УДК 159.9 Мищенко Любовь Владимировна
кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры методологии психологии и теории психолого-педагогического развития Пятигорского государственного лингвистического университета
КОНЦЕПЦИЯ ПОЛОГЕНДЕРНОГО РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА В ОНТОГЕНЕЗЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация:
В статье предложены новые теоретические и практические подходы к рассмотрению интегра-тивного развития человека с позиций пола и ген-дера. Определено понятие «пологендерное развитие интегральной индивидуальности». Изложены и концептуально интерпретированы методологические и теоретические основания для создания нового междисциплинарного научного направления - интегративной психологии пологендерного развития индивидуальности человека. Определены его предмет, основные тенденции и задачи исследования. Установлена вариативность поло-гендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек, подростков, а также условия, от которых зависит уникальность данных структур.
Ключевые слова:
интегративная психология развития, теория интегральной индивидуальности, психология половых различий, гендерная психология, пологендер-ное развитие индивидуальности человека.
Mischenko Lubov Vladimirovna
PhD in Psychology, Professor, Department for Methodology of Psychology and Theory of Psycho-Pedagogical Development, Pyatigorsk State Linguistic University
THE CONCEPTION OF SEX AND GENDER DEVELOPMENT OF PERSONAL IDENTITY IN THE ONTOGENESIS IN THE EDUCATIONAL SPACE
Summary:
The article presents new theoretical and practical approaches to consideration of integrated development of a person from the perspective of sex and gender. The concept of "sex and gender development of integrated identity" is defined. The author sets forth and interprets conceptually methodological and theoretical bases for creation of a new interdisciplinary scientific area - inte-grative psychology of sex and gender development of personal identity. The subject, the basic directions and problems of the research are described. The author considers variability of the sex and gender structures of integrated identity of boys and girls, adolescents, as well as conditions affecting the uniqueness of these structures.
Keywords:
integrative psychology of development, theory of integrated identity, psychology of sexual differences, gender psychology, sex and gender development of personal identity.
Актуальность статьи обусловлена глубокими изменениями в сфере образования, что требует всестороннего осмысления вопросов изучения целостной индивидуальности детей дошкольного, младшего школьного возраста, подростков, старшеклассников, студентов как субъектов образовательной деятельности. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 г. отражает волю государства принять на себя ответственность за настоящее и будущее отечественного образования и определяет как одну из важнейших целей образования - разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности. Определение путей гармоничного развития детей и молодежи, их самореализации и самоактуализации в немалой мере зависит от их половой принадлежности.
Всесторонний анализ половых и гендерных исследований показывает, что для них характерен в основном поэлементный анализ индивидуальных свойств субъектов образовательной деятельности в зависимости от пола, то есть с этой точки зрения данные работы представляют собой суть аддитивного исследования, позволяющего диагностировать множественные свойства индивидуальности, сравнивать их или суммировать, что не дает возможности исследовать целостный портрет обучаемых представителей мужского и женского пола. Кроме того, в исследованиях половых различий и гендерно-ориентированных исследованиях усматривается редукция, то есть сведение всей психологической реальности к чему-то одному, что является в ней главным. Так как теоретико-методологическим основанием психологии пола является биодетерминистская парадигма, а гендерные исследования базируются на социально-конструктивистской парадигме, то во главе тех и других исследований стоят либо биологические, либо социально-культурные основания. Здесь также усматривается «линейный детерминизм», т. е. стремление представить причины и следствия в виде одномерной цепочки. Но человек - это сложная система
с многоуровневым строением и с неоднозначной системой связей, а значит, и детерминация выступает как многоплановая, многоуровневая, многомерная, включающая явления разных порядков, т. е. системная. Таким образом, если изучать человека в целом с позиций системного исследования, вопрос о роли биологического и социального в развитии человека становится беспредметным. Системный подход позволяет исследовать индивидуальность мужчин и женщин как изначально единое целое с учетом сложнейших взаимосвязей всех его свойств.
Проблема целостности, системности в изучении индивидуальности человека уже давно обсуждается в психологической науке (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, В.В. Белоус, Т.Ф. Базылевич, А.В. Брушлинский, Б.А. Вяткин, Э.А. Голубева, Б.Ф. Ломов, В.С. Мерлин, С.Л. Рубинштейн и др.). В основе нашего исследования лежит теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина, базирующаяся на методологии одного из вариантов системного подхода (Л. Берталанфи, П.К. Анохин и др.) [1]. Руководствуясь основным методологическим принципом - принципом системности, а в экспериментально-методическом плане - общей теорией живых саморегулируемых и самоактуализирующихся систем, В.С. Мерлин показал, что интегральная индивидуальность человека - частный случай саморазвивающейся и саморегулируемой живой системы. Она состоит из относительно замкнутых подсистем (иерархических уровней) человеческих свойств, выделяемых в зависимости от уровней развития материи - биохимического, общесоматического, нейродина-мического, психодинамического, личностного, метаиндивидуального и уровня социально-исторических индивидуальных свойств. Между иерархическими уровнями интегральной индивидуальности существуют много-многозначные связи, вскрывающие непричинный - телеономный - тип детерминации (в отличие от однозначных связей на одном и том же уровне, вскрывающих каузальный тип детерминации) [2].
Теория интегральной индивидуальности рассматривает человека в системе «человек - общество» как системное многомерное образование, как результат взаимопроникновения природы и истории, биологического и социального. Взаимоотношение биологически и социально обусловленных свойств много-многозначно. Поэтому неправомерно ни сведение социальной обусловленности к биологической, ни обратное сведение. Но связь биологически обусловленного и социально обусловленного - только частный случай много-многозначных связей. Такой же тип связей есть внутри биологического и социально обусловленного. Поэтому именно теория интегральной индивидуальности В.С. Мерлина дает возможность разработать интегративный подход к исследованию субъектов образовательной деятельности в зависимости от их половой принадлежности, позволяющий приблизиться к постижению сложной, многогранной, многоаспектной реальности, которая может быть изучена как совокупность многих взаимосвязанных подсистем, составляющих систему «человек - общество».
Это позволяет исследовать целостный портрет индивидуальности обучаемых мальчиков и девочек в соответствии с закономерными типами связей между всеми свойствами индивидуальности, а не из совокупности ее свойств и исходя из закономерностей интегральной индивидуальности, а не из законов одного ее уровня. Теория интегральной индивидуальности позволяет исследовать индивидуальность обучаемых по половому признаку как сложную систему с многоуровневым строением и неоднозначной системой связей и дает возможность для многоплановой, многоуровневой, многомерной детерминации, включающей явления разных порядков.
В научной литературе есть исследования половых и гендерных различий в исследованиях разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и ее структуры (В.А. Вяткин, Л.Д. Мош-кина, Т.В. Евтух, Н.В. Ротманова, Л.Л. Баландина, А.В. Федотов, О.С. Самбикина, С.А. Васюра, М.К. Дуванская, М.Р. Щукин, Н.И. Леонов, Д.А. Циринг и др.). Авторы утверждают, что теория интегральной индивидуальности дает возможность сочетать данные о половых различиях (биологическое поле) и полоролевых различиях (социально-психологическое поле), поскольку объектом системного анализа становится индивидуальность человека как целостная саморазвивающаяся и самоорганизующаяся система. Однако следует отметить, что используемые авторами традиционные термины «половые исследования» или «гендерные исследования» требуют уточнений, например, у А.А. Волочкова: «Сразу оговоримся, что понятие «гендерный» в нашем случае синонимично биологическому полу, так как в наших исследованиях выборки делились не по психологическому полу, а по биологическому признаку» [3, с. 283].
Для исключения разночтений возникает необходимость введения нового термина в научный язык. Если половые особенности людей чаще всего относят к биологическим подсистемам, а гендерные различия - к социальным подсистемам большой системы «человек - общество», то интегративный подход, позволяющий исследовать индивидуальность обучаемых представителей мужского и женского пола как сложнейший синтез взаимодействия биологически и социально обусловленных подсистем большой системы «человек - общество», предоставляет возможность для пологендерных исследований [4].
Для того чтобы подчеркнуть, что мы стремимся раскрыть проблематику пологендерного развития индивидуальности не с позиций противопоставления психологии половых различий и тендерной психологии, а разделяя некоторые их идеи и опираясь на основные принципы интегратив-ного подхода, мы не стали создавать неологизм, а воспользовались синтезом понятий «пол» и «гендер». Стоит оговориться, что этот подход ни в коей мере не претендует на то, чтобы быть единственно верным, он - всего лишь один из многих подходов к изучению индивидуальности обучаемых представителей мужского и женского пола, способный, однако, снять ряд противоречий [5].
Интегративный пологендерный подход позволяет исследовать индивидуальность мужчин и женщин в постоянно меняющемся мире, позволяет рассматривать человека как самостоятельную систему, являющуюся в свою очередь частью гораздо большей системы, где все элементы взаимосвязаны, взаимообусловлены и влияют друг на друга. Общество, как всякая эволюционирующая система, должно, с одной стороны, поддерживать состояние устойчивого равновесия, стабильности, с другой - быть готовым к изменению. Система способна оставаться устойчивой через изменение своей структуры. Мужчины и женщины, являясь элементами этой системы, на разных этапах развития общества в большей или меньшей степени являются олицетворением (выразителями) типично мужского и женского. Посредством стереотипного поведения мужчин и женщин общество поддерживает свою устойчивость, стабильность, и в то же время оно допускает большую вариативность пологендерного поведения, что позволяет ему меняться.
Что касается методологии подхода, то ее можно назвать интегративно-структурной. Категория интеграции предполагает, что у частей, из которых «собрано» целое, имеются специфические свойства, обеспечивающие возможность возникновения между ними определенных связей. Эффект интеграции проявляется, с одной стороны, в том, что часть, входящая в состав целого, утрачивает некоторую долю свойств либо они трансформируются, и, с другой стороны, в том, что у самой целостности появляются новые свойства, порождаемые главным образом теми связями, которые возникли при вхождении частей в это образовавшееся целое [6]. Таким образом, интегративный процесс, идущий «внутри» структуры сложноорганизованного объекта, является механизмом его существования и условием появления у него ряда качественно новых (системных) свойств.
Междисциплинарный характер интегративной психологии пологендерного развития индивидуальности человека выражает общую тенденцию современной науки, усиление интегратив-ных процессов, взаимовлияние и взаимопроникновение различных областей знания при изучении общего объекта исследования. Логика научных исследований ведет к синтезу ряда наук, формированию диалектически взаимосвязанного комплекса научных представлений об индивидуальности мужчин и женщин как целостной и многообразной системе. Каждая из наук, с которыми входит в контакт психология пологендерного развития индивидуальности человека, дает возможность углубить знание о явлениях тем необходимым компонентом и фоном развития научных достижений, открытий, гениальных творений, которыми так богато научное наследие. Обобщение научных знаний психологии пола, гендерной психологии, психологии интегральной индивидуальности и интегративной психологии развития в единое целое способно не только выявить и ликвидировать пустоты, белые пятна последних на рубежах традиционных наук, но и расширить горизонты исследований индивидуальности мужчин и женщин в онтогенезе за счет интеграции знаний и прикладных технологий данных наук [7].
Интегративная психология пологендерного развития индивидуальности наследует и развивает представления, принципы, методы и технологии наук, знания которых она интегрирует, позволяет теоретически осмыслить и проанализировать все методы и способы исследования индивидуальности мужчин и женщин, а также создать новые методы интегративной психологии пологендерного развития индивидуальности человека, адекватных её предмету.
В то же время предлагаемая нами интегративная психология пологендерного развития индивидуальности человека существенно отличается от других междисциплинарных направлений тем, что ее терминология и методы опираются на достижения нелинейной математики и тех разделов естественных и гуманитарных наук, которые изучают процессы развития сложных систем.
В рамках научно-практического Центра системных исследований индивидуальности человека (директор Центра - Л.В. Мищенко), являющегося структурным элементом научной Пятигорской школы, были проведены многочисленные исследования особенностей пологендерных структур интегральной индивидуальности дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников и студентов в зависимости от свойств субъекта и объективных требований деятельности [8].
Данные многочисленных исследований позволили обнаружить адаптивно-компенса-торно-синергическую тенденцию развития пологендерных структур интегральной индивидуальности обучаемых по активно-результативному и реактивно-результативному пути.
Активно-результативный путь. Согласно положениям системного подхода, системообразующим фактором, направляющим взаимодействия компонентов в системе, является полезный результат системы. Комплекс избирательно вовлеченных компонентов, у которых взаимодействие и взаимоотношения принимают характер взаимосодействия, направлен на получение полезного результата, в качестве которого в нашем случае выступает приспособление системы (интегральной индивидуальности студентов) к среде [9]. Но здесь следует отметить, что, с позиций принципа активности, развитие индивидуальности учащегося - это не просто процесс приспособления к среде, а творение своей жизни, самоактуализация, реализация внутренних программ не только благодаря внешним условиям, факторам, стимулам, но и вопреки им.
Реактивно-результативный путь основан также на полезном результате, реализующемся в процессе приспособление системы к среде, но здесь вступает в силу принцип реактивности, согласно которому развитие индивидуальности определяется в основном внешними стимулами, факторами, условиями среды.
Исходя из подобного понимания проблемы, нами было выдвинуто предположение о том, что в роли системообразующих факторов пологендерных структур интегральной индивидуальности подростков и старшеклассников, направляющих, интегрирующих и упорядочивающих взаимодействие компонентов в системе и приводящих к полезному результату системы, выступают адекватность развития психологических новообразований, социальной ситуации, ведущего вида деятельности данного возрастного периода. Соответствие этим условиям стимулирует развитие индивидуальности по активно-результативному пути. Нарушение адекватности развития ведущих характеристик возраста приводит к пассивно-результативному пути развития индивидуальности.
Другая закономерность, которая обозначилась на основе экспериментального материала, свидетельствует о том, что пологендерные структуры интегральной индивидуальности мальчиков и девочек в процессе их развития подчиняются закону конвергенции-дивергенции. Л.С. Выготский рассматривал законы конвергенции и дивергенции психического развития человека в плане взаимодействия натурального и культурного рядов [10, с. 166]. В. Штерн, выдвинув теорию психического развития ребенка, исходил из того, что психическое развитие ребенка определяется конвергенцией (взаимодействием) внутренних условий (фактор наследственности) и внешних условий (окружающая ребенка среда) при доминирующей роли фактора наследственности [11]. Б.Г. Ананьев рассматривал законы конвергенции и дивергенции на каждом этапе онтогенеза [12]. В основе концепции креативности Д. Гилфорда лежит принципиальное различие между двумя типами мыслительных операций: конвергенцией и дивергенцией. Д. Гилфорд считал операцию дивергенции основой креативности, которую объяснял как «тип мышления, идущего в различных направлениях» [13]. Разделяя понятия дивергенции и креативности, Д.Б. Богоявленская указывает на совпадение мотива и цели как необходимое условие творческого процесса [14]. В.В. Белоус рассматривал законы конвергенции и дивергенции в саморазвитии интегральной индивидуальности на протяжении нескольких возрастных ступеней [15]. А.И. Щебетенко законы конвергенции и дивергенции рассматривает в связи с их проявлением в синхронических функциональных межуровневых структурах индивидуальных свойств человека [16, с. 88]. В контексте его исследований статистические межуров-невые конвергентные структуры - это такая взаимосвязь элементов системы, которая обнаруживается при их объединении в один и тот же фактор, таксон либо иной статистический многомерный межуровневый паттерн. Дивергентные же межуровневые структуры обнаруживаются при получении двух и более статистических ансамблей.
В результате наших исследований развития пологендерных структур интегральной индивидуальности учащихся мальчиков и девочек мы также обнаружили действие закона конвергенции - дивергенции.
Выводы:
1. Современное состояние изучения индивидуальности человека в образовательном пространстве с позиций пола и гендера, а также изложенные и концептуально интерпретированные в настоящей работе результаты осуществленных методологических, теоретических и экспериментальных исследований позволяют создать целостную концепцию пологендерной индивидуальности человека в онтогенезе на основе интеграции ведущих положений теории интегральной индивидуальности, интегративной психологии развития, гендерной психологии и психологии половых различий.
2. Концепция пологендерного развития индивидуальности человека в онтогенезе позволяет исследовать структуру, динамику, условия, способы и механизмы формирования и функционирования пологендерной индивидуальности и определять условия для построения конкретных принципов, этапов, методов, путей, стратегий и направлений развития пологендерной индивидуальности учащихся на разных возрастных этапах.
3. Пологендерная индивидуальность субъекта образовательной деятельности в онтогенезе представляет собой самоорганизующуюся, саморазвивающуюся, многоуровневую иерархическую систему с телеологическим и каузальным типами детерминации, гибкими много-многозначными связями между ее биологическими и социальными составляющими.
4. Пологендерное развитие структур интегральной индивидуальности учащихся мальчиков и девочек на разных ступенях онтогенеза подчиняется адаптивно-компенсаторно-синергиче-ской тенденции и идет по активно-результативному или реактивно-результативному пути, исходя из того, что системообразующим фактором, направляющим взаимодействия компонентов в системе, является полезный результат системы.
5. В роли системообразующих факторов развития пологендерных структур интегральной индивидуальности дошкольников, младших школьников, подростков, старших школьников и студентов, направляющих, интегрирующих и упорядочивающих взаимодействие компонентов в системе и приводящих к полезному результату системы, выступает адекватность развития психологических новообразований, социальной ситуации, ведущего вида деятельности изучаемого возрастного периода; соответствие этим условиям стимулирует развитие индивидуальности по активно-результативному пути; нарушение адекватности развития ведущих характеристик возраста приводит к реактивно-результативному пути развития индивидуальности.
6. Развитие пологендерных структур интегральной индивидуальности учащихся мальчиков и девочек подчиняется закону конвергенции - дивергенции:
- конвергенция проявляется в том случае, когда психологические новообразования, соответствующие изучаемому возрастному этапу, адекватные аспекты социальной ситуации, ведущего вида деятельности, выступая как системообразующие факторы пологендерных структур интегральной индивидуальности мальчиков и девочек, стимулируют образование большого количества много-многозначных связей между свойствами природных и социальных уровней, за счет чего происходит конвергенция природного и социального в пологендерных структурах интегральной индивидуальности мальчиков и девочек с доминирующей ролью социального;
- при нарушении адекватности развития ведущих характеристик возраста они перестают выполнять системообразующую роль в структурах интегральной индивидуальности мальчиков и девочек, в результате чего уменьшается количество много-многозначных связей между свойствами природных и социальных уровней и происходит дивергенция природного и социального в пологендерных структурах их интегральной индивидуальности; пологендерные особенности в таких структурах индивидуальности характеризуются достаточно тесной взаимосвязью параметров природной подсистемы интегральной индивидуальности.
7. Уникальность пологендерных структур интегральной индивидуальности дошкольников, младших школьников, подростков, старшеклассников и студентов зависит от объективных условий деятельности. У девочек адаптация к условиям деятельности обеспечивается в основном многообразием взаимосвязей личностных и социально-психологических свойств, у мальчиков в большинстве случаев - многообразием взаимосвязей личностного и природного уровней.
8. Под влиянием современных психолого-педагогических технологий индивидуальность мальчиков и девочек учащихся разных возрастных этапов трансформируется; переструктурирование идет одинаковыми темпами и качественно сходным путем, но содержание изменений, произошедших в структурах интегральной индивидуальности мальчиков и девочек после формирующего эксперимента различно. Развивающие программы выполняют системообразующую функцию в гармонизации разноуровневых свойств пологендерной индивидуальности учащихся только в том случае, когда ее выполнение становится положительным мотивом; специфика формирования социально-типичных мотивов у мальчиков связана с познанием и инновацией, у девочек -мотивация имеет личностное и социально-психологическое обоснование.
9. Свойства субъекта, выполняя системообразующую роль, оказывают специфическое влияние на развитие индивидуальности учащихся в зависимости от половой принадлежности на разных ступенях онтогенеза. При высоком уровне развития свойств субъекта пологендерные особенности мальчиков и девочек стираются, при низком уровне развития - ярко проявляются.
Ссылки:
1. Мерлин В.С. Психология индивидуальности: Избранные психологические труды. М. ; Воронеж, 2005.
2. Мерлин В.С. Очерк теории интегрального исследования индивидуальности. М., 1986.
3. Волочков А.А. Пол и развитие целостной активности субъекта бытия // Пол и гендер в интегральном исследовании интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2008.
4. Белоус В.В. Введение в психологию полиморфной индивидуальности. М. ; Пятигорск, 2009.
5. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития человека. Т. I. Период поздней юности. М., 2010.
6. Энгельгардт В.А. Интегратизм - путь от простого к сложному в познании явлений жизни // Вопросы философии. 1970. № 11.
7. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития человека. Т. II. Период подросткового и раннего юношеского возраста. М., 2011.
8. Мищенко Л.В. Интегративная психология пологендерного развития человека. Т. III. Период дошкольного и младшего школьного возраста. М., 2013.
9. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
10. Выготский Л.С. Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребенка. М., 1983.
11. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. Пг., 1922.
12. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969.
13. Guilford J.P. The Nature of Human Intelligence. N.Y., 1967.
14. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.
15. Белоус В.В. Указ. соч.
16. Щебетенко А.И. Межуровневые структуры интегральной индивидуальности. М., 2007.