Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
185
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональная деформация / профилактика изменений / особенности психики / психологическая культура / личность / professional deformation / prevention of changes / peculiarities of psyche / psychological culture / personality

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Е.Ю. Пономарева

В работе проанализированы проблемы профессиональной деформации личности психолога, влияющей на характер его поведения, коммуникации, взаимоотношений с окружением и отношения к самому себе. В статье указаны различные подходы к данному вопросу, а также причины возникновения и факторы, обеспечивающие возможность предотвращения их появления. Проблема профессиональной деформации рассматривается в психологическом аспекте и затрагивает не только функционирование в профессии, но и сферу жизнедеятельности. В статье делается вывод о том, что профессиональная деформация появляется из-за включения в пространство профессиональной деятельности личности в качестве главного инструмента. Во многом она зависит от уровня психологической культуры специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

The paper analyzes problems of professional deformation of the personality of a psychologist, which affects the nature of his behavior, communication, relationships with the environment and attitudes towards himself. The article indicates various approaches to this issue, as well as the causes and factors that make it possible to prevent their occurrence. The modern professional environment requires a specialist to immerse himself in the working atmosphere as much as possible. Readiness for self-development, deepening knowledge, acquiring new competencies in their field, deep concentration on work are among the fundamental qualities of career growth. The problem of professional deformation is considered in a psychological aspect and affects not only the functioning in the profession, but also the sphere of life. The article concludes that professional deformation appears due to the inclusion in the space of professional activity of the individual as the main tool. In many ways, it depends on the level of psychological culture of the specialist.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ»

5. Hrustova L.E. Rol' formirovaniya imidzha prepodavatelya vuza v usloviyah razvitiya cifrovyh tehnologij. Cifrovaya gumanitaristika i tehnologii v obrazovanii. 2020: 158-162.

6. Abdurahmanova P.D., Ajsuvakova T.P., Alekseeva E.N. i dr. Organizaciya obrazovatel'nogo processa v kontekste sovremennyh sociokul'turnyh realij. Moskva: RosNOU, 2022.

7. Chistyakova N.V., Ajsuvakova T.P. Metakognitivnaya model' sovladayuschego povedeniya sub'ekta v period 'epidemii SOVlD-19. Psiholog. 2020; № 3: 29-36.

8. Prilepskih O.S., Ajsuvakova T.P., Sorokopud Yu.V. Vozmozhnosti cifrovoj obrazovatel'noj sredy v razvitii lichnostnogo potenciala studentov. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2020; № 69-1: 353-356.

Статья поступила в редакцию 05.04.23

УДК 378

Ponomareva E.Yu., Cand. of Sciences (Psychology), Professor, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: astra.59@bk.ru

FEATURES OF PREVENTION OF PROFESSIONAL DEFORMATIONS OF FUTURE PSYCHOLOGISTS. The paper analyzes problems of professional deformation of the personality of a psychologist, which affects the nature of his behavior, communication, relationships with the environment and attitudes towards himself. The article indicates various approaches to this issue, as well as the causes and factors that make it possible to prevent their occurrence. The modern professional environment requires a specialist to immerse himself in the working atmosphere as much as possible. Readiness for self-development, deepening knowledge, acquiring new competencies in their field, deep concentration on work are among the fundamental qualities of career growth. The problem of professional deformation is considered in a psychological aspect and affects not only the functioning in the profession, but also the sphere of life. The article concludes that professional deformation appears due to the inclusion in the space of professional activity of the individual as the main tool. In many ways, it depends on the level of psychological culture of the specialist.

Key words: professional deformation, prevention of changes, peculiarities of psyche, psychological culture, personality

Е.Ю. Пономарева, канд. психол. наук, проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного

образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта,

E-mail: astra.59@bk.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

В работе проанализированы проблемы профессиональной деформации личности психолога, влияющей на характер его поведения, коммуникации, взаимоотношений с окружением и отношения к самому себе. В статье указаны различные подходы к данному вопросу, а также причины возникновения и факторы, обеспечивающие возможность предотвращения их появления. Проблема профессиональной деформации рассматривается в психологическом аспекте и затрагивает не только функционирование в профессии, но и сферу жизнедеятельности. В статье делается вывод о том, что профессиональная деформация появляется из-за включения в пространство профессиональной деятельности личности в качестве главного инструмента. Во многом она зависит от уровня психологической культуры специалиста.

Ключевые слова: профессиональная деформация, профилактика изменений, особенности психики, психологическая культура, личность

Высокий статус профессии психолога в современном обществе детерминировал возрастание требований и условий научного изучения проблемы профессионального формирования будущих специалистов в данной области, создания предпосылок для успешности их деятельности. В настоящее время недостаточно изучен вопрос воздействия профессии на личность психолога. В процессе профессионализации обычно происходит преобразование в структуре личности. У узкого специалиста нарастают и активно формируются черты, способствующие результативной реализации работы. В то же время подавляются и даже разрушаются структуры, не принимающие участия в процессе специализации. При условии негативного развития изменений, подрывающих целостность личности, снижающих ее стабильность и потенциал адаптации, их относят к профессиональным деформациям. В наши дни отечественные ученые и практикующие специалисты наряду с исследованием положительных трансформаций заинтересовались деструктивным влиянием профессиональной деятельности на все сферы жизни человека [1-8].

Деформирующая направленность в различной степени характерна для любого вида деятельности, но особенно часто встречается у представителей профессий типа «человек - человек», связанных с общением с людьми и решением их проблем. Психологам приходится подвергаться колоссальным физическим и психическим перегрузкам. От них часто требуются решительные действия, умение рисковать. Такие отличительные черты существенно влияют на личностные характеристики, вызывая профессиональную деформацию, выражающуюся в поведении, которое порождает негативное восприятие окружающих и расходится с профессиональной этикой.

Цель данной статьи - изучить причины возникновения и факторы, обеспечивающие возможность предотвращения профессиональной деформации личности психолога.

Основные задачи статьи видятся в следующем: рассмотреть подходы к изучению проблемы профессиональной деформации личности психолога; определить основные факторы, обеспечивающие возможность предотвращения профессиональной деформации личности психолога.

Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что в работе проанализированы проблемы профессиональной деформации личности психолога, влияющей на характер его поведения, коммуникации, взаимоотношений с окружением и отношения к самому себе. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания о профессиональной деформации личности психолога. Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует личностному развитию будущих психологов.

Профессиональной деформацией является изменение качеств личности, происходящее под воздействием продолжительного осуществления трудовой деятельности, преимущественно затрагивающее область стереотипного восприятия, ценностных установок, манеры поведения в обществе и коммуникации с окружающими. Еще в процессе выбора будущей профессии человек, планирующий свое будущее, обладает качествами, характерными для выбранной деятельности. Профессиональная деятельность обычно усиливает эти личностные свойства, подчеркивает и отчетливо выделяет их. В некоторых случаях работа объясняет эти качества, позволяет им существовать и проявляться [1, с. 28]. Безусловно, стартовые особенности способствуют выбору специальности, являясь плодотворной почвой для развития профессиональной деформации. Процесс изменения начинается уже в годы учебы, запуская у студентов деструкцию общепринятых житейских установок и стереотипов. На самом деле ничего плохого в этом нет. За счет учебы и дальнейшего освоения профессии личность человека трансформируется: он усваивает множество коммуникативных умений, начинает лучше разбираться в самом себе.

Профессиональная деформация происходит за счет переноса профессиональных норм в бытовое пространство и сферу непрофессиональной коммуникации. В ней обычно выделяют две составляющих. Первая из них представляет собой стимулы и мотивы, подтолкнувшие личность к выбору профессии до начала трудовой деятельности, например, высокий уровень эмпатии. Ко второй относятся качества, формирующиеся у специалиста после включения в работу. При этом первые особенности усиливаются и являются причиной образования новых личностных деформаций [4, с. 185].

В научных кругах существует несколько концепций, объясняющих возникновение профессиональной деформации. В трудах отечественных авторов были отражены методы объяснения инструментов отрицательного влияния профессии на личность, сформулирована сущность профессиональной деформации как психологического образования, развивающегося вследствие неблагоприятной профессиональной эволюции личности и негативно воздействующего на все жизненно важные грани личности: мотивацию, потребности, ценности, интеллект, эмоции, волю, работу. С. Безносов считает основанием для формирования изменений у молодого специалиста пренебрежение повседневной жизнью, отказ от других сфер деятельности за счет чересчур усердного изучения предмета своей будущей работы, чрезмерного углубления в тематику, затрачивая все свободное время на чтение специальных материалов [2, с. 54]. По мнению А. Марковой, профессиональная деструкция наступает из-за ряда провалов в работе, приводящих к попыткам избавиться от закомплексованности благодаря полной концентрации на своей деятельности [4, с. 137]. С точки зрения Б. Новикова, причина профессиональной деформации заключается в исконной склонности человека к

психологической деривации. В этом случае неудачи и стрессы на работе только обостряют проявления существующего нарушения [5, с. 41]. Все эти доктрины заостряют внимание на излишнем углублении специалиста в своей области деятельности. Все они утверждают, что отклонения возникают в результате специфики профессии и индивидуальных особенностей самой личности.

Интересно, что в зарубежной психологической литературе отсутствует данный термин. В 1974 г появился термин burnout (синдром эмоционального выгорания), определяющий состояние психологического истощения и чувства бесполезности. В отечественных публикациях встречается понятие «астения переутомления», которой предшествует довольно длительный период работы в напряженных условиях.

Е.И Рогов выделяет несколько уровней профессиональной деформации: общепрофессиональных деформаций; типологических профессиональных деформаций; профессионально-специальных деформаций; индивидуальных деформаций [7, с. 30].

Уровень общепрофессиональной деформации обладает характеристиками, в целом типичными для специалистов в любой отрасли. У психологов он выражается в обыденной коммуникации с неосознанно включенными профессиональными навыками: приемами активного слушания, невербальной поддержкой беседы и другими средствами установления контакта.

Практикующий психотерапевт Д.П Трунов, опираясь на продолжительный профессиональный мониторинг, суммировал свои наблюдения и выделил наиболее часто встречающиеся профессиональные деформации личности психологов: психологизация сложившейся ситуации: для специалистов характерно усматривать психологические проблемы там, где они отсутствуют или влияют на ситуацию ничтожно. Например, психолог объясняет простуду ребенка нежеланием идти в школу, хотя на самом деле он просто контактировал с больным одноклассником; рационализация своих затруднений: психологи нередко из сферы своей работы черпают благоприятные для себя толкования дискомфортных ситуаций. В частности, они могут объяснить неудачи собственного ребенка в учебе тем, что ему неинтересно, потому что он слишком креативный; гиперконтроль за своими поступками, лишающий непосредственности: часто психолог строго соблюдает правила профессиональной этики. Например, продолжает заинтересованно слушать собеседника, интерес к которому уже потерял; гиперответственность за душевное самочувствие окружающих: психолог в своих поступках нередко нацелен на сохранение благополучия других людей, порой даже во вред себе. Например, позволяет пациенту повысить голос, чтобы тот сбросил напряжение [8, с. 245].

За время своей деятельности практикующий психолог сталкивается с массой разнообразных ситуаций, вступает в общение с множеством различных людей. В ответ на огромный поток информации у него наступает реакция, ограничивающая восприятие, заставляющая типизировать эти случаи. Даже сталкиваясь с чем-либо необычным, специалист не в состоянии испытать чувство удивления. У него создается впечатление, что с чем-то подобным он встречался. Жизнь для него предстает в виде классификационной таблицы.

Масса сложных жизненных ситуаций, встречающихся в работе психолога, способствуют развитию у него отстраненного отношения от переживаний людей. Такая отрешенность избавляет ситуации от эмоциональной напряженности и дает возможность совершать с ними различные действия: располагать их в ином контексте, вносить в них другое эмоциональное содержание. Одни называют это профессиональным цинизмом, неприемлемым для профессионала, другие считают защитной реакцией, а третьи - социальной стратегией, позволяющей качественно выполнять свою работу.

Аналогичные профессиональные деформации, демонстрируемые вне работы, могут вызывать негативные последствия: обострение собственных психологических трудностей, осложнение отношений с родными, расстройство самочувствия. Однако замечено, что профессиональные деформации способны придавать жизни психолога отдельные позитивные моменты. В частности, многие из названных деформаций помогают ему проще смотреть на жизнь, меньше критиковать действия других людей. В итоге все это позволяет поддерживать в будничной жизни эмоциональное благополучие [2, с. 59].

По мнению многих исследователей проблемы, причины деформации заключаются в неразвитости общей и профессиональной культуры. Это зависит

Библиографический список

от уровня образования, характера и степени рабочей мотивации, ценностных ориентаций и установок, своеобразия реагирования на стресс, развития эмпа-тии, способностей, стиля взаимоотношений с окружающими, интеллектуального уровня, особенностей нервной системы. Из этого следует, что характер и динамика деформации обусловлены индивидуальными особенностями личности. По мнению О.В. Пузиковой, высокая степень выраженности отдельных качеств не обязательно является позитивной тенденцией. Непомерно высокий уровень сформированности рефлексии может вызвать отслеживание каждого шага и лишить самопроизвольности в поведении. Чрезмерная саморегуляция приводит к самокопанию и заниженной самооценке. Данные качества препятствуют гармоничному развитию личности и могут привести к личностным и профессиональным деформациям. Все составляющие психологической культуры должны сохранять разумное равновесие [6, с. 27]. Как отмечают многие ученые, высокий уровень контроля над эмоциями и поведением, выдержка, самообладание, коммуникабельность, пониженный уровень конфликтности и агрессии способны стать показателями профессиональной компетентности и одновременно вызвать развитие деформаций. Профилактика должна заключаться не в терапии профде-формации, а в предупреждении условий для возникновения психических состояний, вызывающих деформацию. Следует не допускать разбалансировки психики и расстройства организма при увеличении нагрузки.

Подобно любой психологической новации профессиональная деформация отличается различным происхождением. В научной литературе существуют варианты ее классификаций. Однако все указанные причины обычно делят на две группы: внешние, связанные с профессиональной деятельностью; внутренние, обусловленные личностными качествами. Их кооперация включает процесс развития отклонения. Изучение данного явления невозможно без анализа процесса профессионального формирования личности. В ходе теоретических исследований было выявлено поступательное становление профессиональных качеств у будущих психологов, включающее несколько этапов: выбор профессии, ее освоение, приспособление к ней и уяснение ее своеобразия, результативное овладение нюансами, отличающееся приобретением мастерства. Ввиду этого формирование будущих психологов в период обучения в университете считается динамическим процессом развития личности, важнейшей задачей которого является становление сознания, в дальнейшем не позволяющее сформироваться профессиональной деформации.

Искажение личности происходит из-за рассеивания положительных установок и нарастания неблагоприятного отношения к себе и окружающим [4, с. 158]. Под действием специфики деятельности происходят изменения, негативно влияющие на реализацию работы и на саму структуру личности будущего специалиста [5, с. 86]. Психологический механизм деформации рассматривается как координация, противостояние или столкновение компонентов целостной структуры личности человека [2, с. 11-13].

Решение проблемы профессиональной деформации требует изучения вопросов о своеобразии личностного и профессионального пространства психолога, о его профессиональном становлении, специфике его взаимодействия с окружающими, об отличительных чертах происходящих трансформаций и их проявлениях. Исследование проблемы опирается на концепцию нормативного описания деятельности О.С. Анисимова, доктрину профессионального развития Н.С. Пряжникова и теорию личности В.Н. Мясищева.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что становление и функционирование психолога в профессиональной деятельности связано со сложностями, обусловленными особенностями деятельности (работой с душевным миром человека) и нереальностью в краткий срок выделить для себя профессиональную позицию и методику работы. Особенно это актуально для выпускников-психологов. Социальный статус профессии предполагает взаимодействие и коммуникацию с людьми, на момент общения не удовлетворенными своим внутренним миром. Помогая клиенту, психолог примеряет на себя его личность с присущими ей проблемами. В результате структура личности специалиста претерпевает изменение, меняется его отношение к самому себе. Профессиональная деформация появляется из-за включения в пространство профессиональной деятельности личности в качестве главного инструмента. Во многом она зависит от уровня психологической культуры специалиста.

1. Акопов ПВ. Диагностика профессионального сознания (учебно-профессиональные установки). Психология в вузе. 2004; № 4: 3-38.

2. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. Санкт-Петербург: Речь, 2004.

3. Волков B.B. Деформации профессиональной деятельности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Москва, 2004.

4. Маркова А.К. Психология профессионализма. Москва, 1996.

5. Новиков Б.Д. Психологические особенности возникновения профессиональных деформаций. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Тверь, 1993.

6. Пузикова О.В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности (на примере учителя). Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Хабаровск, 2003.

7. Рогов Е.И. Общая психология: курс лекций. Москва: ВЛАДОС, 2007.

8. Трунов Д.П. Индивидуальное психологическое консультирование. Москва, 2013.

References

1. Akopov G.V. Diagnostika professional'nogo soznaniya (uchebno-professional'nye ustanovki). Psihologiya v vuze. 2004; № 4: 3-38.

2. Beznosov S.P. Professional'naya deformaciya lichnosti. Sankt-Peterburg: Rech', 2004.

3. Volkov B.B. Deformaciiprofessional'nojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2004.

4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

5. Novikov B.D. Psihologicheskie osobennosti vozniknoveniya professional'nyh deformacij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Tver', 1993.

6. Puzikova O.V. Psihologicheskayakul'tura kakfaktorsamoaktualizaciilichnosti(naprimere uchitelya). Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk, 2003.

7. Rogov E.I. Obschaya psihologiya: kurs lekcij. Moskva: VLADOS, 2007.

8. Trunov D.G. Individual'noepsihologicheskoe konsul'tirovanie. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 04.04.23

УДК 378

Rudakova O.A., senior teacher, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: grin-lief@mail.ru

ACMEOLOGICAL TRAINING AS A FORM OF ADVANCED TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS. The paper analyzes problems of professional deformation of the personality of a psychologist, which affects the nature of his behavior, communication, relationships with the environment and attitudes towards himself. The article indicates various approaches to this issue, as well as the causes and factors that make it possible to prevent their occurrence. The problem of professional deformation is considered in a psychological aspect and affects not only the functioning in the profession, but also the sphere of life. The article concludes that advanced training of educators should be built taking into account the acmeological approach, according to which a number of tasks are performed: the teacher should strive for self-realization, achieving maximum efficiency, creativity. Among the methods of advanced training, a special place is occupied by acmeological training.

Key words: acmeological training, acmeological approach, acmeological model of education, professional development

О.А. Рудакова, ст. преп., Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: grin-lief@mail.ru

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье представлен теоретический обзор литературы по проблеме акмеологического подхода в повышении квалификации работников образования. Рассмотрен акмеологический подход к повышению квалификации педагога, позволяющий обеспечить личностно-профессиональное развитие в соответствии с современными требованиями. Выявлена структурная организация акмеологической направленности личности педагога начальных классов. Раскрыто содержание акмеологического тренинга. Проанализированы основные составляющие готовности педагога начальных классов к познавательному саморазвитию ребёнка. В статье делается вывод о том, что повышение квалификации работников образования должно строиться с учётом акмеологи-ческого подхода, согласно которому выполняется ряд задач: педагог должен стремиться к самореализации, достижению максимальной эффективности, креативности. Среди методов повышения квалификации особое место занимает акмеологический тренинг

Ключевые слова: акмеологический тренинг, акмеологический подход, акмеологическая модель образования, повышение квалификации

Актуальность данной работы заключается в том, что система образования в XXI веке непрерывно меняется, так как человечество находится на стадии глобального информационного, экономического и технологического прогресса. Следовательно, должна меняться и преобразовываться система повышения квалификации педагогических работников. Образование в наши дни имеет несколько тенденций, к основным из которых относятся: гуманизация населения, направленная на изменение отношения к личности, совершенствование человека, формирование его духовного потенциала и ответственности за происходящее в мире; гуманитаризация, которая способствует пониманию духовности, расширяет мышление, формирует систему ценностей и целостную картину мира; национализация, которая помогает сохранить национальные ценности; сотрудничество педагога и обучающегося, которое способствует развитию саморегуляции обучающегося, способствует его самоутверждению и самореализации; творческая направленность, помогающая вызвать положительные эмоции от образования у обучающихся и добиться более высокого результата обучения [1- 8].

Поиск эффективных путей подготовки педагогов открывает возможности для создания новых моделей с использованием различных подходов. Педагогическая акмеология - наука о путях достижения профессионализма в труде - призвана помочь личности добиться профессионального мастерства. Изменения в образовании требуют от современного педагога, как фундаментальных профессиональных знаний, так и гибкости мышления, владения практико-ориентиро-ванным подходом к решению образовательных задач. Профессиональная подготовка педагога начальных классов на основе акмеологического подхода решает проблему личностного и профессионального успеха.

Цель данной статьи - изучить особенности влияния акмеологического тренинга как системы воздействия, направленного на формирование, развитие или коррекцию необходимых педагогу начальных классов профессиональных качеств.

Основные задачи статьи видятся в следующем: систематизировать в ходе теоретического анализа состояние проблемы исследования; рассмотреть подходы к изучению проблемы организации и воздействия акмеологического тренинга, направленного на формирование, развитие или коррекцию необходимых педагогу начальных классов профессиональных качеств.

Методы исследования. Анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что в работе обозначены продуктивные стратегии совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов начальных классов с учётом акмеологического подхода. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания об

акмеологическом тренинге как методе повышения квалификации педагогов начальных классов. Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует личностному развитию педагогов начальных классов.

Современное информационное общество, находящееся в ситуации трансформационных перемен, особенно нуждается в подготовке квалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов, способных к постоянному саморазвитию и профессиональной мобильности. В системе образования в настоящее время ярко проявляется острая необходимость разработки эффективной концепции профессиональной подготовки специалистов, работающих с детьми.

В ситуации социокультурного и образовательного кризиса, ценностного вакуума поиск аксиологических и акмеологических ориентиров психолого-педагогического образования чрезвычайно актуализируется. Саморазвитие как специальная духовная деятельность может быть содержанием любой деятельности человека. Вместе с тем социализация личности как члена профессионального сообщества остается основной социальной целью образования.

Наиболее сенситивным периодом для формирования образовательного базиса является период обучения ребёнка в начальной школе, когда дети приобретают свои первые знания о мире, учатся общаться с окружающими людьми и решать различные жизненные задачи. На данном возрастном этапе формируется личность ребёнка. Младший школьник учится читать, писать и считать, что содействует развитию его внимания, памяти, логики, мышления. За время обучения в начальной школе ребёнок социализируется среди сверстников и педагогов, обретает умение учиться, усваивает основы личной гигиены и здорового образа жизни, вырабатывает привычку систематически трудиться. Таким образом, в течение обучения ребёнка в начальной школе формируются и развиваются общеучебные знания, умения и навыки, от уровня усвоения которых зависит успешность всех последующих этапов обучения [4]. Для того чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями начального этого всего периода обучения, педагог должен положительно настроить их на обучение, создать условия для их эмоционального удовлетворения от данного процесса. Осуществить перечисленное возможно только при условии личностно ориентированного подхода [5]. Конечной целью обучения и воспитания ребёнка является помощь в самореализации и самоактуализации. Для этого образование призвано наделить школьника теми интеллектуальными и физическими качествами, которые будут необходимы ему для жизни. Педагог должен уметь помочь обучающемуся понять, в каком направлении двигаться ему по жизни, помочь научить принимать обоснованные решения. Для этого необходимо апеллировать к чувству логики ребёнка, его самоопределению и творческому поиску [5]. Необходимость регулярного повыше-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.