ГЕНЕТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ)
УДК 159. 923
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИИ МАТЕРИ
об индивидуальности ребенка
В СВЯЗИ С ЕГО ВОЗРАСТОМ И ПОЛОМ
Л.А. Коротовских (Пермь)
Аннотация. Отражены результаты исследования представлений матери об индивидуальности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, разного пола. Особое внимание уделено анализу обнаруженных специфических различий представлений. Ключевые слова: психология познания индивидуальности; индивидуальность ребенка; представления матери; пол; возраст.
Современные исследователи особый интерес проявляют к проблеме психологии познания индивидуальности человека. Познание рассматривается как процесс и результат. Отмечается, что результат познания индивидуальности может быть описан как многоуровневое образование, включающее наряду с переживанием, пониманием и осознанием также социальные представления. Актуальным в контексте данной проблемы становится изучение познания индивидуальности человека в связи с такими характеристиками, как пол, возраст, профессиональная направленность, жизненный опыт, состояние здоровья [1-9].
В ряде работ показано, что имеются определенные закономерности познания индивидуальности, рассмотрены этапы познания. Например, выявлены отличия в познании хорошо знакомого, близкого и малознакомого человека. Обнаружено, что важным в познании близкого человека является механизм рефлексии. Интересные результаты получены при исследовании этапов познания индивидуальности людей противоположного пола [2, 7].
Цель проведенного эмпирического исследования состояла в изучении своеобразия познания матерью индивидуальности ребенка. Предметом исследования явились особенности представлений матери об индивидуальности ребенка. Мы исходили из гипотезы о том, что существуют специфические различия представлений испытуемых об индивидуальности ребенка в связи с его возрастом и полом. В проведенном исследовании рефлексивное знание рассматривается как один из механизмов познания индивидуальности ребенка, способствующее более глубокому пониманию матерью его потребностей, осознанному формированию индивидуальности ребенка.
Выбор возрастной категории детей (дошкольный и младший школьный возраст) обусловлен исследовательским интересом, который может быть сформулирован следующим образом: что есть общего и в чем состоит своеобразие представлений матери об индивидуальности ребенка в связи с изменением его социального
статуса в момент начала обучения в школе? Обращение к изучению специфики познания индивидуальности ребенка разного пола объясняется отсутствием выполненных исследований и опубликованных результатов, востребованных в практике консультирования по вопросам содействия гармоничному развитию индивидуальности ребенка.
Объем выборки составил 96 человек (женщины в возрасте 23-32 лет). Эмпирическое исследование проведено на базе ряда детских дошкольных учреждений и общеобразовательных школ г. Перми.
В ходе изучения своеобразия представлений матери об индивидуальности ребенка использованы проективная методика - рисунок «Мой ребенок», метод свободного описания, ассоциативный тест и авторская анкета, содержащая вопросы социально-демографического характера. Полученные данные обрабатывались при помощи контент-анализа [8]. Нами разработана категориальная схема анализа, выделены категории, подкатегории контент-анализа, описаны их эмпирические индикаторы [5]. С целью подтверждения правомерности выделенных категорий использована процедура экспертной оценки.
В процессе исследования выявлено общее поле представлений матери о ребенке. Общие тенденции проявляются в том, что тексты-описания отличаются связностью, целостностью, эмоциональной окрашенностью. Примечательно, что практически отсутствуют автокоррекции (зачеркивания, исправления). Испытуемые рассматривают индивидуальность ребенка в различных аспектах, включают в описание наряду с индивидными, психологические качества и характеристики личности. Активно используются метафоры, которые позволяют выразить представление об индивидуальности каждого конкретного ребенка: «солнышко», «принцесса», «шалун». Общей характеристикой при описании ребенка вне зависимости от возраста и пола является использование прилагательных в превосходной степени: «мой ребенок - самый лучший, умный, любимый» и т.д.
62
Генетическая психология (психология развития)
В ходе последующего анализа результатов обнаружены специфические различия представлений об индивидуальности ребенка, которые проявляются в связи с его половозрастными особенностями.
Остановимся на анализе представлений испытуемых в связи с возрастом ребенка. С помощью контентанализа обнаружены различия в использованных категориях при описании ребенка разного возраста. В текстах-описаниях ребенка дошкольного возраста присутствует ярко выраженный эмоциональный компонент, матери чаще используют существительные в ласкательной форме, отражающие индивидные характеристики индивидуальности ребенка (пол, возраст, внешний вид).
Примечание. p < 0,05.
Увеличение количества отрицательных характеристик типа «ленивый», «невнимательный», «неусидчивый», «забывает дома учебники», «не хочет читать» при описании ребенка - ученика младших классов в сравнении с дошкольником может быть объяснено более высокими требованиями, предъявляемыми к нему, с одной стороны, и более широкими возможностями ребенка - с другой.
Далее предпринято исследование представлений матери об индивидуальности ребенка посредством применения проективной методики «Рисунок «Мой ребенок». Следует отметить, что с помощью рисуночного метода в проведенном исследовании удалось собрать достаточно обширный фактический материал, позволивший выявить своеобразие материнских представлений о ребенке в связи с его возрастом.
Чаще всего дети-дошкольники представлены на рисунках, выполненных 5-6 яркими цветами, в полный рост, с игрушками. Изображения ребенка - младшего школьника более крупные, занимают весь лист. В ряде случаев рисунки выполнены в технике, близкой к карандашному одноцветному рисунку. Поза ребенка младшего школьного возраста чаще передает большую закрытость, интраверти-рованность в сравнении с дошкольником (руки в карманах или за спиной, ступни ног вместе). Данный факт можно объяснить потерей непосредственности, характерной для детей данного возраста, а возможно, и имеющимися проблемами, которые могли возникнуть в период адаптации ребенка к ситуации школьного обучения.
Следующий этап исследования был посвящен анализу представлений об индивидуальности ребенка разного
Отмечено, что в содержании текстов-описаний о ребенке-дошкольнике матери чаще сообщают фактографическую информацию, сведения, соответствующие прошлому и настоящему ребенка. Метауровни: анализ, оценка, суждения о будущем - отражены значительно реже в сравнении с представлениями о ребенке младшего школьного возраста.
Более высокие значения категорий контент-анализа «характер», «мотивация», «психические процессы» при описании ребенка младшего школьного возраста позволяют сказать, что изменение представлений об индивидуальности ребенка может быть связано с изменением его социального статуса в момент начала школьного обучения.
пола. Обнаружено, что в представлениях о девочке преобладают категории индивидного уровня индивидуальности, «характерологические свойства» и «социальные роли». В сравнении с ними представления о мальчике более дифференцированные (в большей степени это выражено в отношении мальчиков младшего школьного возраста), содержат упоминания о темпераменте («быстрый», «спокойный»); психологических особенностях («смышленый», «всем интересуется», «быстро запоминает стихи»); видах деятельности («что-то чинит», «катается на велосипеде», «играет в машинки») и достижениях («победитель олимпиад», «научился плавать» и др.).
С помощью метода «Свободные ассоциации» выделены наиболее часто встречающиеся понятия, характеризующие мальчика и девочку. Обнаружены различия в количестве понятий, а также в их содержании и эмоциональной окрашенности. Составлен обобщенный портрет девочки: «симпатичная», «нежная», «помощница», «будущая мать», «хранительница очага». Доминирующими ассоциативными реакциями в отношении мальчиков являются понятия «будущий защитник», «будущий мужчина», «опора». Отмечено, что мать связывает представления о мальчике с наиболее предпочитаемыми игрушками - «машинками», «мячом». Результаты ассоциативного теста по ряду показателей соотносятся с результатами, полученными при помощи метода свободного описания и рисуночного теста, тем самым подтверждая их достоверность.
Таким образом, в ходе проведенного эмпирического исследования выявлено общее поле представлений матери об индивидуальности ребенка и специфические различия
Результаты значимых различий категорий контент-анализа, отраженные в текстах-описаниях ребенка дошкольного и младшего школьного возраста
Категории контент-анализа Описание ребенка дошкольного возраста Описание ребенка младшего школьного возраста F Р
Характер 1,610 2,625 2,656 0,004
Психические процессы 1,597 0,944 2,860 0,004
Мотивация 0,611 1,037 2,878 0,002
Отрицательные характеристики 1,944 3,178 2,670 0,004
63
№ 36
Сибирский психологический журнал
2010 г.
в связи с его полом и возрастом. Дифференциация представлений проходит по линии разнообразия категорий, количественных различий использованных частей речи, отрицательных характеристик и содержания понятий.
Анализ результатов исследования показал, что в целом матери имеют позитивно окрашенные представления о ребенке вне зависимости от его возраста и пола. Индивидуальность ребенка выступает как многокомпонентный феномен, включающий наряду с индивидными характеристиками (пол, возраст, внеш-
ний вид, состояние здоровья) описание темперамента, характера, личностных особенностей ребенка, способов поведения. Результаты исследования позволяют констатировать своеобразие представлений матери об индивидуальности ребенка в связи с его половозрастными характеристиками.
Выявленная специфика представлений актуализирует проблему разработки направлений консультативной помощи по вопросу повышения психолого-педагогической компетентности матери в развитии индивидуальности ребенка.
Литература
1. Жданова С.Ю. Психология познания индивидуальности человека. Пермь, 2005. 190 с.
2. Жданова С.Ю. Актуальные проблемы изучения индивидуальности как субъекта познания // Вестник Пермского университета. Сер. Психо-
логия. 2009. Вып. 2 (28). С. 29-46.
3. Зарипова Л.З. Представления о профессионально важных качествах у лиц социономных профессий // Вестник Пермского университета.
Сер. Психология. 2009. Вып. 2 (28). С. 132-146.
4. Исмагилова А.Г. Особенности представлений старших дошкольников о педагоге в связи со своеобразием стиля его общения // Психологи-
ческое познание: актуальные проблемы: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Пермь, 2008. С. 132-138.
5. КоротовскихЛ.А. Особенности представлений матери об индивидуальности ребенка в связи с возрастом, полом ребенка и состоянием его
здоровья // Научные исследования: информация, анализ, прогноз / Под общ. ред. О.И. Кирикова. Воронеж, 2008. Кн. 18. С. 182-191.
6. Коротовских Л.А. Материнские представления об индивидуальности часто болеющего ребенка // Состояние здоровья: медицинские и
психолого-педагогические аспекты: Материалы I Междунар. науч.-практ. интернет-конференции. Чита; Славянск, 2009. С. 42-46.
7. Коротовских Л.А. Закономерности познания матерью индивидуальности ребенка // Научные исследования и их практическое применение.
Современное состояние и пути развития: Сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф. Одесса, 2009. Т 4. С. 26-29.
8. Метод контент-анализа в психологических исследованиях: Учеб.-метод. пособие / Под общ. ред. О.И. Кильченко. Пермь, 2007. 113 с.
9. Рагозина Т.С. Особенности представлений учителей о детях с ДЦП: Выпускная квалификационная работа / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2006.
84 с.
THE PECULIARITI MOTHER’S REPRESENTATION ABOUT CHILD IN CORRELATION WITH HIS AGE AND SEX Korotovskih L.A. (Perm)
Summary. Results of the empirical research of peculiarities of mother’s representations about her child, connected with his age and sex are reflected in the article. The results testify both an existence of common field of representations and specific differences in them. The research promotes development of the reflexive knowledge about an individuality of a child.
Key words: knowledge individuality; individual child; mother’s representations;gender; age.
64