в свои силы и способности. Далее продолжается совершенствование умений речевого взаимодействия, расширяется тематика, сферы и ситуации общения для активного пользования изучаемым ИЯ, расширяется коммуникативный и профессиональный словарь студентов; углубляются знания путем их включения в живое общение; создается мотивация для дальнейшего совершенствования изучаемого ИЯ.
Таким образом, принцип сотрудничества при формировании конкурентоспособной личности средствами ИЯ требует совершенно иного подхода к организации учебного процесса: создание условий для естественного извлечения и усвоения лингвистического материала в процессе общения, что позволяет активизировать творческие возможности студентов, способствует раскрытию и проявлению личности каждого, повышает эмоциональный тонус учебного процесса. Возможность опираться на неиспользуемые обычно в обучении психологические резервы личности и деятельности студентов становится реальностью. Учебный процесс строится на основе неформального речевого общения преподавателя со студентом и студентов между собой и требует переосмысления роли личности самого педагога, который начинает занимать психотерапевтическую позицию в процессе обучения.
Речь идет о личностной рефлексии, когда без ценностной установки немыслимо профессиональное бытие педагога любого уровня, ибо она
во многом обеспечивает развитие его профессиональной позиции. Нас же в данном случае более интересует то обстоятельство, насколько педагог умеет управлять рефлексивной позицией своих студентов, поскольку, как известно, с помощью рефлексии индивид может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого. А это уже со всей очевидностью указывает на то, что данная ценностная установка напрямую становится установкой на профессиональную позицию, что с нашей точки зрения и является базовой ценностной установкой молодого человека на формирование в себе качеств конкурентоспособной личности в своей профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Выготский Л. С. Педагогическая психология.-М., 1980.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя.-М.: АРКТИ, 2003.
3. Сазонов Б. Организационно-экономические аспекты модернизации: система зачетных единиц // Высшее образование в России. -2005.
4. Ляудис В.Я. Инновационное обучение и наука.-М., 1998.
5. Ur Penny. A Course in Language Teaching., CUP-1996.
O.C. Щербинина, Л.Ф. Макарова, Л.Е. Ушакова
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
В современных социально-экономических условиях особую актуальность приобретает формирование правовой компетентности личности. Решение данной проблемы необходимо начинать с активизации работы по правовому воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях.
Одним из важнейших условий развития I современного общества является воспитание граждан правового демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.
В разные периоды развития российского образования проблемы правового воспитания рас-
сматривались в работах Н.П. Вербицкого, И.Ф. Ряб-ко, Е.В. Татаривдевой, В.В. Тищенко. Основой для построения учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование нравственноправового сознания и поведения, являются идеи
Н.К. Крупской, А.С. Макаренко. Значимы для изучения особенностей правового воспитания работы Л.С. Выготского, В. А. Сухомлине кого, в которых педагогический процесс рассматривается на основе гуманистического принципа сотруд-
© О.С. Щербинина, Л.Ф. Макарова, Л.Е. Ушакова, 2008
133
иичества взрослых и детей. В последние годы теория правового воспитания активно развивалась отечественной педагогической и юридической наукой. Однако, несмотря на обширную литературу по указанной проблематике, все еще имеются неполно и недостаточно раскрытые аспекты научных и методических основ право-воспи-тательной деятельности, существуют противоречивые позиции ученых по целому ряду вопросов теории и практики правового воспитания.
Правовое воспитание, как впрочем, и весь воспитательный комплекс» выполняет две основные функции. Первая состоит в передаче воспитываемым (индивидам, общественным группам) определенной суммы правовых знаний, навыков и умений, вторая - в формировании правовых идей, чувств, убеждений в правосознании указанных субъектов.
Исходя из этой функциональной характеристики, следует, на наш взгляд, различать такие понятия, как «сущность» и «содержание» правового воспитания граждан. Первым из этих понятий охватывается процесс выработки устойчивых правовых идей и принципов в правосознании воспитуемых., вторым - процесс целенаправленного и систематического воздействия на индивидуальное (групповое) правосознание граждан всего инструментального комплекса правовых средств, которым располагает общество.
Следовательно, правовое воспитание есть планомерный, управляемый, организованный, систематический и целенаправленный процесс воздействия на сознание, психологию граждан Российской Федерации всей совокупности многообразных правовоспитательных форм, средств и методов, имеющихся в арсенале современной правовой деятельности, с целью формирования в их правосознании глубоких и устойчивых правовых знаний, убеждений, потребностей, ценностей, привычек правомерного поведения.
Специфика процесса правового воспитания, прежде всего, зависит от объективных особенностей и качеств самого права и его норм. Свойства права (волевой и нормативный характер, формальная определенность, принудительность и т.д.) накладывают отпечаток на рассматриваемый процесс воспитания, делают его специфически правовым, так как само объективное право является не только исходной базой этого процесса, но и основным материалом, источником для него.
Формирование правосознания под воздействием правовоспитательных усилий представляет собой как бы двойственный процесс. Один качественный уровень этого процесса - накопление (индивидами, общественными группами) правовых знаний, другой - превращение этой накопленной информации в личные убеждения. Следовательно, процесс воспитания должен, прежде всего, обеспечить переход правовых знаний в правовые убеждения воспитуемых.
Однако важно не только превратить знания правовых норм в глубокие убеждения и духовные ценности человека, но и выработать стойкую привычку поступать соответственно этим знаниям, т.е. привычку правомерного поведения, поведения в точном соответствии с законом.
Таким образом, задача правовоспитательного процесса будет в основном решена лишь в том случае, если в правосознании воспитуемых возникнет сплав правовых знаний и убеждений, правовых потребностей, ценностей и, наконец, правовых привычек.
Несмотря на внимание современной педагогической и юридической науки к решению задач правового воспитания, организация работы в данном направлении еще не достаточно эффективна. Наиболее пристальное внимание к правовому воспитанию в настоящее время можно засвидетельствовать в системе школьного образования, среднего и высшего профессионального образования.
Однако, ощутимый вклад в формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную и правовую культуру, способно внести дошкольное образовательное учреждение. Среди функций, которые выполняет ДОУ в системе образования, значительное место должно занимать воспитание основ правового сознания детей дошкольного возраста, формирование у них элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правам. Эффективность данного направления зависит от наличия систематизированных знаний о правах ребенка как его законных представителей (родителей), так и педагогических работников. В результате работы взрослые и дети должны осознать, что каждый человек имеет право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми, честь и достоинство.
Организация работы по правовому воспитанию в дошкольном образовательном учреждении
134
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2008, Том 14
имеет свои особенности, связанные со спецификой данного типа учреждений и возраста детей:
1. При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Глубина и устойчивость впечатлений обеспечивается яркостью и чистотой эмоциональных реакций, получаемых ребенком.
2. Для решения поставленных задач по правовому воспитанию необходимо рассматривать их в связи с теми программами, по которым работает ДОУ, потому что правовое воспитание включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве и представляет процесс овладения правилами и нормами общепринятых отношений между индивидом и обществом.
3. Для формирования у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития уважения и терпимости к другим людям и их правам, важно не только давать знания, но и создавать условия их практического применения. То есть эту работу нельзя сводить к простому заучиванию статей документа и отдельных прав человека.
4. Следует помнить, что для предупреждения нарушения правил, ведущая роль принадлежит нравственному воспитанию, опережающему и сопровождающему правовое воспитание,
5. Организуя работу по данному направлению, необходимо опираться на ведущие для дошкольников виды деятельности: итровую и художественно-продуктивную. Это дидактические, ролевые и театрализованные игры; игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.
6. В детях нужно воспитывать уверенность в себе, самоуважение и уважение к другим. Полнота самоощущения и толерантность - вот основа правового воспитания дошкольников.
Говоря об особенности организации и проведения работы по правовому воспитанию в условиях дошкольного образовательного учреждения, нужно не забывать о трудностях, которые сопровождают социально-педагогическую деятельность этой сферы образования. Ведущая проблема - это нехватка специалистов соответствуюше-. го профиля. В частности, во многих детских садах
города Костромы нет ставки психолога учреждения, и только два ДОУ имеют в своем штате социального педагога. В результате, все психолого-педагогические и социально-педагогические задачи часто вынуждены решать заведующий учреждением, старший воспитатель, методист, общественный инспектор, воспитатели детского сада, родительский комитет и др.
При всей сложности сложившейся ситуации нужно отметить возросшую активность большинства дошкольных образовательных учреждений города и их стремление в решение заявленных проблем. Так, если еще четыре года назад работа по правовому воспитанию осуществлялась фрагментарно в рамках ознакомления с нравственными нормами, то в настоящее время многие ДОУ пытаются организовать работу по данному направлению с учетом специфики учреждения, состава специалистов, контингента детей и своих возможностей.
Так, МДОУ детский сад № 73 комбинированного вида города Костромы начал свою работу по правовому воспитанию в 2004 году, что привело к разработке проекта «Создание системы работы по охране прав ребенка в условиях ДОУ». Движущим фактором по организации работы в данном направлении выступило наличие ярко выраженных трудностей, имеющихся среди контингента детей и родителей, посещающих детский сад.
В рамках проекта педагоги муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада № 73 города Костромы попытались в тесном взаимодействии с семьей создать правовое пространство в условиях дошкольного образовательного учреждения через разработку модели «Ребенок-семья-социум». В рамках данной системы стало возможным проведение про-светтельской, профилактической, коррекционной деятельности по формированию правовой культуры детей родителей, педагогов.
Реализация проекта и полученные результаты послужили основанием для организации на базе ДОУ № 73 г. Костромы опорной площадки по теме «Охрана прав ребенка в условиях ДОУ», учредителем которой является Администрация города Костромы. Положительные результаты, полученные в ходе реализации проекта, позволяют транслировать полученный опыт среди дошкольных образовательных учреждений г. Костромы и продолжать начинания с целью усовершенствования созданной системы работы.
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ Яа 5
135