Научная статья на тему 'Значение общественных организаций в местах принудительного содержания несовершеннолетних'

Значение общественных организаций в местах принудительного содержания несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
282
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕПРЕССИВНЫЕ МЕТОДЫ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ (ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ) ПОДХОД / СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ИСПРАВИТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СЕМЬЯ / РОДИТЕЛЬСКИЕ КОМИТЕТЫ / REPRESSIVE METHODS / ALTERNATIVE (HUMANISTIC) APPROACH / SOCIAL SUPPORT / CORRECTIONAL AND EDUCATIONAL IMPACT / SOCIAL IMPACT / FAMILY / PARENT COMMITTEES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Маматюк Тамара Николаевна

Рассматриваются вопросы привлечения общественных институтов к исправительному воздействию на несовершеннолетних осужденных, к оказанию помощи в улучшении условий содержания в воспитательных колониях, оптимизации учебно-воспитательной деятельности при главенствующей роли родительских комитетов источника восстановления нарушенных семейных и социальных связей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The importance of public organizations in the places of detention for juvenile convicts

The article deals with the issues of involvement of public institutions in the correctional impact on juvenile convicts, assistance in improving the conditions of detention in educational colonies, optimization of educational activities with the dominant role of parent committees a source of restoration of broken family and social ties.

Текст научной работы на тему «Значение общественных организаций в местах принудительного содержания несовершеннолетних»

УДК 343.8 DOI 10.24411/2073-0454-2019-10270

ББК 67 © Т.Н. Маматюк, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В МЕСТАХ ПРИНУДИТЕЛЬНОГО СОДЕРЖАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Тамара Николаевна Маматюк, старший преподаватель кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко (Приднестровская Молдавская Республика, 3300, г. Тирасполь, ул. 25 Октября, 128) E-mail: aramat60@bk.ru

Аннотация. Рассматриваются вопросы привлечения общественных институтов к исправительному воздействию на несовершеннолетних осужденных, к оказанию помощи в улучшении условий содержания в воспитательных колониях, оптимизации учебно-воспитательной деятельности при главенствующей роли родительских комитетов — источника восстановления нарушенных семейных и социальных связей.

Ключевые слова: репрессивные методы, альтернативный (гуманистический) подход, социальное сопровождение, ис-правительно-воспитательное воздействие, общественное воздействие, семья, родительские комитеты.

THE IMPORTANCE OF PUBLIC ORGANIZATIONS IN THE PLACES OF DETENTION FOR JUVENILE CONVICTS

Tamara Nikolaevna Mamatyuk, senior lecturer of the Department of criminal law, criminal procedure and criminalistics Pridnestrovian state University named after T.G. Shevchenko (The Pridnestrovian Moldavian Republic, 3300, Tiraspol, Str. 25 of October, 128) E-mail: aramat60@bk.ru

Annotation. The article deals with the issues of involvement of public institutions in the correctional impact on juvenile convicts, assistance in improving the conditions of detention in educational colonies, optimization of educational activities with the dominant role of parent committees — a source of restoration of broken family and social ties.

Keywords: repressive methods, alternative (humanistic) approach, social support, correctional and educational impact, social impact, family, parent committees.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Маматюк Т.Н. Значение общественных организаций в местах принудительного содержания несовершеннолетних. 2019;(5):148-52.

Перевод и реинтеграция несовершеннолетних из исправительных учреждений обратно в общество представляется трудновыполнимой задачей, стоящей перед государством и обществом на протяжении длительного времени. Сотни дорогостоящих социально-экономических программ внедряются во многих странах для того, чтобы минимизировать случаи принудительной изоляции несовершеннолетних осужденных, помещения их на определенный срок в воспитательную колонию. Однако только благодаря объединению усилий правоохранительных учреждений и общества в таком огромном государстве как Россия возможно достижение «реальных успехов в постановке пенитенциарного дела» [1, с. 22]. Так писал об отечественных традициях общественного контроля и содействия лицам,

находящимся в местах принудительного содержания, около века назад видный отечественный юрист С. В. Познышев (1870-1943), подразумевая под обществом благотворительные фонды, общественные организации и объединения, то есть гражданское общество, призванное обеспечить наиболее эффективную реализацию целей исполнения наказания.

Экскурс в историю профилактической работы с несовершеннолетними, отбывающими наказание в местах принудительного содержания, показывает, что в этой деятельности традиционно участвовали сотрудники системы исполнения наказаний, которые зачастую применяли репрессивные методы воздействия, предназначенные в основном для предотвращения или снижения уровня агрессивного поведения подростков. Но даже в суровые годы

авторитаризма колонии для несовершеннолетних правонарушителей в значительно меньшей степени были подвержены тем недостаткам, которые имелись в других исправительных учреждениях. Несмотря на широкую и долголетнюю практику апробации репрессивных методов в нашей стране, а также отождествление понятий «наказания» и «репрессии», эти методы еще во времена СССР относительно несовершеннолетних стали сочетаться с качественными и разумными альтернативами, включая полноценное общее и профессиональное образование, сохранение психического и физического здоровья, самореализацию личности, укрепление связей с семьей, социумом.

Анализ нормативной базы свидетельствует о том, что в международной и отечественной практике разработке альтернативного (гуманистического) подхода уделялось и уделяется пристальное внимание. На это указывают:

• минимальные стандартные правила ООН от 10 декабря 1985 года, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних [2]. В данном документе нашли закрепление позитивные меры, нацеленные на мобилизацию всевозможных ресурсов, включая семью, школу, общественные институты для содействия благоприятной судьбе подростков, вступивших в конфликт с законом;

• конвенция о правах ребенка, принятая 20 ноября 1989 года на 44-й сессии Генассам-блеи ООН и ратифицированная в 1990 году [3]. Этот документ зафиксировал за несовершеннолетним статус самостоятельного участника правоотношений, и как следствие, — активно обновил после распада СССР российское законодательство, нацелив его на противодействие росту преступности несовершеннолетних посредством предоставления трудновоспитуемому подростку возможности жить в обществе, семье, всесторонне реализовывать себя в жизни.

Альтернативный подход, став одной из форм реализации конституционного принципа об участии граждан в управлении делами государства (ч. 1 ст. 32 Конституции РФ), конкретизировался в других законодательных актах и ведомственных предписаниях. Во-первых, он проявился в организации учебно-воспитательного процесса в УИС, во-вторых, придал этому процессу открытость, гласность; в-третьих, вовлек общественные институты в общественный контроль над деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказания.

Действующий Уголовно-исполнительный кодекс РФ не только адекватно воспринял столь

важные социальном отношении новации, но и значительно смягчил условия отбывания наказания, одновременно усилив возможности воспитательного воздействия на несовершеннолетних осужденных. Участие общественных объединений в работе воспитательных колоний стало благотворной юри-дико-педагогической реальностью. В Кодексе, где к основным средствам исправления осужденных наряду с установленным порядком исполнения и отбывания наказания стали относить воспитательную работу, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие (ст. 9 УИК РФ), было закреплено участие общественных объединений (родительских комитетов — ч.2 ст. 142 УИК РФ, попечительских советов — ч.4 ст. 23 УИК РФ) в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, общественных наблюдательных комиссий (ОНК) над их деятельностью (ч.1 и 2 ст. 23 УИК РФ). За осужденными закрепилось право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами в общественные формирования, общественные наблюдательные комиссии, общероссийские, межрегиональные, региональные и местные общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека в соответствии с международными договорами Российской Федерации (ч. 4 ст. 12 УИК РФ).

Проводимая в настоящее время реформа международной уголовно-исполнительной системы согласно новой редакции Европейских пенитенциарных правил также сориентирована на переход от задач «исправления» к задачам «сохранения и развития личности» [4, с. 112]. Оказание помощи осужденным в социальной адаптации, как в ходе исполнения наказания, так и после освобождения — приоритетная задача всей современной российской уголовно-исполнительной политики. В соответствии с этим перестраиваются взаимоотношения гражданского общества и правоохранительных структур, совершенствуется деятельность общественных организаций, создаются с последующей институционализацией специализированные учреждения, участвующие в обеспечении правоохранительной функции государства, закладывается основание успешной ресоциализации и социальной адаптации после освобождения из мест лишения свободы.

Российским учреждениям и органам, исполняющим наказания, в настоящее время оказывают помощь более 150 благотворительных фондов, общественных объединений и религиозных организаций [5, с. 20]. Растет понимание важности социального сопровождения несовершеннолетних осужденных в воспитательных учреждениях, гуманистического подхода, способного предотвратить или смягчить

негативные последствия лишения свободы. Так, в ходе опроса представителей правоприменительных и правоохранительных органов России, было выявлено, что к распространению практики участия общественности в предупреждении преступности среди несовершеннолетних позитивно относятся: 74,5 % работников судебной системы, 72,4 % прокуратуры, 68 % адвокатуры, 63,4 % сотрудников криминальной полиции и 59,2% инспекции по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. При этом главные причины поддержки деятельности общественных объединений в местах принудительного содержания, наряду с прямым содействием администрации пенитенциарных учреждений при оказании помощи освобождаемым осужденным, опрошенные видят: 1) в уменьшении воспроизводства преступности в целом; 2) в формировании положительного общественного мнения о деятельности уголовно-исполнительной системы; 3) в осуществлении независимого, объективного общественного контроля за работой УИС; 4) в демократизации уголовно-исполнительного законодательства, трансформации УИС из консервативной закрытой системы в открытую.

По оценке большинства проинтервьюированных руководителей территориальных органов ФСИН России, при которых, как известно, созданы и функционируют общественные советы [6], органы и учреждения, исполняющие уголовные наказания, не могут быть свободны от контроля со стороны общества, поскольку этот институт призван защищать не собственные, а общественные интересы.

Обобщение информации, полученной с помощью опроса граждан показало, что круг помощи общественных объединений несовершеннолетним и, соответственно, администрации ИУ при условии систематичности и сбалансированности может быть значительно расширен за счет: 1) просветительской работы относительно того региона, где несовершеннолетний собирается проживать на свободе, получать образование, трудоустраиваться, вести достойный образ жизни; 2) восстановления социально полезных связей и обязанностей; 3) консультативно-разъяснительной работы по решению юридических, медицинских, психологических проблем; 4) формирования мотивации к изменению образа жизни, поведения, желания работать и совершенствоваться в профессии; 5) содействия в обеспечении прав на свободу совести и вероисповедания и т.д. Кроме того, опрос респондентов показал, что деятельность представителей общественности позволит не только закрепить достигнутые результаты исправления в ходе исполнения наказания, но и морально поддержать освободившихся в первые недели (месяцы) возвращения в общество.

Поскольку субъекты воспитательной рабо-

ты — персонал ВК, социальные работники, психологи, представители общественных объединений не способны при всем старании заменить несовершеннолетнему осужденному семью, а в Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22 марта 2017 года № 520-р ставится задача реализовать «право каждого ребенка жить и воспитываться в семье», данное положение приводит к необходимости укрепления и возвышения статуса семьи в исправительно-воспитательном процессе.

Положение Концепции о «праве каждого ребенка жить и воспитываться в семье» развивает содержание ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, где семье предоставляются гарантии защиты со стороны государства. Выступая школой законопослушного поведения и нравственности, семья формирует социально активную, позитивно-мотивированную личность, реализующую себя не только в государстве, но и в гражданском обществе, обеспечивает передачу значимых социальных ценностей. Цель Концепции согласуется с нормой УИК РФ, согласно которой за родителями, лицами, их заменяющими, а также другими близкими родственниками осужденных закрепляется право создавать при отрядах ВК родительские комитеты (ст. 142). Именно родительские комитеты, при правильном функционировании и поддержке со стороны администрации ВК могут стать катализаторами восстановления нарушенных семейных связей для всех несовершеннолетних воспитанников и каждого в частности. Кроме того, персоналу ВК немаловажен настрой на партнерское взаимоотношение (сотрудничество) с родителями осужденных как с полноценными субъектами ис-правительно-воспитательного процесса, осознание возможности разделить с родителями моральную ответственность за будущее подростка. В противном случае за время пребывания несовершеннолетнего в условиях изоляции возможен риск утраты эмоциональной связи с родителями, а выработанные ранее негативные стереотипы поведения, порождающие ссоры, драки, открытое неповиновение родителям и органам правопорядка могут восстановиться, стать типичными для поведения подростка и после отбытия наказания.

Немаловажной представляется проблема разрыва связей с семьей по причине отдаленности местонахождения ВК от родителей несовершеннолетних осужденных, нехватки у родителей материальных возможностей приехать на свидание. Но есть проблема значительно сложнее — это отсутствие у родителей и родственников стремления поддерживать социально значимые связи с осужденными несовер-

шеннолетними. Данный разрыв может приводить к усилению влияния криминальных структур на несовершеннолетнего, затруднениям в ресоциализации. Более того, деформация или отсутствие семейных связей выступают универсальным условием совершения тяжких и иных преступлений. При таких обстоятельствах необходимо усиление роли общественных организаций, которые оперативно разрешали бы проблемы, связанные с восстановлением и поддержанием социальных связей между подростками и их родителями, находящимися вдали друг от друга [7, с. 249].

Анализ специальной литературы приводит к выводу, что для сотрудников воспитательных колоний УИС России работа с родителями несовершеннолетних осужденных не является новой. Еще 70-80-е годы XX столетия школьные воспитатели и учителя активно включались в подобную деятельность. Педагогом-новатором Н. А. Деевой в целях оптимизации воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными женского пола был разработан примерный план собеседования с их родителями, который включал такие вопросы, как: материальная обеспеченность семьи; взаимоотношения между родителями или лицами их заменяющих; методы и приемы воспитания несовершеннолетней в семье; успеваемость и поведение в школе; интересы несовершеннолетней; черты характера, их изменение в семье, школе; наличие пагубных пристрастий (ад-дикций) и т.д.

Родителям предлагалось поддерживать отношения с воспитанницами в течение всего периода отбывания наказания. Наряду с перепиской и обязательным свиданием, практиковались экстренные вызовы в колонию для совместного обсуждения случаев некорректного поведения дочери, принятия педагогически целесообразных решений. За несколько месяцев до освобождения родителям давались рекомендации для дальнейшего исправления девиаций в поведении осужденной, закрепления позитивных изменений. Посредством переписки родители поддерживали отношения с воспитателями, педагогами колоний и после освобождения дочери, а в случае необходимости получали от них консультации и иную помощь.

На современном этапе развития отечественной уголовно-исполнительной системы предусмотрены более совершенные формы организации взаимодействия родителей и персонала колоний. Работникам ВК представляются возможности для широкого использования родителей в качестве субъектов социального сопровождения несовершеннолетних. Создаваемые при отрядах колонии родительские комитеты из родителей и лиц, их заменяющих, получили право через председателя этого комитета

высказывать замечания и вносить предложения по оптимизации жизни, быта, учебной деятельности несовершеннолетних осужденных.

С целью совершенствования социального сопровождения несовершеннолетних осужденных необходимо взаимодействие с иными общественными институтами, от которых зависит создание благоприятных условий для работы психологической службы в ВК, организации досуга осужденных (концерты, спектакли, встречи с интересными людьми, иные просветительские мероприятия), подготовки несовершеннолетних осужденных к освобождению (планирование социальной защиты, трудового и бытового устройства) и т.д. В настоящее время отечественными учеными-пенитенциа-ристами (Т. В. Калашниковой, М. М. Калашниковой, В. Е. Матвеенко) ставится вопрос о создании цельной многоуровневой системы субъектов общественного воздействия как средства исправления несовершеннолетних осужденных [8, с. 75].

В целях примирения и восстановления связей осужденных с семьей становится актуальным развитие института пенитенциарных медиаторов, чей организационно-правовой статус и возможности были апробированы в деятельности региональных уголовно-исполнительных инспекций (УИИ).

Представляется целесообразным возрождение института общественных воспитателей несовершеннолетних правонарушителей, ранее функционирующего согласно Исправительно-трудовому кодексу РСФСР (утв. ВС РСФСР 18.12.1970) (ред. от 21.12.1996), Указу Президиума ВС РСФСР от 13 декабря 1967 года № 212/1 «Об утверждении Положения об общественных воспитателях несовершеннолетних». Необходимость применения этого института видится, прежде всего, на стадии подготовки несовершеннолетнего к освобождению. В его состав могли бы войти близкие родственники и лица, способные оказывать положительнее воспитательное воздействие на осужденного с опорой на гендерные, возрастные и иные особенности.

Знание перечисленных аспектов в перевоспитании несовершеннолетних позволяет криминологически компетентно осуществлять работу по формированию правопослушного поведения и профилактике отклоняющегося поведения. Система знаний об этом имеет прямое отношение не только к науке уголовно-исполнительного права, но и отдельному разделу юридической педагогики — криминологической педагогике, призванной вооружить работников правопорядка и широкие круги общественности знаниями, необходимыми для успешного решения задач по предупреждению правонарушений и преступлений.

В целом криминологическая профилактика на пе-

нитенциарном и постпенитенциарном пространстве должна осуществляться с учетом закономерностей воспитательного процесса, способствовать выработке у каждой личности способности к законопослушному поведению, формированию нового типа мышления, укреплению дисциплины и правопорядка, соответствовать принципам воспитательной работы, нашедших отражение в Федеральном законе от 24.06.1999 № 120-ФЗ (последняя редакция) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»: законности, демократизма, гуманного обращения с несовершеннолетними, поддержки семьи и взаимодействия с ней, индивидуального подхода к несовершеннолетним.

Литература

1. Познышев С. В. Основы пенитенциарной науки. — М., 1922. — 224 с.

2. Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних («Пекинские правила») (приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 10 декабря 1985 г.)// http:// www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=d oc&base=INT&n=16183#0961105717690243 (дата обращения: 13.06.2019).

3. Конвенция о правах ребенка (Нью-Йорк, 20 ноября 1989 г.) // https://base.garant. ru/2540422/ (дата обращения: 13.06.2019).

4. Пояснительная записка к Европейским пенитенциарным правилам II Защита прав человека в местах лишения свободы. — М.: Юриспруденция, 2003. — С. 111-114.

5. Грунина В. А., Уланова Н. В. Взаимодействие уголовно-исполнительной системы с общественными объединениями //Пенитенциарное право: юридическая теория и правоприменительная практика. 2019. № 1 (19). — С. 18-21.

6. Приказ ФСИН России от 01.10.2013 № 542 (ред. от 24.01.2018) «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава» // http:// www.consultant.ru/document/cons_(дата обращения: 17.06.2019).

7. Кашуба Ю.А., Нистратова И.С. Исполнение наказания в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, имеющих социально значимые заболевания // Вестник

Томского государственного университета. 2018. № 435. — С. 247-253.

8. Калашникова Т. В., Калашникова М. М. О субъектах психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных // Сб. статей конференции «Психология и коммуникация в правовой системе». Могилев, 28-29 января. 2016. — С. 72-77.

References

1. Poznyshev S. V. Osnovy penitenciarnoj nau-ki. — M., 1922. — 224 s.

2. Minimal'nye standartnye pravila Organizacii Ob"edinennyh Nacij, kasayushchiesya ot-pravleniya pravosudiya v otnoshenii nesover-shennoletnih («Pekinskie pravila») (prinyaty rezolyuciej General'noj Assamblei OON 40/33 ot 10 dekabrya 1985 g.)// http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&ba se=INT&n=16183#0961105717690243 (data obrashcheniya: 13.06.2019).

3. Konvenciya o pravah rebenka (N'yu-Jork, 20 noyabrya 1989 g.) // https://base.garant. ru/2540422/ (data obrashcheniya: 13.06.2019).

4. Poyasnitel'naya zapiska k Evropejskim peni-tenciarnym pravilam II Zashchita prav chelove-ka v mestah lisheniya svobody. — M.: YUris-prudenciya, 2003. — S. 111-114.

5. Grunina V. A., Ulanova N. V. Vzaimodejstvie ugolovno-ispolnitel'noj sistemy s obshchest-vennymi ob"edineniyami //Penitenciarnoe pravo: yuridicheskaya teoriya i pravoprimeni-tel'naya praktika. 2019. № 1 (19). — S. 18-21.

6. Prikaz FSIN Rossii ot 01.10.2013 № 542 (red. ot 24.01.2018) «O sozdanii Obshchestvenno-go soveta pri Federal'noj sluzhbe ispolneniya nakazanij po problemam deyatel'nosti ugolov-no-ispolnitel'noj sistemy i utverzhdenii ego sostava» // http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_(data obrashcheniya: 17.06.2019).

7. Kashuba YU.A., Nistratova I.S. Ispolnenie na-kazaniya v vide lisheniya svobody v otnoshenii nesovershennoletnih, imeyushchih social'no znachimye zabolevaniya // Vestnik Tomsko-go gosudarstvennogo universiteta. 2018. № 435. —S.247-253.

8. Kalashnikova T. V., Kalashnikova M. M. O sub»ektah psihologicheskogo soprovozhdeniya nesovershennoletnih osuzhdennyh // Sb. statej konferencii «Psihologiya i kommunikaciya v pravovoj sisteme». Mogilev, 28-29 yanvarya. 2016. — S. 72-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.