Научная статья на тему 'Своеобразие представлений матери о ребенке в связи с состоянием его здоровья'

Своеобразие представлений матери о ребенке в связи с состоянием его здоровья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
173
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / МАТЬ / РЕБЕНОК / СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ / РАЗЛИЧИЯ / КОНТЕНТ-АНАЛИЗ / REPRESENTATIONS / MOTHER / INFANT / HEALTH CONDITION / DIFFERENCES / CONTENT-ANALYSIS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коротовских Л. А.

В статье отражены результаты исследования представлений матери о ребенке в связи с состоянием его здоровья. Описано содержание представлений и их структура. Особое внимание автором уделено анализу обнаруженных специфических различий представлений о здоровом ребенке и ребенке с нарушениями здоровья. Работа выполнена с позиций междисциплинарного подхода. Полученные данные могут быть использованы в консультативной практике врачей, медицинских психологов и проведении психотерапевтических мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Коротовских Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICITIES OF MATERNAL REPRESENTATIONS ABOUT HER INFANTS HEALTH CONDITION

The paper focuses on the results of the study on the mothers representations about her infants health condition. The description of the content and structure of the representations is presented. Using an interdisciplinary approach, the author emphasizes the importance of specific differences between the healthy infant and the infant with health problems. The data obtained can be used in consultative activities of physicians, medical psychologists and for carrying out psychotherapeutic measures.

Текст научной работы на тему «Своеобразие представлений матери о ребенке в связи с состоянием его здоровья»

7. Брязгунов И.П., Абалакина М.В. Особенности психологического статуса при психосоматических функциональных заболеваниях у детей и подростков. - Рос. педиатрический журнал. -2000. - №5. - С. 15-16.

8. Гузева В.И. Влияние алкоголизма матерей на состояние нервной системы их детей // Педиатрия. - 1994. - №5. - С. 95.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - М., 1983.-223 с.

10.Проблемы подросткового возраста (избранные главы) / Под ред. А.А. Баранова, Л.А. Щеп-лягиной. - М., 2003. - 480 с.

11.Собчик Л.И. Культурно-свободный тест интеллекта по Кеттелу: учебно-методическое пособие. - СПб., 2002. - С. 6.

12.Шварков С.Б., Барабанов Н.И. Алкоголизм родителей - фактор риска психосоматических заболеваний потомства // VIII всес. съезд неврологов, психиатров и наркологов. - М., 1988. - Т.

1.- С. 462-464.

13.Aronson M; Hagberg В; Neuropsychological disorders in children exposed to alcohol during pregnancy: a follow-up study of 24 children to alcoholic mothers in Guteborg, Sweden.- Alcoholism, clinical and experimental research.-1998. - Apr; 22 (2). - P. 321-324.

14.Bender L. Schizophrenics - spectrum disorders in the families of schizophrenics children. - General results in psychiatry. - London, 1975. - P. 125-134.

15.Brown S.A; Tapert S.F. The role of alcohol in adolescent relapse of out comeu. - Journal of psychiatric drugs. - 2000. - Fan-Mar; 32(1). - P. 107-115.

16.Dube S.R; Auda R.F; Felitti V. J. Childhood abuse dysfunctions, and the risk of an attempted suicide throughout the life span; findings from the adverse childhood. Experiences study. - Jama. - 2001. - Dec. 26; 286 (24). - P. 3089-3096.

17.Fehon DC; Grilo CM; Lipschitz DS. Correlates of community violence exposure in hospitalized adolescents. - Comprehensive psychiatry.- 2001. - Jul-Aug; 42 (4). - P.283-290.

УДК 159. 923 © Л.А. Коротовских, 2009

Л.А. Коротовских СВОЕОБРАЗИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МАТЕРИ О РЕБЕНКЕ В СВЯЗИ С СОСТОЯНИЕМ ЕГО ЗДОРОВЬЯ

ГОУ ВПО «Пермский государственный университет», г.Пермь

В статье отражены результаты исследования представлений матери о ребенке в связи с состоянием его здоровья. Описано содержание представлений и их структура. Особое внимание автором уделено анализу обнаруженных специфических различий представлений о здоровом ребенке и ребенке с нарушениями здоровья. Работа выполнена с позиций междисциплинарного подхода. Полученные данные могут быть использованы в консультативной практике врачей, медицинских психологов и проведении психотерапевтических мероприятий.

Ключевые слова: представления, мать, ребенок, состояние здоровья, различия, контент-анализ.

L.A. Korotovskikh SPECIFICITIES OF MATERNAL REPRESENTATIONS ABOUT HER INFANT’S HEALTH CONDITION

The paper focuses on the results of the study on the mother’s representations about her infant’s health condition. The description of the content and structure of the representations is presented. Using an interdisciplinary approach, the author emphasizes the importance of specific differences between the healthy infant and the infant with health problems. The data obtained can be used in consultative activities of physicians, medical psychologists and for carrying out psychotherapeutic measures.

Key words: representations, mother, infant, health condition, differences, content-analysis.

Проблема научных исследований в области психологии здоровья считается одной из самых актуальных в современной науке. Особую значимость в изучении феномена здоровья приобретает междисциплинарный подход, включающий в себя интеграцию зна-

ний медицинской и психологической науки

[2]. Результаты ряда работ показывают, что представления о критериях здоровья неточны, многообразны, акцент смещается в сторону физического здоровья, т.е. имеет место «со-матизация» понятия здоровья [5]. Выявлено

наличие представлений с негативной валентностью о людях с нарушениями здоровья, отмечается высокий уровень дистанции по отношению к данной категории, что является значимой социально-психологической проблемой [1].

Собкин В С. (2003), Марич Е.М. (2003), анализируя ценностные ориентации родителей дошкольников, с помощью факторного анализа получили данные о том, что ориентация на хорошее здоровье ребенка коррелирует со страхом и беспокойством родителей за свое здоровье [7]. Тема здоровья имеет выраженную значимость и воспринимается как один из факторов, вызывающих тревогу у самих детей, что отражено в результатах рисуночных проективных тестов, примененных в исследовании Ромицыной Е.Е. [6].

Одним из новых, недостаточно разработанных направлений является исследование индивидуальности ребенка, имеющего нарушения здоровья, с позиции особо значимого для него человека - его матери. В работах Захарова А.И. (2000) указывается, что представления матери о ребенке с нарушениями здоровья во многом определяют ее установки на процесс лечения, выбор воспитательных стратегий и оказывают влияние на процессы адаптации и социализации ребенка в социуме

[3].

Материал и методы

Для выявления особенностей представлений матери о ребенке использованы: проективная методика «Рисунок «Мой ребенок»; метод свободного описания; метод «Личностный дифференциал» в варианте, разработанном в НИИ им. В.М. Бехтерева; метод свободных ассоциаций и авторская анкета, включающая вопросы социально-

демографического характера, в том числе - о состоянии здоровья ребенка. Для проверки надежности методического инструментария использована процедура экспертной оценки.

Выборку составили женщины, имеющие ребенка в возрасте от 3 до 11 лет, проживающие в г.Пермь и г.Добрянка. Основная группа 46 человек - испытуемые, имеющие ребенка с нарушениями здоровья (аллергия, ЛОР-заболевания, частые ОРВИ, нарушения осанки). Контрольная группа 52 человека -матери здоровых детей.

Цель исследования состояла в описании и анализе содержания и структуры материнских представлений о ребенке в связи с состоянием его здоровья.

Основным методом обработки полученных результатов явился метод контент-

анализа. Первоначально нами была составлена матрица категорий и их эмпирических индикаторов. В нее вошли: индивидные характеристики (пол, возраст, состояние здоровья, внешний вид ребенка), психологические (особенности интеллектуально-познавательной

сферы и психических процессов, мотивационной сферы, потребностей, эмоциональноволевой сферы), личностные (темперамент, поведение, особенности характера, коммуникации, деятельности) и социальные характеристики. Анализу подверглись также количественные данные (общее количество слов в текстах-описаниях, количество слов - различных частей речи, количество метафор, отрицательных характеристик) [4].

При обработке результатов рисуночного теста учитывались критерии, представленные в работах Е.Е.Ромициной [6]. Результаты ассоциативного теста подвергнуты анализу, проведенному в русле структурного подхода. В работе использованы также факторный и дисперсионный виды анализа.

Результаты и обсуждение

В результате контент-анализа выявлено общее поле представлений матери о ребенке. К числу общих характеристик можно отнести то, что описания являются в большинстве случаев подробными и эмоционально окрашенными. Тексты-описания свидетельствуют о значимости для испытуемых такой характеристики индивидуальности ребенка, как состояние здоровья. Достаточно важным является наличие положительного эмоционального состояния ребенка и стабильность его поведения.

Результаты нашего исследования соотносятся с данными научной литературы о том, что мать, безусловно, принимает своего ребенка, любит его, заботится о развитии его индивидуальности. Эти факты позволяют высказать мнение о благоприятных прогнозах в отношении взаимодействия матери и ребенка, положительном влиянии матери на развитие ребенка, имеющего отклонения в здоровье в отсутствии инвалидности и нарушений в его психическом развитии.

Рассмотрим обнаруженные специфические различия представлений о ребенке. Описывая здорового ребенка, испытуемые подчеркивают его активность, коммуникативный потенциал, высокий уровень достижений в учебе и других видах деятельности. Отмечают оптимистический взгляд на настоящее и будущее ребенка. Следовательно, материнские представления отражают широкие воз-

можности в развитии индивидуальности здорового ребенка, его интересов, увлечений.

С помощью процедуры корреляционно -го анализа удалось установить, что при описании ребенка, имеющего нарушения здоровья, матери чаще обращаются к характеристикам негативной валентности, указывают на проблемы в эмоционально-волевой сфере и поведении: «капризный», «плаксивый», «грустный» (Б = 4,09, р < 0,05).

Обнаружено, что количество характеристик негативной валентности при описании ребенка с нарушениями здоровья выше в сравнении со здоровым ребенком.

2,40

1,57

дети с нарушениями здоровья здоровые дети

Рис. Количество характеристик негативной валентности при описании ребенка.

Можно высказать предположение о том, что на представления матери оказывает влияние ее психологическая напряженность вследствие воздействия стрессогенного фактора -заболевание ребенка.

Анализ результатов рисуночного теста позволил выделить ряд интересных фактов. На рисунке здоровый ребенок чаще изображен в динамике, в момент совершения каких-либо действий (игры, занятий спортом), что можно объяснить как личностно значимое для матери включение здорового ребенка в разнообразную деятельность, проявление его активности. О желании передать проявление активности ребенка также свидетельствуют дополнительные предметы (мяч, ракетка, скакалка). Рисунки выполнены с использованием карандашей не менее 5-6 ярких цветов.

В рисунках, отражающих представление о ребенке с нарушениями здоровья, отмечается наличие высокой степени эмоциональных переживаний испытуемых, связанных с состоянием здоровья ребенка. Они выполнены либо в чрезмерно ярких тонах, отражающих высокую фрустрированность матери, либо в полутонах (что может свидетельствовать об общей астенизации ребенка). Воз-

можно, что предпочтение в рисунке темных цветов отражает стремление к покою, а выбор светлых цветов отражает потребность в положительных эмоциях. А.И.Захаров [3] отмечает, что цвет может выражать определенные чувства, настроения и передавать эмоциональную окраску отношений.

Обнаружено, что 6% рисунков выполнены только в одном цвете, все они принадлежат матерям основной группы. Это может быть интерпретировано как наличие потребности в защите от тревожащих факторов.

При анализе графических характеристик рисунков мы исходили из общепринятых в психологии положений о том, что усиленный тип штриховки может считаться выражением внутреннего напряжения. Например, усиление нажима карандаша в области горла, может свидетельствовать о частых ОРЗ. Нами отмечено, что плоскостопие ребенка передано усиленной прорисовкой красным и черным цветом линий стоп. Нарушение осанки выражено асимметрией при передаче фигуры ребенка, нарушения зрения - через анализ прорисованных аксессуаров - очков.

В то же время в рисунках испытуемых не отражена собственно ситуация болезни, отсутствуют атрибуты в виде таблеток, шприцев, отсутствует фигура врача и т.д. Это может быть объяснено тем, что для матери ее собственный ребенок, имеющий нарушения здоровья, не является носителем болезни. Следовательно, особо важными для испытуемых являются личностные и психологические аспекты индивидуальности ребенка.

На следующем этапе для выявления специфики представлений об индивидуальных качествах здорового ребенка и ребенка с нарушением здоровья проведен анализ встречаемости понятий в общем количестве слов -реакций, полученных в ходе «Ассоциативного теста». Выделены ядро представления и периферическая часть.

Ядро представлений о здоровом ребенке составляют понятия: «счастье», «счастли-

вый», «радость», «веселый». Данные определения указывают на позитивную эмоциональную характеристику, что может быть отнесено к психологической составляющей в интегральной структуре здоровья. Периферическая система представлена метафорами «удача», «подарок родителям», и одновременно включает понятия: «активный», «успешный», «жизнерадостный», «крепкий». Представления о здоровом ребенке также соотносятся с положительной оценкой и выражаются наречиями: «хорошо», «здорово», «радостно».

3,0

2,5

ГО 2,0

1,0

0,5

0,0

Отмечено, что ряд испытуемых выражает сомнение в факте наличия здоровых детей в современном обществе: «здоровый ребенок -редкость, мечта», что подтверждается данными ВОЗ и статистикой Минздрава РФ.

В процессе анализа содержания ассоциаций к стимулу «ребенок с нарушениями здоровья» нами выделено проблемное поле. Наиболее часто упоминаемыми являются: индивидные характеристики внешнего вида ребенка («бледный», «худая»), оценка уровня развития («плохо растет», «медленно развивается»), ограничения в диете, потребность в особом режиме дня, недостаточность коммуникации со сверстниками.

В ядро представления о ребенке с нарушениями здоровья включены понятия: «требует внимания», «много забот», «проблемы». В данном случае понятия указывают на социальный компонент в структуре здоровья.

Периферические элементы представлены следующими характеристиками: «печаль», «капризный», «испытание», «вялый». Анализ периферической системы показывает, что болезненное состояние ребенка ассоциируется у испытуемых с проблемами эмоционально-волевой сферы. Оценка состояния ребенка диаметрально противоположна: «ребенок с нарушениями здоровья - это плохо». Матери отмечают общее состояние ребенка как «вялое». Сравнительный анализ частоты встречаемости понятий о ребенке в связи с состоянием его здоровья представлен в таблице.

Таблица

Частота встречаемости понятий «Ассоциативного теста»

Представления о здоровом ребенке ЧВ Представления о ребенке с нарушением здоровья ЧВ

«счастье» 40 «требует внимания» 18

«счастливый» 18 «много забот» 11

«жизнерадостный» 10 «проблемы» 9

«радость» 9 «печаль» 7

«веселый» 7 «капризный» 7

«крепкий» 5 «испытание» 5

«активный» 5 «плохо» 5

«хорошо» 4 «вялый» 4

Прим. ЧВ - частота встречаемости.

Таким образом, с помощью «Ассоциативного теста» выявлены различия в количестве понятий, составляющих ядро и периферическую часть представления о здоровом ребенке и ребенке с нарушениями здоровья, а также различия в их содержании и эмоциональной окрашенности.

По данным «Личностного дифференциала» проведено сравнение и путем факторизации объектов выявлены различия в семантических полях представлений обеих групп испытуемых. Фактор оценки (О) имеет более высокие значения в группе испытуе-

мых, имеющих со здорового ребенка. Это означает принятие, позитивное отношение к нему. Более низкие значения фактора оценки в основной группе испытуемых могут свидетельствовать о недостаточном уровне принятия ребенка, неудовлетворенности поведением, уровнем его достижений и т.д.

Фактор силы (С) отражает взаимоотношения доминирования - подчинения. В группе испытуемых, имеющих здорового ребенка отмечается факт наличия партнерских, равноправных отношений матери и ребенка. Более низкие значения фактора силы во второй группе испытуемых позволяют предположить имеющуюся в диаде «мать - ребенок» ситуацию по типу доминирования - подчинения.

Фактор активности (А), имеющий более высокие положительные веса при характеристике здорового ребенка, свидетельствует о его достаточно высокой активности, общительности. Более низкие показатели по данному фактору говорят о том, что в содержании представлений о ребенке с нарушениями здоровья присутствуют характеристики, отражающие определенную пассивность, ограниченность, интровертированность ребенка. Данные, полученные посредством метода «Личностного дифференциала» по ряду показателей, соотносятся с результатами других методик, что в целом повышает их достоверность.

На основе полученных данных составлены обобщенные психофизиологические портреты детей с учетом состояния их здоровья. Здоровый ребенок - активный, веселый, успешный в различных видах деятельности. Ребенок с нарушениями здоровья - эмоционально неустойчив, имеет ограничения коммуникативного и социокультурного характера.

Выводы

Результаты исследования показывают, что состояние здоровья ребенка является особо значимой, эмоционально переживаемой матерью категорией представления о нем. С помощью процедуры контент - анализа выявлено своеобразие представлений испытуемых. Дифференциация состоит в большем многообразии характеристик о здоровом ребенке, их категориальной представленности, эмоциональной окрашенности в сравнении с ребенком с нарушениями здоровья.

Результаты ЛКОУЛ (дисперсионный анализ) показывают, что в представлениях матери о ребенке с нарушениями здоровья количество характеристик негативной ва-

лентности выше в сравнении со здоровым ребенком.

Заключение

Полученные данные могут быть использованы при разработке методических материалов по оказанию консультативной помощи матерям, имеющим ребенка с нарушениями здоровья и планированию психотерапевтических мероприятий с целью гармонизации материнско - детских взаимоотноше-

ний, оказывающих существенную роль как в развитии индивидуальности ребенка, так и в оптимизации соматического и психологического состояний его матери.

Перспектива исследования видится нам в проведении сравнительного анализа и определении специфики представлений матери о ребенке в связи с различными его заболеваниями, а также различий в представлениях матери и других членов семьи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бовина И.Б. Социальные представления молодежи о больных СПИДом // Вопросы психологии. - 2008. - №5. - С. 96-104.

2. Журавлев А.Л. Психологические факторы физического и психического здоровья человека // Психологический журнал. - 2004. - №3. - С.107 - 117.

3. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - СПб., 2000. - С. 238, 253296.

4. Коротовских Л.А. Представления матери о ребенке как форма познания его индивидуальности: материалы международной научно-практической конференции «Психологическое познание: актуальные проблемы» (27 ноября, 2008). - Пермь, 2008. - С. 123 - 128.

5. Психология здоровья /под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2003. - С. 65.

6. Ромицына Е.Е. Здоровье глазами детей: опыт психологического анализа детских рисунков //Вопросы психологии. - 2006. - № 1. - С.39 - 47.

7. Собкин В.С., Марич Е.М. Опыт структурного анализа ценностных ориентаций родителей дошкольников //Вопросы психологии. - 2003. - № 1. - С.3-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 616.447-008.61-06

© Л.М. Фархутдинова, П.С. Гусева, Н.Н. Калимуллин, Т.Н. Шарипов, 2009

Л.М. Фархутдинова, П.С. Гусева, Н.Н. Калимуллин, Т.Н. Шарипов МНОЖЕСТВЕННАЯ ЭНДОКРИННАЯ НЕОПЛАЗИЯ 1 ТИПА.

КЛИНИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа Республиканская клиническая больница им. Г.Г. Куватова МЗ РБ

Множественная эндокринная неоплазия (МЭН) представляет собой сочетание опухолей и (или) гиперплазий двух и более эндокринных желез. Наиболее частая форма МЭН - множественная эндокринная неоплазия 1 типа (МЭН 1), или синдром Вермера. Диагностика синдрома МЭН 1 затруднена в связи с постепенным вовлечением в процесс эндокринных органов и стертостью, атипичностью симптомов. Представленное сообщение отражает этапы и сложности диагностического поиска на примере собственного клинического наблюдения.

Ключевые слова: гиперпаратиреоз, множественная эндокринная неоплазия, синдром Вермера.

L.M. Farkhutdinova, P.S. Guseva, N.N. Kalimullin, T.N. Sharipov PLURAL ENDOCRINE NEOPLASIA OF THE FIRST TYPE.

CLINICAL OBSERVATION

Plural endocrine neoplasia is the combination of tumours or hyperplasias of two and few endocrine glands. Plural endocrine neoplasia of the first type, or Vermers syndrome, is the most frequent form of this pathology. The diagnosis of this syndrome is complicated enough because of atypical symptomatics, gradual involving of endocrine organs. The presented information reproduces the stages and complications of diagnosis using the own clinical observation.

Key words: hyperparathyroidism, plural endocrine neoplasia, Vermers syndrome.

Множественная эндокринная неоплазия (МЭН) представляет собой сочетание опухолей и (или) гиперплазий двух и более эндокринных желез. Наиболее частая форма МЭН -

множественная эндокринная неоплазия 1 типа (МЭН 1), или синдром Вермера, названный в честь автора, впервые описавшего заболевание в 1954 г. Распространенность синдрома

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.