Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА РАССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА'

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА РАССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
132
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВООРУЖЕННЫЙ КОНФЛИКТ / ПОСТКОНФЛИКТНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / РАССЛЕДОВАНИЯ / ВОЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / КРИМИНАЛИСТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Антонов Андрей Николаевич

В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с выполнением государством правоохранительной функции расследования преступлений на территории вооружённого конфликта или в постконфликтных регионах в рамках общей криминалистической концепции расследования преступлений в этих условиях. В частности, автор приводит классификацию преступлений, совершаемый во время вооружённого конфликта или после него, исходя из степени обусловленности преступления военными обстоятельствами. Также автор рассматривает отдельные вопросы квалификации и важность её правильности для определения направления расследования, выбора криминалистических средств, приёмов и методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SUBJECT OF INVESTIGATION IN THE CONTEXT OF AN INTERNATIONAL ARMED CONFLICT

The article discusses different issues related to the implementation of the state law enforcement function of criminal investigation in the territory of an armed conflict or in post-conflict regions within the framework of the general concept of criminal investigation in such conditions. The author presents a classification of crimes committed during an armed conflict or after it, based on the degree of inter-connection of crime with military circumstances. The author also considers issues of legal qualification and the importance of its correctness for determining the direction the investigation should take, the choice of forensic tools, techniques and methods.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА РАССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_11_258 УДК 343.98

ОСОБЕННОСТИ ПРЕДМЕТА РАССЛЕДОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОГО ВООРУЖЁННОГО КОНФЛИКТА FEATURES OF THE SUBJECT OF INVESTIGATION IN THE CONDITIONS OF INTERNATIONAL ARMED CONFLICT

АНТОНОВ Андрей Николаевич,

кандидат юридических наук, старший научный сотрудник

Научно-исследовательского центра Ульяновского государственного университета. 432007, Россия, Ульяновская обл., г. Ульяновск, Университетская набережная, 1, корп. 4. E-mail: deuce_rus@yahoo.co.uk;

Antonov Andrey Nikolaevich,

Senior Research Fellow, at the Research Center of Ulyanovsk State University, Candidate of Legal Sciences.

432007, Russia, Ulyanovsk region, Ulyanovsk, Universitetskaya embankment, 1, building 4. E-mail: deuce_rus@yahoo.co.uk

Краткая аннотация: В статье рассматриваются отдельные вопросы, связанные с выполнением государством правоохранительной функции расследования преступлений на территории вооружённого конфликта или в постконфликтных регионах в рамках общей криминалистической концепции расследования преступлений в этих условиях. В частности, автор приводит классификацию преступлений, совершаемый во время вооружённого конфликта или после него, исходя из степени обусловленности преступления военными обстоятельствами. Также автор рассматривает отдельные вопросы квалификации и важность её правильности для определения направления расследования, выбора криминалистических средств, приёмов и методов.

Abstract: The article discusses different issues related to the implementation of the state law enforcement function of criminal investigation in the territory of an armed conflict or in post-conflict regions within the framework of the general concept of criminal investigation in such conditions. The author presents a classification of crimes committed during an armed conflict or after it, based on the degree of inter-connection of crime with military circumstances. The author also considers issues of legal qualification and the importance of its correctness for determining the direction the investigation should take, the choice of forensic tools, techniques and methods.

Ключевые слова: вооруженный конфликт, постконфликтная территория, расследования, военные преступления, криминалистика.

Keywords: armed conflict, post-conflict territory, criminal investigation, war crimes, criminalistics.

Для цитирования: Антонов А.Н. Особенности предмета расследования в условиях международного вооруженного конфликта // Право и государство: теория и практика. 2022. № 11(215). С. 258-261. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_258.

For citation: Antonov A.N. Features of the subject of investigation in the conditions of international armed conflict // Law and state: theory and practice. 2022. No. 11(215). pp. 258-261. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_11_258.

Статья поступила в редакцию: 10.10.2022

Несомненно, что в ситуации вооружённого конфликта правоохранительным органам необходимо продолжать выполнять свой долг по защите жизни, здоровья, неприкосновенности личности и имущества граждан. Ситуация вооружённого противостояния, затрагивая все стороны общественной жизни, воздействует и на саму преступность. Меняются как количественные, так и качественные показатели этого явления, в том числе количество и виды совершаемых преступлений, обстоятельства конкретного преступного деяния (элементы состава преступления) и элементы криминалистической характеристики1. отдельных видов и групп преступлений. В то же время, на конфликтных/постконфликтных территориях складывается полный или частичный «правовой вакуум», который, к сожалению, очень быстро заполняется криминальными структурами и самозваными нелегитимными властями. «Правление» последних приводит к всплеску криминальной активности.

Говоря о ситуации, сложившейся в Косово после полного вывода оттуда сербских властных структур и ввода туда международного гражданского и военного присутствия, Генеральный секретарь ООН в докладе Совету Безопасности ООН о Миссии ООН в по делам временной администрации в Косово (англ.: United Nations Interim Administration Mission in Kosovo, далее - МООНК) отмечал:

«Положение в Косово в целом, напряжённое ... ОАК [Освободительная армия Косово] быстро вернулась во все части Косово ... Проблема безопасности в Косово в основном является результатом отсутствия правоохранительных ... органов... Остро ощущается отсутствие законных полицейских сил - как международных, так и местных, и поэтому данный вопрос необходимо решать в первоочередном порядке»2.

Власти должны понимать, что скорейшее восстановление деятельности правоохранительных органов вообще, и в частности одной из важнейших сторон из деятельности - расследования преступлений, должно рассматриваться как одна из основных задач, требующих безотлагательного решения. Восстановление работы правоохранительных органов не только поможет в налаживании мирной жизни, но и окажет вклад в общую стабилизацию обстановки в целях недопущения «скатывания» ситуации обратно к конфликту.

Правозащитная консультативная коллегия при Миссии ООН в Косово (англ.: Human Rights Advisory Panel, HRAP; далее - ПКК), не раз

отмечала:

«... отсутствие немедленной и скоординированной реакции от полиции МООНК, возможно, давало преступникам основания считать,

1 Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997, с. 105.

2 Доклад Генерального секретаря ООН № S/1999/779 от 12 июля 1999 г.

что власти либо были не в состоянии, либо не желали заниматься расследованием подобных преступлений. Такое отношение властей к тяжким преступлениям в любом обществе, а особенно в постконфликтных условиях, неизбежно создаёт культуру безнаказанности среди преступников и может привести только к ухудшению ситуации. Проблемы, с которыми сталкивалась [МООНК] в начале своей деятельности ... не оправдывают такое бездействие»1.

Круг преступлений, в зоне вооруженного конфликта, достаточно широк. Естественно, что, как и в обычных условиях, расследованию подлежат все совершенные преступления, в том числе и не имеющие прямой причинно-следственной связи с вооружённым конфликтом. Мы разделили преступления, совершаемые на территории вооружённого конфликта, на несколько групп:

1) на совершение которых наличие или отсутствие вооруженного конфликта не влияет или влияет минимально;

2) преступления, непосредственно связанные с вооружённым конфликтом или постконфликтной ситуацией;

3) совершение которых возможно исключительно в «военное» время.

К преступлениям первой группы мы относим преступления, мотивы совершения которых, как, впрочем, и иные обстоятельства их совершения, не связаны с военной обстановкой. К ним можно отнести кражи, мошенничества, экономические преступления, преступления на бытовой почве, преступления против личности и т.д. Продолжают совершатся преступления на бытовой почве, из мести, корысти, из хулиганских побуждений.

Такого рода «обычные» преступления совершаются как в мирное, так и в военное время. Конечно, изменится количество некоторых из них. Например совершаемых в нетрезвом виде преступлений должно стать меньше, поскольку, скорее всего, появятся ограничения на продажу спиртного, ограничено время работы ресторанов и увеселительных заведений. В случае введения комендантского часа изменятся и другие элементы криминалистической характеристики, такие как время, способы, орудия и средства совершения и сокрытия преступлений, объекты посягательств.

Производство по делам о менее значимых преступлениях на практике зачастую фактически приостанавливается, т.к. у полиции может хватать времени только на расследование тяжких преступлений, в том числе и по причине мобилизации работников правоохранительных органов на воинскую службу. Косвенно данное утверждение подтверждается тем, что практически отсутствует статистика общеуголовных преступлений на территориях вооружённых конфликтов, либо такая статистика отрывочна и, как правило, не очень информативна2. Говорить о том, что преступления не совершаются, вряд ли возможно. Более вероятно, что регистрация заявлений о преступлениях в нормальном режиме просто не ведётся.

Отделить преступления второй группы от остальных преступлений возможно на том основании, что ситуация вооруженного конфликта явилась условием, а порой и прямой причиной их совершения. К таким преступлениям необходимо отнести, прежде всего, преступления против жизни и здоровья, половой неприкосновенности, а также против собственности, совершенные на почве межнациональной вражды, обострившейся на фоне вооруженного конфликта. К этой группе также можно отнести преступления против государства, такие как призывы к насильственному свержению правительства или смене государственного устройства, диверсии, акты терроризма, убийства и похищения представителей власти.

Известно, что далеко не всегда гражданское население гибнет от рук военных. Во множестве случаев малейшее разногласие или непонимание, которые в мирное время прошли бы незамеченными, становятся поводом для того, чтобы представители гражданской части одной из враждующих сторон начали выражать своё недовольство противоположной стороной насильственными методами. До предела натянутые межнациональные отношения очень легко перерастают в открытое противостояние, когда город или село разделяется на части. Попадание на «чужую» территорию зачастую грозит смертью «неудачнику». На территориях, где недавно завершились вооружённые конфликты получают распространение «показательные» убийства, похищения и наказания представителей противной национальной группы или лиц, сотрудничающих с властями.

Практикам, работавшим на постконфликтных территориях, хорошо известно, что дни, а порой недели и месяцы, после формального прекращения вооруженного противостояния, зачастую наполнены сообщениями о убийствах и других преступлениях, совершаемых как правило представителями «победившей» стороны. Объясняются они послевоенной горячкой и ненавистью, особенно на фоне гибели членов семьи, случайным стечением обстоятельств. С другой стороны, это может быть частью единого плана зачисток территории, жертвами которых зачастую становятся престарелые люди, которые в конфликте участия не принимали и ошибочно считали, что их не тронут. Так, после одной из таких «зачисток» в селе Дойнице в регионе Призрень, Косово, проведённой 27 и 28 июня 1999 года подразделениями ОАК, из села бесследно исчезло около 20 престарелых жителей. До настоящего времени были обнаружены и идентифицированы посмертные останки только одного из жертв3.

К сожалению, даже наиболее тяжкие и спланированные преступления такого рода, уже не могут быть квалифицированы как собственно военные преступления или преступления в нарушение Международного гуманитарного права. Даже когда в процессе расследования становится совершенно ясно, что преступление было представителями какой-либо вооружённой группы, а жертвами являются гражданские лица, не

1 ПКК, Мухаррем Ибрай, № 14/09 и др., заключение от 6 августа 2014 года // См. на официальном сайте ПКК [электронный ресурс] - Режим доступа -https://media.unmikonline.org/hrap/Eng/Pages/Cases.aspx.html (дата обращения 19.09.2022).

2 Преступность и правонарушения (1995 - 1999). Статистический сборник. Москва, 2000 г.; Killings and Refugee Flow in Kosovo. March - June 1999. A report to the ICTY, 3 January 2002 // Официальный сайт Human Rights Data Analysis Group [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://hrdag.org/wp-content/uploads/2013/06/kosovo-killings-refugeeflow-ICTY2002.pdf (дата обращения 23.09.2022).

3 ПКК, Мирич и др., № 68/09 и др., Решение по жалобе, 10 сентября 2015 года, §§ 44-52 // https://media.unmikonline.org/hrap/Eng/Pages/Cases.aspx.html (дата обращения 19.09.2022).

принимавшие участия в конфликте, оно должно быть квалифицированно как общеуголовное.

Как мы уже упоминали выше, после ухода югославских войск и полиции Косово превратилось в территорию безвластия, где расправы над неалбанским населением происходили практически ежедневно1. Началась «новая волна этнического насилия в виде незаконных выселений, насильственных захватов собственности, поджогов домов и физического насилия ... по всему Косово»2. В соответствии с данными Полиции МО-ОНК (англ.: UNMIK Police), с июня 1999 года по декабрь 2000 года было зарегистрировано 351 похищение людей, 675 убийств и 115 изнасилований3. В то же время, развёртывание международной полиции в Косово (4400 полицейских из 53 различных стран) не было полностью завершено даже к концу декабря 20004.

Широкую известность получило массовое убийство сербов в июне 1999 года недалеко от села Старо Грацко в центральной части Косово5. Тогда в этом селе с населением около 300 человек проживало только две албанские семьи. Соседние сёла к тому времени уже были или смешанными, или исключительно албанскими. В процессе расследования выяснилось, что незадолго до трагедии жители просили британских военных обеспечить им защиту во время полевых работ6. Власти Югославии тогда возложили ответственность за смерть своих соотечественников на международные миротворческие силы и даже пригрозили вернуть югославские войска Косово7. Виновные в этом и множестве других убийств сербов в Косово не были привлечены к ответственности.

В 2001 году в Косово уже было совершено 136 убийств, 153 похищения людей, 274 случай нанесения тяжких телесных повреждений, 124 изнасилования (попытки), 483 кражи и 209 поджогов жилых домов. По данным из того же источника, в 2002 году: убийств - 65, похищений людей - 75, тяжких телесных повреждений - 454, изнасилований (попыток) - 105, краж 498, поджогов 2598.

Из преступлений против собственности самое большое распространение получают кражи из оставленных жилищ (домов, квартир) с последующим их поджогом. Данный вид преступления порой становится основным занятием отдельных категорий граждан и порождает большие рынки краденных автомобилей, сельхозтехники, скота, бытовой техники и различной домашней утвари. Особенно это процветает в районах, оставленных гражданским населением определённой этнической группы. Во многих случаях под видом возвращающиеся беженцев чужое недвижимое имущество занимается представителями вооружённых формирований. К сожалению, очень часты случаи, когда представители «проигравшей стороны», не покинувшие территорию, уведомляются «победителями» о необходимости освободить жилые помещение. При отказе подчиниться в лучшем случае их насильно выселяют, а в худшем - их уводят на допрос по обвинению в неподчинении «властям» и зачастую больше их никто никогда не видит.

Права на такую незаконно захваченную собственность на более поздних этапах «подкрепляются» фальсифицированными документами. Таким образом складываются подходящие обстоятельства для процветания очень доходного бизнеса, связанного с незаконной продажей недвижимого имущества беженцев и погибших, также посредством поддельных документов и обычно в соучастии с адвокатами и судебными служащими. Расследование такого рода преступлений сопряжено с большим количеством трудностей, но оставление ситуации без разрешения не даёт беженцам ни возможности вернуться, ни возможности продать своё жильё и как-то устроить свою жизнь на новом месте.

Помимо этого, широкое распространение получают контрабанда топлива и других товаров первой необходимости в небольших размерах. Начинаясь зачастую как способ заработать, выжить в послевоенное время, во многих случаях такие преступления становятся стилем жизни. Также могут иметь место другие злоупотребления гуманитарной помощью, в частности - поставки различных коммерческих товаров для ведения бизнеса, а также оружия. Естественно, что для успешного совершения преступлений такого рода необходимо наличие соучастников из числа должностных лиц, имеющих отношение к оформлению и выпуску ложной «гуманитарной помощи» на территорию государства.

Так как на постконфликтных территориях обычно достаточно плотно размещаются различные военные подразделения, необходимо иметь в виду, что военнослужащие также могут становится соучастниками различных правонарушений, зачастую с целью незаконного обогащения. Обусловлено это в первую очередь тем, что при недостатке практически всех видов товаров, снабжение армии стабильно поддерживается на высоком уровне.

Преступления третьего вида - собственно военные преступления и преступления против мира и человечности. В международном праве давно существуют общепризнанные правила ведения войны. Однако эти правила во многом ограничивают свободу действий проти вобор-ствующих сторон, выбор средств и объектов ведения боевых действий. Желание обойти ограничения, незнание об их существовании, или их применяемости в конкретной ситуации порождают объективные предпосылки для нарушения правил ведения войты, а тем самым для совершения военных преступлений.

Р.А. Адельханян определяет военные преступления как деяния, которые состоят в нарушении установленных основополагающими принципами международного права и международным гуманитарным правом правил ведения вооружённых конфликтов международного или не-

1 Europe Massacre victims laid to rest // BBC News, 28 июля 1999 [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://news.bbc.co.Uk/2/hi/europe/405692.stm (дата обращения 3.09.2022).

2 Отчет о работе Международной полиции Миссии ООН в Косово за 2000 год. Департамент прессы и общественной информации Полиции МООНК, 2000 г.

3 Там же, С. 35, 38.

4 Там же, С. 11, 31

5 Массовое убийство в Старо-Грацке // Wikipedia [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://ru.wikipedia.org/wiki/Массовое_убийство_в_Старо-Грацке (дата обращения 24.09.2022).

6 Europe Massacre victims laid to rest // BBC News, 28 июля 1999 [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://news.bbc.co.Uk/2/hi/europe/405692.stm (дата обращения 3.09.2022).

7 West blamed for Serb deaths // BBC News, 24 июля 1999 [электронный ресурс] - Режим доступа. - http://news.bbc.co.Uk/2/hi/europe/402948.stm (дата обращения 3.09.2022).

8 Доклад Генерального Секретаря ООН № S/2003/113 от 29 января 2003 // Официальный сайт ООН [электронный ресурс] - Режим доступа. -http://www.securitycouncilreport.org/un-documents/document/kos%20S2003%20113.php (дата обращения 30.08.2022).

международного характера и преступность которых определена в акте международного уголовного права1.

Римский статут Международного уголовного суда (англ.: International Criminal Court) вводит в его юрисдикцию следующие виды преступления (ст. 5 Статута): а) геноцид, b) преступления против человечности, с) военные преступления и d) преступление агрессии. Состав геноцида (статья 6) охватывает пять деяний, преступления против человечности (статья 7) - одиннадцать.

Военные преступления (статья 8) разделены на 4 блока: серьёзные нарушения Женевских конвенций от 12 августа 1949 года (8 составов); другие серьёзные нарушения законов и обычаев, применимых в между- народных вооружённых конфликтах в установленных рамках международного права (26 составов); серьёзные нарушения статьи 3, совершенные в отношении лиц, не принимающих активного участия в военных действиях (4 состава); а также другие серьёзные нарушения законов и обычаев, применимых в вооружённых конфликтах немеждународного характера в установленных рамках международного права (12 составов)2.

Устав МТБЮ (ст.1) определяет его юрисдикцию как «судебное преследование лиц, ответственных за серьёзные нарушения МГП, совершенные на территории бывшей Югославии с 1991 года»3. Классификация преступных деяний представлена с их разделением на четыре блока: серьёзные нарушения Женевских конвенций 1949 года (ст. 2, 8 составов); нарушение законов или обычаев войны (ст. 3, 5 составов); геноцид (ст. 4, 5 составов); и преступления против человечности (ст. 5, 8 составов - список «открыт», есть возможность квалификации и деяний, не приведённых в списке).

Отметим, что многие международно-правовые категории и процессы зависят от политической конъюнктуры и желания «заказчика» (договаривающихся сторон, членов международных организаций и т.д.). Нынешние действия «наших западных партнёров» против России являются этому подтверждением. Так, известный современный политолог Н. Хомски, рассуждая о правосудии и международном праве, сказал: «Руководящий принцип (международного правосудия) элементарен. Нормы устанавливаются сильными мира сего, в их собственных интересах и под бурные аплодисменты интеллектуалов. ... Я искал исключения [из этих правил] в течение многих лет ... [их] не так много ... Зачастую, на практике "преступление" определяется как: "Преступление, которое вы совершили, а мы - нет"»4.

Правильная квалификация преступных деяний, подлежащих расследованию на территориях вооружённого противоборства и постконфликтных регионах, достаточно сложна и неоднозначна. В то же время, от квалификации зависят обстоятельства, подлежащие доказыванию, выбор криминалистических средств, приемов и методов. Поэтому, рассматривать предмет расследования и его особенности без детального рассмотрения особенностей квалификации нам представляется противоречащим потребностям практики.

Библиогра фия:

1. Белкин Р.С. Криминалистическая энциклопедия. М., 1997.

2. Доклад Генерального секретаря ООН № S/1999/779 от 12 июля 1999 г.

3. ПКК, Мухаррем Ибрай, № 14/09 и др., заключение от 6 августа 2014 года

4. Преступность и правонарушения (1995 - 1999). Статистический сборник. Москва, 2000 г.

5. Killings and Refugee Flow in Kosovo. March - June 1999. A report to the ICTY, 3 January 2002

6. Отчет о работе Международной полиции Миссии ООН в Косово за 2000 год. Департамент прессы и общественной информации Полиции МО-

ОНК, 2000 г.

7. Доклад Генерального Секретаря ООН № S/2003/113 от 29 января.

8. ПКК, Мирич и др., № 68/09 и др., Решение по жалобе, 10 сентября 2015 года.

9. Адельханян Р. А. Военные преступления как преступления против мира и безопасности человечества: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. юрид. наук. М., 2003.

10. Chomsky N. Simple Truths, Hard Problems: Some thoughts on terror, justice, and self-defence. Talk at Royal Institute of Philosophy, London, May 19, 2004. Philosophy, The Royal Institute of Philosophy 2005.

References:

1. Belkin R.S. Criminalistic Encyclopedia. M., 1997.

2. Report of the UN Secretary-General No. S/1999/779 of July 12, 1999.

3. PKK, Muharrem Ibrai, No. 14/09, etc., conclusion of August 6, 2014

4. Crime and offenses (1995 - 1999). Statistical collection. Moscow, 2000

5. Killings and Refugee Flow in Kosovo. March - June 1999. A report to the ICTY, 3 January 2002

6. Report on the work of the International Police of the UN Mission in Kosovo for 2000. UNMIK Police Press and Publ ic Information Department, 2000

7. Report of the UN Secretary-General No. S/2003/113 dated January 29.

8. PKK, Mirich et al., No. 68/09 et al., Decision on the complaint, September 10, 2015.

9. Adelkhanyan R. A. War crimes as crimes against the peace and security of mankind: Abstract. diss. for the degree of the uch. art. doct. jurid. M., 2003.

10. Chomsky N. Simple Truths, Hard Problems: Some thoughts on terror, justice, and self-defense. Talk at Royal Institute of Philosophy, London, May 19, 2004. Philosophy, The Royal Institute of Philosophy 2005.

1 Адельханян Р. А. Военные преступления как преступления против мира и безопасности человечества: Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. докт. юрид. наук. М., 2003, С. 10.

2 Римский статут (официальный русский текст) // Сайт ООН [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://www.icc-cpi.int/sites/default/files/Publications/Rome-Statute.pdf -(дата обращения 21.09.2022).

Устав МТБЮ (официальный русский текст) // Сайт ООН [электронный ресурс] - Режим доступа. - https://www.icty.org/en/documents/statute-tribunal - (дата обращения 21.09.2022).

4 Chomsky N. Simple Truths, Hard Problems: Some thoughts on terror, justice, and self-defence. Talk at Royal Institute of Philosophy, London, May 19, 2004. Philosophy, The Royal Institute of Philosophy 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.