Научная статья на тему 'Особенности представлений матери об индивидуальности ребенка в связи с количеством детей в семье'

Особенности представлений матери об индивидуальности ребенка в связи с количеством детей в семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
296
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / ПОЛЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / SOCIAL REPRESENTATIONS / COGNITION OF INDIVIDUALITY / SUBJECT OF COGNITION / FIELD OF REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Жданова Светлана Юрьевна, Аликина Елена Львовна

Представлены результаты исследования представлений матерей об индивидуальности детей в связи с количеством детей в семье. Выявлено общее поле представлений матерей об индивидуальности детей. Обнаружены специфические различия в познании матерей индивидуальности детей. Познание индивидуальности детей многодетных матерей является свернутым, целостным, ориентировано на особенности личности ребенка, его достижения в деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Жданова Светлана Юрьевна, Аликина Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности представлений матери об индивидуальности ребенка в связи с количеством детей в семье»

УДК 37.018.1

Жданова Светлана Юрьевна

доктор психологических наук, доцент,

Аликина Елена Львовна

Пермский государственный университет alikinart@rambler.ru

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАТЕРИ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ РЕБЕНКА В СВЯЗИ С КОЛИЧЕСТВОМ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

Представлены результаты исследования представлений матерей об индивидуальности детей в связи с количеством детей в семье. Выявлено общее поле представлений матерей об индивидуальности детей. Обнаружены специфические различия в познании матерей индивидуальности детей. Познание индивидуальности детей многодетных матерей является свернутым, целостным, ориентировано на особенности личности ребенка, его достижения в деятельности.

Ключевые слова: социальные представления, познание индивидуальности, субъект познания, поле представлений.

Проблема изучения индивидуальности в отечественной психологии получи. ла новый ракурс - это познание индивидуальности человека не только как объекта, но и как субъекта познания собственной психической реальности. Одним из аспектов современных исследований познания индивидуальности является познание индивидуальности с позиции субъекта, её познающего, на основе социальных представлений [1; 3; 4; 5; 6; 7; 8; 9].

Процесс познания индивидуальности следует рассматривать как многоуровневое образование, включающее: переживание, осознание, уровень социальных представлений, понимание [8]. Интерес исследователей привлекает изучение социальных представлений. Согласно С. Москови-чи социальные представления - это сеть понятий, утверждений и объяснений, рождающихся в повседневной жизни в ходе межличностной коммуникации [11]. Употребление термина «представления» в теории Московичи не эквивалентно тому значению, которое традиционно для психологии или логики, и где «представление» есть звено в переходе либо от восприятия к мышлению, либо от образа к понятию. Для С. Московичи социальные представления есть осмысленные знания, которые идентичны мифам, верованиям, соответствуют понятию «здравого смысла» [4]. Социальные представления формируются посредством механизмов закрепления (отнесения к определенной социальной категории) и объективации (помещение объекта в «идентификационную матрицу»). «Идентификационные матрицы носят не только оценочный характер, они также наделя-

ют объект, помещаемый в социальную категорию, соответствующим смыслом и значением [2].

В контексте проблем психологии познания индивидуальности человека, особый интерес представляет изучение представлений матери об индивидуальности ребенка. В этом плане, особую актуальность приобретают вопросы о том, что отображается в сознании матери, каким образом происходит этот процесс, какие качества выбирает мать из целого комплекса индивидуальных свойств ребенка, какие из них включены в структуры внутреннего мира, а какие остаются за пределами познания индивидуальности.

Анализ литературы показывает, что данная проблема остаётся малоизученной. С целью изучения представлений матери об индивидуальности ребенка нами было проведено эмпирическое исследование. Оно проходило на выборке матерей, имеющих различный опыт материнства. Общую выборку составили сто две женщины. Из них тридцать четыре женщины имеют одного ребенка, тридцать восемь - двух детей, тридцать имеют трех и более детей. В исследовании были использованы следующие методы и методики исследования: метод свободного описания (М. Лалджи), метод ассоциаций, метод Q-сортировки (В. Стефонсона), метод рисунка (А.Л. Венгер). В ходе обработки данных была использована процедура контент-анализа, а также методы математической статистики, в частности, критерий углового преобразования Фишера, Ькрите-рий Стьюдента.

В соответствии с процедурой контент-анализа были выделены категории познания индиви-

140

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

© Жданова С.Ю., Аликина Е.Л., 2010

Таблица1

Результаты сравнительного анализа представлений матерей об индивидуальности детей на основе ф-критерия Фишера

Категории Процентные доли в группах Различия между выборками (Ф-критерий)

1 2 3 1 и 2 1 и 3 2 и 3

Однодетные матери Двухдетные матери Многодетные матери

Индивидные характеристики

Имя 30 23 40 0,б3 0,81 1,01

Пол 33 34 13 0,15 2,17** 2,42**

Возраст 32 2б 37 0,б4 0,29 0,54

Внешность 21 15 7 0,58 1,72* 1,42

Здоровье б 10 7 0,б8 0,01 0,74

Личностные особенности

Темперамент 15 32 50 1,б5* 3,05** 1,10

Черты характера 70 87 97 1,77* 3,17** 0,07

Особен-ти мотив. сферы 30 2б 4б 0,37 1,34 1,34

Интересы б0 55 70 0,45 0,79 0,54

Особенности проявления в деятельности

Социальные роли 4б 7б 80 2,71** 2,91** 0,8б

Достижения в учебе 27 55 23 2,43** 0,37 3,33**

Особенности общения 58 32 90 2,22* 3,07** 4 77**

Общение с сиблингами 0 2б 57 3,0б** 5,38** 2,14**

Общение с отцом 21 18 20 0,29 0,12 0,12

Общение с родственниками 9 10 7 0,20 0,35 0,74

Эмоциональная окраска высказывания 42 1б 17 2,52** 2,28* 0,1б

Примечание: различия достоверны, значимы на уровнях: * - Р<0,05; ** - Р<0,01.

дуальности. Данные категории были обозначены в соответствии с подходом к индивидуальности В.С. Мерлина [10] и Б.Г. Ананьева [3]. В ходе исследования были получены следующие результаты. Данные представлены в таблице 1.

Как показывают результаты исследования, существует общее поле представлений матерей об индивидуальности детей. Оно включает: индивидные характеристики (имя, пол, внешность, возраст), свойства личности (темперамент, характер, особенности мотивационной сферы), характеристики деятельности (социальные роли, достижения в учебе), особенности общения (с сиб-лингами, другими детьми, взрослыми).

Наряду с общими тенденциями, были выделены также специфические различия в представлениях матерей об индивидуальности детей в свя-

зи с количеством детей в семье. Они проявляются в том, что познание индивидуальности детей в группе однодетных матерей является более развернутым. Это проявляется в объемных текстовых описаниях индивидуальности ребенка. Так, среднее количество слов, употребляемое для описания ребенка, составило в данной группе 66,5 слов (1=0,01, р<0,05). Вместе с тем познание индивидуальности в группе однодетных матерей характеризуется фрагментарностью, направлено в большей мере на анализ индивидных характеристик индивидуальности, например, описание внешности. Так, например, матери подробно описывают черты лица ребенка, указывают на сходство внешности ребенка с родителями, сравнивают физическое развитие ребенка с нормой. Среди личностных особенностей наибольшее

внимание в познании индивидуальности ребенка однодетные матери уделяют чертам характера. Например, пишут: «мой ребенок очень добрый, ласковый, чуткий, отзывчивый, любознательный мальчик» или «у меня трудолюбивая, внимательная, рассудительная, ласковая, заботливая дочь».

Для однодетных матерей значимыми являются взаимоотношения ребенка с другими детьми, например, матери пишут, что ребенок «конфликты пытается решать словами, избегая драк», «дорожит дружбой своих одноклассников». Однако характеристики общения чаще являются свернутыми, матери отмечают только тот факт, что «ребенок общительный». Вместе с тем однодетные матери подробно описывают интересы своих детей, пишут о том, что ребенок «любит». Например, «любит вкусно поесть», «любит чтение познавательной литературы», «обожает покупки и примерки с торжественным выходом», «любит ухаживать за детьми младшего возраста».

Представления двухдетных матерей об индивидуальности детей имеют существенные различия в отношении старшего и младшего ребенка. Описания старшего ребенка по количеству используемых в среднем слов (55), близки к описаниям однодетных матерей, имеют развернутый характер, сходный с описанием однодетных матерей. Описания второго ребенка являются более сжатыми, среднее количество слов, употребляемых для описания второго ребенка равно 43. В целом представления двухдетных матерей отличаются большей целостностью, эмоциональная окрашенность представлений резко снижается в отношении обоих детей. В меньшей степени уделяется внимание индивидным характеристикам детей, однако повышается значимость личностных особенностей (темперамент, черты характера, интересы). Характеризуя темперамент ребенка, матери пишут: «экспрессивная, импульсивная», «легко приходит в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных», или «легко возбудим», или «спокойный ребенок». Большое внимание матери в процессе познания индивидуальности своих детей уделяют особенностям характера, пишут о том, что ребенок: «веселый, общительный», «трудолюбивый, очень обидчивый» или «легкая на подъём, добрая, скрытная, впечатлительная», «строптивая, энергичная, стеснительная», «сентиментальная, наблюдательная, иногда нерешительная». Двухдетные матери описывают интересы детей, пишут

о том, что ребенку «нравится, когда ему читают книги», «нравится помогать папе», «нравится конструировать, рисовать». Большое внимание двухдетные матери уделяют характеристике социальных ролей, пишут о том, что ребенок помогает взрослым, например, «летом незаменимый помощник на огороде», «помощник папе», «мамина помощница по хозяйству», «наша жемчужинка, она - пуп земли». Двухдетные матери при характеристике деятельности в большей мере ориентированы на результат, акцентируют внимание на ситуации неуспеха или напротив, высоких учебных достижениях. Например, «учится слабо, но старается», «мой ребенок мог бы учиться лучше», «учится Никита на 4 и 5, но я знаю, что может учиться лучше». Для двухдетных матерей снижается значимость общения своих детей с другими детьми, однако повышается значимость общения между сиблингами. В своих описаниях матери описывают особенности взаимодействия между детьми, пишут о том, что «очень любит, когда старшая сестра проводит с ней свободное время», «очень любит младшую сестру» или «проявляет агрессивное поведение к своей младшей сестренке».

Представления многодетных матерей являются свернутыми, вместе с тем целостными в отношении каждого ребенка, независимо от порядка рождения детей. Среднее количество слов, используемое для описания равно 24,5 (1=0,01, р<0,05). Как и в группе двухдетных матерей в группе многодетных матерей наблюдается снижение уровня эмоциональной окрашенности представлений об индивидуальности ребенка. Снижается также значимость индивидных характеристик, особенно по таким параметрам как пол, внешность. Вместе с тем многодетные матери чаще указывают имя ребенка, что можно объяснить тем, что двухдетные матери в отношении детей мыслят категориями «старший - младший», тогда как многодетные матери в связи с увеличением количества детей чаще обращаются к ребенку по имени.

Многодетные матери большое внимание в процессе познания индивидуальности ребенка уделяют свойствам личности. В отличие от двух других групп респондентов большое внимание уделяют характеристикам мотивационной сферы детей, пишут о том, что ребенок «начатое дело доводит до конца», «упрям в достижении своей цели», «имеет упрямый характер, если решит, то не сдвинешь».

142

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16

Для многодетных матерей значимыми являются особенности общения детей друг с другом, например, они пишут, что: «дети маленькие всегда неспокойные, старается к братьям и сестре найти подход», или «у сестер непререкаемый авторитет», или «легко подвержена влиянию брата и сестры», «водится с младшим братиком». Как и в группе однодетных матерей, для многодетных матерей высока значимость общения ребенка с другими детьми. В отличие от группы однодетных матерей многодетные матери более подробно описывают особенности общения ребенка с другими детьми, анализируют причины возникающих конфликтов, осознают статус ребенка в коллективе. Так, многодетные матери пишут: «слишком доверчивый, к более сильным сверстникам попадает под влияние», или «при конфликте знает, что ответить и как разрешить его», или «старается не плыть по течению», «с детьми своего возраста и немного старше сходится довольно легко». Можно предположить, что актуальный материнский опыт позволяет отстранен-но оценивать проблемы общения своих детей.

Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:

1. Существует общее поле представлений матерей об индивидуальности ребенка. Оно включает: индивидные характеристики (пол, возраст, состояние здоровья), свойства личности (особенности мотивационной сферы, интересы, склонности), характеристики общения, особенности деятельности.

2. Существуют специфические различия в представлениях об индивидуальности ребенка у однодетных, двухдетных и многодетных матерей. Они проявляются в том, что представления однодетных матерей являются развернутыми, эмоционально окрашенными, вместе с тем фрагментарными. Однодетные матери в процессе познания индивидуальности ребенка в большей мере ориентированы на индивидные характеристики индивидуальности ребенка, свойства личности, особенности общения.

3. Познание индивидуальности детей в группе двухдетных матерей является свернутым, характеризуются низким уровнем эмоциональной окрашенности. Происходят существенные изме-

нения в структуре познания индивидуальности ребенка. Данные изменения проявляются в том, что снижается значимость для матери индивидных характеристик ребенка, вместе с тем повышается значимость свойств личности, характеристик деятельности.

4. Познание индивидуальности ребенка в группе многодетных матерей является свернутым, вместе с тем целостным и дифференцированным. Это проявляется в том, что многодетных матерей характеризуют краткие, глубокие и полные описания индивидуальности ребенка, включающие характеристики всех уровней индивидуальности.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А., Гордиенко Е.В. Представления личности об отношении к ней значимых других // Психологический журнал. -2001. - Т. 22. - №>5. - С. 38-47.

2. Агадуллина Е.Р. Социальная категоризация: представления об объекте специфике процесса // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. -2008. - №>1. - С. 114-119.

3. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - М.: Наука, 2000. - С. 242.

4. Андреева Г.М. Психология социального познания. - М., 2005. - С. 215.

5. БодалевА.А. Феномен понимания другого и определяющие факторы // Мир психологии. -2001. - №3. - С. 12-16.

6. Брушлинский А.В. Деятельность субъекта как единство теории и практики // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - №6. - С. 5-11.

7. Вяткин Б.А. Метаиндивидуальность и её проявления у учителей начальных классов // Вопросы психологии. - 2001. - №3. - С. 70.

8. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. - Пермь, 2005.

9. Знаков В.В. Понимание как проблема психологии человеческого бытия // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - №2. - С. 7-15.

10. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

11. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психологический журнал. - 1995. - Т. 16. - №1. - С. 3-18; №2. - С. 3-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.