Научная статья на тему 'Анализ научных подходов к определению уровня профессиональноличностного становления будущих психологов'

Анализ научных подходов к определению уровня профессиональноличностного становления будущих психологов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FORMATION / FUTURE PSYCHOLOGISTS / LEVEL OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION / CRITERIA / INDICATORS / EFFICIENCY / STAGES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PEDAGOGICAL DIAGNOSTICS / СТАНОВЛЕНИЕ / БУДУЩИЕ ПСИХОЛОГИ / УРОВЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ / КРИТЕРИИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бугославская А. В.

Статья посвящена изучению проблемы определения уровней профессионально-личностного становления будущих психологов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе проанализированы теоретические аспекты изучения процессов развития педагогических явлений и образования, рассмотрены основные научные подходы к определению уровней и этапов профессионального становления будущих специалистов в области психологии. Авторы делают вывод о том, что в контексте первого этапа (адаптация) прослеживается низкий уровень профессионально становления, однако к завершению данного этапа, по мнению исследователей, анализируемый нами уровень должен расти от репродуктивного к адаптивному. На этапе профессионализации, по мнению исследователей, при реализации должного образовательного воздействия у будущих психологов должен фиксироваться достаточный уровень профессионально-личностного становления. В рамках данного этапа происходит трансформация данного уровня от адаптационного к эвристическому. На этапе развития профессионального мастерства должен достигаться высокий уровень профессионально-личностного становления личности специалиста в области психологической деятельности. В контексте данного этапа происходит переход от эвристического уровня профессионализма к креативному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF SCIENTIFIC APPROACHES TO DEFINITION OF LEVEL OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS

The article is dedicated to the study of a problem of determining the levels of professional and personal formation of future psychologists in the process of their professional training in higher education. The paper analyzes the theoretical aspects of the study of the processes of development of pedagogical phenomena and education, the main scientific approaches to determining the levels and stages of professional development of future specialists in the field of psychology. The authors conclude that in the context of the first stage (adaptation) there is a low level of professional development, but by the end of this stage, according to the researchers, the level analyzed by us should grow from reproductive to adaptive. At the stage of professionalization, according to researchers, in the use of the proper educational impact of future psychologists should be fixed sufficient level of professional and personal development. Within this stage there is a transformation of this level from adaptation to heuristic. At the stage of development of professional skill should be achieved a high level of professional and personal development of the individual specialist in the field of psychological activity. In the context of this stage, there is a transition from a heuristic level of professionalism to creative.

Текст научной работы на тему «Анализ научных подходов к определению уровня профессиональноличностного становления будущих психологов»

References

1. Apretova I.S. Povyshenie motivacii pri obuchenii inostrannomu yazyku. Available at: https://infourok.ru

2. Markova A.K. Formirovanie motivaciiucheniya: Kniga dlya uchitelya. Moskva: Prosveschenie, 1996.

3. Muhamedzhanova B.M. Motivaciya na urokah anglijskogo yazyka. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku. 2011: 47 - 62.

4. Moldabergenova A.Zh. Ispol'zovanie sovremennyh innovacionnyh tehnologij na urokah inostrannogo yazyka. Metodika obucheniya inostrannomu yazyku. 2012; 5: 33 - 38.

5. Korotkova Z.A. Proektnaya deyatel'nost' na urokah anglijskogo yazyka v nachal'noj shkole. Inostrannye yazyki v shkole. 2008; 6: 16 - 21.

6. Kondik L.A. Formirovanie polozhitel'nyh motivov k izucheniyu inostrannogo yazyka u mladshih shkol'nikov pri ispol'zovanii IKT. Available at: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1aiB8/534623/

Статья поступила в редакцию 09.04.19

УДК 371

Bugoslavskaya A.V., Institute of Pedagogical Education and Management, branch of Crimean Federal V.l. Vernadsky University (Armyansk, Russia),

E-mail: [email protected]

THE ANALYSIS OF SCIENTIFIC APPROACHES TO DEFINITION OF LEVEL OF PROFESSIONAL AND PERSONAL FORMATION OF FUTURE PSYCHOLOGISTS. The article is dedicated to the study of a problem of determining the levels of professional and personal formation of future psychologists in the process of their professional training in higher education. The paper analyzes the theoretical aspects of the study of the processes of development of pedagogical phenomena and education, the main scientific approaches to determining the levels and stages of professional development of future specialists in the field of psychology. The authors conclude that in the context of the first stage (adaptation) there is a low level of professional development, but by the end of this stage, according to the researchers, the level analyzed by us should grow from reproductive to adaptive. At the stage of professionalization, according to researchers, in the use of the proper educational impact of future psychologists should be fixed sufficient level of professional and personal development. Within this stage there is a transformation of this level from adaptation to heuristic. At the stage of development of professional skill should be achieved a high level of professional and personal development of the individual specialist in the field of psychological activity. In the context of this stage, there is a transition from a heuristic level of professionalism to creative.

Key words: formation, future psychologists, level of professional and personal formation, criteria, indicators, efficiency, stages of professional development, pedagogical diagnostics.

А.В. Бугославская, ст. преп. каф. педагогики и психологии, Институт педагогического образования и менеджмента (филиал) ФГАОУ ВО

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Армянск, E-mail: [email protected]

АНАЛИЗ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ

Статья посвящена изучению проблемы определения уровней профессионально-личностного становления будущих психологов в процессе их профессиональной подготовки в высшей школе. В работе проанализированы теоретические аспекты изучения процессов развития педагогических явлений и образования, рассмотрены основные научные подходы к определению уровней и этапов профессионального становления будущих специалистов в области психологии. Авторы делают вывод о том, что в контексте первого этапа (адаптация) прослеживается низкий уровень профессионально становления, однако к завершению данного этапа, по мнению исследователей, анализируемый нами уровень должен расти от репродуктивного к адаптивному. На этапе профессионализации, по мнению исследователей, при реализации должного образовательного воздействия у будущих психологов должен фиксироваться достаточный уровень профессионально-личностного становления. В рамках данного этапа происходит трансформация данного уровня от адаптационного к эвристическому. На этапе развития профессионального мастерства должен достигаться высокий уровень профессионально-личностного становления личности специалиста в области психологической деятельности. В контексте данного этапа происходит переход от эвристического уровня профессионализма к креативному.

Ключевые слова: становление, будущие психологи, уровень профессионально-личностного становления, критерии, показатели, эффективность, этапы профессионального развития, педагогическая диагностика.

Профессия психолога - одна из наиболее популярных в современном мире. Большинство определений профессии содержит пять основных характеристик. Во-первых, профессия представляет собой относительно длительное, автономное, а не кратковременное выполнение определенной деятельности. Во-вторых, это деятельность требует специального образования и умения. В-третьих, профессиональная деятельность приводит к определённого рода профессиональному поведению, как в рамках определенных профессий, так и вне их. В-четвертых, выполнение профессиональной деятельности приводит к формированию профессионального интереса, который часто осуществляется через профессиональные объединения и предписания представителям определенных профессий (на основе чего и возникают нормы профессиональной морали и обычаев). В-пятых, стремление представителя одной профессии по отношению к представителям других профессий проявить особый статус как в смысле организации, так и в общественном смысле, приводит к идентификации индивида с профессией, к которой он принадлежит.

В современном мире поле профессиональной деятельности специалистов по психологии расширяется, повышаются требования к их личностным и профессиональным качествам, трансформируются условия, в которых происходит работа психолога. Все это требует пересмотра подходов к организации профессиональной деятельности психологов, концептуальных изменений в подготовке будущих психологов.

Современному обществу нужен не просто дипломированный специалист-психолог, а специалист, способный не только умело, гибко применять приобретенные знания и умения в современной практике психологической помощи, но и самостоятельно выстраивать подходы к организации психологической помощи определению уровня профессионально-личностного становления будущих психологов.

В системе профессиональной подготовки будущих психологов одним из путей её совершенствования является развитие у студентов способности к рефлексии. Практика преподавания в высших учебных заведениях показывает, что этому не уделяется достаточного внимания. Подготовка будущих психологов должна быть направлена, в конечном счете, на развитие и совершенствование способности студента к самоанализу, самооценке учебно-профессиональной деятельности, своей будущей профессиональной деятельности.

Решение проблемы определения уровней профессионально-личностного становления будущих психологов требует анализа теоретических аспектов самого концепта «уровень» и уточнения его взаимосвязей с другими педагогическими категориями и явлениями.

В педагогической науке «уровень» рассматривается в значении степени, величины развития определенного педагогического явления, факта его дифференцирования или классифицирования [1 - 5].

Понятие уровня, в частности в контексте педагогической диагностики, тесно связано с феноменом эффективности. По мнению З.А. Мендубаевой, «эффективность характеризует отношение между уровнями некоторой деятельности по степени приближения к конечной цели. С этой позиции эффективность можно считать и мерой деятельности [6, с. 296].

В большинстве случаев для определения уровня педагогической эффективности применяются два вида показателей: для обучаемых и для педагога [7].

Т. В. Куприянчик в данном контексте подчеркивает, что, помимо критериев и показателей, тот или иной уровень развития личности обусловливают внутренние и внешние условия [5].

В данном исследовании мы, основываясь на мнении З.А. Мендубаевой, понятие «критерий» будем понимать как идеальный образец, выражающий высший, самый совершенный уровень изучаемого явления [6].

В контексте педагогической диагностики уровень определяется на основе системы критериев и показателей [8; 9].

Состояние развития или уровень критерия фиксируют показатели, которые представляют собой явления или события, по которым можно судить о динамике определенного процесса [10].

По мнению З.А. Мендубаевой, объективность выступает важнейшим методологическим принципом построения критериального аппарата в рамках педагогической диагностики, позволяющего дать целостную и всестороннюю оценку изучаемого педагогического явления во всем его многообразии и полноте. Критериальный аппарат реализуется через систему таких требований, как:

- чёткое определение области использования критериев;

- диагностичность образовательных целей на каждом этапе процесса;

- прогнозирование конечного результата, на основе которого определяется степень достигнутого через построение модели должного [6].

Рассмотрев теоретические аспекты сущности понятия «уровень» и специфику его взаимосвязи с другими педагогическими категориями, обратимся к изучению научных подходов к определению уровней профессионально-личностного становления будущих специалистов психологической сферы деятельности.

В данном контексте целесообразно уточнить, что под понятием «профессионально-личностное становление будущего психолога» мы понимаем сложный, непрерывный процесс «проектирования» личности профессионала.

Один из подходов к определению уровней профессионально-личностного становления будущих психологов основан на анализе этапов данного процесса. Многие исследователи понимают профессиональное становления как поэтапный процесс перехода от репродуктивного уровня деятельности к креативному. в контексте данного подхода в качестве этапов профессионального становления исследователями чаще всего выделяются следующие:

- адаптационно-мотивационный этап (характеризуется переходом от репродуктивного уровня профессиональной деятельности к адаптивному, идентификацией социальной роли будущего специалиста, осмыслением сущностной характеристики профессионально-психологической деятельности как феноме-

- аналитико-поисковый этап (характеризуется переходом от адаптивного к эвристическому уровню, овладением механизмов профессионально-психологической деятельности, поиском и утверждением личностно-индивидуального стиля деятельности, возникновением концепта профессиональной позиции);

- индивидуально рефлексивный (характеризуется переходом от эвристического уровня профессиональной деятельности к креативному и дальнейшей его поддержкой, реализацией авторской концептуальной профессиональной позиции).

Библиографический список

Ряд исследователей, также определяя уровень профессионального становления в тесной зависимости от этапов данного процесса, выделяют его следующую этапную структуру:

- этап адаптации, на которой происходит осмысление сущностной характеристики профессиональной деятельности как феномена; усвоение новой социальной роли; формирование профессионально значимых характеристик; преимущество адаптивной модели профессионального становления и направленности на достижение личностных целей;

- этап профессионализации, характеризующийся осознанным принятием требований профессии к личности и деятельности; полной идентификацией с профессией; преимуществом модели профессионального развития, проявляющейся в способности специалиста выйти за рамки традиционной практики и проявлять творчество; высоким уровнем компетентности в сфере профессиональной деятельности и межличностных отношений;

- этап профессионального мастерства, в рамках которого происходит принятие профессии как миссии; отмечается высокий уровень профессионализма деятельности, проявляющийся в способности на высоком уровне мастерства осуществлять профессионально-психологическое общение и гарантированно получать позитивный профессиональный результат.

С учетом указанных этапов уточним, что в контексте первого этапа (адаптация) прослеживается низкий уровень профессионально становления, однако к завершению данного этапа, по мнению исследователей, анализируемый нами уровень должен расти от репродуктивного к адаптивному.

На этапе профессионализации, по мнению исследователей, при реализации должного образовательного воздействия у будущих психологов должен фиксироваться достаточный уровень профессионально-личностного становления. В рамках данного этапа происходит трансформация данного уровня от адаптационного к эвристическому.

На этапе развития профессионального мастерства должен достигаться высокий уровень профессионально-личностного становления личности специалиста в области психологической деятельности. В контексте данного этапа происходит переход от эвристического уровня профессионализма к креативному [9; 10].

Рассмотренные подходы предполагают анализ процесса профессионального становления будущих психологов в течение всей жизни. В данном исследовании наш научный интерес регламентирован рамками профессиональной подготовки специалистов психологической сферы в высшей школе. В этой связи требуется разработка иной классификации уровней, что актуализирует потребность реализации дальнейших исследований.

1. Бабанский Ю.К. Педагогический эксперимент. Введение в научное исследование по педагогике. Под редакцией В.И. Журавлева. Москва, 1988.

2. Деркач А.А., Соловьев И.О. Акмеологическая среда высшей школы: монография. Воронеж: Научная книга, 2007.

3. Деркач А.А. Степнова Л.А. Развитие аутопсихологической компетентности государственных служащих. Москва: РАГС, 2003.

4. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.

5. Куприянчик Т.В. Аналитико-диагностическая деятельность учителя и учащихся как фактор обновления воспитательной работы в школе. Красноярск, 1991.

6. Мендубаева З.А. Педагогическая диагностика. Критерии и показатели экспертизы учебной книги. Молодой ученый. 2012; 7: 291 - 299. Available at: https://moluch.ru/ archive/42/5076/

7. Назарова Т.С., Полат Е.С. Средства обучения (Технология создания и использования). Москва: УРАО, 1998.

8. Поваренков Ю.Л. Психологическое содержание профессионального становления человека. Москва: Изд-во УРАО, 2002.

9. Психологическая диагностика: учебник для вузов. М.К. Акимовой, К.М. Гуревича. Санкт-Петербург: Питер, 2005.

10. Семенова Е.А. Критерии и уровни сформированное™ у студентов технических специальностей вуза информационно-технологической компетентности. Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2016; 2: 118 - 123.

11. Агарагимова В.К., Даудова Д.М., Маматханов А.К. Познавательная мотивация как основа познавательной деятельности студентов. Мир науки, культуры, образования. 2018; 6 (73): 136 - 137.

12. Айсувакова Т.П. Психологические условия развития рефлексивных умений студента - будущего учителя. Автореферат диссертации ... кандидата психологических наук. Самарский государственный педагогический университет. Самара, 2008.

References

1. Babanskij Yu.K. Pedagogicheskij 'eksperiment. Vvedenie v nauchnoe issledovaniepopedagogike. Pod redakciej V.I. Zhuravleva. Moskva, 1988.

2. Derkach A.A., Solov'ev I.O. Akmeologicheskaya sreda vysshejshkoly: monografiya. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2007.

3. Derkach A.A. Stepnova L.A. Razvitie autopsihologicheskoj kompetentnosti gosudarstvennyh sluzhaschih. Moskva: RAGS, 2003.

4. Klimov E.A. Psihologiya professional'nogo samoopredeleniya: uchebnoe posobie dlya vuzov. Rostov-na-Donu: Feniks, 1996.

5. Kupriyanchik T.V. Analitiko-diagnosticheskaya deyatel'nost' uchitelya i uchaschihsya kak faktor obnovleniya vospitatel'nojraboty v shkole. Krasnoyarsk, 1991.

6. Mendubaeva Z.A. Pedagogicheskaya diagnostika. Kriterii i pokazateli 'ekspertizy uchebnoj knigi. Molodoj uchenyj. 2012; 7: 291 - 299. Available at: https://moluch.ru/ archive/42/5076/

7. Nazarova T.S., Polat E.S. Sredstva obucheniya (Tehnologiya sozdaniya iispol'zovaniya). Moskva: URAO, 1998.

8. Povarenkov Yu.L. Psihologicheskoe soderzhanie professional'nogo stanovleniya cheloveka. Moskva: Izd-vo URAO, 2002.

9. Psihologicheskaya diagnostika: uchebnik dlya vuzov. M.K. Akimovoj, K.M. Gurevicha. Sankt-Peterburg: Piter, 2005.

10. Semenova E.A. Kriterii i urovni sformirovannosti u studentov tehnicheskih special'nostej vuza informacionno-tehnologicheskoj kompetentnosti. Nauka o cheloveke: gumanitarnye issledovaniya. 2016; 2: 118 - 123.

11. Agaragimova V.K., Daudova D.M., Mamathanov A.K. Poznavatel'naya motivaciya kak osnova poznavatel'noj deyatel'nosti studentov. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2018; 6 (73): 136 - 137.

12. Ajsuvakova T.P. Psihologicheskie usloviya razvitiya refleksivnyh umenij studenta - buduschego uchitelya. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Samarskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet. Samara, 2008.

Статья поступила в редакцию 04.04.19

УДК 371

Gorbunova N.V., Academy of the Humanities and Pedagogics, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]

Vezetiu E.V., Academy of the Humanities and Pedagogics, branch of V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: [email protected]

THE SUBCULTURE OF CHILDHOOD: CHARACTERISTIC FEATURES, CHARACTERISTICS, FUNCTIONS. The authors consider the subculture of childhood as an autonomous socio-cultural reality, a complex system of ideas about the world, values, attitudes, methods of activity and forms of communication, including a number of subsystems (game, folklore, communication). The article highlights the main features of the children's subculture: identity to the structure of the basic culture, verbal difference, originality of tastes, the presence of a common ideological core, activity vector, openness to everything new. Among the functions of the children's subculture the author distinguishes: socializing, psychotherapeutic, cultural preservation, prognostic. Children's subculture identifies the different development paths, prepares the child to solve problem tasks in non-standard situations. Space child subculture is the protection of the child from the adverse effects of the adult world. Mechanisms of children's subculture help your child be ready to tackle the problems that appear in the future, in the next phase of development of the child.

Key words: childhood, subculture, socialization, subculture of childhood, functions of children's subculture.

Н.В. Горбунова, д-р пед. наук, проф., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: [email protected]

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц. каф. педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений,

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта,

E-mail: [email protected]

СУБКУЛЬТУРА ДЕТСТВА: ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ, ПРИЗНАКИ, ФУНКЦИИ

Авторы статьи рассматривает субкультуру детства как автономную социокультурную реальность, сложную систему представлений о мире, ценностях, установках, способах деятельности и формах общения, включающую ряд подсистем (игра, фольклор, общение). В статье выделены основные признаки детской субкультуры: идентичность к структуре базовой культуры; вербальное отличие, своеобразие вкусов; наличие общего идеологического стержня, вектора деятельности; открытость всему новому. Среди функций детской субкультуры авторы выделяют: социализирующую, психотерапевтическую, культу-роохранную, прогностическую. Детская субкультура определяет различные пути развития, готовит ребёнка к решению проблемных задач в нестандартных ситуациях. Пространство детской субкультуры является защитой ребёнка от неблагоприятных воздействий взрослого мира. Механизмы детской субкультуры помогают ребёнку быть готовым к решению проблем, которые появятся в будущем, на следующей фазе развития ребёнка.

Ключевые слова: детство, субкультура, социализация, субкультура детства, функции детской субкультуры.

Сложный и многомерный феномен детства имеет биологическую основу и опосредован многими социально-культурными факторами. Несмотря на то, что «мир детей» сосуществует в одном и том же физическом пространстве с миром взрослых, взрослые часто не замечают проблем жизни и культуры «племени детей», считая их «детскими» и смешными. Взрослые легко оценивают те усилия, которые нужно приложить ребёнку, чтобы взять в руки ложку и поднести ее ко рту вместе с едой, или точно определить, где край кровати и какие движения надо сделать, чтобы не упасть с нее. Малыш вынужден постоянно пробовать и исследовать, чтобы сначала накопить опыт, параллельно переводя его в представления и знания, осмысливая и транслируя [1 - 4].

Детство как субкультура сохраняло статус terra incognita до конца XIX века. Только в 70-80 годы исследователи стали проявлять к ней серьезный интерес. О детях как особом «племени» в 1930-е годы одним из первых писал выдающийся исследователь детской культуры В.В. Виноградов [5]. Однако впервые мысль о детях как субэтносе была освещена в работах известного американского этнографа детства М. Мид. Дальнейшее развитие эта идея получила в исследованиях философа И.С. Кона, педагогов и психологов В.В. Абраменковой, Б.Н. Головина, В.Т. Кудрявцева, М.В. Осориной [6 - 9].

Первым и наиболее древним институтом социализации является детское сообщество. Уже в эпоху первобытности возникли первые детские объединения, что было обусловлено половозрастным разделением общества и предшествовало появлению моногамной семьи. В современном обществе круг изучения проблематики детской субкультуры значительно расширился и включает аспект фольклористики (В.В. Виноградов, Е.А. Покровский), а также психолого-педагогический аспект (ГА. Алиева, И.С. Кон, Э.П. Короткова, В.Т. Кудрявцев, Н.Я. Михай-ленко). Свидетельством возрастающего в последнее время интереса к изучению детской субкультуры является то, что такое объемное понятие, как «детская субкультура» занимает важное место в психологическом словаре.

Сегодня, исследованию детской субкультуры, мифов и стереотипов в сознании современного ребёнка, посвящены работы В.В. Абраменковой, М.В. Осориной, М.П. Чередниковой [10].

Детскому обществу присуща своя субкультура. В ряде исследований делаются попытки типизировать субкультуру. Однако четкой логики выделения оснований для типологизации по типу сообществ, которые являются носителями субкультуры, по социальным классам, характеру поведения, профессиональной направленности, этнографическим особенностям не наблюдается (Д.А. Алисов, Ю.В. Богинская, Л.А. Варяница, Б.С. Ерасов, С.Н. Куринная).

В диссертации Л.А. Варяницы приводятся основные признаки субкультуры:

1) субкультура совокупности основных элементов идентична или очень близка к структуре базовой культуры (язык, религия, обычаи, искусство, хозяйственный уклад), отличаясь лишь одним-двумя признаками [3];

2) для определенной группы носителей субкультуры характерно вербальное отличие, своеобразие вкусов, особенно в одежде и музыке;

3) характерной чертой субкультуры является наличие общего идеологического стержня, вектора деятельности;

4) субкультуры открыты как новым членам, так и новым идеям, новым течениям.

Существуют разные точки зрения и подходы к определению сущности феномена «детская субкультура». Ряд учёных (В.В. Абраменкова, И.С. Кон, В.Т. Кудрявцев) рассматривают детскую субкультуру как автономную социокультурную реальность, сложную систему представлений о мире, ценностях, установках, способах деятельности и формах общения, включающую ряд подсистем (игра, фольклор, общение).

И.В. Котова, Е.Н. Шиянова выделяют детскую субкультуру, носителем которой является детское общество. Авторы понимают ее «как культурное пространство и круг общения детей, помогающие им адаптироваться в социуме и создавать свои автономные нормы и формы поведения людей», имеет отличительные культурные признаки, которые отличают ее от других сообществ.

Представители иного подхода (М.С. Каган) рассматривают двухслойность детской субкультуры: один слой включает культурные формы, которые создаются взрослыми для ребёнка; второй слой - формы самостоятельной детской деятельности. Таким образом, человек не только творец культуры, но и создатель, который через усвоение предметов культуры, становится социальным и культурным существом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По Л.А. Варянице, детская субкультура - это динамичное социально-психологически-культурное автономное образование с нравственно-правовыми нормами, речевым аппаратом, фольклорным достоянием и игровым комплексом. Ребёнок, с одной стороны, выступает объектом общекультурного влияния, аккумулируя культурное достояние народа, с другой - выступает субъектом общекультурного процесса, создавая свой мир культуры, то есть детскую субкультуру. Детское творчество в качестве соавторов общекультурного процесса проявляется в различных формах. Итак, это дает нам право говорить о том, что детская субкультура имеет свой смысл, который создается в течение всего социогенеза ребёнка [3].

Ученые утверждают устойчивость структуры детской субкультуры, к которой относятся такие компоненты, как: детский фольклор, детские выдумки и произведения для детей, детский правовой кодекс (правила, принятые детским сообществом), детский юмор (шутки, дразнилки, надоедливые сказки, анекдоты), детская магия (чародейство, колдовство), детская философия (рассуждения, размышления о вечном), эстетические представления (украшение бытия), табу-ирование.

Интеллектуальный потенциал ребёнка зависит от его социального окружения: семьи или взрослых, которые заменили семью, национальных традиций, места проживания (город, сельская местность) (В.С. Мухина) [11]. Большое значение в современном обществе имеет также телевидение. Представление ребёнка о мире еще не является целостным: оно сформировано в виде дополняющих и противоречивых образов, знаний, эмоций. Поэтому в речи ребёнка широко представлены семантические примитивы, которые, по определению А. Вежбицкой, представляют собой семантически элементарные концепты человеческой культуры, своеобразный алфавит ментальных атомов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.