2009. Вып. 2 ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА
Краткие сообщения
УДК 159.922.7/.8 С.А. Васюра
ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ В ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Представлена программа развития коммуникативной активности дошкольников, состоящая из трех модулей - для специалистов ДОУ (дошкольных образовательных учреждениях), родителей и детей. В основе программы - модель «интегральная индивидуальность человека - коммуникативная активность - коммуникативный мир», предпосылками которой являются теория интегральной индивидуальности (В.С. Мерлин), концепция метаиндивидуального мира (Л.Я. Дорфман), положения о системообразующей роли различных видов активности в развитии интегральной индивидуальности человека (Б. А. Вяткин).
Ключевые слова: общение, коммуникативная активность, развитие, индивидуальность.
В условиях гуманизации и демократизации системы образования, интенсификации коммуникативных процессов все более актуальной становится проблема коммуникативной активности детей. Она проявляется на практике в виде трудностей адаптации ребенка к группе сверстников, недостаточной готовности детей к систематическому целенаправленному обучению в школе.
Психологи, воспитатели и другие специалисты ДОУ в последнее время обеспокоены тем, что увеличивается число детей с низкой активностью в общении, со сложностями в налаживании контактов со сверстниками и взрослыми, с трудностями в общении с представителями другого пола. С каждым годом растет информационный поток, дети дошкольного возраста все больше времени проводят перед экраном телевизора или компьютера в ущерб непосредственному общению с окружающими. Кроме того, в условиях социальноэкономической нестабильности становится больше замкнутых и пассивных детей, на коммуникативное поведение которых накладывают свой отпечаток конфликты в семье, жестокое обращение, алкоголизм родителей. Таким образом, особую актуальность сегодня приобретает проблема развития коммуникативной активности ребенка.
Коммуникативная активность дошкольника проявляется в инициированных ребенком социальных контактах, в общении с другими людьми -сверстниками и взрослыми. Несомненно, она является одной из основ психологического благополучия ребенка и социальной готовности к обучению в школе. Антиподом коммуникативной активности выступает пассивность -отсутствие интереса к общению, безучастное отношение к окружающим. Пассивные дети, как правило, испытывают серьезные трудности в процессе социально-психологической адаптации к школе.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2
Проблема коммуникативной активности человека в психологической науке находится на стыке изучения общения и личности, индивидуальности. Если общение рассматривается как социально-психологическое явление, то проблематика самопричинения, как правило, выпадает из поля зрения исследователей, а при изучении свойств личности, индивидуальности, как парциальных - контактность, коммуникабельность, так и сложных, многокомпонентных - общительность [8. С.64-70], уходит из поля зрения психологов социально-психологическая сторона этого явления.
Психологическим аспектам общения ребенка со взрослыми и сверстниками посвящено множество работ, но, тем не менее, эта проблематика остается неисчерпаемым источником для исследований отечественных (Ю.Б. Гиппенрейтер, 2008; Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова, 1992; М.И. Лисина, 1980, 1986, 1997; Е.О. Смирнова, 1997 и др.) и зарубежных психологов (Ф. Зимбардо, Ш. Рэдл, 2005; Б. Уайт, 1982 и др.). На протяжении дошкольного возраста коммуникативная активность ребенка изменяется, развивается. Происходят преобразования потребностей в общении - возникают потребности в автономии, признании, уважении. В коммуникативной активности детей становятся все более явными индивидуальные и половые различия.
Нами разработана программа для развития коммуникативной активности детей дошкольного возраста. В основе программы - модель «интегральная индивидуальность человека - коммуникативная активность - коммуникативный мир», предпосылками которой являются теория интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин) [9], концепция метаиндивидуального мира (Л.Я. Дорфман) [5; 6], положения о системообразующей роли различных видов активности в развитии интегральной индивидуальности человека (Б. А. Вяткин) [3].
Перспективной теоретико-методологической базой исследований многообразной человеческой активности стал интегративный подход к индивидуальности, осуществляемый в двух взаимодополняющих и взаимообога-щающих направлениях в Пермской психологической школе - теоретикоэкспериментальном, возглавляемым Б.А. Вяткиным, и теоретическом, осуществляемым Л.Я. Дорфманом.
Первое направление разработки проблем активности связано с изучением роли активности в структуре интегральной индивидуальности в русле одного из вариантов «линии Рубинштейна», продолженного К.А. Абульхано-вой-Славской и И.А. Джидарьян. Представление об активности исходит из понимания ее как «меры взаимодействия субъекта с окружающей действительностью, как такого способа самовыражения и самосуществования личности в жизни, при котором достигается (или нет) ею качество как целостного самостоятельного и развивающегося субъекта» [1. С. 18]. Под руководством Б.А. Вяткина была выполнена серия эмпирических исследований отдельных видов активности, их индивидуальных стилей и роли в структуре интегральной индивидуальности.
Второе направление развивает Л.Я. Дорфман в рамках концепции ме-таиндивидуального мира, которая является логическим продолжением учения об индивидуальности В.С. Мерлина. Метаиндивидуальный мир, по мнению Л.Я. Дорфмана, это гетерогенная, многокачественная, многодетермини-рованная полисистема, существование и функционирование которой подчиняется принципам релятивности и дополнительности, параллельности и
взаимопереходов между системами. Метаиндивидуальный мир - это индивидуальность в мире и мир индивидуальности, мир как часть индивидуальности и индивидуальность как отправная точка всей системы координат ее мира, их неразрывность, взаимопроницаемость, единство в форме взаимоотношений и взаимодействий [4].
Коммуникативная активность представляет собой одно из явлений, которые можно отнести к метаиндивидуальному миру. К нему автор концепции относит эмпатию, понимание, психологическую близость, доминантность, подражание, дружбу, любовь и другие явления [6. С. 3-34]. В качестве одного из исследовательских срезов метаиндивидуального мира, а в онтологическом плане - в качестве одного из его модусов можно рассматривать коммуникативный мир индивидуальности [2. С. 31-40].
Для исследования различных аспектов коммуникативной активности человека - возрастных, гендерных, вслед за Л.Я. Дорфманом следует выделить основные положения ее изучения. Во-первых, представления о коммуникативном мире индивидуальности базируются на системной идее многоас-пектности и многомерности. Во-вторых, чрезвычайно эвристичным является системный принцип дополнительности, то есть о двойственности качественной определенности. В-третьих, принцип детерминизма применительно к коммуникативной активности как явлению метаиндивидуального мира может быть применен при рассмотрении двух «пластов» детерминизма. Первый заключается в самоопределении, самопричинении и связан с внутренними свойствами индивидуальности человека (соматическими, психодинамическими, личностными, социально-психологическими). Второй пласт детерминации - это влияние на коммуникативную активность человека его социального окружения. Отметим, что оно неодинаково у лиц разного возраста и пола. Так, например, Т.А. Репина, изучая особенности общения мальчиков и девочек дошкольного возраста, установила, что уже в группах детского сада мир общения детей неоднороден, так как имеет место консолидация дошкольников со сверстниками своего пола, что приводит к образованию двух подструктур - подструктуры мальчиков и подструктуры девочек [10. С. 62-69].
Таким образом, возможна такая фокусировка познания коммуникативной активности ребенка, при которой она рассматривается в двух системах координат:
- отношения от индивидуальности к миру;
- отношения от мира к индивидуальности.
Две системы координат в познании коммуникативной активности используются нами в модели: коммуникативный мир индивидуальности - коммуникативная активность - интегральная индивидуальность. При этом коммуникативную активность правомерно рассматривать как опосредующее звено между интегральной индивидуальностью и коммуникативным миром. Вышеуказанная модель стала основой для выделения трех модулей программы развития коммуникативной активности дошкольников. Во-первых, в программу включен модуль для специалистов ДОУ; во-вторых, курс для родителей детей младшего и старшего дошкольного возраста «Общение и коммуникативная активность детей», состоящий из лекций и ролевых игр; в-третьих, в программу входят игры для развития коммуникативной активности детей 3-4 и 5-7 лет.
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2
Программа апробируется в ДОУ № 51 и 90, в школе № 40 г. Ижевска. Ее использование позволит работникам системы дошкольного воспитания повышать коммуникативную активность детей, проводить профилактическую работу по преодолению замкнутости, застенчивости в воспитательном пространстве ДОУ. Программа направлена на развитие коммуникативной компетентности родителей и специалистов, работающих с детьми.
Программа базируется на следующих принципах:
- принцип взаимодействия семьи и ДОУ в развитии коммуникативной активности ребенка;
- принцип адресности состоит в необходимости учитывать как особенности общения в семье и в группе детского сада, так и индивидуальнопсихологические особенности ребенка (учитывать отношения от мира к индивидуальности и от индивидуальности к миру).
Модуль для специалистов ДОУ
В целях формирования коммуникативной компетентности специалистов ДОУ и повышения психологической грамотности в области коммуникативной активности детей могут быть использованы следующие формы педагогических советов:
1) традиционные педсоветы с докладом психолога или педагога по проблемам коммуникативной активности детей и выступлениями воспитателей на темы:
- коммуникативная активность ребенка и адаптация к детскому саду;
- коммуникативная активность агрессивных и конфликтных детей;
- коммуникативная активность и положение ребенка в группе сверстников;
2) педсоветы, имеющие диагностическую (исследовательскую) основу с предварительной диагностикой коммуникативной активности и индивидуально-психологических особенностей детей, межличностных отношений в детском коллективе. Возможна предварительная диагностика стилей общения воспитателей;
3) педсоветы - регламентированные дискуссии с предварительным изучением литературы по следующим темам:
- коммуникативная активность ребенка и кризис трёх лет;
- коммуникативная активность ребенка и кризис 6-7 лет;
- коммуникативная активность детей из неблагополучных семей;
- гендерные аспекты коммуникативной активности детей (особенности коммуникативной активности мальчиков и девочек);
- коммуникативная активность близнецов;
- особенности коммуникативной активности единственных детей и детей из многодетных семей;
- влияние стиля общения воспитателя на коммуникативную активность детей;
- особенности коммуникативной активности популярных и непопулярных детей;
- влияние условий воспитания на развитие коммуникативной активности детей;
- эмоции и коммуникативная активность ребенка;
- познавательная сфера и коммуникативная активность ребенка.
Для проведения педсовета по теме «Гендерные аспекты коммуникативной активности детей» целесообразно предварительно провести:
а) наблюдение: фиксируется и анализируется общение мальчиков и девочек в детском саду в течение определенного отрезка времени (например, месяца). Заполняются карты наблюдения на каждого ребенка;
б) опрос (проводится с детьми 5-7 лет): детей просят ответить на следующие вопросы: Какими должны быть мальчики? Какими должны быть девочки? В какие игры любят больше играть мальчики? В какие игры любят больше играть девочки? Представь, что ты попал(а) в волшебный город, где живут только дети - мальчики и девочки. С кем бы ты начал(а) знакомиться, с мальчиком или девочкой? Почему? Обработка данных проводится с помощью контент-анализа. Выделяются категории контент-анализа, которые включают в себя особенности характера, общения, поведения, внешности. Анализируются представления детей о представителях своего и противоположного пола. Создается групповой портрет мальчика и девочки, какими они должны быть в представлении старшего дошкольника. В портрете выявляются стереотипные маскулинные и феминные характеристики.
В разработке модуля для специалистов ДОУ учитывалась возможность метаиндивидуальных эффектов у воспитателей, то есть влияние, которое они оказывают на индивидуальность и деятельность детей. Так, исследования, проведенные под руководством Б.А. Вяткина, показали, что метаэффект стиля педагогической деятельности учителя начальной школы в отношении свойств интегральной индивидуальности учащихся отражается в мотивационных, интеллектуальных и личностных характеристиках [3]. В исследованиях А.Г. Ис-магиловой установлены метаэффекты стилей педагогического общения воспитателей [7]. Можно полагать, что не только стиль общения, но и коммуникативная активность воспитателей как сложное психологическое образование, детерминированное разноуровневыми свойствами индивидуальности, будет оказывать влияние на индивидуальность дошкольников. Таким образом, модуль программы для специалистов ДОУ направлен на повышение коммуникативной компетентности, оптимизацию коммуникативной активности.
Модуль для родителей дошкольников
Курс для родителей «Общение и коммуникативная активность ребенка» проводится в течение года и состоит из двух блоков - для родителей детей младшего возраста и родителей детей старшего дошкольного возраста (табл. 1, 2). Содержание курса может быть дополнено или изменено с учетом запроса родителей, специфики ДОУ.
Таблица 1
Курс для родителей детей младшего дошкольного возраста
Сроки проведения Тема
Сентябрь-октябрь Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста
Ноябрь-декабрь Роль семьи в формировании личности и индивидуальности ребенка
Январь-февраль Общение в семье
Март-апрель Коммуникативная активность ребенка и игра
Май-июнь Как развивать у ребенка активность в общении
ФИЛОСОФИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА 2009. Вып. 2
Таблица 2
Курс для родителей детей старшего дошкольного возраста
Сроки проведения Тема
Сентябрь-октябрь Возрастные и индивидуально-психологические особенности детей старшего дошкольного возраста
Ноябрь-декабрь Особенности коммуникативной активности мальчиков и девочек
Январь-февраль Конфликты в детском коллективе
Март-апрель Проблемы общения и межличностных отношений в сфере «родитель-ребенок»
Май-июнь Коммуникативная активность как компонент психологической готовности ребенка к школе
Ролевые игры для родителей
Ролевые игры как форма работы с родителями направлены на диагностику и коррекцию общения в семье. Эффектами ролевых игр являются повышение сенсетивности к ребенку, выработка представлений о потребностях детей (в том числе коммуникативных потребностях), ликвидация психологической неграмотности, продуктивная реорганизация арсенала средств общения с ребенком. В ролевых играх могут участвовать от 10 до 15 родителей (один или оба). В программу включены такие игры, как «Дистанция общения», «Ссора», «Идеальный ребенок», «Идеальный родитель» и др.
В целом работа психолога с родителями - одно из сложных направлений его профессиональной деятельности. Курс «Общение и коммуникативная активность детей» способствует активизации у родителей процессов самопознания, самокоррекции в общении с детьми.
Модуль для детей
Эта часть программы направлена на решение следующих задач:
- побуждение и укрепление у дошкольников стремления к общению, интереса к детям и взрослым;
- развитие эмоционального компонента коммуникативной активности;
- формирование навыков общения.
В этой части программы развивающая работа с детьми проводится с помощью таких средств, как игры, элементы психогимнастики. Курс рассчитан на 20-24 занятия и проводится психологом ДОУ (отдельные игры могут проводить воспитатели в игровых комнатах и на прогулке). В программу для детей 3-4 лет входят такие игры, развивающие активность в общении, как «Живые игрушки», «Самый лучший», «Как меня зовут?», «Где твой домик?», «Колючий зверь» и др. Для детей 5-7 лет предлагаются следующие игры: «Подари цветок», «Коробка добрых поступков», «Инопланетяне», «Какой я есть и каким хочу быть» и др. Следует отметить, что подбор игр осуществляется в зависимости от индивидуально-психологических особенностей детей.
Предлагаемая программа развития коммуникативной активности дошкольников может быть применена в дошкольных образовательных учреждениях, работающих по разным комплексным программам воспитания, образования и развития детей, таким, например, как «Радуга», поскольку одна из главных задач ДОУ - всемерное содействие развитию индивидуальности ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абульханова-Славская К. А. Проблемы активности личности // Социальнопсихологические аспекты изучения личности. М., 1988.
2. Васюра С.А. Феномен коммуникативной активности человека: взаимопроникновение систем интегральной индивидуальности и коммуникативного мира // Вестн. Удм. ун-та. 2008. Вып. 2.
3. Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000. 179 с.
4. Вяткин Б.А., Щукин М.Р. Человек - стиль - социум: полисистемное взаимодействие в образовательном пространстве. Пермь: Перм. гос. пед. ун-т., 2007. 108 с.
5. Дорфман Л.Я. Метаиндивидуальный мир: Методологические и теоретические проблемы. М.: Смысл, 1993. 456 с.
6. Дорфман Л.Я. Концепция метаиндивидуального мира: современное состояние // Психология. Журн. Высшей школы экономики. 2006. Т.3, № 3.
7. Исмагилова А.Г. Психология стиля педагогического общения: полисистемное исследование: монография. Пермь, 2003. 273 с.
8. Крупнов А.И. Психологическая природа общительности как системного качества личности // Гуманизация образования. 1995. № 3.
9. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
10. Репина Т.А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопр. психологии. 1984. № 4.
Поступила в редакцию 02.02.09
S.A. Vasyura, candidate of psychology, associate professor
The possibility of developing the communicative activity of children in the educational space of preschool educational institutions
The paper presents a program for developing the communicative activity of schoolchildren, consisting of three modules: for specialists employed at preschool educational institutions, parents and children. The program has been devised in terms of the model “integral individuality of a person - communicative activity - communicative world”, the prerequisites of which are the theory of integral individuality (Merlin V.S.), the conception of a metaindividual world (Dorfman L.Ya), the propositions of the system-forming role of various kinds of activity in the development of integral individuality of a person (Vyatkin B.A.).
Васюра Светлана Александровна, кандидат психологических наук, доцент ГОУВПО «Удмуртский государственный университет»,
426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6)
Е-таі1: [email protected]