Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ НИГЕРИИ В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОСУДИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ НИГЕРИИ В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОСУДИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
188
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВОСУДИЕ / НИГЕРИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ / КОНСТИТУЦИЯ ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКИ НИГЕРИИ / АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СООБЩЕСТВО ЗАПАДНОАФРИКАНСКИХ ГОСУДАРСТВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Умох Сито-Обонг Миках

Эффективность международного права определяется тем, насколько хорошо оно реализуется и соблюдается национальными государствами, особенно в пределах их собственных границ. Нигерия в своих правах всегда поддерживала международную юстицию и необходимость мирного урегулирования споров. В статье рассматривается правовая позиция Нигерии в отношении международного правосудия, а также исследуются пробелы и несоответствия в реализации и применении Нигерией норм международного права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Умох Сито-Обонг Миках

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LEGAL POSITION OF NIGERIA IN RELATION TO INTERNATIONAL JUSTICE

The effectiveness of international law is determined by how well it is implemented and respected by national States, especially within their own borders. Nigeria has always supported international justice and the need for peaceful settlement of disputes in its rights. This article examines the legal position of Nigeria in relation to international justice, as well as examines gaps and inconsistencies in the implementation and application of international law by Nigeria.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОЙ ПОЗИЦИИ НИГЕРИИ В ОТНОШЕНИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВОСУДИЯ»

УДК 341

Особенности правовой позиции Нигерии в отношении международного правосудия

Умох Сито-обонг Миках

Аспирант кафедры конституционного и международного права Университета управления «ТИСБИ» (Казань)

Эффективность международного права определяется тем, насколько хорошо оно реализуется и соблюдается национальными государствами, особенно в пределах их собственных границ. Нигерия в своих правах всегда поддерживала международную юстицию и необходимость мирного урегулирования споров. В статье рассматривается правовая позиция Нигерии в отношении международного правосудия, а также исследуются пробелы и несоответствия в реализации и применении Нигерией норм международного права.

Ключевые слова: международное право, права человека, международное правосудие, Нигерия, Организация Объединенных Наций, Конституция Федеративной Республики Нигерии, Африканский союз, Экономическое сообщество западноафриканских государств

Международное право, также называемое международным публичным правом или правом наций, представляет собой совокупность правовых норм, которые применяются между суверенными государствами и другими образованиями, юридически признанными в качестве международных субъектов. При этом международное право не имеет законодательной власти. В международном праве отсутствует единая система санкций, однако есть обстоятельства, при которых применение силы считается оправданным и законным. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций может вводить санкции при установлении угрозы миру, нарушении мира или совершении акта агрессии. Такие санкции могут быть экономическими или военными.

Существует много различий между внутренним правом государства и правом, действующим за пределами страны и между государствами, международными организациями и в некоторых случаях -отдельными лицами. Как известно, международное право подразделяется на международное частное право (коллизионное право) и международное публичное право [1]. В коллизионном праве речь идет о ситуациях, когда иностранные субъекты вторгаются в определенные правовые системы, порождая проблемы, связанные с применением иностранного права или участием иностранных судов [2]. Совре-

менная международная система начала формироваться более 400 лет назад, а лежащие в ее основе понятия можно выявить в политических связях тысячелетней давности благодаря испанским интеллектуалам золотого века [3]. Основная общественная функция международного права заключается в совершенствовании существующей международной системы и, как следствие, в обеспечении ее функций. Эта работа в основном выполняется путем поддержания международного правопорядка между государствами, которые признают определенные общие идеи и практику.

До 1 октября 1960 г. Нигерия была колонией Великобритании, и поэтому Соединенное Королевство курировало внешние дела Нигерии, включая переговоры по договорам, их заключение и ратификацию. После обретения независимости Нигерия унаследовала от Великобритании по меньшей мере 334 договора. Несмотря на военные перевороты и другие политические изменения в стране, Нигерия тем не менее сохранила приверженность всем обязательствам. В Конституции Нигерии упоминается «уважение международного права и договорных обязательств» в определении «целей внешней политики страны» [4].

Нигерия является членом Организации Объединенных Наций с 1960 г. Африканское государство

с того времени подписало большое количество международных договоров, касающихся организаций, в том числе Международного уголовного суда, вопросов морского судоходства, космического пространства и авиации, охраны окружающей среды и экономического развития, а также международного сотрудничества, прав человека и судебной помощи.

27 сентября 2001 г. Нигерия сдала на хранение свой документ о ратификации Римского статута, и с 1 июля 2002 г. Международный уголовный суд (далее - МУС) стал обладать юрисдикцией в отношении преступлений по Римскому статуту, совершенных на территории Нигерии или нигерийскими гражданами. Нигерия оказалась под пристальным вниманием Международного уголовного суда и международного сообщества, особенно в 2013 г., когда Канцелярия прокурора опубликовала статью в докладе о ситуации в Нигерии, представив предварительные выводы по юрисдикционным вопросам. Международный уголовный суд заявил о том, что он обнаружил в Нигерии 8 потенциальных случаев совершения военными и нигерийской террористической исламистской организацией «Боко харам» преступлений против человечности и военных преступлений.

Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы рассмотреть коллизию между соблюдением правовых норм и признанием международного уголовного правосудия. Изучение этого вопроса необходимо, поскольку направлено на решение сложных международно-правовых проблем Нигерии путем рассмотрения эволюции общих правил международного правосудия, их содержания, географического распространения и применения.

Известно, что конституция страны является ее основным законом, а внешнеполитические цели государства либо прямо указаны в ней, либо подразумеваются. Хотя такие цели внешней политики не обязательно выражают отношение страны к международному праву, они дают ясное представление о том, как страна будет действовать в конкретных международных ситуациях [5].

1. Историческая роль Нигерии в содействии международному правосудию

Для того, чтобы лучше понять позицию Нигерии, важно указать, какую роль страна играет в области международного правосудия. Нигерия является одним из участников международного правосудия, она вносит значительный вклад в миротворческие миссии ООН во всем мире и хорошо известна своей готовностью и приверженностью делу поддержания глобального мира и справедливости. Это также отражает роль страны в формировании Организации африканского единства (в настоящее время - Африканский союз) и ее ведущую роль в осуществлении стратегии безопасности в Западной Африке, что обусловлено геостратегическими и материальными

преимуществами. В Нигерии существует концепция национальной роли, в соответствии с которой определяется позиция Нигерии и, как следствие, закрепляется активное участие государства в международных вопросах.

Подход Нигерии к вопросам безопасности, мира и справедливости в значительной степени определяется той ролью, которую руководство страны предусмотрело для нее в международных делах. Эта концепция роли стала стандартом для внешнеполитического взаимодействия. Согласно этой парадигме, Нигерия является естественным субъектом, отвечающим за продвижение и защиту региональных и международных интересов, и в результате такой позиции она вышла на передний план в международных делах в целом и вопросах безопасности в Западной Африке в частности [6]. Однако, несмотря на это признание, многие ученые-правоведы, такие как Тит Кехинде Адекунле и Нуча Сунтай Гамбо в статье «Обязательство Нигерии преследовать международные преступления и место Международного уголовного суда» и Бенсон Чинеду Олугбуо в своей публикации «Принятие международного уголовного правосудия в Нигерии: правовое соблюдение, миф или реальность?» [7] поставили под сомнение приверженность Нигерии международному правосудию в связи с отказом страны ратифицировать или соблюдать международные договоры, касающиеся, в частности, преступлений, наказуемых по международному праву.

2. Утверждение международной системы правосудия в Нигерии

В процессе настоящего исследования были рассмотрены склонность Правительства Нигерии к признанию международного уголовного правосудия и вопрос о том, можно ли считать соблюдение правовых норм показателем признания. Утверждается, что на юридическое признание международного уголовного правосудия в Нигерии влияют геополитические соображения. Это объясняется отсутствием однозначных обязательств по использованию и исполнению такого правосудия в Нигерии.

Нигерия, как и многие африканские страны, впервые рассмотрела международные системы уголовного правосудия, такие как МУС, в качестве решения проблем международной преступности. Это было сделано с расчетом на то, что будущие трибуналы будут наказывать виновных и сдерживать их в таких злодеяниях, как ужасный геноцид в Руанде в апреле 1994 г.

Согласно ст. 5 Римского статута, полномочия Международного уголовного суда ограничиваются рассмотрением самых серьезных преступлений, представляющих интерес для всего международного сообщества. В результате суд обладает юрисдикцией в отношении геноцида, преступлений против человечности, военных преступлений и совершения

акта агрессии [8]. В этой статье признание определяется как сочетание юридических и политических интересов в установлении международного уголовного правосудия в Нигерии. Этот вопрос затрагивает широкий круг областей, включая Правительство Нигерии, но этим не ограничивается.

3. Политика Нигерии в сфере международного уголовного правосудия

Политика Нигерии в области международного уголовного правосудия неразрывно связана с событиями в Африке и за ее пределами. Крайне важно рассмотреть некоторые вопросы и концепции, которые влияют на принятие Международного уголовного суда на континенте в целом. С учетом того, что Международный уголовный суд в основном применяется в Африке, в настоящее время в Нигерии (и в других странах континента) сложилось негативное отношение к международному правосудию, особенно к МУС, с обвинениями в империализме, воспоминаниями о рабстве и колониальном прошлом [9].

Так, Международный уголовный суд был обвинен лидерами АС в участии в заговоре Запада против африканских лидеров. Однако ученые-юристы утверждают, что МУС осуществляет деятельность не только в Африке, но и на других континентах, что решения принимаются самостоятельно и что главный прокурор Международного уголовного суда следует правилам, а не политическим интересам влиятельных неафриканских государств, являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН (далее - СБ ООН) [10]. Важно отметить, что несколько африканских государств поддержали создание МУС. Сенегал стал первой африканской страной, ратифицировавшей Римский статут, а к ноябрю 2015 г. это сделали уже 34 африканские страны. Тем не менее в настоящее время на континенте находится большинство расследуемых дел. В результате этого отношения Африки и Международного уголовного суда были испорчены. Позднее Африканский союз (далее - АС) принял резолюцию, в которой он отказался сотрудничать с Международным уголовным судом в деле ареста и выдачи президента Омара аль-Башира и в нарушение договоренностей предоставил уголовную юрисдикцию Африканскому суду по правам человека и народов [11]. В результате этих событий пострадала репутация Международного уголовного суда. Некоторые африканские лидеры, являющиеся государствами - участниками МУС, даже угрожали покинуть организацию. По мнению некоторых ученых, борьба Африки с Международным уголовным судом вызвана отношениями МУС с СБ ООН, поскольку Римский статут наделяет Совет Безопасности влиянием на деятельность МУС, несмотря на то что большинство постоянных членов СБ ООН не являются государствами - участниками МУС. Кроме того, первый главный прокурор

МУС был обвинен в предвзятости и отсутствии независимости.

Отойдя от Африки, особенно в том, что касается рассмотрения дел МУС, часть юристов поставили под сомнение способность суда самостоятельно рассматривать уголовные дела [12].

Нигерия как один из главных участников африканских событий должна найти баланс между своими обязательствами перед международным сообществом и своей лидерской ролью на континенте. Сменяющие друг друга концепции признания международного правосудия в Нигерии являются отражением борьбы за континентальное лидерство. Эту дилемму продемонстрировали различные события. Например, несмотря на постановление МУС об аресте президента аль-Башира, Нигерия в 2013 г. позволила суданскому лидеру посетить страну. Когда прокурор МУС начал расследовать этот факт, то Правительство Нигерии заявило, что мероприятие было организовано Африканским союзом и что Нигерия только проводила мероприятие и, следовательно, не несла ответственности за гостей.

Рассматривая реакцию Нигерии, можно отметить заметное несоответствие между готовностью страны выполнять требования МУС и тем, что она является его участником, что свидетельствует о высоком уровне недоверия к МУС и его процедурам.

4. Понимание концепции признания международного правосудия в Нигерии

Нигерия является участником многочисленных региональных, континентальных и глобальных организаций, цели которых включают защиту прав человека, международное правосудие и борьбу с безнаказанностью. Нигерия ратифицировала несколько документов, в которых приоритет отдается международному правосудию. Некоторые из ратифицированных договоров также были включены во внутреннее законодательство. Нигерия выполнила положения четырех Женевских конвенций 1949 г., а также двух дополнительных протоколов 1977 г. Закон о Женевской конвенции, действующий в Нигерии, распространяется на людей всех национальностей, независимо от того, где было совершено преступление. Это означает, что нарушителя правопорядка можно судить в Нигерии за международное преступление, совершенное за пределами страны, до тех пор, пока подозреваемый находится в стране. Исполнительная и законодательная власти Нигерии разделяют ответственность за ратификацию и применение Римского статута на национальном уровне. Судебная власть также должна сыграть определенную роль в интерпретации прав, привилегий и обязанностей, которые эти договоры будут возлагать на Нигерию. Что касается Римского статута, то генеральный прокурор и министр юстиции Нигерии учредили межведомственный комитет, который разработал законопроект о преступлениях против

человечности, военных преступлениях, геноциде и связанных с ними преступлениях, представленный впоследствии на утверждение Федеральному исполнительному совету. После утверждения законопроект был направлен в Национальную ассамблею для включения его в национальное законодательство.

Этот законопроект служит образцом сотрудничества между МУС и Нигерией, что является положительным моментом по сравнению с предыдущими договоренностями [7], и направлен на обеспечение наказаний за совершенные международные преступления, такие как геноцид, преступления против человечности и военные преступления, в соответствии с нигерийским законодательством, на введение в действие некоторых положений Римского статута Международного уголовного суда, который был принят в Риме в 1998 г., и на обеспечение сотрудничества с Международным уголовным судом в выполнении его функций в соответствии с Римским статутом. Законопроект наделяет федеральные высокие суды, высокий суд федеральной столичной территории и высокий суд любого штата Нигерии первоначальной юрисдикцией в отношении международных правонарушений.

5. Процесс включения Римского статута во внутреннее законодательство Нигерии

Согласно Конституции 1999 г., договор, если он не был включен во внутреннее законодательство Нигерии или принят в качестве закона актом Национальной ассамблеи, не подлежит рассмотрению в национальных судах.

В соответствии с разделом 12 Конституции:

1) Ни один договор между Нигерией и любой другой страной не имеет силы закона, за исключением случаев, когда такой договор был принят в качестве закона Национальной ассамблеей.

2) Национальная ассамблея может издавать законы для федерации или любой части федерации в отношении вопросов, не включенных в список исключительных законодательных актов, в целях осуществления договора.

3) Законопроект об акте Национальной ассамблеи, принятый в соответствии с положениями ч. 2 настоящей статьи, не должен представляться президенту для утверждения и не может быть одобрен, если он не будет принят большинством участников всех палат ассамблеи в федерации.

Для того чтобы Римский статут был включен в национальное законодательство, необходимо, чтобы внутри страны был принят закон о Римском статуте Международного уголовного суда (ратификация и исполнение). Это при условии соблюдения конституционных обязательств, предусмотренных подразделами 2 и 3 раздела 12 Конституции Нигерии. Африканская хартия прав человека и народов была принята Национальной ассамблеей в 1983 г. с использованием аналогичного инструмента. Ни-

герия уже ратифицировала и приняла необходимые разделы Женевской конвенции 1949 г. как часть нигерийского законодательства в соответствии с предметной юрисдикцией Римского статута.

Исходя из вышесказанного, Правительство Нигерии, как представляется, намерено бороться с безнаказанностью таким образом. Если главный аргумент заключается в том, что соблюдение правовых норм является одним из видов признания, то можно утверждать, что Правительство Нигерии продемонстрировало приверженность признанию путем осуществления Римского статута внутри страны, хотя запланированное законодательство еще не было принято в качестве закона.

Заключение

Общей проблемой при выполнении любого международного договора является необходимость рассмотрения вопроса о том, будет ли вступление в силу или ратификация статута, такого как Римский статут, противоречить национальным законам и административным нормам государства. Это может означать большое количество изменений в системе для того, чтобы приспособить такие законы. Это стало одной из основных причин, по которым позиция Нигерии в отношении международного правосудия не является твердой. Считается, что политические власти Нигерии выбирают, какие международные договоры ратифицировать и включить в национальное законодательство с учетом обстоятельств и политической целесообразности. Парламент, как правило, быстро принимает законы с незначительными последствиями для государства, в то время как принятие таких нормативно-правовых актов, как Римский статут, намеренно задерживается из-за возможных опасений по поводу последствий данных законов для национальной судебной системы. Это может быть связано или не связано с возможными последствиями из-за опасений подвергнуться преследованию в соответствии с такими законами. Также в знак солидарности с другими африканскими странами Правительство Нигерии выбирает, при каких условиях принимать международное правосудие, поскольку это может повлиять на его положение в регионе. Другими словами, приверженность нигерийского правительства международному правосудию зависит от политики региональных и континентальных субъектов.

Рекомендуется, чтобы решение о включении договоров в национальное законодательство Нигерии принималось только в соответствии с действующими договорами, подписанными Нигерией в интересах Нигерии и ее граждан без какого-либо политического личного или внешнего влияния, чтобы показать приверженность страны международному правосудию.

Литература: 6.

1. Bentham J. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation. - URL: https://www. earlymoderntexts.com/assets/pdfs/bentham1780.pdf

2. Cheshire See e.g. C., North P. Private International Law (13th ed.). - London, 1999. - 775 p. -URL: https://search.library.uq.edu.au/permalink/ f/12kerkf/61UQ_ALMA2194156400003131

3. Nussbaum A. A Concise History of the Law of Nations Macmillan 1954. - URL: https:// www.scribd.com/document/499614208/Arthur-Nussbaum-A-Concise-History-of-the-Law-of-Nations-Macmillan-1954

4. Nigerian Constitution 1999. - URL: https:// www. constitute proj ect.org/constitution/ Nigeria_1999?lang=en

5. Foreign policy and the constitution, 4 n.i.i.a. monograph series 53 (1979). - URL: https://scholarlycommons. law.cwsl.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=&httpsredi r=1&article=1324&context=cwilj

Alli W.O. The Role of Nigeria in Regional Security Policy. - URL: https://library.fes.de/pdf-files/ bueros/nigeria/10253.pdf

7. Benson Ch.O. Acceptance of International Criminal Justice in Nigeria Legal Compliance, Myth or Reality? - URL: https://www.nurembergacademy. org/fileadmin/media/pdf/acceptance/Nigeria.pdf

8. Римский статут Международного уголовного суда. - URL: https://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/conventions/pdf/rome_statute(r).pdf

9. Lugano S.G. 'Changing faces' on acceptance of international criminal intervention in Kenya' in this volume). - URL: https://www.nurembergacademy. org/fileadmin/media/pdf/acceptance/Kenya.pdf

10. African Union accuses International Criminal Court of double standards. - URL: https://www. premiumtimesng.com/news/146497-african-union-accuses-international-criminal-court-double-standards.html#.YxcLuvEfKpk.link

11. African Court not ready for international crimes. -URL: http://allafrica.com/stories/201212101500.html.

12. The International Criminal Court that Africa wants. - URL: https://www.files.ethz.ch/isn/137504/ Mono172.pdf

Features of the Legal Position of Nigeria in Relation to International Justice

Umoh Sito-Obong Micah University of Management "TISBI" (Kazan)

The effectiveness of international law is determined by how well it is implemented and respected by national States, especially within their own borders. Nigeria has always supported international justice and the need for peaceful settlement of disputes in its rights. This article examines the legal position of Nigeria in relation to international justice, as well as examines gaps and inconsistencies in the implementation and application of international law by Nigeria.

Key words: International law, human rights, international justice, Nigeria, United Nations, Constitution of the Federal Republic of Nigeria, African Union, Economic Community of West African States

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.