УДК 343.85
ББК 67.518.2 DOI 10.25724/VAMVD.CXYZ
А. Ф. Федоров, И. В. Ботвин
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕЦИДИВНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕГИОНЕ
(ПО МАТЕРИАЛАМ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
В представленной статье рассматриваются проблемы профилактики региональной рецидивной преступности как с научной, так и с практической точки зрения. При ее анализе особое внимание уделено понятийному аппарату, используемому в настоящей работе, в частности детально изучены термины «рецидивная преступность» и «предупреждение преступности». На основе изучения массива материалов Главного управления МВД России Алтайского края, социально-экономической ситуации в стране, действующей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность государства по профилактике рецедивной преступности, подробно анализируется и подвергается критике существующий комплекс мер, направленных на предупреждение повторной преступности в регионе. Авторы приходят к выводу о том, что в принимаемых и действующих сегодня комплексных программах необходимость осуществления борьбы с рецидивной преступностью часто только декларируется, однако реальная картина показывает критичность возникшей проблемы и необходимость скорейшего вмешательства в нее со стороны государства.
Ключевые слова: рецидив, рецидивист, профилактика, предупреждение преступлений, региональная преступность.
A. F. Fedorov, I. V. Botvin
FEATURES OF THE PREVENTION OF RECIDIVISM IN THE REGION
(ON MATERIALS OF THE ALTAI TERRITORY)
The article deals with the problems of prevention of regional recidivism from both scientific and practical points of view. While studying the presented problem, special attention is paid to the conceptual apparatus used in this paper, in particular, the terms "recedive crime" and "crime prevention"are studied in detail. On the basis of the study of the array of materials of the Main Departemment of the Ministry of Internal Affairs of Russia of the Altai territory, the socio-economic situation in the country, the existing legal framework governing the acts of the state to prevent recedive crime, the authors analyze in detail and criticize the existing set of measures aimed at preventing re-crime in the region. The authors come to the conclusion that in the complex programs adopted and currently in force, the need to combat recidivism is often only declared, but the real picture shows the criticality of the problem and the need for early intervention by the state.
Key words: recidivism, recidivist, prevention, crime prevention, regional crime.
«Проблема преступности во все времена была и остается актуальной, является предметом глубокого изучения лучших мыслителей человечества, поскольку теоретическое объяснение сущности преступности как социального явления и познание ее причин дают возможность выработать меры предупреждения» [1, а 3—4]. Применительно к данному высказыванию С. И. Курганова необходимо констатировать, что как это ни парадоксально, но до сих пор в науке нет единого и четкого понимания термина «рецидивная преступность». Н. А. Коломытцев понимает под ней группу всех, входящих в понятие рецидива преступных посягательств, зарегистрированных должным образом, а также латентных преступлений в конкретный период [2, а 3]. С точки зрения Г. Ф. Хохрякова, рецидивная преступность представляет собой преступность лиц, которые
уже претерпевали уголовное наказание либо иные меры, заменяющие его в соответствии с положениями закона, независимо от факта снятия или гашения судимости за ранее совершенные посягательства, а также лиц, к которым меры уголовно-правового воздействия по законным причинам не применялись [3, а 295]. В. Н. Кудрявцев и В. Е. Эми-нов считают, что рассматриваемый вид преступности сочетает в себе повторно или многократно совершенные одним и тем же лицом преступные деяния, безотносительно к тому, имел ли место факт привлечения к уголовной ответственности или нет [4, а 617—621].
Становится очевидной правильность высказывания И. И. Карпеца о том, что для многих ученых выработка определения того или иного термина сводится к оттачиванию своей научной мысли,
которое заключается в максимально краткой дефиниции, чтобы читающий разглядел содержание, сущность и составные части исследуемого явления [5, с. 16]. Тем не менее из анализа всех формулировок можно сделать вывод о том, что большинство авторов не придерживаются тех канонов, которые установлены в ч. 1 ст. 18 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ), т. е. у них нет упора на уголовно-правовой (легальный) рецидив при конструировании понятия рецидивной преступности. В связи с этим в аналитических материалах Главного информационно-аналитического центра МВД России при характеристике рецидивной преступности в основном присутствуют такие выражения, как «преступления совершены лицами, ранее совершавшими преступления, в том числе ранее судимыми», а при характеристике личности преступников к данным признакам еще добавлен показатель — «совершивших преступления, признанные опасным или особо опасным рецидивом».
Как указывают сотрудники Штаба ГУ МВД России по Алтайскому краю, принимаемые сегодня меры социальной адаптации, обеспечения жилыми помещениями и помощи в трудоустройстве лиц, освободившихся из мест лишения свободы, проводимая с ними социально-психологическая и проф-ориентационная работа не позволили сократить число лиц рассматриваемой категории, которые вновь встали на преступный путь. Так, за последние 5 лет их количество увеличилось с 10 977 до 16 978 человек (удельный вес возрос с 43,3 % до 63,7 %) [6, с. 221—223].
Результаты проведенного комплексного исследования криминальной ситуации в регионе [7, с. 197—218] позволили сделать однозначный вывод о том, что рецидивная преступность имеет неблагоприятные тенденции развития не только в количественном, но и в качественном плане. Заметно явное ухудшение структуры рецидивной преступности в крае, связанное с существенным увеличением доли преступлений, имеющих повышенную общественную опасность, и умеренным ростом доли менее опасных преступлений.
Таким образом, возникла острая необходимость в модификации подходов к профилактической деятельности, а также в разработке и совершенствовании комплекса мер по предупреждению рецидивной преступности в регионах.
Предупреждение преступности, по мнению С. М. Иншакова, — это целенаправленная деятельность государственных, муниципальных и общественных органов, способствующая удержанию населения от совершения преступных посягательств. Сущностью профилактики преступных деяний выступает предупреждение отдельно взятых посягательств, т. е. не преступности в стране в целом, а в конкретной ее части. Если говорить
о преступности как о социальном явлении, то применение термина «предупреждение» видится не совсем подходящим, поскольку предупредить можно лишь то, что еще не произошло [8, с. 78]. С этой точки зрения сам термин не бесспорен, однако он принят научным сообществом и правоприменителями, что делает его модификацию или глобальное видоизменение нецелесообразными. Вместе с тем он определяет причины, условия и факторы преступности, а также меры по удержанию населения от совершения преступлений.
Важно отметить, что наряду с названным термином широко применяются и другие: пресечение, профилактика, предотвращение.
Федеральный закон «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации» от 23 июня 2016 г. № 182-ФЗ берет за основу термин «профилактика правонарушений» и трактует его как совокупность мер социального, правового, организационного, информационного и иного характера, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, а также на оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения правонарушений или антиобщественного поведения.
Приказ МВД России «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений» от 17 января 2006 г. № 19 (вместе с Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений) дает определение понятию «предупреждение преступлений органами внутренних дел» — это деятельность служб, подразделений и сотрудников органов внутренних дел, осуществляемая в пределах их компетенции, направленная на недопущение преступлений путем выявления, устранения или нейтрализации причин, условий и обстоятельств, способствующих их совершению, оказания профилактического воздействия на лиц с противоправным поведением.
Однако специально выделенных мер по профилактике преступного рецидива в приведенных актах не имеется. Отсутствует на текущий момент и документ на уровне закона Алтайского края. Вместе с тем в настоящее время в регионе уже есть положительные примеры в виде ряда нормативных актов, которые направлены как на снижение уровня преступности в целом на территории края, так и отдельных ее проявлений. Это такие документы, как:
— постановление Администрации Алтайского края «Об утверждении государственной программы Алтайского края „Обеспечение прав граждан и их безопасности" на 2015—2020 годы» от 19 декабря 2014 г. № 573 (ред. от 07.04.2017), предусматривающее меры по организации социальной реабилитации лиц, освобожденных из мест
лишения свободы, лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы;
— распоряжение Администрации Алтайского края «О мерах по обеспечению правопорядка в Алтайском крае» от 7 ноября 2012 г. № 464-р, направленное на активизацию на административных участках работы участковых уполномоченных полиции по профилактике правонарушений; разработку комплекса мер, ориентированных на профилактику уличной преступности, незаконного распространения алкоголя и наркотических средств; широкое использование потенциала народных дружин, казачьих обществ и иных общественных объединений; профилактические проверки по месту жительства осужденных к наказанию без изоляции от общества; подготовку и размещение в средствах массовой информации материалов о деятельности филиалов уголовно-исполнительной инспекции Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, их роли в профилактике рецидивной преступности и др. С учетом этого, по нашему мнению, при имеющихся статистических показателях преступного рецидива наступило время, когда нужно говорить о необходимости принятия самостоятельного закона Алтайского края, который бы обеспечил комплексную, системную профилактическую работу по снижению рецидивной преступности в крае. Вместе с тем по логике всей профилактической работы по недопущению рецидива, полагаем, что начинать ее нужно, безусловно, еще на этапе исполнения приговора за первое преступление, в силу того что уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации имеет своими целями исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений ими и иными лицами.
Основными средствами исправления осужденных являются установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие. Данные средства применяются к осужденным с самого первого дня исполнения приговора, однако особое внимание нужно уделить индивидуальной работе с осужденными по подготовке их к освобождению не менее, чем за полгода до окончания срока.
А. Т. Потемкина отмечает, что подготовку к освобождению правомерно рассматривать в широком и узком смысле:
— в широком: это комплекс мероприятий, проводимых с осужденными с первых дней пребывания в колонии, направленных на их исправление;
— узком: это работа с конкретным осужденным в период, непосредственно предшествующий освобождению, направленная на оказание помощи по нормализации или восстановлению полезных социальных связей, предварительное решение
вопросов трудового и бытового устройства; психологическая подготовка к условиям жизни на свободе [9, а 205].
По мнению В. Е. Южанина, для объективной оценки степени исправления освобождаемых и среды их предстоящей адаптации к жизни в обществе, построения конкретной профилактической работы с ними за шесть месяцев до освобождения нужно проанализировать причины и условия совершения преступлений, за которые они отбывали наказание. Эта информация может быть получена, в частности, от осужденных, вставших на путь исправления, родственников, из ответов правоохранительных органов на запросы [10, а 44].
Представляется, что особое внимание следует уделить завершающему этапу отбывания наказания, где должна вестись эффективная работа по нравственно-психологической подготовке осужденных к освобождению из мест лишения свободы, созданию условий для ресоциализации, оказанию им помощи в трудоустройстве и поиске места жительства, поскольку постоянный источник финансового дохода является одним из основных гарантов снижения преступности [11, а 167—169]. Данные вопросы нашли отражение в Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, а также в распоряжении Правительства Российской Федерации «О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года» от 14 октября 2010 г. № 1772-р. Концепция предусматривает для лиц, заканчивающих отбывание длительных сроков лишения свободы, различные дополнительные возможности, среди которых: а) прохождение специальных тренингов; б) перевод в колонию-поселение с разрешением кратковременных выездов к месту предполагаемого жительства; в) создание условий для подготовки освобождающихся лиц к дальнейшей постпенитенциарной адаптации через службу пробации.
Кроме того, в каждом регионе Российской Федерации необходимо создавать центры по оказанию помощи и социальной адаптации, где будут функционировать психологическая и наркологическая службы. При таком подходе возможно соблюдение главных условий для успешной реабилитации: сочетание помощи освобожденным от наказания лицам с должным социальным контролем за ними.
М. В. Королева применительно к противодействию рецидивной преступности предлагает два основных направления:
— борьба с рецидивной преступностью должна быть включена в качестве раздела в комплексную программу профилактики преступлений;
— профилактика преступного рецидива может проводиться на основе специального плана.
В первом случае в качестве позитивного момента следует выделить комплексный подход к решению проблемы профилактики рецидива преступлений
наряду с решением других криминологических проблем, а также возможность привлечения к этому более широкого круга субъектов предупредительной работы, в том числе занимающихся профилактикой других видов преступности. Во втором — явным преимуществом будет возможность запланировать максимально конкретные и детально разработанные меры, которые часто отсутствуют в общих планах в силу их и без того больших объемов. По мнению автора, оба этих направления в идеале должны сочетаться друг с другом и предусматривать:
— новые формы и методы индивидуальной профилактической работы;
— меры, направленные на повышение качества взаимодействия учреждений, исполняющих наказания с органами внутренних дел региона;
— меры, предусматривающие более строгий социальный контроль в отношении ранее судимых лиц, а также в отношении лиц, отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы;
— меры, повышающие эффективность административного надзора;
— необходимую помощь общества лицам, которые отбыли наказание и нуждаются в ней;
— улучшение и совершенствование мер по информационному обеспечению профилактики преступного рецидива;
— меры, направленные на улучшение качества выявления и анализа детерминант рецидива преступлений, в том числе связанные с непосредственной характеристикой личности рецидивистов;
— меры правового и медицинского характера по профилактике наркомании, пьянства и алкоголизма как среди осужденных, так и среди отбывших наказание лиц [12, а 853-855].
В связи с этим в территориальных органах внутренних дел Алтайского края организована профилактическая работа с ранее судимыми лицами. Кроме того, сотрудники полиции участвуют в осуществлении контроля за поведением лиц, осужденных за совершение преступления, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.
Отдельное место в профилактике повторной преступности занимает профилактическая работа с поднадзорными лицами. В декабре 2014 г. вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 514-ФЗ, предусматривающий усиление уголовной ответственности лиц, находящихся под административным надзором (ч. 2 ст. 314.1 УК РФ). Данная норма направлена на повышение эффективности административного надзора и, как следствие, на сокращение рецидивной преступности.
По итогам прошедшего года сотрудниками территориальных органов внутренних дел Алтайского края было возбуждено 102 уголовных дела за ук-
лонение от административного надзора (ст. 314.1 УК РФ), в том числе 70 — по ч. 2 ст. 314.1 УК РФ. В настоящее время сотрудниками полиции осуществляется контроль за поведением 11 917 лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
В 2017 г. сотрудники полиции приняли участие в проводимой по инициативе Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю оперативно-профилактической операции «Профилактика», направленной на предупреждение и профилактику повторных преступлений и правонарушений среди осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, состоящих на учете в филиалах уголовно-исполнительной инспекции края. В ходе операции сотрудниками органов внутренних дел края совместно с сотрудниками филиалов уголовно-исполнительной инспекции осуществлено: а) 2 230 проверок по месту жительства лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; б) 120 лиц указанной категории направлены для трудоустройства в центры занятости; в) 62 лица — на обследования врачом-наркологом. Участковыми уполномоченными полиции направлено в уголовно-исполнительные инспекции 63 ходатайства в отношении данной категории лиц о возложении дополнительных обязанностей и ограничений либо о замене условной меры наказания на лишение свободы.
Сотрудниками Уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю в отношении лиц, нарушающих порядок и условия отбывания наказания, направлено в суды 130 представлений, в том числе о возложении дополнительных обязанностей — 46, на продление испытательного срока — 52, на замену наказания лишением свободы — 32.
В целях повышения эффективности профилактической деятельности служб и подразделений территориальных органов внутренних дел по предупреждению повторных преступлений со стороны ранее судимых лиц с 27 по 30 марта 2017 г. на территории края была проведена оперативно-профилактическая операция «Рецидив» с привлечением сотрудников уголовно-исполнительных инспекций, внештатных сотрудников полиции, членов народных дружин. В ходе операции было осуществлено 11 184 проверки лиц, представляющих профилактический интерес, в том числе 5 396 — осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы.
При отработке жилого сектора выявлено 496 административных правонарушений со стороны про-филактируемых лиц, в том числе 100 — за нарушение антиалкогольного законодательства, 12 — за совершение мелкого хулиганства, 301 — за несоблюдение административных ограничений и невыполнение обязанностей, устанавливаемых при ад-
министративном надзоре, 83 — за иные административные правонарушения.
Для предупреждения и пресечения нарушений общественного порядка со стороны лиц, осужденных без изоляции от общества, участковыми уполномоченными полиции направлено в уголовно-исполнительные инспекции 135 ходатайств в отношении данных лиц о возложении дополнительных обязанностей и ограничений либо о замене условной меры наказания на лишение свободы. Кроме того, сотрудниками полиции направлено в уголовно-исполнительные инспекции 76 материалов о фактах неисполнения возложенных обязанностей и установленных ограничений.
При проведении профилактических мероприятий особое внимание уделяется проверке поведения в быту лиц, относящихся к «группе риска» (страдающих алкогольной, наркотической зависимостью, склонных к агрессии, неоднократно судимых). Нарушители порядка привлекались к административной ответственности. Информация о совершенных административных правонарушениях своевременно направлена в филиалы Уголовно-исполнительной инспекции Федеральной службы исполнения наказаний России по Алтайскому краю.
В целях профилактики повторной преступности, атакже при выявлении фактов неисполнения возложенных на осужденных обязанностей и установленных ограничений в территориальные подразделения Уголовно-исполнительной инспекции
1. Курганов С. И. Криминология: учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2012. 183 с.
2. Коломытцев Н. А. Особо опасный рецидив преступлений и борьба с ним: моногр. М.: Криминологическая ассоциация, 2001. 221 с.
3. Хохряков Г. Ф. Криминология: учебник / отв. ред. В. Н. Кудрявцев. М.: Юристъ, 2002. 511 с.
4. Криминология: учебник / под ред. В. Н. Кудрявцева и В. Е. Эминова. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: Инфра-М, 2009. 800 с.
5. Карпец И. И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Российское право, 1992. 432 с.
6. Федоров А. Ф. Характеристика лиц, совершивших преступления повторно на территории Алтайского края // Государство и право в эпоху глобальных перемен: материалы междунар. на-уч.-практ. конф. Барнаул, 2017. С. 221—223.
7. Комплексный анализ криминальной ситуации в регионе: теория, методология, практика: монография / под общ. ред. Р. М. Абызова. Барнаул: БЮИ МВД России, 2018. 299 с.
8. Иншаков С. М. Криминология: учебник. М.: Юриспруденция, 2000. 432 с.
направлено 170 ходатайств на продление испытательного срока и вменение дополнительных обязанностей, 219 — на отмену (замену) условной меры наказания на реальное лишение свободы. По представлениям сотрудников филиалов Уголовно-исполнительной инспекции судами произведено 380 замен (отмен) условного осуждения на реальное лишение свободы, 775 подучетным продлен испытательный срок, на 692 возложены дополнительные обязанности. Вместе с тем статистика однозначно говорит о недостаточности проводимых мероприятий и принимаемых мер. Следует согласиться с мнением И. Г. Возжанниковой о том, что одним из важнейших направлений современной уголовной политики является сокращение рецидива преступлений за счет совершенствования уголовного законодательства, практики его применения, а также повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи [13, а 12].
Таким образом, в принимаемых и действующих сегодня комплексных программах только декларируется необходимость осуществления борьбы с рецидивной преступностью, однако реальная картина показывает критичность возникшей проблемы и необходимость скорейшего вмешательства со стороны государства.
1. Kurganov S. I. Criminology: textbook. 3rd ed.: Moscow: UNITY-DANA: Law and law, 2012. 183 p.
2. Kolomyttsev N. A. Especially dangerous recurrence of crimes and fight against it: monograph. Moscow: Criminological Association, 2001. 221 p.
3. Khokhryakov G. F. Criminology: textbook / ed. by V. N. Kudryavtsev. M.: Lawyer, 2002. 511 p.
4. Criminology: textbook / edi. by V. N. Kudryavtsev, V. E. Eminov. 4th ed. Moscow: Norma, Infra-M, 2009. 800 p.
5. Karpets I. I. Crime: illusions and reality. Moscow: Russian law, 1992. 432 p.
6. Fedorov A. F. the Characteristics of persons who have committed crimes repeatedly in the territory of the Altai territory // State and law in the era of global change: proceedings of the international scientific-practical conference. Barnaul, 2017. P. 221—223.
7. Complex analysis of the criminal situation in the region: theory, methodology, practice: monograph / ed. by R. M. Abyzov. Barnaul. 2018. 299 pp.
8. Inshakov S. M. Criminology: textbook. Moscow: Jurisprudence, 2000. 432 p.
9. Punishment and correction of criminals. Handbook / ed. by Yu. M. Antonyan. Moscow: Institute of Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 1992. 392 p.
9. Наказание и исправление преступников: пособие / под. ред. Ю. М. Антоняна: М.: НИИ МВД РФ, 1992. 392 с.
10. Южанин В. Е. Методические рекомендации по работе с лицами, освобождаемыми и освобожденными из мест лишения свободы. Рязань: Ин-т права и экономики МВД России, 1996. 46 с.
11. Ботвин И. В. Предупреждение преступности лиц, не имеющих постоянного источника дохода (на примере Алтайского края) // Вестник БЮИ МВД России. 2017. № 2. С. 167—169.
12. Криминология: учебник для вузов / под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд. перераб. и доп. М.: Норма, 2005. 912 с.
13. Возжанникова И. Г. Рецидив преступлений в уголовном праве России: понятие, виды, значение: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2016. 28 с.
© Федоров А. Ф., Ботвин И. В., 2018
10. Yuzhanin V. E. Methodical recommendations on work with persons released and released from prison. Ryazan: Institute of law and Economics of the Ministry of internal Affairs of the Russian Federation, 1996. 46 p.
11. Botvin I. V. Crime Prevention of persons without a permanent source of income (on the example of the Altai territory) // Vestnik BLI MIA of Russia. 2017. No 2. P. 167—169.
12. Criminology: textbook for universities / ed. by A. I. Dolgova. Moscow: Norma, 2005. 912 p.
13. Vozzhannikova I. G. Recidivism in the criminal law of Russia: concept, types, significance: abstract. dis ... kand. the faculty of law. sciences'. Moscow, 2016. 28 p.
© Fedorov A. F., Botvin I. V., 2018
* * *
УДК 343.5
ББК 67.408.115 DOI 10.25724ZVAMVD.DABC
А. С. Ханахмедов
ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА ВОВЛЕЧЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО
В СОВЕРШЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ЭКСТРЕМИСТСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
В статье рассматриваются вопросы уголовной ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступлений экстремистской направленности. Исследуются спорные моменты толкования закона, связанные с квалификацией этого преступления, проблема его предупреждения, а также проблемы отграничения вовлечения несовершеннолетнего в преступление экстремистского характера от смежных составов. По итогам исследования вопросов ответственности за вовлечение несовершеннолетнего в преступления экстремистской направленности, отмечено, что основной уголовно-правовой нормой выступает ч. 4 ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, в которую с 2007 г. введено положение, предусматривающее ответственность за совершение этого преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы. Эта уголовно-правовая норма в ее последней редакции существенно изменила правовой характер ст. 150 Уголовного кодекса Российской Федерации, фактически приравняв ее к составам, направленным на охрану государственной власти.
Ключевые слова: вовлечение несовершеннолетнего, вовлечение в преступление, экстремистские преступления.
A. S. Khanahmedov
THE PROBLEMATIC ISSUES OF LIABILITY
FOR INVOLVEMENT OF MINOR IN COMMITTING CRIMES OF EXTREMIST ORIENTATION
The article deals with the issues of criminal liability for involving a minor in the commission of extremist crimes. The disputable questions of interpreting the law connected with the qualification of this crime, the problem of its prevention, as well as the issues of delimitation of involving a minor in the crime of an extremist nature