Научная статья на тему 'Особенности правового сознания сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Особенности правового сознания сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
851
125
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF PENAL SYSTEM OFFICERS / ПРАВОСОЗНАНИЕ СОТРУДНИКОВ / ДЕФОРМАЦИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ / DEFORMATION OF LEGAL CONSCIOUSNESS / LEGAL CONSCIOUSNESS OF THE STAFF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фомин Василий Васильевич

В статье рассматриваются особенности правового сознания сотрудников уголовно-исполнительной системы как отдельный вид профессионального правосознания специализированного, что обусловлено спецификой выполняемых служебных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фомин Василий Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL CONSCIOUSNESS OF PENAL SYSTEM STAFF

The article considers the features of the legal consciousness of the penal system staff as a separate type of professional legal specialized consciousness which is due to the specifics of the service tasks.

Текст научной работы на тему «Особенности правового сознания сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 343.83

ВАСИЛИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ФОМИН,

кандидат юридических наук, доцент, ведущий научный сотрудник научно-исследовательского отдела научного центра, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

Для цитирования

Фомин, В. В. Особенности правового сознания сотрудников уголовно-исполнительной системы / В. В. Фомин // Уголовно-исполнительное право. - 2018. - Т. 14(1-4), № 2. -С. 179-183.

Аннотация. В статье рассматриваются особенности правового сознания сотрудников уголовно-исполнительной системы как отдельный вид профессионального правосознания - специализированного, что обусловлено спецификой выполняемых служебных задач.

Ключевые слова: правовая регламентация деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы, правосознание сотрудников, деформация правосознания.

Уголовно-исполнительная система (УИС) - это относительно самостоятельная подсистема механизма государства, реализующая важную государственную функцию, которую некоторые авторы называют правоисполнительной [1]. Сущность деятельности этой подсистемы заключается в организации и практическом обеспечении процесса государственного принуждения в отношении лиц, совершивших уголовные преступления. Эта деятельность характеризуется наличием собственных целей и задач, субъектным составом, компетенцией субъектов, определенным набором правовых средств и методов.

Уголовно-исполнительная деятельность является стержневым компонентом деятельности УИС и представляет собой разновидность юридической деятельности, осуществляемой в правовых формах. Она связана с реализацией юридической ответственности -с обеспечением «организации» процесса исполнения приговора суда. Другие виды деятельности, осуществляемые в организационных и организационно-правовых формах (воспитательная, хозяйственная, производственная, образовательная, лечебная и др.), носят вспомогательный по отношению к уголовно-исполнительной деятельности характер и призваны обеспечить процесс исполнения наказаний.

Итак, в структуре уголовно-исполнительной системы можно выделить субъекты, выполняющие различные виды деятельности. Все они осуществляются на профессиональной основе, но в юридических формах - только уголовно-исполнительная деятельность.

© Фомин В. В., 2018

Следовательно, можно предположить, что носителями профессионального правосознания являются только субъекты уголовно-исполнительной деятельности.

Кроме того, специфика профессионального правового сознания УИС выражается еще и в том, что оно под определенным углом зрения представляет собой идеологическую форму правового опосредования целей, задач, характера и содержания уголовно-исполнительной деятельности.

Особенности профессионального правового сознания сотрудников УИС обусловлены спецификой, присущей содержанию и характеру их деятельности. Последняя характеризуется двойственной социально-юридической природой. С одной стороны, будучи средством достижения социально значимых целей, она позволяет осуществлять позитивные социальные преобразования и относится к такому типу человеческой деятельности, которая подразумевает «обработку людей людьми» [2]; с другой стороны, она урегулирована правом, направлена на достижение правовых целей и связана с использованием правовых средств, непосредственно направлена на исправление лиц, совершивших преступления.

Выполнение сотрудниками УИС функциональных обязанностей связано с повышенной ответственностью за свои действия, недостаточной определенностью ролевых функций, психологическими и физиологическими перегрузками, необходимостью общаться с лицами, преступившими черту закона. Это осужденные за преступления либо обвиняемые в совершении преступлений. Как правило, это носители криминальной субкультуры, криминального менталитета, правосознание которых преимущественно связано с нигилистическим отношением к праву. Все это накладывает отпечаток на личность сотрудника УИС, способствуя в том числе развитию профессиональной деформации.

Деятельность в системе исполнения наказаний предъявляет достаточно серьезные требования не только к профессиональным знаниям, но и личностным качествам сотрудников, осуществляющих сложную работу, включенную в понятие «исполнение наказаний». Сотрудники УИС должны обладать как специальными профессиональными, так и универсальными знаниями и умениями, среди которых С. Х. Шамсунов особо выделяет соблюдение норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения; проявление корректности и внимательности в обращении с гражданами; терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России; недопущение ситуаций, провоцирующих конфликты, способных нанести ущерб репутации и авторитету службы [3].

Нормы уголовно-исполнительного законодательства и последующих федеральных законов ориентируют сотрудников УИС на проведение в жизнь ведущих принципов права -законности, демократизма и гуманизма. Исправить преступника - значит осуществить его глубинную личностную переориентацию, поэтому сотрудник УИС должен видеть в осужденном не только лицо, отбывающее наказание, но и прежде всего человека, волей обстоятельств оказавшегося в сложной жизненной ситуации. Такое понимание сущности и целевых установок деятельности сотрудников УИС формируется, если ведущие принципы права становятся принципами их профессиональной деятельности.

«Соблюдение прав осужденного требует от сотрудника целого понимания комплекса профессионально значимых качеств. Пенитенциарные учреждения сегодня нуждаются в профессионалах, умеющих адекватно реагировать на изменяющуюся общественно-политическую обстановку, грамотно осуществлять на практике мероприятия, направленные на совершенствование системы исполнения наказаний» [3].

В связи с указанными особенностями к сотрудникам УИС предъявляются особые требования. Важнейшим из них является неукоснительное соблюдение законов РФ,

особенно касающихся порядка и условий исполнения уголовных наказаний. Более того, они несут ответственность за обеспечение законности в своей деятельности.

Непременными элементами профессиональных качеств сотрудников УИС является знание Конституции РФ, уголовно-исполнительного, уголовного и иного законодательства, а также актов, регламентирующих их деятельность. Обязательным должно быть и наличие социально-психологической готовности к соблюдению законодательства, умений и навыков правоисполнительной (уголовно-исполнительной) деятельности.

Правовая регламентация деятельности сотрудников УИС - одна из наиболее специфичных особенностей профессиональной деятельности в этой сфере. Деятельность сотрудников строго регламентирована правовыми актами (законодательные акты, нормативные документы ФСИН России и т. п.). Эта особенность отличает работу сотрудников УИС от многочисленных отраслей человеческой практики, где выполнение работ определяется общими планами или инструкциями и создает широкую возможность для свободного осуществления своих личных представлений о наиболее эффективной организации труда. Правовая регламентация подчиняет деятельность сотрудника порядку, строго установленному нормами закона. Все это в конечном итоге порождает повышенную ответственность сотрудника за свои решения и действия.

К сожалению, среди сотрудников УИС имеют место нарушения служебной дисциплины, должностные преступления, коррупционные проявления и другие деструктивные формы поведения сотрудников, противоречащие нормам и требованиям служебного поведения работников УИС. Что побуждает сотрудников, представляющих закон, переступать установленную черту?

Проблемные вопросы лежат в сфере правового сознания. Правосознание - это «совокупность знаний, представлений о праве, его оценок и чувств по отношению к нему, а также стратегий поведения в правовых ситуациях и определяющих его мотивов» [4]. Правосознание сотрудников уголовно-исполнительной системы следует рассматривать как отдельный вид профессионального правосознания - специализированного, что обусловлено спецификой выполняемых служебных функций, сложившихся в связи с этим стереотипами в оценках правовой действительности, методами и способами деятельности [5].

Что такое право, мораль, каково их значение в обыденной жизни и в выполнении профессиональных функций? У сотрудников, удовлетворенных своей службой в УИС, профессиональная деятельность регулируется как правовыми, так и нравственными нормами, что позволяет им действовать уверенно, качественно выполняя свои служебные обязанности. В то же время у сотрудников с низкой эффективностью и неудовлетворенных своей работой в УИС в представлениях о регулирующей роли права и морали в профессиональной деятельности наблюдается неопределенность, часто скептический (иногда даже цинический) настрой.

От состояния правосознания сотрудников УИС напрямую зависит качество исполнения или своих должностных функций, то есть реализация государственного принуждения к осужденным, обеспечение их прав, законных интересов, исправление и воспитание.

Поскольку эффективное выполнение профессиональных задач сотрудниками УИС невозможно без высокого уровня правового и нравственного сознания, встает вопрос о профилактике негативных настроений, мнений в отношении закона и нравственности в среде сотрудников.

Основным внешним фактором, негативно влияющим на личность сотрудника УИС, является среда осужденных. Влияние на личность со стороны преступников в условиях лишения свободы представляет собой концентрированное отрицательное явление [6].

Сращивание сотрудников пенитенциарной системы с преступными элементами, перерождение, прямое предательство интересов государства является одним из проявлений деформации правосознания [7].

Деформация правосознания может проявиться у сотрудников в недооценке ценности права, в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона, в активном неприятии норм права и в сознательном преступном поведении. Дефекты правового сознания являются одной из причин правонарушений и профессиональной деформации сотрудников УИС.

Скрытым резервом правового сознания современной российской личности является развитие ее ответственности, которая превращается в свободу самостоятельного поведения, усиливая чувство уверенности в себе, готовность к преодолению трудностей своими силами, дееспособность личности. На развитие именно таких потенциально существующих качеств личности, как ответственность и самостоятельность, должны быть направлены общественные и индивидуальные усилия, которые должны привести к ослаблению деформации на уровне личности правового сознания [8].

Профессиональное правосознание сотрудника УИС не возникает одновременно с его поступлением на службу. Процесс формирования профессионального правосознания происходит непрерывно в течение всей жизни индивида. Однако если на начальном этапе он представляет собой своеобразный переход от обыденного к профессиональному, то впоследствии формирование происходит в виде дополнения, коррекции (в том числе деформирующей) уже существующего, наличного профессионального правосознания. Однако сами организационные особенности УИС часто негативно влияют на еще не сложившееся профессиональное правосознание сотрудника, способствуя его деформации, поэтому важной является работа, проводимая в следующих направлениях: отбор кандидатов на службу, приведение в соответствие нормативных документов различных уровней, повышение статуса службы в УИС, создание благоприятного социально-психологического климата, целенаправленная нравственно-правовая работа с молодыми сотрудниками и др. Необходимо не только знание нормативных документов сотрудником любого ранга и звания, но и включение правовых и профессионально-этических норм в систему служебных отношений, приобретение ими личностного смысла для каждого.

Исходя из изложенного можно выделить следующие признаки профессионального правосознания сотрудников УИС:

знание правовых актов, регламентирующих служебную деятельность; солидарность с реализуемыми правовыми предписаниями, осознание того, что как субъект юридической деятельности он преобразует социальную действительность, воздействует на правовой статус осужденных;

постоянная правовая оценка своей деятельности;

умение реализовывать (применять) право в соответствии со своими убеждениями, правовыми установками и ценностями;

наличие готовности к социально активному правомерному поведению [6]. На формирование указанных качеств должно быть направлено правовоспитательное воздействие, осуществляемое в том числе и в системе профессиональной подготовки в УИС. Это, в свою очередь, актуализирует научно-теоретическую разработку проблем, связанных с исследованием правосознания и его деформации у сотрудников УИС.

Принимаемые меры по развитию у сотрудников УИС профессионального правосознание способствуют становлению у них развитого правосознания, признаками которого являются наличие у сотрудника УИС глубоких юридических знаний, умений,

позволяющих воссоздать объективную, неискаженную картину юридически значимой ситуации, преобладание позитивных правовых чувств, настроений, эмоций в восприятии правовой (в том числе пенитенциарной) деятельности, позитивные оценки уголовно-исполнительной политики государства, активная реализация правовых норм, развитая правовая культура [9].

Для того чтобы добиться должного развития правосознания у сотрудников, необходима организованная психологическая работа с личным составом пенитенциарных учреждений.

Библиографический список

1. Коробов С. А. Правоисполнительная деятельность в современном российском обществе: проблемы теории : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 22 с.

2. Карташов В. Н. Юридическая деятельность: понятие, структура, ценность. Саратов, 1989. 218 с.

3. Шамсунов С. Х. О задачах профессиональной подготовки сотрудников ФСИН России // Юридический вестник. 2005. № 1.

4. Гулевич О. А. Социальные представления о преступлениях, жертвах и о работниках правовых институтов : дис. ... канд. психол. наук. М., 1999. 264 с.

5. Шерменев М. А. Деформация профессионального правосознания сотрудников УИС (общеправовой анализ) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 27 с.

6. Ендин А. Б. Духовно-культурные гарантии уголовно-исполнительной законности // Юридический вестник. 2005. № 1.

7. Баранов П. П. Теория систем и системный анализ правосознания личного состава ОВД : монография. Ростов н/Д, 1997. 166 с.

8. Славская А. Н. Правовое сознание личности в условиях современной российской действительности. Развитие психологии в системе комплексного человекознания : сб. науч. тр. М., 2012.

9. Евстафеева Е. А. Личностные детерминанты деформации правосознания сотрудников УИС (теоретический анализ) // Историческая и социально-образовательная мысль. 2013. № 2. С. 137-141.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.