Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РОДИТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РОДИТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
152
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
несовершеннолетние осужденные / воспитательные колонии / исправление / родительские комитеты / juvenile convicts / educational colonies / correction / parental committees

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Владимировна Храброва, Евгения Валериевна Чернышенко

В статье рассмотрены особенности определения правового статуса родительских комитетов, создаваемых в воспитательных колониях ФСИН России, а также раскрыты основные задачи деятельности данных объединений в направлении организации исправления несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Владимировна Храброва, Евгения Валериевна Чернышенко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the legal status of parental committees in educational colonies of the Federal Penitentiary Service of Russia

The article examines the specifics of determining the legal status of parental committees created in educational colonies of the Federal Penitentiary Service of Russia, and also reveals the main tasks of the activities of these associations in the direction of organizing the correction of juvenile convicts serving a sentence of imprisonment.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РОДИТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН РОССИИ»

УДК 343.851.5 ББК 67.409.13

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-2-122-123

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА РОДИТЕЛЬСКИХ КОМИТЕТОВ В ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ КОЛОНИЯХ ФСИН РОССИИ

Елена Владимировна ХРАБРОВА,

кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России khrabrova-elena@yandex.ru

Евгения Валериевна ЧЕРНЫШЕНКО,

кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовно-исполнительного права и организации воспитательной работы с осужденными ВИПЭ ФСИН России evgenia1308@list..ru

Аннотация. В статье рассмотрены особенности определения правового статуса родительских комитетов, создаваемых в воспитательных колониях ФСИН России, а также раскрыты основные задачи деятельности данных объединений в направлении организации исправления несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Ключевые слова: несовершеннолетние осужденные, воспитательные колонии, исправление, родительские комитеты.

Annotation. The article examines the specifics of determining the legal status of parental committees created in educational colonies of the Federal Penitentiary Service of Russia, and also reveals the main tasks of the activities of these associations in the direction of organizing the correction of juvenile convicts serving a sentence of imprisonment.

Keywords: juvenile convicts, educational colonies, correction, parental committees.

По официальным статистическим данным Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России), на 1 марта 2021 г. в 18 воспитательных колониях содержалось 956 осужденных. Несмотря на незначительную численность лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы в рассматриваемых видах учреждений, следует отметить, что несовершеннолетние являются одной из самых сложных категорий в вопросе организации процесса их исправления.

Важным в данном направлении является выбор форм и средств оказания воспитательного воздействия.

В соответствии с ч. 2 ст. 142 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации [1] (далее — УИК РФ) при отрядах в воспитательных колониях могут создаваться родительские комитеты в целях оказания помощи администрации учреждения, а также повышения воспитательного воздействия на осужденных.

При бесспорной значимости деятельности данных объединений следует отметить до сих пор нормативно не сформированный их статус. На сегодняшний день родительские комитеты, с одной стороны, имеют некоторые признаки обще-

ственных объединений, а, с другой стороны, являются, по сути, структурной единицей воспитательных колоний. Однако и тот, и другой вариант предполагают абсолютно различное определение их правового статуса, прав, обязанностей, нормативно-правового закрепления.

Общественное объединение согласно ст. 5 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ [2] (далее — ФЗ № 82) представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создаваемое по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, которые закрепляются в уставе общественного объединения.

Выделяя указанные черты применительно к родительским комитетам, мы можем отметить, что они представляют собой добровольное, некоммерческое объединение граждан на основе общности интересов, деятельность которого направлена на достижение определенных общих целей.

Однако признак самоуправляемости, а также устав у данного объединения отсутствуют, так как согласно ч. 2 ст. 142 УИК РФ деятельность родительских комитетов регулируется по-

№ 2/2021

ложением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.

Председатель родительского комитета в соответствии с положениями приказа Минюста России от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» [3] (далее — приказ Минюста № 91) должен быть членом учебно-воспитательного совета и входить в совет воспитателей отряда, а родительский комитет должен отчитываться перед учебно-воспитательным советом воспитательной колонии о проделанной работе.

Из всего этого следует, что рассматриваемое объединение не обладает самостоятельностью, не является самоуправляемым, а, по сути, выступает структурным подразделением исправительного учреждения, хотя и не в полном объеме, ввиду того, что деятельность членов родительского комитета осуществляется на безвозмездной основе и они не входят в штат персонала колонии.

Рассматривая содержательную сторону правового статуса родительских комитетов, следует отметить, что законодатель более подробно рассмотрел права членов объединения и мало внимания уделил их обязанностям.

В частности, в числе прав родительских комитетов в соответствии с приказом Минюста № 91 указаны следующие:

■ право на ознакомление с жилищными и бытовыми условиями содержания несовершеннолетних в воспитательных колониях;

■ право на обращение в общественные объединения с целью оказания помощи сиротам и лицам, лишенным родительского попечения, и несовершеннолетним из неблагополучных семей;

■ право на обеспечение посылками и передачами сирот и несовершеннолетних, которые остались без попечения родителей либо чьи родители не поддерживают связь с детьми в период отбывания ими наказания;

■ право на оказание помощи администрации колонии по обеспечению одеждой гражданского образца сирот и лиц, оставшихся без попечения родителей, при их освобождении из мест лишения свободы;

■ право на обращение совместно с администрацией в государственные органы, общественные объединения по вопросам оказания помощи воспитательной колонии в проведении воспитательной работы с осужденными.

В числе обязанностей законодатель закрепил лишь, как было отмечено выше, необходимость предоставления родительскими комитетами отчетов о своей деятельности. А основные цели функционирования данных объединений изложены через термин «призваны», что не позволяет определить, является это обязанностями или все же правами родительских комитетов.

Следует также отметить, что обязательность наличия таких объединений во всех воспитательных колониях нормативно не закреплена, поскольку законодатель определил, что родительские комитеты могут, а не должны создаваться в учреждениях.

Таким образом, на сегодняшний день правовой статус родительских комитетов, создаваемых в воспитательных колониях, требует четкого нормативного закрепления.

На наш взгляд, следует все же определить, относятся ли данные объединения к общественным. И тогда они должны по всем признакам им соответствовать, т.е. необходимо вывести их из-под руководства со стороны администрации исправительных учреждений, предоставить возможность полного самоуправления, в том числе разработки устава, регламентирующего их деятельность.

Библиографический список

1. Уголовно-исполнительный кодекс РФ: Федеральный закон от 08.01.1997 № 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996, ред. от 09.03.2021) // СПС «Консультант Плюс»

2. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.04.1995, ред. от 30.12.2020) // СПС «Консультант Плюс»

3. Об утверждении Инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний: Приказ Минюста от 21.06.2005 № 91 // СПС «Консультант Плюс»

№ 2/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.