Научная статья на тему 'Особенности предоставления бюджетных кредитов в Российской Федерации'

Особенности предоставления бюджетных кредитов в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
бюджетный кредит / государственный кредит / специальный казначейский кредит / бюджетная система / государственный долг / дефицит / бюджет / budget loan / state loan / special treasury loan / budget system / public debt / deficit / budget

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Александр Сергеевич Ложечко

В статье проанализированы нормативно-правовое регулирование и практика предоставления бюджетных кредитов в России. Рассмотрены вопросы предоставления государственных кредитов иностранным государствам, иностранным юридическим лицам. Проанализированы новые формы бюджетных кредитов, предоставляемых бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, а также практика предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Александр Сергеевич Ложечко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of providing budget loans in the Russian Federation

The article is devoted to the analysis of the legal regulation and practice of providing budget loans in Russia. The issues of providing government loans to foreign states and foreign legal entities are considered. New forms of budget loans provided to the budgets of the budget system of the Russian Federation, as well as the practice of providing budget loans to legal entities, were analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности предоставления бюджетных кредитов в Российской Федерации»

Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 120—125. Audit journal. 2023;(4):120—125.

ФИНАНСЫ

Научная статья УДК 336.1

https://doi.org/10.2441 2/1 727-8058-2023-4-1 20-1 25 NIION: 201 7-0074-4/23-1 70

EDN: https://elibrary.ru/DRBVIZ MOSURED: 77/27-021-2023-04-370

Особенности предоставления бюджетных кредитов в Российской Федерации

Александр Сергеевич Ложечко

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации,

Москва, Россия, ASLozhechko@fa.ru

Аннотация. В статье проанализированы нормативно-правовое регулирование и практика предоставления бюджетных кредитов в России. Рассмотрены вопросы предоставления государственных кредитов иностранным государствам, иностранным юридическим лицам. Проанализированы новые формы бюджетных кредитов, предоставляемых бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, а также практика предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам.

Ключевые слова: бюджетный кредит, государственный кредит, специальный казначейский кредит, бюджетная система, государственный долг, дефицит, бюджет

Для цитирования: Ложечко А.С. Особенности практики предоставления бюджетных кредитов в Российской Федерации // Аудиторские ведомости. 2023. № 4. С. 120-125. https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-120-125. EDN: https://elibrary.ru/DRBVIZ.

FINANCE

Original article

Features of providing budget loans in the Russian Federation

Aleksandr S. Lozhechko

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow,

Russia, ASLozhechko@fa.ru

Abstract. The article is devoted to the analysis of the legal regulation and practice of providing budget loans in Russia. The issues of providing government loans to foreign states and foreign legal entities are considered. New forms of budget loans provided to the budgets of the budget system of the Russian Federation, as well as the practice of providing budget loans to legal entities, were analyzed.

Keywords: budget loan, state loan, special treasury loan, budget system, public debt, deficit, budget

For citation: Lozhechko A.S. Features of the practice of providing budget loans in the Russian Federation // Auditorskiye vedomosti = Audit journal. 2023;(4):120—125. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/1727-8058-2023-4-120-125. EDN: https://elibrary.ru/DRBVIZ.

Данное исследование посвящено анализу законодательного регулирования финансовых отношений по получению и предоставлению публично-правовыми образованиями бюджетных кредитов, анализу ряда прикладных вопросов (цели предоставления

© Ложечко А. С., 2023

бюджетных кредитов, количественные и качественные характеристики финансовых операций, связанных с бюджетными кредитами) и анализу их роли в межбюджетных отношениях в рамках государственного финансового регулирования экономики и иных распределительных процессах.

Теоретические основы исследования изложены в предыдущей статье автора, посвя-

щенной в том числе содержанию понятий «государственный долг», «государственные кредиты», «бюджетные кредиты» [1].

Теоретические и практические вопросы бюджетного кредитования рассмотрены в работах Р.Е. Артюхина [2], Н.А. Луняковой [3], Л.Д. Сангиновой [4], А.В. Фрыгина, Д.Р. Воробьева и М.Н. Прокофьева [5], Т.М. Ковалевой [6], Е.М. Покачаловой и И.В. Швецовой [7], А.А. Бисултановой [8]. Данная статья основывается на исследовании роли бюджетных кредитов при формировании надлежащей бюджетной политики, рассмотренной в работе С.П. Солянниковой [9], роли межбюджетных отношений, составной частью которых являются бюджетные кредиты, в регулировании экономического развития регионов, рассмотренной в работах М.Л. Васюниной [10; 11], проблем управления государственным долгом России, проанализированных в работе М.Е. Косова [2], в том числе с точки зрения координации процессов управления ликвидностью и управления государственным долгом, рассмотренной в работе Н.С. Шмиголь [13], на анализе нормативно-правового регулирования управления государственным долгом в целом, проведенном в работе О.С. Горловой [14], и анализе отдельных аспектов предоставления бюджетных кредитов [15] в других работах.

Определение бюджетного кредита ст. 6 БК РФ однозначно ограничивает круг возможных получателей бюджетных кредитов: иностранные государства, иностранные юридические лица, бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, юридические лица. Каждый из трех приведенных видов бюджетных кредитов (по получателю) имеет свои особенности.

Так, предоставление бюджетных кредитов иностранным государствам, иностранным юридическим лицам регулируется гл. 15 БК РФ «Внешние долговые требования Российской Федерации».

Понятие внешних долговых требований введено указанной выше главой БК РФ и само по себе не порождает какое-либо двоякое толкование, так как законодатель указывает на две особенности их предоставления: ограничивает возможных должников (иностранное государство, иностранное юридическое лицо) и указывает на источники возникновения данных долговых обязательств. Но только один из представленных в указанной главе источников (предоставление бывшим СССР

или Российской Федерацией государственных кредитов) служит основанием для возникновения финансовых отношений именно по предоставлению бюджетного кредита. Прочие источники внешних долговых требований Российской Федерации могут не соответствовать одному или нескольким принципам кредитования — возвратности, платности, срочности (и дополнительно — обеспеченности).

Бюджетное законодательство содержит указание на два вида таких бюджетных кредитов — государственный финансовый и государственный экспортный кредиты с наделением государственных кредитов, направленных на содействие развитию иностранного государства, особым соответствующим статусом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 г. № 1456-50.

Информация по предоставлению государственных кредитов утверждается в составе секретных приложений к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период, большая часть межгосударственных соглашений также не публикуется, что связано в первую очередь с той политической ролью, которую государственные кредиты играют в финансовых отношениях, наравне с фискальной, регулирующей и контрольной ролями, через которые реализуется ключевая перераспределительная функция государственных кредитов.

Бюджетные кредиты также могут быть предоставлены бюджетам публично-правовых образований Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов. Предоставление бюджетных кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации влечет за собой необходимость оценки их влияния на устойчивость и сбалансированность соответствующих бюджетов, теории и методологии которой посвящены отдельные исследования [17; 18].

Ключевой формой предоставления бюджетных кредитов бюджетам публично-правовых образований является бюджетный кредит на пополнение остатков средств на счетах бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета). В соответствии со ст. 93.6 БК РФ такой кредит предоставляется Российской Федерацией публично-правовому образованию за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета в порядке, предусмотренном постановлением Правительства РФ от 20 августа 2013 г. № 721. Плата

по данному виду бюджетных кредитов устанавливается ежегодно федеральным законом о федеральном бюджете (в 2023 г. — 0,1% годовых).

Еще одним видом бюджетных кредитов, предоставляемым субъектам Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, являются бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, правила предоставления, использования и возврата которых утверждены постановлением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1190.

Данный вид бюджетного кредита предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации на цели финансового обеспечения реализации инфраструктурных проектов, отобранных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14 июля 2021 г. № 1189, под 3% годовых на срок не менее 15 лет. Предельный объем финансовых ресурсов, которые могут быть направлены из федерального бюджета на предоставление таких кредитов, устанавливается федеральным законом о федеральном бюджете (в 2023 г. — 250 млрд руб.).

Новацией 2023 г. стало предоставление так называемых специальных казначейских кредитов — бюджетных кредитов субъектам Российской Федерации за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 2023 г. № 37-ФЗ. Специальные казначейские кредиты являются логичным продолжением инфраструктурных бюджетных кредитов, имеют аналогичные цели предоставления и стоимость — 3% годовых. Существенным отличием является срок предоставления специальных казначейских кредитов — до 15 лет.

Правила предоставления специальных казначейских кредитов утверждены постановлением Правительства РФ от 31 марта 2023 г. № 525. Специальный казначейский кредит предоставляется бюджету субъекта Российской Федерации на цели финансового обеспечения реализации мероприятий, одобренных президиумом (штабом) Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации, реализуемых по направлениям, перечисленным в указанном постановлении.

9 августа 2023 г. Президиум (штаб) Правительственной комиссии по региональному развитию в России одобрил заявки 32 регио-

нов на специальные казначейские кредиты для реализации 61 инфраструктурного проекта, включающие строительство или ремонт 136 объектов на общую сумму 75 млрд руб. При этом заявки поступили от 55 регионов страны на 191 проект на общую сумму 155,5 млрд руб. [19].

В соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2023 г. № 56-ФЗ в 2023 г. Федеральное казначейство имеет право в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета предоставлять бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в общем объеме до 180 млрд руб. в целях опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, принимаемых в целях реализации мероприятий, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов государственных программ Российской Федерации, федеральных проектов, национальных проектов (программ). Правила предоставления указанных бюджетных кредитов установлены постановлением Правительства РФ от 29 марта 2023 г. № 501.

Кроме того, в российский практике бюджетные кредиты субъектам Российской Федерации могут предоставляться для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, на покрытие временного кассового разрыва, возникающего при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации и на осуществление мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и техногенных аварий, произошедших на территории субъекта Российской Федерации.

В соответствии с абз. 8 п. 1 ст. 93.2 БК РФ бюджетные кредиты бюджетам бюджетной системы Российской Федерации за счет средств федерального бюджета могут предоставляться государственным внебюджетным фондам. Порядок предоставления таких бюджетных кредитов установлен ст. 93.6 БК РФ и постановлением Правительства РФ от 31 августа 2019 г. № 1140.

В соответствии с указанным постановлением кредит государственному внебюджетному фонду предоставляется за счет остатка средств на едином счете федерального бюджета с взиманием платы за пользование кредитом по ставке 0% на срок, не превышающий

180 календарных дней, без предоставления государственным внебюджетным фондом обеспечения исполнения своего обязательства по его возврату.

Третьей категорией получателей бюджетных кредитов в российской практике выступают юридические лица. Бюджетное законодательство накладывает жесткие ограничения на перечень источников таких бюджетных кредитов:

• за счет средств целевых иностранных кредитов в соответствии со ст. 93.5 БК РФ;

• за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, на территориях которых расположены районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченным сроком завоза грузов, для целей закупки и доставки топлива, муки и других товаров в соответствующие субъекты Российской Федерации в соответствии с положениями постановлений Правительства РФ от 23 мая 2000 г. № 402 и от 18 января 2017 г. № 24.

Условия использования средств таких бюджетных кредитов и их возврат в силу специфичности данных финансовых отношений устанавливаются соответствующими договорами. При этом публично-правовые образования фиксируют в бюджетном законодательстве порядок предоставления таких бюджетных кредитов.

Важной новацией последних лет является возможность предоставления «горизонтальных» бюджетных кредитов между субъектами Российской Федерации и между муниципальными образованиями одного региона. Данный инструмент стал логичным продолжением «горизонтальных» субсидий, появившихся еще в 2019 г.

Список источников

1. Ложечко А. С. Государственные кредиты Российской Федерации: проблемы теории и практики // Финансы и кредит. 2018. Т. 24, № 3 (771). С. 522-536.

2. Артюхин Р.Е. Единая цифровая платформа, бюджетный рубль и новые казначейские кредиты // Журнал Бюджет. 2023. № 8 (248). С. 10-14.

3. Лунякова Н.А. Бюджетный кредит: виды и особенности // Финансовая жизнь. 2022. № 4. С. 79-84.

4. Сангинова Л.Д. Государственные и муниципальные заимствования: вопросы теории и практики // Экономика и предпринимательство. 2019. № 3 (104). С. 210-218.

5. Фрыгин А.В., Воробьев Д.Р., Прокофьев М.Н. Кредитование публично-правовых образований как инструмент долговой политики государства // Банковское дело. 2022. № 7. С. 28-32.

6. Ковалева Т.М, Голов А.А. Инфраструктурный бюджетный кредит в бюджетной политике 2023-2025 годов // Экономика и предпринимательство. 2023. № 1 (150). С. 62-65.

7. Покачалова Е.В, Швецова И.В. Бюджетный кредит как институт бюджетного права // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2021. № 5 (142). С. 234-242.

8. Бисултанова А.А. Теоретические основы бюджетного кредита // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2020. № 12-2. С. 247-250.

9. Солянникова С.П. Надлежащая бюджетная политика для меняющейся экономики // Мир новой экономики. 2021. Т. 15, № 2. С. 6-15.

10. Васюнина М.Л., Гриневич М.В. Управление межбюджетными отношениями в Российской Федерации // Муниципальная академия. 2019. № 1. С. 80-85.

11. Васюнина М.Л. Межбюджетные отношения и стимулирование экономического развития субъектов Российской Федерации // Управленческие науки в современном мире. 2016. Т. 2, № 2. С. 424-429.

12. Косов М.Е. Проблемы управления государственным долгом России // Аудиторские ведомости. 2021. № 1. С. 8-11.

13. Шмиголь Н.С. Зарубежный опыт координации процессов управления ликвидностью и государственным долгом и возможности его использования в России // Самоуправление. 2022. № 1 (129). С. 97-100.

14. Горлова О.С. Управление государственными финансовыми активами и государственными долговыми обязательствами в Российской Федерации: анализ нормативно-правового регулирования // Право и экономика. 2020. № 4 (386). С. 67-74.

15. Полякова С.А. О бюджетном кредите: некоторые аспекты // Фундаментальная и прикладная наука: состояние и тенденции развития: сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 24 января 2023 г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2023. С. 178-182.

16. Лунякова Н.А. Бюджетный кредит: виды и особенности // Финансовая жизнь. 2022. № 4. С. 79-84.

17. Балынин И.В. Комплексный анализ долговой политики в рамках рейтинговой оценки субъектов Российской Федерации по уровню риска несбалансированности региональных бюджетов // Экономика и предпринимательство. 2014. № 5-1(46). С. 217-222.

18. Куцури Г.Н, Санакоев А.Ю. Инструментарий оценки долговой устойчивости: зарубежный опыт // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2018. № 3. С. 172-176.

19. Марат Хуснуллин: Одобрены новые заявки регионов на специальные казначейские кредиты // URL: http://government.ru/news/ 49245/# (дата обращения: 12.10.2023).

20. Проверка целевого и эффективного использования кредитов федерального бюджета, предоставленных субъектам Российской Федерации в 2017—2021 годах // URL: https: //ach.gov.ru/structure/department/9195 (дата обращения: 12.10.2023).

21. Анализ портфеля займов (кредитов) Международного банка реконструкции и развития, используемых на реализацию проектов в 2017—2021 годах // URL: https://ach.gov. ru/checks/zaymy-mbrr (дата обращения: 12.10.2023).

References

1. Lozhechko A.S. State loans of the Russian Federation: problems of theory and practice // Finance and credit. 2018. Vol. 24, No. 3 (771). pp. 522-536.

2. Artyukhin R.E. Unified digital platform, budget ruble and new treasury loans // Journal Budget. 2023. No. 8 (248). pp. 10-14.

3. Lunyakova N.A. Budget credit: types and features // Financial life. 2022. No. 4. pp. 79-84.

4. Sanginova L.D. State and municipal borrowings: issues of theory and practice // Economics and entrepreneurship. 2019. No. 3 (104). pp. 210-218.

5. Frygin A.V, Vorobyov D.R., Prokofiev M.N. Crediting of public legal entities as a tool of the state's debt policy // Banking. 2022. No. 7. pp. 28-32.

6. Kovaleva T.M., Golov A.A. Infrastructural budget credit in the budget policy of 2023— 2025 // Economics and entrepreneurship. 2023. No. 1 (150). pp. 62—65.

7. Pokachalova E.V, Shvetsova I.V. Budget credit as an institute of budget law // Bulletin of the Saratov State Law Academy. 2021. No. 5 (142). pp. 234—242.

8. Bisultanova A.A. Theoretical foundations of budget credit // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2020. No. 12-2. pp. 247—250.

9. Solyannikova S.P. Proper budget policy for a changing economy // The world of the new economy. 2021. Vol. 15, No. 2. pp. 6—15.

10. Vasyunina M.L., Grinevich M.V. Management of inter-budgetary relations in the Russian Federation // Municipal Academy. 2019. No. 1. pp. 80—85.

11. Vasyunina M.L. Inter-budgetary relations and stimulation of economic development of the subjects of the Russian Federation // Managerial sciences in the modern world. 2016. Vol. 2, No. 2. pp. 424—429.

12. Kosov M.E. Problems of public debt management in Russia // Audit statements. 2021. No. 1. pp. 8—11.

13. Shmigol N.S. Foreign experience in coordinating the processes of managing liquidity and public debt and the possibility of its use in Russia // Self-government. 2022. No. 1 (129). pp. 97—100.

14. Gorlova O.S. Management of state financial assets and state debt obligations in the Russian Federation: analysis of regulatory regulate-on // Law and economics. 2020. No. 4 (386). pp. 67—74.

15. Polyakova S.A. About the budget loan: some aspects // Fundamental and applied science: state and development trends: collection of articles of the XXVII International Scientific and Practical Conference, Petrozavodsk, January 24, 2023 Petrozavodsk: International Center for Scientific Partnership "New Science", 2023. pp. 178—182.

16. Lunyakova N.A. Budget credit: types and features // Financial life. 2022. No. 4. pp. 79—84.

17. Balynin I.V. Comprehensive analysis of debt policy in the framework of the rating assessment of the subjects of the Russian Federation on

the level of risk of imbalance of regional budgets // Economics and entrepreneurship. 2014. No. 5-1(46). pp. 217-222.

18. Kutsuri G.N., SanakoevA.Yu. Tools for assessing debt sustainability: foreign experience // RISK: Resources, Information, Supply, Competition. 2018. No. 3. pp. 172-176.

19. Marat Khusnullin: New applications of regions for special treasury loans have been approved // URL: http://government.ru/news/49 245 /# (date of request: 12.10.2023).

20. Verification of the targeted and effective use of federal budget loans granted to the subjects of the Russian Federation in 2017-2021 // URL: https://ach.gov.ru/structure/department/9195(da-te of application: 12.10.2023).

21. Analysis of the loan portfolio (loans) International Bank for Reconstruction and Development, used for the implementation of projects in 2017— 2021 // URL: https://ach.gov.ru/checks/ zaymy-mbrr (date of application: 12.10.2023).

Информация об авторе

А.С. Ложечко — доцент Департамента общественных финансов Финансового факультета Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат экономических наук.

Information about the author A.S. Lozhechko — Associate Professor of the Department of Public Finance, Faculty of Finance, Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of Economic Sciences.

Статья поступила в редакцию 08.11.2023; одобрена после рецензирования 22.11.2023; принята к публикации 08.12.2023.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The article was submitted 08.11.2023; approved after reviewing 22.11.2023; accepted for publication 08.12.2023.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Основы инвестиционного анализа: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям экономики и управления / под науч. ред. В.С. Осипова, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. Т.Н. Агаповой, Е.Л. Логинова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2023. 455 с.

ISBN 978-5-238-03697-7

Цель пособия — изучение основ инвестирования, инвестиционного анализа, условий риска и неопределенности, мирового опыта и российской специфики инвестиционного анализа.

Рассматриваются теоретические основы международного инвестиционного анализа, роль финансовых и реальных инвестиций, оценка эффективности инвестиционного анализа по мировым стандартам. Обозначены пути определения направлений инвестиционной деятельности фирмы и формирование стратегических направлений ее развития, оценка, анализ ситуации на финансовом рынке. Анализируются методы и приемы оценки инвестиционных проектов, применяемые в мировой практике, особенности составления бизнес-плана инвестиционного проекта по международным стандартам, процессы реализации и финансирования инвестиционных проектов.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям экономики и управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.