Научная статья на тему 'АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ'

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
84
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
акмеологический тренинг / акмеологический подход / акмеологическая модель образования / повышение квалификации / acmeological training / acmeological approach / acmeological model of education / professional development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О.А. Рудакова

В статье представлен теоретический обзор литературы по проблеме акмеологического подхода в повышении квалификации работников образования. Рассмотрен акмеологический подход к повышению квалификации педагога, позволяющий обеспечить личностно-профессиональное развитие в соответствии с современными требованиями. Выявлена структурная организация акмеологической направленности личности педагога начальных классов. Раскрыто содержание акмеологического тренинга. Проанализированы основные составляющие готовности педагога начальных классов к познавательному саморазвитию ребёнка. В статье делается вывод о том, что повышение квалификации работников образования должно строиться с учётом акмеологического подхода, согласно которому выполняется ряд задач: педагог должен стремиться к самореализации, достижению максимальной эффективности, креативности. Среди методов повышения квалификации особое место занимает акмеологический тренинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — О.А. Рудакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACMEOLOGICAL TRAINING AS A FORM OF ADVANCED TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The paper analyzes problems of professional deformation of the personality of a psychologist, which affects the nature of his behavior, communication, relationships with the environment and attitudes towards himself. The article indicates various approaches to this issue, as well as the causes and factors that make it possible to prevent their occurrence. The problem of professional deformation is considered in a psychological aspect and affects not only the functioning in the profession, but also the sphere of life. The article concludes that advanced training of educators should be built taking into account the acmeological approach, according to which a number of tasks are performed: the teacher should strive for self-realization, achieving maximum efficiency, creativity. Among the methods of advanced training, a special place is occupied by acmeological training.

Текст научной работы на тему «АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

3. Volkov B.B. Deformaciiprofessional'nojdeyatel'nosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Moskva, 2004.

4. Markova A.K. Psihologiya professionalizma. Moskva, 1996.

5. Novikov B.D. Psihologicheskie osobennosti vozniknoveniya professional'nyh deformacij. Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Tver', 1993.

6. Puzikova O.V. Psihologicheskayakul'tura kakfaktorsamoaktualizaciilichnosti(naprimere uchitelya). Avtoreferat dissertacii ... kandidata psihologicheskih nauk. Habarovsk, 2003.

7. Rogov E.I. Obschaya psihologiya: kurs lekcij. Moskva: VLADOS, 2007.

8. Trunov D.G. Individual'noepsihologicheskoe konsul'tirovanie. Moskva, 2013.

Статья поступила в редакцию 04.04.23

УДК 378

Rudakova O.A., senior teacher, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: grin-lief@mail.ru

ACMEOLOGICAL TRAINING AS A FORM OF ADVANCED TRAINING OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS. The paper analyzes problems of professional deformation of the personality of a psychologist, which affects the nature of his behavior, communication, relationships with the environment and attitudes towards himself. The article indicates various approaches to this issue, as well as the causes and factors that make it possible to prevent their occurrence. The problem of professional deformation is considered in a psychological aspect and affects not only the functioning in the profession, but also the sphere of life. The article concludes that advanced training of educators should be built taking into account the acmeological approach, according to which a number of tasks are performed: the teacher should strive for self-realization, achieving maximum efficiency, creativity. Among the methods of advanced training, a special place is occupied by acmeological training.

Key words: acmeological training, acmeological approach, acmeological model of education, professional development

О.А. Рудакова, ст. преп., Гуманитарно-педагогической академии (филиал) Федерального государственного автономного образовательного

учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: grin-lief@mail.ru

АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ КАК ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В статье представлен теоретический обзор литературы по проблеме акмеологического подхода в повышении квалификации работников образования. Рассмотрен акмеологический подход к повышению квалификации педагога, позволяющий обеспечить личностно-профессиональное развитие в соответствии с современными требованиями. Выявлена структурная организация акмеологической направленности личности педагога начальных классов. Раскрыто содержание акмеологического тренинга. Проанализированы основные составляющие готовности педагога начальных классов к познавательному саморазвитию ребёнка. В статье делается вывод о том, что повышение квалификации работников образования должно строиться с учётом акмеологического подхода, согласно которому выполняется ряд задач: педагог должен стремиться к самореализации, достижению максимальной эффективности, креативности. Среди методов повышения квалификации особое место занимает акмеологический тренинг

Ключевые слова: акмеологический тренинг, акмеологический подход, акмеологическая модель образования, повышение квалификации

Актуальность данной работы заключается в том, что система образования в XXI веке непрерывно меняется, так как человечество находится на стадии глобального информационного, экономического и технологического прогресса. Следовательно, должна меняться и преобразовываться система повышения квалификации педагогических работников. Образование в наши дни имеет несколько тенденций, к основным из которых относятся: гуманизация населения, направленная на изменение отношения к личности, совершенствование человека, формирование его духовного потенциала и ответственности за происходящее в мире; гуманитаризация, которая способствует пониманию духовности, расширяет мышление, формирует систему ценностей и целостную картину мира; национализация, которая помогает сохранить национальные ценности; сотрудничество педагога и обучающегося, которое способствует развитию саморегуляции обучающегося, способствует его самоутверждению и самореализации; творческая направленность, помогающая вызвать положительные эмоции от образования у обучающихся и добиться более высокого результата обучения [1- 8].

Поиск эффективных путей подготовки педагогов открывает возможности для создания новых моделей с использованием различных подходов. Педагогическая акмеология - наука о путях достижения профессионализма в труде - призвана помочь личности добиться профессионального мастерства. Изменения в образовании требуют от современного педагога, как фундаментальных профессиональных знаний, так и гибкости мышления, владения практико-ориентиро-ванным подходом к решению образовательных задач. Профессиональная подготовка педагога начальных классов на основе акмеологического подхода решает проблему личностного и профессионального успеха.

Цель данной статьи - изучить особенности влияния акмеологического тренинга как системы воздействия, направленного на формирование, развитие или коррекцию необходимых педагогу начальных классов профессиональных качеств.

Основные задачи статьи видятся в следующем: систематизировать в ходе теоретического анализа состояние проблемы исследования; рассмотреть подходы к изучению проблемы организации и воздействия акмеологического тренинга, направленного на формирование, развитие или коррекцию необходимых педагогу начальных классов профессиональных качеств.

Методы исследования. Анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что в работе обозначены продуктивные стратегии совершенствования профессиональной подготовки будущих педагогов начальных классов с учётом акмеологического подхода. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания об

акмеологическом тренинге как методе повышения квалификации педагогов начальных классов. Практическая значимость определяется тем, что полученный материал способствует личностному развитию педагогов начальных классов.

Современное информационное общество, находящееся в ситуации трансформационных перемен, особенно нуждается в подготовке квалифицированных, компетентных, конкурентоспособных специалистов, способных к постоянному саморазвитию и профессиональной мобильности. В системе образования в настоящее время ярко проявляется острая необходимость разработки эффективной концепции профессиональной подготовки специалистов, работающих с детьми.

В ситуации социокультурного и образовательного кризиса, ценностного вакуума поиск аксиологических и акмеологических ориентиров психолого-педагогического образования чрезвычайно актуализируется. Саморазвитие как специальная духовная деятельность может быть содержанием любой деятельности человека. Вместе с тем социализация личности как члена профессионального сообщества остается основной социальной целью образования.

Наиболее сенситивным периодом для формирования образовательного базиса является период обучения ребёнка в начальной школе, когда дети приобретают свои первые знания о мире, учатся общаться с окружающими людьми и решать различные жизненные задачи. На данном возрастном этапе формируется личность ребёнка. Младший школьник учится читать, писать и считать, что содействует развитию его внимания, памяти, логики, мышления. За время обучения в начальной школе ребёнок социализируется среди сверстников и педагогов, обретает умение учиться, усваивает основы личной гигиены и здорового образа жизни, вырабатывает привычку систематически трудиться. Таким образом, в течение обучения ребёнка в начальной школе формируются и развиваются общеучебные знания, умения и навыки, от уровня усвоения которых зависит успешность всех последующих этапов обучения [4]. Для того чтобы обучающиеся успешно овладевали знаниями начального этого всего периода обучения, педагог должен положительно настроить их на обучение, создать условия для их эмоционального удовлетворения от данного процесса. Осуществить перечисленное возможно только при условии личностно ориентированного подхода [5]. Конечной целью обучения и воспитания ребёнка является помощь в самореализации и самоактуализации. Для этого образование призвано наделить школьника теми интеллектуальными и физическими качествами, которые будут необходимы ему для жизни. Педагог должен уметь помочь обучающемуся понять, в каком направлении двигаться ему по жизни, помочь научить принимать обоснованные решения. Для этого необходимо апеллировать к чувству логики ребёнка, его самоопределению и творческому поиску [5]. Необходимость регулярного повыше-

ния профессиональной квалификации (ПК) работников начального образования закреплена в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция). Согласно данному закону, дополнительное профессионально-педагогическое образование (ДППО) должно проводиться 1 раз в 3 года. При этом количественных ограничений по повышению квалификации не ставится [2]. Содержание ДППО в России опирается на опыт психолого-педагогических наук и образовательную практику, выстраивается с учётом междисциплинарного подхода и подлежит обновлениям в связи с постоянными изменениями социально-экономической ситуации в обществе. Повышение квалификации педагогов в Российской Федерации имеет ряд особенностей: структурные формы организации ДППО отличаются высокой вариативностью и гибкостью; содержательная основа ПК педагогов разных профилей высоко дифференцирована; личностно-ориентированные технологии ПК учителей являются диверсифицированными и персонифицированными.

В процессе повышения квалификации педагогов используются специальные формы (лекции, семинары, практикумы, тренинги, дидактические игры, дистанционные семинары и конференции) и методы (практические, интерактивные, мультимедийные, проектные), актуализирующие их собственные профессиональные возможности и позволяющие перейти от практико-воспроизводящей деятельности к практико-преобразующей.

Процесс повышения квалификации педагога должен строиться с учётом акмеологического подхода, стимулирующего познавательную активность педагогов, их творческий поиск и личностный рост.

Акмеоринтированный процесс повышения квалификации предполагает разработку и внедрение акмеориентированных технологий, которые рассматриваются авторами (А.С. Гусева, 1997; А.А. Деркач, 2006, 2010; А.М. Князев, И.В. Одинцова, 2008; Козлова, 2010 и другие) как совокупность методов, приёмов и техник, обеспечивающих достижение педагогом качественно более высокого уровня профессионализма [3; 7].

Акмеология является комплексной и интегративной наукой, изучающей человека в динамике его развития и становления, исследующей факторы и закономерности реализации творческого личностного потенциала, а также способы достижения профессиональных вершин на всех этапах профессионального становления личности.

Акмеологическая модель профессионального образования - это челове-коориентированное образование, которое направлено на достижение нового качества учебной среды. Сформированное акмеологическое мышление, развитая способность креативной деятельности, стремление к инновациям, успеху и достижению вершин профессионального мастерства являются необходимыми компонентами акмеологической и общей профессиональной культуры современного специалиста. Акмеологический аспект повышения квалификации состоит в возможности полной реализации, непрерывного саморазвития, достижения вершин креативных возможностей через рассмотрение личности педагога как орудия присвоения себе родовой сущности [7].

Одной из приоритетных форм повышения педагогической квалификации является акмеологический тренинг (АТ), который представляет собой систему специальных упражнений для формирования, развития и (или) коррекции профессиональных качеств человека. Через тренинг происходит становление и совершенствование личности педагога, уточняются его ценности и мотивы, совершенствуется профессиональное самосознание. Особенностью тренинга является его направленность на получение конкретных практических навыков в короткие сроки (от 1 до 3 дней). К одной из основных задач акмеологического тренинга относится овладевание педагогом рядом психотехнологий и последующим их переводом на более высокий уровень посредством специально смоделированных игровых ситуаций [8].

Библиографический список

В технологии АТ задействуются цепочки для развития самосозидания, восприятия, обучения, совершенствования и коррекции деятельности, созидания людей, ориентированных и приводимых к созданию социально значимого продукта. В процессе тренинга реализуются такие функции, как анализ, планирование, организация, контроль и регулирование. Результатом акмеологического тренинга является эффективная подготовка специалистов к овладению новыми технологиями, их заинтересованность и психологическая готовность к получению и реализации на практике полученных знаний. После прохождения тренинга профессионализм педагога возрастает и переходит на качественно новый уровень, эффективность деятельности повышается и внедряется в реальную профессиональную деятельность [6; 8].

Акмеологический тренинг имеет индивидуальную направленность - тренер подбирает для каждого участника свой вектор развития акмеологических способностей. К компонентам тренинговой деятельности относятся: профессиональные задачи, решаемые педагогом в ходе его непосредственной деятельности; профессиональные знания, применяемые педагогом в ходе обучения детей; личностные качества, реализуемые в профессиональной деятельности; виды реализуемой профессиональной деятельности; необходимые умения и навыки; психологические функции, осуществляемые в процессе педагогической деятельности.

Методический комплекс тренинга состоит из двух основных частей:

1) подготовительная часть, которая обеспечивается установкой участников тренинга на решение поставленных профессиональных задач;

2) основная часть, направленная на перенос полученных знаний и навыков в реальную практическую профессиональную деятельность.

АТ включает в себя: дискуссионные и игровые методы (дидактические игры, творческие игры, ролевые игры, психотерапевтические игры, контригры), а также тренинги (сенситивный тренинг рефлексивный тренинг видеотренинг). Посредством АТ происходит формирование профессиональной деятельности, профессионального общения, становится возможным контроль эмоционального состояния в процессе учебной деятельности, формируются навыки взаимодействия с людьми, развиваются профессиональные способности, пополняется перечень профессиональных умений. Тренинг позволяет отработать не только приёмы и техники профессиональной деятельности специалиста, но и тренирует его психику и профессиональные качества. АТ в процессе совершенствования профессионализма является мощным стимулятором работы над собой. Участники тренинга чувствуют эмоциональный подъём, который положительно влияет на процесс творчества и коммуникации [8].

Учитывая результаты имеющихся исследований, можно охарактеризовать АТ как активную и наиболее приемлемую форму организации повышения профессиональной квалификации специалистов. Респонденты из числа работников образования отмечают такие плюсы тренинга, как возможность проиграть заданную ситуацию, необходимость непрерывной работы мозга и концентрации внимания, необходимость оперативного принятия решения, возможность обучения в действии. В процессе тренинга происходит творческий обмен мнениями среди педагогов, прорабатываются знания и навыки, даётся рефлексия.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что повышение квалификации работников образования должно строиться с учётом акмеологического подхода, согласно которому выполняется ряд задач: педагог должен стремиться к самореализации, достижению максимальной эффективности, креативности. Среди методов повышения квалификации особое место занимает акмеологический тренинг, который способствует освоению ряда психотехнологий и переводу их на качественно новый уровень в искусственно созданных условиях с последующим переводом полученных навыков в реальную практическую деятельность.

1. Варющенко В.И., Гайкова О.В. Повышение квалификации в непрерывном образовании и развитии личности учителя. Научные сообщения. 2015; № 1 (22). Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-v-nepreryvnom-obrazovanii-i-razvitii-lichnosti-uchitelya/viewer

2. Ветрова Я.А. Динамика акмеологической позиции педагога в процессе повышения квалификации. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Томск, 2014.

3. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия. Ценности и смыслы. 2010: 91-109.

4. Кузнецова Н.И. Роль начального образования в рамках непрерывного общего образования. Сайт. Центр образования «Оксфорд». Available at: https://oxfordeducation. ru/nachal

5. Перекрестова Т.С. Акмеологические аспекты профессионально-педагогической подготовки будущего учителя начальных классов. Психология развития. 2013; № 3 (7): 295-300.

6. Рудь О.В., Демидова И.Ф. Акмеологический тренинг как метод обучения сотрудников предприятий наставнической деятельности. Российский психологический журнал. 2015; № 2 (12): 75-85

7. Скуднова Т.Д. Акмеологический подход в психолого-педагогическом образовании. Вестник Адыгейского государственного университета. 2012; Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/akmeologicheskiy-podhod-v-psihologo-pedagogicheskom-obrazovanii

8. Тренинг акмеологический. Педагогическая энциклопедия. Available at: https://didacts.ru/termin/trening-akmeologicheskii.html

References

1. Varyuschenko V.I., Gajkova O.V. Povyshenie kvalifikacii v nepreryvnom obrazovanii i razvitii lichnosti uchitelya. Nauchnye soobscheniya. 2015; № 1 (22). Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-kvalifikatsii-v-nepreryvnom-obrazovanii-i-razvitii-lichnosti-uchitelya/viewer

2. Vetrova Ya.A. Dinamika akmeologicheskojpoziciipedagoga v processe povysheniya kvalifikacii. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Tomsk, 2014.

3. Ivanova S.V. Gumanizaciya obrazovaniya: celi, zadachi i usloviya. Cennosti i smysly. 2010: 91-109.

4. Kuznecova N.I. Rol' nachal'nogo obrazovaniya v ramkah nepreryvnogo obschego obrazovaniya. Sajt. Centr obrazovaniya «Oksford». Available at: https://oxfordeducation.ru/ nachal

5. Perekrestova T.S. Akmeologicheskie aspekty professional'no-pedagogicheskoj podgotovki buduschego uchitelya nachal'nyh klassov. Psihologiya razvitiya. 2013; № 3 (7): 295-300.

6. Rud' O.V., Demidova I.F. Akmeologicheskij trening kak metod obucheniya sotrudnikov predpriyatij nastavnicheskoj deyatel'nosti. Rossijskij psihologicheskij zhurnal. 2015; № 2 (12): 75-85

7. Skudnova T.D. Akmeologicheskij podhod v psihologo-pedagogicheskom obrazovanii. VestnikAdygejskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/akmeologicheskiy-podhod-v-psihologo-pedagogicheskom-obrazovanii

8. Trening akmeologicheskij. Pedagogicheskaya 'enciklopediya. Available at: https://didacts.ru/termin/trening-akmeologicheskii.html

Статья поступила в редакцию 05.04.23

УДК 371

Svetlichniy E.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Crimean branch of the Krasnodar University of the MIA of Russia (Simferopol, Russia),

E-mail: svetlichniyeg@yandex.ru

Vezetiu E.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, V.I. Vernadsky Crimean Federal University (Yalta, Russia), E-mail: viza_1986@bk.ru

THE INFLUENCE OF SOCIAL ENVIRONMENT ON EDUCATIONAL SUCCESS AND PLANS OF MODERN ADOLESCENTS. The article presents peculiarities of the influence of social environment on the educational success and plans of modern adolescents. The socio-cultural environment surrounding each person at all age stages of his life has the most direct impact on the emergence and formation of a conscious understanding of his living in this society. The article studies a problem of the influence of a teenager's environment on his development. Examples of the possible influence on a teenager are described. The social environment is the social, material and spiritual conditions of a person's existence that surrounds him; it is a complex, constantly changing organism. Examples of a prosperous and dysfunctional environment are considered separately. The paper focuses on the study of the impact of the dysfunctional social environment on the development of a teenager, his educational achievements and plans for professional realization, moral values.

Key words: prosperous family, personality, teenager, dysfunctional family, social environment

Е.Г. Светличный, канд. пед. наук, Крымский филиал Краснодарского университета МВД России, г. Симферополь, E-mail: svetlichniyeg@yandex.ru

Е.В. Везетиу, канд. пед. наук, доц., Гуманитарно-педагогическая академия (филиал), Крымский федеральный университет

имени В.И. Вернадского», г. Ялта, E-mail: viza_1986@bk.ru

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОКРУЖЕНИЯ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСПЕХИ И ПЛАНЫ СОВРЕМЕННЫХ ПОДРОСТКОВ

В статье представлены особенности влияния социального окружения на образовательные успехи и планы современных подростков. Социально-культурная среда, окружающая каждого человека на всех возрастных этапах его жизни, оказывает самое прямое и непосредственное воздействие на возникновение и формирование сознательного осмысления им своего пребывания в данном обществе. Статья посвящена проблеме влияния окружения подростка на его развитие. Описаны примеры возможного влияния на подростка его близкого окружения и социальной ситуации, в которой он находится. Социальная среда - это окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования; является сложным, постоянно меняющимся организмом. Отдельно рассматриваются примеры благополучного и неблагополучного окружения. В работе сделан акцент на изучении влияния именно неблагополучного социального окружения на развитие подростка, его образовательные успехи и планы на профессиональную реализацию, морально-нравственные ценности.

Ключевые слова: благополучная семья, личность, подросток, неблагополучная семья, социальное окружение

Подростковый возраст представляет собой переходную ступень в развитии человека между детством и взрослостью: подростки перестают ощущать себя детьми, примеряют роль взрослого и готовы в полной мере нести ответственность за свои действия. Они начинают осознавать себя взрослыми и требуют соответственного отношения к себе - не как к ребенку, а как к равному. По этой причине вчерашние дети становятся упрямыми и своенравными, замкнутыми, начинают протестовать против привычного уклада жизни [1]. Выготский Л.С. писал, что подросток начинает олицетворять себя со взрослым, а не с детьми. Он перестает считать себя маленьким, зависимым. Теперь он взрослый и самостоятельный [2].

Стремление быть взрослым вызывает сопротивление со стороны действительности. Взрослый мир подростка не принимает, поэтому он активно развивается во взаимодействии со сверстниками. По этой причине авторитет родителей и окружающих его взрослых сводится к минимуму [3]. Подрастающее поколение легко уязвимо, ими легко манипулировать, играя на желании быть признанным равным. Это несет потенциальную угрозу для развития подростка и использования его в разных целях, манипулировании им [4].

Цель данной статьи - определить как семья, школа, общество влияют на успехи в учебе подростка, его планы и цели на жизнь.

Основные задачи статьи видятся в следующем: оценка влияния семьи, школы, общества на успехи в учебе подростка, его планы и цели на жизнь; определить сущностно-содержательные характеристики рассматриваемого процесса как психолого-педагогического феномена; выявить особенности влияния основных составляющих социального окружения на подростка.

Методы исследования. Анализ научной литературы, обобщение, синтез, моделирование, систематизация и классификация.

Научная новизна статьи заключается в том, что выявлены факторы, влияющие на образовательные успехи и планы современных подростков. Теоретическая значимость статьи обозначена в расширении педагогического знания об особенностях процесса воспитания подростка в контексте влияния социальной среды на данный процесс. Практическая значимость заключается в обосновании значения социальной среды в становлении личности современного подростка.

Социальным окружением подростка является семья, школа, сверстники. Семья - это микро общество, которое формирует личность каждого ее члена. Долгое время основной задачей семьи было обеспечить ребенка, удовлетворить его основные материальные потребности. Сегодня акцент в воспитании делается на развитие духовной сферы ребенка, его нравственных и моральных качеств. В связи с этим важную роль играют такие факторы как благоприятный семейный климат, педагогическая культура родителей, образование родителей, их умение находить контакт с детьми, общение в семье и т. д. [5]. Обозначенные факторы оказывают влияние на реализацию семьей педагогических и воспитательных функций. Каждый из обозначенных факторов имеет огромное значение, и отсутствие одного из них нарушит равновесие модели положительной модели воспитания, что негативно скажется на воспитательном потенциале семьи.

Авторитет родителей для подростка должен быть незыблемым и непреклонным, но родители должны стараться не только завоевать его, но и поддерживать. Совместное времяпровождение, посещение культурных мероприятий составляет важную часть процесса воспитания. Совместный отдых, как и коллективный труд, общие интересы объединяют людей в семью. Родители должны знать и разделять интересы детей: совместный просмотр фильмов, постановок, посещение спортивных мероприятий, помогут объединить интересы, наладить контакт [6].

Каждый компонент системы воспитательного потенциала семьи должен функционировать во взаимодействии с остальными. Только в таком случае воспитание личности подростка будет всесторонним и эффективным. Таким образом, родители своим личным примером, поведением, взаимодействием внутри семьи, оказывают положительное влияние на молодое поколение.

В неблагополучных семьях развитие подростка проходит по-другому. Для начала отметим характеристики неблагополучной семьи: присутствует насилие; авторитарный тип родительского контроля, ограничивающий возможность делать подростку собственный выбор; или индифферентный тип, при котором подросток предоставлен сам себе.

Можно выделить несколько типов неблагополучных семей, так как каждый из них имеет особенности в своем влиянии на развитие детей:

1. Конфликтная семья (конфликты между всеми членами семьи).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.