Научная статья на тему 'Особенности предупреждения налоговых преступлений в современной России'

Особенности предупреждения налоговых преступлений в современной России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
958
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности предупреждения налоговых преступлений в современной России»

© 2007 г. В.В. Дьяконов

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НАЛОГОВЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

В современном обществе налоги являются основной формой дохода государства. При этом налоговый механизм используется им для экономического воздействия на общественное производство и состояние научно-технического прогресса.

Преступления в сфере налогообложения крайне негативно влияют на социально-экономическое развитие российского общества. Уклонение от уплаты законно установленных налогов существенно уменьшает планируемые результаты его развития. Это обусловливает необходимость принятия крайне жестких мер противодействия указанным деяниям.

Устойчивые тенденции в исследуемой области на протяжении ряда лет следующие:

- сохраняется высокая доля преступлений, совершаемых в особо крупных размерах (около 30 %);

- около половины зарегистрированных преступлений в данной сфере приходится на уклонение от уплаты налогов с организаций, которые несут основную налоговую нагрузку;

- подавляющее число уклонений от уплаты налогов приходится на организации негосударственной формы собственности [1].

Преступные нарушения налогового законодательства преимущественно связаны с порядком исчисления и уплаты наиболее крупных налогов, таких как подоходный, акцизы, налоги, уплачиваемые в дорожные фонды (на реализацию горюче-смазочных материалов и на приобретение автотранспортных средств), НДС, налог на прибыль.

В настоящее время имеет место принципиальное единство способов уклонения от уплаты налогов в любой сфере экономики, различие в схемах заключается, главным образом, в видах используемых документов и структуры сделок. При этом преступниками постоянно совершенствуются существующие и разрабатываются новые схемы и способы уклонения от уплаты налогов.

Наибольшее количество нарушений налогового законодательства в крупном и особо крупном размерах выявляется в промышленности -23,3 %, торговле - 17,4, строительстве - 17, сельском хозяйстве - 11,6 %. Среди отраслей промышленности выделяется пищевая - 4,3 %, машиностроение и металлообработка - 3, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная -2,5 %. Доля нарушений на транспорте составляет 4,7, в кредитно-финансовой сфере - 2 % от всех

выявленных нарушений. В торговом комплексе доля уклонений от налоговых выплат составила 51,2 %. Удельный вес налоговых преступлений, совершенных на предприятиях торговли, в общем объеме экономических преступлений, составил 8 % [2].

Криминологические параметры лиц, совершивших преступления против порядка налогообложения, существенно разнятся от характеристик лиц, совершающих так называемые общеуголовные преступления. Их отличает:

- достаточно высокий интеллектуальный уровень, знание основ законодательства;

- наличие определенного уровня материального достатка;

- относительно высокий социальный статус;

- прагматизм, т.е. наличие практичности и рационализма;

- ориентация на достижение успеха;

- разветвленные социальные связи в различных сферах. Установление контактов с сотрудникам контролирующих и правоохранительных органов позволяет должностным лицам хозяйствующих субъектов длительное время совершать рассматриваемые преступления, скрывать факт выполнения той или иной хозяйственной операции.

Анализ правоприменительной практики позволяет выделить следующие типы их личности:

- неустойчивый (ситуационный) - лица, имеющие в целом положительную характеристику, ранее не привлекавшие к уголовной ответственности, не уплачивающие налоги: ввиду несогласия с действующим налоговым законодательством (так называемые налогоплательщики-отказники); в результате неблагоприятно сложившегося экономического положения предприятия с целью решения финансовых проблем; вследствие слабого знания налогового законодательства (в большей части к ним относятся физические лица и предприниматели без образования юридического лица);

- устойчивый - к нему относятся лица, систематически нарушающие налоговое законодательство и не уплачивающие налоги в расчете на то, что правоохранительные и контролирующие органы не смогут выявить противоправные факты (к ним относятся как юридические, так и физические лица);

- особо устойчивый (злостный) - лица, в действиях которых изначально присутствовал преступный замысел, они активно разрабатывают

различные схемы уклонения от уплаты налогов (налоговые мошенники).

Процессы детерминации и причинности преступлений в налоговой сфере хотя и в значительной степени обусловлены общим состоянием преступности в экономической сфере, тем не менее имеют существенные отличия. Данные преступления органически связаны с рыночными отношениями, частной собственностью и предпринимательством.

Причины и условия (криминогенные факторы) уклонения от уплаты налогов подразделяются на экономические (чаще всего являющиеся определяющими), политические, правовые, организационные, технические и моральные (нравственно-психологические).

Нельзя не отметить весьма высокий уровень значимости и необходимости, применительно к преступности, информационно-аналитической деятельности государственных органов из-за потребности их воздействия на преступность адекватными ее состоянию и тенденциям мерами. Одновременно, вызывает сомнение возможность определения научно обоснованных и социально обусловленных параметров социально терпимого уровня преступности, особенно в части, касающейся конкретных людей, ставших жертвами общественно опасных посягательств, кому причинены реальный вред здоровью, а порой самой жизни, собственности, физические и нравственно-психологические страдания.

В силу достаточной широты понятия «противодействие преступности» оно охватывает практически все направления деятельности государства, общества и граждан, способные оказать позитивное воздействие на преступность, его отдельные виды, конкретные деяния. А это в свою очередь предоставляет возможность использования в оптимальном сочетании комплекса общесоциальных, специально-криминологических и уголовно-правовых мер.

Эффективное противодействие налоговой преступности зависит от наличия четко разработанной правовой базы.

Конституция РФ выделяет в качестве цели политики государства не только признание и защиту прав и свобод человека и гражданина, но и косвенным образом закрепляет право собственности государства и муниципальных образований на полученные в виде налогов доходы, провозглашает принцип равной защиты налоговых поступлений наряду с защитой частной собственности. Положения Конституции РФ детализируются в законах и подзаконных актах, устанавливающих цели, задачи, стратегию, формы и методы борьбы государства и общества с налоговой преступностью [3].

Определяющим документом в сфере налоговых отношений, в том числе и при осуществлении налогового контроля, выступает Налоговый кодекс РФ, регламентирующий отношения, складывающиеся в процессе установления, введения и взимания налогов и сборов на территории РФ. Несмотря на отсутствие прямо определенных в указанном нормативно-правовом акте целей, задач, стратегии, форм и методов борьбы с налоговой преступностью, кодексом обозначены рамки общесоциального предупреждения налоговой преступности, что играет первостепенную роль.

Основы борьбы с преступностью, в том числе и налоговой, обозначены в рамках УК РФ, детализирующего положения Конституции РФ в сфере политики государства по борьбе с преступностью [4].

Своевременное выявление налоговых правонарушений и устранение условий, им способствовавших, зачастую позволяет не допустить совершение налоговых преступлений, что обусловливает широкий круг субъектов предупредительной деятельности. В частности, постоянно действующим органом государственного финансового контроля является Счетная палата. Особая роль в осуществлении контроля за полным и своевременным поступлением доходов в государственный бюджет принадлежит Министерству финансов РФ - федеральному органу исполнительной власти, обеспечивающему проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в стране и координирующему деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с налоговым законодательством (ст. 146 НК РФ), контроль за поступлением обязательных платежей во внебюджетные фонды должен осуществляться теми же органами исполнительной власти, на которые возложены функции сбора налогов в федеральный бюджет, т.е. налоговыми органами. Однако до настоящего времени эту обязанность исполняют также и органы отдельных государственных внебюджетных фондов, к числу которых относятся: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования. Они также наделены правом предоставлять отсрочки и рассрочки по соответствующим страховым взносам [5].

Задачи выработки и осуществления налоговой политики с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме возложены на Министерство РФ по налогам и сборам.

Отдельную группу субъектов, осуществляющих предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений и правонарушений, составля-

ют правоохранительные органы. Ведущая роль здесь принадлежит Федеральной службе по экономическим и налоговым преступлениям МВД России.

Большое значение для поддержания налоговой дисциплины имеет деятельность судов в связи с рассмотрением налоговых споров и уголовных дел о налоговых преступлениях. По мнению автора, установление должной правоприменительной практики является одним из условий успешной борьбы с налоговой преступностью.

На основе сопоставления прав и обязанностей можно выделить шесть групп субъектов предупредительной деятельности, объединенных наличием предусмотренных законодательством различных прав и обязанностей, которые в большей или меньшей степени могут воспрепятствовать противоправной деятельности в сфере налогообложения.

Реформирование налогового законодательства, обеспечено рядом объективных и субъективных факторов. К первым относится реальное состояние экономики и степень ее готовности к реформированию. Субъективные факторы связаны с теми лицами, которые выступают в качестве налогоплательщиков, а также с государственными институтами, отвечающими за сбор налогов и проведение в жизнь налоговой политики российского государства. К их числу относятся налоговые и правоохранительные органы.

Эффективное взаимодействие этих органов на основе глубоких познаний в различных отраслях права (гражданском, финансовом, уголовном, уголовно-процессуальном, а также знание отраслевого законодательства) обеспечивает наиболее успешное предупреждение и пресечение экономических и налоговых преступлений.

Система предупреждения налоговой преступности включает в себя объекты, субъекты и меры предупреждения. Успешная деятельность предполагает надлежащее решение всеми участвующими в этом процессе проблем нормативно-правового, организационного, финансового, хозяйственного, кадрового, информационно-аналитического, научно-методического и пропагандистского обеспечения.

При этом должен быть задействован весь потенциал налоговых, таможенных органов, ФСБ, МВД, Минюста России (служба судебных приставов) с целью выработки новых и совершенствования уже известных средств, приемов и методов из их арсенала, объединения усилий в борьбе с налоговой преступностью. Главной целью и основной задачей профилактики преступлений, в том числе и налоговых, является разработка путей и способов планомерного воздействия на

причины и условия, способствующие их совершению, и их искоренение.

Одна из ключевых задач непосредственно самого взаимодействия - взаимодополнение тех сторон деятельности различных органов, которые ограничивают воздействие спецификой своего назначения. В итоге, ее решение позволит создавать последовательное осуществление предупредительной деятельности по звеньям цепи, в сумме составляющим единый комплекс.

Необходимо учитывать, что взаимодействие есть деятельность на основе объединения сил, средств, форм и методов работы не подчиненных друг другу сторон, положительным результатом которой должно явиться эффективное и рациональное разрешение проблем предупреждения налоговой преступности в соответствии с действующим законодательством.

Основу взаимодействия составляет, во-первых, четкое распределение и правовое закрепление предметов ведения, зон ответственности каждого задействованного органа; во-вторых - определение круга проблем, требующих объединения усилий, согласованных и скоординированных действий по их решению. Обязательность взаимодействия определяется именно единством задач, стоящих перед заинтересованными сторонами. Зачастую на практике реализация собственной задачи одного из органов выступает в качестве необходимого условия деятельности для другого вплоть до того момента, когда будет решена задача, стоящая перед системой в целом.

При этом первостепенное значение приобретает координация деятельности при взаимодействии, субъектами которой выступают, как правило, руководители задействованных сторон, несущие ответственность за конечный результат при решении всех задач, стоящих перед подчиненными им подразделениями, и компетентные в принятии решений, обязательных для исполнения участниками совместной деятельности.

Многоаспектность задач, в которых протекает деятельность того или иного органа, определяет многообразие форм взаимодействия, среди которых особо выделены обмен полезной информацией и совместное планирование и выполнение мероприятий при решении определенных задач. В качестве примера можно рассматривать вопросы борьбы с фирмами-однодневками, а также пресечение так называемых «захватов» фирм, осуществляемых с помощью процедуры государственной регистрации.

В настоящее время существуют значительные резервы взаимодействия субъектов предупреждения преступлений в налоговой сфере. Можно рекомендовать налоговым и правоохранительным органам для того, чтобы обеспечить качество и

результативность совместных выездных налоговых проверок следующее:

- принять меры к расширению практики проведения совместных мероприятий в отношении налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на налоговый учет, не представляющих отчетность в налоговые органы или представляющих «нулевые» балансы при наличии информации о ведении ими хозяйственной деятельности; крупнейших налогоплательщиков; организаций, предъявляющих к возмещению суммы НДС по экспорту и операциям на внутреннем рынке; получающих дополнительные льготы по налогам и сборам в зонах экономического благоприятствования; функционирующих в сфере производства и оборота алкогольной продукции; иных категорий налогоплательщиков с повышенным риском совершения налоговых правонарушений;

- повысить качество проводимых проверок за счет широкого внедрения в практику работы пред-проверочного анализа, позволяющего выявлять перспективные направления и объекты проверки, методов осуществления контроля, основанных на системе оценок косвенных индикаторов налоговой базы и анализе информации о физических объемах потребляемых ресурсов и производимой продукции;

- осуществлять согласование программ выездных налоговых проверок с четким разграничением функций между проверяющими;

- в ходе проведения совместных проверок налоговым органам оказывать активное содействие и непосредственное участие в применение методов контроля, предусмотренных ст. 90 - 98 НК РФ (участие свидетеля, осмотр, истребование документов, выемка документов, экспертиза, участие понятых и др.);

- обеспечить обоюдное рассмотрение жалоб и разногласий по результатам совместных проверок, оказание взаимной правовой помощи при подготовке материалов для рассмотрения в арбитражном суде по актам указанных проверок, совместное участие в судебных процессах.

В соответствии с п. 3 ст. 32 НК РФ, при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговым органам необходимо обеспечить своевременное направление в органы внутренних дел материалов, для принятия ими решения в порядке, предусмотренном в ст. 144 УПК РФ [5, 6].

В целях повышения эффективности деятельности по предупреждению налоговых преступлений необходимо принятие комплекса мер, в частности: усилить взаимодействие налоговых и

правоохранительных и органов внутренних дел в работе по контролю за применением налогоплательщиками налоговой ставки 0 % и налоговых вычетов по НДС при реализации товаров (работ, услуг) как на экспорт, так и на внутреннем рынке; продолжить практику проведения совместных комплексных мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений, совершаемых с использованием «анонимных» структур; в ходе планирования совместных контрольных мероприятий, а также с целью выявления налогоплательщиков, представляющих «нулевую» отчетность или не стоящих на учете в налоговых органах, но осуществляющих при этом финансово-хозяйственную деятельность, активнее использовать сведения из СМИ (рекламные издания, различного вида справочники), а также жалобы граждан, поступающие в налоговые органы и федеральные органы налоговой полиции по «горячим» телефонным линиям; продолжить проведение совместных оперативно-контрольных мероприятий по выявлению правонарушений, влекущих ответственность, предусмотренную Кодексом РФ об административных правонарушениях; в тесном взаимодействии координировать проведение комплекса мероприятий в отношении юридических лиц, не представивших сведения в налоговый орган; активизировать предупредительно-профилактическую и информационно-разъяснительную работу в целях повышения налоговой культуры и воспитания законопослушного налогоплательщика; выйти с предложениями к органам управления народным образованием о введении в средних школах учебного предмета «Налоговая культура». Напомним, что одной из причин налоговой преступности является нравственно-психологическое состояние общества, характеризующееся негативным отношением к существующей системе налогообложения. Такое отношение в немалой степени объясняется низким уровнем налоговой культуры, для повышения которого необходимо широкое информирование населения о налоговом законодательстве и его применении. У заинтересованных ведомств на первом плане должна быть просветительская работа с налогоплательщиками, формирование законопослушания, дисциплины. Во многих странах мира такая работа проводится на высоком уровне, причем обучение, просвещение и консультирование осуществляются за счет бюджета государства. Кроме того, создаются службы, ответственные за налоговое консультирование и его непосредственное осуществление. Практика показывает, что нельзя воспитать добропорядочного налогоплательщика, если не показывать примеров четкого и правильного применения налогового законодательства. Только еже-

дневное, кропотливое, обоюдно заинтересованное взаимодействие позволит в конечном итоге решать задачи, поставленные перед налоговыми и правоохранительными органами РФ.

Совершенствование организационных основ борьбы с преступностью предполагает также создание и бесперебойное функционирование системы проверки исполнения и контроля. В этой связи важно определить оптимальное соотношение ведомственного, межведомственного, судебного, общественного контроля и прокурорского надзора за реализацией мер государственной политики противодействия преступности.

Российское государство принимает комплекс мер в целях изменения создавшегося положения, в частности, путём совершенствования действующего законодательства, направленного на борьбу с организованной преступностью.

Литература

1. См.: Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Причины преступности в России. Криминологический анализ. М., 2006.

2. См.: Песчанских Г.В. Эффективность деятельности правоприменительных органов в сфере налогообложения. Информационно-аналитические подходы обеспечения экономической безопасности. М., 2004.

3. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 1994.

4. См.: Уголовный кодекс РФ (по сост. на 1 февр. 2005 г.). М., 2005.

5. См.: Налоговый кодекс РФ. Ч. 1 // СЗ РФ. 1998.

№ 31; Налоговый кодекс РФ. Ч. 2 // СЗ РФ. 2000. № 32.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ // Российская газета. 2001. 22 дек.

Краснодарский университет МВД России_15 сентября 2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.