Научная статья на тему 'Особенности правовой системы в области развития Арктического региона'

Особенности правовой системы в области развития Арктического региона Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
22
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Арктический регион / государственно-частное партнерство / инновационные технологии / окружающая среда / регулирование нефтегазодобычи / сотрудничество / транспортировка / устойчивое развитие отрасли / Arctic region / public-private partnership / innovative technologies / environment / regulation of oil and gas production / cooperation / transportation / sustainable development of the industry

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дарья Борисовна Юсуфова

Введение. Арктика как самая богатая энергоресурсами территория является объектом пристального внимания мирового сообщества. Проводимая Россией в последние десятилетия нефтегазовая разведка превратила арктический регион в один из самых привлекательных в мире в экономическом плане. Однако между крупными мировыми игроками на рынке постоянно возникают споры о принадлежности новых энергетических источников. Интенсивная нефтегазовая разведка месторождений в последнее время оказывает значительное негативное воздействие на атмосферу, местное население, морскую флору и фауну Арктического региона, что, по мнению автора, требует дальнейших международных законодательных решений по защите окружающей среды и природных ресурсов Арктики. Результаты исследования. Правовая система Арктики – пример международного правового режима, взаимосвязи разных международных договоров в области арктического права. Однако представляется, что некоторые законодательные акты нуждаются в обновлении, в добавлении разъяснений, адаптации к проблемам, возникающим в Арктике в связи с развивающимися отношениями с мировым сообществом. Предложения. Автором внесены конкретные предложения для организации единой Арктической правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the development legal system Arctic region

Introduction. The Arctic, as the richest territory in energy resources, is the object of close attention of the world community. The oil and gas exploration carried out by Russia in recent decades has turned the Arctic region into one of the most attractive in the world in economic terms. However, there are constant disputes between major world players in the market about the ownership of new energy sources. Intensive oil and gas exploration of deposits has recently had a significant negative impact on the atmosphere, local population, marine flora and fauna of the Arctic region, which, in the author's opinion, requires further international legislative decisions to protect the environment and natural resources of the Arctic. Research results. The legal system of the Arctic is an example of an international legal regime, the relationship of various international treaties in the field of Arctic law. However, it seems that some legislative acts need to be updated, to add clarifications, to adapt to the problems that arise in the Arctic in connection with developing relations with the world community. Offers. The author made specific proposals for organizing a unified Arctic legal system.

Текст научной работы на тему «Особенности правовой системы в области развития Арктического региона»

ЧАСТНО-ПРАВОВЫЕ НАУКИ

Гражданское право

Научная статья

УДК 341

Особенности правовой системы в области развития Арктического региона

Дарья Борисовна Юсуфова

Международный институт энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД России, Москва, Россия

dariayusuf@ya.ru

АННОТАЦИЯ. Введение. Арктика как самая богатая энергоресурсами территория является объектом пристального внимания мирового сообщества. Проводимая Россией в последние десятилетия нефтегазовая разведка превратила арктический регион в один из самых привлекательных в мире в экономическом плане. Однако между крупными мировыми игроками на рынке постоянно возникают споры о принадлежности новых энергетических источников. Интенсивная нефтегазовая разведка месторождений в последнее время оказывает значительное негативное воздействие на атмосферу, местное население, морскую флору и фауну Арктического региона, что, по мнению автора, требует дальнейших международных законодательных решений по защите окружающей среды и природных ресурсов Арктики.

Результаты исследования. Правовая система Арктики - пример международного правового режима, взаимосвязи разных международных договоров в области арктического права. однако представляется, что некоторые законодательные акты нуждаются в обновлении, в добавлении разъяснений, адаптации к проблемам, возникающим в Арктике в связи с развивающимися отношениями с мировым сообществом.

Предложения. Автором внесены конкретные предложения для организации единой Арктической правовой системы.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Арктический регион, государственно-частное партнерство, инновационные технологии, окружающая среда, регулирование нефтегазодобычи, сотрудничество, транспортировка, устойчивое развитие отрасли

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Юсуфова Д. Б. Особенности правовой системы в области развития Арктического региона // Научный портал МВД России. 2023. № 1 (61). С. 55-58.

Civil Law

Original article

Features of the development legal system Arctic region

Darya B. Yusufova

Postgraduate student of the International Institute of Energy Policy and Diplomacy of MGIMO, Ministry of Foreign Affairs

of Russia, Moscow, Russia

dariayusuf@ya.ru

ABSTRACT. Introduction. The Arctic, as the richest territory in energy resources, is the object of close attention of the world community. The oil and gas exploration carried out by Russia in recent decades has turned the Arctic region into one of the most attractive in the world in economic terms. However, there are constant disputes between major world players in the market about the ownership of new energy sources. Intensive oil and gas exploration of deposits has recently had a significant negative impact on the atmosphere, local population, marine flora and fauna of the Arctic region, which, in the author's opinion, requires further international legislative decisions to protect the environment and natural resources of the Arctic.

Research results. The legal system of the Arctic is an example of an international legal regime, the relationship of various international treaties in the field of Arctic law. However, it seems that some legislative acts need to be updated, to add clarifications, to adapt to the problems that arise in the Arctic in connection with developing relations with the world community.

Offers. The author made specific proposals for organizing a unified Arctic legal system.

© Юсуфова Д. Б., 2023

KEYWORDS: Arctic region, public-private partnership, innovative technologies, environment, regulation of oil and gas production, cooperation, transportation, sustainable development of the industry

FOR CITATION: Yusufova D. B. Features of the development legal system Arctic region // Scientific portal of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2023. № 1 (61). P. 55-58 (In Russ.).

Экономический потенциал Арктического региона меняется, все больше привлекая внимание мировых государств. Возрастающий спрос на углеводороды запустил всемирный процесс по расширению разведки и эксплуатации нефтегазовых месторождений и привел к интенсивному освоению углеводородных ресурсов Арктики.

К мировой нефтегазовой отрасли относятся долгосрочные предприятия по освоению энергоресурсов в Арктике, вызывающих новый интерес к нефтегазодобыче. Но освоение таких ресурсов - процесс энергоемкий как в связи с арктическими условиями, так и из-за удаленности участков разработок от рынков сбыта и недостаточно развитой транспортной инфра-структуры1.

В рамках исследования и освоения Арктики существует необходимость в разработке и принятии международных законодательных решений по защите окружающей среды данного региона с его природными ресурсами. Арктические государства осуществляют международное сотрудничество в целях защиты окружающей среды Арктики при ее устойчивом развитии. Несмотря на это, существует проблема понимания действующих правовых положений и рассмотрения последствий освоения и экономической эксплуатации больших ресурсов Арктики. Для соблюдения правовых норм арктические государства жертвуют личными интересами ради всеобщего служения человечеству.

Сегодня действующим Арктическим советом2 осуществляется главная межправительственная инициатива для Арктики и каждого из восьми арктических государств в отдельности3. Совет образован в качестве «межправительственного форума высокого уровня для сотрудничества, координации и взаимодействия арктических государств по общим вопросам при

участии коренных общин региона и других жителей Арктики»4. Советом рассматриваются вопросы устойчивого роста и охраны окружающей среды в Арктике. В двухлетний период после принятия Оттавской декларации (1996 г.)5 арктическими государствами и постоянными участниками были разработаны стандартные методологии и новые мандаты для программ устойчивого роста Совета, которые были одобрены министрами арктических государств и закреплены в Икалуитской декларации (1998 г.)6.

В рамках Арктического совета образован Арктический экономический совет (АЭС)7 как независимый орган, знаменующий новый шаг в деле укрепления самого Совета, определяющий структуру деловой активности в регионе. Данная инициатива - это открытие циркумполярных бизнес-возможностей Севера с привлечением государственно-частных партнеров в Арктику для экономического развития региона.

Следуя необходимости создания многостороннего соглашения, или Арктического договора, можно как пример применить действующий законодательный документ об Антарктике. Однако следует учесть, что ситуация в Арктике сегодня принципиально отличается от ситуации в Антарктике, когда вступил в действие договор о ее мирном использовании. Здесь целью мировых держав является активное освоение энергоресурсов Арктического региона.

В связи с этим новый Арктический договор должен узаконить передачу ограничительных прав по природным ресурсам в спорных районах и решить большинство юридических вопросов. Совместные соглашения о разработках исключат возможные претензии.

Правовая система Арктики на современом этапе является одним из лучших теоретических

1 См.: О Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года : Указ Президента Рос. Федерации : в ред. от 12 нояб. 2021 г. № 651 // СПС КонсультантПлюс.

2 См.: URL : http://www.arctic-council/org (дата обращения : 07.12.2022).

3 См.: Постоянные участники // Арктический совет. URL : http://www.arctic-council.org/index.php/ru/about-us/ permanent-participants (дата обращения : 07.12.2022).

4 Положение о Государственной комиссии по вопросам развития Арктики: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 14 марта 2015 г. № 228. URL : http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/70801032/#ixzz4YzcMgmFi (дата обращения : 10.12.2022).

5 См.: URL : https://Ottawa Declaration (1996) (arctic-council.org) (дата обращения : 07.12.2022).

6 См.: URL : https://oaarchive.arctic-council.org/ handle/11374/2175/restricted-resource?bitstreamId=90ac18a1-26ba-4892-bffc-228a7f3ff741 (дата обращения : 07.12.2022).

7 См.: URL : https://arcticeconomiccouncil.com/ (дата об-

ращения : 07.12.2022).

и экспериментальных примеров международного правового режима. Это глобальный регулятор процесса взаимосвязи разных международных договоров в области арктического права. Но некоторые законодательные акты нуждаются в обновлении, в добавлении разъяснений, адаптации к существующим проблемам, возникающим в Арктике в связи с развивающимися отношениями с мировым сообществом. Здесь требуется многосторонний подход, так как нынешняя арктическая правовая система в рамках действующей нормативно-правовой базы столкнулась с некоторыми трудностями при изменении политических, социальных и экономических стратегий.

Правовой режим Арктики - это безгранично сложный объем стандартов, традиций и прав по контролю работы национальных правительств: от сохранения морских ресурсов, рыболовства, запрета загрязнения морской среды и сброса отходов до требований безопасного судоходства, перевозок и навигаций в целях мирной эксплуатации океана [1, с. 139].

В рамках рассмотрения правовой системы в области развития арктического региона приведем некоторые из действующих конвенций и законодательных актов.

1. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) 1982 года8 установила правила по внешнему континентальному шельфу, исключительной экономической зоне и другим подобным районам. Данные положения особенно значимы в контекстах разведки и эксплуатации нефтегазовых месторождений, предусматривая главные правила в отношении загрязнения морской среды в процессе нефтегазовой добычи.

2. Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций «Об изменении климата (РКИК ООН)» 1992 года9. Согласно ей в масштабе континента, региона и океанического бассейна существует множество долговременных изменений в атмосфере, в том числе изменение температуры и климата, таяние льдов привели к потенциальному воздействию на уязвимые экосистемы, жизнь

местных жителей, а также к нецелевому использованию природных ресурсов.

3. Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (Конвенция ЭСПО) 1991 года10 основана на оценках воздействия на окружающую среду в трансграничных контекстах по факторам решений альтернативных вариантов.

4. Конвенция о защите морской среды Северо-Восточной Атлантики (ОСПАР) 1992 года11 предусматривает офшорную деятельность, осуществляемую в морских районах для разведки и эксплуатации жидкогазообразных углеводородов, а также их транспортировки.

5. Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству (ОРЯС) 1992 года12, требующая совместных мер для борьбы с инцидентами загрязнения и плана действий в чрезвычайных ситуациях, связанных с загрязнением нефтью.

6. Международный кодекс для судов, функционирующих в полярных водах (Полярный кодекс) 2014 года13, где излагаются стратегические действия по регулированию нефтегазовой деятельности, включая транспортировку и связанную с ней деятельность на суше.

7. Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике 2013 года14. Это первое Па-нарктическое соглашение, которое объединило обязанности всех арктических стран противодействовать угрозам загрязнения нефтепродуктами морской среды Арктики, сводить к минимуму ущерб, способный возникнуть по результатам такого инцидента.

Однако нынешняя арктическая правовая система не способна организованно решать существующие социально-правовые проблемы, остающиеся нетронутыми ни одной из международных конвенций и договоров. Данные пробелы должны рассматриваться в рамках буду-

8 См.: Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (Мотего-Бей, 10 декабря 1982 г.). Ш_ : ИПр8://Ьа8е.дагапии/2540700/?у8с!1С=!епхр902с!482056079 (дата обращения : 07.12.2022).

9 См.: Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) : принята 9 мая 1992 г. и открыта к подписанию во время Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро 4-14 июня 1992 г. : вступила в силу 21 марта 1994 г. // СПС «КонсультантПлюс».

10 См.: Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте : прията 25 февраля 1991 г. // СПС КонсультантПлюс.

11 См.: Конвенция о защите морской среды СевероВосточной Атлантики от 22 сентября 1992 г. // СПС Кон-сультантПлюс.

12 См.: Международная конвенция по обеспечению готовности на случай загрязнения нефтью, борьбе с ним и сотрудничеству от 30 ноября 1990 года // СПС КонсультантПлюс.

13 См.: Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс) от 21 ноября 2014 года // СПС КонсультантПлюс.

14 См.: Соглашение о сотрудничестве в сфере готовности и реагирования на загрязнение моря нефтью в Арктике от 15 мая 2013 года // СПС КонсультантПлюс.

щего законотворчества, учитывая возможность сохранения всеми арктгосударствами единой правовой платформы.

Арктическая правовая система - это сочетание общего наследия человечества и территорий арктических государств. Северный Ледовитый океан, законодательно регулируемый соответствующими стандартами в положениях ЮНКЛОС, остается без внимания ввиду отсутствия качественной правовой базы в отношении экономических интересов судоходств и разведки углеводородов Арктики.

Нефтегазовые месторождения сегодня - жизненно важные источники энергоресурсов в мире в течение последующих лет при самом «идеальном» предположении о темпе разработок и внедрении альтернативных инноваций. Над нефтегазовыми источниками требуется жесткий контроль из-за растущего спроса, затрат на их производство, цен, оплачиваемых потребителями. Арктгосударствам нужны инновационные технологии для консолидации и охраны окружающей среды вместе с рассмотрением разных этапов разведок и добычи энергоресурсов, надлежащей региональной оценки и управления нефтегазовой отраслью в Арктике.

Представляется необходимым предпринять следующий комплекс мер для организации единой Арктической правовой системы15.

Во-первых, в рамках Арктического совета необходимо внедрить новый механизм урегулирования споров, наделяющий полномочиями рассмотрения по рискам, связанным с ограничением эксплуатации углеводородных ресурсов, ухудшением состояния окружающей среды, совместно-

15 См.: Международно-правовой режим арктических морских пространств. Юридическая Россия. URL : http://www. law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1157296 (дата обращения : 11.12.2022).

му мониторингу Арктики группой экспертов из арктических государств. Требуется анализ последствий освоения арктических нефтегазовых месторождений для укрепления общественного доверия и содействия согласованности регулирования на государственном уровне.

Во-вторых, необходима разработка договорной системы, объединяющей все проблемы, связанные с социальными, экономическими и политическими изменениями, дающей полное представление о будущих арктических режимах, включающей нормы, стандарты и правила предотвращения негативных последствий роста освоения нефтегазовых месторождений на шельфах.

В-третьих, управление Арктическим регионом обязано проводиться только в рамках Арктического совета, а все споры любой сложности -решаться именно им.

В-четвертых, в составе Арктического совета нужны представители признанных НПО, работающих над развитием Арктики.

В-пятых, действующую правовую базу в сфере регулирования Арктики в области развития Арктического региона необходимо полностью аккумулировать в единый правовой документ.

В-шестых, нефтегазовые компании обязаны соблюдать экологические стандарты для разведки и добычи в Арктике. Данные стандарты должны включать инновационные технологии операций по бурению, аспекты изменений климата.

В-седьмых, роль неарктических государств следует ограничить научными исследованиями в областях изменений климата и глобального потепления, энергобезопасности, безопасности природных ресурсов, защиты морской фауны и флоры, судоходных маршрутов и других аналогичных функций природопользования.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Авхадеев В. Р. Роль деклараций о сотрудничестве государств в Арктике и международное право // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 138-145.

REFERENCES

1. Avkhadeev V.R. Zhumal rossiyskogo prava (Journal of Russian Law), 2014, No. 10, pp. 138-145.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Д. Б. Юсуфова - аспирант Международного института энергетической политики и дипломатии МГИМО МИД

России (Российская Федерация, 119454, г. Москва, просп. Вернадского, 76, корп. В).

AUTHOR INFORMATION

D. B. Yusufova - Postgraduate student of the International Institute of Energy Policy and Diplomacy of MGIMO, Ministry of Foreign Affairs of Russia (Vernadsky avenue, 76, bldg. IN, Moscow, 119454, Russian Federation).

Рукопись поступила в редакцию 23.01.2023; одобрена после рецензирования 27.01.2023; принята к публикации 10.03.2023.

The article was submitted 23.01.2023; approved after reviewing 27.01.2023; accepted for publication 10.03.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.