Научная статья на тему 'Особенности правового статуса нотариальных палат'

Особенности правового статуса нотариальных палат Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1683
270
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОТАРИАЛЬНЫЕ ПАЛАТЫ / ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО / НОТАРИУС / КОНТРОЛЬ / ЧЛЕНСТВО / ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РФ / NOTARY ASSOCIATION / LEGAL ENTITY / NOTARY / CONTROL / MEMBERSHIP / CIVIL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рассказова Е.Н., Устимова С.А.

Проанализированы изменения правового статуса нотариальных палат, нотариусов, внесенные Федеральными законами от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-ФЗ, от 07.02.2017 № 12-ФЗ. Им дана соответствующая оценка. Особо выделены изменения от 07.02.2017 г., определяющие нотариальные палаты как некоммерческие корпоративные организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Рассказова Е.Н., Устимова С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of the legal status of the notary chambers

In this paper we analyze changes in the legal status of the notary of the chambers of notaries, as amended by the Federal laws from 29.12.2014 N 457-FZ of 21.12.2013 N 379-FZ, from 07.02.2017 N 12-FZ. They are given the appropriate assessment. Highlighted changes from 07.02.2017 G., defining the notary chamber as a non-profit corporate organization.

Текст научной работы на тему «Особенности правового статуса нотариальных палат»

УДК 34 ББК 67

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА НОТАРИАЛЬНЫХ ПАЛАТ

ЕКАТЕРИНА НИКОЛАЕВНА РАССКАЗОВА,

старший преподаватель кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: stepanovakatya@yandex.ru; СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА УСТИМОВА, доцент кафедры гражданского и трудового права, гражданского процесса Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя,

кандидат юридических наук E-mail: 7791sveta@mail.ru Научная специальность 12.00.03 — гражданское право, предпринимательское право, семейное право; международное частное право

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Проанализированы изменения правового статуса нотариальных палат, нотариусов, внесенные Федеральными законами от 29.12.2014 № 457-ФЗ, от 21.12.2013 № 379-Ф3, от 07.02.2017 № 12-ФЗ. Им дана соответствующая оценка. Особо выделены изменения от 07.02.2017 г, определяющие нотариальные палаты как некоммерческие корпоративные организации.

Ключевые слова: нотариальные палаты, юридическое лицо, нотариус, контроль, членство, Гражданский кодекс РФ.

Annotation. In this paper we analyze changes in the legal status of the notary of the chambers of notaries, as amended by the Federal laws from 29.12.2014 N 457-FZ of 21.12.2013 N 379-FZ, from 07.02.2017 N 12-FZ. They are given the appropriate assessment. Highlighted changes from 07.02.2017 G., defining the notary chamber as a non-profit corporate organization.

Keywords: notary Association, legal entity, notary, control, membership, Civil code of the Russian Federation.

Долгое время статусы нотариальных палат — федеральной и региональной — были не согласованы между собой. Складывалось впечатление, что каждая из них действует в своем правовом пространстве.

Так, к примеру, в Основах о нотариате1 отсутствовали нормы о субординационных отношениях, о принятии федеральной нотариальной палатой в пределах своей компетенции обязательных нормативных актов. Несогласованность норм служила почвой для всевозможных конфликтов. В свое время некоторые региональные палаты приостанавливали свое членство в федеральной нотариальной палате, отказывались перечислять взносы. Федеральная палата в ряде случаев оказывалась бессильной.

Кроме того, ранее при отсутствии правовых норм попытка расширительного толкования полномочий федеральной нотариальной палаты (в части осуществления контрольных полномочий по отношению к региональным палатам) вызвала бурные дискуссии. Контроль предполагает структурное единство двух-

уровневой системы управления нотариатом, что совсем не вытекало из одного факта — закрепления обязательного членства региональной палаты в федеральной. Федеральная нотариальная палата искала обходной путь, приняв примерный устав нотариальной палаты субъекта РФ, в котором были установлены положения о контроле. Принимая такой устав, палата субъекта РФ тем самым брала на себя добровольные обязательства подчиняться решениям федеральной нотариальной палаты и принимать ее контрольные полномочия. Контрольные полномочия были прописаны и в Уставе федеральной нотариальной палаты. Но такие идеи находили и резкое неприятие.

Существовавшие в научной литературе представления о частном нотариусе как о лице «свободной профессии»2, имеющем известную функциональную автономию в палате, несмотря на обязательность членства, также справедливо критиковались3. В Постановлении N 15-П Конституционный Суд РФ4 не только подтвердил принципиальную конституционность наделения

нотариальных палат широким объемом полномочий по отношению к деятельности частных нотариусов, но и подчеркнул, что сопутствующие их реализации издержки могут приводить к нарушению прав этих лиц, дефициту нотариальных услуг, другим негативным последствиям. В этой связи законодателю были указаны направления, цели и подлежащие проработке аспекты законодательного регулирования нотариата. Воспринимать обозначенные указания как рекомендации неверно, поскольку, исходя из конституционно-правового понимания природы решений Конституционного Суда РФ, они носят обязывающий характер.

Все вышеуказанное никак не способствовало и даже мешало нормальному функционированию нотариальных палат, порождая неясность в определении их правового статуса.

Не ставя перед собой цель анализа абсолютно всех изменений с 2014 года остановимся на последних из них, которые, по нашему мнению, являются наиболее значимыми.

В результате принятия Федерального закона от 29.12.2015 г. N 391-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» значительным образом была затронута компетенция органов нотариата, внесены изменения в порядок совершения некоторых нотариальных действий. И если данный федеральный закон сопоставить с иными законодательными актами, принятыми в течение 2013 г. — февраля 2017 г., касающимися нотариата, то можно с уверенностью заключить, что государство поставило перед собой задачу переформатировать данный институт.

Так, в соответствии с принятием Федеральных законов от 29.12.2014 N 457-ФЗ5 и от 21.12.2013 N 379-ФЗ6 в организационные основы нотариата, совершение отдельных нотариальных действий внесены серьезные коррективы.

В частности, статья 2 Основ в новой редакции предусматривает дополнительные требования и ограничения для занятия должности нотариуса: запрет на допуск к профессии лиц, имеющих иностранное гражданство (подданство); состоящих на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансерах в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств; установлены возрастные критерии для нотариусов от 25 до 75 лет; более полно сформулированы основания, не позволяющие лицу стать нотариусом, в том числе вследствие представления подложных документов или заведомо ложных сведений.

С 1 июля 2015 г. утрачивает силу статья 3 Основ «Лицензия на право нотариальной деятельности», вызывавшая ироническое отношение все эти годы: лицензия на право есть, а самого права нет. Разумно, что теперь в реестр нотариусов будут включены и лица, сдавшие квалификационный экзамен, которым вместо лицензии будет выдаваться выписка из этого реестра, дающая право работать помощником нотариуса и уча-

ствовать в конкурсе на занятие вакантной должности нотариуса.

Одновременно решается и другой исключительно важный для стажеров вопрос. Дело в том, что с 1 января 2015 года согласно Налоговому кодексу РФ7 стажеры за лицензию на право нотариальной деятельности должны уплачивать госпошлину в размере 100000 рублей. Теперь же, раз нет лицензии, не нужно платить и госпошлину.

Кроме того, новизна нового правового регулирования в том, что внесенными изменениями установлено три возможных варианта замещения нотариуса в связи с отсутствием по уважительным причинам:

1) возможность нотариусу самостоятельно, без согласования с нотариальной палатой, без приказа территориального органа юстиции возложить временное исполнение своих обязанностей на своего помощника или на одного из помощников;

2) временно исполняющий обязанности нотариуса может быть назначен совместным решением нотариальной палаты и территориального органа юстиции из числа лиц, возможно, и не работающих в нотариате, но имеющих лицензию на право нотариальной деятельности или документ о сдаче квалификационного экзамена и отвечающих иным требованиям, предъявляемым к нотариусу;

3) по предложению нотариальной палаты территориальный орган юстиции может наделить другого нотариуса полномочиями по совершению нотариальных действий, требующих использования нотариального архива временно отсутствующего нотариуса.

В феврале 2017 года в законодательство, регулирующее правовой статус нотариальных палат, были внесены очередные и очень существенные изменения. В настоящее время можно говорить о том, что нотариальные палаты получили новый статус. Причиной тому — Федеральный закон от 07.02.2017 N 12-ФЗ8, вступивший в силу в день своего официального опубликования — 7 февраля.

Согласно данному федеральному закону изменен правовой статус нотариальных палат, они перестали быть ассоциациями и получили статус некоммерческих корпоративных организаций.

В Части 1 Гражданского кодекса РФ9 появилась новая статья 123.16-3 ГК РФ «Нотариальные палаты». Ее добавили в главу 4 «Юридические лица» § 6 «Некоммерческие корпоративные организации».

Согласно тексту новой статьи, нотариальные палаты теперь — это некоммерческие организации, представляющие собой профессиональные объединения, основанные на обязательном членстве и созданные в виде нотариальной палаты субъекта РФ или Федеральной нотариальной палаты.

Их целью является исполнение функций, которые предусмотрены законодательством о нотариате. Федеральная нотариальная палата также является некоммерческой организацией и представляет собой профессиональное объединение нотариальных палат

субъектов РФ, которое основано на их обязательном членстве. Создание и деятельность нотариальных палат субъектов РФ и Федеральной нотариальной палаты осуществляется только на основе действующего законодательства о нотариате.

Соответствующие изменения также были внесены в ст. 65.1 ГК РФ и статью 123.1 ГК РФ, в которые были добавлены нотариальные палаты. А из статьи 123.8 ГК РФ упоминание о нотариальных палатах было удалено.

В завершение отметим следующее.

1. Вступившие в силу изменения в ГК РФ, касающиеся статуса нотариальных палат, нами оцениваются положительно.

2. Необходимость внесения данных изменений в ГК РФ была вызвана наличием непреодолимых противоречий между положениями ГК РФ (ранее нотариальные палаты были отнесены к ассоциациям) и Основами законодательства о нотариате.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от

28.12.2016) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

3. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

4. Федеральный закон от 29.12.2014 N 457-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 10.

5. Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2017) // СЗ РФ. 2013. N 51. Ст. 6699.

6. Федеральный закон от 07.02.2017 N 12-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Россий-

ской Федерации» // СЗ РФ. 2017. N 7. Ст. 1031.

7. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» // СЗ РФ. N 22. 1998. Ст. 2491.

8. Романовская О.В. Обжалование действий и решений органов нотариального сообщества // Нотариус. 2012. N 3. С. 6 — 10.

9. Фельцан А.Е. Проблема определения статуса нотариуса в российском законодательстве // Нотариус. 2014. N 1. С. 7 — 11.

1 Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 10. Ст. 357.

2 Романовская О.В. Обжалование действий и решений органов нотариального сообщества // Нотариус. 2012. N 3. С. 6 - 10.

3 Фельцан А.Е. Проблема определения статуса нотариуса в российском законодательстве // Нотариус. 2014. N 1. С. 7 - 11.

4 Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 N 15-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате" // Собрание законодательства РФ. N 22. 1998. Ст. 2491.

5 Федеральный закон от 29.12.2014 N 457-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2015. N 1 (часть I). Ст. 10.

6 Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЭ (ред. от

03.07.2016) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с

01.01.2017) // Собрание законодательства РФ. 2013. N 51. Ст. 6699.

7 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

8 Федеральный закон от 07.02.2017 N 12-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации в части установления отдельной организационно-правовой формы для Федеральной нотариальной палаты и нотариальных палат субъектов Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2017. N 7. Ст. 1031.

9 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.