for the prevention, detection, suppression and disclosure of the secret theft of vehicles in the metropolitan areas of the Russian Federation. Here are the statistics of disclosure of the secret theft of vehicles in Moscow. The countermeasures to secret theft of vehicles with examples of changes of articles in the Criminal Code of the Russian Federation are discussed.

Keywords: secret theft, metropolis, vehicles, prevention, suppression.

Современный период развития России как независимого государства характеризуется множеством проблем, часть из которых вызвана криминальной ситуацией, что сложилась в стране. Несмотря на активные действия правоохранительных органов, показатели некоторых видов преступлений упорно не снижаются, а преступники начинают вести себя все более изобретательно, стремясь достичь своей цели. Наиболее остро все это проявилось в сфере корыстной преступности, где предметом преступления является автотранспортное средство. С каждым годом преступления в сфере хищения автотранспорта становятся резонанснее, а преступники идут на различные меры - применяют технологические инструменты, вводят владельцев транспорта в заблуждение, переодеваясь в сотрудников правоохранительных органов, используют дорогостоящее автоматическое оружие. Кроме того, похитители транспорта в мегаполисах отлично ориентируются на местности, имеют налаженные связи сбыта краденых машин и стараются не оставлять следов. В таких ситуациях правоохранительные органы не всегда успевают вовремя среагировать, а разработанные ими мероприятия по предупреждению и

пресечению таких преступлений быстро утрачивают актуальность.

Предупреждение преступлений (не только корыстной направленности) является одной из основных задач деятельности правоохранительных органов. То есть, помимо оперативного раскрытия преступлений, правоохранительные органы должны еще и адекватно противодействовать их возможному совершению в будущем. Сотрудники Московской полиции по итогам 2014 года подчеркивают, что раскрытие тайного хищения автомобильного транспорта в мегаполисе происходит достаточно сложно. Процент раскрытых преступлений не превышает 7 %, как правило, грабежи и разбои в отношении транспортного средства раскрываются быстрее, поскольку обычно владелец видит преступника. В случае с тайным хищением свидетелей может не оказаться вообще, к тому же рынки сбыта транспорта в Средней Азии работают хорошо, что позволяет преступникам быстро избавляться от украденной машины [4].

Для того, чтобы быстро и полно раскрыть любое преступление и изобличить виновных лиц при

107

расследовании, необходимо знать определенные уголовно-правовые и криминалистические особенности отдельных видов преступлений, методические принципы их расследования и особенности применения рекомендаций криминалистической техники и тактики в специфических условиях предупреждения и профилактики различных видов преступлений.

А. Резцов выделяет, что предупреждение отдельных видов преступлений представляет собой систему оптимальных приемов и средств деятельности следователя в специфических условиях расследования различных видов преступлений, разработанную для наилучшего решения задач следствия на определенной теоретической и методической основе с учетом уголовно-процессуальных требований уголовноправовой и криминалистической характеристик преступлений [5].

То есть, чтобы разработать действенные и эффективные меры по предупреждению тайных хищений автотранспорта в мегаполисе, необходимо четко знать все особенности совершения этих преступлений. Учитывая, что мир технологий не стоит на месте, преступники прибегают постоянно к различным техническим средствам и инструментам, позволяющим совершить преступление в считанные минуты. В конце 2013 года МВД заявило, что запускает новые технологии розыска украденных автомобилей [2]. ГИБДД были взяты на вооружение технологии, которые позволяют обнаружить любой автомобиль, даже если похитители уже успели сменить номера. Новая система имеет название «Партина», и на уровне Москвы и Московской области она уже эффективно применяется. Данная система является результатом федеральной разработки и призвана объединить в себе всю России, правда, постепенно. Принцип работы системы основан на простом тезисе - «автомобиль не появляется ниоткуда и никуда не пропадает». Система предполагает проведение аналитической работы над информацией о движении транспорта, одновременно она способна получать и обрабатывать массу различной информации, ориентируясь исключительно на движение автомобильного транспорта. Для ее относительно нормального функционирования уже установлено 111 тысяч камер и продолжается постепенное подключение к системе видеофиксаторов.

Безусловно, самостоятельно система не способна разрешить все проблемы тайного хищения транспорта в мегаполисах, прежде всего потому, что не все автотранспортные средства находятся в Москве и области постоянно. К тому же, пока она начнет функционировать нормально, сотрудникам ГИБДД придется работать вдвое активнее, поскольку система может давать и ложные данные, пока находится в начальной стадии использования.

Несмотря на всю эффективность системы, требуется наладить и тесное взаимодействие ГИБДД и владельцев транспорта. Например, для того, чтобы постоянно не ставить машину в гараж или не отгонять ее на стоянку, органы Госавтоинспекции предлагают владельцу спокойно

оставлять машины возле дома, предварительно сообщив об этом. Сообщение является своеобразным сигналом для начала мониторинга системой. Однако пока еще не решен вопрос с операторами мобильной связи, которые должны будут взять на себя расходы по оказанию таких услуг. Дополнительно придется переработать всю базу данных о владельцах транспорта, но не ясно, что делать с незарегистрированным транспортом. Безусловно, сама система очень перспективна, а если она найдет необходимую поддержку у всех заинтересованных сторон, то показатели тайных хищений и угонов транспорта уменьшатся в разы.

В Санкт-Петербурге за кражу только одних регистрационных знаков Законодательное Собрание требует лишать свободы, в связи с такими предложениями даже был подан законопроект в Государственную Думу [1]. Одной из мер предупреждения названной преступности может стать ужесточение мер ответственности, что, по мнению государственных чиновников, может повлиять на снижение количества хищений. В частности, предлагается дополнить УК РФ ст. 325 четвертой частью. Однако позволит ли такое нововведение снизить показатели преступности в сфере хищений автотранспорта? Думается, что нет, поскольку уже сегодня похитители тратят на электронные средства и инструменты более 40 тысяч долларов для того, чтобы совершить запланированное преступление. Предполагаем, что ужесточение ответственности может быть эффективным только в том случае, если вышеназванная система «Паутина» станет действенной и будет способна повлиять на уровень раскрываемости преступности. До этих пор новая часть ст.325 УК РФ вряд ли что сможет изменить.

Полагаем, что для развития и совершенствования мероприятий по предупреждению тайных хищений транспорта в мегаполисах требуется разработка полноценной методики, которая бы постоянно дополнялась. Содержание методики предупреждения отдельных видов преступлений состоит из двух групп вопросов. Одна группа состоит из общих исходных теоретических и методических положений, касающихся криминалистической характеристики преступлений, принципов подхода к разработке средств расследования, структуры расследования и содержания его частей. Другая группа представляет собой методические вопросы расследования конкретных видов преступлений, реализующих общетеоретические, методические положения и рекомендации криминалистической техники и следственной тактики в специфических условиях расследования различных преступлений. Безусловно, многие владельцы транспорта более чем предусмотрительны, они стараются следить за всеми техническими новинками, максимально бережно обращаются со своим транспортом и не пренебрегают услугами Госавтоинспекции. Тем не менее, беспечных водителей все же хватает, поэтому правоохранительным органам необходимо постоянно проводить различные мероприятия по информированию граждан-владельцев автотранспортных средств, обращая внимание

108

на самые актуальные проблемы. Для этого можно использовать не только информационные листовки, но и радио, телевидение [3].

Поскольку каждое преступление по своим обстоятельствам и деталями является индивидуальным и неповторимым, не может быть и вполне одинакового процесса их расследования. Однако каждое преступление, наряду с индивидуальными особенностями, содержит в себе и некоторые общие черты, которые повторяются. Последние зачастую оказываются в способе, механизме и обстановке совершения преступлений, личности субъекта преступления и т.д.

Указанные общие черты позволяют объединить единичные преступные поступки в отдельные виды и типы не только по уголовно-правовым характеристикам, но и по их криминалистическим признакам. Это важно при проведении предупреждения краж и угонов транспортных средств в мегаполисах, которые хоть и имеют много общего между собой, тем не менее, требуют различного подхода. Однако в средствах расследования преступлений, особенно однородных в уголовно-правовом и криминалистическом отношениях, также есть много общего. Это позволяет выработать ряд типовых методик расследования преступлений, группы родственных преступлений, одного вида или его разновидностей. Вместе с тем, в конечном итоге, нельзя требовать от методики расследования, чтобы в ней содержались исчерпывающие методические указания о расследовании каждого конкретного преступления. Это практически невозможно.

Общую ориентацию о направлении расследования, объема и способа установления всех обстоятельств дела дадут, прежде всего, уголовно-

Литература:

1. Баршев В. Знаки до статьи доведут. За кражу регистрационных номеров предложено сажать // Российская газета. 2013. № 6241 (265).

2. Баршев В. Угонщики по пали в камеру. МВД запускает новые технологии розыска автомобилей. URL: http://www.rg.ru/2013/12/10/ugon.html

3. Бахарев А.В. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автотранспорта органами внутренних дел : автореф. дисс. ... к.ю.н. М.,2008. 30с.

4. Московская полиция рекомендует (совместно с ГУВД по г. Москве): раскрытие и профилактика угонов автотранспорта. URL: http://www.echo.-msk. ru/programs/mvd/915294-echo/

5. Резцов А. Работа в новых условиях // Законность. 2009. № 4. С. 39-45.

правовые черты данного преступления (вид преступления, его разновидность, особенности элементов его состава), а также связанные с ними обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу, согласно уголовно-процессуальному закону. Отсюда следует обусловленность методики расследования соответствующими уголовноправовыми данными и предметом доказывания.

В основном же выбор правильного направления расследования, определение обстоятельств, подлежащих установлению по делу, а также комплекса и последовательности необходимых для этого следственных и иных действий зависят от своеобразия криминалистической характеристики преступных действий и следственных ситуаций.

В итоге следует отметить, что тайные хищения транспорта в мегаполисах причиняют немалый ущерб государству, интересам его граждан, негосударственным организациям. В настоящее время противодействию данной преступности уделяется огромное внимание, поскольку государство обязалось гарантировать гражданам нормальные условия жизни и развития, а также провозгласило принцип равной защиты для всех. Для того, чтобы предупреждение тайных хищений и угонов автотранспорта в мегаполисах стало эффективным, требуется определение мер безопасности и мер, снижающих заинтересованность в совершении преступлений. Для разработки мер безопасности требуется повышение уровня защищенности транспорта, разработка и внедрение новых охранных систем и укрепление специальных и доступных мест для защиты автомобильного транспорта. Меры, снижающие заинтересованность, должны базироваться на двух факторах - ужесточении ответственности и усложнении маркировочных элементов транспорта.

Literature:

1. Barshev B. Signs will bring up to the article. For stealing of registration plates they offer to imprison // Russian Gazette. 2013. № 6241 (265).

2. Barshev B. Car thieves have got into the cell. Interior Ministry launches a new technology tracing vehicles. URL: http://www.rg.ru/2013/12/10/ugon.html

3. Bakharev A. V. Criminological characteristics and prevention of burglaries and thefts of vehicles by the bodies of internal Affairs : absrtact. dis. ... cand. jurisp. 2008. 30 p.

4. Moscow police recommends (with the police de-

partment of the city of Moscow): Disclosure and prevention of the theft of vehicles. URL: http://www.-

echo. msk. ru/programs/mvd/915294-echo/

5. Reztsov A. Work under the new conditions // Law. 2009. № 4. P. 39-45.

109

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.