Научная статья на тему 'Особенности представлений об успехе у старшеклассников с разным самоотношением'

Особенности представлений об успехе у старшеклассников с разным самоотношением Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
245
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ / УСПЕХ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДУХОВНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Краснослабодская А.Х.

В статье представлены результаты исследования направленные на выявление особенностей представлений об успехе у старшеклассников с разным самоотношением. Показано, что для подростков с низким уровнем самоотношения успех в первую очередь, представляет собой финансово-материальный достаток, в то время как для подростков с высокой внутренней неустойчивостью успех это нравственное развитие человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений об успехе у старшеклассников с разным самоотношением»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

УДК 159.9.072.43

А.Х.Краснослабодская

Студентка 4 курса психолого-педагогического отделения Академии психологии и педагогии Южный федеральный университет Научный руководитель: Ю. А.Мочалова к.психол.н, асс. кафедры «Психология образования» Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет Г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ УСПЕХЕ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

С РАЗНЫМ САМООТНОШЕНИЕМ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования направленные на выявление особенностей представлений об успехе у старшеклассников с разным самоотношением. Показано, что для подростков с низким уровнем самоотношения успех в первую очередь, представляет собой финансово-материальный достаток, в то время как для подростков с высокой внутренней неустойчивостью успех - это нравственное развитие человека

Ключевые слова

Самоотношение, успех, старшеклассники, представления, духовность, социально-психологическое благополучие.

Изучение содержания, сущности, видов, причин успеха включено во многие дисциплины. Эта проблема нашла отражение не только в психологических исследованиях, но и в экономических, социологических, педагогических трудах. В психологии проблема успеха разрабатывается несколько десятилетий в рамках гуманистического и когнитивного подходов (А. Маслоу, К. Роджерс, А. Бандура,Э. Скиннер, Д. Роден и др.), индивидуальной психологии (А. Адлер). Отдельные составляющие успеха исследуются при изучении эффективности деятельности и мотивации достижения (К. Левин, Ф. Хоппе, Д. Мак-Клелланд, X. Хекхаузен, Р. Шпернберг, Т.О. Гордеева), развития одаренных детей (Ю.Д. Бабаева, К.А. Хеллер), факторов и личностных качеств успешных руководителей и предпринимателей (А.Л. Журавлев, Ю.М. Забродин, В.В. Новиков, Т.В. Корнилова, В.Г. Булыгина, М. Мелия и др.).

Каждый раз, когда человеку приходится принимать то или иное решение, совершить определенное действие или поступок, он руководствуется сложившейся у него на данный момент системой представлений о себе и об окружающей действительности. Это касается и успеха. На сегодняшний день можно выделить несколько подходов к рассмотрению проблемы представлений. Так, в рамках изучения познавательных процессов и образа, представления рассматриваются как психический процесс отражения предметов и явлений, которые на данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе предыдущего опыта -Б.М. Теплов, Л.М. Веккер, А.В. Маклаков и др. Также представления изучаются в русле психосемантики. Сторонники данного направления А.Н. Леонтьев, А.Г. Шмелев, В.Ф. Петренко, О.В. Митина, А.В. Россохин, В.В. Кучеренко рассматривали данную проблему с точки зрения строения и функционирования индивидуальной системы значений [3]. Представления - динамичные образования. Меняются политические, экономические, исторические условия, вместе с ними трансформируются и базовые представления. В современном мировом пространстве, а в особенности в нашей стране, в России, в нынешнюю эпоху социально- экономических катаклизмов и потрясений, вопрос об изменении системы представлений стоит особо актуально [1]. Поэтому можно предположить, что содержание представлений современной молодежи будет иметь свою неповторимую специфику. Но система представлений человека порождается не только

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

внешними факторами, но и сферой, которую принято считать прерогативой субъектных феноменов -самоотношение, самопонимание, установка на себя и т.д. [2]. Одним из наиболее значимых субъектных феноменов выступает самоотношение личности. В отечественной психологии самоотношение рассматривается как многокомпонентное образование (В.В. Столин, Р.С. Пантилеев).

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно выдвинуть предположение, что содержание представлений об успехе будет определяться особенностями самоотношения у старшеклассников.

В исследовании приняли участие учащиеся 11-х классов МОУ СОШ № 46 в количестве 60 человек города Ростов-на-Дону.

На первом этапе исследования была проведена диагностика и дифференциация выборки по типам самоотношения. Для решения этой задачи мы использовали опросник «Методика изучения самоотношения (МИС) - авторы Столин и Р.С. Пантилеев [4]. По результатам опросника мы выделили следующие группы испытуемых, в каждой группе равное количество человек- 30: первая группа - высокие самоуважение и аутосимпатия, низкая внутренняя неустойчивость; вторая группа - самоуважение и аутосимпатия в норме, высокая внутренняя неустойчивость.

На втором этапе исследования старшеклассникам было предложено написать мини-сочинение на тему «Мое представление об успехе». Благодаря анализу теоретических материалов по выбранной проблеме, нам удалось сформировать группы семантических конструктов, представленных в работах респондентов. Работы подверглись количественному и качественному анализу. Подсчитывалась частота встречаемости признаков во всех работах.

В результате психологического анализа и математической обработки результатов мы пришли к следующим выводам:

1. Достоверно значимые различия между группами подростков с разным уровнем самоотношения (внутренней неустойчивостью) выявлены в частоте встречаемости следующих характеристик: социально-психологическая характеристика успеха (ф=12,51 р=0,01), оценочная составляющая успеха (ф=0,98, р=0,01) и успех как финансово-материальное благополучие (ф=3,34, р=0,01). Т.е. для подростков с низкой внутренней неустойчивостью в большей степени свойственно представление об успехе как о финансово-материальном благополучии, в сочетании с выраженной позитивной оценочной характеристикой. Тогда как для подростков с высокой внутренней неустойчивостью успех представляет собой, социально-психологическое благополучие.

2. Статистическая обработка результатов критерием Фишера, направленная на выявление достоверно значимых различий в частоте встречаемости отдельных признаков выделенных характеристик успеха в группах подростков с разным уровнем внутренней неустойчивости (самоотношения) подтвердила, что для подростков с низким уровнем внутренней неустойчивости (самоотношения) успех в первую очередь, представляет собой финансово-материальный достаток: много денег, хорошая работа и зарплата, хорошая машина, квартира, яхта и т.д. Представления о финансовом успехе в данной группе подростков имеют положительно-оценочную характеристику. Для подростков с высокой внутренней неустойчивостью успех -это нравственное развитие человека, чистое сердце и соблюдение морально-этических норм и правил, любовь родных и близких, крепкая семья, здоровье, а также ощущение счастья и свободы. При этом, финансовый успех представляет собой минимум, необходимый и достаточный для конкретной личности, а высокий материальный уровень считается негативным качеством, которое портит людей, т.к. деньги убивают в человеке все хорошее.

Список использованной литературы:

1. Азарова Е.А., Фатеева Ю. Особенности представлений о нравственности у подростков со склонностью к разным видам отклоняющегося поведения // Профессиональные представления. 2014. № 1 (6). С. 41-48.

2. Дорофеев В.А. Взаимосвязь доверия и понимания у участников образовательного процесса школы. Известия Южного федерального университета. // Педагогические науки. 2009. № 3. С. 163-168.

3. Кучеренко В.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания /Текст/. //Вопросы психологии, 2001, № 4, с 21-25.

4. Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. /Текст/. - М. 1993

© Мочалова Ю.А., Краснослабодская А.Х., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.