УДК 343.144
ОЛЬГА АНАТОЛЬЕВНА МАЛЫШЕВА,
доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики
(Академия ФСИН России), е-шай: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВЫДАЧИ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ДЛЯ УГОЛОВНОГО ПРЕСЛЕДОВАНИЯ ИЛИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРА
Реферат: международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является многоаспектным, и каждая область такого сотрудничества отличается особенностями правового регулирования.
Наиболее сложным с точки зрения правоприменения выступает правовое регулирование института выдачи Российской Федерацией иностранного гражданина для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение в силу действия ряда факторов объективного характера.
Формированию целостного представления Генеральным прокурором РФ, его заместителем, прокурором, органами ФСИН России, судом о содержании нормативных правовых актов, устанавливающих условия, основания, порядок указанной выдачи, закрепляющих полномочия субъектов, участвующих в осуществлении данного направления международного сотрудничества, а также о содержании правоотношений, складывающихся между субъектами по поводу исполнения запроса о передаче, будет способствовать представленная автором систематизация соответствующих нормативных правовых актов. Отмеченное позволит указанным субъектам более качественно решать свои профессиональные задачи в части, касающейся выдачи, в более полном объеме соблюдать права и законные интересы иностранных граждан, подлежащих выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора.
Ключевые слова: правовое регулирование, выдача, иностранный гражданин, уголовное преследование, исполнение приговора.
Укрепление позиций Российского государства в мировом правовом пространстве обоснованно влечет за собой расширение практики международного сотрудничества, в том числе в сфере уголовного судопроизводства. Последнее обусловлено также активизацией миграционных процессов, наблюдающейся на протяжении последних десяти лет.
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства является многоаспектным, и каждая область такого сотрудничества (направление Российской Федерацией материалов уголовного дела для осуществления уголовного преследования на территории иностранного государства, исполнение запроса иностранного государства об осуществлении уголовного преследования на территории Российской Федерации, передача иностранного гражданина, осужденного к лишению свободы, в государство его гражданства для отбывания наказания и др.) отличается особенностями правового регулирования.
Наиболее сложным с точки зрения правоприменения выступает, по нашему мнению, правовое регулирование института выдачи Российской Федерацией иностранного гражданина (понятие «иностранный гражданин» включает в себя понятие «лицо без гра-
© Малышева О. А., 2016
жданства», возможность чего допускается п. 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации») для привлечения его к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Подтверждением заключения автора выступает наличие таких фактов, как многочисленность нормативных правовых актов, регламентирующих указанную область международного сотрудничества, безусловность их соблюдения, жесткая структурированность, необходимость учета специфики правового статуса лица, вовлеченного в сферу уголовного преследования, наличие правовой неопределенности по отдельным вопросам выдачи. Вывод о существовании проблем в области правового регулирования выдачи иностранного гражданина для уголовного преследования или исполнения приговора можно сделать исходя из анализа содержания постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 июня 2012 г. № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания» (пп. 1-31). Данное обстоятельство обусловливает необходимость более внима-
тельного подхода властных субъектов указанной передачи к осуществлению своих полномочий, требует от них глубокого знания емкой нормативно -правовой основы, имеющей своим назначением защиту личности, подлежащей выдаче, от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод. Речь идет о таких субъектах, как Генеральный прокурор РФ (ч. 4-5, 7 ст. 462, ч. 3 ст. 464, ч. 2 ст. 465, ч. 3 ст. 466 УПК РФ), прокурор (ч. 2, 3 ст. 463, ч. 1, 2 ст. 466 УПК РФ), органы ФСИН России (§ 5 подп. 1 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний; Указом Президента РФ от 12 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» на ФСИН России возлагается обязанность по организации исполнения международно-правовых обязательств Российской Федерации в части экстрадиции, - передачи лиц по запросу иностранного государства для уголовного преследования или исполнения приговора), суд (ч. 1, 4-9 ст. 463 УПК РФ).
Формирование целостного представления указанными субъектами о содержании нормативных правовых актов, регламентирующих процедуру отмеченной передачи, позволит им более качественно решать свои профессиональные задачи в части, касающейся выдачи, в более полном объеме соблюдать права и законные интересы иностранных граждан, подлежащих выдаче для уголовного преследования или исполнения приговора. В этих целях полезна систематизация указанных актов с учетом их юридической силы, которую можно представить следующим образом:
1. Международные правовые акты общего действия:
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.;
- Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.;
- Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и протоколы к ней;
- Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г.;
- Минимальные стандартные правила обращения с заключенными от 30 августа 1955 г. (ст. 45);
- Венская конвенция о консульских сношениях от 24 апреля 1963 г. (ст. 36);
- Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г.
2. Многосторонние договоры Российской Федерации, регулирующие межгосударственное сотрудничество в сфере борьбы с отдельными видами преступлений:
- Конвенция ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 20 декабря 1988 г. (ст. 6);
- Конвенция ООН против коррупции от 31 октября 2003 г. (ст. 44);
- Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма от 13 апреля 2005 г. (ст. 11);
- Конвенция против транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (ст. 16);
- Конвенция по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций от 21 ноября 1997 г. (ст. 10);
- Конвенция Совета Европы о предупреждении терроризма от 16 мая 2005 г. (ст. 18-20);
- Европейская конвенция о пресечении терроризма от 27 января 1977 г.
3. Многосторонние международные договоры о выдаче:
- Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г. с изменениями, внесенными Дополнительным протоколом от 15 октября 1975 г., Вторым дополнительным протоколом от 17 марта 1978 г.;
- Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изменениями, внесенными протоколом от 28 марта 1997 г. (разд. IV);
- Конвенция Шанхайской организации сотрудничества против терроризма от 16 июня 2009 г. (ст. 11).
4. Иные многосторонние международные акты, касающиеся выдачи:
- соглашение о порядке передачи и транзитной перевозки лиц, взятых под стражу, от 17 февраля 1994 г. (г. Ашгабат);
- Инструкция о едином порядке осуществления межгосударственного розыска лиц, утвержденная Советом МВД государств - участников СНГ 7 сентября 2007 г. (г. Баку).
5. Двусторонние международные договоры Российской Федерации о выдаче:
- договор между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о выдаче 1995 г.;
- договор между Российской Федерацией и Республикой Индией о выдаче 1998 г.;
- договор между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Бразилией о выдаче 2002 г.;
- договор между Российской Федерацией и Республикой Анголой о выдаче 2006 г.;
- договор между СССР и Федеративной Народной Республикой Югославией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1962 г.;
- договор между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам 1993 г.;
- другие одноименные двусторонние договоры Российской Федерации с иностранными государствами;
- консульские (двусторонние) конвенции по консульским вопросам.
6. Федеральные законы:
- Конституция Российской Федерации (ст. 15, 17, 18, 46);
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (ст. 7, 9, 15, ч. 2 ст. 97, ст. 108, 109, 125, ч. 1 ст. 462, ч. 3 ст. 463, 464, 466);
- Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 11, 12);
- Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (ч. 9 ст. 12);
- Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1-ФЗ «О беженцах» (п. 1 ст. 10, п. 4 ст. 12);
- Федеральный закон от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (п. 8, 9 ст. 24);
- Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (ст. 1, 2, п. 1. 2 ст. 7, п. 2 ст. 9, п. 1, 2 ст. 10, п. 2, 11 ст. 31);
- Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (ст. 50).
7. Судебные акты:
- регламент Европейского Суда по правам человека по состоянию на 1 июля 2013 г. (правило 39);
- постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 21 «О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и протоколов к ней»;
- постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации»;
- постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 11 «О практике рассмотрения судами вопросов, связанных с выдачей лиц для уголовного преследования или исполнения приговора, а также передачей лиц для отбывания наказания»;
- постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г. № 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога».
8. Подзаконные нормативные акты:
- Указ Президента Российской Федерации от 12 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с Положением о Федеральной службе исполнения наказаний) (§ 5 подп. 1 п. 7);
- Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (с Положением
о Министерстве внутренних дел Российской Федерации) (подп. 11, 26, 27, 43 п. 12);
- постановление Правительства Российской Федерации от 19 июля 2012 г. № 728 «О порядке взаимодействия Федеральной миграционной службы и Федеральной службы исполнения наказаний при реализации международных договоров Российской Федерации»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 15 января 2007 г. № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
- постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. № 382 «О проставлении отметки о запрещении въезда в Российскую Федерацию некоторых категорий иностранных граждан и лиц без гражданства» (подп. «в» п. 1, пп. 2, 3);
- приказ МВД России, Минюста России, ФСБ России, ФСО России, ФСКН России, ФТС России от 6 октября 2006 г. № 786/310/470/454/333/971 «Об утверждении Инструкции по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола»;
- приказ Минюста России от 14 декабря 2005 г. № 242 «Об организации работы по исполнению международных обязательств Российской Федерации»;
- приказ Минюста России от 20 августа 2007 г. № 171 «О порядке представления и рассмотрения документов для подготовки распоряжений Министерства юстиции Российской Федерации о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы»;
- приказ Минюста России и ФМС России от 7 октября 2008 г. № 225/240 «Об утверждении Регламента взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний и Федеральной миграционной службы, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных Министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы».
Представленная систематизация нормативно-правовой базы передачи иностранного гражданина, находящегося на территории Российской Федерации, для уголовного преследования или исполнения приговора позволяет заключить, что совокупность нормативных правовых актов, устанавливающих условия, основания, порядок указанной выдачи, закрепляющих полномочия субъектов, участвующих в осуществлении данного направления международного сотрудничества, а также содержание правоотношений, складывающихся между субъектами по поводу исполнения запроса о передаче, разнообразна по юридической силе, многочисленна по содержанию.
Эффективное осуществление передачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, предусматривающее принятие процессуальных решений и осуществление процессуальных действий, отвечающих требованиям законности, обоснованности, справедливости, мотивированности (ч. 4 ст. 7, ст. 297 УПК РФ), требует от правоприменителя, включая органы ФСИН России, не только знания
самого факта действия указанных международных правовых актов, федеральных законов, соответствующих судебных актов и подзаконных нормативных актов, но и глубокого владения их содержанием, а также умения грамотно их применять при реализации своих полномочий в сфере уголовного судопроизводства в рамках международного сотрудничества.
OLGA ANATOLEVNA MALYSHEVA,
dsc in law, associate professor, professor criminal process and criminalistics department
(Academy of FPS of Russia), е-mail: [email protected]
FEATURES OF LEGAL REGULATION OF FOREIGN CITIZEN'S EXTRADITION FOR CRIMINAL PROSECUTION OR EXECUTION OF A SENTENCE
Abstract: international cooperation in the field of criminal justice is a multi-faceted, and each area of such cooperation is the peculiarities of legal regulation.
The most difficult from the point of view of law enforcement is legal regulation of a foreign citizen's extradition Institute in order to process him to criminal responsibility or to execute a sentence by authority of a number of objective nature factors.
The formation of the integral idea of the General Prosecutor of the Russian Federation, his Deputy, Prosecutor, bodies of the Federal penal service of Russia, by the court about the contents of normative legal acts establishing the terms and conditions, grounds and procedure specified for the extradition, fixing the powers of the subjects involved in implementing the directions of the international cooperation and the maintenance of relationships developing between the subjects on the execution of the request for transfer will contribute to the author's systematization of relevant normative legal acts. All before-mentioned will allow those entities to solve more efficiently their professional problems in respect of the issuance, to more fully observe the rights and legitimate interests of foreign citizens subject to extradition for criminal prosecution or execution of sentence.
Key words: legal adjusting, delivery, foreign citizen, criminal proceeding, execution of sentence.
© Malysheva O. A., 2016