Научная статья на тему 'Диагностические возможности метода Q-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей'

Диагностические возможности метода Q-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
171
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОД Q-СОРТИРОВКИ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / СТРУКТУРА ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ РЕБЕНКА / Q-SORT METHOD / FACTOR ANALYSIS / THE STRUCTURE OF CONCEPTS / MODELS OF SOCIAL BEHAVIOR OF THE CHILD

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аликина Елена Львовна

Рассматривается проблема обоснованности использования метода Q-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей. Представлена обработка результатов с помощью факторного анализа в соответствии с теоретическими рекомендациями. Получены структура представлений матерей об основных тенденциях социального поведения ребенка в группе, которые выделены по критериям количества и порядка рождения детей в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC POSSIBILITY OF THE METHOD Q-SORT METHOD IN THE STUDY OF THE KNOWLEDGE OF PARTIKULARITY OF A MOTHER OF CHILDREN'S INDIVIDUALITY

We consider the problem of the validity of using the Q-sort in the study of personality characteristics of learning the mother of children. Presented the results of treatment using factor analysis in accordance with the theoretical recommendations. We obtain the structure of representations of mothers on the main trends of social behavior of the child in the group are selected according to criteria number and birth order of children in the family.

Текст научной работы на тему «Диагностические возможности метода Q-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей»

В ПОМОЩЬ ПСИХОЛОГУ: ИССЛЕДОВАТЕЛЮ И ПРАКТИКУ

УДК 159.9.075

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕТОДА О-СОРТИРОВКИ В ИЗУЧЕНИИ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОЗНАНИЯ МАТЕРЬЮ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Е.Л. Аликина (с. Усть-Качка, Пермский край)

Аннотация. Рассматривается проблема обоснованности использования метода О-сортировки в изучении особенностей познания матерью индивидуальности детей. Представлена обработка результатов с помощью факторного анализа в соответствии с теоретическими рекомендациями. Получены структура представлений матерей об основных тенденциях социального поведения ребенка в группе, которые выделены по критериям количества и порядка рождения детей в семье.

Ключевые слова: метод О-сортировки; факторный анализ; структура представлений; модели социального поведения ребенка.

В контексте проблем познания индивидуальности особый интерес представляет изучение имплицитного знания об индивидуальности. В этой связи актуальным становится вопрос о том, как осуществляется процесс познания индивидуальности наивным субъектом, не обладающим психологическим знанием. Трудности, возникающие в процессе таких исследований, обусловлены отсутствием разработанной методологии изучения особенностей познания и восприятия человеком собственной психической реальности и реальности других людей. Проблемы методологического плана заключаются в том, что из целого ряда особенностей необходимо выбрать такие, которые в наибольшей степени отражали бы индивидуальность человека. Использование только количественной стратегии в ситуации познания индивидуальности и сосредоточение внимания на стандартизированных методиках исследования оказывается недостаточным. Возникает потребность в использовании качественных методов исследования [2, 7, 12]. Один из исследовательских методов, занимающий промежуточное положение между качественными и количественными методами, -О-методология [5]. Ряд отечественных авторов относят методику О-сортировки к методам психосемантической диагностики [1, 4, 10, 14]. Данный вид диагностики направлен на оценку категориальных структур индивидуального сознания, реконструкцию системы индивидуальных значений и личностных смыслов, выявление индивидуаль-

ных различий в процессах категоризации [1]. Психосемантический подход к исследованию личности реализует парадигму «субъектного» подхода к пониманию другого. Содержательная интерпретация выделяемых структур (факторов) требует увидеть мир «глазами испытуемого», почувствовать его способы осмысления мира. Реконструируемая в рамках субъективного семантического пространства индивидуальная система значений выступает своеобразной ориентировочной основой такого эмпатийного процесса, дает ему смысловые опоры [9].

В основном методы психосемантики разработаны западными психологами и заимствованы отечественными психологами после соответствующей модификации. Методика, получившая название «техника 0-сортировки», была разработана в начале 1950-х гг. Уильямом Стефенсо-ном и используется для изучения представлений о себе или значимом другом. Достоинством методики является то, что при работе с ней испытуемый проявляет свою индивидуальность, а не «соответствие -несоответствие» статистическим нормам и результатам других людей [8]. С конца XX в. возник новый интерес к идеям Стефенсона в психологии, общественных коммуникациях, политических науках, здравоохранении, экологии, иных областях. Именно возможность применения в различных областях общественной жизни класса методик 0-сортировки, объединенных родством технологического приема, позволяет рассматривать ее в качестве техники. Американский психолог С. Браун, популяризируя неиспользуемые возможности техники, подчеркивая её качественные характеристики, считал возможным рассматривать данную методику как самостоятельный метод. Он отмечал, что метод привлекает своим проникновением в основные философские понятия, описывающие феномен субъективности. 0-методология - набор процедур, теория и философия, поддерживающие изучение той самой субъективности, которая находится в фокусе большинства качественных исследований. Целью 0-сортировки скорее является получение совокупности индивидуальностей, а не совокупности их количественных признаков. Данная техника предполагает интерпретационное исследование субъективного поведения, не налагая обычных предубеждений структурированных анкетных опросов. Это в большей степени научный метод, чем просто техника 0-сортировки [3]. 0-методология использует основанную на индивидуальных представлениях технику сортировки представительного набора субъективных утверждений, извлеченных из конкурса возможных чувств или реакций на субъективное условие [13]. С. Браун раскрывает мощный статистический механизм, лежащий в основе методики, демонстрирует возможность применения факторного анализа к полученным утверждениям: выявленные факторы, поскольку они имеют место в индивидуальной субъективности, и укажут на существование сегментов субъективности. Особенность 0-методологии заключается в поиске указанных сегментов, степени их сходства и различия [3]. Несмотря на аргументированный С. Брауном

статистический потенциал техники Р-сортировки, современная психодиагностика рассматривает ее не как отдельный метод, а как одну из методик психосемантики.

С целью изучения особенностей познания матерью индивидуальности детей нами было проведено собственное эмпирическое исследование, в котором методика Р-сортировки была использована как один из способов познания индивидуальности. В выборку были включены женщины, имеющие опыт материнства и проживающие в границах одного административного поселения. Выборка была представлена тремя группами респондентов. Первую составили женщины, имеющие одного ребенка (п = 34), вторую группу - женщины, имеющие двоих детей (п = 38), третья группа была представлена женщинами, имеющими троих и более детей (п = 30). Общее количество обследованных составило 102 человека. В процессе исследования, помимо метода О-сор-тировки, применялись метод свободного описания (М. Лалджи), метод ассоциаций, метод рисунка (А.Л. Венгер).

Обработка результатов диагностики по данной методике осуществлялась в три этапа. На первом этапе были проведены психометрические испытания. С этой целью исследовались конструктная ва-лидность и надежность шкал данной методики на исследуемой выборке матерей. Применялись конфирматорный факторный анализ и тесты надежности. На втором этапе был проведен эксплораторный факторный анализ, целью которого стало выявление и сопоставление структуры представлений об основных тенденциях поведения ребенка в реальной группе в подгруппах матерей, выделенных по критериям количества и порядка рождения детей в семье. На третьем этапе был проведен дискриминантный анализ, целью которого было определение совокупности отдельных характеристик-описаний поведения ребенка, определяющих различия в подгруппах матерей, выделенных по критериям количества и порядка рождения детей в семье.

Анализ конструктной валидности методики Р-сортировки на эмпирической выборке матерей проводился в соответствии со стандартным ключом к данной методике; с помощью структурных линейных уравнений были построены модели межличностных отношений.

Анализ надежности шкал методики Р-сортировки на эмпирической выборке матерей проводился по модифицированной (эмпирически подтвержденной) модели социального поведения ребенка. Сравнительные показатели надежности шкал методики приведены в таблице.

Таким образом, психометрические испытания методики Р-сор-тировки на эмпирической выборке матерей показали следующее:

1) шкалы «Независимость» и «Принятие борьбы» обладают высокими показателями надежности;

2) шкалы «Зависимость» и «Избегание борьбы» обладают средними (приемлемыми) показателями надежности;

3) шкалы «Общительность» и «Необщительность» обладают низкими (неприемлемыми) показателями надежности, что не позволяет использовать их в дальнейших анализах.

Показатели надежности шкал методики «О-сортировка»

Шкала Кол-во пунктов а Кронбаха Статистика Гуттмана

Зависимость 6 0,58 0,58

Независимость 9 0,71 0,76

Общительность 7 0,13 0,17

Необщительность 3 0,08 -

Принятие борьбы 9 0,72 0,73

Избегание борьбы 6 0,52 0,52

Структура познания матерями основных тенденций поведения ребенка в реальной группе исследовалась с помощью эксплораторного факторного анализа (метод главных компонент, вращение уапшах). В анализ включались суммарные шкалы методики Q-сортировки, обладающие приемлемым уровнем надежности: «Зависимость», «Независимость», «Принятие борьбы», «Избегание борьбы».

В группе однодетных матерей была выявлена двухкомпонентная структура представлений о социальном поведении ребенка. Обнаруженные в результате анализа факторы охватили 69,74% доли объяснимой дисперсии. В первый фактор (43,71%) со значимыми факторными нагрузками вошли показатели независимости (0,801) и принятия борьбы (0,839), а также - с отрицательным знаком - показатель избегания борьбы (-0,616). Во второй фактор (26,03%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель зависимости (0,952). Тенденция к зависимости определена в интерпретации теста как внутреннее стремление индивида к принятию групповых стандартов и ценностей, тенденция к «борьбе» - как активное стремление личности участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений, а тенденция «избегание борьбы» показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям. С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших факторную структуру, мы условно назвали первый фактор Конфликтность, а второй Ассимиляция.

В группе двухдетных матерей также была выявлена двухкомпо-нентная структура представлений о социальном поведении первого ребенка. Обнаруженные в результате анализа факторы охватили 78,65% доли объяснимой дисперсии. В первый фактор (49,96%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель избегания борьбы (0,743), а также - с отрицательными знаками - показатели независимости (-0,748) и принятия борьбы (-0,864). Во второй фактор (28,69%) со значимой факторной нагрузкой вошел показатель зависимости (0,953).

С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших факторную структуру, мы условно назвали первый фактор Компромисс, а второй Ассимиляция.

О социальном поведении второго ребенка в группе двухдетных матерей была выявлена однокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 51,59% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели зависимости (0,514) и избегания борьбы (0,661), а также - с отрицательными знаками - показатели независимости (-0,857) и принятия борьбы (-0,793). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его Конформность.

В группе трехдетных матерей была выявлена однокомпонентная структура представлений о социальном поведении первого ребенка. Выделенный фактор охватил 48,86% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели зависимости (0,717) и избегания борьбы (0,813), а также - с отрицательными знаками - показатели независимости (-0,521) и принятия борьбы (-0,713). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его Конформность.

Социальное поведение второго ребенка характеризует одноком-понентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 51,44% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошли показатели независимости (0,765) и принятия борьбы (0,825), а также - с отрицательным знаком - показатель избегания борьбы (-0,792). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его Соперничество.

Социальное поведение третьего ребенка также характеризует од-нокомпонентная структура представлений. Выделенный фактор охватил 61,1% доли объяснимой дисперсии. В него со значимой факторной нагрузкой вошел показатель избегания борьбы (0,817), а также - с отрицательными знаками - показатели независимости (-0,869) и принятия борьбы (-0,907). С учетом интерпретации и знаков показателей, составивших данный фактор, мы назвали его Уступчивость.

Таким образом, эмпирически выявлены особенности в представлениях матерей об индивидуальности детей, в аспекте межличностного взаимодействия, в зависимости от количества и порядка их рождения по шкалам «Зависимость» - «Независимость», «Принятие борьбы» -«Избегание борьбы». Так как шкалы «Общительность» и «Необщительность» показали низкие (неприемлемые) показатели надежности, можно предположить, что сфера развития эмоциональных межличностных связей находится за пределами области познания матерями особенности индивидуальности ребенка.

Исследование вкладов характеристик-описаний социального поведения ребенка в дискриминацию матерей по количеству и порядку

рождения детей проводилось с помощью дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения первого ребенка по шкалам «Независимость», «Зависимость», «Принятие борьбы» и «Избегание борьбы». Количество переменных, вошедших в модель, составило 15 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: 'МШб' X = 0,42; Б (30,148) = = 2,65 при р < 0,001. В результате анализа канонических дискриминант-ных функций было выделено две канонические функции, апостериорная предсказательная способность которых составила 68,75%.

Анализ стандартизированных канонических коэффициентов первой и второй функции позволил определить, что однодетные матери (вероятность до 59,38%) чаще отмечают у своего ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как насмешливость и ироничность в состоянии раздражения и склонность руководить товарищами; данные характеристики соответствуют фактору «Конфликтность» в выявленной структуре представлений. Такие характеристики, как более частое обращение к лидеру, делегирование лидеру ответственности при планировании работ, соответствуют второму фактору «Ассимиляция» в выявленной структуре представлений.

Двухдетные матери (вероятность до 72,97%) чаще отмечают у своего первого ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как делегирование ответственности лидеру, отсутствие склонности принимать руководство на себя, сдержанность в выражении чувств и, в состоянии раздражения, склонность скрывать свои истинные чувства; данные характеристики соответствуют фактору «Компромисс» в выявленной структуре представлений. Они отмечают также (вероятность до 72,97%) нежелание принимать на себя руководство в группе, противоречить лидеру, затевать споры, сдержанность в выражении чувств, неумение постоять за себя при обвинении, данные характеристики соответствуют второму фактору «Ассимиляция» в выявленной структуре представлений.

Многодетные матери (вероятность до 74,07%) чаще отмечают у своего первого ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как отсутствие критичности к товарищам, умения быть коварным и вкрадчивым, склонности руководить товарищами, а также покладистость, нежелание противопоставлять себя лидеру, стремление оставаться нейтральным в споре. Данные характеристики соответствуют фактору «Конформность» в выявленной структуре представлений.

По результатам дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения второго ребенка в дискриминацию матерей, имеющих двух и трех детей, количество переменных, вошедших в модель, составило 14 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: X = 0,43; Б (14,38) = 3,59 при р < 0,001. В результате анализа ка-

нонических дискриминантных функций была выделена одна каноническая функция, апостериорная предсказательная способность которой составила 88,68%.

Анализ стандартизированных канонических коэффициентов выделенной функции позволил определить, что двухдетные матери (вероятность до 85,19%) чаще отмечают у второго ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как стремление соглашаться с основными направлениями в группе, стремление избегать споров, сокрытие своих истинных чувств и отсутствие стремления вести других против лидера. Данные характеристики соответствуют фактору «Конформность» в выявленной структуре представлений.

Многодетные матери (вероятность до 92,31%) чаще отмечают у второго ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как критичность к товарищам, насмешливость и ироничность в состоянии раздражения, склонность принимать на себя руководство в группе, противоречить лидеру, вступать в спор, затягивать и обострять его, умение противопоставить обвинениям свои доводы. Данные характеристики соответствует фактору «Соперничество» в выявленной структуре представлений.

По результатам дискриминантного анализа характеристик-описаний социального поведения первого, второго и третьего ребенка в дискриминацию многодетных матерей количество переменных, вошедших в модель, составило 14 (из 30 возможных). Дискриминирующая способность модели имеет высокую статистическую значимость: Wilks' X = 0,42; Б (28,110) = 2,14 при р < 0,01. В результате анализа канонических дискриминантных функций были выделены две канонические функции, апостериорная предсказательная способность которых составила 62,34%. При этом предсказательная способность дискрими-нантных функций для описания третьего ребенка составила 55%.

Анализ стандартизированных канонических коэффициентов выделенной функции позволил определить, что многодетные матери (вероятность до 55%) по сравнению со старшим и средним чаще отмечают у своего младшего ребенка такие особенности в общении со сверстниками, как сдержанность в выражении чувств, а также неспособность сердиться на товарищей, склонность становиться на сторону лидера в групповых разногласиях, делегирование лидеру ответственности. Данные характеристики соответствуют фактору «Уступчивость» в выявленной структуре представлений.

Сравнительный анализ структуры представлений матерей, имеющих разное количество детей, об основных тенденциях социального поведения показал, что: 1) однодетные матери в качестве наиболее типичного поведения первого ребенка в социуме выделяют конфликтность, двухдетные матери - компромисс, а трехдетные матери - конформность. В подгруппе однодетных и двухдетных матерей существует второстепенная (менее распространенная) поведенческая модель первого ребен-

ка в социуме - ассимиляция; 2) двухдетные матери в качестве наиболее типичного поведения второго ребенка в социуме выделяют конформность, а трехдетные матери - соперничество. При этом респонденты обеих подгрупп проявляют самую высокую согласованность в представлениях о втором ребенке, по сравнению со старшим и младшим; 3) многодетные матери в качестве наиболее типичного поведения в социуме выделяют у младшего ребенка уступчивость. При этом 40-50% многодетных матерей проявляют существенную рассогласованность в представлениях о социальном поведении младшего ребенка.

Таким образом, обнаружены значимые различия в представлениях матерей об индивидуальности детей в аспекте межличностного общения, в зависимости от их количества и порядка рождения.

Литература

1. Акимова М.К. Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой. СПб. : Пи-

тер, 2005.

2. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2005. С. 215.

3. Браун С. Пример Использования Q-методологии // Методические материалы. URL:

http://qmethod.narod.ru/About/Primer.htm (дата обращения: 29.07.2011).

4. Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психологическая диагностика / под ред. К.М. Гуре-

вич, Е.М. Борисова. М. : УРАО, 2000.

5. Дэвис Дж. Исследования в рекламной деятельности: Теория и практика : пер. с

англ. М., 2003.

6. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. Пермь, 2005.

7. Климов Е.А. Конфликтующие реальности в работе с людьми (психологический аспект). М. : Воронеж, 2001.

8. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.

9. Лузаков А.А. Личность как субъект категоризации в межличностном познании: взаимодействие когнитивных и ценностно-мотивационных структур. Пермь, 2007.

10. Петренко В.Ф. Основы психосемантики : учеб. пособие. Смоленск, 1997.

11. Московичи С. Социальные представления: исторический взгляд // Психол. журн. 1995. Т. 16, № 1. С. 3-18.

12. Семенова В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М., 1998. С. 292.

13. Смит Н. Современные системы психологии. История, постулаты, практика. СПб., 2003.

14. Шмелев А.Г. Психодиагностика личностных черт. СПб., 2002.

DIAGNOSTIC POSSIBILITY OF THE METHOD Q-SORT METHOD IN THE STUDY OF THE KNOWLEDGE OF PARTIKULARITY OF A MOTHER OF CHILDREN'S INDIVIDUALITY Alikina E.L. (Perm)

Summary. We consider the problem of the validity of using the Q-sort in the study of personality characteristics of learning the mother of children. Presented the results of treatment using factor analysis in accordance with the theoretical recommendations. We obtain the structure of representations of mothers on the main trends of social behavior of the child in the group are selected according to criteria number and birth order of children in the family. Key words: Q-sort method; factor analysis; the structure of concepts; models of social behavior of the child.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.