Научная статья на тему 'Использование метода рисунка в изучении социальных представлений об индивидуальности близкого человека'

Использование метода рисунка в изучении социальных представлений об индивидуальности близкого человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
635
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ПОЗНАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ / КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аликина Елена Львовна

. Рассматривается проблема обоснованности использования качественных методов в исследовании индивидуальности. Показано, что в качестве одного из методов познания индивидуальности выступает метод рисунка. Результаты исследования особенностей познания матерей об индивидуальности детей в связи с количеством детей в семье показывают, что существуют общие тенденции и специфические различия по основным категориям контент-анализа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Аликина Елена Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Использование метода рисунка в изучении социальных представлений об индивидуальности близкого человека»

УДК 159.922.1+316.6

Аликина Елена Львовна

Соискатель кафедры психологии развития Пермского государственного университета, муниципальное образовательное учреждение Усть-Качкинская средняя школа, педагог-психолог, alikinart@rambler.ru, Пермь.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА РИСУНКА В ИЗУЧЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ БЛИЗКОГО ЧЕЛОВЕКА

Аннотация. Рассматривается проблема обоснованности использования качественных методов в исследовании индивидуальности. Показано, что в качестве одного из методов познания индивидуальности выступает метод рисунка. Результаты исследования особенностей познания матерей об индивидуальности детей в связи с количеством детей в семье показывают, что существуют общие тенденции и специфические различия по основным категориям контент-анализа.

Ключевые слова: социальные представления, познание индивидуальности, качественные методы исследования, контент-анализ.

Alikina Elena Lwowna

Applicant Department of Psychology of the Perm State University, the municipal educational institution school of Ust-Kachka, educational psychologist, alikinart@rambler.ru, Perm.

THE USAGE OF THE METHOD OF DRAWING IN THE RESEARCH SOCIAL NOTIONS ABOUT THE INDIVIDUALITY OF AN INTIMATE MAN

Abstract. The problem of the validity of the use of qualitative methods in the study of personality.

It is shown that as one of the methods of knowledge supports the method of pattern individuality. The results of studies of the knowledge of mothers about the identity of children in relation to the number of children in the family show that there are general trends and specific differences in the major categories of content analysis.

Key words: Social representation, the knowledge of individuality, qualitative methods of research, content-analyses.

В контексте проблем познания индивидуальности особый интерес представляет изучение имплицитного знания об индивидуальности. В этой связи актуальным становится вопрос о том, как осуществляется процесс познания индивидуальности наивным субъектом, не обладающим психологическим знанием. В контексте данной проблемы самостоятельной задачей является изучение особенностей познания матерью индивидуальности ребенка. Рассматривая данную проблему, следует отметить трудности методологического плана. Они касаются того, что из целого ряда особенностей необходимо выбрать такие, которые в наибольшей степени отражали бы индивидуальность человека. Использование количественной стратегии при изучении индивидуальности и сосредоточение внимания на стандартизированных методиках исследования оказыва-

ется недостаточным. Возникает потребность в использовании качественных методов исследования в изучении особенностей познания собственной психической реальности и реальности других людей [2]. На необходимость использования качественных методов исследования в изучении феномена познания указывает Г. М. Андреева (2005). Она отмечает, что стратегии исследования должны включать методы «анализа продуктов социального познания», описания элементов социального мира. Отмечая достоинства качественной методологии В. В. Семенова (1998), обращает внимание на то, что качественные методы позволяют изучать качественное отношение респондента к явлению, фиксировать его субъективную ценность, «исходя из социального опыта индивида». Одним из уровней познания индивидуальности является познание

индивидуальности на уровне социальных представлений. Согласно теории С. Моско-вичи социальные представления включают следующие важные компоненты: информацию, или сумму знаний о представляемом объекте, поле представлений, установку по отношению к объекту представлений [5]. Один из компонентов социальных представлений - поле представлений содержит понятия и образы [6]. В связи с этим изучение индивидуальности человека может осуществляться не только в описательно-словесной форме, но и в графической. Соответственно особый интерес в изучении познания своей индивидуальности и индивидуальности других людей представляют графические методы исследования, в частности метод рисунка. Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики достаточно информативны, позволяют выявить множество психологических особенностей человека. Они отражают, в первую очередь, неосознаваемые установки человека, его бессознательные импульсы и переживания. Рисунок - это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах [1]. Рисование как художественное самовыражение настолько открыто, искренне повествует о мире тонкой реальности личности, что образно может быть названо невербальной исповедью [4].

Одной из важных проблем в ходе применения графических методов является проблема обработки и анализа данных. Достаточно распространённой процедурой для обобщения первичного исходного материала является процедура контент-анализа. Необходимо отметить, что контент-анализ графических текстов весьма специфичен. Это обусловлено, во-первых, особенностями репрезентации, отражения в текстах различных внетекстовых реальностей, и, во-вторых, возможным существованием в рисунке нескольких содержательных пластов (образного, символического, знакового) [3]. Критерий надежности и объективности, полученных при использовании процедуры контент-анализа результатов, обусловливает необходимость подтверждения результатов с помощью методов математической статистики. Применение методов математической статистики позволяет использовать процедуру контетнт-анализа в качестве важного средства познания индивидуальности человека.

С целью изучения представлений матери об индивидуальности ребенка в связи с порядком рождения детей и количеством детей в семье нами было проведено собственное эмпирическое исследование. Оно проводилось на выборке женщин, имеющих опыт материнства и проживающих в границах одного административного поселения. Выборка была представлена тремя группами респондентов. Первую составили женщины, имеющие одного ребенка (34 человека), вторую группу - женщины, имеющие двоих детей (38 человек), третья группа была представлена женщинами, имеющими троих и более детей. Общее количество обследованных составило 102 человека. В процессе исследования были использованы: метод свободного описания (М. Лалджи), метод ассоциаций, метод Q-сортировки (В. Стефон-сона), метод рисунка (А. Л. Венгер).

В соответствии с методом свободного описания респондентов просили описать каждого ребенка. В соответствии с методом ассоциации обследуемым предлагалось подобрать ассоциации к словосочетанию «мой ребенок». В ходе метода рисунка респондентов просили нарисовать свою семью, а также на отдельном листе нарисовать своих детей.

Результаты контент-анализа рисунков респондентов были подвергнуты статистической обработке. Анализируя результаты сравнительного анализа представлений матерей об индивидуальности детей, можно отметить, что различия в изображении индивидуальности ребенка выявлены по следующим категориям контент-анализа: размер рисунка, особенности линий, цвет рисунка, вид изображения, изображении частей тела. Так многодетные матери достоверно чаще (28%) изображают младшего ребенка в уменьшенном размере в сравнении с однодетными (7% ф=1,79; р<0,05) и двухдетными матерями (8% рисунков, ф=1,83; р<0,05), достоверно чаще изображают рисунки четкими линиями. При сравнительном анализе изображений по категории «особенности линий рисунка» между выборками рисунков двухдетных и многодетных матерей прослеживаются прямая зависимость между увеличением порядкового числа ребенка и количеством рисунков, выполненных четкими линиями (67% рисунков младших детей двухдетных матерей и 94% рисунков млад-

ших детей многодетных матерей нарисовано четкими линиями; ф=2,06; р<0,01). Более ярко данная тенденция прослеживается при сравнении рисунков первой и третьей группы респондентов. С увеличением порядкового числа ребенка наблюдается значимо большее количество рисунков, выполненных четкими линиями (53% рисунков однодетных матерей и 77%, рисунков старших детей многодетных матерей нарисовано четкими линиями; ф=1,67; р<0,05, 89% рисунков средних детей многодетных матерей ф=2,66; р<0,01, 94% рисунков младших детей многодетных матерей ф=3,32; р<0,01). То есть в представлениях матерей о детях прослеживается изменения. Данные изменения характеризуются тенденцией роста реалистичности, уверенности в представлениях матерей пропорционально увеличению количества детей.

Рисунки, выполненные в цвете, встречаются только у однодетных матерей (16%), что говорит о высокой субъективной значимости представлений о своих детях у однодетных матерей.

В категории «вид изображения» значимые различия присутствуют в подгруппе однодетных матерей в сравнении с двух -и многодетными матерями. Так только 3% респондентов первой группы используют схематическое изображение ребенка, тогда как в двух других группах испытуемых схематические изображения детей встречается значительно чаще (25% при ф=2,55; р<0,01 и 22% при ф=1,92; р<0,05). Полученные результаты можно интерпретировать как увеличение схематизации представлений у респондентов, в связи с увеличением количества детей в семье.

Полученные результаты показывают, что двухдетные матери чаще изображают своих детей улыбающимися, особенно младшего ребенка (70%). Тогда как респонденты первой и третьей подгруппы чаще изображают детей с нейтральным лицом. Данная тенденция более ярко проявляется в отношении младших детей. Именно в изображении младших детей проявляются значимые различия (47% при ф=1,74; р<0,05; 44% при ф=2,59; р<0,01). Если интерпретировать улыбку как символ благополучия, то представления двухдетных матерей о детях более оптимистичны, по сравнению с представлениями однодетных и многодетных. Двух-

детные матери также значительно чаще изображают голову ребенка увеличенной (25%). Тогда как респонденты первой и третьей подгруппы изображают детей с пропорциональной головой, не зависимо от порядка рождения (100% при ф=3,48; р<0,01 и 100% при ф=2,81; р<0,01). Данный факт можно интерпретировать как важность в представлениях для респондентов второй группы интеллектуального фактора каждого ребенка. Значимость интеллектуального фактора незначительно снижается в связи порядком рождения детей.

Во всех трех группах респондентов примерно одинаковое процентное соотношение испытуемых изображают руки полностью. Однако существуют различия в рисунках испытуемых в случае частичного изображения рук. В рисунках 11% однодетных матерей данный элемент рисунка отсутствует полностью, 16% (ф=1,83; р<0,05) изображают детей с руками в карманах, что можно интерпретировать как трудности в общении с ребенком. У респондентов второй подгруппы значимо чаще наблюдаются изображения с отсутствием кистей рук ( 19% при ф=2,02; р<0,05 - старший ребенок; 22% при ф=2,29; р<0,01 - младший ребенок). По-видимому, уровень трудностей в общении с детьми у двухдетных матерей ниже. В подгруппе многодетных матерей проблемы в общении с детьми минимальны. Таким образом, с увеличением количества детей трудности в общении с детьми снижаются в связи с увеличением материнского опыта.

При изображении ног, также как и при изображении рук, во всех трех группах респондентов примерно одинаковое процентное соотношение испытуемых изображают ноги полностью. Значимые различия наблюдаются в первой группе респондентов. 19% однодетных матерей изображают своих детей без ног (ф=2,22; р<0,01). Тогда как респонденты второй и третьей группы при неполном изображении ног чаще не дорисовывают ступни ног. Данный факт подтверждает тенденцию снижения тревожности и расширение поле представлений в связи с увеличением количества детей у респондентов.

Изображение предметов на рисунках респондентов можно интерпретировать как отражение интересов ребенка. Однако изображение предметов на рисунках встречается приблизительно одинаково во всех

подгруппах. Интересы ребенка отражаются респондентами всех групп в равной степени не зависимо от количества детей.

Часть респондентов каждой подгруппы подписывают на рисунках имена детей, однако значимых различий по данному фактору не наблюдается, тогда как прослеживается тенденция к снижению значимости фактора «имя ребенка» в представлениях испытуемых с увеличением количества детей.

Полученные данные позволяют сделать следующие выводы:

Существуют общие тенденции в познании матерями индивидуальности своих детей. Они проявляются в том, что респонденты всех трех подгрупп выбирают одинаковые инструменты для изображения своих детей. Во всех трех подгруппах встречаются рисунки, на которых дети изображаются частично, т. е. часть женщин имеет неполные представления об индивидуальности детей. На рисунках респондентов встречаются подписанные имена детей, что говорит о тесной ассоциации в представлениях матерей имени ребенка с самим ребенком. Изображение предметов на рисунках рядом с изображением детей говорит о важности в представлениях матерей отражения интересов ребенка.

Для однодетных матерей ребенок является более субъективно значимым, это проявляется в изображении ребенка увеличенного размера во весь полный лист, в активном использовании цветного изображения. Однако вместе с тем однодетные матери проявляют большую тревожность, так как рисунки чаще исполняются штриховыми линиями, менее полные и четкие, чаще отражают трудности в общении, так в группе однодетных матерей значимо чаще изображают детей без нижних конечностей, а руки в карманах или без кистей.

Представления двухдетных матерей являются более оптимистичными (матери чаще изображают улыбки, улыбающееся лицо ребенка), рисунки выполнены четкими линиями, что свидетельствует о большей уверенности двухдетных матерей в сравнении с группой однодетных матерей. Представления становятся более полными и четкими, менее субъективными, так как на рисунках дети изображаются в полный рост, с соблюдением пропорций, присутствует отражение реальной возрастной разницы между

сиблингами. Очень ярко в представлениях прослеживается значимость интеллектуального фактора, в рисунках двухдетных матерей значимо чаще встречаются рисунки детей с изображением увеличенной головы.

Представления об индивидуальности ребенка в группе многодетных матерей становятся более свернутыми, краткими (увеличивается количество рисунков, выполненных четкими линиями, количество увеличенных рисунков значимо сокращается), уровень субъективизма резко снижается, так как рисунки значимо чаще приобретают схематическое изображение, а при пластическом выполнении детали прорисовываются менее тщательно. Представления об индивидуальности детей в группе многодетных матерей более пессимистичны, на рисунках дети значимо чаще изображаются с нейтральным лицом. Проблемы общения в представлениях многодетных матерей отражаются значимо реже, так как на рисунках дети изображаются полностью с прорисованными конечностями.

В целом, полученные результаты исследования позволяют говорить о специфических особенностях познания матерями индивидуальности своих детей в связи с количеством детей в семье.

Библиографический список

1. Венгер А. Л. Психологические рисуночные тесты. - М.: Владос, 2005. - 159 с.

2. Жданова С. Ю. Психология познания индивидуальности человека. - Пермь, 2005. - 190 с.

3. Кильченко О. И. Применение метода контент-анализа в исследовании изображений // Актуальные проблемы современной социальной науки. - Пермь, 2001. - С. 195-201.

4. Лебедева Л. и др. Краткая энциклопедия необычных признаков в проективном рисовании // Школьный психолог. - 2005. -№ 15.

5. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. - 1995. -Т. 16, - №1. - С. 3-18.

6. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. - 1995. -Т. 16, - №2. - С. 3-14.

7. Петровская Л. А. и др. Социальная составляющая в восприятии здоровья современных студентов // Мир психол. - 1999. - №3. - С. 98-105.

8. Фотекова Т. А. Влияние социокультурных факторов на развитие высших психических функций // Сибирский педагогический журнал. -№ 1 - С. 254-264.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.