Научная статья на тему 'Религиозные и культурные предпосылки формирования каналов торговли людьми из Нигерии в Россию и страны ЕС'

Религиозные и культурные предпосылки формирования каналов торговли людьми из Нигерии в Россию и страны ЕС Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
313
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Торговля людьми / траффикинг / религия / миграция / эксплуатация / современное рабство / религия / вуду / джуджу / Африка / Нигерия / скрытая миграция / международная преступность / теневая экономика / криминальная экономика / права человека / неравенство. / Human trafficking / modern slavery / religion / voodoo / juju Edo / Africa / Nigeria / hidden migration / international crime / shadow economy / criminal economy / human rights / inequality.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Силуянова Юлия Александровна

Международное сообщество достигло согласия в отношении определения понятия «торговля людьми», но мы все еще не имеем полного представления о том, какова природа и истоки этой проблемы. Исследователи рассматривают множество экономических и социальных факторов в качестве предикторов траффикинга. Сегодня принято считать, что бедность и безработица представляют собой выталкивающие факторы, формирующие исходящие потоки торговли людьми, а возможность трудоустройства и получения стабильного дохода — важный фактор притяжения, определяющий ситуацию с входящим траффикингом в конкретной стране. Рассматривая примеры, мы сталкиваемся с тем, что социально-экономическая модель не в состоянии объяснить, почему среди схожих стран ситуация с траффикингом сильно отличается. При прочих равных условиях в одном случае объемы траффикинга могут быть катастрофическими, а в другом торговля людьми будет иметь незначительный масштаб. Объяснение этого феномена лежит за пределами эконометрических моделей и кроется в культурных особенностях сообществ. Показательным примером, подтверждающим эту гипотезу о важности культурных предпосылок, является Нигерия. Сегодня эта страна лидирует по уровню траффикинга среди прочих Африканских государств. Рост потока «живого товара» из Нигерии мы можем наблюдать как в ЕС, так и в России. В основном жертвами являются женщины и девочки, подвергающиеся сексуальной эксплуатации. Исследуя особенности нигерийского траффикинга, в данной статье мы приходим к выводу, что огромную значимость в становлении традиции торговли людьми в Нигерии играют культурные факторы, важнейшим из которых является использование африканских религиозных практик для легитимации эксплуатации, контроля над жертвами и обеспечения устойчивости преступных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Anthropological and Cultural Background for the Formation of Human Trafficking Channels from Nigeria to Russia and the EU

The international community has a clear understanding of human trafficking definition, but we still have only a partial understanding of this problem nature and origins. Researchers consider many economic and social factors as predictors of human trafficking trends. It is generally accepted that poverty and unemployment are the push factors that form the outgoing flows of human trafficking, and job opportunities are an important factor of attraction that determines the situation with incoming traffic in a particular country. However, looking at specific examples, we face the fact that the socio-economic model is not able to explain why among very similar countries one has a huge volume of traffic, and in other countries human trafficking flow is small. The explanation for this phenomenon lies beyond econometric models and roots in the cultural characteristics of communities. A good example to support this hypothesis is Nigeria. In terms of human trafficking this country is a leader among other African countries. We can see the growth of victims’ flow from Nigeria both in the EU and in Russia. Exploring the features of Nigerian trafficking, in this article we have come to the conclusion that cultural factors play a huge role in the formation of human trafficking tradition in Nigeria. The most important of those factors is the use of African religious practices to legitimize trafficking, control victims and ensure the stability of criminal networks

Текст научной работы на тему «Религиозные и культурные предпосылки формирования каналов торговли людьми из Нигерии в Россию и страны ЕС»

Социология управления

Силуянова Ю.А.

Религиозные и культурные предпосылки формирования каналов торговли людьми из Нигерии в Россию и страны ЕС1

Силуянова Юлия Александровна — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: zernovaju@gmail. com SPIN-код РИНЦ:3391-9684

Аннотация

Международное сообщество достигло согласия в отношении определения понятия «торговля людьми», но мы все еще не имеем полного представления о том, какова природа и истоки этой проблемы. Исследователи рассматривают множество экономических и социальных факторов в качестве предикторов траффикинга. Сегодня принято считать, что бедность и безработица представляют собой выталкивающие факторы, формирующие исходящие потоки торговли людьми, а возможность трудоустройства и получения стабильного дохода — важный фактор притяжения, определяющий ситуацию с входящим траффикингом в конкретной стране. Рассматривая примеры, мы сталкиваемся с тем, что социально-экономическая модель не в состоянии объяснить, почему среди схожих стран ситуация с траффикингом сильно отличается. При прочих равных условиях в одном случае объемы траффикинга могут быть катастрофическими, а в другом торговля людьми будет иметь незначительный масштаб. Объяснение этого феномена лежит за пределами эконометрических моделей и кроется в культурных особенностях сообществ. Показательным примером, подтверждающим эту гипотезу о важности культурных предпосылок, является Нигерия. Сегодня эта страна лидирует по уровню траффикинга среди прочих Африканских государств. Рост потока «живого товара» из Нигерии мы можем наблюдать как в ЕС, так и в России. В основном жертвами являются женщины и девочки, подвергающиеся сексуальной эксплуатации. Исследуя особенности нигерийского траффикинга, в данной статье мы приходим к выводу, что огромную значимость в становлении традиции торговли людьми в Нигерии играют культурные факторы, важнейшим из которых является использование африканских религиозных практик для легитимации эксплуатации, контроля над жертвами и обеспечения устойчивости преступных сетей.

Ключевые слова

Торговля людьми, траффикинг, религия, миграция, эксплуатация, современное рабство, религия, вуду, джуджу, Африка, Нигерия, скрытая миграция, международная преступность, теневая экономика, криминальная экономика, права человека, неравенство.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10038 Введение

В последние десятилетия проблема траффикинга все чаще оказывается в фокусе внимания международного сообщества и национальных правительств. Одной из важнейших вех в институциализации проблемы торговли людьми стало принятие в 2000 году Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности и Протокола о предупреждении и пресечении торговли

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-31190020.

людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее2. К 2012 году 134 страны, в том числе Россия, ратифицировали протокол и модифицировали национальные уголовные законодательства, внеся в них нормы, криминализирующие траффикинг3. Так, в Уголовном кодексе РФ появились статья 127.1 «Торговля людьми»4 и статья 127.2 «Использование рабского труда»5.

Оценить масштабы торговли людьми в мире и в отдельных странах — непростая задача, учитывая высокую латентность данного вида преступности. По мнению некоторых исследователей, эксплуатация женщин и девочек в современном мире усиливается и этому способствует гендерная дискриминация и терпимость к насилию в отношении женщин [Jeffreys 2009].

Сегодня мы имеем представление о масштабах этого преступного бизнеса, основанное на данных международных организаций и национальных правоохранительных органов.

В глобальном масштабе число жертв торговли людьми увеличивается с каждым годом. В 2016 году, согласно статистике Управления ООН по наркотикам и преступности (УНП ООН), было выявлено почти 25 тысяч жертв, это почти вдвое больше, чем аналогичные показатели 2007 и 2008 годов (см. Рисунок 1).

2 Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности // ООН [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/protocol 1.shtml (дата обращения: 10.01.2020).

3 UNODC 2012. Global Report on Trafficking in Persons. P. 88 // UNODC [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/glotip/Trafficking in Persons 2012 web.pdf (дата обращения: 10.01.2020).

4 УК РФ Статья 127.1. Торговля людьми // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/4a5e2bbfdd061dde65a55bb65d36d4b4a7fe8e e7/ (дата обращения: 10.01.2020).

5 УК РФ Статья 127.2. Использование рабского труда // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 10699/d9997ad420efb5277afbabe009c87f15895214 cf/ (дата обращения: 10.01.2020).

Рисунок 1. Общее количество обнаруженных жертв в период с 2003 по 2016 год6

Попытку оценить прибыльность криминального бизнеса от торговли «живым товаром» предприняли эксперты Международной организации по миграции (МОМ). Они пришли к выводу, что суммарная годовая прибыль траффикеров составляет 150 млрд долларов. При этом 99 млрд — прибыль от сексуальной эксплуатации, 51 млрд — от трудовой. В отчете МОМ также рассчитывается годовая прибыль от каждой жертвы эксплуатации: 21800 долларов в среднем приносит жертва принудительной проституции, и 4800 долларов составляет доход с одного человека в таких отраслях, как строительство, производство, добыча минерального сырья7.

В данной работе Нигерия рассматривается как страна-донор, исследуется феномен нигерийского траффикинга и определяется его специфика. Для этого необходимо проследить динамику развития торговли людьми в Нигерии за последние годы, углубиться в культурные аспекты, способствующие траффикингу и затрудняющие борьбу с ним. В соответствии с ранее обозначенной методологией исследования [Силуянова 2019], мы проанализируем материалы международного научного сообщества, изучим данные из практики российских правоохранительных органов, материалы уголовных дел, а также включим в исследование глубинные интервью с жертвами траффикигна и представителями правоохранительных органов.

6 UNODC 2018 Global Report on Trafficking in Persons // UNODC [Электронный ресурс]. URL: https://www.unodc.org/documents/data-and-analysis/glotip/2018/GLOTiP 2018 BOOK web small.pdf (дата обращения: 20.12.2019).

7 ILO 2014. Profits and poverty: The economics of forced labour // ILO [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/publications/ilo-bookstore/order-online/books/WCMS 243391/lang--en/index.htm (дата обращения: 20.12.2019).

Нигерийский траффикинг в Европе

Особое место в системе современного международного траффикинга принадлежит Нигерии. Эта богатая природными ресурсами страна, занимающая лидирующую позицию по добыче нефти среди африканских государств [Kaufmann, Banerjee 2014], по оценкам исследователей, также входит в список беднейших стран [Odeh, Christie 2014]. В 2017 году при населении более 190 млн человек8 Нигерия имела показатель ВВП на душу населения 1969 долларов и занимала 143 место в рейтинге ООН9.

В последние десятилетия поток траффикинга из Нигерии стремительно нарастает, причем основной мишенью преступных группировок становятся женщины и девочки, которых вывозят из страны для сексуальной эксплуатации.

По оценкам МОМ, только в период с 2011 по 2016 год число потенциальных жертв траффикинга из Нигерии, прибывающих в Европу по морю, увеличилось почти на 600 %10 (см. Рисунок 2).

Рисунок 2. Количество нигерийских женщин и девочек, прибывающих в Италию

ежегодно в период с 2011 по 2016 год

8 Population total // The World Bank [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL (дата обращения: 20.12.2019).

9 Country Profile // United Nations [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/unsd/snaama/CountryProfile (дата обращения:: 20.12.2019)

10 UN Migration Agency Issues Report on Arrivals of Sexually Exploited Migrants, Chiefly from Nigeria // IOM [Электронный ресурс]. URL: https://www.iom.int/news/un-migration-agencY-issues-report-arrivals-sexuanv-exploited-migrants-chieflv-nigeria (дата обращения: 20.12.2019).

Начало становления нигерийского траффикинга в его современном виде ученые датируют второй половиной 90-х годов ХХ века, когда тысячи нигерийцев стали просителями убежища в Европе [Kara 2011].

Исследования показывают, что за последнее десятилетие нигерийские жертвы были переправлены в 33 страны, а в данный момент наиболее популярными среди траффикеров стали такие страны, как Италия, Франция, Германия, Испания [Leman, Janssens 2013].

В 2016 году МОМ оказала помощь 768 жертвам торговли людьми в Европейском Союзе. Большинство из них имели нигерийское гражданство (59%), за ними следовали Болгария (11%), Румыния (8%), Венгрия (3%) и Таиланд (2%)11.

В 2017 году нигерийское Национальное агентство по противодействию торговле людьми (NAPTIP) сообщило о 654 расследованиях, 24 судебных процессах и 23 обвинительных приговорах за преступления, связанные с траффикингом, по сравнению с 507 расследованиями, 32 судебными процессами и 24 обвинительными приговорами за 2016 год12. Опираясь на эту статистику, мы можем заключить, что власти страны на сегодняшний день не в состоянии взять под контроль проблему траффикинга, несмотря на наличие специального законодательства и специализированных государственных структур, уполномоченных расследовать подобного рода преступления. И хотя предпринимаются попытки пресекать и расследовать случаи траффикинга, обвинительных приговоров выносится мало, и траффикеры остаются на свободе.

Одна ячейка траффикеров, организующая доставку завербованных женщин в другие страны, может включать одного или нескольких человек. Для упрощения организации существует распределение функций между участниками схемы. Так, заказчик в стране назначения отправляет запрос и предлагает вознаграждение за привоз новой жертвы. Вербовщик в стране отправления ищет потенциально подходящих женщин и предлагает им переезд. В схеме часто задействованы также посредники, которые занимаются оформлением документов и виз.

11 Human trafficking through the central mediterranean route: data, stories and information collected by the international organization for migration // IOM [Электронный ресурс]. URL: https://italy.iom.int/sites/default/files/news-documents/IOMReport Trafficking.pdf (дата обращения: 20.12.2019).

12 Trafficking in Persons Report 2017 // US Department of State [Электронный ресурс]. URL: https://www.state.gov/wp-content/uploads/2019/02/271339.pdf (дата обращения: 20.12.2019).

Чаще всего вербовщики предлагают женщинам работу или учебу за границей, обещая не только стабильный высокий доход и перспективы роста, но и возможность легально остаться в стране назначения. На момент вербовки многие жертвы не понимают, что стали мишенью торговцев людьми и им предстоит заниматься проституцией. Однако известны случаи, когда женщины осведомлены о своей будущей «профессии». Они соглашаются, полагая, что смогут заработать таким образом деньги на содержание семьи в Нигерии. И, наконец, третья категория завербованных — это девушки, которых вербовщикам отдали или продали собственные родители.

Нигерийский траффикинг в России

Столкнуться с проблемой нигерийского траффикинга в последние годы пришлось и России. По данным Пограничной службы Федеральной службы безопасности, в Россию с 2010 по 2017 год ежегодно прибывало в среднем 2800-2900 нигерийцев. В 2018 году в период отмены визового режима в связи с проведением чемпионата мира по футболу число нигерийцев, прибывших в Россию, составило более 12 тысяч человек (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Въезд в Россию граждан Нигерии в период с 2010 по 2019 год13

13 Въезд иностранных граждан в РФ // ЕМИСС [Электронный ресурс]. URL: https://fedstat.ru/indicator/38479 (дата обращения: 20.12.2019).

До 2018 года численность въезжающих нигерийцев оставалась относительно стабильной. В 2013 году в одном из интервью посол Нигерии в России Ассам Еканем Ассам заявил, что ежемесячно в Российскую Федерацию ввозят не менее 200 нигерийских девушек с целью дальнейшей сексуальной эксплуатации14. При этом, по словам дипломата, только 240 женщин отправили домой в течение последнего года, а, следовательно, большая часть жертв осталась необнаруженной.

Поскольку факт траффикинга трудно доказуем, уголовных дел в отношении сутенеров не заводилось, единственной мерой пресечения в период до 2018 года была депортация жертв на родину. В случае, если у сутенеров не было проблем с документами, никакие санкции к ним не применялись.

Важно понимать, что ввоз «живого товара» из Нигерии осуществляется практически без участия российской или иных сторон: этим занимаются сами нигерийцы. Единственное исключение, требующее вовлечения в схему российских граждан, — визовый вопрос.

В период до 2018 года ввоз жертв на территорию России осуществлялся преимущественно через оформление частных, рабочих или учебных виз. Примечательно, что последние чаще всего выдавались не коммерческими, а государственными учебными заведениями. Таким образом, можно констатировать, что российская система образования является уязвимым местом, чем успешно пользуются траффикеры для ввоза женщин в страну.

Ознакомившись с материалами, полученными в ходе полицейских рейдов на несколько нигерийских борделей в Москве в 2017 году, мы обнаруживаем, что из 18 учебных виз, по которым въехали обнаруженные там женщины, только 4 выданы по приглашению коммерческих вузов.

Одно из приглашений мы изучили подробно и провели интервью с девушкой, которая приехала по этому приглашению. Текст приглашения стандартный, в нем оговорено, что девушка будет принята в качестве студентки в государственный университет при условии, что своевременно оплатит обучение на подготовительных курсах и проживание.

На момент обнаружения девушки, документы которых мы изучили, пробыли в России в среднем более двух лет. Минимальный срок составил около года,

14 200 Nigerian girls trafficked to Russia monthly — Ambassador // The Premium Times [Электронный ресурс]. URL: https://www.premiumtimesng.com/news/139193-200-nigerian-girls-trafficked-to-russia-monthlv-ambassador.html (дата обращения: 20.12.2019).

максимальный — более 5 лет. Все это время они подчинялись сутенерам и отрабатывали «долг» в размере от 40 до 50 тысяч долларов, занимаясь проституцией.

Как мы уже упоминали выше, значимым моментом стал чемпионат мира по футболу, поскольку Россия фактически открыла границы, и этим незамедлительно воспользовались траффикеры.

Летом 2018 года, почти сразу после начала чемпионата, в Москве полиция и социальные службы обнаружили более 200 нигерийских мужчин, которых обманным путем переправили в Россию и оставили без средств к существованию. По итогам интервью с одним из потерпевших нам стало известно, что в Нигерии накануне чемпионата появились «агенты», которые предлагали за вознаграждение от 1100 долларов оформить мужчинам документы на въезд в Россию, где они смогут найти работу и остаться проживать на постоянной основе. Наши респонденты рассчитывали таким образом стать профессиональными футболистами и заключить контракт с российским футбольным клубом либо устроиться рабочими на заводы.

Поняв, что никакой работы в России они получить не могут, и израсходовав все средства за несколько недель, потерпевшие были вынуждены попрошайничать и ночевать на улицах, кроме того, их обратные билеты оказались аннулированы «агентами», оформлявшими покупку билетов. По указу президента Республики Нигерия 240 пострадавших нигерийцев отправили обратно на родину за счет средств нигерийского бюджета15.

Одновременно в ходе полицейских рейдов во время чемпионата, по наблюдениям сотрудников МВД, было зафиксировано увеличение числа нигерийских женщин, вовлеченных в проституцию16. Так, в июле-августе 2018 года в Москве были обнаружены и ликвидированы более 10 борделей, в каждом из которых обнаружили от 3 до 18 женщин, приехавших в Россию с паспортом болельщика. Позднее оперативникам и следователям удалось обнаружить ячейку траффикеров и завести первое в России уголовное дело в отношении нигерийских сутенеров по статье 127.1 (Торговля людьми)17. Фигурантами дела стали гражданка Нигерии и гражданин России нигерийского происхождения, которые попытались продать одну из принадлежащих им женщин за 35 тысяч долларов. После задержания подозреваемых были обнаружены

15 Nigeria: Govt Evacuates 230 Stranded Nigerians in Russia // Allafrica [Электронный ресурс]. URL: https://allafrica.com/stories/201807200191.html (дата обращения: 20.12.2019)

16 Интервью с сотрудниками ГУ МВД по г. Москва, сотрудниками окружных управлений ЮЗАО, ЮВАО.

17 Уголовное дело № 11901450087000345.

две съемные квартиры, где содержались другие нигерийки, которые должны были выкупать свою свободу у сутенеров, занимаясь проституцией. Одной из них на момент вовлечения в сексуальную эксплуатацию было менее 18 лет.

После окончания безвизового периода именно нигерийцы составили большинство иностранцев, не выехавших из России: по данным МВД, на момент начала 2019 года почти 2 тысячи граждан этой страны «исчезли» в России18.

Ранее мы подсчитали, что ежегодно эксплуатация одной девушки в Москве приносит нигерийским сутенерам годовой доход от 23,4 тысяч долларов и более [Силуянова 2019]. Мы также проанализировали оперативные данные полиции о 10 борделях, обнаруженных на территории Москвы в 2018 году. Количество женщин, содержавшихся в одной ячейке траффикинга, составляло от 3 до 18, медианный показатель равен 5. Опираясь на него, можно вычислить, что средний доход одного звена траффикинга в России составляет 117 тысяч долларов в год. При этом риски для сутенеров по-прежнему очень низки и в основном сводятся к депортации из России женщин, принуждаемых к проституции.

Национальные и религиозные аспекты нигерийского траффикинга

Нигерия — многонациональное государство, на территории которого проживает множество народностей и практикуются различные верования. По данным МОМ, самый проблемный регион Нигерии, откуда вывозят большинство жертв и где сосредоточено большинство вербовщиков и траффикеров, — это город Бенин Сити и провинция Эдо на юго-западе страны, где проживают народности, говорящие на языке эдо19.

Исследователи отмечают, что из 2000 женщин, проданных в Италию, около 60 % составляют нигерийки, причем большинство из них (80 %) — выходцы из штатов Эдо и Дельта [Omorodion 2009].

Среди жертв, обнаруженных в России, также большая часть родом из штата Эдо. Часто встречаются жительницы Лагоса, где этническое большинство составляют представители народности Йоруба. Из 18 женщин, чьи документы оказались в нашем распоряжении, 12 родились в Бенин Сити и его окрестностях, и 5 — в Лагосе.

18 Почти две тысячи нигерийцев остались в России после ЧМ-2018 по футболу // РИА Новости. Спорт [Электронный ресурс]. URL: https://rsport.ria.ru/20190131/1550165282.html (дата обращения: 20.12.2019).

19 Theatre Helps Raise Awareness on Human Trafficking in Most Affected Regions in Nigeria // IOM [Электронный ресурс]. URL: https://www.iom.int/news/theatre-helps-raise-awareness-human-trafficking-most-affected-regions-nigeria (дата обращения: 20.12.2019).

Многие жертвы траффикинга происходят из сельских районов, их привлекают вербовщики, которые хорошо знакомы с семьями девушек. Эти вербовщики предлагают помощь и возможность изменить свою жизнь, улучшить материальное положение, выбраться из нищеты и спасти семью, находящуюся зачастую в отчаянном положении, от голода20. Помимо социально-экономических проблем, толкающих людей на доверие вербовщикам, в Нигерии существует еще один очень важный элемент, благодаря которому траффикинг процветает и жертвы в большинстве своем не оказывают сопротивления и не просят о помощи, полностью отрабатывая суммы, требуемые с них сутенерами.

Этим элементом является подстройка траффикинга под религиозные традиции региона и злоупотребление религиозными и культурными системами убеждений местных жителей. Опыт Нигерии показывает, что в условиях низкой грамотности и слабо развитого правосознания манипуляции с использованием религиозного культа стали чрезвычайно эффективным механизмом контроля для торговцев людьми, занимающихся вербовкой и сексуальной эксплуатацией женщин.

Опорой для подобных манипуляций в отношении жертв стали традиционные верования, характерные для упомянутых выше народностей Эдо, Йоруба и других. Эти верования основаны на разнообразных модификациях культа вуду, который до сих пор имеет в Нигерии серьезный авторитет.

Вуду и торговля людьми

Согласно отчету ЦРУ, в 2001 году около 50% населения Нигерии составляли мусульмане, населяющие северную часть страны, около 40% — христиане, находящиеся на юге. Порядка 10% населения придерживались местных традиционных культов21.

Самые проблемные регионы, где вербуют жертв торговли людьми, находятся в христианской части государства. Христианство здесь не представлено каким-то отдельным доминирующим течением: жители региона практикуют католицизм, англиканство, баптизм, иеговизм, пятидесятничество, также существует множество мелких локальных христианских сект.

Большинство нигерийцев, которые относят себя к христианам, продолжают практиковать традиционные культы, регулярно обращаются к жрецам и колдунам,

20 Carling J. Trafficking in women from Nigeria to Europe // MPI [Электронный ресурс]. URL: http://www.migraüoninformation.org/feature/display.cfm?ro=318 (дата обращения: 20.12.2019).

21 International Religious Freedom Report // US Department of State [Электронный ресурс]. URL: https://2009-2017.state.gov/j/driMs/irf/2001/5687.htm (дата обращения: 20.12.2019).

используют фетиши и амулеты [Houessou-Adin 2009, 694]. Некоторые исследователи иронично отмечают, что на изучаемой территории может быть любое соотношение числа христиан и мусульман, но непременно будет 100 % адептов культа вуду [Бабаев 2012].

Важным преимуществом традиционных культов в глазах африканцев является возможность мгновенного магического воздействия на мир, получение чудодейственного средства от всех болезней и проблем. Жрецы, которых в Нигерии называют «native doctors», воспринимаются как всемогущие врачи и колдуны [Дэвидсон 1975, 104]. Прибегая к магии, можно гораздо быстрее добиваться своих целей: заказать у жреца амулет, пройти ритуал и сразу же получить желаемое. Один из респондентов исследования религиозных культов Африки объяснил соотношение религий таким образом: «Христианский бог не дает такой гарантии, и могут пройти годы, прежде чем пожелание исполнится. Но зато вуду не только дает — он и забирает что-то у человека. Только этого иногда не видно. Даст тебе здоровье, но убьет твоего брата, так бывает. А христианский бог добрый, он помогает всем и бескорыстно» [Бабаев 2012, с 32].

Ортодоксальные католики и протестанты относятся к магии критически. Однако в африканских странах исторически христианские течения ради набора паствы были готовы закрыть глаза на подобные практики. Со временем стерлись малейшие противоречия между магическим культом и христианской религией. Несмотря на то, что в колониальную и постколониальную эпоху жители и выходцы из Африки массово крестились, они нашли способ сохранить своих божеств, «спрятав» их за образами христианских святых. Так, Дева Мария стала Эрзили — покровительницей красоты и плодородия, а Святой Петр — Папой Легба, проводником между миром живых и мертвых [Herskovits 1937]. Помимо старых богов, в христианском регионе Нигерии сохранились и культовые места. Например, недалеко от Бенин Сити расположены небольшие города Акуре (Akure), Эбеле (Ebelle) — своего рода вудуистская Мекка, где проживают жрецы, находятся многочисленные святилища и проводятся обряды.

Еще один важный элемент в системе локальных верований — это джуджу. По сути джуджу представляет собой магию, связанную с изготовлением и использованием амулетов и фетишей, известных в массовой культуре как «куклы вуду».

Происхождение термина исследователи объясняют по-разному. Одни предполагают, что он произошел от французского «joujou», «jouet», что обозначает «игрушка», отсюда же возникает интерпретация, связанная с куклами (Ellis 2016).

167

Другие считают, что термин произошел от «р^» (что на языке Йоруба означает «танец») и «^^р» (в переводе с языка Хауса означает «фетиш») [Taliani 2016].

Помимо изготовления и применения артефактов, джуджу включает в себя обширный церемониал обрядов принесения клятв. Некоторые из них прочно интегрировались в повседневные бытовые практики. Так, например, существуют брачные клятвы. Во время традиционной церемонии бракосочетания проводятся обряды «клятв на крови», когда один из супругов делает надрез на руке, а другой клянется в верности на его крови. Такие ритуалы принято проводить в святилище или на берегу реки или ручья. Традиционные клятвы приносятся также в доказательство невиновности после обвинения в неверности, для предотвращения неверности [Nwauche 2008].

В контексте проводимого исследования интерес представляет другая категория клятв, которая в некотором смысле заменяет гражданско-правовые договоренности в некоторых районах Нигерии. Пройдя обряд, человек поднимает на себя проклятие и соглашается быть наказанным, если не выполнит условия договора. Обряд заключения договора проводится жрецом и скрепляется специальным ритуалом с изготовлением амулета, который остается «в заложниках» у жреца. Если поклявшийся нарушит слово, то в течение года его постигнет кара: тяжелая болезнь, смерть, бесплодие, гибель близких, пресечение рода, безумие и так далее [Guillemaut 2008].

Именно такую клятву должны принести женщины, которых впоследствии отправят за границу для занятия проституцией. После того, как жертва соглашается поехать работать или учиться в другую страну, вербовщик ведет ее в святилище, где в ходе церемонии жрец объявляет ей, какую именно работу и на каких условиях придется выполнять. Во время обряда жрец также устанавливает сумму, которую женщина должна выплатить для того, чтобы выкупить свою свободу и снять проклятие. Обряд и клятва пугают женщин и девушек, внушая им священный трепет перед древним колдовством и обеспечивая их последующее молчание и послушание.

Несмотря на усилия властей, международные группировки, занимающиеся торговлей людьми, успешно используют проклятия джуджу в качестве инструмента принуждения, лишая жертв возможности обратиться за помощью или сотрудничать с правоохранительными органами, ведь разглашение тайны обряда тоже является нарушением клятвы и влечет «активацию» проклятия [Dunkerley 2018]. В ходе ритуала жертвы клянутся не раскрывать личности торговцев и сутенеров, беспрекословно выполнять любые приказания и платить «долги».

Девушка, обнаруженная в одном из нигерийских борделей в Москве, описывает церемонию наложения проклятия следующим образом: «Принесли курицу, убили, отрезали голову, вылили кровь в стакан с алкогольным напитком. Еще принесли голубя, убили, смешали кровь с куриной. Смешали с водкой, и я выпила. Баба Лау сказал: «Если не заплатишь 40 тысяч долларов или сбежишь, зло будет преследовать тебя». Потом Баба Лау поставил отметку у меня на теле».

Во время церемонии жертвы должны отдать жрецу свои личные вещи для создания артефакта. У женщин берут нижнее белье, частички кожи, волосы, ногти, кровь, слюну, менструальную кровь. Весь этот материал смешивается и заворачивается в лоскут ткани. Именно он представляет собой фетиш, «куклу вуду», посредством воздействия на которую можно якобы причинить вред поклявшемуся ^Ьа^е 2005, 140].

Для народности Эдо джуджу представляет собой могущественную магию, которая используется для изменения реального мира посредством сверхъявственных сил22. Вера эта настолько сильна, что представляет собой существенную угрозу. Именно поэтому джуджу в Нигерии — запрещенное черное колдовство. Большая часть населения боится колдунов и заклятий, слепо веря в черную магию. Государство предпринимает попытки оградить население от власти колдунов и систематических злоупотреблений. Так, нигерийский уголовный кодекс содержит отдельные главы (Часть 4, Глава 19 «Преступления, связанные с религиозным культом», Глава 20 «Пытки, колдовство, Джуджу и криминальные амулеты»), где устанавливаются наказания за колдовство, владение и хранение предметов джужду, а также за принуждение человека к исполнению чужой воли посредством магии23.

Статья 210 уголовного кодекса устанавливает двухгодичное тюремное заключение для любого лица, своими заявлениями или действиями представляющего себя ведьмой или колдуном, а также всех, кто участвует в распространении заклинаний, всех, кто своими действиями внушает гражданам свою волю и побуждает их совершать навязанные ими поступки. Все лица, производящие и распространяющие магические артефакты, фетиши и прочую атрибутику, подлежат аресту и попадают в тюрьму на 5

22 Sustenance of Sex Trafficking in Edo State; the Combined Effects of Oath Taking, Transnational Silence and Migration Imaginaries on Trafficked Women from Edo State // IFRA-Nigeria [Электронный ресурс]. URL: https://www.ifra-nigeria.org/files/54/IFRA-E-papers/149/Sustenance-of-Sex-Trafficking-in-Edo-State;-the-combined-effects-of-Oath-Taking,-Transnational-Silence-and-Migration-Imaginaries-on-Trafficked-Women-from-Edo-State.pdf (дата обращения: 20.12.2019).

23 The Criminal Code // ICFNL [Электронный ресурс]. URL: http ://www. nigeria-law.org/Criminal%20Code%20Act-PartIII-IV.htm (дата обращения: 20.12.2019).

169

лет (ст. 213), а любое помещение или иное место, где проводились ритуалы, подлежит немедленному уничтожению (ст. 212).

Наличие в уголовном законодательстве подобных мер указывает на то, что проблема суеверий крайне остра в Нигерии. Проклятие, обеспечивающее молчание и послушание жертв, играет роль самоисполняющегося пророчества. Рассуждая с позиций социальных и психологических эффектов применения вуду, мы можем найти подтверждение теоремы Томаса: событие, воспринимаемое реально, реально по своим последствиям [Thomas, Thomas 1928, 571-572]. Именно благодаря использованию таких форм принуждения современная торговля людьми и рабство практически не нуждаются в применении физического насилия. Из-за отсутствия явных механических признаков контроля и ограничения эксплуатация сегодня гораздо менее заметна и очевидна, чем в ее ранних исторических формах [Dando, et al. 2016, 1].

Сегодня правовые механизмы контроля не справляются с проблемой траффикинга в Нигерии, поэтому в борьбу включаются другие силы: в 2018 году верховный жрец Нигерии Оба Эвуарэ II, практикующий белую магию и осуждающий ритуалы джужду, публично проклял торговцев людьми, эксплуатирующих женщин, и приказал отпустить их на свободу и вернуть документы24. Это спровоцировало бурную реакцию некоторых «заколдованных» женщин, что привело к вспышкам насилия. Однако большинство жертв об этом так и не узнали, будучи лишены доступа к информационным ресурсам.

Ситуация усугубляется тем, что, попадая в новую культурную среду, нигерийцы не ассимилируются. Их диаспоры остаются очень закрытыми, и контакты с посторонними жестко регламентируются неписанными нормами и традициями. Прекрасно зная о том, каким образом функционируют каналы траффикинга и механизмы принуждения, нигерийцы смотрят на торговлю людьми как на нечто само собой разумеющееся, считают ее традиционной неизбежной частью жизни женщин. Более того, сексуальная эксплуатация ими воспринимается как нечто нормальное и даже положительное, поскольку, если жертва сможет выжить и выкупиться, она сама сможет стать сутенершей либо начать получать доход, работая на себя.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом создается порочный круг, где пострадавшие не сопротивляются из страха быть уничтоженным проклятием, а те, кто находится рядом и принадлежит к

24 A Voodoo Curse on Human Traffickers // The New York Times [Электронный ресурс]. URL: https://www.nytimes.com/2018/03/24/opinion/sunday/voodoo-curse-human-traffickers.html (дата

обращения: 20.12.2019).

диаспоре, не предпринимают никаких мер, чтобы помочь, мотивируя это тем, что африканцы должны поддерживать свою культуру и традиции, где бы они ни находились [Agazue 2013].

В материалах вышеупомянутого уголовного дела в отношении нигерийских сутенеров, задержанных в Москве, содержится запись диалога, где сутенерша говорит жертве о проклятии: «Если ты будешь прилагать больше усилий на работе, быстро выплатишь 50 тысяч долларов. Прекрати быть такой медленной и отрабатывай больше тысячи долларов в месяц, и очень скоро ты будешь свободна. Когда Элла (девушка, сбежавшая от сутенеров незадолго до момента беседы) была здесь, она много работала и отрабатывала 6000, 5000, 4000 долларов в месяц, и скоро она освободилась бы. Это страх и ее глупая мать заставили ее не выплачивать долг, поэтому она убежала. Они разрушили ее карьеру и жизнь. Элла никогда не сможет вернуться и расплатиться: я накладываю проклятие на нее, где бы она ни была. Она будет страдать, потому что я прокляла ее».

Как мы упоминали выше, нигерийские девушки, попавшие в сексуальное рабство, страдают многочисленными заболеваниями и часто подвергаются насилию в результате агрессии клиентов и сутенеров. Никакого лечения жертвы не получают, иногда их состояние резко ухудшается. В этих случаях жертва становится непригодной для дальнейшей эксплуатации, и ее выгоняют из квартиры, где содержатся другие девушки под присмотром сутенеров. Другим жертвам увечья и гибель таких девушек преподносят как следствие непослушания и замыслов побега, якобы пострадавших настигло наложенное на них проклятие.

Другое обстоятельство, осложняющее ситуацию жертв, — это непонимание механизма функционирования нигерийского траффикинга в странах-реципиентах. Закрытые диаспоры не дают никаких объяснений, сами жертвы часто молчат, правоохранительные органы воспринимают любое упоминание колдовства и проклятий как абсурд. Это приводит к тому, что состав преступления и вину сутенеров очень сложно доказать и обосновать, при этом жертвы вместо помощи получают наказание.

Кроме того, неуязвимость нигерийских преступных группировок, занимающихся торговлей людьми, обеспечивается за счет децентрализованного, матричного характера организации. Звенья сети траффикеров небольшие, между собой формально они связаны очень слабо, у них отсутствует централизованная иерархическая система управления. Безусловно, они подчиняются авторитетам, входящим в диаспору, и выплачивают им долю криминального дохода. Однако

напрямую руководители в процесс траффикинга не вовлечены и непосредственно с преступниками не взаимодействуют. Таким образом, ликвидация одного звена цепочки траффикинга не всегда приводит к разоблачению других преступников и их покровителей из диаспоры. При этом неформальный контакт между всеми участниками преступной схемы осуществляется постоянно и регулярно, координация налажена очень хорошо. Например, в Москве, по данным полиции25, существуют клубы и бары, где регулярно собирается вся диаспора, включая траффикеров. Кроме того, в городе функционирует нигерийская религиозная организация РЦХВЕ, где траффикеры имеют возможность встречаться еженедельно.

Противодействие нигерийскому траффикингу

В настоящий момент научное сообщество и органы правопорядка в европейских странах приходят к лучшему пониманию проблемы. Если ранее упоминания о вуду расценивались как обман или следствие «промывания мозгов» и внушения, то теперь эксперты сходятся на том, что в случае Нигерии торговлю людьми следует рассматривать с точки зрения системы убеждений жертв, которая уходит корнями в традиционные верования [Ikeora 2016].

Сегодня Нигерия входит в пятерку лидеров по ввозу «живого товара» на территорию ЕС. По данным Европола, в 2013 году 18% жертв сексуальной эксплуатации, обнаруженных в Европе, имели нигерийское гражданство26. При этом раскрываемость дел, связанных с нигерийским траффикингом, постепенно растет благодаря лучшему изучению и пониманию проблемы. Ежегодно правоохранительные органы европейских стран проводят операции по ликвидации борделей и освобождению нигерийских женщин, находящихся в сексуальной эксплуатации. Итогами этих операций становятся десятки арестов участников преступных группировок и спасение сотен жертв27.

25 Интервью с сотрудниками МВД г. Москвы.

26 Trafficking in human beings in the EU (Europol) // European Commission [Электронный ресурс]. URL: https ://ec.europa. eu/anti-

trafficking/sites/antitrafficking/files/situational report trafficking in human beings- europol.pdf (дата

обращения: 20.12.2019). C. 3, 31.

27 25 arrests and 16 victims safeguarded in operation against sexual exploitation of women // Europol [Электронный ресурс]. URL: https://www. europol.europa. eu/newsroom/news/25-arrests-and- 16-victims-safeguarded-in-operation-against-sexual-exploitation-of-women (дата обращения: 20.12.2019); Joint action to tackle west African human trafficking networks // Europol [Электронный ресурс]. URL: https://www.europol.europa.eu/newsroom/news/ioint-action-to-tackle-west-african-human-trafficking-networks-1 (дата обращения: 20.12.2019); Europol coordinates EU-wide hit on trafficking in human beings for sexual exploitation // Europol [Электронный ресурс]. URL: https://www.europol.europa.eu/newsroom/news/europol-coordinates-eu-wide-hit-trafficking-in-human-beings-for-sexual-exploitation (дата обращения: 20.12.2019); Trafficked by voodoo threats: one of the largest operations in Europe rescues 39 Nigerian women // Europol [Электронный ресурс]. URL: https://www.europol.europa.eu/newsroom/news/trafficked-voodoo-threats-one-of-largest-operations-in-europe-rescues-39-nigerian-women (дата обращения: 20.12.2019).

По мере роста диаспоры в России, в Москве и других крупных городах проблема нигерийского траффикинга становится острее. В России начали появляться также святилища и жрецы. В некоторых случаях, согласно свидетельствам спасенных жертв, женщины проходят ритуал вуду уже после прибытия в страну. В квартирах, где проживают сутенеры и женщины, иногда можно обнаружить самодельные алтари. При этом большинство нигерийских сутенеров в Москве официально исповедуют христианство.

Раскрываемость в России преступлений, связанных с торговлей «живым товаром» из Нигерии, до недавнего времени была нулевой. Незнание полицией английского языка, отказ жертв идти на сотрудничество с силовиками и закрытость диаспоры в целом приводили к тому, что пострадавших не рассматривали как пострадавших, а преступление не воспринималось как преступление. В последние годы ситуация начала улучшаться, огромным достижением московских правоохранителей стало возбуждение упомянутого выше уголовного дела за торговлю людьми в отношении нигерийских сутенеров. Решения суда по нему пока не принято. В случае, если будет вынесен обвинительный приговор, можно будет с уверенностью констатировать, что в российской практике начался качественно новый этап борьбы с траффикингом. Немаловажно, что в материалах уголовного дела раскрывается суть колдовского обряда и его важная роль в организации траффикинга из Нигерии. Таким образом, создается важный прецедент учета религиозного культа в качестве меры подавления и принуждения.

Заключение

Торговля людьми — сложный феномен, имеющий множество предикторов и предпосылок, среди которых присутствуют демографические, социальные, экономические факторы. Рассмотрев пример Нигерии, мы убедились в том, что, помимо разнообразных эконометрических показателей, на формирование потоков траффикинга воздействуют культурные факторы. Они сложно измеримы и в общем виде практически не видны. Тем не менее в конкретных случаях они могут стать решающими в вопросе, будет ли страна с тяжелыми социально-экономическими условиями страной-донором «живого товара». Именно поэтому анализ и учет таких факторов критически важен для понимания траффикинга и борьбы с ним.

По своей природе культурные факторы плохо поддаются количественному анализу, кроме того, произвести сравнение стран с их учетом часто невозможно в принципе. Методологически изучение влияния культурного контекста на торговлю

людьми необходимо производить для каждой страны или региона в отдельности, используя качественные методы для выявления важных и ключевых аспектов.

На примере Нигерии мы смогли убедиться в том, что культурный контекст может играть системообразующую роль в становлении и развитии траффикинга. Мы рассмотрели основные свойства религиозного культа джуджу, который преступники интегрировали в свою деятельность, тем самым создав прочную и стабильную систему. Без учета этой особенности невозможно определить причину, сделавшую Нигерию одним из лидеров по экспорту «живого товара» в Европу.

Не менее важно изучение культурных предпосылок становления каналов торговли людьми для успешной и эффективной борьбы с этим видом преступности. Как и в Европе, в России ключом к пониманию траффикинга, организованного нигерийской диаспорой, стало понимание роли обрядов вуду. Именно рассмотрение религиозных верований как средства манипуляций и принуждения дало возможность полиции и следователям собрать целостную и логичную доказательную базу против траффикеров.

Для России, где борьба с торговлей людьми находится сегодня на стадии становления и институционализации, особенно важно продолжать изучение данной темы в рамках различных дисциплин: от криминалистики до общественных наук. Методологически обоснованное, логичное и полное понимание траффикинга как социального и культурного явления имеет важное значение для профилактики данного вида преступности, выработки более эффективных механизмов обнаружения жертв, расследования преступлений, связанных с торговлей людьми, выявления и ликвидации преступных группировок, осуществляющих траффикинг.

Список литературы:

Бабаев К.В. Традиционные культы и христианство в представлении современных жителей Западной Африки // Историческая психология и социология истории. 2012. Т. 5. № 2. P. 28-37.

Дэвидсон Б. Африканцы. Введение в историю культуры. М.: Наука, 1975. Силуянова Ю.А. Факторы, способствующие развитию индустрии торговли людьми в России и в мире // Государственное управление. Электронный вестник. 2019. № 77. С. 84-110. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10019.

Agazue C. The Role of a Culture of Superstition in the Proliferation of Religion Commercial Pastors in Nigeria. Huddersfield: AuthorHouse, 2013.

Aghatise E. Réalités et cadre légal de la traite de Nigérianes et d'Européennes de l'Est en Italie // Alternatives sud 2005. Vol. XII. No. 3. P. 135-164.

Dando C.J., Walsh D., Brierly R. Perceptions of Psychological Coercion and Human

Trafficking in the West Midlands of England: Beginning to Know the Unknown // PLOS

ONE. 2016. No. 11(5). DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0153263.

DunkerleyA.W. Exploring the Use of Juju in Nigerian Human Trafficking Networks:

Considerations for Criminal Investigators // Police Practice and Research. 2018. Vol. 19.

No. 1. P. 83-100. DOI: https://doi.org/10.1080/15614263.2017.1347786.

Ellis S. This Present Darkness: A History of Nigerian Organized Crime. New York: Oxford

University Press, 2016.

Guillemaut F. Sexe, juju et migrations. Regard anthropologique sur les processus migratoires de femmes africaines en France // Recherches sociologiques et anthropologiques. 2008. No. 39-1. P. 11-26. DOI: 10.5153/sro.4158.

Herskovits M.J. African Gods and Catholic Saints in New World Negro Belief // American Anthropologist. 1937. No. 39(4). P. 635-643.

Houessou-Adin T. Vodou in Benin // Encyclopedia of African Religion. Asante M.K., Mazama A. (eds.). Los Angeles; London: Sage, 2009.

Ikeora M.The Role of African Traditional Religion and 'Juju' in Human Trafficking: Implications for Anti-trafficking // Journal of International Women's Studies. 2016. No. 17(1). P. 1-18. URL: http://vc.bridgew. edu/jiws/vol 17/iss1/1 (дата обращения: 20.12.2019). Kara S. Supply and Demand: Human Trafficking in the Global Economy // Harvard International Review. 2011. No. 33(2). P. 66-71.

Kaufmann R., Banerjee S. A Unified World Oil Market: Regions in Physical, Economic, Geographic, and Political Space // Energy Policy. 2014. No. 74. P. 235-242. DOI: 10.1016/j.enpol.2014.08.028.

Leman J., Janssens S. Creative Adaptive Criminal Entrepreneurs from Africa and Human

Trafficking in Belgium: Case Studies of Traffickers from Nigeria and Morocco //

International Journal of Criminology and Sociology. 2013. No. 2. P. 153-162.

Nwauche E.S. Law Religion and Human Rights in Nigeria // African Human Rights Law

Journal. 2008. Vol. 2. URL: https://ssrn.com/abstract=1342668 (дата обращения:

20.12.2019).

Odeh M., Christie O. Poverty Reduction Policy and Youth Unemployment in Nigeria // Public Policy and Administration Research. 2014. No. 4(3). P. 92-103.

Omorodion F.I. Vulnerability of Nigerian Secondary School to Human Sex Trafficking in Nigeria // African Journal of Reproductive Health. 2009. No. 13(2). P. 33-48.

Taliani S. Calembour de choses dans le vaudou italien: Corps-fétiche et principes d'inégalité devant les dieux // Social Compass. 2016. Vol. 63. No. 2. DOI: https://doi.org/10.1177/0037768616628790.

Thomas W.I., Thomas D.S. The Child in America: Behavior Problems and Programs. New York: Knopf, 1928.

Дата поступления: 09.10.2019

Siluyanova Yu.A.

Anthropological and Cultural Background for the Formation of Human Trafficking Channels from Nigeria to Russia and the EU

Yulia A. Siluyanova — postgraduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: Zernovaju@gmail. com

Abstract

The international community has a clear understanding of human trafficking definition, but we still have only a partial understanding of this problem nature and origins. Researchers consider many economic and social factors as predictors of human trafficking trends. It is generally accepted that poverty and unemployment are the push factors that form the outgoing flows of human trafficking, and job opportunities are an important factor of attraction that determines the situation with incoming traffic in a particular country. However, looking at specific examples, we face the fact that the socio-economic model is not able to explain why among very similar countries one has a huge volume of traffic, and in other countries human trafficking flow is small. The explanation for this phenomenon lies beyond econometric models and roots in the cultural characteristics of communities. A good example to support this hypothesis is Nigeria. In terms of human trafficking this country is a leader among other African countries. We can see the growth of victims' flow from Nigeria both in the EU and in Russia. Exploring the features of Nigerian trafficking, in this article we have come to the conclusion that cultural factors play a huge role in the formation of human trafficking tradition in Nigeria. The most important of those factors is the use of African religious practices to legitimize trafficking, control victims and ensure the stability of criminal networks.

Keywords

Human trafficking, modern slavery, religion, voodoo, juju Edo, Africa, Nigeria, hidden migration, international crime, shadow economy, criminal economy, human rights, inequality.

DOI: 10.24411/2070-1381-2020-10038

References:

Agazue C. (2013) The Role of a Culture of Superstition in the Proliferation of Religion Commercial Pastors in Nigeria. Huddersfield: AuthorHouse.

Aghatise E. (2005) Réalités et cadre légal de la traite de Nigérianes et d'Européennes de l'Est en Italie. Alternatives sud. Vol. XII. No. 3. P. 135-164.

Babaev K.V. (2012) Traditsionnyye kul'ty i khristianstvo v predstavlenii sovremennykh zhiteley Zapadnoy Afriki [Traditional cults and Christianity in modern Western Africa]. Istoricheskayapsikhologiya i sotsiologiya istorii. Vol. 5. No. 2. P. 28-37.

Dando C.J., Walsh D., Brierly R. (2016) Perceptions of Psychological Coercion and Human Trafficking in the West Midlands of England: Beginning to Know the Unknown. PLOS ONE. No. 11(5). DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0153263. Davidson B. (1975). The Africans: An Entry to Cultural History. Moscow: Nauka. Dunkerley A.W. (2018) Exploring the Use of Juju in Nigerian Human Trafficking Networks: Considerations for Criminal Investigators. Police Practice and Research. Vol. 19. No. 1. P. 83-100. DOI: https://doi.org/10.1080/15614263.2017.1347786.

Ellis S. (2016) This Present Darkness: A History of Nigerian Organized Crime. New York: Oxford University Press, USA.

Guillemaut F. (2008) Sexe, juju et migrations. Regard anthropologique sur les processus migratoires de femmes africaines en France. Recherches sociologiques et anthropologiques. No. 39-1. P. 11-26. DOI: 10.5153/sro.4158.

Herskovits M.J. (1937) African Gods and Catholic Saints in New World Negro Belief. American Anthropologist. No. 39(4). P. 635-643.

Houessou-Adin T. (2009) Vodou in Benin. In: Encyclopedia of African Religion. Asante M.K., Mazama A. (eds.). Los Angeles; London: Sage.

Ikeora M. (2016) The Role of African Traditional Religion and 'Juju' in Human Trafficking: Implications for Anti-trafficking. Journal of International Women's Studies. No. 17(1). P. 118. Available: http://vc.bridgew.edu/jiws/vol17/iss1/1 (accessed: 20.12.2019). Kara S. (2011) Supply and Demand: Human Trafficking in the Global Economy. Harvard International Review. No. 33(2). P. 66-71.

Kaufmann R., Banerjee S. (2014) A Unified World Oil Market: Regions in Physical, Economic, Geographic, and Political Space. Energy Policy. No. 74. P. 235-242. DOI: 10.1016/j.enpol.2014.08.028.

Leman J., Janssens S. (2013) Creative Adaptive Criminal Entrepreneurs from Africa and Human Trafficking in Belgium: Case Studies of Traffickers from Nigeria and Morocco. International Journal of Criminology and Sociology. No. 2. P. 153-162. Nwauche E.S. (2008) Law Religion and Human Rights in Nigeria. African Human Rights Law Journal. Vol. 2. Available: https://ssrn.com/abstract=1342668 (accessed: 20.12.2019). Odeh M., Christie O. (2014) Poverty Reduction Policy and Youth Unemployment in Nigeria. Public Policy and Administration Research. No. 4(3). P. 92-103.

Omorodion F.I. (2009) Vulnerability of Nigerian Secondary School to Human Sex Trafficking in Nigeria. African Journal of Reproductive Health. No. 13(2). P. 33-48.

Siluyanova Yu.A. (2019) Factors Contributing to the Development of Human Trafficking Industry in Russia and in the World. Gosudarstvennoye upravleniye. Elektronnyy vestnik. No. 77. P. 84-110. DOI: 10.24411/2070-1381-2019-10019.

Taliani S. (2016) Calembour de choses dans le vaudou italien: Corps-fétiche et principes d'inégalité devant les dieux. Social Compass. Vol. 63. No. 2. DOI: https://doi.org/10.1177/0037768616628790.

Thomas W.I., Thomas D.S. (1928) The Child in America: Behavior Problems and Programs. New York: Knopf.

Received: 09.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.